Рабочая программа по физической культуре 10 класс
рабочая программа по физкультуре (10 класс)

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 10 класс254 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования Республики Бурятия

ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

«Согласовано»

Руководитель МО

 естественно-

математического цикла

______/Жалсабон Л.В./

             Ф.И.О.

Протокол №1

От «27» августа 2019 г

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР ГБОУ «НШИСОО»

______/Дугаржапова Т.Д./

Ф.И.О.

«27» августа 2019 г

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ «НШИСОО»

______/Малахинова М.В./

Ф.И.О.

Приказ №10

От «28» августа 2019 г

Рабочая программа учителя

Алимасовой Анастасии Андреевны, нет кв.категории

по физической культуре 10 класса

(автор учебника В.И.Лях.)

                                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                            педагогического совета

                                                                                             протокол №1

                                                                                                              от «27» августа 2019г

2019-2020 учебный год

Содержание

1.        Пояснительная записка

2.        Цели и задачи реализации программы

3.        Общая характеристика учебного предмета

4.         Учебно-тематический план        

5.        Содержание учебного предмета

6.         Календарно-тематическое планирование

7.        Оценка достижений учащихся

8.        Литература

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 10 классов разработана в соответствии:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;

 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный   учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений    Российской Федерации, реализующих    программы    общего образования» о введении в объем недельной учебной  нагрузки общеобразовательных  учреждений  всех  видов третьего часа физической культуры;

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;

4. Образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования».  Приказ №10 от 28.08.2018 г.; решение ПС №1 от 27.08.2018 г.

 5. СанПиН 2.4.2.2621 – 10 № 189 от 29.12.2010 года; (С изменениями и дополнениями    от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г)

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

7. «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед.  наук А.А. Зданевича.2011 г.

2.Цели и задачи реализации программы

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В средней школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс по физической культуре в средней школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

•        укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

•        формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

•        освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

•        обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

•        воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

•        реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения.

•        реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

•        соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

•        расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

•        усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

3.Общая характеристика учебного предмета

Согласно Концепции развития образования в области физической культуры содержанием среднего образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Структура учебного предмета

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела:

•        «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);

•        «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности);

•        «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем:

•        «Физкультурно-оздоровительная деятельность»;

•        «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью»;

•        «Прикладно-ориентированные упражнения»;

•        «Упражнения общеразвивающей направленности».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе высших учебных заведений.

Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Формы организации и планирование образовательного процесса

Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В средней школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.

Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-10 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение школьников учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 20 до 30 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и спортивные игры). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

  • планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
  • планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
  • планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

       Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю в 10 классах. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени — 20% (40 часов) от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».

4.Учебно-тематический план:

№ раздела п/п

Название раздела

Количество часов

1.(I четверть)

Легкая атлетика

8

2.(I четверть)

                   Подвижные игры

                       Баскетбол

8

Итого 16

3.(II четверть)

Гимнастика с элементами акробатики

16

Итого 16

4.(III четверть)

Лыжная подготовка.

Подвижные игры

13

7

Итого20

5.(IV четверть)

                  Подвижные игры

                      Волейбол

6

6(IV четверть)

Легкая атлетика

10

Итого 16

Итог

68

5.Содержание учебного предмета

Легкая атлетика

Требования и  гигиенические правила на занятиях лёгкой атлетикой.

Челночный бег

Кроссовая подготовка

Бег 30 м., подвижные игры

Бег 60 м., подвижные игры

Сдача учебных нормативов

Бег на дистанцию 1000м., кроссовая подготовка

Сдача учебных нормативов

Сдача учебных нормативов

Кроссовая подготовка.

Специально беговые упражнения.

Кроссовая подготовка. Эстафеты.

Эстафеты, подвижные игры

Баскетбол

Техника безопасности на занятиях спортивными играми.

Ведение мяча, передачи.

Ведение на месте, в движении, поочередное ведение.

Передачи в парах.

Ведение в движении.

Остановка двумя шагами, прыжком.

Передвижение игрока, повороты с мячом.

Подвижные игры с элементами баскетбола.

Броски двумя руками от груди.

Бросок одной рукой от плеча.

Ведение, два шага, бросок.

Бросок мяча в движении

Гимнастика

Техника безопасности на уроке гимнастики.

Перекаты в группировки.

Кувырок вперед, назад.

Стойка на лопатках.

ОРУ с предметами

Сдача учебных нормативов.

 Прыжок  через козла согнув ноги.

Прыжок через козла ноги врозь.

 Мост из положения лежа.

Мост из положения стоя.

Акробатическая комбинация.

Прыжок через козла способом прогнувшись,

Прыжок через козла способом согнув ноги.

Акробатическая комбинация 

Лыжная подготовка

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки.

Подбор лыжного инвентаря.

Скользящий шаг.

Одновременные, попеременные ходы.

Подъем елочкой, лесенкой,

Торможение полу плугом, плугом.

Правильное падение

Прохождение  дистанции 2 км.

Полуконьковый,

Коньковый ход

Одновременный бесшажный ход

Попеременный двухшажный ход.

Повороты, спуски.

Одновременный одношажный ход, Прохождение, дистанции 2 км.

Коньковый ход

Прохождение дистанции 3 км

Развитие выносливости.

Прохождение дистанции 3 км.

Попеременный двухшажный ход.

Спуски переступанием.

Одновременный одношажный ход. Преодоление спусков, подъемов.

Старт, финиш. Прохождение дистанции 3км.

Сдача контрольных нормативов

Спуски переступанием.

Подъем елочкой

Волейбол

Техника безопасности на занятиях спортивными играми.

Стойки, перемещения волейболиста.

Перемещение в стойках волейболиста.

Ловля и передача мяча.

Высокая, средняя, низкая стойка волейболиста.

Передача мяча сверху над собой.

Передача мяча снизу над собой. Нижняя прямая подача.

Передача мяча сверху в парах.

Передача мяча снизу в парах.

Прием мяча после подачи.

Передача снизу над собой (У).

Нижняя прямая подача (У)

Учебная игра по упрощенным правилам.

Учебная игра  волейбол

Учебная игра через 3 зону.

Передачи в парах.

Учебная игра в три касания

Сдача учебных нормативов

Используемые технологии  - игровая. 

6.Календарно-тематическое планирование  по физической культуре в 10 классе

№ урока

Дата

Тема урока

Содержание урока

Формы контроля

примечания

По плану

По факту

Лёгкая атлетика I четверть(8 часов)

Правила техники безопасности при занятиях  легкой атлетикой. Обучение кроссу 2000м (д.),3000м (м).

Правила техники безопасности при занятиях  легкой атлетикой. Обучение кроссу 2000м (д.),3000м (м). Развитие скоростно-силовых качеств.

Опрос

Обучение прыжку в длину с места. Повторение кроссу 2000м (д),3000м (м).  

Правила провидения соревнований по лёгкой атлетике. Обучение прыжку в длину с места. Повторение кроссу 2000м (д.),3000м (м).  Развитие выносливости.

Фронтальный контроль

  Совершенствование прыжка в длину с места. Контрольный норматив кросса 2000м (д.),3000м (м).

Оказание ПМП при переломах, вывихах и ушибах.  Совершенствование прыжка в длину с места. Контрольный норматив, кросса 2000м (д.),3000м (м). Развитие  координации движений.

норматив

 Обучение метанию гранаты. Контрольный норматив, прыжка в длину с места.

Правила провидения соревнований по лёгкой атлетике. Обучение метанию гранаты. Контрольный норматив, прыжка в длину с места. Народная игра «Выбивало».

Норматив

 Обучение  метанию гранаты. Повторение кросса 2000м (д.),3000м (м).

Пагубность вредных привычек. Обучение  метанию гранаты. Повторение кросса 2000м (д.),3000м (м). Развитие координации движений.

Фронтальный контроль

 Обучение челночного бега 3х10м. Совершенствование метания гранаты.

Правила провидения соревнований по лёгкой атлетике. Обучение челночного бега 3х10м. Совершенствование метания гранаты. Президентские тесты. Народная игра «Вызов номеров».

Фронтальный контроль

     4н

 Повторение  челночного бега 3х10м. Контрольный норматив, метания гранаты.

Оказание ПМП при переломах, вывихах и ушибах. Повторение  челночного бега 3х10м. Контрольный норматив, метания гранаты. Президентские тесты. Развитие  координации движений.

Норматив

 Повторение кросса 2000м (д.), 3000м (м). Контрольный норматив, челночного бега 3х10м.

Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Повторение кросса 2000м (д.), 3000м (м). Контрольный норматив, челночного бега 3х10м. Народная игра «Вызов номеров».

Норматив

Подвижные игры( 8 часов)

 Повторение ведения мяча с  пассивным сопротивлением защитника и без сопротивления защитника.  

Правила техники безопасности при занятиях  спортивными играми. Повторение ведения мяча с  пассивным сопротивлением защитника и без сопротивления защитника. Развитие ловкости.

Фронтальный контроль

 Обучение вариантов ловли и передачи мяча в баскетболе.

История развития игры в баскетбол. Повторение ведения мяча с  пассивным сопротивлением защитника и без сопротивления защитника. Повторение вариантов ловли и передачи мяча в баскетболе.  Народная игра «Салки с мячом»

Фронтальный контроль

  Повторение ведения мяча с  пассивным сопротивлением защитника и без сопротивления защитника.

История развития Олимпийских игр.  Повторение ведения мяча с  пассивным сопротивлением защитника и без сопротивления защитника. Повторение вариантов ловли и передачи мяча в баскетболе.  Развитие силы.

Фронтальный контроль

 Контрольный норматив, ведения мяча с  пассивным сопротивлением защитника и без сопротивления защитника. Развитие ловкости.

Личная гигиена и профилактика травматизма.  Совершенствование вариантов ловли и передачи мяча в баскетболе. Контрольный норматив, ведения мяча с  пассивным сопротивлением защитника и без сопротивления защитника. Развитие ловкости.

Норматив

 Обучение броску мяча в кольцо с места и в прыжке.  Контрольный норматив, вариантов ловли и передачи мяча.

Пагубность вредных привычек. Обучение броску мяча в кольцо с места и в прыжке.  Контрольный норматив, вариантов ловли и передачи .  Народная игра «Точка».

Норматив

 Обучение  вырыванию, выбиванию и перехвату мяча .Развитие прыгучести.

Правила игры и судейство в баскетболе. Обучение  вырыванию, выбиванию и перехвату мяча. Повторение броска  мяча в кольцо с места и в прыжке. Развитие прыгучести.

Фронтальный контроль

 Обучение броску мяча в кольцо после ведения. Повторение вариантов ловли и передачи мяча в баскетболе.

Оказание ПМП при переломах, вывихах и ушибах. Обучение броску мяча в кольцо после ведения. Повторение вырывания, выбивания и перехватов. Повторение вариантов ловли и передачи мяча в баскетболе. Народная игра «передай мяч, садись».

Фронтальный контроль

 Обучение штрафному броску в кольцо.  Повторение броска мяча в кольцо после ведения.

Правила игры и судейства в баскетболе. Обучение штрафному броску в кольцо.  Повторение броска мяча в кольцо после ведения. Развитие прыгучести.  

Фронтальный контроль

Гимнастика II четверть (16 часов)

Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой.  Повторение строевых приёмов на месте и в движении.

Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой. Повторение строевых приёмов на месте и в движении. Развитие координации движений.  

Опрос

 Обучение длинному кувырку вперёд(м), равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд(д.).

Личная гигиена и профилактика травматизма. Обучение длинному кувырку вперёд(м), равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд(д.). Совершенствование строевых приёмов на месте и в движении. Развитие гибкости.

Фронтальный контроль

 Обучение кувырку вперёд и назад (д.), стойка на голове и руках(м). Мост из положения лежа.

История развития гимнастики. Обучение кувырку вперёд и назад (д.), стойка на голове и руках(м). Совершенствование длинного кувырка вперёд(м), равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд(д.). Развитие прыгучести.

Фронтальный контроль

 Повторение кувырка вперёд и назад (д.), стойка на голове и руках(м). Мост из положения стоя.

Пагубность вредных привычек. Повторение кувырка вперёд и назад (д.), стойка на голове и руках(м). Совершенствование длинного кувырка вперёд(м), равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд(д.). Развитие скоростно-силовых качеств.

Фронтальный контроль

 Обучение лазанию по гимнастическому канату и шесту.  Контрольный норматив, челночный бег 3х10м.

Личная гигиена и профилактика травматизма. Обучение лазанию по гимнастическому канату и шесту. Совершенствование кувырка вперёд и назад (д.), стойка на голове и руках(м).  Контрольный норматив, челночный бег 3х10м. Развитие силы.

Норматив

 Лазание по гимнастическому канату. Контрольный норматив, кувырка вперёд и назад (д.), стойка на голове и руках(м).  

Оказание ПМП при переломах, вывихах и ушибах. Повторение длинного кувырка вперёд(м), равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд(д.). Повторение лазания по гимнастическому канату и шесту. Контрольный норматив, кувырка вперёд и назад (д.), стойка на голове и руках(м).  Развитие координации движений.

Норматив

 Обучение подъёму с переворотом на перекладине(м), «мост» из положения стоя с помощью(д.).

История развития гимнастики. Обучение подъёму с переворотом на перекладине(м), «мост» из положения стоя с помощью(д). Совершенствование лазания по гимнастическому канату и шесту. Игры и эстафеты.

Фронтальный контроль

 Повторение строевых приёмов на месте и в движении Контрольный норматив, лазания по гимнастическому канату..

Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой, правила страховки и самостраховки. Повторение строевых приёмов на месте и в движении. Совершенствование подъёма с переворотом на перекладине(м), «мост» из положения стоя с помощью(д). Контрольный норматив, лазания по гимнастическому канату и шесту. Развитие гибкости.

Норматив

 Обучение прыжку через козла согнув ноги(м)115см,ноги врозь (д.)110см.

Личная гигиена и профилактика травматизма. Обучение прыжку через козла согнув ноги(м)115см,ноги врозь (д)110см. Повторение  лазания по гимнастическому канату и шесту. Совершенствование подъёма с переворотом на перекладине(м), «мост» из положения стоя с помощью(д.). Игры и эстафеты.

Фронтальный контроль

 Повторение кувырка вперёд и назад (д), стойка на голове и руках(м). Контрольный норматив, подъёма с переворотом на перекладине(м), «мост» из положения стоя с помощью(д.).

Оказание ПМП при переломах, вывихах и ушибах.  Повторение прыжка через козла согнув ноги(м)115см,ноги врозь (д)110см. Повторение кувырка вперёд и назад (д), стойка на голове и руках(м). Контрольный норматив, подъёма с переворотом на перекладине(м), «мост» из положения стоя с помощью(д.). Развитие координации движений.

Норматив

 Совершенствование прыжка через козла согнув ноги(м)115см,ноги врозь (д)110см. Контрольный норматив, подтягивание на высокой перекладине(м), на низкой перекладине(д.).

История развития гимнастики. Повторение подъёма с переворотом на перекладине(м), «мост» из положения стоя с помощью(д). Совершенствование прыжка через козла согнув ноги(м)115см,ноги врозь (д)110см. Контрольный норматив, подтягивание на высокой перекладине(м), на низкой перекладине(д.). Развитие скоростно-силовых качеств.

Норматив

 Обучение прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.). Контрольный норматив, поднимание туловища из положения, лёжа руки за головой.

Пагубность вредных привычек. Обучение прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.). Совершенствование прыжка через козла согнув ноги(м)115см,ноги врозь (д.)110см. Контрольный норматив, поднимание туловища из положения, лёжа руки за головой. Игры и эстафеты.

Норматив

 Повторение строевых приёмов на месте и в движении. Контрольный норматив, прыжка через козла согнув ноги (м)115см,ноги врозь (д.)110см.

Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой, правила страховки и самостраховки. Повторение прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.). Повторение строевых приёмов на месте и в движении. Контрольный норматив, прыжка через козла согнув ноги (м)115см,ноги врозь (д.)110см. Развитие гибкости.

Норматив

 Совершенствование прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.)

История развития гимнастики. Совершенствование прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.). Развитие силы.

Фронтальный контроль

  Совершенствование прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.).

Оказание ПМП при переломах, вывихах и ушибах.  Совершенствование прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.). Игры и эстафеты.

Фронтальный контроль

 Повторение прыжка через козла согнув ноги (м.)115см,ноги врозь (д.)110см. Контрольный норматив, прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.).

История развития гимнастики. Повторение прыжка через козла согнув ноги (м.)115см,ноги врозь (д.)110см. Контрольный норматив, прыжка через коня ноги врозь (м), прыжок через коня с бокового разбега толчком одной (д.). Развитие скоростно-силовых качеств.

Норматив

Лыжная подготовка III четверть (13 часов)

Правила техники безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Повторение попеременно 2-х шажного хода.  

Правила техники безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Повторение попеременно 2-х шажного хода.  Развитие координации движений.

Опрос

 Обучение коньковому ходу.  Бег на лыжах 5 км(м), 3 км(д.).

Правила техники безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Обучение коньковому ходу. Совершенствование одновременно одношажного хода. Бег на лыжах 5 км (м), 3 км(д.). Развитие выносливости.

Фронтальный контроль

 Контрольный норматив, поворота «махом». Контрольный норматив, конькового хода. Развитие выносливости.

Лыжные мази и их применение. Контрольный норматив, поворота «махом». Контрольный норматив, конькового хода. Развитие выносливости.

Норматив

 Обучение подъёму «ёлочкой» и ступающим шагом. Повторение конькового хода.

Правила техники безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Обучение подъёму «ёлочкой» и ступающим шагом. Повторение конькового хода. Развитие выносливости.

Фронтальный контроль

 Обучение спуску с гор в низкой стойке.   Бег на лыжах 5 км (м), 3 км (д.).

Правила соревнований по лыжным гонкам. Обучение спуску с гор в низкой стойке.  Повторение подъёма в гору «ёлочкой» и ступающим шагом. Бег на лыжах 5 км (м), 3 км (д.). Игры и эстафеты.

Фронтальный контроль

Спуск в низкой стойке. Развитие силы рук.

Оказание первой доврачебной помощи. Спуск в низкой стойке. Совершенствование подъёма в гору «ёлочкой» и ступающим шагом. Развитие силы рук.

Фронтальный контроль

 Совершенствование спуска в низкой стойке. Контрольный норматив, подъёма в гору «ёлочкой» и ступающим шагом.

Личная гигиена. Совершенствование спуска с гор в низкой стойке. Контрольный норматив, подъёма в гору «ёлочкой» и ступающим шагом. Бег на лыжах 5 км (м), 3 км(д.). Развитие координации движений.

Норматив

 Обучение торможению и повороту «плугом», «упором» и переступанием. Игры и эстафеты.

Правила соревнований по лыжным гонкам. Обучение торможению и повороту «плугом», «упором» и переступанием. Повторение конькового хода. Совершенствование спуска с гор в низкой стойке. Игры и эстафеты.

Фронтальный контроль

 Обучение торможению и повороту «плугом», «упором» и переступанием.

Оказание первой доврачебной помощи. Обучение торможению и повороту «плугом», «упором» и переступанием. Повторение поворота «махом». Совершенствование спуска с гор в низкой стойке. Бег на лыжах 5 км (м), 3 км (д.). Развитие силы рук.

Фронтальный контроль

Зимние Олимпийские игры. Повторение подъёма «ёлочкой» и ступающим шагом. Совершенствование торможения и поворота «плугом», «упором» и переступанием. Игры и эстафеты.

Зимние Олимпийские игры. Повторение подъёма «ёлочкой» и ступающим шагом. Совершенствование торможения и поворота «плугом», «упором» и переступанием. Игры и эстафеты.

Фронтальный контроль

 Повторение конькового хода. Бег на лыжах 5 км (м), 3 км(д.).

Лыжные мази и их применение. Повторение конькового хода. Совершенствование торможения и поворота «плугом», «упором» и переступанием. Бег на лыжах 5 км (м), 3 км(д.). Развитие выносливости.

Фронтальный контроль

 Повторение поворота «махом». Контрольный норматив, бег на лыжах 5 км (м), 3 км(д.).  

Правила соревнований по лыжным гонкам. Повторение поворота «махом». Контрольный норматив, бег на лыжах 5 км (м), 3 км(д.).  Игры и эстафеты.

Фронтальный контроль

 Повторение торможения и поворота «плугом», «упором» и переступанием.

Оказание первой доврачебной помощи. Повторение торможения и поворота «плугом», «упором» и переступанием. Повторение поворота «махом». Развитие силы рук.

Фронтальный контроль

Подвижные игры (7 часов)

Повторение верхней передачи мяча. Учебная игра.

Личная  гигиена. Повторение верхней передачи мяча. Учебная игра. Народная игра «Картошка»

 Повторение приёма мяча двумя руками снизу. Контрольный норматив, верхней передачи мяча.

Вред курения и алкоголизма. Повторение приёма мяча двумя руками снизу. Контрольный норматив, верхней передачи мяча. Челночный бег 3х10м. Развитие координации движений.

Норматив

 Повторение вариантов подачи мяча в заданную часть площадки.

Правила поведения в спортивном зале. Повторение вариантов подачи мяча в заданную часть площадки. Совершенствование приёма мяча двумя руками снизу. Учебная игра. Развитие силы рук.

Фронтальный контроль

Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми.  Контрольный норматив, приёма мяча двумя руками снизу.

Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Повторение вариантов подачи мяча в заданную часть площадки. Контрольный норматив, приёма мяча двумя руками снизу. Учебная игра. Челночный бег. Народная игра «Выбивало».

Норматив

 Обучение приёму мяча при отскоке от сетки.  Учебная игра.

Профилактика спортивного травматизма. Обучение приёму мяча при отскоке от сетки. Совершенствование вариантов подачи мяча в заданную часть площадки. Учебная игра. Развитие ловкости.

Фронтальный контроль

10н

Повторение приёма мяча при отскоке от сетки. Контрольный норматив, вариантов подачи мяча в заданную часть площадки.

Оказание ПМП при ушибах, вывихах, открытом и закрытом переломе, солнечном ударе. Повторение приёма мяча при отскоке от сетки. Контрольный норматив, вариантов подачи мяча в заданную часть площадки. Челночный бег 3х10м. Развитие координации движений.

Норматив

10н

Обучение нападающему удару. Совершенствование приёма мяча при отскоке от сетки.

Правила провидения соревнований и судейства в спортивных играх. Обучение нападающему удару. Совершенствование приёма мяча при отскоке от сетки. Учебная игра. Челночный бег 3х10м. Народная игра «Салки».

Фронтальный контроль

IV четверть(16 часов)

 подвижные игры(6 часов)

Обучение нападающему удару. Контрольный норматив, приёма мяча при отскоке от сетки.

История развития игры волейбол. Обучение нападающему удару. Контрольный норматив, приёма мяча при отскоке от сетки. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых качеств.

Норматив

 Обучение блокированию нападающего удар. Повторение нападающего удара.

Правила провидения соревнований и судейства в спортивных играх. Обучение блокированию нападающего удара. Повторение вариантов подачи мяча в заданную часть площадки. Повторение нападающего удара. Учебная игра. Развитие ловкости.

 Совершенствование нападающего удара. Контрольный норматив, челночный бег 3х10м.

Правила провидения соревнований и судейства в спортивных играх. Повторение блокирования нападающего удара. Совершенствование нападающего удара. Контрольный норматив, челночный бег 3х10м.  Народная игра «Выбивало».

Норматив

 Повторение верхней передачи мяча.  Контрольный норматив,  нападающего удара.

Личная гигиена. Повторение верхней передачи мяча. Совершенствование блокирования нападающего удара. Контрольный норматив,  нападающего удара. Развитие силы рук.

Норматив

 Повторение приёма мяча при отскоке от сетке. Контрольный норматив, блокирования нападающего удара.

Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Повторение приёма мяча при отскоке от сетке. Контрольный норматив, блокирования нападающего удара. Развитие скоростно-силовых качеств.

Норматив

 Повторение блокирования нападающего удара. Повторение нападающего удара.

Профилактика спортивного травматизма. Повторение блокирования нападающего удара. Повторение нападающего удара. Народная игра «Мяч капитану».

Фронтальный контроль

Лёгкая атлетика(10 часов)

 Повторение бега на короткие дистанции. 6-минутный бег. Развитие быстроты.

Оказание ПМП при ушибах, вывихах, открытом и закрытом переломе, солнечном ударе. Повторение бега на короткие дистанции. 6-минутный бег. Развитие быстроты.

Фронтальный контроль

Правила поведения в спортивном зале. Повторение эстафетного бега.

Правила поведения в спортивном зале. Повторение эстафетного бега. Совершенствование бега на короткие дистанции. 6-минутный бег. Развитие быстроты.

Опрос

 Повторение эстафетного бега. Совершенствование бега на короткие дистанции.

Профилактика спортивного травматизма. Повторение эстафетного бега. Совершенствование бега на короткие дистанции. Бег 3000м (м), 2000м(д.). Народная игра «Вызов номеров».

 Совершенствование эстафетного бега. Контрольный норматив, бега на короткие дистанции.

Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Совершенствование эстафетного бега. Контрольный норматив, бега на короткие дистанции. 6-минутный бег. Развитие выносливости.

Фронтальный контроль

 Контрольный норматив,  эстафетного бега. Бег 3000м (м), 2000м (д.).

Оказание ПМП при ушибах, вывихах, открытом и закрытом переломе, солнечном ударе.  Контрольный норматив,  эстафетного бега. Бег 3000м (м), 2000м(д.). Президентские состязания. Развитие выносливости

Фронтальный контроль

 Повторение эстафетного бега. Президентские состязания.

Профилактика спортивного травматизма. Повторение эстафетного бега. 6-минутный бег. Президентские состязания. Народная игра «К своим флажкам».

Фронтальный контроль

 Повторение бега на короткие дистанции.  Бег 3000м (м), 2000м (д.).

Вред курения и алкоголизма. Повторение бега на короткие дистанции.  Бег 3000м (м), 2000м (д.). Развитие координации движений.

Фронтальный контроль

Личная гигиена. Повторение эстафетного бега.

Личная гигиена. Повторение эстафетного бега. 6-минутный бег. Выносливости.

Фронтальный контроль

Правила поведения в спортивном зале. Контрольный норматив, бег 3000м (м), 2000м (д.).

Правила поведения в спортивном зале. Контрольный норматив, бег 3000м (м), 2000м (д.). Развитие скоростно-силовых качеств.

Фронтальный контроль

Профилактика спортивного травматизма. Контрольный норматив, 6-минутый бег.

Профилактика спортивного травматизма. Контрольный норматив, 6-минутый бег. Народная игра «Салки».

Норматив

                                                                                                                                                                                                                               

7.Оценка достижений учащихся

При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.

По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

С целью проверки знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.

Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.

По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).

Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.

По уровню физической подготовленности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливо-сти в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.

При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную труд-ность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.

8.Литература:

  1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. «Сборник нормативных документов. Физическая культура» М. 2006 год;
  2. Авт. сос. А.И.Каинов и др. «Физическая культура. 1 – 11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха и др.»  2010 год;
  3. Авт. сос. Киселев П.А., Киселева С.Б. «Справочник учителя физической культуры»  2008 год;
  4. «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед.  наук А.А. Зданевича.2011 г.
  5. Стандарты. Физическая культура. М. 2010 год;
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года:

 Методические рекомендации о внедрении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312

  1. Научно – методический журнал «Физическая культура. Все для учителя!» М.: ООО «Издательская Группа “Основа”» 2010 – 2012гг.
  2. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников/ А.И. Мальцев. - Ростов – на - Дону: Феникс, 2005. 283с.
  3. Методические издания по физической культуре для учителей: Журнал «Физическая культура в школе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...