Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся (Методические рекомендации)
методическая разработка на тему

Федорова Татьяна Васильевна

Методические рекомендации по теме «Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся» раскрывают актуальную и сложную проблему изучение одаренных детей. В содержании данных рекомендаций включены методики созданные А.И.Савенковым и другие. Составлены в помощь педагогам дополнительного образования для работы с одаренными детьми. Представляют интерес для педагогов, классных руководителей, психологов и социальных педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Применение системы диагностических методик,

направленных на выявление одаренности учащихся

(Методические рекомендации)

Составитель: Федорова Татьяна

Васильевна, методист

Яя 2016

Т.В.Федорова, методист высшей квалификационной категории. Почетный работник общего образования РФ.

     Методические рекомендации по теме «Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся» раскрывают актуальную и сложную проблему изучение одаренных детей. В содержании данных рекомендаций включены методики созданные А.И.Савенковым и другие.

   Составлены в помощь педагогам дополнительного образования для работы с одаренными детьми. Представляют интерес для педагогов ДО, классных руководителей ОУ, психологов и социальных педагогов.

     Федорова,Т.В. Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся. /Методические рекомендации [Текст].- Яя, МОУ ДО «ЦДТ».-2016

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                            3
  2. Набор методик, позволяет выявить определенные способности

 у ребенка                                                                                                  4                                                                                              

           А).Методика оценки общей одаренности                                             5

            Б).Методика «Характеристика ученика»                                             5

            В). Методика «Карта одаренности»                                                     6

            Г).Карта наблюдения                                                                             7                                                                  

            Д). Методика «Интеллектуальный портрет»                                       7

            Е). Анкета одаренности по А.И.Савенкову                                         8

           Ж). Оценка одаренности самим учащимся и его сверстниками        8

       3. Заключение                                                                                              8

       4. Литература                                                                                               8

Пояснительная записка

 «Творчество - это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

зажигать солнце, строить замок на песке,

приветствовать будущее».

(Поль Торренс, психолог)

       Уважаемые педагоги дополнительного образования! Данные методические рекомендации составлены вам в помощь для работы с одаренными детьми. Вы ясно представляете, что диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности. Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.  Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).  Работа по выявлению одаренности должна быть организована с помощью инструментальной диагностики, наблюдения, изучения результатов деятельности (работ учащегося) и путем «пробы сил» в том или ином виде деятельности.

    Используя диагностику, педагог должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами:

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

       Представленный набор методик, позволяет выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу. Педагогу не стоит осуществлять диагностику одаренности с помощью тестов Амтхауэра или Торренса и Хеллера, в обработке которых необходимы специфические знания. Рекомендую  опросники и методики, которые не требуют сложной обработки, специальных знаний.

В этих рекомендациях  представляю несколько методик, созданных А.И.Савенковым.

2.Набор методик, позволяет выявить определенные способности у ребенка

А).Методика оценки общей одаренности

       Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

 Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Изобретательность 

Способность рассуждать и мыслить логически 

Настойчивость (целеустремленность) 

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

В). Методика «Карта одаренности»

     Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
   
Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

     Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Полученные результаты по тесту  характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:


интеллектуальная
творческая
академическая
художественно-изобразительная
музыкальная
литературная
артистическая
техническая
лидерская
спортивная

Г).Карта наблюдения

     Данная методика создана для того, чтобы помочь педагогу фиксировать наблюдения о различных сторонах развития ребенка. Заполняя карту наблюдения, педагог вправе дополнить ее теми критериями, которые он посчитает нужными в его профиле. Результат данной вами оценки представляет безусловный интерес.

Карта

Ф.И. обучающегося ________________________          

  т/о__________________________________ возраст _________                              

П/н

Содержание наблюдений

Начало

(время диагн.)

Конец (время диагн.)

Не наблюдается

( - )

Иногда

наблюдается

( -  )

Часто

наблюдается

( + )

I

1

2

3

4

Творческая деятельность

равнодушие

затруднения

активность

трудолюбие

II

1

2

3

Взаимодействие со сверстниками, педагогом

дружелюбие

взаимовыручка

грубость

III

1

2

3

4

Поведение и поступки

пропуски

жаргонная речь

нарушение требований

ложь

Д). Методика «Интеллектуальный портрет»

      Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления о способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления

2. Гибкость мышления

3. Продуктивность

4. Способность к анализу и синтезу.

5. Классификация и категоризация

6. Высокая концентрация внимания

7. Память

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. 

2. Перфекционизм 

3. Социальная автономность

4. Лидерство

5. Соревновательность 

6. Широта интересов. 

7. Юмор.

Для оценки используется метод  полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Например: Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Выбираем вариант бальной оценки по характеристике….

Обработка результатов

Отметки вносят в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически.

Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.
График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка


Е). Анкета одаренности по А.И.Савенкову

        Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает родителям рассмотреть личностные свойства и характеристики в сферах:

- изобразительно-художественной одаренности;

- музыкальной одаренности;

-литературной одаренности;

-артистической одаренности;

-технической одаренности;

-лидерской одаренности;

-спортивной одаренности;

-интеллектуальной одаренности.

То, в какой сфере  будет большее количество плюсов,  этот вид одарённости у данного ребёнка.

Ж). Оценка одаренности самим учащимся и его сверстниками 

Далее представлена «Карта интересов для младших школьников». 

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...» решать логические задачи  или  
читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
петь, музицировать;
и т.д.

Учащиеся оценивают степень своей увлеченности той или иной деятельностью самостоятельно и помечают если не нравится ставят знак «-»; если нравится - «+»; если очень нравится, ставьте «++». Возможно применение данной методики и для родителей, только они их оценивают с точки зрения своего ребенка, шкала та же. Данная методика поможет активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Данный тип диагностики может быть организован по принципам социометрии, когда учащимся предлагается указать, к кому из одноклассников они обратились бы при возникновении затруднений по:

- литературе;

- русскому языку;

- математике, физике, химии;

- и т.д.

Либо с помощью задания типа: Представьте, что нашу планету посетили инопланетяне. Напишите имена учащихся, которые могли бы рассказать пришельцам о литературе, о математике, об искусстве, о новинках техники и т.д. или научил бы их двигаться и играть в спортивные игры.

Заключение

       Диагностические методики, направленные на выявление одаренности учащихся в УДО, предложенные мною в данных рекомендациях можно брать за основу в целом так и частично, можно модифицировать. Главное то, что методики прошли этап адаптации в УДО и являются апробированными.

      С помощью предложенных методик  можно попытаться выявить одаренных детей для дальнейшего наблюдения и индивидуальной работы с ними, либо для подтверждения результатов своих наблюдений за учеником. А также, данные любой из этих методик возможно использовать для построения индивидуального плана развития таланта.

Удачи Вам, уважаемые коллеги!

Литература

1. Диагностика воспитательного процесса. [Текст]. - М, 2007

2.Методические материалы по изучению личности и коллектива учащихся[Текст].-Кемерово «КГУ».-1991

     3.Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы. [Текст].«Классный руководитель».- 2006

     4.Способы конструктивного разрешения конфликта.-«Классный      руководитель» [Текст].- 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н.Задориной

Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н.Задориной...

Пути выявления одаренности учащихся

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимод...

Выступление на ШМК учителей английского языка по теме: "Пути выявления одаренности учащихся"

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ( по Е.Н. Задориной)

Опросник   для   выявления   одаренных   учащихся  ( по  Е.Н. Задориной)...