Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
статья по физкультуре
Школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.
В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС нового поколения»
(из опыта работы)
Кириллова О.В., учитель
физической культуры МБОУ - СОШ №175
Почему в условиях реализации ФГОС необходимо уделять внимание сохранению здоровья на уроках физкультуры?
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентира - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых, ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.
Школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.
В программе развития российского образования сегодня наиболее приоритетными являются задачи культивирования здорового образа жизни, направленные на оздоровление детей и подростков. Одним из средств их решения становится здоровьесберегающая педагогика, без которой педагогический процесс в современном образовательном учреждении немыслим.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и Послании Президента РФ Федеральному собранию (2016 г.) говорится, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной культурой и культурой здоровья.
Предмет физическая культура включен в школьная систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебного предмета "физическая культура” состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение школьниками основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Оздоровительные задачи физической культуры:
1. Содействовать укреплению здоровья, разностороннему и оптимальному развитию физических способностей, формированию и развитию двигательных навыков, снятию утомления и повышению физической и умственной работоспособности.
2. Развивать и укреплять органы дыхания и сердечно-сосудистой системы, способствующие улучшению обмена веществ и повышению жизнедеятельности организма.
3. Предупреждать и осуществлять коррекцию функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма.
4. Сформировать способность к закаливанию организма, развитию гигиенических навыков, привычки повседневно заботиться о своем здоровье и др.
5. Осуществить формирование грамотного отношения к своему телу, содействующего развитию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
6. Привить ребенку навыки здорового образа жизни: обеспечить закаливание, выработку привычек и потребности к самостоятельным занятиям физической культурой в целях повышения функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью, повышения физической и умственной работоспособности, иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции; обучение рациональному дыханию, формированию правильной осанки, при необходимости ее коррекции.
Особенность физического воспитания и образования - воздействие на организм человека, происходит в процессе двигательной деятельности. Двигательная активность школьников выступает ведущим условием физического развития и совершенствования личности. Физиологи определяют движение как важный естественный стимул .жизнедеятельности организма, тренировку различных его органов и систем (А.Г. Хрипкова). Благодаря движениям, повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, человек лучше переносит нагрузки, он более устойчив к болезням. Благодаря движениям, развивается способность организма изменять при необходимости уровень обменных процессов, накапливать «про запас» энергию. Всё это благоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и возможностях человека - силе, ловкости, подвижности, выносливости. Именно поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нормального развития и здоровья личности в любом возрасте, но особенно в тот момент, когда организм растет. Благодаря движениям, возрастает жизненная емкость легких, увеличивается окружность и подвижность грудной клетки, полноценно развивается сердечно-сосудистая система. Наблюдаются положительные изменения в центральной нервной системе, под влиянием физической нагрузки уменьшается раздражительность, повышаются сила и выносливость организма. Однако движение требует определенного энергетического обеспечения и согласованной работы различных органов и систем, причем наиболее оптимальными являются только те движения, которые с физиологической и психологической точек зрения организованы грамотно и последовательно.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в образовании применительно к детям и подросткам - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья учителей и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся .
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.
Свою работу я строю в системе:
- урочная,
- методическая,
- внеклассная,
Моя система основана на программе по физическому воспитанию В.И.Ляха и направлена на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Эта программа соответствует Базисному Учебному Плану, определяющему образовательную область «Физическая культура», и основана на принципах вариативности, что позволяет мне подбирать учебный материал с учетом материально-технической базы нашей школы, регионально-климатических условий и половозрастных особенностей учащихся.
Исходя из этого, свою работу строю так - ученик должен:
«знать»- основы физкультурной деятельности, технику двигательных действий, историю развития физической культуры и спорта в России, вопросы Здорового Образа Жизни;
«уметь»- технически правильно осуществлять двигательные действия, проводить самостоятельные занятия по физической культуре, соблюдать правила безопасности при занятиях, оказывать первую медицинскую помощь;
«демонстрировать» - уровень физической подготовленности; поэтому содержание моих уроков строится по принципу «от общего к частному», и от «частного к конкретному».
Это позволяет обеспечить перевод знаний в практические навыки и умения.
Для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач урока:
- развиваю и совершенствую у учащихся жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
- обучаю подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта, (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр);
- обучаю технике двигательных действий в базовых видах спорта,
- развиваю физические качества учащихся, обучаю способам контроля за состоянием их здоровья (образовательные);
- использую оптимальную нагрузку,
- провожу инструктаж по технике безопасности,
- осуществляю контроль за физическим состоянием учеников,
- слежу за моторной плотностью урока;
- на теоретических занятиях рассматриваю вопросы валеологии и здорового образа жизни (оздоровительные);
-воспитываю чувства «локтя» и товарищества на занятиях в группах, командах,
- помощи и взаимопомощи в работе в парах, тройках;
- развиваю волевые качества.
Для решения задач и реализации программы я использую:
методы
- словесные (рассказ, беседа, объяснение),
- наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений),
-практические (выполнение двигательного действия), самостоятельная, индивидуальная работа.
приемы
- работа в парах, тройках, командах;
-самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;
-объяснение;
-показ;
- контроль за состоянием здоровья учащихся;
способы организации учебной деятельности:
- фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),
- групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),
- индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),
- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).
Это позволило мне, начиная с начальной школы, постепенно вовлечь школьников в процесс совершенствования собственных физических возможностей.
В последние годы вопросы охраны здоровья детей стали очень актуальными. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни порастающего поколения являются неотъемлемой частью всего учебного процесса школы. Одним из действенных средств в этом вопросе я считаю физическую культуру. Работаю над темой самообразования «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной работе».
Главная цель всей моей работы – сохранение здоровья учащихся, и в том числе через повышение двигательной активности учеников и развитие мотивации к занятиям физической культурой.
Для решения поставленной цели я применил:
- дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учеников, оценка ставится ученику с учетом его роста относительно себя);
- вовлекаю школьников в соревновательную деятельность (включение элементов состязаний при проведении уроков),
- развиваю самостоятельность (через привлечение учеников к подбору упражнений и проведению разминки), провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок- турнир, урок- конкурс). В своей практической деятельности, я использую следующие здоровьезберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).
- Подвижные и спортивные игры.
- Беговая дорожка, тренажеры.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия.
- Спортивные развлечения, праздники, спортивные соревнования.
- Дни здоровья.
Весь этот процесс положительно повлиял на результаты моей преподавательской деятельности, что подтвердило эффективность избранного инструментария и технологической базы для работы. Многие ребята занимаются на уроках физической культуры и в спортивных секциях футболом, волейболом, баскетболом и легкой атлетикой во внеурочное время. У них есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой.
Заключение
Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Новизна во внедрении и практическое использовании в работе инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и внеурочной деятельности: основанных на личностно-ориентированном подходе (саморазвивающее обучение, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технология развивающего обучения, проблемное обучение, дифференцированное обучение, коллективные способы обучения) и определении эффективных путей для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности, для того чтобы:
- организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья;
- развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников;
- сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей;
- достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе на уроке физики как основа формирования здорового образа жизни
Работа посвящена самой актуальной теме в образовательном процессе...
Авторская концепция учителя физической культуры. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
Данная концепция была представлена на конкурс "Учитель года-2012"...
Районный мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, ...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...