МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ на тему: «Вскрытый шах»
методическая разработка по физкультуре

Авдонин Максим Сергеевич
В образовании в настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Основное школьное образование призвано давать подрастающему поколению глубокие прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Дополнительное образование направлено на формирование разносторонне развитой личности. Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования решает следующие важные задачи:развитие индивидуальных способностей,воспитание спортивных качеств, приобщение к здоровому образу жизни, формирование прогрессивной целеустремленной личности. Шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Работа с детьми по данной программе, наряду с теоретическими и практическими занятиями в группе, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Актуальностьметодической разработки заключается в использовании технологий и методов, направленных на совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Новизна и отличительная особенность данной методической разработки заключается вметодике индивидуального подхода к каждому учащемуся через подбор заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. Методическая разработка предназначена для проведения занятия по шахматам на тему: «Вскрытый шах»раздела «Тактика» общеобразовательной программы «Шахматёнок». Цель работы заключается в популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности. Возраст: дети младшего школьного возраста. Практическая значимость разработки: шахматное занятие может быть использовано в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам. Структура работы - работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение, используемые источники и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avdonin-metodicheskaya_razr._zan._vskrytyy_shah.docx228.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ОРАНИЕНБАУМ»

198412. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Г.ЛОМОНОСОВ, УЛИЦА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, ДОМ 38, ЛИТЕР А. Т. 422-50-88

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ  

«Вскрытый шах»

по общеобразовательной программе «Шахматёнок»

        Aвтор:

        Авдонин Максим Сергеевич

        педагог дополнительного                                                                         образования

Санкт-Петербург

2019

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  2. Основная часть…………………………………………………………………………4
  1. План-конспект занятия………………………………………...............................4
  2. Ход занятия………………………………………………………………………….6
  1. Заключение…………………………....………………………………………………...8
  2. Используемые источники.......................……………………………………………...9
  3. Приложение…................................................................................................................10

        

  1. Введение

В образованиив настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их  творческих способностей. Основное школьное образование призвано давать подрастающему поколению глубокие прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Дополнительное образование направлено на  формирование разносторонне развитой личности. Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования решает следующие важные задачи:развитие индивидуальных способностей,воспитание спортивных качеств, приобщение к здоровому образу жизни, формирование прогрессивной целеустремленной личности.

Шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Работа с детьми по данной программе, наряду с теоретическими и практическими занятиями в группе, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Актуальностьметодической разработки заключается в использовании технологий и методов, направленных на совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Новизна и отличительная особенность данной методической разработки заключается вметодике индивидуального подхода к каждому учащемуся через подбор заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по шахматам на тему: «Вскрытый шах»раздела «Тактика» общеобразовательной программы «Шахматёнок».

Цель работызаключается в популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности.

Возраст: дети младшего школьного возраста.

Практическая значимость разработки: шахматное занятие может быть использовано в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.

Структура работы - работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение, используемые источники и приложения.

2.Основная часть

2.1 План-конспект занятия

Тема занятия: «Вскрытый шах».   Раздел программы: «Тактика».        

Цель: научить учащихся решать комбинацииc помощью вскрытого шаха.

Задачи:                                                                                                                                                                              

Образовательные:

1. Освоить знания о комбинации на вскрытый шах.

2. Обучить учащихся самостоятельно рассчитывать варианты.

Развивающие:

1. Развивать логическое и аналитическое мышление, память, волевые качества личности, внимательность, усидчивость, фантазию, творческую активность.

2. Развивать навыки и умения видеть в  позиции разные варианты и способность анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать  самодисциплину, умение владеть собой и добиваться

цели.

2. Воспитать интерес к игре в шахматы.

Форма организации занятия: групповая с элементами индивидуализации.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации деятельности: групповое взаимодействие (беседа, объяснение, показ, практическая работа).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, коммуникативная.

Методы и приёмы:

1. Словесный – рассказ, беседа, обсуждение.

2. Наглядный – демонстрация, на магнитной шахматной доске,комбинаций на вскрытый шах.

3. Практический – выполнение практических заданий с использованием раздаточного материала (карточек).

Методическое обеспечение занятия:

Для педагога:

    1. Общеобразовательная программа.

    2. Конспект занятия.

Для учащихся:

1. Раздаточный материал (карточки).

Материально - техническое  оснащение: указка, демонстрационная доска, секундомер, набор шахматных  фигур и клеёнка (по количеству учащихся).


Этапы занятия

Содержание

Предполагаемое   время

Iэтап.   Организационный момент.

П.: Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, пояснение порядка работы на занятии.

Д.: Распределение по рабочим местам.

3  мин.

II этап. Введение  в  тему  занятия.

П.: Повторение материала прошлого занятия. Сообщение новой темы.

Д.: Беседа с педагогом. Анализ информации.

Ответы на поставленные педагогом вопросы по пройденным темам.

3 мин.

III этап. Объяснение  темы занятия.

П.: Объяснение нового материала с использованием демонстрационной доски.  

Д.: Самостоятельный анализ технологии (знакомство с новым материалом, использование опыта предыдущих занятий для восстановления алгоритма действий).

10 мин.

IV этап.  Практическая работа.

П.: Инструктаж по ТБ.

Д.: Ответы на вопросы по технике безопасности.

П.: Контроль и взаимодействие с детьми при выполнении практического задания.

Д.: Практическая деятельность учащихся с использованием раздаточного материала (дети в индивидуальном порядке решают комбинации на вскрытый шах).

10 мин.

V этап.  Физкультминутка.

П.: Объяснение и показ упражнений. Выполнение физических упражнений.

Д.: Выполнение упражнений.  

3  мин.

VI этап.  Практическая  работа.

П.: Контроль и взаимодействие с детьми при выполнении практического задания.

Д.: Практическая деятельность обучающихся (дети в индивидуальном порядке решают комбинации на вскрытый шах).

10  мин.

VII этап.  Подведение  итогов. Результат занятия.

П.: Краткая беседа с обучающимися.  

Д.: Обмен мнениями (что запомнили, чему научились, что понравилось?).

3мин.

VIII этап. Организационный  конец занятия. Рефлексия.

П.: Краткая беседа с учащимися.

Анализ успешности выполнения работы, поощрение.

Д.: Краткий самоанализ учащихся.

3  мин.

Итого:                                                                                                                        

45 мин.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание этапов

(деятельность педагога и детей)

Формы и  методы реализации

Формы и методы контроля

I

Организационный момент

П.: Добрый день, ребята. Проходите на свои места. Сегодня мы с вами будем работать по плану: повторим пройденный материал прошлого занятия, пройдём новую тему и выполним интересные задания.

Цель нашего занятия – научить учащихся решать комбинации c помощью вскрытого шаха.

Д: Учащиеся рассаживаются по местам.

Беседа

Наблюдение

II

Введение  в  тему  занятия

П.: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии?

Д.: Учащиеся отвечают на вопросы.

П.: Всё правильно, на прошлом занятии у нас был турнир. Теперь мы её повторим.

По какой системе он проходил?

Назовите призёров турнира?

Сколько было туров?

Д.: Дети отвечают на вопросы.

П.: Тема занятия - «Вскрытый шах».Сейчас я покажу вам на демонстрационной доске данный тактический прием. Затем каждый получит задание на карточках – шесть задач, которые надо решить и решение записать. Каждый, кто правильно решит все задачи, будет поощрен.

Беседа, анализ

Наблюдение

III

Объяснение  темы занятия

П.:Объяснение учащимся - что такое комбинация?

Объяснение и показ на демонстрационной доске тактического удара:«Вскрытыйшах». Изучается единственная возможность предотвратить вскрытый шах.

Д.: Ответы детей.

Рассказ, анализ

Наблюдение

IV

Практическая работа

П.: Теперь мы приступаем к работе. Давайте вспомним основные правила поведения на занятии.

Д: Дети отвечают на вопросы по правилам поведения во время занятия.

П.: Теперь каждому из вас будет выдана одна карточка, состоящая из шести заданий на «Вскрытый шах». Ваша задача выполнить задания.

П.: Осуществляет контроль за деятельностью учащихся и оказывает помощь в выполнении заданий.

Д.: Учащиеся выполняют задания.

П.: Проверка и обсуждение выполненных заданий.

Карточки,

беседа

Наблюдение

V

   Физ. Минутка

П: Давайте сделаем небольшой перерыв в работе. Нам нужно немного подвигаться, расправить спину, размять руки и пальцы. Повторяйте движения за мной.

Д.: Дети выполняют   упражнения -  каждым пальцем по очереди щелчок по воздуху, вначале одной рукой, потом другой, и в конце двумя руками. Повторяют за педагогом движения на активизацию двигательных функций рук и ног, расслабления позвоночника и грудной клетки.  

Показ

Наблюдение

VI

Практическая  работа

Д.: Дети решают комбинации на вскрытый шах.

Шахматная доска

Наблюдение

VII

Подведение  итогов.

П.: Сегодня вы решали шахматные  комбинации на вскрытый шах. Какие тактические приемы вы запомнили? Какие из них показались вам более сложными?

Д.: Дети отвечают на вопросы.

П.: Цель нашего занятия достигнута.

Беседа,

опрос

Наблюдение

VIII

Рефлексия. Организационный  конец.

П.: Понравилось ли  занятие? Что для вас было сложным в выполнении практического задания? Всё ли было понятно?                                                                                                                                                                   Д: Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою работу. Делятся впечатлениями о занятии.

П.: Занятие закончено. Всем спасибо за работу.

До свидания.

Д.: Учащиеся  организованно выходят из кабинета.

Анализ

3. Заключение

Проанализировав литературу по данной теме, можно сказать, что шахматы позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Проведение занятий с использованием  раздаточного материала   позволяет   обучающимся:

- применять их на практике, что в благоприятной мере сказывается на   результате игры;

- реализовать потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности;

- организовать досуг по формированию здорового образа жизни.

Данная методическая разработка создана для популяризации шахмат как средства интеллектуального и гармоничного развития личности, может быть использована в деятельности педагога дополнительного образования по шахматам.

Занятие рассчитано для учреждения дополнительного образования детей, реализующего общеобразовательные программы.

4. Используемые источники

  1. Блох М.В. Комбинационное искусство. -  М.: Инженер, 1993. - 176 с.      
  2. Бондаревский И.З. Атака на короля. - М.:Физкультура и спорт,1962.–114с.  
  3. Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г. – 128 с.
  4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  5. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. -  М.:  Физкультура и спорт. 1988. – 224 с.
  6. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
  8. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
  9. Лисицын Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. -  Лениздат, 1952. – 558 с.
  10. http://chess555.narod.ru.
  11. http://readr.ru

                        

5.Приложение

Выигрыш ферзя

Открытое нападение в шахматахОткрытый шах в шахматах

Открытый шах в шахматахhttp://ab-chess.kz/wp-content/uploads/2017/11/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D1%88%D0%B0%D1%85-13.jpg

https://1.bp.blogspot.com/-4F3S69p2h40/WsOyvtJUsXI/AAAAAAAAA2E/OVTTwSFkZHcqwun9xzGMseG6xlb0gSabQCLcBGAs/s1600/tactica8.jpghttps://4.bp.blogspot.com/-x1zn4ENCGMs/WsO-7FNQcXI/AAAAAAAAA3U/saBHm7HIFoc9xW-xpz6Rum3oNrhrsLuuQCLcBGAs/s1600/tactica15.jpg

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

8

7

6

5

4

Решение задач:

Ответы:

№1 – 1. Сн7- Крн7 2. Фd4.

№2 – 1.  d4 – Крg1 2. dc.

№3 – 1. Сg5 – Фе7 2. Фе7.

№4 – 1. св – Л f7 2. ba.

№5 – 1. d3 – Ф f2 2. C f2.

№6 – 1. Сh6 – gh 2. Фb5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Cinema" к УМК Кузовлева В.П. "English 10-11"

Методическая разработка занятия с активными формами обучения...

Методическая разработка занятия по теме: Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

Цели: 1. Изучить царство грибов, сформировать понятие о строении шляпочного гриба, его биологических особенностях питания и размножения...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

методическая разработка занятия по теме "Виды рекламы"

Занятие проводится вв рамках курса "Основы рекламы"Существует множество видов рекламы. Цель данного занятия - разобраться в многообразии видов, изучить разные классификации.Занятие проводится с исполь...

Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию

Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцвет...

Методическая разработка занятия по теме «Тренировочное занятие по настройке и запуску зального метательного планера»

Тренировочное занятие предназначено для освоения и закрепления навыков настройки и запуска зального свободнолетающего метательного планера соответсвующей возрасту обучающихся соревновательной категори...