Берегись беды, когда ты у воды
учебно-методическое пособие по физкультуре (5 класс)
Для ознакомления с правилами поведения у рек, водоемов, озёр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bergis_bedy_kogda_ty_u_vody.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕРЕГИСЬ БЕДЫ, КОГДА ТЫ У ВОДЫ
(устный журнал)
Цели: познакомить детей с правилами поведения у воды, с правилами оказания помощи пострадавшим; закрепить знания детей о том, какую опасность несет вода, если не соблюдать определенные правила.
Ход классного часа
Ведущий. Сейчас перед вами раскроются страницы устного журнала «Берегись беды, когда ты у воды».
Первая страница
«Осень. Осторожно – ледостав!»
Учитель. Поздняя осень. Настало время осенних заморозков. С наступлением осенних заморозков на реках, озерах, прудах образуется ледяной покров. Наступает пора катания на коньках, лыжах, санках. Но этот лед еще слаб и тонок. По нему очень опасно ходить, кататься на коньках и санках. Эти веселые развлечения на не совсем еще окрепшем льду могут привести к несчастному случаю. Чтобы этого не случилось, надо соблюдать осторожность на льду, строго выполнять существующие правила.
Давайте, ребята, вспомним эти правила.
∙ Не переходите водоем по льду до полного его замерзания. Период ледостава на реках дольше, чем на прудах и озерах, а на середине лед непрочен даже в разгар зимы.
∙ Переходить водоем нужно в местах, где оборудованы специальные ледовые переправы. Безопасность движения здесь гарантирована. В местах, где ледовые переправы отсутствуют, при переходе следует обязательно проверять прочность льда пешней или палкой. Если пешня проваливается, или в месте удара появляется вода, или лед трескается, нужно немедленно возвращаться к берегу. При переходе группой расстояние между пешеходами должно быть не менее 5–6 м.
При переходе водоема на лыжах нужно отстегнуть крепления, снять с рук петли лыжных палок, снять с одного плеча лямку рюкзака. Расстояние между лыжниками тоже должно быть 5–6 м.
∙ Будьте внимательны и осторожны при катании на санках или лыжах с крутого берега – внизу может оказаться прорубь, майна или полынья. Опасно кататься или играть в хоккей за пределами специально оборудованного катка – вы можете не заметить запорошенных снегом трещин или проломов.
∙ Во время зимнего лова рыбы опасно собираться большими группами на льду, делать рядом несколько лунок. Чтобы кто-нибудь не попал ногой в затянувшуюся льдом лунку, уходя, ставьте около нее вешку.
∙ Обходите вмерзшие в лед кусты, камыши или какие-либо предметы, места впадания в водоемы речек или ручьев, а также места сброса промышленных вод – лед там всегда непрочен.
Учитель. Что же нужно делать, если все-таки случилась беда и кто-то провалился под лед? Как правильно оказать помощь?
Дети. При оказании помощи провалившемуся под лед приближаться к нему надо ползком (лучше всего подложив под себя лыжи, доску, лестницу или фанеру), за 4–5 м от пролома подайте шест, багор, доску, веревку, ремень, лыжную палку или шарф и, медленно затем отползая, вытягивайте пострадавшего на прочный лед. После того как вытащили пострадавшего, нужно как можно быстрее доставить его в помещение, снять мокрую одежду, растереть спиртом, укутать в теплые и сухие вещи, напоить горячим чаем. Сразу желательно вызвать врача.
Вторая страница
«Идет проказница зима»
Учитель. Много удовольствий сулит зима! Хорошо в морозную погоду промчаться на коньках по ледяной глади, стремительно скатиться с крутого берега на санках. Однако, чтобы избежать несчастных случаев, надо соблюдать осторожность на льду, строго соблюдать простые, но обязательные правила. Давайте вспомним еще раз правила осторожности:
∙ Следует опасаться мест, запорошенных снегом. Под снегом лед нарастает значительно медленнее. Иногда случается, что по всему водоему толщина открытого льда достигает 10 см, а под снегом – всего 3 см.
∙ В местах с быстрым течением образуются промоины, проталины, полыньи. Здесь вода покрывается лишь тонким льдом. Такие места опасны и для лыжников, и для пешеходов.
Учитель: Послушайте небольшой рассказ по М. Горькому:
КЛИМ САМГИН НА КАТКЕ
Пятеро ребят пошли на речной каток. Разрезвившись, они перелезли через ограждение и покатили по речному льду. Под двумя первыми детьми лед провалился, и они оказались в воде. Девочка сразу захлебнулась, но успела схватить за ноги еще барахтавшегося мальчика. Подоспевший Клим подполз к пролому и бросил товарищу ремень. Мальчик поймал конец ремня, потянул – и вместе с ремнем потащил к воде более легкого Клима. Клим испугался и выпустил ремень из рук. Рядом не было никого из взрослых. Дети утонули.
Учитель. Почему случилась беда? Как бы ты поступил в таком случае?
Вот еще рассказ по И. Толстому:
ШУТОЧКА
Илюша с братьями пришли кататься на коньках. С ними вместе прибежали человек пять деревенских ребят. Лед на пруду был тонок, слышались раскатистые потрескивания. Илюше вздумалось испытать прочность льда. Он собрал всех ребят в кучу и велел им по команде изо всех сил подпрыгнуть. Сам он отошел в сторону. Мальчики подпрыгнули, лед под ними обломился, и они всей кучей пошли ко дну.
К счастью, это было на мелком месте, и все кончилось благополучно.
Учитель. Какие меры безопасности нарушили ребята? Как поступил Илюша? Как самому можно попытаться выбраться на лед, если вы провалились, а рядом никого нет? (Ответы детей.)
∙ Если неожиданно провалишься под лед, нужно стараться держаться на поверхности воды и звать на помощь. Необходимо не терять самообладание, не впадать в панику, стараться выбраться из пролома самостоятельно. Для этого нужно раскинуть руки в стороны и положить их на кромку льда, осторожно вынести на лед одну ногу, а затем вторую. Мягким движением выкатиться на лед и отползать в сторону от места провала.
Учитель. Вы слушали рассказы о шалостях ребят на льду. Сейчас послушайте рассказ о мужестве и стойкости советских людей во время Великой Отечественной войны, как они прокладывали Дорогу жизни по Ладожскому озеру к блокадному Ленинграду.
ДОРОГА ЖИЗНИ
Осень 1941 года. Фашистские полчища вышли к Ладожскому озеру, но, зажатый в кольцо блокады, Ленинград продолжал героическую борьбу.
Единственный путь, оставшийся для связи с Большой землей, проходил по Ладожскому озеру. Как только в середине ноября 1941 года озеро покрылось льдом, по нему сразу же стали прокладывать дорогу, и в ночь на 12 ноября по льду озера прошла первая колонна: она состояла из 60 грузовиков, и командовал ею майор Порчунов.
Зима выдалась суровой: над Ладогой часто завывал северный ветер, который нес с собой метели и морозы. Образовывались трещины, вода заливала лед, машины не слушались руля, а фашистские самолеты беспрестанно охотились за машинами. И все-таки движение по Ладоге, по Дороге жизни, продолжалось более 150 суток, несмотря на метель, пургу, бомбежки, и Ленинград был обеспечен всем необходимым для битвы, для победы.
Все дальше уходят в прошлое события тех лет, но ни ленинградцы, ни весь народ никогда не должны забывать подвига легендарной Дороги жизни.
Третья страница
«Весна. Осторожно – ледоход!»
Учитель. Вот и март. Наступает время весеннего потепления. С утра еще подмораживает, а днем уже тепло. Появились лужи, почернели дороги и лед на реке. Подтаявший лед становится рыхлым и слабым. Пора попрощаться с играми на льду до следующей зимы. Становится еще теплее, реки вскрываются. Приближается время весеннего паводка. Начинается ледоход. Это красивое, но опасное зрелище всегда привлекает к себе многих детей. Какая же опасность может подстерегать вас, если не быть внимательными и осторожными?
∙ Когда наблюдаешь за ледоходом с моста, набережной или причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения, так как можно упасть в воду.
∙ Необходимо остерегаться любования ледоходом и с обрывистых берегов. Во время ледохода вода часто размывает берега, и они обваливаются.
∙ Весной опасно ходить на плотины и запруды – они могут быть неожиданно сорваны напором льда или размыты сильным течением воды.
∙ Наблюдая ледоход, нельзя приближаться к ледяным заторам.
∙ Во время ледохода необходимо прекратить всякие игры на льду, катание на льдинах, прыжки с льдины на льдину – это очень опасно для жизни.
Учитель. Что же нужно делать, если увидишь, что с кем-то случилась беда на реке? (Ответы детей.)
∙ Необходимо при этом позвать на помощь старших товарищей или взрослых.
∙ Немедленно оказать помощь пострадавшему. Для этого можно использовать спасательные круги, лодки, шесты, веревки, жерди, лестницы, доски и любые предметы, имеющие хорошую плавучесть.
∙ Нельзя оставлять маленьких детей без надзора.
Четвертая страница
«Лето. Шалить в воде – быть беде!»
Учитель. Приближается жаркое, знойное лето. Пора веселых летних каникул. С нетерпением ждут ребята каникул, когда можно будет посидеть на берегу с удочкой, совершить лодочную прогулку, поиграть у воды, позагорать, искупаться. Ты любишь купаться? Это очень хорошо. Вода укрепляет здоровье, закаливает организм, доставляет удовольствие, поднимает настроение. Но нельзя забывать об опасности, которую таит в себе вода.
Послушайте советы Нептуна.
∙ Купаться и загорать лучше всего на оборудованном пляже. Кто не умеет плавать, тем не следует заходить в воду выше пояса.
∙ Находиться в воде рекомендуется не более 10–15 минут. После купания следует насухо вытереть лицо и тело.
∙ Не плавайте на надувных матрацах и автомобильных камерах. Ветром или течением их может отнести далеко от берега, а волной – захлестнуть или перевернуть.
∙ Не допускайте грубых шалостей в воде. Опасно подныривать друг под друга, хватать за ноги, «топить», заводить или затаскивать на глубину тех, кто не умеет плавать. Запрещается взбираться на буи, бакены и другие технические знаки.
∙ Некоторые шутники при купании любят делать вид, что они выбились из сил, захлебываются или тонут. Пресекайте такие «забавы». Ложные сигналы о помощи отвлекают спасателей и мешают им выполнять свои обязанности.
∙ Не оставляйте у воды младших братьев и сестер. Маленькие дети удивительно бесстрашны. Не ведая об опасности, они могут в воде оступиться и упасть, захлебнуться волной или попасть в яму. Не забывайте о своей ответственности за их безопасность.
∙ Не разрешается заплывать за ограничительные знаки, отплывать далеко от берега или переплывать водоем на спор.
∙ Будьте осторожны при прыжках в воду. Даже те места, где ныряли прошлым летом, нужно проверить, потому что за год там могли образоваться наносы или мог понизиться уровень воды.
∙ Всех правил, которые нужно соблюдать у водоема, не предусмотреть. Осторожность – вот единственный залог безопасности на воде.
Помните: только береженого Нептун бережет.
Учитель. Как оказать первую помощь пострадавшему на воде? Послушайте стихотворение:
ПРО ДВУХ ЛОДЫРЕЙ С. Я. Маршак
Это лодырь мой знакомый,
А зовут его Еремой.
Это брат его родной,
А зовут его Фомой.
Был Ерема на лугу,
А Фома на берегу.
Услыхали: кто-то стонет,
Поглядели: дядька тонет, –
То ныряет, то плывет,
Помощь с берега зовет…
Говорит Фома: – Сейчас!.. –
А Ерема: – Через час!..
Мы пойдем в деревню к людям,
Да веревку раздобудем,
Кинем с берега конец –
Не утонете, отец!
Учитель. На ваших глазах произошел несчастный случай – утонул человек. Что вы будете делать? Побежите искать спасателя? Звонить в «скорую»?
Но утонувшего можно вернуть к жизни только в том случае, если он пробыл под водой не более 5–6 минут.
Значит, помощь ему нужно оказать немедленно.
Пусть кто-нибудь срочно вызывает врачей, а вы, не дожидаясь их прибытия, приступайте к оказанию первой помощи пострадавшему. Помните – его жизнь в ваших руках! Действуйте спокойно, правильно и быстро.
Как это надо делать, расскажут вам юные ОСВОДовцы (общество спасания на водах).
Дети (рассказывают по очереди).
1. Прежде всего осмотрите извлеченного из воды человека. Если в рот ему попали песок, ил, тина, то поверните его голову набок и пальцем, обернутым платочком, очистите ротовую и носовую полости.
В случае обильного истечения жидкости из рта и носа пострадавшего, положите нижнем краем грудной клетки (не желудком!) на бедро своей согнутой ноги так, чтобы голова находилась по уровню ниже желудка. Одной рукой удерживайте голову в таком положении, а другой ритмично нажимайте на спину, пока выходит вода. Эти действия, в случае их необходимости, не должны занимать более 10–15 секунд.
2. Затем сразу же необходимо приступить к проведению искусственного дыхания. Помните: чем раньше вы начнете применять искусственное дыхание, тем больше шансов спасти человека.
Уложите пострадавшего спиной на ровную и обязательно твердую поверхность. Если он одет, расстегните ему верхние пуговицы и пояс. Встаньте на колени слева, максимально запрокиньте назад голову пострадавшего, чтобы у него открылись дыхательные пути, и одновременно, сместив челюсть вниз, раскройте ему рот. Сделайте глубокий вдох, приложите свои губы к губам пострадавшего и с силой произведите вдувание воздуха. Во время вдувания пальцами другой руки зажимайте ноздри пострадавшему. Выдох у него произойдет самостоятельно. Вдувание воздуха делайте с частотой собственного дыхания.
Если вам не удалось открыть рот пострадавшему, то в той же последовательности производите вдувания воздуха через нос.
3. Обязательно сочетайте искусственное дыхание с наружным массажем сердца, если у пострадавшего отсутствует сердцебиение.
Для проведения массажа положите одну ладонь поперек нижней трети грудины пострадавшего (не на ребра), а другую поверх нее накрест. Надавите на грудину запястьями так, чтобы она прогнулась на 3–4 см к позвоночнику, и отпустите. После каждого вдувания воздуха в рот (нос) пострадавшего делайте 4–5 ритмичных надавливаний на грудину.
Прогибать грудину нужно сильно, толчком, используйте для этого вес собственного тела. Детям наружный массаж делайте одной рукой.
Хорошо, если помощь оказывают двое. В этом случае один производит искусственное дыхание, а другой затем массирует сердце.
Учитель. Стимулируя таким образом сердечную мышцу, вы можете наконец заставить ее сокращаться самостоятельно. Но если этого долго не происходит – не отчаивайтесь, продолжайте поддерживать искусственное кровообращение и дыхание до прихода «скорой помощи». Ваши действия поддержали жизнедеятельность организма пострадавшего, и это облегчит врачам-реаниматорам мероприятия по дальнейшему оживлению человека.
Пятая страница
«Завидую тебе, питомец моря смелый»
Учитель. Знаешь ли ты, что во многих городах нашей страны есть клубы юных моряков, юных речников, юных спасателей?
В таких клубах ребята учатся плавать, вязать морские узлы, изучать азбуку Морзе, флажковой семафор, устройство шлюпок, учатся помогать терпящему бедствие на воде.
За школьные уроки тоже приходится засесть, особенно за английский – международный язык моряков. Девиз юных моряков: «Борьба, отвага, скромность, труд и дружба». Из юных моряков вырастают настоящие герои. Послушайте один рассказ о наших героях.
ПОДВИГ
На рейде одного из островов Курильской гряды стояло несколько самоходных барж. Одну из них во время урагана унесло в океан. Экипаж баржи состоял из четверки советских солдат.
В днище баржи оказались пробоины, и машинное отделение наполнилось водой. В течение двух суток вода была откачана и пробоины заделаны. Отнесенная ветром от Курильских островов, баржа продолжала свой дрейф в течении Куро-Сиво, все более удаляясь от берега.
Шторм бушевал и днём, и ночью. Дни шли, а продовольственные запасы экипажа таяли. Да и запасы были невелики: ведро картошки, килограмма полтора свиного жира, одна неполная и одна нераспечатанная банка свиной тушенки, буханка хлеба и питьевая вода в баке. Принимали пищу раз в двое суток, а через несколько дней сократили рацион более чем вдвое: по одной картошке и по ложке жира в суп на четверых.
Однажды ночью экипаж баржи вдали увидел огни парохода. Они стали «писать» сигнальной лампой призыв SOS. Но корабль прошел мимо. То же случилось и в следующий раз. Так же, как и в ловле рыбы, не было удачи и в попытке убить акулу. Багор оказался коротким, и акула ушла.
23 февраля, День Советской армии, было решено отметить обедом, но варить было нечего. Пришлось ограничиться тем, что каждый по очереди покурил единственную цигарку-крученку.
Когда кончились все продукты, экипаж получал по полкружки пресной воды в день. В последний раз сыграли ребята на гармошке и с жадностью стали отдирать от нее кожу. Вареная в морской воде и смазанная техническим вазелином, кожа казалась очень вкусной.
К концу февраля члены экипажа сильно ослабели, так что почти не могли двигаться. Но несчастье скрепило дружбу советских юношей. Их вера и надежда на помощь и спасение стали несокрушимы и неугасимы.
18 марта советские солдаты были сняты с баржи американским авиалайнером и доставлены в Нью-Йорк.
На трансатлантическом лайнере герои прибыли во Францию, а оттуда на самолете Ту-104 на Родину, где были награждены орденами Красной Звезды. В июне они возвратились в свою часть для несения воинской службы.
Учитель. Ребята, помните всегда о том, о чем мы сегодня с вами много и очень подробно говорили.
∙ Будьте внимательными, дисциплинированными и осторожными, когда бываете у воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Берегись беды, когда ты у воды
для ознакомления с правилами поведения у рек, водоемов, озер...
Родители! Берегите детей от беды!
Уважаемые родители!Мы уверены в том, что Вы так или иначе, знаете семьи, в которых дети вподростковом возрасте стали употреблять наркотики.Мы надеемся, что вы сочувствуете этим людям и передадите им э...
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...
Акция по очистке берегов малых рек и водоемов «Вода России»
Чистые берега рек в наших руках. 2 сентября 2016 года на участке реки Левый Бейсужек ст. Брюховецкой в районе Гребной базы, прошла акция по очистке берегов малых рек и водоемов «Вода России», орг...
Чтобы не было беды - будь осторожен у воды
Конспект урока по Окружающему миру...
Чтобы не было беды - будь осторожен у воды
Сценарий по безопасности на воде...
Урок Мужества «Не забывай те грозные года, когда кипела волжская вода!» (К 80-летию Победы в Сталинградской битве) (проведено в феврале 2023 г.)
К 80-летию разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом (2 февраля 1943 г.)...