Тимбилдинг в дополнительном образовании: использование командообразующих игр на тренировках в спортивных секциях
статья по физкультуре (5 класс)
Отличная команда не рождается сама по себе и не строится в течение нескольких дней. Коллектив, прежде чем стать командой, проходит разные этапы развития. Командообразование (или тимбилдинг) в школьной спортивной жизни — это большое искусство!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимбилдинг в дополнительном образовании: использование командообразующих игр на тренировках в спортивных секциях.
Работаю в школе в системе дополнительного образования, веду занятия в различных спортивных секциях. Летом работаю в лагерях детского туризма в Карелии. Получил богатый опыт по командообразованию в детских коллективах. Применяю полученный опыт на своих занятиях в секциях. Хочу поделиться эти интересным направлением – командообразованием (тимбилдинг).
Отличная команда не рождается сама по себе и не строится в течение нескольких дней. Коллектив, прежде чем стать командой, проходит разные этапы развития. Командообразование (или тимбилдинг) в школьной спортивной жизни — это большое искусство!
Еще на заре цивилизации, социализируясь и утрачивая агрессивность, люди обрели возможность к сотрудничеству и взаимовыручке. Можно сказать, что тимбилдинг, в современном понимании этого термина, возник как вынужденная мера для повышения эффективности коллективных действий групп людей.
Идея строительства команд возникла еще в Древнем Риме. Документальные свидетельства древних тимбилдингов датируются примерно 200 годом до н.э., когда еще в Древнем Риме для поддержания боевого духа и сплоченности солдат в войсках проводились специальные мероприятия и игры. Как правило, это были соревнования на силу, на выносливость, а также на изобретательность. Победители получали подарки, в зависимости от масштаба мероприятия: от бутылки отличного итальянского вина, до земельных наделов. Явление само по себе появилось спонтанно в отдельных легионах, когда римские генералы старались создать сплоченных дух среди своих подчиненных и пришли к выводу что нет ничего более эффективного чем игра. Более-менее научно подошли к данному явлению Гай Юлий Цезарь и его потомок Октавиан Август, разработавшие систему средств повышения морального духа римских солдат перед битвой.
В античные времена в Греции тимбилдинг был востребован больше, чем в Риме. Необходимость формирования команд напрямую связывалась с появлением Олимпийских игр. Командные мероприятия устраивались для развлечений горожан, отдыха и для укрепления боевого духа.
Проходили годы, сменялись эпохи и поколения, а тимбилдинг развивался и как современная наука предстал нам в начале 1960-х годов в США. Родоначальником концепции тимбилдинга считают американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо, который был автором и основателем Хоторнских экспериментов в 1927 — 1932 гг. Элтон Мэйо доказал, что новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. За свой пятилетний эксперимент он сделал следующий вывод: забота и поддержка более важны, чем физические условия труда.
Первое упоминание в США практического использования концепции тимбилдинга относят к 1960-м гг. Веревочный курс, или Rope Courses, возник в США как программа психологической и физической реабилитации американских солдат после войны во Вьетнаме.
В некоторых источниках указывается, что веревочный курс был взят на вооружение японцами и они добавили в нее сильную корпоративную составляющую, пронизанную важностью командного духа и единения. Предприимчивые американские бизнес-тренеры, в свою очередь, мгновенно превратили эту программу в новую бизнес-услугу на корпоративном рынке. Так в 1980-х гг. он стал формироваться в отдельное бизнес-направление — тимбилдинг — и распространяться в западном деловом мире.
Россияне знакомы с командообразование давно, еще в эпоху социализма проводились маевки, субботники, устраивались литературные чтения, проводились КВН, "А ну-ка, девочки/мальчики", организовывались корпоративные встречи компаний по волейболу, футболу и хоккею. Подобные мероприятия носили свое название, имели немного другой оттенок и свою философию. Новый вид и название, командные мероприятия в рамках одной организации обрели гораздо позже.
В Россию тимбилдинг в том виде, который мы знаем сейчас, пришел в 2000-х годах. В первое время для россиян понятия тимбилдинг ассоциировалось с "Веревочным курсом". Сейчас существует множество вариантов как спортивных, так и интеллектуальных разновидностей тимбилдинга.
Тимбилдинг - это спектр разнообразных командных упражнений и заданий, каждое из которых может быть успешно выполнено только командой. Каждое из заданий требует определенного вида командного взаимодействия — интеллектуального, физического, психологического, или разнообразного их сочетания.
Каждое командное упражнение предназначено для отработки одного или нескольких элементов командного взаимодействия — например, ролевого распределения, ситуационного лидерства, развития доверия, раскрытия незнакомых и новых качеств в участниках, творческого мышления и командной эффективности.
Тимбилдинг дает эффект больше, чем хорошее настроение и выплеск эмоций. Он заключается в успешном построении команды, укреплении внутренних связей, улучшении климата.
Можно выделить несколько целей, которые преследует командообразование:
Цель первая: Повышение мотивации участников команды.
Безусловно, тимбилдинг является проявлением заботы о коллективе. Совместное решение командной задачи доказывает незаменимость и значимость каждого. А значит, есть желание отдачи: работать усердно, уважать коллектив, развиваться.
Цель вторая: Возможность реализации личностного и командного потенциала участников.
Далеко не всегда ученик, находясь в привычных условиях, может проявить свой потенциал, свои трудовые способности в полной мере. Не всегда есть просто физическая возможность верно оценить товарища по классу. В условиях, освобожденных от привычной рабочей атмосферы личность раскрывается более полно, есть возможность рассмотреть, что называется, с другой стороны.
Цель третья: Приверженность общим ценностям.
Что ценно в вашем классе? На тимбилдинге возможно до каждого донести то, что особенно важно: наградить самых творческих, самых ловких, сообразительных.
Цель четвертая: Приобретение и укрепление навыков принимать эффективные решения в сложной и быстроменяющейся обстановке.
Сложная и быстроменяющаяся обстановка - наверное, наилучшая характеристика современной жизни. Когда каждый понимает, что это своего рода «игра», есть возможность попробовать решить задачу разными способами, выбрать лучший, вместе посмеяться над ошибками. Таким образом, происходит безболезненная адаптация: попробовал, не получилось, не отчаялся, попробовал снова, и вот успех. А значит, вера в собственные силы, «широта взгляда» на проблему.
Цель пятая: Эмоциональное и эстетическое удовольствие от результатов совместной деятельности.
Радость от результатов совместной деятельности во время тренинга командообразования - тимбилдинга - компенсирует недостаток положительных эмоций от совместного труда, позволяет увидеть те преимущества, которых раньше не удавалось заметить, и использовать новые знания в процессе учебы.
Цель шестая: Укрепление доверия к членам команды и к компании в целом.
Часто для решения актуальных задач мало усилий одного человека. В основном мы все работаем «в команде». Нас окружают люди, которые так или иначе участвуют в нашем учебном процессе.
Философия тимбилдинга - это преодоление сложных ситуаций командой, раскрытие внутренних резервов участников команды в нестандартных и сложных условиях.
Упражнения по тимбилдингу всегда состоят из трех частей:
1. Подготовка
2. Активная часть
3. Анализ (рефлексия)
Рефлексия– это одна из форм самоанализа. Т.е. это вопросы, которые обсуждает команда после игры: что удалось, почему, как сделать результат лучше. Это помогает детям оценить собственные шаблоны поведения, эмоционально реагировать на окружающих, думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт.
Во время рефлексии мы обсуждаем опыт участников, относящийся к поставленной игрой проблеме. Рефлексия играет не меньшую роль, чем сама игра. Она нужна для извлечения смысла из полученного всеми участниками опыта. Во время рефлексии говорит не учитель, а участники игры, что помогает им мыслить самостоятельнее и глубже, понять, что такое точка зрения, понять другого - в отличие от пассивного восприятия материала, данного учителем. Рефлексия нужна для того, чтобы участник осознал, какой опыт он вынес из игры, а опыт разных участников был соотнесен друг с другом. Процесс обучения строится на равноправии, демократическом взаимодействии в познании, что стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку, как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.
Рефлексивные умения можно свести в таблицу:
Структура деятельности | Рефлексивные умения |
Цель деятельности | Оценить требования к идеалу; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности |
Способы деятельности | Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий |
Результат деятельности | Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность |
Вопросы к рефлексии:
№ п/п | Вопросы |
1 | Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решений? Кто ничего не делал? |
2 | Кто координировал деятельность класса, а кто вносил беспорядок? |
3 | Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало? |
4 | Что помогало или мешало эффективной деятельности класса? |
5 | Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно? |
6 | Что вы должны сохранить в классе, чтоб быть командой? |
7 | Что вы должны изменить в команде, чтобы быть командой? |
8 | Какие у Вас были чувства по поводу этого задания? Какие моменты Вам понравились, а какие не понравились? Получили ли Вы удовольствие, выполняя это задание? |
9 | Что было особенно важным или приятным для Вас в процессе выполнения задания или в его результате? |
10 | Что не понравилось в процессе выполнения задания или расстроило Вас? |
11 | Какими были ваши цели в процессе выполнения данного задания? Поменялись ли Ваши цели в процессе? |
12 | Что Вы узнали о самом себе в процессе выполнения задания? Благодаря чему Вы можете научиться чему-то новом? |
13 | Вы выполняли Вашу работу также, как и окружающие люди выполняли ее? В чем были отличия? |
14 | В чем вы были похожи на других детей в организации этой игры? |
15 | Если бы вы были тренером, как бы вы прокомментировали выполнение данного задания? |
16 | Какую оценку вы бы поставили сами себе? Почему? |
17 | Когда одноклассники видят, как ты выполняешь задание, что они думают о тебе как о человеке? |
18 | Какую главную цель вы себе поставите на следующий раз? |
19 | Что полезного вы сегодня узнали? |
20 | Что вас удивило в процессе игры? |
21 | Что захотелось вам сделать после завершения игры? |
Необходимо также отметить, что «эффект тимбилдинга» достаточно короткий. Один и тот же коллектив возвращается к тем же проблемам, над которыми уже работал. Поэтому самым эффективным будет вводить регулярно в спортивную тренировку игры с командообразующей направленностью.
Игровой комплекс по тимбилдингу, разработанный мной и используемый на тренировках в спортивных секциях
Игровая ситуация | «Вертикальная паутина» |
Содержание | Между столбами натянута вертикальная паутина, которая отделяет пункт А от пункта Б. Участники находятся в пункте А. в спортивном зале конструкцию необходимо продумать: одна сторона паутины крепиться к шведской стенке, вторая к опоре. |
Задание | Пробраться из пункта А в пункт Б сквозь ячейки паутины |
Правила для участников | 1. Сквозь каждую ячейку паутины может проникнуть только один участник. 2. Запрещается касаться нитей паутины любыми частями тела, одеждой, волосами и пр. 3. Запрещается привставать и становиться на плечи и головы друг друга. 4. Упражнение выполняется в полном молчании. 5. Критериями для остановки упражнения служит: небезопасный способ выполнения, нарушение правил, сильная физическая усталость участников. 6. В случае нарушения правил - возвращается вся команда |
Среднее время проведения | От 15 минут до 1 академического часа |
Моделирование игровой ситуации | Для того, чтобы детям было интереснее, к игре придумывается легенда. На Землю упал метеорит и принес с собой микробы иных планет мир начал менятся мутировать Вы остались последний генофонд человечества в природе появились мутанты, от которых надо спастись 1. В тёмном лесу огромный паук свил ядовитую паутину, чтобы ловить в неё зазевавшихся путников. Касание к её нитям – смертельно. 2. Перед Вами – беспорядочно натянутые линии электропередач, находящиеся под высоким напряжением.… |
Материалы | Тонкая веревка диаметром 1-2 мм для того что бы обозначить контуры паутины и привязать ее к деревьям. Внутри контура паутины используется разноцветная резинка. Паутина вяжется один раз и потом легко снимается и навешивается при каждом новом курсе |
Методика | Команда приходит на упражнение (шумно, толпой). Тренер рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению. После выполнения (не важно - выиграли или не выиграли), тренер проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт. Участники получили новую информацию, или структурировали уже известную, соотнесли с озвученными уроками/переживаниями. Далее проверка новых знаний в деле. Мы переходим к следующему упражнению, и цикл начинается сначала |
Рефлексия | 1. Какую задачу ставили перед собой? 2. Что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? 3. Что произошло вовремя игры? 4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания? 5. Что помогло выполнить задание? 6. В чем была сложность договориться? 7. Какие были чувства в тот или иной момент игры? 8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова? 9. Какой опыт вынесли, чему научились? 10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни? 11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры? 12. Что ты открыл в себе? 13. Было ли тебе комфортно в игре? |
Игровая ситуация | «Бревно» |
Содержание | На спортивном стадионе или в спортивном зале лежит «бревно» |
Задание | Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке. Лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек |
Правила для участников | 1. Участникам, стоящим в ряду запрещается придерживать движущегося игрока 2. Упражнение выполняется в полном молчании. 3. Критериями для остановки упражнения служит: небезопасный способ выполнения, нарушение правил, сильная физическая усталость участников. 4. В случае нарушения правил – участник возвращается в начало |
Среднее время проведения | От 20 мин до 40 мин |
Моделирование игровой ситуации | Зайдя на бревно, упавшее через пропасть твари успели выплюнуть ядовитые шипы, пролезающие тело. Не успел вступить на бревно безумный учёный у него есть антидот. Уколов последнего участника ему надо перейти на другой край бревна не скинув игроков в пропасть. |
Материалы | Гимнастическое бревно |
Методика | Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению. После выполнения (не важно - выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт |
Рефлексия | 1. Какую цель преследовал каждый? 2. Что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? 3. Почему трудно достичь цели с первого раза? 4. Что мешало понять друг друга? 5. Что помогло выполнить задание? 6. В чем была сложность договориться? 7. Какие были чувства в тот или иной момент игры? 8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова? 9. Какой опыт вынесли, чему научились? 10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни? 11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры? |
Игровая ситуация | «Встань, не разорви!» |
Содержание | Собраться всем вместе в круг или в линию |
Задание | Сесть на землю, не отпуская руки друг друга. Затем нужно точно так же встать. Команда делиться сначала на пары, потом на четверки, потом на восьмерки. В финале задание выполняется общей командой |
Правила для участников | 1. Участникам запрещается разъединять руки 2.Упражнение выполняется в полном молчании. 3. Критериями для остановки упражнения служит: небезопасный способ выполнения, нарушение правил, сильная физическая усталость участников. 4. В случае нарушения правил – участник возвращается в начало |
Среднее время проведения | От 15 мин до 30 мин |
Моделирование игровой ситуации | Вы захватили космический корабль. Чтобы начать полет, необходимо сесть в командном отсеке специальным образом –ноги вытянуты, руки прочно переплетены. Токи в корабле идут по биопроводам ваших рук. Разрывать сцепленные руки нельзя. Корабль отрывается от Земли в момент, когда все участники поднялись на ноги – плавно и одновременно. Посадить корабль можно таким же образом – всем вместе сесть на пол. |
Материалы | Свободная площадка в спортивном зале |
Методика | Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению. После выполнения (не важно - выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт |
Рефлексия | 1. Почему проще выполнить задание с меньшим количеством участников? 2. С кем проще договориться, почему? 3. Что произошло вовремя игры? 4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания? 5. Что помогло выполнить задание? 6. В чем была сложность договориться? 7. Какие были чувства в тот или иной момент игры? 8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова? 9. Какой опыт вынесли, чему научились? 10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни? 11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры? 12. Что ты открыл в себе? 13. Было ли тебе комфортно в игре? |
Игровая ситуация | «Подними, не пролей» |
Содержание | Игра проводится в спортивном зале. В центре находится таз, наполненный водой до краев. Можно вокруг таза уложить по кругу маты. |
Задание | Лечь на спину вокруг таза с водой. Упереться ногами в края таза. Поднять таз с водой, не пролив ни капли. |
Правила для участников | 1. Во время игры нельзя разговаривать. 2. Все обсуждения по технике подъема должны обсуждаться, когда участники не начали игру или прервались на перерыв. 3. Не рекомендуется отпускать ноги и убегать, если вода начинает переливаться через край в вашу сторону. 4. любые выкрики во время выполнения задания требуют остановки игры и подъем начинается сначала. |
Среднее время проведения | От 20 минут до 45 мин |
Моделирование игровой ситуации | Вы захватили корабль космических пришельцев. У вас есть емкость с топливом. Необходимо залить топливо в баки по инструкции, которую вы нашли на корабле. В соответствии с ней, бак с топливом необходимо поднять задними щупальцами до высоты необходимой по техническому описанию. Топливо агрессивно к биологическим тканям. Проливать его на себя нельзя. |
Методика | Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению. После выполнения (не важно - выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт |
Рефлексия | 1. Почему проще выполнить задание с меньшим количеством участников? 2. С кем проще договориться, почему? 3. Что произошло вовремя игры? 4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания? 5. Что помогло выполнить задание? 6. В чем была сложность договориться? 7. Какие были чувства в тот или иной момент игры? 8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова? 9. Какой опыт вынесли, чему научились? 10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни? 11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры? 12. Что ты открыл в себе? 13. Было ли тебе комфортно в игре? |
Игровая ситуация | «Лыжи» |
Содержание | Игра проводится в спортивном зале |
Задание | Необходимо всем участникам команды встать на лыжи и взять в руки веревки для поднимания лыж. Игроки должны добраться из пункта А в пункт В. Можно играть на время. |
Правила для участников | 1. Во время движения нельзя разговаривать. 2. При падении участника или при касании ногой земли игра останавливается, игроки обсуждают ошибки и движение начинается заново 3. Нельзя опираться на впереди идущего и помогать соседу держать равновесие. 4. Разговоры допускаются только стоя на земле, на лыжах должна сохраняться полная тишина |
Среднее время проведения | От 15 минут до 1 академического часа |
Моделирование ситуации | Для того, чтобы детям было интереснее, к игре придумывается легенда. Например, на Землю упал Челябинский метеорит и принес на себе микробы иных планет. Мир начал меняться мутировать. Вы остались последними представителями человечества. В природе появились мутанты, от которых надо спастись. |
Материалы | Специальная пара лыж, на которую могут встать сразу много участников. Лыжи снабжены веревками, за которые держаться участники. |
Методика | Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению. Когда участник косается ногой пола, игра останавливается для обсуждения. После выполнения (не важно - выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт |
Рефлексия | 1. Почему проще выполнить задание с меньшим количеством участников? 2. С кем проще договориться, почему? 3. Что произошло вовремя игры? 4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания? 5. Что помогло выполнить задание? 6. В чем была сложность договориться? 7. Какие были чувства в тот или иной момент игры? 8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова? 9. Какой опыт вынесли, чему научились? 10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни? 11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры? 12. Что ты открыл в себе? 13. Было ли тебе комфортно в игре? |
Игровая ситуация | «Лабиринт» |
Содержание | В спортивном зале учащиеся встают в круг. В середине круга находится конструкция «лабиринт» |
Задание | Необходимо каждому участнику взяться за конец веревки и всем вместе приподнять лабиринт над землей. Наклоняя лабиринт в разные стороны необходимо провести мяч из пункта А в пункт В |
Правила для участников | 1. Во время игры запрещается разговаривать 2. Запрещается держать веревку двумя руками. Левая рука должна быть убрана за спину. 3. При вылетании мяча с поля лабиринта, игра начинается сначала |
Среднее время проведения | От 15 минут до 1 академического часа |
Моделирование игровой ситуации | Перед вами нано-карта города. Вам предстоит выбрать свой безопасный маршрут и понять, что может случиться на пути. В руках у вас колобок. Карта начинает работать, когда каждый участник подключит себя к «сити-гиду» через оптическое волокно (веревки по краям). Когда карта поднимется от земли на карте появится колобок (мяч). Провести колобка по городу нужно безопасным путем, не дать ему исчезнуть в черной дыре, застрять в топком болоте или погибнуть от голода в тупике лабиринта. |
Материалы | Свободная площадка в спортивном зале |
Методика | Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и команда приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению. После выполнения (не важно - выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт |
Рефлексия | 1. Почему проще выполнить задание с меньшим количеством участников? 2. С кем проще договориться, почему? 3. Что произошло вовремя игры? 4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания? 5. Что помогло выполнить задание? 6. В чем была сложность договориться? 7. Какие были чувства в тот или иной момент игры? 8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова? 9. Какой опыт вынесли, чему научились? 10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни? 11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры? 12. Что ты открыл в себе? 13. Было ли тебе комфортно в игре? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования "Использование "звёздочки обдумывания" в проектной деятельности"
Мастер-класс проводился для педагогов нашего Центра детского творчества "Юность" с целью повысить мотивацию педагогов к овладению проектной деятельностью. Педагоги познакомились с и...
ПРОГРАММА работы педагога дополнительного образования Третьякова В. Г. кружка “ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ” (спортивно-техническая направленность)
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей и направлена на воспитание па...
Учебная программа по дополнительному образованию "В мире движений" по подвижным и спортивным играм для учащихся 5-х классов
Спортивные и подвижные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. Они способствуют развитию быстроты, ловкости, ...
Семинар для педагогов дополнительного образования "Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования"
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает че...
Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...
«Качество образования: система работы, методика, опыт» Внеурочная деятельность спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ»
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необхо...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...