Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс ФГОС
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Фролова Светлана Владимировна

Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-9_klass.docx83.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

«Рассмотрено»                          «Согласовано»                                            «Утверждено»

на педагогическом совете         Зам.директора по УВР                           Директор МБОУ СОШ №4

Протокол №____                       __________ /_______________/            __________ /_______________/

                                                         (подпись)                 (расшифровка)                               (подпись)                 (расшифровка)

                                                                   

От «____»___________2019 г.    «____»_________________2019 г.          Приказ № _____        

                                                                                                                   от «____»______________2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по      физической культуре

для 5-9 классов

на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «физическая культура» предназначена для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа составлена на основе нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании»; «Компетенции и ответственности образовательного учреждения»; «Компетенции модернизации Российского образования»; «Компетенции содержания непрерывного образования»; «Поурочные разработки по физической культуре К УМК А.Ю. Патрикеев Москва «ВАКО»2016г.; «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, А.А.Зданевич, М.Просвещение 2015) .

Разработчик программы:

Фролова Светлана Владимировна, учитель физической культуры,

высшая квалификационная категория

2019-2020 учебный  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету “Физическая культура” для 5-9 классов общеобразовательной школы базового уровня, разработана на основе нормативных правовых документов:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

    Программа ориентирована на использование учебника:
  • Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);
  • Основной общеобразовательной программы основного общего образования
  • Частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
  • Примерной  программы:  «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-7 классов»
  • А.Ю. Патрикеев, Поурочные разработки, Москва «ВАКО» 2016г.
  • Учебник. Физическая культура 5-7 класс под редакцией М.Я. Виленского, М.: Просвещение, 2014

Адресность

Учащиеся  5-9 классов, которые  относятся к основной группе здоровья, в полном объеме могут изучать программу по физической культуре.

Цель программы:

- освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.

Цели изучения курса:

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (Умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Задачи физического воспитания учащихся:

Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:

- содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

- обучение основам базовых видов двигательных действий;

- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб кости) способностей;

- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями  на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

-  выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

-  формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Общая характеристика учебного курса

Предметом обучения физической культуры в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития свойств и качеств, соблюдением гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актах Российской Федерации, в том числе:

Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Кроссовая подготовка», «Лыжная  подготовка».

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы. Для повышения двигательной активности широко применяется игровой и соревновательный методы, каждый третий час планируется в форме урока-игры, соревнования.

Описание места учебного курса

Курс «Физическая культура» изучается в 5-9 классах 3 часа в неделю – 102 часа в год. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные,  метапредметные и предметные  результаты освоения учебного курса.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Урочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов.

Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

 В области  познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.

В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой  общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные   и   спортивные   мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.

В области трудовой культуры: умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,   спортивную  одежду,   осуществлять  их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;  культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения  разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической         культуре.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты проявляются в  следующих областях культуры.

В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить  компромиссы при принятии общих решений.

В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты.

Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры: знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры: способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры: способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.

В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.

В области физической культуры: способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности,  составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия.

1. личностные

2. регулятивные

3. познавательные

4. коммуникативные

  1. самоопределение
  2. смыслообразование
  3. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
  4. осознание ответственности за общее дело
  5. следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
  6. самооценка на основе критерия успешности
  7. адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

2.1.выполнение пробного учебного действия

2.2. фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

2.3. волевая саморегуляция в ситуации затруднения

2.4. познавательная инициатива

2.5. контроль

2.6. коррекция

2.7. оценка

3.1. целеполагание

3.2. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

3.3. извлечение необходимой информации из текстов

3.4. использование знаково-символических средств

3.5. осознанное и произвольное построение речевого высказывания

3.6. подведение под понятие

3.7. определение основной и второстепенной информации

3.8. постановка и формулирование проблемы

3.9. структурирование знаний

3.10. моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.)

3.11.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3.12. поиск и выделение необходимой информации

3.13. выбор наиболее эффективных способов решения задач

3.14. планирование

3.15. прогнозирование

3.16. выдвижение гипотез и их обоснование

3.17. установление причинно-следственных связей

3.18. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации

3.19. построение логической цепи рассуждений, доказательство

3.20. моделирование и преобразование моделей разных типов

3.21. выполнение действий по алгоритму

3.22. доказательство

3.23. выведение следствий

3.24. самостоятельное создание алгоритмов деятельности

3.25. рефлексия способов и условий действия

3.26. контроль и оценка процесса и результатов деятельности

4.1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.2. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

4.3. аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

4.4. учет разных мнений, координирование разных позиций

4.5. использование критериев для обоснования своего суждения

4.6. разрешение конфликтов

4.7. достижение договоренностей и согласование общего решения

4.8. постановка вопросов

4.9. управление поведением партнера

Условные обозначения: Л − личностные УУД; Р − регулятивные УУД;

П − познавательные УУД; К − коммуникативные УУД.

Предметные результаты

Знания о физической культуре

Обучающийся научится:

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);
  • соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • характеризовать основные физические качества и различать их между собой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • выявлять связь физической культуры с трудом

Способы физкультурной деятельности

Обучающийся научится:

  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;
  • измерять показатели физического развития и физической подготовленности;
  • вести систематические наблюдения за их динамикой;
  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.

Физическое совершенствование

Обучающийся научится:

  • оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
  • выполнять передвижения на лыжах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5-9 классы (102 часа)

Знания о физической культуре (теоретический материал)

Понятия о физической культуре.

- Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).

- История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).

- Современные Олимпийские игры.

- Формы занятий физическими упражнениями:

а) урочные формы (уроки, тренировочные занятия),

б) внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).

- Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.

- Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки.

- Режим дня.

Основные способы передвижения, требования к местам занятий.

- Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.

- Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.

- Метание. Основные характеристики.

- Упражнения с мячами. Игры с мячом.

- Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.

- Лазание. Общие правила для лазания.

- Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах, подъемы, спуски, торможение. Выбор лыж и палок. Правила переноса лыж. Правила организации лыжных прогулок.

Элементарные знания о строении человеческого тела.

-Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.

-Мышцы. Работа мышц в разных суставах.

-Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.

- Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.

- Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы. 

Правила оказания первой помощи:

– при растяжении связок и ушибах;

– при вывихах;

– при переломах;

– при кровотечении;

– при сотрясении мозга.

Профилактика травматизма.

- Правила безопасности при метании.

- Правила безопасности игры с мячом.

- Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение - страховки.

- Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

Представления о физических качествах.

- Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.

- Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.

-Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.

Самоконтроль.

- Определение нагрузки. Определение пульса.

Общеразвивающие упражнения.

- Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).

- Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.

- Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.

- Движения туловищем. Наклоны, повороты.

- Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).

Физическое совершенствование (практический материал)

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

- Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).

- Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).

- Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.

- Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.

- Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах. Приседания. Махи. Многоскоки.

- Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.

- Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.

- Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Легкая атлетика

- Бег. Общие правила для всех видов бега.

- Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.

- Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.

- Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.

Баскетбол

- Стойка игрока: перемещение в стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом; комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение).  Ловля и передача мяча двумя руками от груди, из-за головы и от плеча на месте и в движении. Ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения и скорости. Штрафной бросок двумя руками с места от груди без сопротивления противника. Вырывание и выбивание мяча. «Стритбол» Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам, правила игры.

Волейбол

- Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба и бег; выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).

- Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед; передача мяча над собой. Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров.  Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинация из основных элементов (приема, передачи, удара). Комбинация из основных элементов  техники перемещений и владения мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиции игроков. Игра по упрощенным правилам 6:6, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. И на укороченных площадках.  Технические действия без мяча и с мячом, тактические действия с мячом по упрощенным правилам игры, Подводящая игра «Пионербол»- разучить и играть по правилам.

Гимнастика с основами акробатики.

Строевые упражнения

- Команды: «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!»;  Рапорт учителю; Повороты на месте, Расчет по порядку, Расчет по 2 и     по 3; Перестроение из одной шеренги в две и три (на каждом уроке).

Комплекс ОРУ:  без предметов и с предметами ходьба, бег (на каждом уроке).

Прыжки - 3ч: С гимнастической скамейки, спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку, преодоление прыжком боком небольшого препятствия с опорой на одну руку, прыжки через скакалку, опорный прыжок через гимнастического «Козла» (вскок в упор  присев и соскок с взмахом рук).

Упражнения в равновесии – 5ч: ходьба по скамейки выпадами, назад на носках, опустившись в упор стоя на коленях, повороты на гимнастической скамейки.

- Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.

- Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.

- Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.

-Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.

- Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.

- Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.

Подвижные игры

- Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Выбивалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой). Слалом.

Лыжные гонки. 

- Одновременный двухшажный и попеременный четырехшажный ход. Передвижение с чередованием попеременных и одновременных ходов. Торможение боковым соскальзыванием. Преодоление препятствий на лыжах способами перешагивания, перепрыгивания, перелезания; прыжки с небольших трамплинов (30—50 см высотой). Спуск в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций с использованием разученных способов передвижения (протяженность дистанции регулируется учителем или обучающимися). Упражнения специальной физической и технической подготовки.      

Основные методы работы на уроке:

- словесный;

-  наглядный;

- расчленено–конструктивного упражнения (разучивания упражнений);

- целостно – конструктивного упражнения;

-сопряжённого воздействия;

- стандартного и переменного упражнения;

- совершенствования двигательных действий и воспитания физических  качеств;

- круговой;

- игровой и соревновательный.

Примерное содержание программного материала 5-9 классов

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

2

Спортивная игра волейбол

5

3

Спортивная игра баскетбол

11

4

Спортивная игра футбол

9

3

5

Спортивные и подвижные игры

6

Гимнастика с элементами акробатики

21

7

Легкая атлетика

18

3

19

8

Лыжная подготовка

16

Итого (102 часа)

27

21

30

24

                КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критерии оценивания различных видов работ

1. Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы, тестирование.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

За ответ, в котором учащиеся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике 

За непонимание и незнание материала программы

2. Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.   

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности.
Уч-ся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий; 

- подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Учащийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; 

- допускает незначительные ошибки в подборе средств;

- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

4.  Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности

(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению физической подготовленности должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.  

УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

5 класс

п/п

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Мальчики

Девочки 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

1

Челночный бег 3х10  м, сек 

8,2

8,3-8,5

8,6

8.6

8,7-9,0

9.1

2

Бег 30 м, сек 

5,3

5,4-6,1

6,2

5.4

5,5-6,2

6.3

3

Бег 60 м, сек 

10,0

10,1-11,1

11,2

10,4

10,5-11,6

11,7

4

Кросс 1000м

4,45

4,46-6,45

6,46

5,20

5,21-7,20

7,21

5

Прыжки  в длину с места 

179

178-135

134

164

163-125

124

6

Прыжки в длину с разбега

340

339-261

260

300

299-221

220

7

Прыжки в высоту с разбега

110

109-90

89

105

104-85

84

8

Наклоны  вперед из положения сидя 

10+

6

2-

15+

8

4-

9

Подтягивание (девочки из виса лежа)

8

7-4

3

14

13-6

5

10

Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа

17

12

7

12

8

3

11

Подъем туловища за 30 сек. из положения лежа 

22

21-12

11

16

15-10

9

13

Прыжок на скакалке, 1 мин, раз 

90

89-71

70

110

109-91

90

14

Метание мяча 150 г. на дальность м. с разбега

34

33-21

20

21

20-15

14

15

Лыжи 1 км

6,30

6,31-7,39

7,40

7,00

7,01-8,00

8,01

6 класс

п/п

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Мальчики

Девочки 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

1

Челночный бег 3х10  м, сек 

8,2

8,3-8,5

8,6

8.6

8,7-9,0

9.1

2

Бег 30 м, сек 

5,3

5,4-6,1

6,2

5.4

5,5-6,2

6.3

3

Бег 60 м, сек 

10,0

10,1-11,1

11,2

10,4

10,5-11,6

11,7

4

Кросс 1000м

4,45

4,46-6,45

6,46

5,20

5,21-7,20

7,21

5

Прыжки  в длину с места 

179

178-135

134

164

163-125

124

6

Прыжки в длину с разбега

340

339-261

260

300

299-221

220

7

Прыжки в высоту с разбега

110

109-90

89

105

104-85

84

8

Наклоны  вперед из положения сидя 

10+

6

2-

15+

8

4-

9

Подтягивание (девочки из виса лежа)

8

7-4

3

14

13-6

5

10

Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа

17

12

7

12

8

3

11

Подъем туловища за 30 сек. из положения лежа 

22

21-12

11

16

15-10

9

13

Прыжок на скакалке, 1 мин, раз 

90

89-71

70

110

109-91

90

14

Метание мяча 150 г. на дальность м. с разбега

34

33-21

20

21

20-15

14

15

Лыжи 1 км

6,30

6,31-7,39

7,40

7,00

7,01-8,00

8,01

7 класс

№ п/п

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Мальчики

Девочки

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

1

Челночный бег 3х10  м, сек

8.3

9.0

9.3

8.8

9.6

10.0

2

Бег 30 м, сек

4.9

5.8

6.0

5.0

6.2

6.3

3

Кросс 1500м. мин.

8.00

8.30

8.50

8.30

8.50

9.50

4

Бег 60 м, секунд

9,8

10,2

11,1

10,0

10,7

11,3

5

Прыжки  в длину с места

195

160

140

185

150

130

6

Наклоны  вперед из положения сидя

14+

6

2-

16+

9

5-

7

Подтягивание на высокой перекладине

7

4

1

20

11

4

8

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

20

15

10

15

10

5

9

Прыжок в высоту с разбега

115

105

95

105

95

85

10

Подъем туловища за 1мин. из положения лежа

40

35

25

35

30

20

11

Прыжок на скакалке, 1 мин, раз

46

44

42

48

46

44

12

Метание мяча 150гр.  на дальность м. с разбега

28

25

23

25

23

20

13

Прыжок в длину с разбега

340

320

270

300

280

230

8 класс

п/п

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Мальчики

Девочки 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

1

Челночный бег 3х10  м, сек 

8.3

9.0

9.3

8.7

9.5

10.0

2

Бег 30 м, секунд 

4.8

5.6

5.9

5.0

6.0

6.2

3

Прыжок в длину с разбега

360

340

290

330

300

240

4

Бег 60 м, секунд 

9,4

10,0

10,8

9,8

10,4

11,2

5

Кросс 2000 м, мин 

12.30

13.30

14.30

13.30

14.30

15.30

6

Прыжки  в длину с места 

205

170

150

200

160

140

7

Подтягивание на высокой перекладине 

8

5

1

19

12

5

8

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 

23

18

13

18

12

8

9

Наклоны  вперед из положения сидя 

9+

5

2-

18+

10

6-

10

Подъем туловища за 1мин. из положения лежа 

45

40

35

38

33

25

11

Прыжок в высоту  с разбега

120

110

100

110

100

90

12

Прыжок на скакалке, 1мин, раз 

105

95

90

120

110

105

13

Метание 150гр .мяча на дальность м. с разбега

38

35

25

27

20

16

9 класс

Контрольное упражнение

единица
измерения

мальчики
оценка
"5"

мальчики
оценка
"4"

мальчики
оценка
"3"

девочки
оценка
"5"

девочки
оценка
"4"

девочки
оценка
"3"

Челночный бег 4*9м

секунд

9,4

9,9

10,4

9,8

10,2

11,0

Бег 30 метров

секунд

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9

Бег 60 метров

секунд

8,5

9,2

10,0

9,4

10,0

10,5

Бег 2000 метров

мин:сек

8:20

9:20

9:45

10:00

11:20

12:05

Прыжки в длину с места

см

210

200

180

180

170

155

Подтягивание на высокой перекладине

кол-во
раз

11

9

6

-

-

-

Сгибание и разгибание рук
в упоре лежа (отжимания)

кол-во
раз

32

27

22

20

15

10

Наклон вперед из
положения сидя

см

13

11

6

20

15

13

Подъем туловища за 1 мин
из положения лежа

кол-во
раз

50

45

40

40

35

26

Бег на лыжах 1 км

мин:сек

4:30

4:50

5:20

5:45

6:15

7:00

Бег на лыжах 2 км

мин:сек

10:20

10:40

11:10

12:00

12:45

13:30

Бег на лыжах 3 км

мин:сек

15:30

16:00

17:00

19:00

20:00

21:30

Бег на лыжах 5 км

мин:сек

без учета
времени

без учета
времени

без учета
времени

-

-

-

Прыжки на скакалке,
за 25 секунд

кол-во
раз

58

56

54

66

64

62

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебно-практическое оборудование

Гимнастика

1

Стенка гимнастическая

2

Бревно гимнастическое напольное

3

Козел гимнастический

4

Конь гимнастический

5

Перекладина гимнастическая

6

Брусья гимнастические, параллельные

7

Канат для лазания, с механизмом крепления

8

Мост гимнастический подкидной

9

Скамейка гимнастическая жесткая

10

Маты гимнастические

11

Мяч набивной

12

Мяч малый (теннисный)

13

Скакалка гимнастическая

14

Палка гимнастическая

15

Обруч гимнастический

Легкая атлетика

1

Планка для прыжков в высоту

2

Стойки для прыжков в высоту

3

Рулетка измерительная

4

Номера нагрудные

5

Мячи для метания

Спортивные игры

1

Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

2

Мячи баскетбольные

3

Сетка волейбольная

4

Мячи волейбольные

5

Мячи футбольные

6

Мячи резиновые

7

Мячи надувные

Лыжная подготовка

1

Комплекты лыж

2

Комплекты лыжных палок

3

Лыжные ботинки

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

        В 5-9 классах рекомендуется линия учебно-методических комплектов под редакцией В.И. Лях и М.Я. Виленского: «Физическая культура 5-6-7-8-9 классы», под ред. М.Я. Виленского, издательство «Просвещение» 2015г., Поурочные разработки по физической культуре ФГОС А.Ю. Патрикеев, Москва «ВАКО» 2015.

Библиографический  список литературы

  1. "Готовимся к выполнению нормативов ГТО. 1-11 классы. Учебно-методическое пособие". Г.И. Пагадаев, Дрофа, 2016.
  2. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов / С.Г. Арзуманов. - М.: Феникс, 2015. 
  3. Упражнения в парах / А.Н. Глейберман. - М.: Физкультура и спорт, 2013. 
  4. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2014. 
  5. Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. - М.: Физкультура и спорт, 2015.
  6.  Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник +, 2016.
  7. Олимпийский марафон. История Олимпийских игр в вопросах и ответах / Г.Т. Питерских. - М.: Русское слово - учебник, 2013
  8. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013
  9. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник / Н.А. Фёдорова. - М.: Экзамен, 2015
  10. "Готовимся к выполнению нормативов ГТО. 1-11 классы. Учебно-методическое пособие". Г.И. Пагадаев, Дрофа, 2016.

                          Адреса порталов и сайтов в помощь учителю по физической культуры.

Электронный адрес

Название сайта

http://www.uchportal.ru/

Программы и презентации к уроку физкультуры

http://olympic.ware.com.ua/ 

Всё о Олимпийских играх

http://www.fizkulturavshkole.ru/

сайт «Физическая культура в школе»

fizkultura-na5.ru

Физкультура на пять

http://nsportal.ruhttp://www

http://fiskult-ura.ucoz.ru 

ФизкультУРА - сайт "ФизкультУРА"

http://www.trainer.h1.ru/

Сообщество учителей физкультуры

http://www.uchportal.ru/

Учительский портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 5 классов ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5классов. ...

Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").

Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по физической культуре ФГОС 1-4 класс....

Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс ФГОС

Данная рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана в соответствии с ФГОС.В ней прослеживается описание метапредметных и предметных результатов освоения деятельности, а также к...

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса (ФГОС)

2. Пояснительная запискаРабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009...

Рабочая программа по физической культуре во 2 классе (ФГОС)

2. Пояснительная записка       Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса (ФГОС)

2. Пояснительная записка       Рабочая программа по физической культуре для учащихся 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарт...