Система работы с одаренными детьми
статья по физкультуре

Шалухина Юлия Сергеевна

Одаренные дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_s_odarennym_detmi.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми.

                Тема моего выступления: одаренные дети,   общие принципы работы с одарёнными детьми,   какие формы работы могут быть использованы в общеобразовательном учреждении.   Для начала определимся с терминами.

           Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

           На сегодня большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и   среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой).

          При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.  Развитие способностей и реализация индивидуального дарования зависят именно от личности, её направленности и системы ценностей.    Исходя из этого  приоритетной задачей является не только и не столько обучение одарённого ребёнка, сколько обеспечение условий формирования его полноценной и успешной личности.

         Это определяет необходимость создания системы психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка, в котором особое внимание уделено бережному отношению к его личности.  

        При раскрытии проблемы одарённости особую важность приобретает определение источников одарённости:

- одарённость как продукт самой природы

- или закономерный результат обучения и воспитания.

            Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, при этом реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

           Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности,   являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

          Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

         Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.  

         Формировать личность, создавать для этого условия – в нашей конкретной работе это означает использовать потенциал  общества с большим коэффициентом.  А дети с признаками одарённости – это наши возможности в будущем.  

         Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.  

       

        Для всех детей главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в жизни и профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

    Почему мы сейчас говорим, что для  формирования личности    одарённого ребёнка нужна система психолого-педагогического сопровождения. Система, которая занимается не только обучением, но и воспитанием, т.е. целенаправленным воздействием на ребёнка с признаками одарённости. Потому что об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и  мотивационный.

Инструментальный аспект характеризует способы деятельности одарённого ребёнка и может быть описан следующими признаками:

  • Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают  её высокую продуктивность.

При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности:

1. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

2. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска     решения в заданной ситуации;

3. Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений;

Для поведения одарённого ребёнка характерен главным образом третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приёмы и закономерности.

  • Одаренному ребёнку присущ своеобразный индивидуальный стиль деятельности, который выражается в   склонности «все делать по-своему»;  
  • Одаренный ребенок обладает самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи  - рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий);
  • Для одарённого ребёнка характерен особый тип организации знаний: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;    увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности. Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации;
  • Знания одаренного ребенка (как. впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования);
  • Одарённого ребёнка отличает своеобразный тип обучаемости, который проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

  • Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

 Мотивационный аспект характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности  

Мотивационный аспект поведения одаренного ребёнка может быть описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной действительности ( знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д. ) либо определённым формам собственной активности ( физической , познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся как правило, переживанием чувства удовольствия.
  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким либо предметом, погруженность в то, или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определённому виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
  • Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремлении с к совершенству.

 

  По критерию «форма проявления одарённости» можно говорить о:

  • явной одаренности;
  • скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.  Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.н. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления.

В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного  ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

   По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

Общая одаренность выступает как результат интеграции умственных способностей, мотивациониой сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

 Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

  По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.  

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Как правило, в школе выявление одарённости происходит на основе сравнения различных показателей  со средней возрастной нормой достижений.

О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

                Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

              Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

            Исследование одаренности имеет особое значение в детском и юношеском возрасте, так как в этих периодах формы одаренности не только проявляются, но и развиваются.       Способности, которые проявляются в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь в юности. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего, о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность. (Именно поэтому так важна система педагогического сопровождения)

              Процесс выявления способностей детей достаточно сложный ещё и потому, что яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача педагога - выявление склонностей, а затем в процессе их совершенствования - развитие способностей.

              Содержание обучения одарённых детей

                 Выделяют два основных подхода к решению проблемы определения содержания обучения одарённых детей:

  1. изменение количественных характеристик; К количественным характеристикам относят - объем учебного материала и темп обучения. На основе изменения количественных характеристик содержания образования выделены две основные стратегии: «ускорения» и «интенсификации»,
  2. изменение качественных характеристик.

К качественным характеристикам относят - соотношение различных направлений, моделирования содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.). На основе изменения качественных характеристик - сформировались направления «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации», «исследовательская».  

При организации работы с одаренными детьми речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Теоретический подход к решению данной проблемы базируется на следующих основных положениях концепции развивающего образования:

  1. усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
  2. на смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества, когда учитель и ученик не противостоят друг другу, выступают как партнеры совместного развития;
  3. учащийся становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность; соответственно меняется и критерий ценности учителя - он ценится   за то, что умеет организовать процесс саморазвития ученика и себя самого;
  1. стереотипное воспроизведение учениками стандартного минимума готовых истин меняется на проектирование и организацию образовательной среды, способствующих раскрытию природных данных учащихся, саморазвитию их познавательных, эмоциональных и духовных способностей;
  2. требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности ученика.

  Согласно Рабочей концепции одарённости в обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1- Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и/или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может свести на нет все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию.  

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.

Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

 

Обучение одарённых детей в общеобразовательной школе

   Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразовательных школ может оказать применение различных форм организации обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей школы: ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финансовых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.

  Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей предоставляют следующие формы обучения:

  • дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей. Эта форма обучения является перспективной начиная со старшего подросткового возраста (с 9-го класса) и особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый интерес к определенной области знания;
  • перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому:  
  • выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предполагается объединение в группу 5-8 наиболее успевающих в каждой параллели школьников, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обычно работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обучение основной части класса и группы одаренных ведется параллельно, что предусматривает различные задания;  
  • попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что дает одаренным детям возможность для общения со сверстниками и позволяет им находить равных себе в академическом отношении детей и соответствующее содержание образования. При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в занятиях старшеклассников. Наиболее естественный вариант заключается в том, что одаренные дети имеют возможность заниматься со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со своими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избранным ими предметам на университетском уровне;  
  • обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы. В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения. Установлено положительное влияние этой формы обучения на усвоение математики и естественных наук и в несколько меньшей степени — гуманитарных наук;

- группировка учащихся внутри одною класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т.п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Среди наиболее значимых можно отметить следующие: создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, наличии дополнительных помещений, преподавательских кадров и т.п.; «массовость» применения, что связано с тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т.п.).  

              Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях конкретной школы, но, прежде всего на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения для одаренных учащихся, основанных на идее группировки одаренных детей в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действительного развития таких детей, удовлетворения их индивидуальных познавательных запросов, в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу может иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.

   

                   Выводы

           Проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в образовательных учреждениях, должна решаться для того, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

                           

            Предмет «Физическая культура».

            Детей с психомоторной (спортивной ) одарённостью выявить можно с большой достоверностью на основе тестирования и отслеживания изменений (мониторинга).

                     Но прежде чем планировать работу с одарёнными детьми необходимо ответить на вопрос:  «Какие задачи   являются приоритетными?»

- развитие наличных способностей?

- психологическая поддержка и помощь?

- проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных, здоровьесберегающих технологий?

-  и т.д.?

Определив приоритетные задачи можно заниматься планированием работы с детьми с признаками одарённости.

 

Педагогическое сопровождение развития детской одарённости

  

           Возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения. Отдельно взятый педагог не сможет решить эту проблему.

                    Основная ЦЕЛЬ работы по созданию системы

-  решение проблем формирования и развития личности ребёнка.

  •   создание оптимальных условий для развития интересов, способностей каждого учащегося;
  •   целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;

                   Организация работы педагога с одарёнными детьми предполагает:          1) создание новой методической системы обучения учащихся, принципиально отличающейся от традиционной прежде всего решением индивидуальных образовательных проблем учащихся;

2) смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности учащегося;

(Материал из журналов ФК в школе)

 Варианты работы с одарёнными детьми:

  1. Школы с углубленным изучением предмета физическая культура
  2. Классы с углубленным изучением предмета ФК
  3. Мобильные группы на параллели.  (В расписании уроки на одной параллели ставятся на одно время. Учащиеся делятся на смешанные группы  для решения определённых задач)

           Считается целесообразным создание подобного рода школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью только в тех случаях, когда имеются:

  1. научно обоснованная программа обучения одаренных детей и положительные результаты ее применения на практике
  2. гарантии привлечения детей в школы и классы для одаренных на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода оттуда на любом возрастном этапе;

        3)  возможности организации    непрерывного процесса обучения. Процесс обучения не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.  Это  позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

 

              В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей по предмету «физическая культура» могут быть рекомендованы   классы с углубленным изучением предмета «физическая культура» в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей    и индивидуализации обучения одаренных детей.

               Большим преимуществом однородных групп является возможность достижения наиболее адекватной скорости продвижения в обучении.

                В однородном классе могут быть созданы условия, наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в разнородном классе самые способные часто оказываются недогруженными.

                В то же время объединение в однородные классы имеет и недостатки, поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров, формирует у учащихся элитарное сознание. Следовательно, оптимизация образования для одаренных заключается в нахождении баланса между обучением в однородных и разнородных группах и индивидуальными занятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...