Организация урока физической культуры
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Презентация
«Специфика травм при занятиях отдельными видам спорта»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего сообщения «Специфика травм при занятиях отдельными видам спорта». Сначала я хочу рассказать о причинах спортивного травматизма на уроках физкультуры и во время соревнований школьников.
Основная причина – организационные недостатки при проведении занятий.
В первую очередь - это нарушение инструкций о проведении урока физической культуры и соревнований и неправильное составление программы уроков и графика соревнований.
Во-вторых – нарушение правил соревнований, несмотря на кажущуюся обоснованность изменений.
Также можно выделить и причины методического характера, а именно:
- неправильная организация и методика проведения урока;
- выполнение сложных незнакомых упражнений без предварительного объяснения;
- занятия без проведения разминки или недостаточной её продолжительности;
- отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся. (
А теперь подробнее о причинах организационного характера. Это:
- отсутствие должной квалификации учителя;
- проведение занятий без учителя;
- нарушение правил содержания мест занятий в соответствии с каждым видом спорта;
- неудовлетворительная воспитательная работа с учащимися;
- нарушения правил врачебного контроля;
- неблагоприятные метереологическия условия при проведении занятий на улице (ветер, дождь, мокрое покрытие спортплощадки).
А теперь об особенностях спортивного травматизма.
- у девушек травм меньше, чем у юношей - они более осторожны и аккуратнее выполняют упражнения и менее склонны к риску, чем юноши.
- чем младше возраст учащихся, тем выше вероятность травм – наибольшее число травм приходится на 11-14 лет в связи с анатомо-физиологическими особенностями этого возраста (плохо развитое чувство самоконтроля, завышенная самооценка своих возможностей, желание повысить свой статус среди одноклассников)
-наиболее травмоопасны уроки гимнастики - плохая растянутость мышц и связок, избыточный вес учащихся, плохая координация движений, «закомплексованность» по отношению к своей фигуре .
Хочу привести примеры некоторых закономерностей травматизма:
- падения «на ровном месте» (запнунувшись о собственные ноги);
-подскальзывание на площадке или в зале из-за несоответствующей обуви или покрытия.
Большинство травм связано с недостаточно серьёзным отношением учащихся к технике безопасности при проведении урока - неосторожность, беспечность, лихачество. Проводя перед началом каждого урока инструктаж по ТБ в соответствии с темой урока, учитель может предотвратить возможность возникновения травм.
Рассмотрим специфику травм при различных видах спорта
Лёгкая атлетика. Характерные травмы:
-повреждения голеностопного и коленного суставов;
-растяжения и разрывы связочного аппарата;
- разрывы и надрывы сухожилий (реже мышц).
По ТБ при проведении занятий лёгкой атлетикой необходимо:
-содержать в порядке место проведения занятий (чистота покрытия, отсутствие ям и кочек, мест скопления воды);
- проверять перед каждым занятием состояние площадок и инвентаря;
- проводить бег только в одном направлении;
- в качестве финишной ленты использовать легкорвущуюся ткань;
- при проведении соревнований чётко оградить трассу;
- при выполнении прыжков в длину перекапывать песок в прыжковых ямах и выравнивать поверхность ям через 3-4 попытки.
Запрещается одновременно проводить занятия несовместимыми видами спорта, например бег и метание и т.д.
Гимнастика и акробатика. Характерные травмы :
- повреждение целостности кожного покрова ладоней (упражнения на брусьях, турнике, лазанье по канату);
- повреждения сумочно-связочного аппарата локтевого, коленного и голеностопного суставов (прыжки в глубину, соскоки с бревна, опорные прыжки);
- сотрясения головного мозга.
По ТБ при проведении занятий гимнастикой и акробатикой необходимо:
-открывать зал с подготовленными для занятий снарядами только со звонком на урок;
-вход учеников в зал разрешён только в присутствии учителя;
-спортивная форма должна соответствовать теме урока (облегающие футболка и тренировочные брюки (спортивные шорты));
- переносить и устанавливать снаряды только под руководством учителя;
-осуществлять страховку при выполнении упражнений;
-по окончании занятий убрать все снаряды.
При изучении нового материала учитель обязан рассказать о необходимой страховке и показать её действия на отдельном ученике.
Заниматься на снарядах разрешено только в присутствия учителя. Выход из зала во время занятий только с разрешения учителя.
Спортивные игры ( баскетбол, волейбол, футбол, гандбол) – 26-28% травм приходится на спорт.игры. Характерные травмы:
- ушибы;
-растяжения связок голеностопного и коленного суставов;
- повреждения пальцев рук;
- носовые кровотечения;
- реже переломы и сотрясения головного мозга.
По ТБ при проведении спортивных игр необходимо:
- хорошо отрабатывать технику игры (броски и ловлю мяча, правильную стойку и приземления при приёме мяча);
- освободить зал от посторонних снарядов и инвентаря;
-соблюдать высокую дисциплину учащихся;
- необходимо наличие у учащихся надлежащей спортивной формы и обуви.
Лыжи -в рамках программы я рассматриваю раздел «Лыжные гонки».
Характерные травмы на уроках лыжной подготовки:
-ушибы;
-ссадины;
-растяжения связок нижних конечностей;
-обморожения пальцев рук и ног, лица;
- переломы.
По ТБ при проведении занятий по лыжной подготовки необходимо:
- заранее подготовить трассу для урока;
- проверить правильность экипировки учащихся;
-соблюдать температурный режим;
- смазывать лыжи в соответствии с погодными условиями.
Заключение
Вы,наверное, заметили, что основные причины травматизма в различных видах спорта, сводятся к следующему:
- неподготовленное заранее место проведения урока;
-несоответствие спортивной формы и обуви учащихся теме занятия;
-низкая дисциплина на уроке физической культуры.
И, конечно же, постоянного контроля учителем всех моментов урока.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Статья представляет собой педагогический проект по внедрению СОТ...
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо адапт...
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Педагогический эксперимент по освоению и внедрению СОТ на уроках физической культуры....
Организация уроков физической культуры с учётом гендерных различий
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является в...
Организация уроков физической культуры в условиях ФГОС
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физич...
Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умственной отсталостью
Киреева Галина Михайловна...
Информационные технологии в организации уроков физической культуры
Данная статья является реальным отображением приминением Информационных технологий в организации и проведении уроков физической культуры....