Организация урока физической культуры
статья по физкультуре по теме

Людмила Михайловна Игнатьева, педагог дополнительного образования

Организация урока физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya._teks_rechi_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация

«Специфика травм при занятиях отдельными видам спорта»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего сообщения «Специфика травм при занятиях отдельными видам спорта». Сначала я хочу рассказать о причинах спортивного травматизма на уроках физкультуры и во время соревнований школьников.

Основная причина – организационные недостатки при проведении занятий.

В первую очередь - это нарушение инструкций о проведении урока физической культуры и соревнований и неправильное составление программы уроков и  графика соревнований.

Во-вторых – нарушение правил соревнований, несмотря на кажущуюся обоснованность изменений.

Также можно выделить и причины методического характера, а именно:

- неправильная организация и методика проведения урока;

- выполнение сложных незнакомых упражнений без предварительного объяснения;

- занятия без проведения разминки или недостаточной  её продолжительности;

- отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся. (

  А теперь подробнее о причинах организационного характера. Это:

- отсутствие должной квалификации учителя;

- проведение занятий без учителя;

- нарушение правил содержания мест занятий в соответствии с каждым видом спорта;

- неудовлетворительная воспитательная работа с учащимися;

- нарушения правил врачебного контроля;

- неблагоприятные метереологическия условия при проведении занятий на улице (ветер, дождь, мокрое покрытие спортплощадки).

    А теперь об особенностях спортивного травматизма.

- у девушек травм меньше, чем у юношей - они более осторожны и аккуратнее выполняют упражнения и менее склонны к риску, чем юноши.

- чем младше возраст учащихся, тем выше вероятность травм – наибольшее число травм приходится на 11-14 лет в связи с анатомо-физиологическими особенностями этого возраста (плохо развитое чувство самоконтроля, завышенная самооценка своих возможностей, желание повысить свой статус среди одноклассников)

-наиболее травмоопасны уроки гимнастики - плохая растянутость мышц и связок, избыточный вес учащихся, плохая координация движений, «закомплексованность» по отношению к своей фигуре .

   Хочу привести примеры некоторых закономерностей травматизма:

- падения «на ровном месте» (запнунувшись о собственные ноги);

-подскальзывание на площадке или в зале из-за несоответствующей обуви или покрытия.

 Большинство травм связано с недостаточно серьёзным отношением учащихся к технике безопасности при проведении урока - неосторожность, беспечность, лихачество. Проводя перед началом каждого урока инструктаж по ТБ  в соответствии с темой урока, учитель может предотвратить  возможность возникновения травм.

Рассмотрим специфику травм при различных видах спорта

Лёгкая атлетика. Характерные травмы:

-повреждения голеностопного и коленного суставов;

-растяжения и разрывы связочного аппарата;

- разрывы и надрывы сухожилий (реже мышц).

По  ТБ при проведении занятий лёгкой атлетикой необходимо:

-содержать в порядке место проведения занятий (чистота покрытия, отсутствие ям и кочек, мест скопления воды);

- проверять перед каждым занятием состояние площадок и инвентаря;

- проводить бег только в одном направлении;

- в качестве финишной ленты использовать легкорвущуюся ткань;

- при проведении соревнований чётко оградить трассу;

- при выполнении прыжков в длину перекапывать песок в прыжковых ямах и выравнивать поверхность  ям через 3-4 попытки.

Запрещается одновременно  проводить занятия  несовместимыми видами спорта, например бег и метание и т.д.

Гимнастика и акробатика. Характерные травмы :

- повреждение целостности кожного покрова ладоней (упражнения на брусьях, турнике, лазанье по канату);

- повреждения сумочно-связочного аппарата локтевого, коленного и голеностопного суставов (прыжки в глубину, соскоки с бревна, опорные прыжки);

- сотрясения головного мозга.

По ТБ при проведении занятий гимнастикой и акробатикой необходимо:

-открывать зал с подготовленными для занятий снарядами только со звонком на урок;

-вход учеников в зал разрешён только в присутствии учителя;

-спортивная форма должна соответствовать теме урока (облегающие футболка и тренировочные брюки (спортивные шорты));

- переносить и устанавливать снаряды только под руководством учителя;

-осуществлять страховку при выполнении упражнений;

-по окончании занятий убрать все снаряды.

При изучении нового материала учитель обязан рассказать о необходимой страховке и показать её действия на отдельном ученике.

Заниматься на снарядах разрешено только в присутствия учителя. Выход из зала во время занятий только с разрешения  учителя.

Спортивные игры ( баскетбол, волейбол, футбол, гандбол) – 26-28% травм приходится на спорт.игры. Характерные травмы:

- ушибы;

-растяжения связок голеностопного и коленного суставов;

- повреждения пальцев рук;

- носовые кровотечения;

- реже переломы и сотрясения головного мозга.

По  ТБ при проведении  спортивных игр необходимо:

- хорошо отрабатывать технику игры (броски и ловлю  мяча, правильную стойку и приземления при приёме мяча);

- освободить зал от посторонних снарядов и инвентаря;

-соблюдать высокую дисциплину учащихся;

- необходимо наличие у учащихся  надлежащей спортивной формы и обуви.

Лыжи  -в рамках программы я рассматриваю раздел «Лыжные гонки».

Характерные травмы на уроках лыжной подготовки:

-ушибы;

-ссадины;

-растяжения связок нижних конечностей;

-обморожения пальцев рук и ног, лица;

- переломы.

По  ТБ при проведении  занятий  по лыжной подготовки необходимо:

- заранее подготовить трассу для урока;

- проверить правильность экипировки учащихся;

-соблюдать температурный режим;

- смазывать лыжи в соответствии с погодными условиями.

Заключение

Вы,наверное, заметили, что основные причины травматизма в различных видах спорта, сводятся к  следующему:

- неподготовленное заранее место проведения урока;

-несоответствие спортивной формы  и обуви учащихся  теме занятия;

-низкая дисциплина на уроке физической культуры.

 И, конечно же, постоянного контроля учителем всех моментов урока.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо  адапт...

Организация уроков физической культуры с учётом гендерных различий

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является в...

Организация уроков физической культуры в условиях ФГОС

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физич...

Информационные технологии в организации уроков физической культуры

Данная статья является реальным отображением приминением Информационных технологий в организации и проведении уроков физической культуры....