Организация уроков физической культуры в 5 - 7 классах
методическая разработка по физкультуре

На уроках физической культуры применяются здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Организация уроков физической культуры в 5 - 7 классах

На уроках физической культуры применяются здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

В настоящее время, к здоровьесберегающим образовательным технологиям, применяемым на уроках физической культуры в 5 - 7 классах относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся. По данным НИИ педиатрии, учащиеся 5 - 7 класса: 14 % детей практически здоровы; 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 35 - 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Основные современные требования, применяемые к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);

необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, поэтому возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся, создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и должны лишь давать исходную информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. А если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным.

При проведении уроков физической культуры нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был вначале занятий. В соответствии с этим наиболее типичной схемой урока физической культуры является следующая:

Вводная часть (3-5 мин). Цель этой части урока заключается в том, чтобы организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение. Во вводной части происходит построение и расчет учащихся, сдача рапорта дежурным. Затем учитель объясняет задачи и содержание урока, проводит легкие строевые упражнения, ходьбу, бег и выполнение различных упражнений на внимание (21, с. 104).

Следующий этап урока - подготовительная часть (8-15 мин). В этой части урока ставится задача подготовить учащихся к выполнению основных упражнений, усиливается всестороннее воздействие на мышцы и связки организма, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувств ритма (21, с. 105).

Затем идет основная часть урока (20-30 мин). В этой части занятий проводятся основные физические упражнения: бег, прыжки, метание гранаты, ядра, лазание, игры и т. д. Особое внимание преподаватель должен обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, решительности и умение учеников действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса учащихся к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значения и влияние на организм (21, с. 107).

Последний этап урока - заключительная часть. В этой части урока следует привести учащихся в спокойное состояние и подвести итоги занятий. Содержание заключительной части - ходьба, элементы строевой подготовки. На уроках физической культуры девочкам следует давать несколько меньшую нагрузку, чем мальчикам, а если есть возможность, то лучше делить класс на две подгруппы. Естественно, при проведении занятий по физической культуре нужно учитывать возраст учащихся, не допускать их перегрузки и переутомлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо  адапт...

Организация урока физической культуры

Организация урока физической культуры...

Организация уроков физической культуры с учётом гендерных различий

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является в...

Организация уроков физической культуры в условиях ФГОС

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физич...