Доклад на тему: "Требования к уроку в условиях ФГОС ООО"
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс)

Черкасская Светлана Николаевна

Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

В.А. Сухомлинский

 

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностным

- метапредметным

- предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение

набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_uroku.docx141.29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «Требования к уроку в условиях реализации ФГОС. Конструирование технологической  карты урока в соответствии с требованиями стандарта».

Выполнила:

Учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 13»

Черкасская Светлана Николаевна.

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

В.А. Сухомлинский

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностным

- метапредметным

- предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение

набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической
техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)

Алгоритм проектирования урока с учётом требований ФГОС.

Шаг 1.

1.Чётко определить и сформулировать для себя тему урока.

2.Определить место темы в учебном курсе.

3. Оценить урок ретроспективно (определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок).

4. Оценить урок через призму перспективы своей деятельности (обозначить ту часть учебного материала, которая будет использоваться в дальнейшем).

Шаг 2.

Определить тип урока, поскольку от этого будет зависеть его (урока) целевое значение

Шаг 3.

Учитывая особенности типа урока, определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока.

Шаг 4.

Произвести отбор содержания учебного материала.

  1. Подобрать учебные задания, целью которых является:

-узнавание нового материала;

-воспроизведение;

-применение знаний в новой ситуации;

-применение знаний в незнакомой ситуации;

  -творческий подход к знаниям

2. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

3. Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

Шаг 5.

  • Определить технологии обучения, которые будут использоваться учителем.
  • Эти технологии, согласно требованиям ФГОС, должны носить деятельностный характер.

Шаг 6.

  • Обозначить те основные умения, над которыми необходимо работать на конкретном уроке.

Шаг 7.

  • Определить способ оценки результатов урока и рефлексии обучающимися хода урока и результатов собственной деятельности. Для этого необходимо определить:
  • что контролировать
  • как контролировать
  • как использовать результаты контроля

Шаг 8.

  • Разработать домашнее задание, ориентированное на индивидуальные способности обучающихся демонстрирующие их личностные приращения,как результат урока.

Шаг 9.

  • Подготовить оборудование для урока.
  • Составить план урока.

План урока  (технологическая карта учебного занятия) - документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учеников, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.  План урока – это и постановка учебных задач, и сжатое представление всей учебной информации.  У каждого из педагогов возникал время от времени риторический вопрос: а для чего я пишу план урока?
-  Для себя?
- Для проверяющих?
-  Для учеников?
Готовиться к урокам  необходимо. Это понимает каждый учитель, кто честно относится к своему делу. 
Показатель эффективности такой работы – хорошо проведённый урок, выразившийся в реальных учебных результатах обучающихся. Как будет выглядеть на бумаге процесс его подготовки: план-конспект, технологическая карта –   это уже вторично. В текстовый конспект могут закрасться существенные несоответствия: цели и задачи урока поставлены одни, а потом в объёмном изложении хода урока уже и не вполне ясно, реализованы они или нет в содержании материала. Кроме того, в привычном нам конспекте урока мы, к сожалению, описываем собственную деятельность, а не деятельность детей. Почему можно заменить конспект технологической картой? Потому что никакого федерального документа, который бы закреплял требования к конспекту урока, у нас с вами нет. Поэтому учитель предоставляет конспект в той форме, которая удобнее ему.  Многие преподаватели сочли полезным для себя пользоваться технологической картой урока.  Сегодня постараемся рассмотреть более подробно преимущества технологической карты.
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока.
Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений мы остановились на следующем:
«технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности». Жёсткость структуры технологической карты позволяет быстро выявить не только недостатки проектируемого урока, но и сделать более очевидными его достоинства.
Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ используемой  нами карты урока, явилось понимание, что необходима
форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица — замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф, заведомо, является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, определился перечень основных вертикальных столбцов карты:
ход урока (с фиксированием этапа урока);
деятельность учителя,
деятельность учащегося.

Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Одной из основных задач создания технологической карты стала необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем, прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование графы «деятельность учащихся». Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.
Предметные планируемые результаты в карте фиксируются в графе «Ход урока/ Этап урока» в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения. Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому, в этой же графе, предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться как предметные, так и метапредметные результаты. Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, как мы уже отмечали, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности». Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать Ваше внимание на том, что в её структуру умышленно не внесли отдельную графу (компонент матрицы), посвященную целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно. Надобность в этом отпадает, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования». Поскольку предлагаемая технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты именно в виде формируемых способов деятельности на каждом этапе урока, более того, — как отдельные действия в рамках каждого способа деятельности на каждом этапе урока, то нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этого, графу. С целью реализации целостного учебного процесса мы предлагаем пользоваться как минимум трёхмодульной технологической картой урока: определённые ограничения в свободе выбора учителем количества модулей вызваны тем, что есть риск разрушить систему формирования предметных и метапредметных результатов, а этого допустить нельзя. Далее мы приводим минимально допустимый для хода урока вариант карты:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
3-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________

  • что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
  • что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
  • как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

http://life-school.ucoz.ru/img/obyavleniya2/Image_000.png 

Как видим, в трёхмодульном варианте карты отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Внимательное знакомство с их содержанием и структурой делает очевидным, что они являются теми новообразованиями в личности, которые формируются и развиваются благодаря целенаправленной работе педагога по формированию как предметных, так и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных). Однако далеко не все предметы обладают специальным содержанием, на основе которого можно в явной форме выделить действия по формированию группы личностных результатов. Чаще всего это предметы технического цикла.
Завершая разговор об особенностях технологической карты урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой хотелось бы  сделать акцент на том, что горизонтальная её структура, предназначенная для фиксирования этапов урока, позволяет использовать карту как для проектирования комбинированного урока, так и для выстраивания уроков, представляющих собой, по сути, один этап — определённый способ деятельности. В разных дидактических системах, как известно, названия этих этапов-способов деятельности варьируются: урок целеполагания, урок рефлексии, урок освоения учебной информации, урок отработки полученных умений и навыков и т. д.  Выбор типа урока, а значит и количества этапов для его реализации осуществляет учитель. Однако, нельзя забывать, что какую бы дидактическую систему вы ни использовали, она должна разворачивать деятельностную учебную ситуацию, в которой учащиеся с помощью учителя:

  • обнаруживают предмет своего действия;
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д.

   Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
 Из приведённых характеристик технологической карты   урока  совершенно очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.

огласно новым ФГОС, учитель должен владеть умением не только создавать конспект урока, но и проектировать его в форме технологической карты. Это понятие заимствовано из области промышленных технологий, а его применение в современной методике позволяет модернизировать процесс обучения и сократить учителю время подготовки к уроку.

Технологическая карта позволяет проектировать учебный процесс. Задача учителя при ее создании – показать так называемый деятельностный подход в процессе обучения. Описывая каждый этап урока в технологической карте, педагог проектирует собственную деятельность и предполагаемые действия учащихся. Ниже изложены требования к технологической карте урока в начальных классах и дано описание ее структуры.

Идеи современного урока (т.е. требования к уроку):

- цель и задачи урока изложены ясно и конкретно;

- главная цель - достижение конкретных результатов (универсальных учебных действий);

- ученики мотивированы к деятельности на уроке;

- содержание урока связано с личным опытом учеников;

- на уроке создана проблемная ситуация;

- содержание урока соответствует целям и задачам: использован потенциал УМК, при необходимости - дополнительный материал;

- прослеживается взаимосвязь деятельности учащихся на уроке с целью (достижением запланированных результатов);

- созданы условия для самостоятельной работы учеников;

- учитываются требования СанПин;

- на уроке учитель создает условия для формирования оценочной деятельности учеников и рефлексии.

Структура технологической карты:

1. Цель, которую учитель хочет достигнуть на уроке (указывается только одна цель, не следует смешивать ее с понятием "задачи урока"). По возможности, излагается проблема (т.е. идея) урока, задачи урока (способы достижения цели). Планируемые результаты урока (формируемые на уроке УУД) - используются глаголы в неопределенной форме (см.ФГОС). Используемые образовательные технологии и методы (в т.ч. перечисляются здоровьесберегающие технологии). Используемые средства обучения (электронные и печатные ресурсы, учебник, учебные пособия, наглядные пособия, оборудование).

2. Ход урока. Создается таблица из двух столбиков.  Первый столбик называется "Деятельность учителя" (в ходе каждого этапа урока нужно кратко описать действия учителя с помощью таких слов как: "организует, создает, читает, способствует, помогает" и т.п.). Второй столбик - "Деятельность учащихся" (ее можно описать используя слова: "читают, анализируют, высказывают предположения, обобщают, договариваются " и т.п.).  В конце каждого этапа урока учитель обязательно организует контрольно -оценочную деятельность учащихся, а ученики проводят самооценку учебных действий и результатов.

Ход урока состоит из 4 основных этапов, которые необходимо обязательно отразить в карте. Учитель может разбивать каждый этап на более мелкие в зависимости от его собственного замысла. Необходимо описывать действия, а не предполагаемые ответы учащихся. Прямую речь следует использовать как можно меньше, только если невозможно заменить ее описательным оборотом.

1 этап. Постановка учебной задачи.  Учитель содает проблемную ситуацию и организует действия учеников так, чтобы они сами (по возможности) сформулировали проблему.  Совместно с учителем дети определяют тему урока. Проводится ревизия имеющихся на данный момент у детей знаний и умений, которые будут необходимы для решения сформулированной проблемы.

2 этап. Организация познавательной деятельности. Учитель и ученики планируют работу на урок. В ходе выполнения специальных заданий происходит открытие нового знания, формируются УУД, решается сформулированная ранее проблема и т.д.

3 этап. Закрепление и включение в систему знаний. Учитель организует самостоятельную деятельность учеников, направленную на закрепление, обобщение, принятие, включение нового знания или умения в систему имеющихся знаний, самоконтроль и самооценку и т.п.

4 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Соотнесение поставленной в начале урока цели с запланированными результатами. Диагностика достижения запланированных результатов. Самооценка деятельности учеников (и учителя) на уроке. Конечные итоги решения проблемы (или учебной задачи), сформулированной в начале урока. Практическое применение новых знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС"

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:- семья предъявляет требов...

Доклад "Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС"

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:- семья предъявляет требов...

Доклад «Особенности составления рабочей программы педагога в условиях ФГОС» к педагогическому совету

Материал содержит информацию о структуре рабочей программы педагога с подробным описанием каждого пункта....

Доклад на тему: "Требования ФГОС ООО к современному уроку"

Доклад на тему: "Требования ФГОС ООО к современному уроку"....

Доклад "Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС"

quot;Развитие физической культуры и спорта в условиях  ФГОС"...

Доклад по теме: «Требования к современному уроку физической культуры в соответствии ФГОС ООО »

В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимостьПринципиальным отличием современного подхода является ориентация стан...

Доклад Роенко А. Н на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»

Доклад Роенко А. Н  на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»...