Открытый урок - " Профиоактика плоскостопия на уроках ЛФК
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Дорофеева Татьяна Борисовна

Оформление, цели, задачи, описание упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_otkrytyy_urok_lfk_profilaktika_ploskostopiya.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования

Московской области

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Московской области

«Хотьковская  общеобразовательная школа-

интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                                                                   

План-конспект

Урока ЛФК

        

В 5-А; 5-Б классах

Учитель: Дорофеева Татьяна Борисовна

Дата проведения: 04.03. 2019 года.

 Тема урока: « Профилактика плоскостопия на уроках ЛФК» 

Цель : Сохранение  и укрепление физического здоровья обучающихся. Обучение упражнениям для профилактики и коррекции плоскостопия посредством укрепления мышц сводов стопы через игровые формы.

Оборудование урока: спортивный инвентарь предназначенный для упражнений на развитие мышечно – связочного аппарата глени и стопы.

Цель урока: Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Обучение упражнениям для профилактики и коррекции плоскостопия посредством укрепления мышц сводов стопы через игровые формы.

Задачи урока: Образовательные – обучение специальным упражнениям для формирования правильной постановки стопы. Обучение правилам самоконтроля. Повышение двигательной активности через различные виды движения

Воспитательные – развитие внимания при выполнении упражнений. Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

Коррекционные – Формирование базы упражнений для самостоятельного выполнения и развития разнообразных двигательных навыков. Повышение функциональных возможностей организма и общего физического развития.

Тип урока: Комбинированный урок.

Форма урока: Урок изучения нового материала и повторения пройденного  с использованием дополнительного инвентаря.

Используемые технологии: Информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, групповые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.

Ход урока.

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Сообщение учащимся о цели урока и задачи урока – 2 минуты.
  3. Разъяснение и выполнение упражнений – 30 минут.
  4. Подведение итогов, обсуждение прошедшего занятия -5 минут.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее общение.

Методы обучения на уроке:

Словесный - объяснение правил выполнения упражнений.

 Наглядный – показ выполнения упражнений. Контроль самостоятельного выполнения учениками упражнений

Здоровьесберегающие технологии на уроке:

Соблюдение гигиенических требований к залу – чистота, свежий воздух. Благоприятный психологический и эмоциональный настрой. Смена деятельности. Доверительное отношение между учителем и учениками.

По даннымПо данным,опубликованным в государственным докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состояние здоровья и только 10% детей приходят

Среди заболеваний костно-мышечной системы статическая деформация стоп - плоскостопие - по частоте занимает одно из первых мест. Плоскостопие проявляется в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в ногах, отечности голеней и стоп, появлении мозолей и «натоптышей» на подошвах.Наиболее частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) и наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни. 

При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу-ортопеду. Основным методом лечения этого заболевания является ежедневная специальная лечебная гимнастика. При этом индивидуально подобранные упражнения полезно сочетать с комплексом общей физической подготовки.

 При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию плоскостопия  реализуются дидактические и практические цели.

Приложение.

Комплекс упражнений профилактической  гимнастики.

Разминка:

  1. Построение в шеренгу. Расчет на первый , второй. Перестроение в две шеренги. Руки вдоль корпуса, на выдохе наклон головы вперед, на вдохе подъем головы вверх. Вдох совершается через нос, выдох через рот.
  2. Повороты головы  влево и вправо.
  3. Наклоны головы вбок (ушком тянемся к плечику).
  4. Прокатывание головы от одного плеча к другому через грудину.
  5. Подъем плеч к ушам.
  6. Круговые движения плечами вперед и назад.
  7. Движения плечами в разных направлениях.
  8. Руки поднимаем на уровне плеч, совершаем круговые движения в локтевых суставах.
  9. Руки  остаются в том же положении. Пальцы рук направляем то вверх, то вниз.
  10. Зажимаем пальцы в кулак, совершаем круговые движения  в запястьях вперед и назад.
  11. Ставим руки на пояс, левая рука вытягивается в верх, тянемся за рукой растягиваем боковую поверхность туловища. Тоже самое с правой рукой.  Выполняем упражнение  3-4 раза  на обе руки.
  12. Ставим ноги на ширину плеч, совершаем наклоны корпуса в стороны, противоположной рукой тянемся через голову в сторону наклона. Выполняем упражнение по 3 раза в каждую сторону.
  13. Совершаем наклоны вперед, стараемся дотянутся пальцами рук до пола, колени не сгибаем.
  14. Поднимаем поочередно ноги, колено сгибаем на 90%.
  15. Стоим на одной ноге, совершаем круговые движения от коленного сустава, меняем ногу.
  16. Стоим на одной ноге совершаем круговые движения в голеностопном суставе вовнутрь и наружу, меняем ногу.
  17. Подъем на носки, перекат с носков на пятки. Руки на поясе.
  18. Стоим на цыпочках совершаем круговые движения в голеностопных суставах сначала в одну сторону затем в другую.

                                        Основная часть

            Упражнение «Каток» - катать вперед-назад мяч, скалку или бутылку.       Выполнять вначале одной, затем другой ногой.

            Упражнение «Разбойник» - сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараться подтащить под пятку разложенное полотенце (салфетку), на котором лежит какой-либо груз (небольшой камень или книга). Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

            Упражнение «Маляр» - сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3-4 раза сначала одной, затем другой ногой.

            Упражнение «Сборщик» - сидя на полу или стоя собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не допускать падения предметов при переносе.

            Упражнение «Художник» - карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

            Упражнение «Гусеница» - сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова выпрямляются, и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.

            Упражнение «Кораблик» - сидя на полу с, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).

            Упражнение «Серп» - сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

            Упражнение «Мельница» - сидя на полу с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги  в двух направлениях.

            Упражнение «Окно» - стоя на полу разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая ступни от пола.

            Упражнение «Барабанщик» - сидя на полу, согнуть ноги в коленях, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх-вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения - колени постепенно выпрямляются.

            Упражнение «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

            Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий 20минут. Перед каждым упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной или двух ногах. Дыхание произвольное.

                              Заключительная часть:

  1. Построение в шеренгу.
  2. Расчет на первый, второй.
  3. Вторые номера  делают 2 шага в перед.
  4. На вдохе руки  поднимаем вверх, на выдохе свободно опускаем руки вниз вместе с наклоном корпуса вперед.
  5. Поднимаем руки вверх тянемся за руками, поворачиваемся вокруг своей оси.

Благодарим за хорошее выполнение упражнений. Отвечаем на возникающие вопросы. Индивидуально прорабатываем сложные упражнения с учениками которым не удается выполнить задание сразу.  Урок  окончен.

                          Используемая литература:

Пособия для учителей физкультуры и инструкторов по ЛФК.

Составители – Макарова Т.П., Афонасенко А.М., Спирягина Л.П., Абрамович В.В., Янкевич Д.С., Шевцова Е.Е., Попова М.Э., Садовникова Л.В., Заводова С.Г., Кандратьева С.Ю., Осипова Е.А.

                                                        Самоанализ

Открытого урока, проведенного в 5-А;5-Б классах 27.11.2018 г. Учителем ЛФК   ГКОУ МО Хотьковской школы-интерната Дорофеевой Т. Б.

По теме: «Дыхательная гимнастика способствующая развитию речи».

Цель урока: Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.

Задачи урока: Образовательные – обучение специальным упражнениям для формирования правильного речевого дыхания. Обучение правилам самоконтроля.

Воспитательные – развитие внимания при выполнении упражнений. Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

Коррекционные - выработка правильной осанки и постановке ног. Повышение функциональных возможностей организма и общего физического развития.

Среди заболеваний костно-мышечной системы статическая деформация стоп - плоскостопие - по частоте занимает одно из первых мест. Плоскостопие проявляется в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в ногах, отечности голеней и стоп, появлении мозолей и «натоптышей» на подошвах.Наиболее частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) и наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни. 

При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические и практические цели.

В 6-А классе обучаются  9 человек: 3 девочки и 6 мальчиков. В 6-Б классе обучаются также 9 человек: 3 девочки и 6 мальчиков.

Основная группа здоровья – 9 человек, специальная – 9 человек.

Планируя этот урок, я исходила из необходимости правильного развития опорно- двигательного аппарата, костно-мышечной системы, профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

В ходе урока мною были использованы не только ИКТ, но и дополнительный инвентарь, игровая форма  коррекционно-развивающих упражнений. На уроке я стремилась показать детям, доступность и посильность выполнения данных упражнений, сделать урок нескучным, задать позитивный настрой. Создать заинтересованность в выполнении упражнений.

При планировании данного урока я ставила перед собой триединую дидактическую цель:

  1. Образовательный (обучающий) аспект – познакомить обучающихся с дыхательной гимнастикой в общем. Обучить выполнению специальных дыхательных упражнений.
  2. Развивающий аспект – организовать деятельность обучающихся по отработке ранее полученных навыков и усвоению нового материала.
  3. Воспитывающий аспект – помочь обучающимся осознать значение дыхательной гимнастики и лечебной физкультуры в целом. Направить учеников к осознанному выбору здорового образа жизни и необходимости физической культуры.

Цели и задачи поставленные в этом уроке были реализованы в полной мере.

04.09.2019г.

состоится открытый урок по ЛФК.

5-А; 5-Б классы.

Проводит: учитель – Дорофеева Т.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

План - конспект урока. Профилактика плоскостопия

План - конспект урока. Профилактика плоскостопия...

Конспект урока :"профилактика плоскостопия"

Конспект урока :"профилактика плоскостопия"...