Рабочая программа по физической культуре 9 класс.
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Князев Юрий Степанович

Данная рабочая программа может быть использована для планирования учебного материала в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kultura9.docx71.94 КБ

Предварительный просмотр:

            Специализированное структурное образовательное подразделение

Посольства России в Египте

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка

Согласовано:

Посол России в Египте

_________/С.В. Кирпиченко/

Рассмотрено:

Руководитель МО

________/М.А. Питиримова/

Протокол №____

от «29»__08_____2018 г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_________/А.В. Самусенко /

             

от «_29_»__08__2018___г.

Утверждено:

Директор школы

_________/О.В. Денисова/

             

Распоряжение № ____

от «29_»__08_____2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету «Физическая культура»

уровень образования: основной общий

класс: 9

Программу составил:

Князев Юрий Степанович

2018 – 2019 г.

г. Каир

Пояснительная записка.

        Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха и А.А.Зданевича» (М. Просвещение 2012, 2014 год), в которой акцентируется внимание на развитие двигательных способностей школьников. Рабочая программа  разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно – нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, программой основного общего образования школьников в области физической культуры (А. П. Матвеев, 2014).

  Программа актуальна, т.к. уровень физической подготовленности и состояние здоровья детей соответствуют принятым нормам и требованиям Государственного образовательного стандарта. Материал соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, придерживается дидактического правила « от простого к сложному», при этом принимается во внимание повышающийся уровень физической подготовленности обучающихся в процессе занятий.

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, физическое развитие, оптимальный уровень физических способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

                             Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

  •  развитие основных физических качеств и способностей,
  • укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
    Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании
    направлена  на:

•    реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения ;

•    реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

•     соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

•    расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

•     усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Нормативные правовые документы, на основании которых

разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 273-ФЗ
  2. Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ (ред. От 21.04.2011г.)
  3. Федеральный закон « О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 г.№329 - ФЗ (ред. От21. 04.2011г.)
  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1312 (ред. От 30.08.2010 г.)
  5. Обязательный минимум содержания  образования.
  6. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08. 2009 г. №1101р
  7. О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. №06- 499
  8. О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. № 163-р
  9. Федеральный закон « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007г. №329- ФЗ (ред. от21.04.2011г.)
  10. Серия "Стандарты второго поколения", примерные программы основного общего образования, физическая культура 1-11 классы, Москва "Просвещение" 2014.
  11. Локальный акт школы « Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) , реализующего образовательные программы общего образования»

Общая характеристика учебного предмета.

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

         Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

         

                              Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебная программа для 9 класса рассчитана на 102 часа; из расчета 3 часа в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и физического развития учащихся средствами учебного предмета физическая культура в соответствии с целями, которые определены стандартом.

            Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Данная программа призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондициознности , ценностном развитии физических и психических качеств, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Освоение учебного предмета «Физическая культура» осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самостоятельности учащихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях. 

                                               Содержание учебного предмета.

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры  основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творчество.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела:  "Основы знаний о физической культуре и ЗОЖ» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально- мотивационный компонент деятельности.

Раздел "Основы физической культуры и ЗОЖ" соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно

-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.

Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга. Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.

Основы туристской подготовки. Способы закаливания организма, простейшие приемы массажа.
Тем
а «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).

Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий.  

Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие и средние дистанции, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину, метание малого мяча

 Развитие координационных способностей. Доврачебная помощь пострадавшему.

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, бадминтону, футболе, настольном теннисе.    

Тема « Прикладно  - ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «
Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря.

Формы организации образовательного процесса:

 Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с
образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально .
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:

1) гибкость, координация движений, быстрота; 
2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способ-ности);

3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; 
в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений,  самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляют.

                                                      Разделы программы:

Лёгкая атлетика .

Двигательные действия и навыки.

Старты: низкий, высокий.

Финиширование: грудью.

Бег: с преодолением препятствий, «гладкий» (спринтерский, на средние дистанции), кроссовый, эстафетный, челночный бег.

Прыжки: в длину с места.

Метание мяча: с разбега.

Сдача учебных нормативов: бег 30м, прыжки в длину, метание мяча.

Специально-развивающие упражнения:

а) Развитие выносливости: бег с максимальной скоростью, бег по пересечённой местности, бег с равномерной скоростью, повторный бег с препятствиями в максимальном темпе, кроссовый бег, бег с ускорением, челночный бег, переменный бег.

б) Развитие силовых способностей: специальные прыжковые упражнения с отягощением, прыжки в полуприседе, бег с препятствиями, комплексы упражнений с набивными мячами и гимнастической скамейкой, упражнения на мышцы туловища с дополнительным отягощением, круговая тренировка.

в) Развитие скоростных способностей: бег на месте, бег в максимальном темпе, максимальный бег с ходу, прыжки через скакалку, спортивные игры по упрощённым правилам.

Знать:

  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;
  • самостоятельно подготовить организм к предстоящим занятиям;
  • самостоятельно развивать выносливость;
  • как правильно выполнять самоконтроль.

Уметь:

  • с максимальной скоростью пробегать 30м с низкого старта;
  • в равномерном темпе пробегать до 10  минут,
  • прыгать в длину с места,
  • преодолевать горизонтальные и вертикальные препятствия;
  • метать мяч с разбега,
  • сдать учебные нормативы.

Спортивные игры.

Бадминтон.

Двигательные действия и навыки

Действия без ракетки: перемещения по площадке,  удары по волану.

Подача волана:  нижняя.

Приём волана: на задней линии, нижний и верхний приём.

Нападающий удар через сетку.

Волейбол .

Двигательные действия и навыки

Действия без мяча: имитация передачи мяча, нападающего удара по мячу.

Подача мяча: верхняя и нижняя прямая, верхняя боковая

Передача мяча: сверху 2-мя руками с места, в прыжке, после перемещения, из зоны в зону, из глубины площадки к сетке, стоя у сетки сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи, сверху из глубины площадки

Приём мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи, нижней и верхней прямой подачи в зоне нападения, снизу 2-мя руками и одной рукой.

Нападающий удар через сетку:  с передачей из глубины площадки,  с высокими и средними передачами.

Блокирование нападающих ударов: одиночное и групповое.  Тактические действия в защите и нападении.

Баскетбол .

Двигательные действия и навыки

Действия без мяча: прыжок вверх с толчком одной ноги и приземлением на другую, передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и направления движения, переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком, передвижение в основной стойке, остановка прыжком после ускорения, остановка в шаге.

Ловля мяча: от пола, высоко летящего, с шагом, в пряжке.

Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, змейкой, с изменением направления и скорости передвижения, высотой отскока от пола.

Бросок мяча в корзину: двумя руками снизу и от груди в движении после 2-х шагов, одной рукой после ловли мяча и после ведения, одной и двумя руками в прыжке после ловли мяча, двумя руками в прыжке со средней и дальней дистанции.

Тактические действия в защите и нападении.

Футбол.

 Двигательные действия и навыки

Действия без мяча:  передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и направления движения, переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком, передвижение в основной стойке, остановки после ускорения.

Действия с мячом: ведение мяча  на месте и в движении (по прямой, по кругу, змейкой, с изменением направления и скорости передвижения, удары по мячу подъёмом, внешней и внутренной стороной стопы.

Тактические действия в защите и нападении.

Настольный теннис.

Двигательные действия и навыки

Действия без мяча: стойки и передвижения теннисиста.

Действия с мячом: приём мяча внутренней и внешней стороной ракетки, удары с вращением мяча, удары по мячу, нападающие удары.

Подачи: внутренней и внешней стороной ракетки, подача с вращением мяча.

Тактические действия в защите и нападении.

Знать:

а) правила игры в волейбол, баскетбол, бадминтоне, футболе, настольном теннисе.

б) самостоятельно подготовить организм к предстоящим занятиям,

в) индивидуальные и тактические действия.

Уметь выполнять

а) нападающий удар,

б) подачу мяча,

в) приём мяча,

г) действия без мяча,

д) ловлю мяча,

е) владение мячом,

ё) броски мяча.

Играть и провести судейство по волейболу, баскетболу, бадминтону, футболу, настольному теннису.

Спортивная гимнастика с элементами акробатики.

Двигательные действия и навыки.

Мальчики:

акробатические упражнения

  • висы и упоры
  • сдача учебных нормативов
  • прыжки через скакалку
  • строевые упражнения
  • комплексы ОРУ с предметами

Девочки:

  • висы и упоры
  • акробатические упражнения
  • прыжки через скакалку
  • строевые упражнения
  • комплексы ОРУ с предметами

Знать:

  • правила техники безопасности на уроках,
  • страховку и самостраховку во время занятий
  • профилактику травматизма
  • провести самостоятельную разминку

Уметь: выполнять

  • комбинацию в связке из нескольких элементов по акробатике

Кроссовая подготовка + ОФП. Бег на выносливость без учета времени, разнообразные комплексы общефизической подготовки на развитие физических качеств.

Раздел программы « Основы знаний о физической культуре и ЗОЖ» сообщается в течении урока.

Распределение учебного времени прохождения программного                            материала по физической культуре (9 класс)

Вид программного материала

Кол. час.

Основы знаний о физической культуре

В проц. урока

Лёгкая атлетика

26

Гимнастика с элементами акробатики

12

Спорт. игры (бадминтон)

12

Спорт. игры (баскетбол)

14

Спорт. игры (волейбол)

14

Спорт. игры (футбол)

12

Спорт. игры (настольный теннис)

12

ИТОГО:

102

Распределение разделов программы по триместрам  9 класса.

1 триместр -33 часа.

Спортивные игры ( бадминтон)  -12 часов.

Легкая атлетика- 13 часов;

        Гимнастика с элементами акробатики- 8 часов.

2 триместр -33 часа.

        Гимнастика с элементами акробатики- 4 часа.

Спортивные игры ( баскетбол) -14 часов.

Спортивные игры ( футбол) -12 часов.

Спортивные игры ( настольный теннис) -3 часа.

3 триместр - 36 часа.

Спортивные игры ( настольный теннис) -9 часов.

Спортивные игры ( волейбол) -14 часов.

Легкая атлетика - 13 часов.

Календарно-тематическое планирование

9 класс(102 часа)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

проведения

1

 Техника безопасности на занятиях в спортивном зале и спортивных площадках, при игре в бадминтон. ОРУ.

1

Сентябрь

2

Правила игры в бадминтон. ОРУ. Стойки и передвижения в игре. ОФП.

1

Сентябрь

3-4

ОРУ. Приём  волана снизу. Развитие силовых качеств. ОФП.

2

Сентябрь

5-6

Учёт техники приёма  волана снизу.   Техника приёма  волана сверху. Развитие скоростных качеств.

2

Сентябрь

7

Учет техники приёма  волана сверху.  Двусторонняя игра.

1

Сентябрь

8-9

СБУ. Техника подачи. Нападающий удар. СФП. Двусторонняя игра по упрощённым правилам. Развитие скоростно-силовых качеств.

2

Сентябрь

10-11

Учет  техники подачи.   Правила игры в парах. Тактика  парной игры. Игра в парах.

2

Сентябрь

12

Учет игры в бадминтон. Спортивная игра.

1

Сентябрь

13

Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. ОРУ.

1

Сентябрь

14-15

Спец. беговые упражнения. Техника старта, финиша. Низкий старт. Техника прыжка в длину с места. Развитие выносливости.

2

Сентябрь

16

Учет прыжка в длину с места. ОРУ. СБУ.

1

Сентябрь

17-18

Техника поворотов в челночном беге. Чел. Бег 3х10м. Развитие скоростно-силовых качеств.

2

Октябрь

19

ОРУ. Учет чел. бега 3х10м. Упр. на растягивание.

1

Октябрь

20-21

Старты из различных исходных положений. Бег с ускорением  

10-15м. Бег 30м. Игры и эстафеты.

2

Октябрь

22

Учет бега 30м. Развитие силовых качеств.

1

Октябрь

23-24

Прыжковые упражнения. Техника метания мяча. Упражнения на силу мышц. Игры и эстафеты.

2

Октябрь

25

Учет метания мяча на дальность. Развитие скоростно-силовых качеств.

1

Октябрь

26

Техника безопасности на уроках с элементами гимнастики и акробатики. ОРУ.

1

Ноябрь

27-28

Перестроения, размыкания. Техника выполнения равновесия.  Прыжки через скакалку.

2

Ноябрь

29

Учет техники выполнения равновесия, прыжка через скакалку.  СФП.

1

Ноябрь

30-31

ОРУ. Повороты на месте и в движении. Техника выполнения кувырка вперёд и назад. Подтягивание. Эстафеты.

2

Ноябрь

32

Учет техники выполнения кувырка вперёд и назад, подтягивания. СФП. Игры и эстафеты.

1

Ноябрь

33

ОРУ с предметами. Техника выполнения стойки на лопатках. Мост из положения  лёжа и стоя.

1

Ноябрь

34

ОРУ с предметами. Техника выполнения стойки на лопатках. Мост из положения  лёжа и стоя.

1

Ноябрь

35

Учет стойки на лопатках и моста из  положения  лёжа и стоя. Техника выполнения наклона вперёд сидя на полу.

1

Ноябрь

36

Учет наклона вперёд сидя на полу. Техника выполнения подъёма туловища из положения  лёжа на спине.

1

Ноябрь

37

Учет  техники выполнения подъёма туловища из  положения  лёжа на спине. Эстафеты.

1

Декабрь

38

Техника безопасности на уроках  по баскетболу. ОРУ. СФП.

1

Декабрь

39-40

Правила игры по баскетболу. Передачи мяча в парах, в тройках.  Беговые упражнения. Эстафеты с мячами.

2

Декабрь

41-43

СБУ. Стойки и перемещения в баскетболе. Упражнения с мячами. Ведение мяча, два шага - бросок в кольцо. Техника броска мяча в кольцо с боку с близких дистанций. Игра.

3

Декабрь

44

Учёт техники ведения мяча, два шага – бросок в кольцо. Игра.

1

Декабрь

45-46

ОРУ. СБУ. Остановки с мячом.  Техника штрафного броска. Игра.

2

Декабрь

47-48

Учёт техники штрафного броска. Техника ведения мяча с изменением направления.  Игра.

2

Декабрь

49-50

Упражнения с мячами.  Броски мяча в кольцо по точкам. Игра.

2

Декабрь

51

Учёт бросков мяча по точкам в кольцо. Игра.

1

Январь

52

Техника безопасности на уроках  по футболу. ОРУ. СФП.

1

Январь

53-54

Правила игры по футболу. Стойки игрока. Перемещение игроков. Передачи мяча в парах, в тройках. Остановки мяча.  Беговые упражнения. Эстафеты с мячами.

2

Январь

55-56

ОРУ. Техника ведения мяча. Обводка препятствий. Игра.

2

Январь

57

Учёт техники ведения и обводки мяча. Игра.

1

Январь

58-59

СБУ. Передачи в квадрате. Удары носком, внешней и внутренней стороной  стопы, подъёмом стопы. Техника набивания мяча ногой. Игра.

2

Январь

60

Учёт техники набивания мяча ногой. Игра.

1

Январь

61-62

СФП. Удары по катящему мячу. Удары головой. Розыгрыш углового. Удары по воротам. Игра.

2

Февраль

63

Учёт техники ударов мяча по воротам. Игра.

1

Февраль

64

Техника безопасности на занятиях  по настольному теннису. ОРУ. СФП.

1

Февраль

65-66

Правила игры по настольному теннису. Стойки теннисиста. Перемещение игрока. Способы держания ракетки. Набивание мяча внешней и внутренней стороной ракетки. Подача. Игра.

2

Февраль

67

Учёт подачи мяча в настольном теннисе. Игра.

1

Февраль

68-70

СФП. Техника выполнения  удара по мячу. Техника  приёма мяча. Игра.

3

Февраль

71

Учёт техники выполнения приёма и удара по мячу. Игра.

1

Февраль

72-74

 ОРУ. Техника выполнения подрезки. Раскрутка  мяча. Техника игры в защите. Игра

3

Февраль

75

Учёт техники  игры в настольном теннисе.

1

Март

76

Техника безопасности на уроках  по волейболу. ОРУ. СФП.

1

Март

77-78

Правила игры по волейболу. Стойка волейболиста. Перемещения игрока. Техника приёма и передачи мяча над собой. Верхняя передача в парах. Эстафеты с мячами. Игра.

2

Март

79

Учёт техники верхней передачи. Игра.

1

Март

80-81

СФП. Техника приёма и передачи мяча снизу. Нижняя передача в парах. Работа с мячом через сетку. Игра

2

Март

82

Учёт техники нижней передачи. Игра.

1

Март

83-84

ОРУ. Техника выполнения нижней и верхней подачи мяча. Эстафеты с элементами волейбола. Игра

2

Март

85

Учёт техники подачи мяча. Игра.

1

Март

86-88

Прыжковые упражнения. Техника работы с мячом через сетку в парах. Игра.

3

Апрель

89

Учёт техники передачи мяча через сетку. Игра.

1

Апрель

90

Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. ОРУ.

1

Апрель

91-92

Спец. беговые упражнения. Техника старта, финиша. Низкий старт. Техника прыжка в длину с места. Развитие выносливости.

2

Апрель

93

Учет прыжка в длину с места. ОРУ. СБУ.

1

Апрель

94-95

Техника поворотов в челночном беге. Чел. Бег 3х10м. Развитие скоростно-силовых качеств.

2

Апрель

96

ОРУ. Учет чел. бега 3х10м. Упр. на растягивание.

1

Май

97-98

Старты из различных исходных положений. Бег с ускорением 10-15м. Бег 30м. Игры и эстафеты.

2

Май

99

Учет бега 30м. Развитие силовых качеств.

1

Май

100-101

Прыжковые упражнения. Техника метания мяча. Упражнения на силу мышц. Игры и эстафеты.

2

Май

102

Учет метания мяча на дальность. Развитие скоростно-силовых качеств.

1

Май

Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года. 

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиям, установленными федеральными государственными образовательными стандартами:

Результат обучения представлен в требованиях к уровню подготовки и задаёт систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по 3-м компонентам: «знать», «уметь», «демонстрировать». Приобретённые знания и умения уметь использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» выпускники должны достичь следующего уровня развития физической культуры.

Объяснять:

- роль и значение физической культуры в развития общества и человека;

- цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

- роль и значение занятий физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

- индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;

- особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективность;

- особенности организации и проведения индивидуальных заданий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно - корригирующей направленности;

- особенности обучения и самообучения двигательным действиям;

- особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

- особенности форм «урочных» и «внеурочных» занятий физическими упражнениями , основы их структуры, содержания и направленности;

- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристика их оздоровительной и развивающей эффективности.

Соблюдать правила:

- личной гигиены и закаливания организма,

- организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

- профилактики травматизма и оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах;

- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой;.

- оказание первой помощи на воде.

Проводить:

- самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;

- контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

 - приёмы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;

- приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

- приёмы массажа и самомассажа;

- занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

- судейство по видам спорта.

Составлять:

- индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

- планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности ;

- эффективность занятий физическими упражнениями;

- функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

- дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

В результате изучения физической культуры ученик должен:

знать/понимать

  • роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;  
  • основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
  • способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

уметь: составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

  • выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх; плавать разными способами.
  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
  • осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
  • осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
  • включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Описание материально- технического обеспечения

образовательного процесса по физической культуре.

         Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:

       Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

       К — комплект (из расчета на каждого учащегося);

        Г — комплект, необходимый для практической работы в группе (1 экз. на 2-3 уч-ся).

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического оснащения

Необходимое количество

       

 Примечание

1

2

3

4

Библиотечный фонд

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М., «Просвещение», 2014

Д.

Обязательное

программно- методическое обеспечение кабинета

физической культуры

Примерная  программа по физической культуре НОО – Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа- часть 2, М., «Просвещение», 2014

Д.

Авторские рабочие программы по

физической культуре – В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия  учебников В.И. Ляха 1-11 классы». Пособие для учителей общеобразовательных организаций, М., «Просвещение», 2014

Д.

Учебник по физической культуре -  «Физическая культура 1-11 классы.  учебник для общеобразовательных организаций. В.И.Лях, М., «Просвещение», 2013

Д.

Учебник получил положительное заключение Российской академии образования  

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

журнал «Физическая культура в школе»,

журнал «Физическая культура и спорт»

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д

Демонстрационные печатные пособия

Плакаты методические

Д

По методике обучения двигательным  действиям

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

                                                         Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»        

               Учебно-практическое оборудование, спортивный инвентарь

Щит баскетбольный игровой

Д.

Щит баскетбольный тренировочный

Г

Не стандартный

Стенка гимнастическая

Г

Скамейки гимнастические

Г

Длинные  и короткие

Стойки волейбольные

Д

Ворота,  для гандбола и мини-футбола

Д

Перекладина гимнастическая пристенная

Г

Брусья гимнастические пристенные

Г

Канат для лазанья

Д

Жесткий

Обручи гимнастические

Г

Большие и маленькие

Комплект гимнастических матов

Г

Разной толщины

Стол для настольного тенниса

Д

Комплект для настольного тенниса

Г

Набор для подвижных игр

Г

Кар. с рисунками, ленточки, цветы, кубики

Мячи футбольные, футзальные

Г

Мячи баскетбольные

К

Размеры 5,6,7.

Сетка волейбольная

Д

Мячи волейбольные

К

Гантели, утяжелители

К

По 1.5 и 2 кг.

Скакалки

К

Длинные, короткие

Гимнастические палки

К

Мячи легкие

Г

Большие и маленькие

Мячи теннисные

Г

                                                      Технические средства

Магнитофон

Д

                                               Спортивные залы (кабинеты)

Спортивный зал игровой

2

С раздевалками для мальчиков и девочек

Кабинет  учителя

Д

Раб. стол, стулья, книжные полки, шкаф для одежды

Подсобное помещение для  хранения инвентаря

Д

Стеллажи, контейнеры

Аптечка медицинская

Д

                                           Пришкольный стадион (площадка)

Легкоатлетическая дорожка (30, 60м)

Д

Сектор для прыжков в длину        

Д

Две дорожки разбега

Игровые площадки для мини- баскетбола, волейбола.

Д

                                                               Тренажерный зал

Помещение для оборудования и тренажеров

Д

Штанга

Г

Гантели

Г

Тренажер

Г

Гимнастическая стенка

Г

Гимнастические скамейки

Г

Гимнастический мат

Г

Литература:

1) Физическая культура 1-11 классы; учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич;. Под редакцией  М.Я. Виленский, В. И. Лях – М. " Просвещение 2014 год.

2) Журнал «Физическая культура в школе»

3) «Программа для общеобразовательных учреждений» «Дрофа», М-2012, под ред. А.П.Матвеева

4) Комплексная программа учащихся физического воспитания 1 – 11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич М.-«Просвещение», 2012,2014

5) «Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов» М-Просвещение, 2014, под ред. В.И.Ляха

6) Примерная программа основного общего образования. Физическая культура.- М.; Просвещение, 2014 год. Стандарты второго поколения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...