Рабочая программа по внеурочной деятельности *подвижные игры*
рабочая программа по физкультуре (6 класс)
Предварительный просмотр:
I. 1.Нормативные документы
ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
-Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
2. Пояснительная записка
Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях.
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Актуальность предлагаемой программы.
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников.
3.Цели и задачи курса
1) популяризация подвижных игр;
2) дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело;
3) развитие мышечной активности;
4)осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности;
5) формирование у учащихся сознания необходимости подвижных игр для сохранения собственного здоровья.
Основные задачи:
1.Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;
2.Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
3. Воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;
4.Прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Учебные действия:
Личностные учебные действия:
1. мотивационная основа на занятиях подвижных игр;
2.учебно-познавательный интерес к занятиям подвижных игр.
Регулятивные учебные действия:
1.Умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности);
2.Планировать свои действия при игре;
3.Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
4.Адекватно воспринимать оценку учителя;
5.Оценивать правильность выполнения двигательных действий.
Познавательные учебные действия:
1.Осуществлять анализ выполненных действий при игре;
2.Активно включаться в процесс выполнения заданий;
3.Выражать творческое отношение к выполнению заданий.
Коммуникативные учебные действия:
1. Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;
2. Участвовать в коллективном обсуждении.
Развивающие задачи:
1.Развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
2.Способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;
3.Развивать интерес к физической культуре и спорту
4.Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;
2. Прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Оздоровительные задачи:
1.Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;
2. Повышение физической и умственной работоспособности;
3. Предотвращение травматизма детей;
4. Направление регуляции мышечного тонуса
5. Снижение заболеваемости.
4. Принципы построения программы
Принцип доступности - заложен в содержании и методике работы, ориентированной на детей конкретного возраста с учётом возрастных особенностей;
активности – предполагает активное участие во всех играх, соревнованиях, активную работу над собой;
Принцип сознательности – предполагает осознанное отношение к занятиям футболом, способствующему оздоровлению организма в целом;
Принцип последовательности – основанном на построении учебного процесса от простого к сложному в соответствии с возрастными и физическими возможностями ребёнка;
Принцип постепенности - предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на ребёнка;
и т.д., а также с использованием индивидуально – дифференцированного подхода, учитывающего особенности каждого ребенка в отдельности.
5. Содержание.
Теоретические сведения.
Режим дня и личная гигиена. Правила безопасного поведения в спортивном зале, на игровой площадке, на лыжне. Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы. Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания при ходьбе, беге, передвижениях на лыжах. Закаливание и его влияние на организм.
Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. Понятие об утомлении и переутомлении. Профилактика утомления. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.
Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Первая помощь при отравлениях, при ожогах, при солнечных и тепловых ударах, при обморожениях.
Способы физкультурной деятельности.
Правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Проведение элементарных соревнований.
Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Комплекс специальных упражнений на осанку «Мы лучше всех». Комплекс упражнений для формирования правильной осанки «Журавлики». Корригирующие упражнения подражательного характера: улитка, скорпион, молния, малая горка, большой трамплин, клубок, ванька-встанька, плуг, птица, кошечка, корзинка, лестница.
Дыхательные упражнения подражательного характера «Кто как дышит». Гимнастика для восстановления носового дыхания..
Физическое совершенствование.
Освоение подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения.
Развитие гибкости:
Комплексы упражнений в системе стрейчинга, направленные на растягивание практически всех мышц тела: бес предметов с удержанием тела в статическом положении.
Развитие скоростных способностей:
Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лежа на спине и животе в различных положениях к стартовой линии; то же, но передвижение приставным шагом.
Подвижные игры: «Белые медведи», «Вызов номеров», «Салки», комбинированные эстафеты.
Развитие силы и скоростно-силовых качеств:
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (1 - 3 кг): передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке, прыжки и бег. Комплекс упражнений с гантелями. Упражнения в лазании по канату, гимнастической стенке, скамейке.
Подвижные игры: «Перетягивание каната», «Перетягивание через черту», «Невод», «Тяни в круг».
Развитие координации движений:
Различные эстафеты с выполнением заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. Подвижные игры: «Третий лишний», «Удочка», «Охотники и утки», «Перестрелка»,
«Русская лапта», «Перекати мяч», «Метание в цель», «Чай-чай, выручай!».
Подвижные игры на освоение волейбола:
«Два мяча», «Круговая лапта», «Пионербол».
Подвижные игры на освоение баскетбола:
«Гонка мячей», «Задень меня», «Перехват», «Эстафета баскетболистов».
Подвижные игры на местности, в том числе зимние:
«По местам», «Попади снежком в цель», «Захват флага», «День и ночь», «Кто дальше!», «Слалом».
Общеразвивающие игры
«Эстафета с бегом», «У медведя во бору», «Колдун», «Мяч среднему», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Ловцы», «Пустое место», «Космонавты»,
6. Участники программы
В реализации программы участвуют обучающие 6 года обучения.
7. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю.
Итого – 34 часа.
8. Методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на работу с учащимися шестых классов. Занятия проводятся со всем классом.
Структура занятий
Состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной
Методическое обеспечение
Плакаты: техника безопасности, о вреде вредных привычек, виды закаливания. Схемы: массажа, самомассажа, нарушения осанки. Карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии тренажеров и занятий на них. Аудиокассеты, диски с музыкальными произведениями.
Техническое оснащение
Щиты с кольцами, секундомер, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, гимнастические маты, скакалки ,мячи набивные различной массы, гантели различной массы, мячи баскетбольные, насос ручной со штуцером, мячи волейбольные, мячи футбольные, сетка волейбольная, малые мячи.
Средства, необходимые для реализации программы
Спортивный зал.Стадион.
9. Ожидаемые результаты
Планируемые результаты:
1.У учащихся средней школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
2.Сформировано представление о культуре движении;
3.Школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
4.Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
5.Умение работать в коллективе.
6.Снижение заболеваемости школьников.
7.Снижение психо - эмоциональных расстройств.
Формы подведения итогов
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений; викторин, игр, эстафет; по окончании изучения программы в виде тестов, антропометрических измерений, соревнований, взаимозачетов, открытых занятий, праздников Здоровья.
10.Уровень результатов
Уровень результатов по программе достаточно высок, так как созданы условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности; приняты во внимание особенности их развития. Осуществлен принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
11. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.
Проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
Участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и города;
Открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Умение играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях: весёлые старты; спортивные эстафеты; «День здоровья».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2. Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Дата | Название Разделов и тем | Основные вопросы | Виды деятельности учащихся | |||
По плану | Фактически | ||||||
Личностные УУД
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |||||||
1 | Подвижные игры | Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях. План на учебный год. Для чего человеку игры? История возникновения игр. Правила поведения при проведении игры. Разучивание считалок для выбора ведущего Игра «Познакомимся» | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
2 | Подвижные игры | Бессюжетные подвижные игры «Снайпер», «Пустое место».Ай да я | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
3 | Подвижные игры | Подвижные игры с элементами соревнований Бег 30 метров, легкоатлетические эстафеты. | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
4 | Подвижные игры | Бессюжетные подвижные игры Салки, догонялки, пятнашки | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
5 | Подвижные игры с элементами баскетбола | Спортивные игры Передачи мяча в баскетболе, броски в кольцо. Игра «Точки» | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | ||||
6 | Подвижные игры с элементами пионербола | Спортивные игры Игра в пионербол. | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | ||||
7 | Подвижные игры | Бессюжетные подвижные игры с исп. Предмет. Подвижные игры «Перестрелка», «Чай-чай выручай», «Отними мяч» | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
8 | Подвижные игры | Бессюжетные подвижные игры с исп. Предмет. Подвижные игры «Сбей кегли», | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
9 | Подвижные игры с элементами футбола | Спортивные игры Передачи мяча в футболе, удары по воротам. Игра в футбол | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | ||||
10 | Подвижные игры | Бессюжетные подвижные игры с исп. Предмет. Передачи мяча клюшками, броски по воротам. | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
11 | Подвижные игры с элементами пионербола | Спортивная игра пионербол | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | ||||
12 | Подвижные игры | Подвижные игры -забавы . Два мороза, Фанты, Ручеек, Колечко | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
13 | Подвижные игры | Подвижные игры с элементами соревнований Эстафеты с мячами. | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
14 | Подвижные игры с элементами волейбола | Спортивные игры Волейбол плавательным мячом | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | ||||
15 | Подвижные игры | Подвижные игры -забавы . Два мороза, Фанты, Ручеек, Колечко | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
16 | Подвижные игры | Бессюжетные подвижные игры «День и ночь», Гуси и волк | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
17 | Подвижные игры с элементами баскетбола | Спортивные игры Мини баскетбол | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | ||||
18 | Подвижные игры с элементами пионербола | Спортивная игра пионербол | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | ||||
19 | Подвижные игры с элементами пионербола | Спортивная игра пионербол | владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр | ||||
20 | Подвижные игры | Подвижные игры с элементами соревнований | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
21 | Подвижные игры | Подвижная игра. Выбивалы. | играть в подвижные игры с бегом, метанием | ||||
22 | Подвижные игры | Бессюжетные подвижные игры с исп. Предмет. Метание различных мячей на точность. | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
23 | Подвижные игры | Подвижные игры - забавы. По желанию учащихся. | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
24 | Подвижные игры | Сюжетные подвижные игры Учись быстроте и ловкости. развитие ловкости; воспитание чувства ритма «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный» | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
25 | Подвижные игры | Сюжетные подвижные игры Весёлая скакалка. развитие ловкости и внимания «Медведь спит, «Весёлая скакалка | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
26 | Подвижные игры | Сюжетные подвижные игры Сила нужна каждому. развитие выносливости и силы «Очистить свой сад от камней», | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
27 | Подвижные игры | Сюжетные подвижные игры Кто быстрее? развитие скоростных качеств, выносливости Найди нужный цвет», «Разведчики» | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
28 | Подвижные игры | Сюжетные подвижные игры Скакалочка- выручалочка. развитие силы«Удочка с приседанием», | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
29 | Подвижные игры | Сюжетные подвижные игры Ловкая и коварная гимнастическая палка. развитие быстроты и ловкости «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
30 | Подвижные игры | Сюжетные подвижные игры Путешествие по островам .развитие меткости и координации движений «Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте» «Метко в цель», Развиваем точность движений. развитие глазомера и точности движений «Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот» | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
31 | Подвижные игры | Сюжетные подвижные игры Удивительная пальчиковая гимнастика. развитие ловкости и быстроты «Метание в цель», «Попади в мяч» | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
32 | Подвижные игры | Подвижные игры с элементами соревнований Веселые старты | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
33 | Подвижные игры | Игровые упражнения, ОРУ на осанку Подвижные игры - забавы. По желанию учащихся | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием | ||||
34 | Подвижные игры | ИТОГИ ГОДА Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми. развитие ловкости и быстроты «Точный поворот», «Второй лишний». | играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием |
Литература
1.Программа по физической культуре Министерство образования 2- издание "Просвещение" 2005 г. В.И. Лях, А.А Зданевич
2.Программа. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов, Москва. "Просвещение", 1996 г.
3. Игорь Коротков, Людмила Былеева, Рина Климкова, Елена Кузьмичева, М. Бриль, Е. Геллер, М. Протасова. Учебное пособие «Подвижные игры». Москва, "Дивизион", 2009 г.
4.Елена Кузьмичева. Учебное пособие «Подвижные игры для детей младшего школьного возраста». Москва, «Физическая культура», 2008 г.
5.Юрий Макаров, Наталия Луткова, Любовь Минина, Ирина Фейгель, Евгений Яхонтов, Борис Лосин, Сергей Елевич, Алексей Чуркин, Александр Сысоев. Учебник «Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры.». Москва, «Academia». 2013 г.
6. Артем Патрикеев. «Гимнастика и подвижные игры в начальной школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014 г.
7. Юрий Железняк, Юрий Портнов, Валентин Савин, В. Левин, Олег Матыцин. Учебник. «Спортивные игры». Москва, «Academia», 2004.
8. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры
Государственное учебное педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва – 1957г.
9. Сборник игр к «Программе воспитания » Сост. Е.Г.Батурина. Изд.3-е, перераб. и доп.М., «Просвещение». 1974.
10. В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.
11. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл.М. Физкультура и спорт.1985г.
12. Е.м.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.
13. В.Г. Яковлев , В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
14. Г.А. Воронина . Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» 3 класс
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Молодецкие игры" 5-7 класс
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Молодецкие игры» для 5-7 классов Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Молодецкие игры» для 5-...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социальные игры" 5 класс
Рабочая программа предназначена для 5 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" 8 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Командообразующие игры" для учащихся начальной школы
Игры на командообразование, коммуникативность, социализацию...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Спортивные игры»
Программа «Спортивные игры» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Материал программ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальные игры" 5-11 класс
Внеурочная деятельность. Интеллектуальные игры....