Методический семинар
методическая разработка по физкультуре

Волкова Мария Сергеевна

Методический семинар «Здоровьесберегающие аспекты развития детской одаренности на уроках физической культуры»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34 имени Амелина Станислава Александровича», г. Кемерово Волкова Мария Сергеевна, у читель физической культуры, Высшая квалификационная категория МБОУ «СОШ №34» Городской конкурс «Учитель года» Методический семинар «Здоровьесберегающие аспекты развития детской одаренности на уроках физической культуры»

Слайд 2

«Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант , получит ли он шанс использовать свою одаренность». Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012г. № Пр-827) В современном образовании очень актуальны проблемы: выявление, прогноз, сохранение и развитие одарённости детей; ориентация образовательной деятельности на самоценность и творческий потенциал личности ученика, развитие внутренних ресурсов к самообразованию и саморазвитию каждого одарённого ребенка; максимальное использование личностью своих способностей и возможностей во всех сферах человеческой деятельности, в том числе, - поддержка и развитие физического и психического здоровья граждан Российской Федерации.

Слайд 4

Здоровье школьника - результат образования. В соответствии с ФГОС НОО, ООО деятельность ОУ по обеспечению здорового и безопасного образа жизни определена содержанием ООП НОО, ООП ООО через программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (на уроне НОО), программу воспитания и социализации обучающихся (на уровне ООО). Одним из основных критериев эффективности здоровьесберегающей деятельности в ОУ является внедрение, применение и реализация здоровьесберегающих и здоровьесозидающих образовательных технологий, на уроках физической культуры.

Слайд 6

При решении этих вопросов возникают противоречия

Слайд 7

Цель учителя физической культуры – укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры

Слайд 8

Актуальность деятельности по данному направлению Реализация личностно - ориентированного педагогического подхода к учащимся в целях гармоничного развития ребенка, использование системы развивающего обучения и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.

Слайд 10

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей

Слайд 11

Типы ведущей деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей

Слайд 12

Типы ведущей деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей

Слайд 13

Типы ведущей деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей

Слайд 15

Результативность работы с одаренными детьми Количественные показатели сдачи норм ВФСК ГТО (1-11 класс)

Слайд 16

Результативность работы с одаренными детьми Год Ф.И. учащегося Название мероприятия Статус участника 2016 Ефремова Е. Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 1 место 2016 Овчиникова В. Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 2 место 2016 Гончарова Е. Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 1 место 2016 Коняк Д. Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 1место 2017 Овчиникова В. Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 1 место 2017 Петрова А. Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 2 место 2017 Федорова А. Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 2 место 2017 Караськова В. Районный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 3 место 2017 Шульга В. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 1 место 2017 Овчиникова В. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 3 место 2018 Кузнецова А. Областные соревнования по легкой атлетике «Шиповка Юных» (прыжки в длину) 3 место 2018 Исайкина А. Областные соревнования по легкой атлетике «Шиповка Юных» (метание ракеты) 3 место 2018 Герасимчук Л. Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ школьников образовательных учреждений Кемеровской области «Диалог – 2018» участник 2018 Герасимчук Л. Межрегиональный конкурс детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье» участник

Слайд 17

Результативность работы с одаренными детьми

Слайд 18

Моё педагогическое кредо Предоставление каждому ребенку равных возможностей для реализации интеллектуальных и физических способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. У читель физической культуры призван стать управленцем по формированию мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни Главное – личностный результат любого ребёнка!

Слайд 19

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! Волкова Мария Сергеевна , у читель физической культуры. В ысшая квалификационная категория, МБОУ «СОШ №34» т ел. 8(3842)64-76-23 marusyawolkowa@rambler.ru



Предварительный просмотр:

Городской конкурс «Учитель года»

Волкова Мария Сергеевна, 

учитель физической культуры, высшая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ №34», г. Кемерово

Пояснительная записка к методическому семинару

 «Здоровьесберегающие аспекты развития детской одаренности на уроках физической культуры»

 «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность».

Концепция общенациональной системы выявления

 и развития молодых талантов

 (утв. Президентом РФ 03.04.2012г. № Пр-827)

В современном образовании очень актуальны проблемы: выявление, прогноз, сохранение и развитие одарённости детей; ориентация образовательной деятельности на самоценность и творческий потенциал личности ученика, развитие внутренних ресурсов к самообразованию и саморазвитию каждого одарённого ребенка; максимальное использование личностью своих способностей и возможностей во всех сферах человеческой деятельности, в том числе, - поддержка и развитие физического и психического здоровья граждан Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (глава 4, ст. 41, п. 1.4) «Охрана здоровья обучающихся включает в себя: пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда».

В соответствии с основными принципами Концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию спортивно-одаренных детей. Основная цель Концепции « … увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физической подготовленности и физического развития населения Российской Федерации…».  Приоритетные задачи Концепции:                             «… - обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния; улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи;».

Здоровье школьника  - результат образования. Поэтому, школа должна стать особой образовательной средой для здоровьесбережения и здоровьеформирования всех детей.

В соответствии с ФГОС НОО, ООО деятельность ОУ по обеспечению здорового и безопасного образа жизни определена содержанием ООП НОО, ООП ООО через программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (на уроне НОО), программу воспитания и социализации обучающихся (на уровне ООО).

Одним из основных критериев эффективности здоровьесберегающей деятельности в ОУ является внедрение, применение и реализация здоровьесберегающих и здоровьесозидающих образовательных технологий,  на уроках  физической культуры.

Перед учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому учащемуся оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?

 При решении этих вопросов возникают противоречия.  С одной стороны, - высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса  к урокам физической культуры.

Однако, основная цель учителя физической культуры была и остаётся – укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры.

Актуальность деятельности по данному направлению состоит в реализации личностно-ориентированного педагогического подхода к учащимся в целях гармоничного  развития ребенка, использование системы развивающего обучения и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности. 

Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой применяю:

  • современные образовательные технологии (технологии  дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, адаптивной гимнастики,  разнообразные игровые технологии);
  • комбинированые  методы, приемы физического воспитания (игровой, соревновательный и круговой метод; учет возрастных особенностей учащихся, контроль и дозированность  физических нагрузок);
  • межпредметные связи (интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов);
  • интерактивные уроки (дидактические и сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья с применением адаптивной гимнастики; демонстрация учебных фильмов, фильмов о ЗОЖ, великих спортсменах, достижениях в спорте);
  • внеклассные формы физического воспитания (формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы);
  • валеологическое просвещение  учащихся и их родителей (пропаганда индивидуальной, семейной ответственности за состояние здоровья ребенка; формирование здорового образа жизни в семье, осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни);
  • работа с одаренными детьми (в практической деятельности - физической, интеллектуально и др.).

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

        Ведущим методом в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и  приобретенными в процессе жизнедеятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

        При выборе содержания, форм и методов работы с одаренными детьми  учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так, например, у начальной школы (дети 7-10 лет) - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. В данной возрастной группе выявляю одаренных детей на начальных стадиях, привлекая их к регулярным занятиям физической культурой, посещению занятий внеурочной деятельности, спортивных секции школы и города, сдачи норм ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО). Здесь  и немаловажно привлечение родителей к совместным физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям. Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет  участие родителей.

        Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, спартакиады. В этой возрастной группе включаю одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.  В общении со сверстниками  одаренный ребенок довольно часто берет на себя  роль организатора групповых дел и игр, поэтому  привлекаю таких детей для демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими; судейства соревнований, оказания помощи в организации и проведении спортивных мероприятий.

        Для учащихся старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать  у себя такие свои способности,  которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

В этом возрасте  привлекаю ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, участию в предметных олимпиадах  различного уровня, выступлениям с пропагандой ЗОЖ, демонстрации спортивных умений перед младшими школьниками (спортивные мастер-классы).

 В работе с одаренными детьми применяю такие эффективные  формы как:

  • секционные занятия по видам спорта; участие в спортивных соревнованиях;
  • участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • летние оздоровительные площадки для детей;
  • сотрудничество с другими школами (товарищеские встречи, совместные тренировки и др.).

Такая системная работа по выявлению одаренных детей в физическом и интеллектуальном аспекте, совершенствованию физического и психического здоровья учащихся способствует повышению интереса к предмету и престижа учителя физкультуры.

Результатами работы с одаренными детьми являются высокие спортивные и интеллектуальные достижения учащихся, полученные в конкурсах  и соревнованиях различных уровней.

Благодаря эффективной работе всего педагогического коллектива школы, физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.   На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером  прививая её своим детям. 

Учитель не только создаёт условия для качественного углубления знаний школьников по физической культуре, но и помогает им самореализоваться в области, соответствующей содержанию их потребностей: двигательной или интеллектуальной.

Моё педагогическое кредо – предоставление каждому ребенку равных возможностей для реализации интеллектуальных и физических способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Таким образом, здоровьесберегающие аспекты развития детской одаренности на уроках физической культуры актуальны и значимы на всех уровнях образования. А учитель физической культуры призван стать управленцем по формированию мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни, проектировщиком и конструктором условий и средств нормального развития, возможностей и механизмов САМОопределения, САМОразвития и САМОуправления на всех этапах образования одарённых школьников,  в том числе,  - детей с особыми образовательными потребностями.  

Главное – личностный результат любого ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...