Введение в тактическую игру.
материал (5 класс)

Надыршин Артур Мухаррамович

 Введение в тактическую игру

Освоив основные правила игры в шахматы, имея определённый практический опыт начинающий шахматист должен понимать, что без знания основ теории невозможно научиться хорошо играть в шахматы.

Отдел шахматной теории, изучающий основные принципы ведения шахматной партии, называется стратегией. Стратегия непосредственно связана с тактикой шахматной игры. Совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план, называется тактикой.

Именно этот раздел шахматной игры представлен в учебнике «Шахматы. Тактика. 7-9 класс». Знакомство  детей с характерными приёмами и мотивами комбинационной игры следует начать с изучения элементов шахматной тактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Введение в тактическую игру.73.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Введение в тактическую игру

Освоив основные правила игры в шахматы, имея определённый практический опыт начинающий шахматист должен понимать, что без знания основ теории невозможно научиться хорошо играть в шахматы.

Отдел шахматной теории, изучающий основные принципы ведения шахматной партии, называется стратегией. Стратегия непосредственно связана с тактикой шахматной игры. Совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план, называется тактикой.

Именно этот раздел шахматной игры представлен в учебнике «Шахматы. Тактика. 7-9 класс». Знакомство  детей с характерными приёмами и мотивами комбинационной игры следует начать с изучения элементов шахматной тактики.

К элементам шахматной тактики в первую очередь следует отнести  угрозу. Угроза — это создание возможности для получения материального или позиционного преимущества, в некоторых случаях — выигрыша партии (угроза мата). Простейшие угрозы известны любому начинающему шахматисту – это шах, угроза мата, нападение на фигуру, взятие фигуры.

Угроза может проявляться в виде прямого нападения, а может принимать и более скрытые формы. На приведённой позиции рассматриваются две различные угрозы со стороны белых.

  1. Белые могут сыграть 1.b2-b4, создавая простейшую угрозу взятия слона на с5. В таком случае угроза носит характер прямого нападения. Здесь достаточно простого отступления слона на b6.
  2. В этой позиции белые могут сыграть 1.а2-а4, создавая скрытую угрозу 2.b2-b4. И после отступления слона на b6, белые запирают его ходом а4-а5. Таким образом, чтобы не остаться без фигуры чёрным следует заблаговременно подготовить пути отступления для слона, например, сыграв 1…а7-а6 или 1…а7-а5.

Самой распространённой угрозой является угроза мата. Увлекаясь собственными планами, дети часто не замечают угроз со стороны соперника.

В приведённой позиции чёрные создали простейшую угрозу мата Фh3-g2х. Белым достаточно защитить поле g2, чтобы завершить эту партию вничью. Ходом 1.Фс4-f1 удаётся решить эту не сложную задачу.

Очень часто начинающие шахматисты не замечают угрозы мата по последней горизонтали.

Например, в этой позиции белая ладья угрожает поставить мат на е8. Чёрным достаточно убрать слона с поля с8, и 8-ая горизонталь будет защищена. Разбирая аналогичные позиции с детьми, не забудьте напомнить им о необходимости своевременно ввести в игру все лёгкие фигуры.

В учебнике разбирается понятие темпа в шахматной партии. Темп в начале партии — это потеря или выигрыш времени в развитии пешек и фигур, в середине и конце игры — потеря или выигрыш дополнительного полезного хода. Порой в эндшпиле необходимо потерять темп, чтобы сделать ничью либо победить.

Чтобы наглядно продемонстрировать детям понятие темпа можно разобрать известную красивую партию, из которой видно к чему может привести неразумная трата времени на ходы крайними пешками в начале партии. 

1.е2–е4 е7-е5

2.Кg1-f3 d7-d6

Последним  ходом чёрные ограничили своего чернопольного слона, но зато они защитили свою центральную пешку. Достаточно надёжный, хотя и не самый активный ход. Такое начало носит название защита Филидора. Современная теория считает сильнейшим ходом здесь 3. d2-d4.

3.Сf1-c4 h7-h6

4.Кb1-c3 a7-a6

Обратите внимание, за последние два хода белые ввели в игру ещё две лёгкие фигуры, чёрные же не сделали ни одного полезного хода. Здесь разумно дать информацию детям, что полезными ходами (темпами) в начале партии будем считать пешку, стоящую в центре; развитую легкую фигуру; рокировку; ладью, стоящую на открытой линии (открытой линией в шахматах называется линия, на которой нет пешек).

5.0-0

 Посмотрите на позицию, получившуюся после пятого хода белых.

Белые опережают чёрных в развитии на 4 хода (обычно только на один, так как они начинают партию первыми). Следующий развивающий ход уже не спасает чёрных. Они слишком отстали в развитии.

5…Сс8-g4  

6.Кf3:е5 Сg4:d1

7.Cc4:f7+ Кре8:e7

8.Кc3-d5x. 

Эта красивая партия носит название «мат Легаля» по имени французского шахматиста, впервые осуществившего в этой позиции жертву ферзя ещё в 18 веке.

Ещё одним элементом шахматной тактики следует считать промежуточный ход. Основной проблемой юного шахматиста обычно бывает быстрая игра. Ходы, особенно связанные с взятием ценных фигур соперника, кажутся очевидными. Однако порой до этого взятия можно сделать дополнительный шах или создать ещё одно нападение, которые только улучшат позицию.

Промежуточный ход — это ход, который делается перед основным ходом (например, перед взятием фигуры соперника или превращением своей пешки в ферзя) с целью улучшения расположения и взаимодействия своих фигур.

Разберём типичный пример.

Пешке b3 никто не может помешать пройти в ферзи. Чёрные сыграли 1…b3-b2, рассчитывая на 2.е6-е7+ сыграть 2…Крf8-е8. Но после 2.Крd6-d7 выясняется, что пешки проходят в ферзи одновременно. Если бы чёрные не торопясь посчитали варианты, то без труда нашли бы промежуточный ход, ведущий к победе 1…Крf8-е8.

Промежуточные ходы встречаются на любой стадии шахматной партии.

В варианте шотландской партии белые последним ходом побили коня на с6. Взятие коня пешкой приведёт к испорченной пешечной структуре. Здесь уместно будет рассказать учащимся, что сдвоенные, а также изолированные пешки – это недостаток позиции. Сдвоенные пешки – это пешечная структура, при которой две пешки одной стороны расположены на одной вертикали. Изолированной называют пешку, на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета. На такие пешки легче нападать, они требуют постоянной защиты. Особенно это может сказаться в эндшпиле. Поэтому по возможности надо стараться избегать ослабления пешечной структуры. Предложите учащимся самостоятельно найти, каким промежуточным ходом чёрным удастся избежать позиции со сдвоенными пешками. Это ход 1…Фd8-f6. Чёрные создали угрозу мата на f2. И белым не избежать потери коня. Возможное продолжение 1.Фd1-f3 Фf6:f3 2.g2:f3 d7:c6. У чёрных всё равно сдвоенные пешки, но ведь у белых тоже. Эту позицию теория оценивает как равную.  

Задача педагога подвести своих учеников к мысли о необходимости расчёта вариантов после каждого хода соперника. Убедить их в этом будет легко, а вот добиться реальных действий гораздо сложнее. Какие приёмы следует использовать для решения этой проблемы? Безусловно, учитель должен предложить детям для решения большое количество позиций по изучаемым темам. Можно провести развлекательный турнир «До первого зевка», когда партия признаётся проигранной, как только один из игроков зевнул фигуру или пешку.

Необходимо дать понятие форсированной игры в шахматах. Варианты, в которых соперник может отвечать единственными ходами, называются форсированными.  Это может происходить при шахе или размене фигур. Разберём конкретные примеры.

Познакомимся с форсированной игрой на примере из партии Корсунский – Доммес В., С.-Петербург, 1992 г. Своим первым ходом 1.Сf5:g4 белые забирают фигуру, отвлекая коня е5 от защиты важного поля d7, одновременно освобождая диагональ своему чернопольному слону. Чёрные могут уклониться от варианта, только расставшись с фигурой, поэтому в партии было 1…Ке5:g4 2.Фd2-d7+, ещё один ход с угрозой, теперь уже королю. Ответ единственный 2…Кре8-f8, но после 3.Сf4-c7 чёрным пришлось капитулировать из-за угрозы 4.Фd7-d8+. Форсированной игре часто сопутствует одна из разновидностей угрозы – жертва, при которой одна из сторон отдаёт материал с целью получить определённую выгоду из позиции. Если бы чёрные в рассмотренной партии захотели спасти свою сильнейшую фигуру, отступив, например, на поле а6, белые поставили бы мат в 2 хода, пожертвовав ферзя. 4.Фd7-d8+ Ла8:d8 5.Лd1:d8x.

Особое место в тактике занимают комбинации. Комбинация – это форсированный вариант с использованием различных тактических приёмов, приводящий к достижению определённой цели. Как  правило, в комбинации присутствует жертва. В нашем примере целью комбинации был мат королю соперника. Помимо этого целью комбинации может быть выигрыш материала, выгодное упрощение позиции, в худшем положении спасение партии путём достижения материального равновесия, а также с помощью пата, вечного шаха или повторения ходов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми младшего и среднего звена по формированию технико-тактических навыков игры в мини-футбол.

Данный материал является обобщением опыта физкультурно-оздоровительной работы, одним из направлений которой является развитие мини-футбола. ...

Военно тактическая игра на местности

Пояснительная записка.Целью: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции воспитанников.Задачи (ожидаемый результат):развитие творческих способностей детей;созд...

План-конспект занятия "Введение в программу "Играем вместе"

Занятие проводилось в рамках Республиканского конкурса "Сердце отдаю детям" в г.Йошкар-Ола...

Техничесие и тактические элементы игры вратарей в современном футболе

Методические разработки по техники и тактике игры вратарей в футболе...

Открытое тренировочное занятие по футболу на тему: «Тактическая подготовка. Правила игры. Игра в квадратах 6х2»

Обучение ударным действиям (приему мяча подошвой; внутренней стороной стопы, бедром с последующим ударом средней и внутренней частями подъема по катящемуся и встречному мячу).Воспитание общей быстроты...

Методика проведения тактической игры с учащимися старших классов Приморского районе города Санкт-Петербурга

При создании игры  учитывался интерес современных детей  к игровым технологиям на военную тематику, стремление к подвижной игре  с проименением полученных военно-прикладных знаний...