Доклад Роенко А. Н на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»
материал

Роенко Алексей Николаевич

Доклад Роенко А. Н  на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 1

(МБОУ Купинская школа-интернат№ 1)

ДОКЛАД

«Требования к современному уроку

в условиях введения ФГОС третьего поколения»

   Автор: Роенко А. Н.

2022 г.

ФГОС - это федеральные государственные     образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. Введение ФГОС НОО и ООО в 2021 году  Приказ Министерства просвещения №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования», 31 мая 2021г.

Задачи ФГОС

  • создание единого  образовательного пространства по всей Российской Федерации
  • обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования

С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ  ввели ФГОС третьего поколения.

ФГОС третьего поколения предполагает:

 1.  Уменьшение объема академических часов

 2.  Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

 3.  Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

 4.  Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

         ФГОС во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021

1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно.

2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков .

6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников.

7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.

8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами.

9) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены.

 10) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.

11) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.

12) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.

13) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

14) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

15) Определено базовое содержание программы воспитания

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка  плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

  • Цели:
  • Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
  • Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

           Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Использованные материалы:

  1. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  2. https://fgos.ru/ - тексты ФГОС всех ступеней
  3. Муштавинская И.В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования: Методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2018
  4. http://edsoo.ru  – сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС
  5. https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России
  6. http://edu53.ru/np-includes/upload/2021/09/21/16562.pdf - Изменения в новых ФГОС НОО и ООО
  7. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020
  8. https://rg.ru/2021/07/12/chemu-budut-uchit-v-shkole-s-1-sentiabria-2022-goda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Доклад на тему: Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью....

Доклад по теме: "Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов"

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС второго поколения

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:·  анализировать свои действия;·  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их во...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС второго поколения

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:Во-первых, это профессионал, который•демонстрирует универсальные и предметные способы действий•инициирует действия учащихс...

Доклад на МО "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать самора...