Физкультура без определенного места занятий «УГ Москва», №02 от 12 января 2016 года
статья по физкультуре (11 класс)
Введение 3-го урока физкультуры в неделю стало головной болью для администрации и учителей физкультуры школ с режимом обучения в одну смену при наличии контингента более 300 обучающихся и единственного спортзала, а таких школ немало. Дело в том, что пропускная способность спортзала при 2 уроках в неделю - 17 классов (34 часа при 7 уроках в день и при 5-дневной учебной неделе). С введением 3-го часа она сократилась до 11 классов. При сложившейся ситуации школы столкнулись с острым дефицитом учебных площадей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://ug.ru/archive/63409 | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«УГ Москва», №02 от 12 января 2016 года Физкультура без определенного места занятий | |
Выступление Президента РФ В.Путина на совещании по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта, состоявшемся 13 марта 2013 года, необходимо рассматривать как программный документ для всех, кто в той или иной мере причастен к школьному образованию - от специалистов физической культуры до чиновников образования и исполнительной власти. |
Анализ состояния дел в этом секторе школьного образования позволил президенту утверждать, что «физическое воспитание российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад». Среди многих причин, тому сопутствующих, обозначены низкий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточное количество спортивных залов и необходимость реконструкции имеющихся. С позиций собственного опыта и наблюдений предлагаю свое видение этой проблемы.
Присутствовавший на совещании министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов одной из важных задач обозначил «...совершенствование технологий и методик преподавания физической культуры в школах». Министр утверждает: «У нас есть несколько очень интересных авторских методик по разным видам спорта, начиная с гимнастики и заканчивая футболом. Нам нужно сделать все, чтобы их авторы получали существенную поддержку и имели возможность распространить свои методики на как можно большее количество школ». При этом он уповает на «очень неплохой ресурс: это три урока в неделю во всех классах школы». На его взгляд, все это позволит активно вовлекать школьников в занятия физкультурой.
Без всякого сомнения, увеличение количества часов на физкультуру - это прорыв в заботе государства о здоровье школьников, а без совершенствования методик преподавания не может быть его модернизации.
В то же время введение 3-го урока физкультуры в неделю стало головной болью для администрации и учителей физкультуры школ с режимом обучения в одну смену при наличии контингента более 300 обучающихся и единственного спортзала, а таких школ немало. Дело в том, что пропускная способность спортзала при 2 уроках в неделю - 17 классов (34 часа при 7 уроках в день и при 5-дневной учебной неделе). С введением 3-го часа она сократилась до 11 классов. При сложившейся ситуации школы столкнулись с острым дефицитом учебных площадей. Есть примеры, когда под физкультуру стали использовать актовый зал, что, конечно же, грубейшее нарушение гигиенических норм и не обеспечивает проведение полноценного урока.
Но самой губительной и весьма распространенной (положение безвыходное) стала практика совмещения двух классов в один урок. Ситуация усугубляется, когда объединяют классы с разным возрастом. Когда в зале 50 обучающихся, а отдельному классу в 25 человек выделяют площадь 4х9 м или 6х12 м (половина зала), говорить о каких-то «очень интересных авторских методиках по разным видам спорта» нет смысла.
Кстати, хотя и робко, но проблему эту на совещании обозначила учитель физической культуры Е. Смирнова: «Естественно, с введением третьего урока физической культуры - нехватка места. Хотелось бы, чтобы приняли какую-нибудь программу для улучшения этого состояния».
Заостряя внимание на материально-техническом обеспечении школ, Президент РФ Владимир Путин привел довольно мрачную статистику: «Сейчас только 83 процента общеобразовательных учреждений имеют спортивные залы, из них 42 процента нуждаются в реконструкции».
В контексте сказанного не удивляет тот факт, что в СанПиНах (санитарные нормы и правила к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), принятых в 2010 году и действующих по сей день, не обозначена такая норма, как потребность в кв. м на одного ученика при эксплуатации спортивных сооружений в рамках реализации учебной программы по физкультуре. Иначе большая часть школ не прошла бы государственную аккредитацию по предоставлению качественных услуг по физкультуре. По всей видимости, СанПиНы разрабатывали на основе четкого представления о серьезном дефиците спортсооружений в системе школьного образования.
Мэр Москвы Сергей Собянин, присутствовавший на совещании, выступил с весьма много обещающей вестью: «Мы отремонтировали все школьные стадионы...» Сам по себе факт потрясающий. Однако замечу, что стадионы и спортивные площадки при школах используют в течение учебного года лишь 2-3 месяца в зависимости от погодных условий, тогда как спортзал эксплуатируют 6-7 месяцев.
Но какой-либо статистики по строительству или реконструкции школьных спортзалов приведено не было, а ведь решающее условие для получения полноценного физического развития обучающихся - наличие при школах спортивных комплексов со спортзалами различной функциональной направленности (по видам спорта) и пропускной способностью, адекватной количеству обучающихся.
Но о такой идиллии многим школам, и особенно тем, что расположены в районах старой плотной застройки, приходится только мечтать, значит, изъяны преподавания физкультуры в таких школах запрограммированы на долгие годы.
Такой факт гарантирован и тем, что в отсутствии внешней экспертизы качества преподавания физкультуры в конкретной школе, говорить о создании каких-то условий, повода нет: спортзал есть, и ладно.
Проблемы попросту замалчивают. Но высветить их можно, если исходить из того, что спортивные залы в былые времена в основном строили (да и сейчас строят) в формате 12х24 м, что составляет 288 кв. м, а по СанПиНам наполняемость класса - 25 обучающихся, то есть санитарная норма на одного школьника при эксплуатации спортзала вырисовывается в 11,5 кв. м.
Исходя из этого, можно для каждой школы рассчитать процент обучающихся, оказание услуг которым осуществляют в рамках нормы, а оставшиеся проценты рассматривать как долю риска в оказании услуг, не отвечающих требованиям. На основе таких расчетов при полной инвентаризации спортивных сооружений общеобразовательных учреждений и должна быть создана программа обеспечения спортивными залами. В открытом доступе должен быть размещен список школ, в порядке очереди претендующих на реконструкцию спортивной базы.
Указывая на проблему со спортзалами, президент призвал: «Решить эту задачу в ближайшее время». Но как? Строительство и реконструкция в нынешних условиях неустойчивой экономики - дело затяжное. Однако выход есть. При государственном подходе к решению проблемы Минобрнауки РФ должно пролоббировать санитарную норму в 11,5 кв. м на одного обучающегося при эксплуатации спортзала, а местные представительства должны взять под контроль соответствие наполняемости образовательного учреждения пропускной способности используемых им спортсооружений. Это сделает порочную практику использования помещений, неприспособленных к проведению уроков физкультуры, и совмещения двух классов в один урок категорически недопустимой.
В то же время при дефиците мест для занятий по физкультуре образовательным учреждениям должно быть предоставлено право переводить определенное количество классов на обучение во вторую смену. Тем более что такая возможность обеспечена теми же СанПиНами. В 4-м разделе «Требования к зданию» пункт 4.3 гласит: «Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену». Значит, для остальных школ переход на двухсменку может быть осуществлен хоть завтра. Именно двухсменка в былые времена обеспечивала комфортные условия проведения уроков физкультуры.
В то же время, уповая на двухсменку сейчас, мы вправе надеяться, что с реализацией программы по строительству и реконструкции спортзалов она все же отойдет в прошлое.
Только создав комфортные условия, можно рассчитывать на использование современных методик, современных технологий, а значит, и на качество учебного процесса по предмету «Физическая культура».
Валерий ШЕВЧЕНКО,
учитель физической культуры школы №152 (СП №1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию физкультуры и спорта, олимпийского образования муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 9 г.Комсомольска-на-Амуре на 2013-2016 годы
Программа составлена с учетом современных требований и стандартов...
Математический календарь на январь 2016 года
Данная работа выполнена в рамках проектной работы "Математический календарь". Станички календаря могут быть размещены на стенд в кабиненте, а ребята на переменах могут решать веселые задачи....
Задания для учащихся 11а и 11б классов профильной группы по обществознанию на период карантина январь 2016 года
Задания для учащихся 11а и 11б классов профильной группы по обществознанию на период карантина январь 2016 года...
О выставлении итоговых отметок в аттестат об основном общем образовании в городе Москве в 2016 году
В данной статье представлена информация о выставлении итоговых отметок в аттестатоб основном общем образовании в городе Москве в 2016 году....
. Стандарт без стандарта или, Каким должен быть экзамен по физкультуре («Учительская газета», №33 от 16 августа 2016 года). http://ug.ru/archive/66143
На совещании по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта, состоявшемся уже больше трех лет назад - 13 марта 2013 года, - Президентом РФ Владимиром Пут...
Экзамен по физкультуре Инициатива вне закона? «УГ Москва», №30 от 26 июля 2016 года
Я уверен, что значительная часть моих коллег к идее экзамена отнесутся агрессивно отрицательно. Ведь сейчас учитель физкультуры в сравнении с коллегами других специальностей имеет весьма комфортные ус...
ПРИКАЗ "О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по результатам заседания, проведенного 27 января 2016 года"
ПРИКАЗ "О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по результатам заседания, проведенного 27 января 2016 го...