«Спортивное ориентирование как средство воспитания и развития способностей школьников с 0ВЗ.»
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)

Колодеева Ольа Станиславовна

Спортивное ориентирование - один из видов спорта, где участники самостоятельно и ежеминутно решают новые задачи.Установлено, что под воздействием занятий ориентированием значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память.  Ни в каком другом виде спорта не вырабатываются столь быстро , как в ориентированиии, такие необходимые человеку качества , как самостоятельность, решительность, самодисциплина. В статье описываютя методы работы с детьми ОВЗ по направлению спортивное ориентирование и результаты деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportiv_orin.docx470.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Спортивное ориентирование как средство  воспитания и развития способностей  школьников с 0ВЗ»

Спортивное ориентирование - один из видов спорта, где участники самостоятельно решают ежеминутно новые задачи. Это единственный вид спорта, где можно вернуться назад, если неудачно выбран маршрут, и искать лучший вариант.  Это очень эмоциональный вид спорта, который не требует никакого сложного оборудования, специальных площадок и большого финансирования.[1]

Установлено, что под воздействием занятий, ориентирование значительно развивает объем и переключение внимания, наглядно-образную память. Особенности спортивного ориентирования - это сочетание в нем физической и умственной нагрузки, способа снятия нервных нагрузок с организма человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в. достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок.  Неслучайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, более дисциплинированными.[1]

Дети с нарушениями состояния здоровья всегда были освобождены от уроков по физической культуре. Теперь, в связи с постановлением Президента, данные учащиеся должны быть аттестованы. В нашей школе четвёртый год по программе ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) через внеурочную деятельность  обучаются дети с ОВЗ (ограничения состояния здоровья). В группе  - 6 обучающихся,   с  первого до шестого класса с диагнозом  ДЦП (детский церебральный паралич), с различными нарушениями  опорно-двигательного аппарата, зрения, речи: два  ребёнка передвигаются на инвалидной коляске,  двое - с помощью родителей, один - с тростью и за одну руку, один – самостоятельно. Дети изучают топографические знаки для спортивных карт, работу с компасом, знания теории по технике туризма и спортивного ориентирования. В начале курса занимающиеся ориентируются на шахматной доске. На вопрос: укажи свои координаты?, даёт ответ: А6, Б4 и т.д. Усложняя задачи, они знают своё место нахождения на карте по следующей схеме (рис.1)

G:\1.png             Рисунок 1

 Игра имеет большое значение для детей. Во время игры успешно решаются задачи укрепления здоровья и развития различных двигательных и вегетативных функций. Игровая эмоциональность  позволяет  легче дозировать нагрузку, игра позволяет создавать у них положительный эмоциональный подъем, развивать осознания  равного среди равных. Во время игры (ходьбы, различных положений туловища) в работу вовлекаются различные центры головного мозга,  совершенствуются зрение, слух, упражняется двигательный аппарат, развивается тонкая координация движений (мелкая моторика), способность к сохранению равновесия и т.д.

      Учитывая особенность наших воспитанников, связанную с трудностью передвижения, мы постоянно разнообразим настольные игровые задания по технике ориентирования. Техника — это приемы работы по чтению карты. В самом начале обучения наши воспитанники учатся понимать  и читать карту сидя за столом. Позже – на ходу. За условными знаками надо видеть местность, глядя на местность — видеть карту. При движении по местности с чтением карты нужно использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте учащийся держит карту таким образом, чтобы большой палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место первого  контрольного пункта (КП). Отметив компостером КП, и определив свое место нахождения, палец перемещают в точку следующего КП. И так до конца дистанции. Этот прием помогает значительно экономить время: отпадает необходимость в остановке движения для  просматривания всего  поля  карты и отыскивать на ней свою точку местонахождения. По мере накопления опыта обучающиеся  могут запомнить 2 КП.

Роль памяти в жизни человека трудно переоценить: без нее была бы невозможна любая деятельность. И.М.Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека в положении новорожденного. В процессе своей деятельности спортсмен - ориентировщик многократно запоминает участок карты, чтобы контролировать свой путь по местности, и участки местности, чтобы постоянно чувствовать и контролировать свое местонахождение на карте (рис.1). Процесс запоминания условных знаков карты и воспроизведения реальных форм местности и, наоборот, идет постоянно, от старта до финиша. Причем запоминание и воспроизведение проходит на фоне физической нагрузки, нередко при физической и психической усталости, учитывая состояние ребят: в инвалидной коляске, на костылях, с ходунками и с помощью родителей.[1]

                 В  спортивном ориентировании используется кратковременная (оперативная) и долговременная  память.. Пример: рассмотрев карту на старте, запомнил необходимый для движения участок и рассуждает: «двигаюсь вдоль левой стены спортзала до обруча, мой КП - ближе к старту,  далее  мимо скамейки к «кирпичу» и т.д.» (рис.2) В действии кратковременная память: участок после прохождения можно забыть. Но с накоплением опыта, он будет руководствоваться понятиями: свои КП  и  ложные, севернее,  западнее, ближе или дальше от входа в спортзал, от старта.

F:\Users\Учитель 2\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Безымянный.tif                   Рисунок 2

Для развития зрительной памяти разработаны упражнения [3]:

1. На столе лежат предметы. Участники должны запомнить эти предметы. Для усложнения задания увеличивают количество предметов и уменьшают время для запоминания.

2. Топографическую карту разрезают на кусочки (пазлы), предлагается из них сложить целую карту, используя такую же контрольную карту.

3. Зарисовать  условные знаки по памяти с карты ,  которая была показана в течение  отрезка времени.

4. Перенос КП с контрольных карт на чистую (на скорость и точность).

5. Прослушивают слова: турист, карта, маршрут, привал, палатка, костёр, фонарь, лес, озеро.            Написать, сколько запомнил. Составить кроссворд и найти значение слов.

 7. Написать топографический диктант.(Рис.3)

F:\Users\Учитель 2\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpg                Рисунок 3

8. Решить  тест.  ( рис.4)

C:\Users\Home\Desktop\тесты упражнения\тест 1.jpg

Рисунок 4.

На основе навыков по курсу  «Путь к здоровью» в нашей школе  проводятся дни здоровья, открытые уроки,  внутришкольные  соревнованиях по спортивному ориентированию в закрытом помещении и открытой местности  - по типу «Лабиринт», т.е.ограниченная лентой площадка,  Для проведения соревнований или занятий непременным условием должна быть ровная, с твёрдым покрытием  площадка, где безопасно может передвигаться ребёнок с ходунками,  на трёхколёсном велосипеде,  на костылях.

Стало традицией проведение городских соревнований по спортивному ориентированию в Саяногорске, п. Майна, в р.п.Черёмушки   с участием  детей с ОВЗ. В 2015-16 учебном году два воспитанника, Саша С. И Лера Х., стали призёрами городских соревнований среди коррекционных школ и  заявили о своём желании в дальнейшем участвовать  на общих основаниях со здоровыми детьми.  В учебном году таких стартов  бывает до 7-9, не во всех наши дети могут принять участие по различным причинам: невозможен переезд в общественном транспорте, не всегда свободны родители, выполняющие функции сопровождающего, не везде есть возможность для специальных средств передвижения.  Однако для того, чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию, необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, а это должны обеспечить взрослые. Только вот  и рост  результатов заканчивается в границах города, а в Республику Хакасия  нам выхода нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

открытое занятие "Ориентирование. Виды спортивного ориентирования"

Конспект открытого занятия по туризму "Ориентирование. Виды спортивного ориентирования" (сокращенный вариант).  Данное занятие является вводным для детей 1 года обучения....

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Знакомство с основами спортивного ориентирования детей дошкольного возраста»

Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Знакомство с основами спортивного ориентирования детей дошкольного возраста»...

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Развитие и оздоровление обучающихся в спортивном ориентировании»

Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Развитие и оздоровление обучающихся в спортивном ориентировании»...

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Значение и особенности мотивации и целеполагания в спортивном ориентировании»

Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Значение и особенности мотивации и целеполагания в спортивном ориентировании»...