Воспитание скоростных качеств у учащихся (методические рекомендации)
учебно-методический материал по физкультуре

Крахмалев Михаил Филиппович

В материале представлены рекомендации по воспитанию скоростных качеств у учащихся, конспект урока по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_vospitanie_skorostnyh_kachestv.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание скоростных качеств у учащихся

Методические рекомендации

Автор:

Крахмалев Михаил Филиппович,

тренер-преподаватель

 (michkrach@mail.ru)

Новобачаты  2018

Скоростные способности – это комплекс морфо-функциональных

свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных

 способностей. К элементарным формам относятся быстрота двига-

тельной реакции, быстрота одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Простая реакция представляет собой латентное время реагирования на известный сигнал

(старт в беге на выстрел или команду). Латентное время простой реакции у

взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек. Простая двигательная реакция

имеет большое значение в тех видах двигательной деятельности, где ре-

зультат во многом зависит от быстроты начала движения (спринт, игры, стрельба, фехтование).

В обычной жизни также встречается немало случаев, требующих мгнове-нного реагирования, особенно в экстремальных ситуациях

– на транспорте, производстве и т.п.

Сложная двигательная реакция делится на два вида:

– реакция на движущийся объект (например, на полет мяча);

– реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из не-

скольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характе-

ризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные

игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом

воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное

данной ситуации). В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся

объект (мяч, шайба и т.п.).

Быстрота одиночного движения определяется временным интервалом, затраченным на его

 выполнение (например, удар в боксе).

Частота, или темп, движений – это число движений в единицу време-

ни (например, число беговых шагов за 10 сек.).

В простых реакциях наблюдается значительный положительный пере-

нос скоростных способностей. Человек, обладающий хорошей реакцией в од-

них ситуациях, может великолепно реагировать в любых других, однако меж

ду разными элементарными формами прямой связи не существует. К приме-

ру, человек с хорошей двигательной реакцией не обязательно продемонстрирует высокий темп движений и наоборот.

Комплексные формы проявления скоростных способностей наблюда-

ются в сложных двигательных актах, для которых характерно сочетание элементарных форм проявления скоростных способностей с другими двигательными способностями

(силовыми, координационными и др.).

К таким комплексным формам проявления относятся:

– способность быстро набирать скорость на старте до максимально

возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);

– способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости

(в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);

– способность быстро переключаться с одних действий на другие ит.п.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от

следующих факторов:

1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из

состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Генетические данные человека. По данным научных исследований,

быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследствен-

ностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зави-

сит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%)

5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных спо-

собностей, гибкости.

6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфор-

ной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).

7. Возраста и пола.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способ-

ностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет.

Несколько в меньшем темпе рост различных показателей скоростных способ-

ностей продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически насту-

пает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и

максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или заня-

тия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие

скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество

на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невели-

ки до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек,

особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег,

плавание и т.д.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возмож-

ность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма огра-

ничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений

достигается не только воздействием на собственно скоростные способности,

но и иным путем — через развитие силовых и скоростно-силовых способ-

ностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и

др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых суще-

ственно зависит проявление тех или иных скоростных способностей.

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в

необходимости разностороннего развития всех форм проявления скоростных

способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного

движения, быстрота целостных действий). Для педагога по физической

культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст –

сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздей-

ствия на эту группу способностей.

Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при

специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где ско-

рость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на

короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от кото-

рых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в

летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энерго-

системах, системах связи и др.).

2.5.2.2.Средства развития скоростных способностей

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения,

выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скорост-

ные упражнения). Их можно разделить на три основные rpynпы.

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компо-

ненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполне-

ния отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение

стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения

последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания,

ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все,

основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и

подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все дру-

гие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные,

скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенство-

вание двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений

применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без

отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движе-

нии. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с не-

полным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движе-

ний, а также старты и спурты.

Для развития частоты движений применяются: циклические упражне-

ния в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон

за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками,

выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепен-

ного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мы-

шечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении

применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются

для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для раз-

вития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на раз-

личных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся

взрывным характером.

2.5.2.3. Методы развития скоростных способностей

Основными методами развитие скоростных способностей являются:

1) повторный;

2) вариативный;

3) соревновательный метод;

4) игровой метод.

Повторный метод предполагает повторное выполнение действий с

установкой на максимальную скорость движения.

Вариативный метод – выполнение упражнения с варьированием ско-

рости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировоч-

ных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы) и финальных соревнований.

Эффективность данного метода обеспечивается высоким эмоциональным

подъемом и проявлением максимальных волевых усилий.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражне-

ний с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных

и спортивных игр. Позволяет повысить эмоциональность занятий и снять из-

лишнее напряжение. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вари-

ативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

Закономерности развития скоростных способностей требуют сочетания

указанных выше методов в целесообразных соотношениях. Дело в том, что

относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью

способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению

«скоростного барьера». Поэтому в методике развитие скоростных способно-

стей центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов,

включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.

2.5.2.4. Методики развития скоростных способностей

Простая двигательная реакция развивается в основном повторным

методом (быстрое многократное реагирование на внезапно появляющийся из-

вестный сигнал: старт в спринте, изменение движения или остановка по сиг-

налу, атакующее действие на обусловленный знак и т.д.).

Особенность применения повторного метода при этом состоит в следу-

ющем. Для совершенствования простой реакции необходимо заставить мыш-

цы как можно быстрее начать движение после сигнала. Исследование ме-

ханизма реакции показывает, что типичная реакция осуществляется по следу-

ющей цепочке: сигнал – восприятие – оценка – ответ действием.

В этом механизме наибольшее время занимает момент, связанный с

оценкой сигнала. Сама оценка сигнала есть не что иное как один из врожден-

ных безусловных рефлексов, составляющий основу так называемого «сенсор-

ного» типа реакции.

Отсюда, если преподаватель будет нацеливать занимающихся на вос-

приятие не сигнала, а ответного действия на сигнал, то тем самым из указан-

ной цепочки схемы исключается самое «замедляющее» звено (оценка сигна-

ла). «Сенсорная» реакция превращается в «моторную». Человек не думает о

сигнале, он концентрируется на быстрейшем начале известного ему движе-

ния. Разница между «сенсорным» и «моторным» типом реакции составляет

около 0,08 сек. Поэтому спринтер-бегун около 1- го метра выигрывает только

за счет умения правильно настраиваться на выполнение стартовой команды.

Другое важное требование при совершенствовании простой двигатель-

ной реакции состоит в том, чтобы занимающийся находился в отличном фи-

зическом и психическом состоянии, т.к. только в этом случае он способен вы-

полнить каждое повторение с предельной быстротой. Поэтому заниматься в

состоянии утомления не целесообразно.

Реакция на движущийся объект тренируется с помощью повторного

метода. Практически все его положения, указанные для развития простой

двигательной реакции, вполне приемлемы для данного случая.

Скрытый период реакции на движущийся предмет слагается из четырех

элементов:

1. Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока).

2. Оценить направление и скорость его движения.

3. Выбрать план действий.

4. Начать его осуществление.

Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное вос-

приятие, т.е. на умение видеть предмет, передвигающийся с большой ско-

ростью. Эта способность тренируема и ее развитию на занятиях следует уде-

лять особое внимание. Для этого используются упражнения с реакцией на

движущийся объект. При их выполнении следует:

— постепенно увеличивать скорость движения объекта;

— сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;

— уменьшать размеры движущегося объекта.

Одним из средств развития этой способности может быть игра в баскет-

бол, футбол или ручной мяч с мячами меньшего размера, чем обычные.

Важное значение на сокращение времени реакции имеет умение че-

ловека предугадывать движение, скажем, полет мяча в футболе или шайбы в

хоккее, по действиям игрока, производящего удар. Так, в современном хоккее

скорость полета шайбы в бросках достигает свыше 50 м/с. Это значит, что с

расстояния до 10 м вратарь практически не успевает среагировать на брошен-

ную шайбу. Однако очень часто вратарь удачно реагирует на шайбу, брошен-

ную даже с более близкого расстояния. Это происходит благодаря предугады-

ванию, предвосхищению (антиципации) полета шайбы.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из

ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, про-

тивника или окружающей обстановки. Это гораздо более сложный тип реак-

ции. Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса тактических

действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от

умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных. Для развития быстро-

ты реакции с выбором следует:

1. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их

выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ на заранее

обусловленный удар или укол (защищающийся не знает, когда будет про-

ведена и куда направлена атака), затем ученику предлагают реагировать на

одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно его подводят к

реальной обстановке единоборств.

2. Развивать способность предугадывать действия противника, как

бы опережать их начало, т.е. реагировать не столько на противника или парт-

нера, сколько на малозаметные подготовительные движения и внешний вид

(осанку, мимику, эмоциональное состояние и пр.). К примеру, большинство

боксеров отличают финты от ударов по исходному положению ног, по выра-

жению лица и глаз, по поступательному движению ног, повороту туловища,

по вращению таза, по положению рук.

Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой

скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость

движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу, уколе в

фехтовании, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу или

клюшки при выбрасывании в хоккее с шайбой. Наибольшая быстрота одиноч-

ного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротив-

ления.

С увеличением внешнего сопротивления повышение скорости движе-

ний достигается за счет повышения мощности проявляемых при этом усилий.

Последняя определяется взрывными способностями мышц. В данном случае

развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совмест-

но с развитием силовых способностей. С этой целью широко используются

упражнения с отягощениями. К примеру, применяют пояса и жилеты с дози-

рованными разновесами или утяжеленную обувь при выполнении прыжков и

беговых ускорений, свинцовые манжеты в игровых действиях руками, утяже-

ленные перчатки при выполнении боксерских ударов, снаряды более тяжело-

го веса в легкоатлетических метаниях.

Все эти предметы следует применять лишь после того, как будет хоро-

шо освоена техника основного навыка без отягощения. Величина допол-

нительного отягощения рекомендуется такой, чтобы оно не искажало технику

движений и позволяло выполнять действия с максимально возможной скоро-

стью. Как правило, оптимальную величину отягощения в каждом конкретном

случае определяют эмпирическим путем. В данном случае для развития бы-

строты одиночного движения в упражнениях, связанных с преодолением до-

полнительных отягощений, используется метод динамических усилий.

Наряду с усложнением условий выполнения упражнений за счет вне-

шних отягощений используются также облегченные условия, способствую-

щие повышению скорости однократных движений. В этом случае, в частно-

сти, применяют метание облегченных снарядов, прыжки с наклонной дорож-

ки, проведение отдельных приемов в борьбе с более легким партнером и др.

Если при затруднении условий выполнения упражнений активизиру-

ется силовой компонент движения, то при облегчении задача заключается в

повышении их скорости.

Эффективным методом повышения скоростных возможностей является

контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование вы-

полнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных

условиях. Суть его заключается в том, что после работы с отягощением вы-

полняются соревновательные упражнения с установкой на максимальное про-

явление быстроты движений.

Частота, или темп, движений играет большую роль в беге, плавании,

гребле, велоспорте и в других циклических видах двигательной деятельности.

Следует иметь в виду, что понятие «темп» близко связано с понятием «ско-

рость», но они не тождественны. Можно, например, поднимать руку на раз-

ную высоту и опускать в одинаковом темпе, скорость же движения руки при

этом будет разная. Различной будет и скорость бега при одинаковой частоте,

но разной длине беговых шагов. Вместе с тем вполне очевидно, что скорость

бега зависит как от длины, так и от частоты шагов. Для каждого бегуна

большое значение имеет определение оптимальных взаимоотношений длины

и частоты беговых шагов.

Большое значение в поддержании высокого темпа имеет способность

человека быстро сокращать и расслаблять мышцы, а также предельно быстро

«выключать» мышцы-антагонисты. У лиц с высокой частотой движений ла-

тентное время напряжения и расслабления мышц короче, чем у лиц, обладаю-

щих более низким ее уровнем.

Методический путь развития этой способности — повторное выполне-

ние движений с возможно большой частотой, но без излишнего напряжения.

Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого

может быть сохранена данная частота движений. При снижении темпа упраж-

нение следует прекращать. С увеличением темпа движения требования к ско-

рости расслабления мышц возрастают.

Важное значение имеет развитие способности к расслаблению мышц.

Этого можно достичь, выполняя следующие рекомендации:

1. Максимальное уменьшение напряженности мышц, не принимающих

участия в данном движении.

2. Устранение напряжения мышц-антагонистов, возбуждение которых

противодействует основному движению, уменьшая его амплитуду и внешнее

проявление силы мышц-антагонистов.

3. Овладение целесообразным ритмом чередования напряжения и рас-

слабления мышц, обеспечивающих выполнение двигательного действия.

В совершенствовании комплексных форм проявления скоростных

способностей можно выделить два методических подхода:

1. Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоро-

стных способностей, определяющих их проявление.

2. Целостное совершенствование, которое предусматривает объеди-

нение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные

для данного вида спорта.

В качестве средств развития комплексных форм проявления скорос-

тных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с

максимальной скоростью (обычно их называют скоростными). В зависимости

от направленности занятия эти средства будут носить комплексный характер,

т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды быстроты или из-

бирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты.

При развитии комплексных скоростных способностей ведущим являет-

ся повторный метод. Основная тенденция в данном случае — стремление

превысить в занятиях свою максимальную скорость. Этой задаче подчиняют-

ся все компоненты метода (длина дистанции, интенсивность выполнения уп-

ражнения, интервалы отдыха, число повторений и характер отдыха). Длина

дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы

скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу вы-

полнения. Движения осуществляются с максимальной скоростью, занима-

ющиеся в каждой попытке стремятся показать наилучший для себя результат.

Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы

обеспечить относительно полное восстановление: скорость движений не ре-

комендуется снижать от повторения к повторению.

Особенности применения повторного метода при развитии комплекс-

ных скоростных способностей заключаются в следующем:

1. Применяемое упражнение рекомендуется всегда выполняться с мак-

симально возможной скоростью и темпом.

2. Продолжительность упражнения, направленного на совер-

шенствование скоростных способностей, рекомендуется такой, чтобы ско-

рость его выполнения к концу повторения не снижалась. Оптимальная про-

должительность однократной нагрузки равняется 8–10 сек., допустимая – 20–

22 сек.

3. Число повторений лимитируется началом снижения скорости пере-

движения, вызванного нарастающим утомлением. Дальнейшая работа при

этом для роста скоростных способностей неэффективна.

4. Интервалы отдыха между повторениями должны быть полными, т.е.

такой продолжительности, чтобы занимающийся мог повторить очередную

попытку без снижения скорости. Продолжительность отдыха, как известно,

зависит от двух факторов – уровня тренированности занимающегося и дли-

тельности выполняемого упражнения. Однако отдых не рекомендуется пре-

вышать 8–10 мин в любом случае, т.к. при его большей продолжительности

снижается оптимальная возбудимость центральной нервной системы. Придет-

ся снова выполнить разминочные упражнения, на что дополнительно будет

израсходованы физические силы. В паузах отдыха малоинтенсивная работа

лучше стимулирует процессы восстановления, поэтому предпочтителен ак-

тивный, а не пассивный отдых.

5. В структуре одного занятия упражнения на развитие скоростных

способностей целесообразно планировать в начале основной части, пока не

наступило утомление. В рамках недельного цикла скоростные нагрузки реко-

мендуется проводиться не менее трех раз. В случае более редких повторений

следовой эффект снижается и работа становится менее эффективной.

6. Мощная скоростная работа нередко вызывает различные травмы

(растяжения или разрывы связок и мышц). В связи с этим подобные нагрузки

возможны только после тщательной общей и специальной скоростно-силовой

разминки, включающей также упражнения на гибкость.

Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы,

использование которых создает дополнительный стимул для предельного

проявления скоростных возможностей за счет повышения интереса, моти-

вации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся.

Эффективным методом повышения скоростных возможностей является

и вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упраж-

нений в затрудненных, обычных и облегченных условиях, что стимулирует

активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости

движений. С этой целью можно использовать такие упражнения, как бег в

гору, по песку и снегу, бег с отягощениями, бег с различным грузом.

Выполнение скоростных упражнений в облегченных условиях стиму-

лирует предельно быстрые движения, превышающие по скорости движения в

обычных условиях. В этом случае используются бег по наклонной дорожке (с

горы), бег на коньках за передвижным щитом, бег по ветру, плавание по тече-

нию. Облегчить условия выполнения упражнения можно с помощью специ-

альных буксировочных устройств, которые дают возможность бегуну, гребцу,

пловцу продвигаться со скоростью на 5—20%, превышающую доступную

ему. Повысить скорость движений можно также за счет передвижения за ли-

дером-партнером, выполнения упражнений с использованием лидирующих

устройств типа звуко- и автолидеров и др.

В практике нередко приходится наблюдать длительную остановку в ро-

сте спортивных результатов в тех видах спорта, в которых преимущественно

проявляются скоростные способности. Несмотря на продолжающиеся трени-

ровки, результаты в спринтерских упражнениях не улучшаются.

Образуется так называемый скоростной барьер. Одной из причин этого

явления следует считать продолжительное применение одних и тех же

средств, методов, нагрузок и условий занятий. В результате возникают усло-

вия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой си-

стемности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга.

Это, в свою очередь, приводит к стабилизации скоростных параметров движе-

ний, в силу чего они с большим трудом поддаются дальнейшему совершен-

ствованию.

Поэтому одной из важнейших задач при развитии скоростных способ-

ностей является предупреждение образования скоростного барьера, а если он

возник — его разрушение и ослабление.

Для предупреждения «скоростного барьера» в занятиях с начинающими

необходимо не спешить с узкой специализацией в каком-либо упражнении, а

добиваться относительно высоких результатов, используя иные средства при

их широкой вариативности. Скоростные упражнения следует применять не в

стандартном, неизменном виде, а в вариативных изменяющихся ситуациях и

формах.

Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на мест-

ности.

При занятиях с квалифицированными спортсменами уменьшается

объем нагрузки в соревновательном упражнении и увеличивается удельный

вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подго-

товительных упражнений.

Для преодоления скоростного барьера создают облегченные условия, в

которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость и сумел за-

помнить эти новые ощущения большой скорости.

Скорость в облегченных условиях рекомендуется такой, чтобы спорт-

смен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое

время занятий в избранном виде и переключение на иные виды физических

упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростно-сило-

вых способностей.

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

12.10.17Г.  8 класс.

Тема: Воспитание скоростных качеств.

Цель: Совершенствование скоростных качеств ( простая реакция, частота, сила, гибкость, координация)

Оборудование: Секундамер, гимн. маты, спортзал.

  1. Построение, рапорт,-2 мин.
  2. Доведение задач -     3мин.
  3.  Л\б-                               8 мин
  4. ОРУ (релаксаця , гибкость)-5 мин
  5. Серия (восьмёрка)-              5 мин
  6. Ускорения  -                         12мин

2*(3-4*36)+1ч\б                                                                                  

(12+18+24+36) между сериями отдых 4 мин заполнить упр. на гибкость.

  1. Заминка-                                 7 мин
  2.  Подведение итогов-            3 мин.

Анализ урока

Урок направлен на воспитание (совершенствование) скоростных качеств. 8 кл.(раб. Со 2 кл. составление плана осуществлялось с учётом физических качеств данного контингента). Подготовительная часть была проведена с целью разминки.

Основная часть направлена образование целевых задач уро

Использовался повторный метод с варьированием в последней серии объёма нагрузки.

. 1) быстрота двига-

тельной реакции,

2) частота (темп) движений.

3) Гибкость, координация.

4)Предпосылки повышения АТФ (креатин фосфат, сорости и ресинтеза АТФ)

5)Повышение внутри мышечной и меж мышечной координации.

6)+ интелектуальная активность.

ОСОБЕННОСТИ.

Сигнал- восприятие-анализ- выполнение действия

«сенсорная реаеция»

«моторная реакция»!

                                               – способность быстро набирать скорость на старте до максимально

возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);

– способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости

(в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);

– способность быстро переключаться с одних действий на другие ит.п.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от

следующих факторов:

1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из

состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Генетические данные человека. По данным научных исследований,

быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследствен-

ностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зави-

сит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%)

5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных спо-

собностей, гибкости.

6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфор-

ной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).

7. Возраста и пола.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способ-

ностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет.

Несколько в меньшем темпе рост различных показателей скоростных способ-

ностей продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически насту-

пает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и

максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия .                                                                                              

1 Фаза отдыха

2 Три раза неделю ( следовой эффект)

3 Р-180++

4  Работа 8-10-22 сек, 5- кратный отдых по отношению к работе

Между сериями 4-10 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиография работ (монографий, книг для учителя, учащихся, методических рекомендаций) по изучению творчества М.И. Цветаевой в школе.

При изучении творчества Марины Цветаевой наша работа окажется вам  кстати. При написании рефератов, докладов, сообщений и т.п. вы с легкостью сможете найти необходимую информацию, обратившись к п...

Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...

Методика воспитания скоростных качеств юношей 12-14 лет, занимающихся тхэквондо

Предложенный  материал дает основание говорить о существенном влиянии индивидуальных особенностей подростков на динамику возрастного развития тех или иных двигательных способностей и морфологичес...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся (Методические рекомендации)

Методические рекомендации по теме «Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся» раскрывают актуальную и сложную проблему изучение одаренных детей. В соде...

Воспитание скоростно-силовых качеств спринтера

Бег на короткие дистанции (спринт) является одним из самых зрелищных видов легкой атлетики. Спринт предъявляет высокие требования ко всем сторонам физической подготовленности, особенно к скоростно-сил...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С ДЕТЬМИ 14-15 ЛЕТ

Актуальность исследования: данная тема выбрана и разработана не случайно, поскольку значимость способности, которая характеризуется, как быстрота (скоростные способности) является принципиально важным...