Рабочая программа по физической культуре 9 класс.
рабочая программа по физкультуре (9 класс)
Данная рабочая программа может быть использована для планирования учебного материала в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura9.docx | 71.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Специализированное структурное образовательное подразделение
Посольства России в Египте
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка
Согласовано: Посол России в Египте _________/С.В. Кирпиченко/ | ||
Рассмотрено: Руководитель МО ________/М.А. Питиримова/ Протокол №____ от «29»__08_____2018 г. | Согласовано: зам. директора по УВР _________/А.В. Самусенко /
от «_29_»__08__2018___г. | Утверждено: Директор школы _________/О.В. Денисова/
Распоряжение № ____ от «29_»__08_____2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
уровень образования: основной общий
класс: 9
Программу составил:
Князев Юрий Степанович
2018 – 2019 г.
г. Каир
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха и А.А.Зданевича» (М. Просвещение 2012, 2014 год), в которой акцентируется внимание на развитие двигательных способностей школьников. Рабочая программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно – нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, программой основного общего образования школьников в области физической культуры (А. П. Матвеев, 2014).
Программа актуальна, т.к. уровень физической подготовленности и состояние здоровья детей соответствуют принятым нормам и требованиям Государственного образовательного стандарта. Материал соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, придерживается дидактического правила « от простого к сложному», при этом принимается во внимание повышающийся уровень физической подготовленности обучающихся в процессе занятий.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, физическое развитие, оптимальный уровень физических способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- развитие основных физических качеств и способностей,
- укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения ;
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Нормативные правовые документы, на основании которых
разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 273-ФЗ
- Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ (ред. От 21.04.2011г.)
- Федеральный закон « О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 г.№329 - ФЗ (ред. От21. 04.2011г.)
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1312 (ред. От 30.08.2010 г.)
- Обязательный минимум содержания образования.
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08. 2009 г. №1101р
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. №06- 499
- О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. № 163-р
- Федеральный закон « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007г. №329- ФЗ (ред. от21.04.2011г.)
- Серия "Стандарты второго поколения", примерные программы основного общего образования, физическая культура 1-11 классы, Москва "Просвещение" 2014.
- Локальный акт школы « Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) , реализующего образовательные программы общего образования»
Общая характеристика учебного предмета.
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебная программа для 9 класса рассчитана на 102 часа; из расчета 3 часа в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и физического развития учащихся средствами учебного предмета физическая культура в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Данная программа призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондициознности , ценностном развитии физических и психических качеств, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Освоение учебного предмета «Физическая культура» осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самостоятельности учащихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях.
Содержание учебного предмета.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творчество.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: "Основы знаний о физической культуре и ЗОЖ» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально- мотивационный компонент деятельности.
Раздел "Основы физической культуры и ЗОЖ" соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно
-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга. Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.
Основы туристской подготовки. Способы закаливания организма, простейшие приемы массажа.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).
Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий.
Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие и средние дистанции, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину, метание малого мяча
Развитие координационных способностей. Доврачебная помощь пострадавшему.
Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, бадминтону, футболе, настольном теннисе.
Тема « Прикладно - ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря.
Формы организации образовательного процесса:
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально .
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:
1) гибкость, координация движений, быстрота;
2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способ-ности);
3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;
в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений, самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляют.
Разделы программы:
Лёгкая атлетика .
Двигательные действия и навыки.
Старты: низкий, высокий.
Финиширование: грудью.
Бег: с преодолением препятствий, «гладкий» (спринтерский, на средние дистанции), кроссовый, эстафетный, челночный бег.
Прыжки: в длину с места.
Метание мяча: с разбега.
Сдача учебных нормативов: бег 30м, прыжки в длину, метание мяча.
Специально-развивающие упражнения:
а) Развитие выносливости: бег с максимальной скоростью, бег по пересечённой местности, бег с равномерной скоростью, повторный бег с препятствиями в максимальном темпе, кроссовый бег, бег с ускорением, челночный бег, переменный бег.
б) Развитие силовых способностей: специальные прыжковые упражнения с отягощением, прыжки в полуприседе, бег с препятствиями, комплексы упражнений с набивными мячами и гимнастической скамейкой, упражнения на мышцы туловища с дополнительным отягощением, круговая тренировка.
в) Развитие скоростных способностей: бег на месте, бег в максимальном темпе, максимальный бег с ходу, прыжки через скакалку, спортивные игры по упрощённым правилам.
Знать:
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;
- самостоятельно подготовить организм к предстоящим занятиям;
- самостоятельно развивать выносливость;
- как правильно выполнять самоконтроль.
Уметь:
- с максимальной скоростью пробегать 30м с низкого старта;
- в равномерном темпе пробегать до 10 минут,
- прыгать в длину с места,
- преодолевать горизонтальные и вертикальные препятствия;
- метать мяч с разбега,
- сдать учебные нормативы.
Спортивные игры.
Бадминтон.
Двигательные действия и навыки
Действия без ракетки: перемещения по площадке, удары по волану.
Подача волана: нижняя.
Приём волана: на задней линии, нижний и верхний приём.
Нападающий удар через сетку.
Волейбол .
Двигательные действия и навыки
Действия без мяча: имитация передачи мяча, нападающего удара по мячу.
Подача мяча: верхняя и нижняя прямая, верхняя боковая
Передача мяча: сверху 2-мя руками с места, в прыжке, после перемещения, из зоны в зону, из глубины площадки к сетке, стоя у сетки сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи, сверху из глубины площадки
Приём мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи, нижней и верхней прямой подачи в зоне нападения, снизу 2-мя руками и одной рукой.
Нападающий удар через сетку: с передачей из глубины площадки, с высокими и средними передачами.
Блокирование нападающих ударов: одиночное и групповое. Тактические действия в защите и нападении.
Баскетбол .
Двигательные действия и навыки
Действия без мяча: прыжок вверх с толчком одной ноги и приземлением на другую, передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и направления движения, переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком, передвижение в основной стойке, остановка прыжком после ускорения, остановка в шаге.
Ловля мяча: от пола, высоко летящего, с шагом, в пряжке.
Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, змейкой, с изменением направления и скорости передвижения, высотой отскока от пола.
Бросок мяча в корзину: двумя руками снизу и от груди в движении после 2-х шагов, одной рукой после ловли мяча и после ведения, одной и двумя руками в прыжке после ловли мяча, двумя руками в прыжке со средней и дальней дистанции.
Тактические действия в защите и нападении.
Футбол.
Двигательные действия и навыки
Действия без мяча: передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и направления движения, переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком, передвижение в основной стойке, остановки после ускорения.
Действия с мячом: ведение мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу, змейкой, с изменением направления и скорости передвижения, удары по мячу подъёмом, внешней и внутренной стороной стопы.
Тактические действия в защите и нападении.
Настольный теннис.
Двигательные действия и навыки
Действия без мяча: стойки и передвижения теннисиста.
Действия с мячом: приём мяча внутренней и внешней стороной ракетки, удары с вращением мяча, удары по мячу, нападающие удары.
Подачи: внутренней и внешней стороной ракетки, подача с вращением мяча.
Тактические действия в защите и нападении.
Знать:
а) правила игры в волейбол, баскетбол, бадминтоне, футболе, настольном теннисе.
б) самостоятельно подготовить организм к предстоящим занятиям,
в) индивидуальные и тактические действия.
Уметь выполнять
а) нападающий удар,
б) подачу мяча,
в) приём мяча,
г) действия без мяча,
д) ловлю мяча,
е) владение мячом,
ё) броски мяча.
Играть и провести судейство по волейболу, баскетболу, бадминтону, футболу, настольному теннису.
Спортивная гимнастика с элементами акробатики.
Двигательные действия и навыки.
Мальчики:
акробатические упражнения
- висы и упоры
- сдача учебных нормативов
- прыжки через скакалку
- строевые упражнения
- комплексы ОРУ с предметами
Девочки:
- висы и упоры
- акробатические упражнения
- прыжки через скакалку
- строевые упражнения
- комплексы ОРУ с предметами
Знать:
- правила техники безопасности на уроках,
- страховку и самостраховку во время занятий
- профилактику травматизма
- провести самостоятельную разминку
Уметь: выполнять
- комбинацию в связке из нескольких элементов по акробатике
Кроссовая подготовка + ОФП. Бег на выносливость без учета времени, разнообразные комплексы общефизической подготовки на развитие физических качеств.
Раздел программы « Основы знаний о физической культуре и ЗОЖ» сообщается в течении урока.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (9 класс)
Вид программного материала | Кол. час. |
Основы знаний о физической культуре | В проц. урока |
Лёгкая атлетика | 26 |
Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
Спорт. игры (бадминтон) | 12 |
Спорт. игры (баскетбол) | 14 |
Спорт. игры (волейбол) | 14 |
Спорт. игры (футбол) | 12 |
Спорт. игры (настольный теннис) | 12 |
ИТОГО: | 102 |
Распределение разделов программы по триместрам 9 класса.
1 триместр -33 часа.
Спортивные игры ( бадминтон) -12 часов.
Легкая атлетика- 13 часов;
Гимнастика с элементами акробатики- 8 часов.
2 триместр -33 часа.
Гимнастика с элементами акробатики- 4 часа.
Спортивные игры ( баскетбол) -14 часов.
Спортивные игры ( футбол) -12 часов.
Спортивные игры ( настольный теннис) -3 часа.
3 триместр - 36 часа.
Спортивные игры ( настольный теннис) -9 часов.
Спортивные игры ( волейбол) -14 часов.
Легкая атлетика - 13 часов.
Календарно-тематическое планирование
9 класс(102 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Техника безопасности на занятиях в спортивном зале и спортивных площадках, при игре в бадминтон. ОРУ. | 1 | Сентябрь |
2 | Правила игры в бадминтон. ОРУ. Стойки и передвижения в игре. ОФП. | 1 | Сентябрь |
3-4 | ОРУ. Приём волана снизу. Развитие силовых качеств. ОФП. | 2 | Сентябрь |
5-6 | Учёт техники приёма волана снизу. Техника приёма волана сверху. Развитие скоростных качеств. | 2 | Сентябрь |
7 | Учет техники приёма волана сверху. Двусторонняя игра. | 1 | Сентябрь |
8-9 | СБУ. Техника подачи. Нападающий удар. СФП. Двусторонняя игра по упрощённым правилам. Развитие скоростно-силовых качеств. | 2 | Сентябрь |
10-11 | Учет техники подачи. Правила игры в парах. Тактика парной игры. Игра в парах. | 2 | Сентябрь |
12 | Учет игры в бадминтон. Спортивная игра. | 1 | Сентябрь |
13 | Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. ОРУ. | 1 | Сентябрь |
14-15 | Спец. беговые упражнения. Техника старта, финиша. Низкий старт. Техника прыжка в длину с места. Развитие выносливости. | 2 | Сентябрь |
16 | Учет прыжка в длину с места. ОРУ. СБУ. | 1 | Сентябрь |
17-18 | Техника поворотов в челночном беге. Чел. Бег 3х10м. Развитие скоростно-силовых качеств. | 2 | Октябрь |
19 | ОРУ. Учет чел. бега 3х10м. Упр. на растягивание. | 1 | Октябрь |
20-21 | Старты из различных исходных положений. Бег с ускорением 10-15м. Бег 30м. Игры и эстафеты. | 2 | Октябрь |
22 | Учет бега 30м. Развитие силовых качеств. | 1 | Октябрь |
23-24 | Прыжковые упражнения. Техника метания мяча. Упражнения на силу мышц. Игры и эстафеты. | 2 | Октябрь |
25 | Учет метания мяча на дальность. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | Октябрь |
26 | Техника безопасности на уроках с элементами гимнастики и акробатики. ОРУ. | 1 | Ноябрь |
27-28 | Перестроения, размыкания. Техника выполнения равновесия. Прыжки через скакалку. | 2 | Ноябрь |
29 | Учет техники выполнения равновесия, прыжка через скакалку. СФП. | 1 | Ноябрь |
30-31 | ОРУ. Повороты на месте и в движении. Техника выполнения кувырка вперёд и назад. Подтягивание. Эстафеты. | 2 | Ноябрь |
32 | Учет техники выполнения кувырка вперёд и назад, подтягивания. СФП. Игры и эстафеты. | 1 | Ноябрь |
33 | ОРУ с предметами. Техника выполнения стойки на лопатках. Мост из положения лёжа и стоя. | 1 | Ноябрь |
34 | ОРУ с предметами. Техника выполнения стойки на лопатках. Мост из положения лёжа и стоя. | 1 | Ноябрь |
35 | Учет стойки на лопатках и моста из положения лёжа и стоя. Техника выполнения наклона вперёд сидя на полу. | 1 | Ноябрь |
36 | Учет наклона вперёд сидя на полу. Техника выполнения подъёма туловища из положения лёжа на спине. | 1 | Ноябрь |
37 | Учет техники выполнения подъёма туловища из положения лёжа на спине. Эстафеты. | 1 | Декабрь |
38 | Техника безопасности на уроках по баскетболу. ОРУ. СФП. | 1 | Декабрь |
39-40 | Правила игры по баскетболу. Передачи мяча в парах, в тройках. Беговые упражнения. Эстафеты с мячами. | 2 | Декабрь |
41-43 | СБУ. Стойки и перемещения в баскетболе. Упражнения с мячами. Ведение мяча, два шага - бросок в кольцо. Техника броска мяча в кольцо с боку с близких дистанций. Игра. | 3 | Декабрь |
44 | Учёт техники ведения мяча, два шага – бросок в кольцо. Игра. | 1 | Декабрь |
45-46 | ОРУ. СБУ. Остановки с мячом. Техника штрафного броска. Игра. | 2 | Декабрь |
47-48 | Учёт техники штрафного броска. Техника ведения мяча с изменением направления. Игра. | 2 | Декабрь |
49-50 | Упражнения с мячами. Броски мяча в кольцо по точкам. Игра. | 2 | Декабрь |
51 | Учёт бросков мяча по точкам в кольцо. Игра. | 1 | Январь |
52 | Техника безопасности на уроках по футболу. ОРУ. СФП. | 1 | Январь |
53-54 | Правила игры по футболу. Стойки игрока. Перемещение игроков. Передачи мяча в парах, в тройках. Остановки мяча. Беговые упражнения. Эстафеты с мячами. | 2 | Январь |
55-56 | ОРУ. Техника ведения мяча. Обводка препятствий. Игра. | 2 | Январь |
57 | Учёт техники ведения и обводки мяча. Игра. | 1 | Январь |
58-59 | СБУ. Передачи в квадрате. Удары носком, внешней и внутренней стороной стопы, подъёмом стопы. Техника набивания мяча ногой. Игра. | 2 | Январь |
60 | Учёт техники набивания мяча ногой. Игра. | 1 | Январь |
61-62 | СФП. Удары по катящему мячу. Удары головой. Розыгрыш углового. Удары по воротам. Игра. | 2 | Февраль |
63 | Учёт техники ударов мяча по воротам. Игра. | 1 | Февраль |
64 | Техника безопасности на занятиях по настольному теннису. ОРУ. СФП. | 1 | Февраль |
65-66 | Правила игры по настольному теннису. Стойки теннисиста. Перемещение игрока. Способы держания ракетки. Набивание мяча внешней и внутренней стороной ракетки. Подача. Игра. | 2 | Февраль |
67 | Учёт подачи мяча в настольном теннисе. Игра. | 1 | Февраль |
68-70 | СФП. Техника выполнения удара по мячу. Техника приёма мяча. Игра. | 3 | Февраль |
71 | Учёт техники выполнения приёма и удара по мячу. Игра. | 1 | Февраль |
72-74 | ОРУ. Техника выполнения подрезки. Раскрутка мяча. Техника игры в защите. Игра | 3 | Февраль |
75 | Учёт техники игры в настольном теннисе. | 1 | Март |
76 | Техника безопасности на уроках по волейболу. ОРУ. СФП. | 1 | Март |
77-78 | Правила игры по волейболу. Стойка волейболиста. Перемещения игрока. Техника приёма и передачи мяча над собой. Верхняя передача в парах. Эстафеты с мячами. Игра. | 2 | Март |
79 | Учёт техники верхней передачи. Игра. | 1 | Март |
80-81 | СФП. Техника приёма и передачи мяча снизу. Нижняя передача в парах. Работа с мячом через сетку. Игра | 2 | Март |
82 | Учёт техники нижней передачи. Игра. | 1 | Март |
83-84 | ОРУ. Техника выполнения нижней и верхней подачи мяча. Эстафеты с элементами волейбола. Игра | 2 | Март |
85 | Учёт техники подачи мяча. Игра. | 1 | Март |
86-88 | Прыжковые упражнения. Техника работы с мячом через сетку в парах. Игра. | 3 | Апрель |
89 | Учёт техники передачи мяча через сетку. Игра. | 1 | Апрель |
90 | Техника безопасности на уроках по лёгкой атлетике. ОРУ. | 1 | Апрель |
91-92 | Спец. беговые упражнения. Техника старта, финиша. Низкий старт. Техника прыжка в длину с места. Развитие выносливости. | 2 | Апрель |
93 | Учет прыжка в длину с места. ОРУ. СБУ. | 1 | Апрель |
94-95 | Техника поворотов в челночном беге. Чел. Бег 3х10м. Развитие скоростно-силовых качеств. | 2 | Апрель |
96 | ОРУ. Учет чел. бега 3х10м. Упр. на растягивание. | 1 | Май |
97-98 | Старты из различных исходных положений. Бег с ускорением 10-15м. Бег 30м. Игры и эстафеты. | 2 | Май |
99 | Учет бега 30м. Развитие силовых качеств. | 1 | Май |
100-101 | Прыжковые упражнения. Техника метания мяча. Упражнения на силу мышц. Игры и эстафеты. | 2 | Май |
102 | Учет метания мяча на дальность. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | Май |
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиям, установленными федеральными государственными образовательными стандартами:
Результат обучения представлен в требованиях к уровню подготовки и задаёт систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по 3-м компонентам: «знать», «уметь», «демонстрировать». Приобретённые знания и умения уметь использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» выпускники должны достичь следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
- роль и значение физической культуры в развития общества и человека;
- цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
- роль и значение занятий физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
- индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;
- особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективность;
- особенности организации и проведения индивидуальных заданий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно - корригирующей направленности;
- особенности обучения и самообучения двигательным действиям;
- особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
- особенности форм «урочных» и «внеурочных» занятий физическими упражнениями , основы их структуры, содержания и направленности;
- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристика их оздоровительной и развивающей эффективности.
Соблюдать правила:
- личной гигиены и закаливания организма,
- организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
- профилактики травматизма и оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах;
- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой;.
- оказание первой помощи на воде.
Проводить:
- самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
- контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
- приёмы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;
- приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
- приёмы массажа и самомассажа;
- занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
- судейство по видам спорта.
Составлять:
- индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
- планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности ;
- эффективность занятий физическими упражнениями;
- функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
- дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
В результате изучения физической культуры ученик должен:
знать/понимать
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь: составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх; плавать разными способами.
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Описание материально- технического обеспечения
образовательного процесса по физической культуре.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группе (1 экз. на 2-3 уч-ся).
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество |
Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Библиотечный фонд | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М., «Просвещение», 2014 | Д. | Обязательное программно- методическое обеспечение кабинета физической культуры | |
Примерная программа по физической культуре НОО – Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа- часть 2, М., «Просвещение», 2014 | Д. | ||
Авторские рабочие программы по физической культуре – В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха 1-11 классы». Пособие для учителей общеобразовательных организаций, М., «Просвещение», 2014 | Д. | ||
Учебник по физической культуре - «Физическая культура 1-11 классы. учебник для общеобразовательных организаций. В.И.Лях, М., «Просвещение», 2013 | Д. | Учебник получил положительное заключение Российской академии образования | |
Методические издания по физической культуре для учителей | Д | журнал «Физическая культура в школе», журнал «Физическая культура и спорт» | |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д |
Демонстрационные печатные пособия | |||
Плакаты методические | Д | По методике обучения двигательным действиям | |
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | ||
Экранно-звуковые пособия | |||
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» | |||
Учебно-практическое оборудование, спортивный инвентарь | |||
Щит баскетбольный игровой | Д. | ||
Щит баскетбольный тренировочный | Г | Не стандартный | |
Стенка гимнастическая | Г | ||
Скамейки гимнастические | Г | Длинные и короткие | |
Стойки волейбольные | Д | ||
Ворота, для гандбола и мини-футбола | Д | ||
Перекладина гимнастическая пристенная | Г | ||
Брусья гимнастические пристенные | Г | ||
Канат для лазанья | Д | Жесткий | |
Обручи гимнастические | Г | Большие и маленькие | |
Комплект гимнастических матов | Г | Разной толщины | |
Стол для настольного тенниса | Д | ||
Комплект для настольного тенниса | Г | ||
Набор для подвижных игр | Г | Кар. с рисунками, ленточки, цветы, кубики | |
Мячи футбольные, футзальные | Г | ||
Мячи баскетбольные | К | Размеры 5,6,7. | |
Сетка волейбольная | Д | ||
Мячи волейбольные | К | ||
Гантели, утяжелители | К | По 1.5 и 2 кг. | |
Скакалки | К | Длинные, короткие | |
Гимнастические палки | К | ||
Мячи легкие | Г | Большие и маленькие | |
Мячи теннисные | Г | ||
Технические средства | |||
Магнитофон | Д | ||
Спортивные залы (кабинеты) | |||
Спортивный зал игровой | 2 | С раздевалками для мальчиков и девочек | |
Кабинет учителя | Д | Раб. стол, стулья, книжные полки, шкаф для одежды | |
Подсобное помещение для хранения инвентаря | Д | Стеллажи, контейнеры | |
Аптечка медицинская | Д | ||
Пришкольный стадион (площадка) | |||
Легкоатлетическая дорожка (30, 60м) | Д | ||
Сектор для прыжков в длину | Д | Две дорожки разбега | |
Игровые площадки для мини- баскетбола, волейбола. | Д | ||
Тренажерный зал | |||
Помещение для оборудования и тренажеров | Д | ||
Штанга | Г | ||
Гантели | Г | ||
Тренажер | Г | ||
Гимнастическая стенка | Г | ||
Гимнастические скамейки | Г | ||
Гимнастический мат | Г |
Литература:
1) Физическая культура 1-11 классы; учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич;. Под редакцией М.Я. Виленский, В. И. Лях – М. " Просвещение 2014 год.
2) Журнал «Физическая культура в школе»
3) «Программа для общеобразовательных учреждений» «Дрофа», М-2012, под ред. А.П.Матвеева
4) Комплексная программа учащихся физического воспитания 1 – 11 классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич М.-«Просвещение», 2012,2014
5) «Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов» М-Просвещение, 2014, под ред. В.И.Ляха
6) Примерная программа основного общего образования. Физическая культура.- М.; Просвещение, 2014 год. Стандарты второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."
В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.
Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия№50» Канавинского района города Нижнего Новгорода на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАна 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...