Сложности работы молодых специалистов в области Физической культуры и Спорта
статья по физкультуре
Молодые специалисты - сотрудники, имеющие стаж работы до трёх лет. Закончив высшее учебное заведение, попадаешь в пропасть. Что дальше делать, куда идти, а хватит ли мне знаний для работы? Мы рассматриваем Физическую культуру и спорт. Студенты высших учебных заведений, колледжей, молодые педагоги проявят интерес к этой статье. Ведь именно им она предназначена. Не стоит горевать и опускать руки, ведь вы читаете мою статью. Какой никакой результат вы для себя извлечёте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОЖНОСТИ РАБОТЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Левина Татьяна Юрьевна, ГБОУ СОШ №608 имени Героя Советского Союза Зины Портновой, учитель физической культуры
Молодые специалисты - сотрудники, имеющие стаж работы до трёх лет. Закончив высшее учебное заведение, попадаешь в пропасть. Что дальше делать, куда идти, а хватит ли мне знаний для работы?
Мы рассматриваем Физическую культуру и спорт.
Физическая культура - часть общей культуры, направленная на развитие и укрепление мышц и связок, на улучшение состояния здоровья, на гармоничное развитие личности.
Спорт - часть физической культуры, деятельность людей по определённым правилам. Спортсмены ежедневно тренируют физические качества и показывают на соревнованиях наивысшие результаты согласно своей специализации.
Студенты высших учебных заведений, колледжей, молодые педагоги проявят интерес к этой статье. Ведь именно им она предназначена. Не стоит горевать и опускать руки, ведь вы читаете мою статью. Какой никакой результат вы для себя извлечёте.
Хочу привести пример из своей жизни. Я занималась спортом 18 лет и, конечно, путь лежал мой к обучению в НГУ ФК,С и здоровья им. Лесгафта. Занимаясь спортом, учась в университете, подрабатывала в СДЮШОР. Закончила бакалавриат, закончила магистратуру. Оставаться работать тренером? Мне не нравилось, я не владела некоторыми моментами в обучении прыжков и осуществлении страховки. Речь идёт о таком виде спорта, как прыжки на батуте. Спросить боялась. Боялась такого человека, который был моим тренером. А ведь такое бывает. Она всегда кричала, ругалась, говорила нехорошие вещи в мой адрес. И вообще много можно вспомнить моментов неприятных за годы тренировок. Я так думаю, что я такая не одна. В спортивном зале я чувствовала дискомфорт. Ну и заработная плата была маленькая. Поэтому в поисках работы разместила я своё резюме на superjobе в учебные заведения или детские сады. Через несколько дней на резюме откликнулась школа. Пригласили на собеседование, и впоследствии осталась я здесь работать. Но это было недолго. Столкнулась вот с какой проблемой. Коллегами моими были женщина и мужчина. Я как думала? Приду, мне помогут, подскажут, подбодрят, что у меня всё получится. Многим людям это нужно. С первых дней работы эта женщина во всём до меня «докапывалась». Ни одно, ни другое, всё было неправильным, как я делаю. Маты я не протёрла, упражнения, выполняемые на уроках, ей не нравились. Я была не в восторге от того, как она контролировала проведение моих уроков, «стояла над душой». Она «давила» на меня своим присутствием. Она была грубой, разговаривать с ней было неприятно. А мужчина вообще до меня «домогался». Прошло 3 месяца. Школу я поменяла на другую. И вот уже 8 лет я здесь работаю.
Если идти по своему направлению, своей специализации, то студентам высших заведений, колледжей дорога открыта в СДЮШОР, кружки и секции различных организаций, в фитнес клубы, в средние и высшие учебные заведения. Учиться и получать образование нужно обязательно. Без образования ты - никто. Чем выше уровень образования, тем больше тобой заинтересуется работодатель. Если ты закончил ВУЗ, это лучше, чем если бы закончил колледж или вообще какие-то курсы, если у тебя есть звание магистра, это лучше, чем бакалавриат. Плюс некоторые работодатели могут учесть цвет твоего диплома и твои достижения (звание Мастера спорта, Чемпиона Европы и Мира). Бывают другие примеры. Ты много лет отдал спортивной школе, тренируясь, и тренером ты остаёшься здесь работать дальше. Есть образование, больше ничего не надо. Тебя все знают. Учебные заведения, где срочно требуется учитель физической культуры, потребуют только диплом.
Вернусь к примеру из своей жизни. Я обладала знаниями в области своей специализации - акробатике, но, как мне кажется, курс «спортивных игр» не освоила. Не увлекалась игровыми видами спорта никогда и в школе они мне не нравились. Правила игры не знала. А мы знаем, что в основном в разделы по предмету Физическая культура входят: лёгкая атлетика, подвижные и спортивные игры, гимнастика. По школьной программе много часов отводится на раздел «спортивные игры». Это баскетбол, волейбол, пионербол, может быть футбол, даже бадминтон и гандбол. Во внеурочной деятельности эти дисциплины также могут фигурировать. Знать правила просто необходимо, а к дополнению уметь обучить учащихся приёмами, техникой и взаимодействию друг с другом на площадке. Волейбола в начальной школе ещё нет. Дети в этом возрасте обязаны познакомиться со спортивной игрой «Баскетбол», научиться совершать движения с мячом и перемещения. В начальной школе обучающиеся ознакамливаются с игрой «Пионербол», учатся ловить мяч, делать передачи, перебрасывать через сетку. По школьной программе игры - футбол, бадминтон, гандбол не являются обязательными, они могут входить в программу по внеурочной деятельности. Если молодому специалисту дают работать в среднем и старшем звене, обладание знаниями по спортивным играм крайне необходимо. Учитель должен выполнять тематический план учебной программы. Это его основная задача. Среди младшего школьного возраста активно проводятся соревнования по футболу. Если ты являешься специалистом по гандболу, в тематический план школьной программы входит раздел «Гандбол», если твой зал приспособлен для этой игры, твои дети также смогут принять участие. Начиная с 5-го класса, учащиеся выступают на школьных и районных соревнованиях по баскетболу и пионерболу. Чуть старше дети начинают играть в волейбол и соревноваться. Бадминтон - дисциплина по выбору. Готов участвовать - собирай команду. Настольный теннис может входить в программу внеурочной деятельности или в рамках школьного кружка. Ещё одна дисциплина - плавание. Во многих школах города отсутствуют бассейны, и учитель не знает, как его ребёнок владеет умением плавать. Однако, плавание входит в программу Президентских спортивных игр, которые включены в Спартакиаду, и являются обязательными. На самом деле это серьёзная проблема - не знать уровень, которым обладает ребёнок в плавании, и отправляет его на соревнования. А соревнования, напомню, являются обязательными. Если их пропустить, то в общекомандном зачёте скатишься вниз. Что же делать? Это зависит от самого учителя. Поверить ученику и отправить его выступать или не рисковать? Ведь учитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка, когда его вывозит за пределы школы. Единственным способом улучшить ситуацию - поговорить с родителями ребёнка. Они-то точно знают больше нас. Считаю этот момент большой проблемой. Дисциплиной по выбору являются шашки. Будет плюсом, если ты обладаешь знаниями в этой игре. По этой проблеме делаю вывод, что, если молодой специалист владеет не всеми знаниями, которыми необходимо владеть, нужно больше обучаться и развиваться. Вот думаешь: 6 лет учился, тебе давали знания в области физической культуры и спорта, ты изучал морфологические и физиологические особенности личности, психологические качества, ты прошёл курс в области информатизации, вкратце имел практические (в основном) занятия по спортивным дисциплинам. Учиться нужно всегда. Если в работе ты с чем-то не справляешься, нужно спросить у грамотного опытного сотрудника, как справиться с проблемами. Нужно у него учиться, почитать литературу, посмотреть видео-уроки, пройти курсы повышения квалификации, семинары (есть семинары для молодых специалистов), посетить открытые уроки и дать свой открытый урок. На ошибках учатся. И быть может в первой школе не должна была я так на всё реагировать, как относилась ко мне моя коллега? Она была старше и опытнее, кто знает?
Следующее, о чём я вам расскажу, моему читателю. Существуют группы здоровья детей:
- основная группа - здоровые дети, могут посещать уроки физической культуры, участвовать в соревнованиях;
- подготовительная группа - дети с функциональными отклонениями, не могут выступать на соревнованиях, имеют ограничения в физических упражнениях (может быть в беге из-за проблем с сердцем, нельзя кувыркаться из-за проблем с шейным отделом позвоночника или вестибулярным аппаратом, кому-то нельзя выполнять упражнения на снарядах, может быть даже у ребёнка сколиоз или плоскостопие);
- дети, имеющие хронические заболевания. У таких детей в листке здоровья стоит освобождение или ЛФК, или специальная медицинская группа. У таких детей случается обострение. В этот список могут входить дети с последствиями после травм, дети с нарушениями функций некоторых органов.
Как помню, в институте об этом не рассказывали или не заостряли внимание. А училась я хорошо. Это ведь очень важно. Прежде чем приступить к работе с детьми, нужно ознакомиться с листком здоровья, с состоянием здоровья обучающихся. Этого практически не происходит. Не бежит же молодой специалист перед первым днём работы к медику? Его спросят, кто ты вообще такой, мне некогда. Или же дверь медицинского кабинета будет закрыта. Листок здоровья в журнале заполняет медсестра по показаниям врача или данным медицинской книжки. А чтобы медсестра всё заполнила, классный руководитель должен завести журнал и написать список. Это происходит не за один день. Можно отработать месяц и потом только ознакомиться с группами здоровья учеников. Все знают, что на сентябрь приходится лёгкая атлетика. Это бег, прыжки и метание. В сентябре дети начинают бегать и короткие, и длинные дистанции. Что получается? Молодой учитель не знает состояние здоровья ребёнка и гоняет его по стадиону. Но ведь учитель делает всё правильно, он работает по программе? А потом приходят злые родители и начинают жаловаться. Совет такой: попроси списки осмотра за прошлый год. Мало вероятно, что что-то изменилось. Подойди к классным руководителям классов, в которых ты ведёшь. Классный руководитель сможет описать в нескольких словах, что из себя представляет этот класс, к кому нужно пристально приглянуться. Есть классный журнал за прошлый год. А в нём - листок здоровья. Ещё есть учителя физической культуры. Наверняка они работали с этими детьми или, по крайней мере, замещали уроки. Если мы говорим о первоклассниках, то не надо их сразу гонять. С ними нужно познакомиться. Эти дети впервые зашли в спортивный зал. Они не знают, что такое поле, ворота, кольцо, инвентарь, спортивная площадка, гимнастическая стенка и т.д. Им нужно объяснить и рассказать, что это такое. С ними нужно разучивать строевые команды и построения, технику безопасности. Побольше с ними играть. Ну а как только медсестра всех осмотрит и всё напишет, ознакомиться с этими данными. Не каждого ребёнка возьмёшь на соревнования. Он может быть сильным, ловким и выносливым, выполнять все задания на уроке, но по журналу - подготовительная группа. На соревнования он ехать не может. Нужно больше внимания обратить на детей с отклонениями в состоянии здоровья, что может делать ученик на уроке, а что ему запрещено. Ребёнок быстро бегает, лучше всех справляется с заданиями, а в его диагнозе такое может стоять! Обратите на это внимание! А может просто у ребёнка плоскостопие. И это подготовительная группа. Попросите ученика сходить в поликлинику. Пусть обратится к врачу и попросит справку о том, что он здоров и может принимать участие в соревнованиях. Тогда другой разговор.
Следующая проблема, с которой сталкивается молодой преподаватель - учебная программа. Тебе дали нагрузку. На учебный год на каждый твой класс должна быть составлена рабочая программа. Но ты даже не знаешь, что это. Рабочая программа состоит из описания и тематического плана. Как писать? Проконсультируйся с завучем школы. Он тебе подскажет в какой последовательности и что нужно писать. Тебе дадут положение по написанию рабочей программы. Подойди к своим коллегам - учителям физкультуры. У них ведь точно за годы работы есть нужные тебе программы. При хорошем раскладе они сбросят тебе на флэшку или на электронную почту. Ты можешь познакомиться с рабочими программами в интернете. Их там очень много, но надо помнить, что, если ты её скачиваешь, нужно подогнать под себя. Проверить титульный лист (название организации, кем составлена программа, год и город), содержание. В описании должно быть только то, как на самом деле реализуется программа. Ничего лишнего не надо. Если в вашей школе нет бассейна и лыжной подготовки, об этом писать не надо. Нужно упомянуть о том, на что заменяются эти разделы, например, на кроссовую подготовку или спортивные игры. В содержании тематического плана стоит писать про инвентарь и оборудование, которые есть в спортивном зале. Если в раздел «Гимнастика» входят прыжки через «козла» или «коня», упражнения на перекладине или на разновысоких брусьях, на бревне, а в школе нет такого оборудования, писать об этом ни в коем случае не нужно. Сразу станет ясно, что работа скачена. Список литературы должен быть обновлённым. Желательно, чтобы литература, которой ты пользовался при написании, была поновее, а не 90-х годов. Пока это все мои комментарии по этой теме.
Идём далее. Уверенность в себе и своих силах. Учителем быть не просто, как кажется на первый взгляд. Нужно чётко знать и выполнять свою работу, уметь командовать, разговаривать с детьми, с родителями, с начальством. Страх не присущ учителю. Учителя должны слушать и уважать. Вот каким надо быть! А если ты чего-то боишься, то идёт всё не лучшим образом. Может стоит пройти психологические тренинги? Вообще, мне кажется, всё постигается с опытом. Чаще работай на публику, чаще общайся с родителями, учись общаться и обращаться с детьми. Дети бывают разными, спокойными и шумными, воспитанными и не очень. К каждому ребёнку нужно иметь свой подход. Семьи, в которых проживает ребёнок, разные, и дети разные. Урок физкультуры нужно проводить громко, чётко, уверенно. Объяснять детям технику упражнений, правила игры, зачем это нужно, как поможет. Нужно уметь отвечать на все вопросы, чтобы не оставалось сомнений, что ты - хороший педагог. Молодые специалисты, в основном, амбициозны, подвижны, легки на подъём. Им кажется, что со всем справятся. Чтобы заинтересовать детей, нужно в проведение урока вносить элементы творчества. Молодой педагог должен быть новатором. Его уроки не должны быть однообразными, они должны отличаться друг от друга.
Теперь подводим итоги. Тренер или педагог должен обладать «властными» качествами, т.е. быть строгим, умным, владеющим всеми знаниями для работы с детьми, грамотным и уважаемым человеком. Если ты попадаешь в спортивный зал в атмосферу крика и ругательства, не делай поспешных решений. Ведь у таких тренеров вырастают великие спортсмены. Такие люди опытнее, смогут научить тебя многим вещам. Так ты наберёшься опыта. Молодой специалист должен понимать, в какую среду он попадёт. Например, спортивная школа. Нужно владеть знаниями в области специализации, которой ты отдал много лет. Фитнес клуб. Наверно это работа инструктора в тренажёрном зале или ты ведёшь какую-то программу (аэробика, пилатес, силовая тренировка). Если ты попадаешь в школу или ВУЗ, нужно обладать знаниями разделов программы. Нужно уметь обучать детей гимнастическим элементам, чётко знать технику и методы обучения, знать правила спортивной игры. Если ты занимался каким-то видом спорта, то тебе легче научить ребёнка этой дисциплине. Учись у старших!
Обращай большее внимание на состояние здоровья детей. Сейчас они более слабые, чем были дети несколько лет назад. Они часто болеют, сидят за компьютерами, не занимаются никакой физкультурной деятельностью. Они занимаются только на твоих уроках двигательной деятельностью. Обрати внимание на справки, которые они приносят, что там написано, может быть освобождение или ограничения.
Рабочую программу написать не так и сложно. Первый раз столкнёшься с этим, потом станет легче. Пиши только правдивые вещи, благодаря каких средств, методов, методических приёмов реализуется программа, какой инвентарь и оборудование имеется у вас в школе, не пиши лишнего.
Каждое занятие молодого педагога должно быть уникальным. В отличие от специалиста с большим опытом работы, у молодого учителя ещё нет стандартной наработанной схемы занятия, что и позволяет ему в каждом занятии самовыражаться, находя новые средства и методы организации деятельности учащихся, тем самым разрабатывая и совершенствуя на каждом новом уроке свою собственную, лично ему удобную методику проведения занятия.
Например, я использую построения, перестроения, передвижения так, чтобы они были наиболее целесообразные и в некоторой степени зависели от содержания и задач урока, а также от возраста учащихся в целях экономии времени, повышения качества усвоения учебного материала.
Таким образом, для молодого учителя урок является непрерывным полем для мыслительной деятельности, так как на протяжении всего занятия, учитель постоянно решает задачи, направленные на рационализацию деятельности учеников. То есть, учитель, своего рода, - творец. Он создаёт и гармонизирует процесс обучения и совершенствования имеющихся навыков детей. В подготовительной части урока я слежу за тем, чтобы подводящие упражнения соответствовали виду урока, условиям проведения и контингенту занимающихся. В основной части подбираю упражнения по теме урока, слежу за удачным их сочетанием и последовательностью их выполнения, использую облегчённые задания и упрощённые условия выполнения. В заключительной части урока использую либо игровой метод, либо упражнения на внимания.
В своих уроках пытайтесь избежать однообразия, используя упражнения из различных видов спорта. Например, недавно увидела комплекс упражнений, который очень подходит для проведения подготовительной части урока. Любая увиденная организационная идея двигательной деятельности может быть использована на благо детей в уроке по физической культуре. На учителя физической культуры, как и на любого члена общества могут оказывать воздействия и погодные условия, и личные проблемы, успехи и неудачи, атмосфера в коллективе, да в прочем, и любые проявления внешней среды. Всё это может создавать благородную почву для рождения новых учебных идей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная предпрофессиональная программа базового и углубленного уровня в области физической культуры и спорта по виду спорта «Мас-рестлинг»
Структура программы предусматривает цели и задачи, программный материал по разделам подготовки (теоретической, физической, психологической и технической) и по годам обучения; средства и формы под...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика» (далее ...
Дополнительная общеразвивающая программа области физической культуры и спорта по сложно-координационным видам спорта (фитнес-аэробика)
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Фитнес - аэробика» направлена на формирование характерных особенностейподготовки юных...
Дополнительная общеразвивающая программа области физической культуры и спорта по сложно-координационным видам спорта (фитнес-аэробика)
Тренер-преподаватель: Скупченко Ирина Викторовна.Вид спорта: Фитнес-аэробикаГруппа: СОГ- 6 год обученияКоличество учащихся: 7 человекМесто и время проведения: 28 октября 2023 г., 15.30 – 17.00; ...
Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта самбо
Дополнительная предпрофессиональная программа (далее Программа)для МКУ ДО АГО «Ачитская детско-юношеская спортивная школа» (далееМКУ ДО АГО «Ачитская ДЮСШ») по виду спорта самб...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта Самбо ( для спортивно-оздоровительных групп)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Самбо» дляспортивно-оздоровительных групп (далее - «Программа») имеет физкультурно-спортивнуюнаправленность, соста...
Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта баскетбол
Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта баскетбол...