Рабочая программа по физическое культуре. 9 класс
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Котелевская  Наталья Владимировна

Рабочая программа по физическое культуре. 9 класс составлена на основе авторской программы В. Ляха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                        

Советом трудового коллектива

ГБОУ лицея № 395

Протокол от  ___________ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ        

директор ГБОУ лицея № 395

_______________________________

С.П. Сергеева

приказ от ______________ г. № ___

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

___________________/Баранова О.А.

«_____» ________________20 ____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_________________/Мальцева Г.П.

«____» _______________20 _____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « физическая культура»

для 9« А», « Б», « В»  класса

на 2018– 2019 учебный год

Ф.И.О. учителя-составителя:  Цыкунова Наталья Владимировна

Квалификационная категория: высшая

Количество часов по учебному плану:  102 часов (3часа в неделю)

Количество часов по факту на конец года: ____ часов

Выполнение программы

               

Санкт-Петербург  

2018  год

Пояснительная записка

Нормативно правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по физической культуре для  9 класса составлена с учетом следующей нормативной базы:

1. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.

3. Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов 2010 года автора В.И. Ляха

4. Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования ГБОУ лицея № 395 на 2018-2019 учебный год

5. Учебный план  ГБОУ лицея № 395 на 2018-2019 учебный год.

Цель школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи рабочей программы:

  • содействовать гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных и кондиционных  способностей;
  • формирование основ знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями  на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  • выработать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формировать адекватную оценку собственных физических возможностей;
  • воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;
  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»

Предметом обучения физической культуре является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Описание места учебного предмета

Курс «Физическая культура» изучается в 9 классе из расчета 3 часа в неделю (в 9 классе - 102 часа в год). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрауки от 30 августа 2010 г. № 889.

Содержание программного материала состоит из двух частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культур. Вариативная   часть физической культуры обусловлена необходимостью учета региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

В базовую часть входят разделы программы: легкая атлетика, спортивные игры

( волейбол и баскетбол),  гимнастика. В вариативную часть входит кроссовая подготовка и футбол.

Региональный компонент  (лыжная подготовка заменяется кроссовой). 

 

Планируемые предметные результаты освоения программы по физической культуре в  9 классе

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета

« физическая культура» обучающиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

  • основы истории развития физической культуры в России;
  • особенности развития избранного вида спорта;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • психофункциональные особенности собственного организма;
  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепление здоровья и повышения физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленности, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных площадок и сооружений;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.

 

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9.2

10,2

Силовые

Лазание по канату на расстояние 6 м, с

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

12

180 см

_______

____

165см

18

К выносливости

Кроссовый бег на 2 км

8 мин 50 с

10 мин 20 с

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

10,0

12,0

14,0

10,0

            Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100м, прыжок в длину  или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять  соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

           Способы физкультурно-оздоровительной деятельность: использовать различные виды физических упражнений  с  целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль.

           Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Информация о внесенных изменениях в примерную общеобразовательную  программу. 

Рабочая программа не включает прохождение раздела «Лыжная подготовка  в связи, с чем  добавляется « Кроссовая подготовка». Время на прохождение материала «элементы единоборств» у девушек в равных пропорциях распределяется на другие разделы программы.   Все остальные темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего  образования по физической культуре без изменений. Раздел  «Лыжная подготовка» и « Плавание»  рекомендована детям для самостоятельного изучения, в связи со сложившимися погодными и климатическими условиями мегаполиса

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова ; под ред.М.Я. Виленского. – М.:Просвещение, 2012.- 142с.

2. Лях В.И.Физическая культура.8-9 кл.:учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях,А.А. Зданевич ; под общ.ред. В.И. Ляха.-М.:Просвещение,2012

3.Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. /В.И.Лях, А.А. Зданевич, 2010г.

4.Физическая культура. Тестовый контроль 5-9 классы В.И.Лях. М.:Просвещение, 2012г.      

Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

-групповая, парная, индивидуальная деятельность;

-игровая деятельность;

-самостоятельная или совместная деятельность.

   

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета “Физическая культура” направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков при организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

- здоровьесбережения;

-самоанализа и коррекции действий;

- информационно-коммуникационные;

- развития навыков самодиагностики;

- коллективного выполнения заданий.

Специфические для учебного курса формы и виды контроля освоения обучающимися содержания:

- текущий контроль: тест, устный опрос;

- зачет

-контрольный норматив.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением об утверждении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 395 Красносельского района г. Санкт – Петербурга»

Содержание учебного предмета

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физической деятельности: всесторонность развития личности; укрепления здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни;  физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественно и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы.

Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками вовремя  занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела.

Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование  техники движений в избранном виде спорта.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта.

Методико-биологические основы.

Роль физической физкультуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья. Основы организации двигательного режима. Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

Вредные привычки, причины  их возникновения и пагубное  влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры  и формирование индивидуального здорового стиля жизни.

Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, душ, купание в реке.

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия

Двигательные умения, навыки и способности.

            Легкая атлетика (27 ч): метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м;  бросок набивного мяча из различных исходных положений; длительный бег до 20 минут; прыжки и многоскоки; эстафеты, старты из различных исходных положений; варианты челночного бега; высокий старт и низкий старт до 40 м; стартовый разгон; бег 100 м на результат; эстафетный бег; бег на 2000 ; прыжки в длину с 13-15 шагов разбега.

            В гимнастических и акробатических упражнениях (21ч):  комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении; комбинации упражнений с обручами, лентами, скакалкой; упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами в парах; опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча.

           В спортивных играх (34 ч) : Комбинации из освоенных элементов техники передвижений; варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; действия против игрока без мяча и с мячом; индивидуальные и командные тактические действия  в нападении и защите; игра по правилам.

          Футбол (6 ч): удары по летящему мячу внутренней стороной стопы ; игра в футбол.

           Кроссовая подготовка (9ч): преодоление горизонтальных и вертикальных  препятствий; специальные беговые упражнения; длительный бег до 20 мин


Материально-техническое  и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

        

Библиотечный фонд.

1. Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова ; под ред.М.Я. Виленского. – М. :Просвещение, 2012.- 142с.

2. Лях В.И.Физическая культура.8-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях,А.А. Зданевич ; под общ.ред. В.И. Ляха.-М.:Просвещение,2012

      Печатные пособия:

  • таблицы, схемы (по программе обучения).

     Интернет-ресурсы:

  • http://sporttenles.boom.ru – Правила различных спортивных игр
  • http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
  • http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
  • http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  • fizkultura-na5.ru- Сайт учителей физической культуры
  • Правила различных спортивных игр http://sportrules.boom.ru/

Учебно-практическое оборудование.

Бревно гимнастическое.                    

Козел гимнастический.  

Конь гимнастический.

Перекладина гимнастическая.

Канат для лазанья.

Мост гимнастический.

Скамейка гимнастическая.

Комплект навесного оборудования.

Скамья наклонная.

Гантели.

Маты гимнастические.

Мяч набивной (1,2кг)

Мяч теннисный.

Скакалка гимнастическая.

Палка гимнастическая.

Обруч гимнастический.

Легкая атлетика                                  

Планка для прыжков в высоту.

Стойка для прыжков в высоту.

Флажки разметочные.

Лента финишная.

Рулетка измерительная.

Номера нагрудные.

Спортивные игры.

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой.

Мячи баскетбольные.

Стойки волейбольные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

Табло перекидное.

Ворота для мини - футбола.

Мячи футбольные.

Компрессор для накачивания мячей.

Средства первой помощи.

Аптечка медицинская.

Пришкольный стадион

Легкоатлетическая дорожка.                                                                  

Сектор для прыжков в длину                

 Игровое поле для футбола.

 Площадка игровая баскетбольная.                                                                  

 Площадка игровая волейбольная.                                                                

 Гимнастический городок.                                                                

 Полоса препятствий.                                                                  

                                                     

Тематический план по курсу «Физическая культура»  9 класс

№ п/п

Вид программного материала

Количество

часов

Формы  контроля

1

Базовая часть

87ч

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

Опрос, тест

1.2

Легкая атлетика

15 ч

Зачет

1.3

Кроссовая подготовка

1.3

Гимнастика

  21 ч

Зачет

1.4

Волейбол

17ч

Зачет

1.5

Баскетбол

17 ч

Зачет

1.6

Легкая атлетика

12 ч

Зачет

2

Вариативная часть

15ч

2.1

Кроссовая подготовка

9 ч

Зачет

2.2

Футбол

6 ч

Всего:

102 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...