Организация и проведение массовых мероприятий на лыжах.
статья по физкультуре

Коршаков Павел Владимирович

Организация и проведение массовых мероприятий на лыжах с учащимися 10-11 классов  

С 2005 года в стране реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», одной из основных целей является укрепление здоровья граждан, возрождение профилактического направления. В последние годы основным направлением проекта стали программы формирования здорового образа жизни для детей и молодежи, в ней определена задача воспитания в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья.  
Образ жизни детей и подростков, уровень их развития и здоровья, служат главным индикатором благополучия страны. В связи с усложнением условий жизни, межличностных связей и отношений, государственный курс политики должен предусматривать пропаганду здорового образа жизни, воспитания здорового молодого поколения, которому предстоит жить и работать в новом государстве. 
Цель школьного физического воспитания в целом заключается в обеспечении физической подготовленности и такого уровня физического развития, который способствует становлению и сохранению здоровья, успешному решению задач повседневной жизни, трудовой и оборонной деятельности. 
Однако, достижение  целей школьного физического воспитания зачастую невозможно на базе лишь учебных занятий, поэтому требуется включение в режим физической активности  школьника других форм занятий, в частности – внеклассных и внешкольных занятий. 
Конкретные формы внеклассных и внешкольных занятий, к числу которых относятся и массовые физкультурно-спортивные мероприятия, их продолжительность и содержание физических упражнений определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов  (ФГОС), и нормативов физической подготовленности. 
Актуальность темы настоящего исследования основывается на том, что в практике школьного физического воспитания к массовым мероприятиям зачастую относятся формально, а их практическая эффективность изучена недостаточно, что делает необходимым проведение исследований в этой области. 
Гипотеза исследования состояла в предположении, что разработанная нами методика проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах, окажется эффективной для повышения уровня общего функционального состояния занимающихся. 
Цель исследования - изучить организационные особенности и эффективность массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах, проводимых с учащимися 10-11 классах.
Объект исследования -организационный процесс проведения массовых мероприятий на лыжах. 
Предмет исследования – особенности организации и проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах, проводимых с учащимися 10-11 классах. 
Задачами исследования являлись: 
1 Проанализировать и обобщить научно - методическую литературу по вопросам организации и проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах.
2 Изучить мнение учащихся 10-11 классов и их родителей относительно эффективности массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах. 
3 Проверить эффективность разработанной методики массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах для учащихся 10-11 классов. 
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:  
- анализ научно- методической литературы;
- анкетный опрос (Приложение 1);
- тестирование;
- педагогический эксперимент (Приложение 2);
- методы математической обработки результатов. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom_pasha_gotovyj_pavel.doc509 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ        7

1.1. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия как разновидность внеклассной работы        7

1.2. Состояние проблемы уровня здоровья школьников        11

1.3.Общие задачи школьного обучения и анатомо-физиологические особенности учащихся 10-11 классов        13

1.4. Проведение спортивных праздников и особенности лыжных походов как варианта спортивного праздника        18

1.5.Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий        22

ГЛАВА 2: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ        26

2.1. Цель и задачи исследования        26

2.2. Методы исследования        26

2.3. Организация исследования        27

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ        32

3.1. Результаты опроса        32

3.2. Динамика показателей функционального состояния учащихся 10-11 классов и родителей при проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах        34

3.3. Анализ полученных результатов        39

ВЫВОДЫ        41

Практические рекомендации        42

Список литературы        43

ПРИЛОЖЕНИЯ        48

Приложение 1        48

Приложение 2        50

Приложение 3        52


ВВЕДЕНИЕ

С 2005 года в стране реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», одной из целей которого является укрепление здоровья граждан, возрождение профилактического направления. В последние годы основным направлением данного проекта стали программы формирования здорового образа жизни детей и молодежи, в которой определена задача воспитания в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья.

Образ жизни детей и подростков, уровень их здоровья и развития, служат важнейшим индикатором благополучия страны. В связи с усложнением условий жизни, межличностных связей и отношений, государственный курс политики должен предусматривать пропаганду здорового образа жизни, воспитания здорового молодого поколения, которому предстоит жить и работать в новом государстве.

Цель школьного физического воспитания в целом заключается в обеспечении такого уровня физического развития и физической подготовленности, который способствует становлению и сохранению здоровья, успешному решению задач повседневной жизни, трудовой и оборонной деятельности.

Однако, достижение целей школьного физического воспитания зачастую невозможно на основе лишь учебных занятий, поэтому требуется включение в режим физической активности школьника иных форм занятий, в частности – внеклассных и внешкольных занятий.

        Конкретные формы внеклассных и внешкольных занятий, к числу которых относятся и массовые физкультурно-спортивные мероприятия, их продолжительность и содержание физических упражнений определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и нормативов физической подготовленности.

Актуальность темы настоящего исследования основывается на том факте, что в практике школьного физического воспитания к массовым мероприятиям зачастую относятся формально, а их практическая эффективность изучена недостаточно, что делает необходимым  проведение исследований в этой области.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что разработанная нами методика проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах, окажется эффективной для повышения уровня общего функционального состояния занимающихся.

Цель исследования: изучить организационные особенности и эффективность массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах, проводимых с учащимися 10-11 классах.

Объект  исследования: организационный процесс проведения массовых мероприятий на лыжах.

Предмет исследования – особенности организации и  проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах, проводимых с учащимися  10-11 классах.

Цель исследования: изучить организационные особенности и эффективность массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах, проводимых с учащимися в 10-11 классах.

Задачами исследования являлись:

  1. Проверить уровень функционального состояния, определить и теоретически обосновать особенности проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах.
  2. Определить мнение учащихся 10-11 классов и их родителей относительно эффективности массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах.
  3. Проверить эффективность разработанной методики  массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах для учащихся 10-11 классов.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ специальной литературы,
  • анкетный опрос (см. Приложения 1),
  • тестирование,
  • педагогический эксперимент (см. Приложение 2),
  • методы математической обработки результатов.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

1.1. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия как разновидность внеклассной работы

В рамках педагогического процесса в школе массовые физкультурно-спортивные мероприятия относят к внеклассной работе.

Внеклассная работа обычно определяется как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся.  Внеклассная работа – это сложная организационная работа, состоящая из ряда компонентов, тесно взаимодействующих друг с другом. Компонентами любой организационной работы процесса обучения являются цель, мотив, содержание, операционный компонент и результат[1].

Направления, формы, методы внеклассной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п.

Внеклассная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня[2].

Внеклассная работа отличается от внеурочной, тем, что вторая оценивается (выполнение домашних заданий), внеклассная же - не оценивается.

Это кружки, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.

Участие школьников в общественно полезной деятельности с использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения к образованию.

Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной работой. При организации внеклассной работы необходимо   учитывать следующие требования:

  • разносторонность её содержания и общественную направленность;
  • использование  разнообразных форм  внеклассной работы;
  • развитие общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся[3].

С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы[4].

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов  учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков (это касается как внеклассной работы в целом, так и внеклассной работы по физическому воспитанию в частности).

Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло  по их инициативе.

Успеху внеклассной работы  содействует чёткая организация.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий  решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организации и форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием  действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия[5].

Наиболее распространенными формами внеклассной работы являются следующие: индивидуальные,  групповые,  объединяющие и  массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов[6].    

 Групповая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям[7].

Внеклассная работа по физическому воспитанию и спорту имеет свою специфику.

Назначение внеклассных и внешкольных занятий физическими упражнениями  — организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха[8].

Признаки внеклассных и внешкольных занятий физическими упражнениями:

  • временный коллектив;
  • добровольный характер;
  • проводятся на базе и вне школы.

Выделяют два вида внеклассных и внешкольных занятий:

1.Систематические (занятия в кружках физической культуры для младших школьников, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки).

2.Эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпоходы, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения, и др.).

В общеобразовательной школе создаются также группы начальной подготовки ДЮСШ для учащихся, желающих заниматься избранным видом спорта.

Их специфические задачи:

1.Удовлетворение личных интересов, потребностей в области физической культуры.

2.Постепенный переход к спортивной специализации и последовательное совершенствование в избранном виде спорта.

3.Обучение элементарным организаторским и методическим знаниям,
умениям, необходимым для самостоятельных занятий и для осуществления общественно полезной деятельности в области физической культуры.

4.Воспитание потребности систематически выполнять физические
упражнения.

В процессе проведения внеклассных и внешкольных занятий
обязательным является соблюдение общих и методических принципов, а
также принципов спортивной тренировки
[9].

1.2. Состояние проблемы уровня здоровья школьников

Образ жизни и привычки поведения обычно трансформируются в подростковом возрасте. Исследования показали, что в подростковом возрасте курят 40% мальчиков и 30% девочек, а среди старшеклассников более 80% периодически употребляют алкоголь. В школьных столовых детям предлагают пищу, перенасыщенную жиром и сахаром. По данным клинико-диагностического обследования среди выпускников 9-х и 11-х классов 31% имеют одно заболевание или нарушение, 28% – два, 33% – три и более. Только 8% подростков признаны здоровыми[10].

Представление о здоровье молодежи как стартовой точке отсчета можно получить из разных официальных источников. С одной стороны, потенциальные возможности в плане здоровья у россиян весьма велики. В США опубликованы результаты исследований в области генетического здоровья. Россия получила высокое 5-е место из 193 обследованных стран. Число врожденных дефектов на 1000 детей, появившихся на свет в нашей стране, оказалось равным 42,9. Самые потенциально здоровые дети рождаются во Франции (показатель - 39,7), США по этому показателю оказались на 20-м месте. С другой стороны, по статистике петербургских родильных домов только 5-7 % новорожденных не имеют патологий. В России ежегодно умирают 18 тыс. детей в возрасте до одного года; 70 % из этих смертей происходят в родильных домах. В более поздней возрастной группе дела обстоят несколько лучше. Об этом говорят результаты обязательной диспансеризации детей (обследованию подвергнуто 99% детей от новорожденных до 18-летних):

  1. Не обнаружено явных болезней и патологий - 26 %.
  2. Выявлены различные функциональные отклонения - 52,2 %.
  3. Установлены хронические патологии (вплоть до инвалидности) - 21,8 %.

Отклонения в здоровье укладываются в основном в четыре группы:

  1. заболевания костно-мышечной системы - 17,4 %;
  2. патологии зрения - 12,5 %;
  3. болезни органов дыхания - 10,2 %;
  4. заболевания органов пищеварения -7,1 % [11].

Начиная с 17 лет статистика по школьникам такова:

1) имеют нормальное физическое и психическое развитие. Не имеют анатомических дефектов и морфофункциональных отклонений -25,2 %;

2) отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые морфофункциональные нарушения; часто и длительно болеют от ОРЗ - 21,1%;

3) страдают хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, имеют физические недостатки, последствия травм и операций при условии компенсации соответствующих функций - 53,44%[12].

1.3.Общие задачи школьного обучения и анатомо-физиологические особенности учащихся 10-11 классов

В планировании обучения и воспитания школьников, необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания для учащихся 10-11 классов следующим образом:

  • содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
  • расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
  • дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
  • формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии;
  • закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
  • формирование адекватной самооценки, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
  • дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психических регуляций[13].

Возраст 16-17 лет наиболее благоприятен для развития таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и гибкость. Именно они становятся фундаментом для совершенствования спортивного мастерства.

Подростки и юноши отличаются большей подражательной способностью, что положительно сказывается на технической подготовке.

С другой стороны организм и юноши находится в состоянии формирования, у них быстро наступает утомление, менее устойчиво внимание, они в большей степени реагируют на те или иные раздражители[14].

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 17 лет (X—XI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5— 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек[15].

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости[16].

У  девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазовогo дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже[17].

Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у девушек пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши, а жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше. В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно производить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей.

Старшим школьникам свойственны определенные особенности психики. Так, например, устремленность в будущее — внутренняя позиция старших школьников. Если подросток живет главным образом настоящим, то старший школьник устремлен в будущее. Он задумывается над своим призванием, стремится выбрать профессию.

Развитие теоретического мышления обусловливается переходом от усвоения сравнительно конкретных начальных научных знаний к изучению все более общих закономерностей.

Личностный характер мышления проявляется в стремлении иметь обо всем собственную точку зрения.

Творческий характер мышления проявляется в способности личности выходить за рамки обыденных представлений, искать непроторенные пути. Они пытаются более целесообразно использовать свои индивидуальные достоинства или компенсировать недостатки. Однако под влиянием порыва чувств и юношеской увлеченности их действия не всегда оказываются рациональными.

Значительные изменения происходят у старших школьников в   эмоциональной сфере. У юношей и девушек заметно расширяется круг личностно-значимых отношений к различным сторонам жизни. Поэтому их эмоциональный мир значительно богаче, чем у подростков, отличается разнообразием и более высокой дифференцированностью переживаемых чувств. Все это проявляется в расширении и углублении сферы моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Настроения старшеклассников  характеризуются большей устойчивостью и осознанностью. У них повышается способность контролировать и регулировать свои эмоциональные состояния.

Самосознание в старшем школьном возрасте приобретает качественно новые черты. Главная из них — открытие своего внутреннего мира[18].

 Самооценка старшего школьника становится обобщенной  (у подростка она сравнительно односторонняя и неустойчивая).  Он способен полнее и глубже разобраться в своих мыслях и переживаниях, действиях и поступках, может составить о своем «Я» более устойчивое и целостное представление.

В старшем школьном возрасте происходят качественные сдвиги в нравственном сознании и поведении учащихся. У них вырабатываются собственные моральные взгляды и убеждения, основанные на уяснении очень сложных понятий о долге и чести, о чувствах личной гордости и собственного достоинства и др.[19].

1.4. Проведение спортивных праздников и особенности лыжных походов как варианта спортивного праздника

В зависимости от направленности спортивные мероприятия могут быть агитационно-пропагандистскими, учебно-тренировочными и собственно спортивными соревнованиями[20].

Агитационно-пропагандитские мероприятия имеют своей целью привлечение всех желающих к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Они проводятся в форме показательных, открытых соревнований, конкурсов, в которых могут принять участие все желающие.

Учебно-тренировочные мероприятия проводятся для спортсменов, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах. Задача таких мероприятий сделать занятия более эффективными, повысить их эмоциональность, стимулировать желание молодежи повышать уровень физической подготовленности.

К этому виду соревнований относятся соревнования по упрощенным правилам, а также подвижные игры, эстафеты.

Спортивные соревнования проводятся по видам спорта по общепринятым правилам с целью достижения высоких спортивных результатов. К участию в них допускаются учащиеся, регулярно занимающиеся в учреждениях дополнительного образования с физкультурно-спортивной направленностью.

Задачи спортивно-массовых мероприятий[21]:

- осуществлять пропаганду ФК и спорта

- способствовать выявлению желающих заниматься различными видами спорта

- дать возможность определить свой уровень физического развития

- выявить сильнейших спортсменов

- способствовать патриотическому воспитанию

- подведение итогов работы школы по ФВиС

Задачи можно решать эффективно при условии выполнения следующих принципов:

- соответствие организации мероприятия его задачам

- доступность участия в мероприятии по времени и месту проведения, с учётом режима школы

- посильность и соответствие соревновательных упражнений уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся

- безопасность участников соревнований, судей и зрителей

- наглядность и воспитывающий характер мероприятия, заключающейся в чёткости и красочности его проведения, ритуала открытия и закрытия, в объективности определения результатов участников, в своевременном подведении итогов и награждении участников и т.д.

Одной из разновидностей спортивно-массовых мероприятий являются рекреативные мероприятия, связанные с повышенной двигательной активностью и массовым охватом участников.

Научную основу проведения таких мероприятий и обеспечения рекреативной активности широких слоев населения (то есть активности, связанной с отдыхом и переключением на иной вид деятельности – двигательную активность с элементами спортивной тренировки) обеспечивают работы таких ученых как И.В. Муравов[22], В.В. Матов[23], Г.П. Виноградов[24], Л.П. Трофимова[25] и др.

Одной из весьма эффективных разновидностей двигательной, рекреативной активности являются походы и прогулки, как пешеходные, так и лыжные. Их эффективность объясняется тем фактом, что в процессе этих походов и прогулок действуют не только основные средства физической культуры – физические упражнения, но и вспомогательные – оздоровительные силы природы[26].

Их педагогическая и оздоровительная эффективность раскрыта в работах М.А. Балабина[27], В.И. Симакова[28], Ю.Н. Федотова[29], А.А. Федякина[30] и др.

Доказано, что ходьба на лыжах ведет к расширению кровеносных сосудов сердца и мозга и служит гимнастикой для укрепления сердечно-сосудистой системы. Во время лыжных прогулок расширяются капилляры и мелкие артерии, кровь свободно циркулирует по телу, обильно питая органы и ткани.

Лыжные прогулки со школьниками организуются с учетом возможностей детей и погодных условий. Необходимо соблюдать дна условия, и тогда прогулка доставит удовольствие. Первое - уровень овладения ходьбой на лыжах. Если у школьника небольшой «лыжный» опыт, то лучше совершенствовать его во дворе, в ближайшем к дому парке до тех пор, пока он не овладеет свободным скользящим шагом по лыжне, не научится делать повороты, тормозить, подниматься на небольшие склоны.

Второе условие - правильный подбор лыж, палок и креплений. Не соответствующее росту лыжное оборудование и плохо подогнанные крепления затрудняют движение детей. Они быстро устают, раздражаются и остаются неудовлетворенными прогулкой.

Высота лыж равняется росту (или немного выше) ребенка. Лыжи, подобранные в соответствии с рекомендациями для взрослых, будут доставлять ребенку неудобства, особенно во время подъема и спуска с горы, поворотах и т. п. Палки не должны доходить до уровня плеч на 3-5 см и иметь удобные ременные петли, в которые легко проходят руки ребенка в рукавицах. Особое внимание следует уделить лыжным креплениям.

Продолжительность лыжных прогулок должна быть не более четырех часов. В прогулку лучше отправляться при температype воздуха не ниже 12°С и в безветренную погоду. Режим движения на лыжах будет несколько иной, чем в пешем походе.

30 минут - час ходьбы на лыжах чередуются с пятиминутным перерывом. Всего длительность передвижения в один конец должна составлять не более 3 часов. В оба конца физически подготовленный школьник  лет может преодолеть до 15 км. На поляне, на горке организуются игры-забавы: катание в парах с горы и др. На прогулку необходимо взять горячий завтрак (сладкий чай в термосе, блинчики, сушки, сухарики), который не только согреет, но и приносит удовольствие от семейного «застольного» общения в заснеженном лесу.

Одеваться на подобное мероприятие надо тепло, но легко. Хлопчатобумажное теплое белье (особенно в сырую ветреную погоду), брюки, шерстяной свитер, сверху не продуваемая куртка, лучше с капюшоном. И мерзнуть, и перегреваться на лыжне одинаково вредно. Простужаются обычно, когда, разгорячившись, нараспашку стоят на ветру, отдыхают[31].

Вопросы дозирования физических нагрузок при организации как уроков физвоспитания, так и другого рода физкультурно-спортивных мероприятий рассмотрены в работах Я.С. Вайнбаума[32], Н.А. Верзилиной[33], Я.Р. Вилькина[34], В.А. Вишневского[35] и др.

1.5.Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий

Спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья. Исследованиями установлено[36], что любой праздник вызывает у человека желание сделать что-либо приятное близким людям, доброе для семьи и т.д.

 Всем обрядам и праздникам присуще стремление к зрелищности, к наибольшей эмоциональной выразительности и желанию обнародовать событие в наиболее яркой, запоминающейся форме. Праздник в жизни человека - явление многогранное. Оно является неотъемлемой, органической частью всей жизнедеятельности человека и охватывает все стороны его жизни. Народные гулянья и массовые спортивные зрелища - это выражение эмоций, чувств, и настроения, особенно в момент единения тех или иных сообществ, осознание своей значимости, демонстрация красоты тела, силы духа и чувства собственного достоинства (например, празднества Древней Греции и Риме).

  Как известно[37]  праздник - это всегда явление конкретно-историческое. Успех любого праздника зависит от множества факторов - политических, экономических, социальных и т.д. В разные исторические эпохи может происходить смещение акцентов в содержании праздничной и обрядовой культуры того или иного народа, характер ее проявления со временем меняется, она может принимать разные формы, но тем не менее никогда не исчезает.

  Массовый спортивный праздник, как один из наиболее востребованных видов шоу, вобрал в себя весь арсенал выразительных средств, творческих принципов и методов, рожденных в различных видах искусства и воплощенных великими мастерами.

  При организации любого действия, а спортивные праздники относятся именно к такой категории, следует учитывать закономерности работы с массовым зрителем.

Подготовка к спортивному празднику начинается задолго до проведения самого мероприятия. Эти периоды условно можно разделить на несколько этапов. Исходя из анализа теоретических трудов, педагогических наблюдений, опроса специалистов в организации спортивно-художественных праздников, было выделено четыре этапа:

1.  Подготовительный.

2.  Организационный

3.  Этап проведения.

4.  Заключительный этап.

  На каждом из этапов выполняются различные виды деятельности силами специалистов, ответственных за эти виды работ. Общее количество, длительность и содержание этапов спортивного праздника зависит от масштабов проводимого мероприятия и возможностей материально-технической базы. Например, при подготовке чемпионатов мира подготовительный этап занимает от одной до двух недель, организационный - от месяца до полугода, этап проведения - 1…7 дней, заключительный этап - от недели до месяца.

  Анализ поэтапной подготовки, сделанный в ряде отечественных исследований[38][39] а также анализ результатов проведения спортивных праздников за последнее десятилетие позволил определить затраты времени спортивного режиссера на основные виды деятельности: творческую и организационную (табл.1).

Таблица 1.

Соотношение творческой и организационной сторон деятельности режиссера в процессе подготовки и проведения спортивного мероприятия

Этапы

Творческая составляющая

(% от общего времени этапа)

Организационная составляющая

(% от общего времени этапа)

Подготовительный

25

75

Организационный

15

85

Этап проведения

5

95

Заключительный

10

90

Полученные данные говорят о том, что при подготовке массовых спортивных мероприятий и праздников необходимы как творческие, так и  административно - управленческие умения.


ГЛАВА 2: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования: изучить организационные особенности и эффективность массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах, проводимых с учащимися в 10-11 классах.

Задачами исследования являлись:

1  Проверить уровень функционального состояния, определить и теоретически обосновать особенности проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах.

2  Определить мнение учащихся 10-11 классов и их родителей относительно эффективности массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах.

3  Проверить эффективность разработанной методики  массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах для учащихся 10-11 классов.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ специальной литературы,
  • анкетный опрос (см. Приложения 1),
  • тестирование,
  • педагогический эксперимент (см. Приложение 2),
  • методы математической обработки результатов.

Анализ специальной литературы. Использовался на первом этапе исследования и являлся исходным базовым материалом для постановки задач и определения плана дальнейшего исследования в работе, и проводился на основе изучения методических материалов, посвященных проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий. Эти данные в дальнейшем позволили провести педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент заключался в проверке эффективности методики проведения физкультурно-спортивных мероприятий как вида мероприятий физического воспитания.

Опрос  в виде анкетирования применялся с целью выявления мнения школьников и их родителей относительно различных аспектов проведения физкультурно-спортивных мероприятий. Был проведен опрос 80 человек из числа учащихся и их родителей, Анкета приводится в Приложениях.

Спортивно-педагогическое тестирование функционального состояния использовалось для определения его уровня, а также динамики этого уровня в ходе проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах. Более подробно тестирование описано в следующем разделе.

Из методов математической обработки применялся расчет средних арифметических значений по каждому тесту.

2.3. Организация исследования

Исследование было организовано на базе ГБОУ СОШ Лицей № 590 Красносельского района города Санкт-Петербурга и проходило в 2016-2017 гг. Продолжительность собственно педагогического эксперимента составила 1 месяц.

Участниками педагогического эксперимента стали учащиеся двух классов и несколько членов их семей (родителей), всего 80 человек.

Из школьников были сформированы две группы школьников 10-11 классов, равные по уровню подготовленности и числу участников.

Эти группы были применены для проверки эффективности, разработанной нами программы проведения массовых спортивных мероприятий на лыжах. (см. Приложение 2)

В этой программе приняли участие 42 школьника, из числа наиболее активных из них и была сформирована экспериментальная группа (10 учащихся).

В контрольную группу (также 10 учащихся) были отобраны школьники из тех же классов, но не принимавшие участие в программе проведения массовых спортивных мероприятий на лыжах.

Также, в тестировании приняли участие некоторые из родителей школьников экспериментальной и контрольной групп.

 В ее ходе как школьники, так и члены их семей (6 человек) провели 3 мероприятия, из которых 2 – походы выходного дня. Маршруты всех походов были разработаны на предыдущем этапе исследования.

Главная цель разработанной программы массовых мероприятий на лыжах – способствование физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни учащихся.

Задачи Программы массовых мероприятий на лыжах:

- способствование формированию навыков передвижения на лыжах;

- способствование развитию физических качеств и уровня функционального состояния;

- пропаганда здорового образа жизни;

- воспитание патриотизма,

- формирование социальных навыков;

- формирование экологического сознания;
- организация досуга; 
- воспитание интереса к самостоятельным физкультурным занятиям.

Принципы Программы:

- Физкультурно-спортивная направленность;

- Добровольность;

- Самостоятельность и инициативность участников;

- Соразмерность нагрузок;

- Коллективный характер мероприятий

Программа была рассчитана на 1 месяц и состояла из следующих четырех мероприятий:

  1. Физкультурно-спортивный праздник и викторина.

На празднике и викторине повышался уровень знаний школьников о лыжных видах спорта, сдавались тесты физической подготовленности, проводились разнообразные игры и эстафеты.

Контингент участников: учащиеся 10-11 классов

Задачи:

  • Усвоение знаний о лыжных видах спорта;
  • Способствование формированию навыков передвижения на лыжах
  • Способствование развитию физических качеств и уровня функционального состояния;
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  1. Экскурсия на лыжную базу ВИФК в Кавголово и забег на лыжах на 10 км.

Контингент участников: учащиеся 10-11 классов и их родители

Задачи:

  • Усвоение знаний о лыжных видах спорта;
  • Способствование развитию физических качеств и уровня функционального состояния;
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  1. Лыжный поход  по маршруту Чаща – Суслово – Чаща (13 км) с двумя привалами и обедом

Контингент участников: учащиеся 10-11 классов и их родители

Задачи:

  • Способствование развитию физических качеств и уровня функционального состояния;
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Формирование социальных навыков;
  • Формирование экологического сознания и навыков действий в природной среде;
  • Организация досуга, формирование навыков лыжного туризма
  1. Патриотический физкультурно-спортивный лыжный праздник с лыжным походом Петровское – Порожки – Горлово - Порожки (15 км с  двумя привалами и обедом) и  участием в военно-исторической реконструкции «В полосе прорыва» у мемориала «Январский гром»

Контингент участников: учащиеся 10-11 классов и их родители

Задачи:

  • Способствование развитию физических качеств и уровня функционального состояния;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Воспитание патриотизма;
  • Формирование социальных навыков;
  • Формирование экологического сознания и навыков действий в природной среде;
  • Организация досуга, формирование навыков лыжного туризма

Предполагалось, что сопоставление динамики функционального состояния в двух группах – экспериментальной и контрольной (как учащихся, так и их родителей) – позволит выявить эффективность  экспериментальной Программы массовых мероприятий на лыжах.

Тестирование функционального состояния применялись дважды – в начале и в конце эксперимента.

Использовались следующие тесты:

1. Для определения уровня работоспособности - Ортостатическая проба.

Оценивается учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 1 мин при переходе из положения лежа в положение стоя. В норме этот прирост составляет 6-18, при большем приросте говорят о недостаточной тренированности.

2. Для определения общей выносливости   тест Купера (12-минутный беговой тест, заключающийся в преодолевании за 12 минут как можно большей дистанции (желательно бегом) Фиксируется расстояние в км.

3. Также для определения общего функционального состояния организма  ЧСС в состоянии покоя. Определялась методом пульсометрии. Фиксировалось количество пульсовых ударов за 1 мин.

Все участники по уровню функционального состояния тестировались 2 раза: в начале и по окончанию педагогического эксперимента.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам на основе обзора литературы, теоретически выявить и обосновать, а затем экспериментально проверить эффективность организации массовых мероприятий на лыжах с учащимися 10-11 классов.


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Результаты опроса

Для выполнения второй задачи исследования был проведен опрос с целью выяснения мнения школьников (опрошено 60 человек) и их родителей, (опрошено 20 человек) относительно проведения массовых мероприятий на лыжах.        

Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод, что  подавляющее большинство опрошенных - 90% положительно относятся  к проведению массовых мероприятий на лыжах. Некоторая часть из опрошенных (30%) готова принимать в них участие.

Из школьников также подавляющее большинство (91,7%) относится положительно к этим мероприятиям. Все из числа положительно относящихся готовы принять в них участие.

При этом на вопрос о том, почему они не принимают участие в подобных мероприятиях, большинство родителей ответило, что с удовольствием бы приняли участие, но не всегда хватает на это времени, средств и опыта.

Рисунок 1 – мнение школьников (n=60) и их родителей (n=20) относительно положительного эффекта проведения массовых мероприятий на лыжах.

Большинство учащихся на вопрос о том, почему они не принимают участие в подобных мероприятиях ответили, что у них нет для этого подходящей компании друзей.

Относительно положительного эффекта проведения массовых мероприятий на лыжах (рис.1) большинство опрошенных считает, что это – оздоровительный эффект – 95% родителей и 92% детей; 60% родителей считают, что такие мероприятия оказывают положительное влияние в плане желания их участников записаться в секцию лыжного спорта, среди школьников такого мнения придерживаются лишь 37% опрошенных; наконец мнения о том, что подобные мероприятия стимулируют к самостоятельным занятиям лыжным спортом придерживаются 50% родителей и лишь 27% учащихся.

 Полученные результаты показывают то, что большая часть опрошенных положительно относиться к использованию массовых мероприятий на лыжах, но так же выяснилось то, что существует много проблем.  Одна, из которых нехватка знаний и опыта в области участия, организации и проведения таких мероприятий.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения дополнительных занятий, мероприятий, направленных на повышение знаний, умений и навыков в организации мероприятий и походов, связанных с лыжным спортом.

3.2. Динамика показателей функционального состояния учащихся 10-11 классов и родителей при проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах

Для выполнения четвертой задачи исследования был проведен педагогический эксперимент.

Полученные в начале педагогического эксперимента данные в контрольной группе по всем трем тестам, характеризующим различные проявления функционального состояния обследуемых и значение которых, как предполагалось, будет изменяться, в ходе участия в активных мероприятиях на лыжах, объективно отражая  их эффективность, приведены по подгруппам  в таблицах 3.1.-3.3.

Таблица 3.1.

Динамика показателей функционального состояния в контрольной группе (мужчины)

Инициалы

Вид теста

Ортостатич. проба(пульс уд.)

Тест Купера (км)

ЧСС в покое за мин. (уд)

до

после

до

после

до

после

Антонов Георгий

10

10

2,6

2,6

58

57

Герасимов Игорь

12

11

2,8

2,8

60

60

Зубов Глеб

8

8

2,7

2,7

62

59

Любимов Алексей

9

9

2,4

2,4

60

60

Морозов Сергей

12

12

2,5

2,6

57

56

Суслов Борис

11

10

2,6

2,5

63

63

Среднее

10,25

10,00

2,58

2,58

59,88

59,00


Таблица 3.2

Динамика показателей функционального состояния в контрольной группе (женщины)

Инициалы

Вид теста

Ортостатич. проба(пульс уд.)

Тест Купера (км)

ЧСС в покое за мин. (уд)

до

после

до

после

до

после

Антонова Мария

14

14

2,5

2,5

72

72

Герасимова Инна

15

15

2,4

2,4

70

70

Зубова Анна

12

12

1,9

2,0

74

74

Орлова Карина

10

10

2,2

2,2

75

75

Любимова Диана

16

16

2,0

2,0

72

72

Суслова Дария

15

15

2,4

2,4

80

80

Среднее

13,38

13,25

2,19

2,20

75

75

Таблица 3.3

Динамика показателей функционального состояния в контрольной группе (дети)

Имя школьника

Вид теста

Ортостатич. проба(пульс уд.)

Тест Купера (км)

ЧСС в покое за мин. (уд)

до

после

до

после

до

после

Лидия

14

13

1,8

1,9

73

73

Миша

15

15

1,6

1,7

80

80

Мария

14

14

2,1

2,1

75

75

Андрей

13

13

2,3

2,3

79

79

Сергей

12

12

2,0

2,0

72

72

Василий

18

18

2,5

2,8

74

74

Николай

12

12

2,1

2,1

70

70

Анна

14

14

1,9

1,9

78

78

Евгения

11

10

2,0

2,1

70

70

Алексей

14

14

2,0

2,1

75

75

Среднее

13,63

13,38

2,03

2,10

74,50

74,50

Таблица 3.4

Динамика показателей функционального состояния в экспериментальной группе (мужчины)

Инициалы

Вид теста

Ортостатич. проба(пульс уд.)

Тест Купера (км)

ЧСС в покое за мин. (уд)

до

после

до

после

до

после

Антипин Игорь

9

8

2,6

2,7

59

58

Глухов Сергей

11

10

2,5

2,6

57

55

Глинков Дмитрий

11

10

2,6

2,6

57

56

Цыкал Андрей

11

10

2,4

2,6

60

59

Клопов Алексей

12

11

2,3

2,4

64

63

Федотов Игорь

10

9

2,5

2,7

62

60

Среднее

10,50

9,63

2,51

2,64

59,88

58,38

Таблица 3.5

Динамика показателей функционального состояния в экспериментальной группе (женщины)

Инициалы

Вид теста

Ортостатич. Проба (пульс уд.)

Тест Купера (км)

ЧСС в покое за мин. (уд)

до

после

до

после

до

после

Волкова Олеся

12

11

1,9

2,0

70

69

Ишкова Ольга

10

9

2,0

2,1

82

81

Марк Валерия

16

14

1,9

1,9

80

80

Мухина Мария

15

14

2,3

2,4

72

70

Власова Ксения

12

11

2,0

2,2

71

70

Носова Людмила

11

11

2,4

2,5

75

74

Среднее

12,88

11,75

2,11

2,21

75,50

74,50

Таблица 3.6

Динамика показателей функционального состояния в экспериментальной группе (дети)

Имя школьника

Вид теста

Ортостатич. проба(пульс уд.)

Тест Купера (км)

ЧСС в покое за мин. (уд)

до

после

до

после

до

после

Максим

13

12

1,8

1,9

70

68

Алексей

15

14

1,9

2,1

74

72

Наталья

14

13

2,3

2,4

72

72

Руслан

15

14

2,1

2,2

75

74

Кристина

17

16

2,6

2,8

78

77

Лариса

14

14

2,2

2,2

80

79

Олег

17

16

1,7

1,9

73

71

Михаил

15

14

2,1

2,2

75

74

Василий

10

10

2,3

2,5

80

80

Павел

18

16

2,0

2,1

72

71

Среднее

14,75

13,88

2,1

2,24

74,88

73,75

Полученные в начале педагогического эксперимента  данные в экспериментальной группе по всем трем тестам, по всем трем подгруппам которые, как предполагалось,  будут также изменяться,  отражая эффективность массовых мероприятий на лыжах приведены в таблицах 3.4.-3.6.

Результаты говорят о том, что во всех подгруппах контрольной группы по всем тестам наблюдается незначительное улучшение, или же они остаются на том же уровне, в то время как во всех подгруппах  экспериментальной группы (мужчины, женщины, дети) улучшения по всем тестам более значительные.


В графическом виде динамика исследуемых показателей отражена на рисунках 1-3.

Рис. 1 . Динамика результатов по тесту ортостатической пробы у всех участников эксперимента в группе где проводились  массовые мероприятия на лыжах и в контрольной группе

Рис. 2.  Динамика результатов по тесту Купера у всех участников эксперимента в группе где проводились  массовые мероприятия на лыжах и в контрольной группе 

Полученные по двум тестам результаты показывают, что в каждой из исследуемых подгрупп изменения, произошедшие в экспериментальных группах, более существенные чем изменения произошедшие в контрольных группах.

Рис. 3. Динамика результатов по ЧСС в состоянии покоя у всех участников эксперимента в группе где проводились  массовые мероприятия на лыжах и в контрольной группе

Из результатов следует, что для разных групп – экспериментальной и контрольной  характерна разная изменчивость большинства показателей функционального состояния в процессе эксперимента.

В экспериментальной группе как у мужчин и женщин, так и у самих учащихся имеет место рост показателей, характеризующих функциональное состояние обследуемых от начала к концу педагогического эксперимента, а в контрольной группе этот рост или отсутствует или, когда он наблюдается, (в подгруппе детей), то имеет меньшее значение. Прирост уровня функционального состояния у школьников   можно объяснить их естественным  развитием и некоторой эффективностью активного отдыха.

3.3. Анализ полученных результатов

Из полученных данных следует,  что в экспериментальной  группе в результате применения экспериментальной программы, предполагавшей участие за месяц в трех массовых мероприятиях на лыжах,  функциональное состояние,  по всем подгруппам участников эксперимента (родители (мужчины и женщины), сами учащиеся) улучшилось,  в то время как в контрольной группе достоверных улучшений результатов тестов не выявлено.

Приведенные результаты говорят об эффективности проведения массовых мероприятиях на лыжах.

Таким образом, в ходе настоящего исследования были изучены сначала теоретические аспекты проведения массовых мероприятий на лыжах, затем было установлено положительное мнение как учащихся так и их родителей относительно этих мероприятий, а также проблемы, мешающие приобщению к ним. Полученные данные послужили основанием для разработки экспериментальной программы мероприятий.

На практическом этапе исследования указанная программа мероприятий была реализована, при этом изучалась динамика функционального состояния ее участников – школьников и их родителей.

Полученные результаты позволяют  утверждать, что проведение массовых мероприятиях на лыжах способствует  оптимизации функционального состояния участников – школьников, а также (в случае, когда в мероприятиях принимают участие их родители) – взрослых участников.

Указанные факты говорят о  решении задач исследования, достижения его цели, а гипотезу  исследования позволяют считать подтвержденной.


ВЫВОДЫ

  1. Установлено, что массовые физкультурно-спортивные мероприятия на лыжах для школьников 10-11 классов, могут содержать в своей структуре, как элементы спортивного праздника, так и двигательную активность на природе (что обеспечивает воздействие на школьников оздоровительных сил природы), должны быть организованы на принципах добровольности и самостоятельности, соответствовать основным принципам проведения подобных мероприятий и обеспечивать здоровье сбережение и пропаганду здорового образа жизни школьников.
  2. Определено, что относительно положительного эффекта проведения массовых мероприятий на лыжах большинство опрошенных школьников и их родителей считает, что это – оздоровительный эффект – (95% родителей и 92% школьников); 60% родителей считают, что такие мероприятия оказывают положительное влияние в плане желания их участников записаться в секцию лыжного спорта, среди школьников такого мнения придерживаются лишь 37% опрошенных; мнения о том, что подобные мероприятия стимулируют к самостоятельным занятиям лыжным спортом придерживаются 50% родителей и лишь 27% учащихся.
  3. Выявлено, что участие в массовых мероприятиях на лыжах оказалось более эффективным, чем другие виды  активного отдыха, средством оздоровления и повышения уровня функционального состояния, что проявилось в достоверном увеличении показателей функционального состояния участников мероприятий – школьников 10-11 классов и их родителей (мужчин, женщин) по тестам Купера, ортостатической пробе, ЧСС в состоянии покоя.


Практические рекомендации

Рекомендуется при организации проведения массовых мероприятий на лыжах, учитывать, что развитию этого вида деятельности мешают несколько факторов, в том числе – отсутствие специальных знаний, специальных видов подготовки, недостаток друзей и единомышленников.

При организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий на лыжах рекомендуется соблюдать принципы постепенности, последовательности, соразмерности нагрузок, учета возрастных особенностей занимающихся, принципа развивающего обучения.

Значительные нагрузки должны предваряться менее большими по величине; при проведении лыжных походов, взаимодействие их участников  должно отрабатываться заранее, также должны заранее решаться  организационные и технические вопросы проведения подобных мероприятий.

Рекомендуется проводить проверку функционального состояния занимающихся при проведении массовых мероприятий на лыжах, особенно если эти мероприятия связаны с лыжными походами, а также контролировать физическую нагрузку и реакцию организма участников на эту нагрузку.


 Список литературы

  1. Балабин, М.А. Туристская секция коллектива физической культуры. /М.А. Балабин -М., – 1988 -220с.
  2. Бахмудов, Б.М. Физическая культура как средство профилактики негативных явлений и формирования здорового образа жизни: автореф. дисс… канд. пед наук /Б.М. Бахмудов - М., 1988 - с.4-6
  3. Безопасность жизнедеятельности. Абрамов В.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2013. - 365 с.
  4.  Болотов, Г.П. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Книга 1 /Г.П. Болотов - М.: Школьная Пресса, 2005 - 159 с.
  5. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. /Я.С. Вайнбаум - М: Просвещение, 1991. - с.20-21
  6. Верзилина, Н.А. Воспитательная деятельность педагога- организатора физкультурно- оздоровительной и спортивно- массовой работы с детьми и подростками по месту жительства: автореф. дисс. … канд. пед наук /Н.А. Верзилина - Киев КГИФК, 1983- с.5
  7. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. /Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец - М.: Физкультура и спорт., 1985- с.120-122
  8. Виноградов, Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации/ Автореф. дисс. доктора пед. наук. /Г.П. Виноградов С-ПбГАФК им П.Ф. Лесгафта , 1998-40 с.
  9. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе. /В.А. Вишневский –М.: Теория и практика физической культуры, 2010 -270с.
  10. Ганапольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование. /В.И. Ганапольский М., – 1987 -250с.
  11. Ганичев, А. А. Учет представления школьников о здоровом образе жизни в планировании внеклассной работы. /А.А. Ганичев // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки) С.27-31
  12. Данилина, Л.Н. Возрастная и педагогическая психология // В кн.: Психология: Учебн. для ин-тов физ. Культуры. /Л.Н. Данилина / под ред. В.М. Мельникова-М: Физкультура и спорт, 1987- 120-134с.
  13. Демчук, К.Б. Организация и проведение спортивных мероприятий: методическое пособие. /К.Б. Демчук, О.Н. Костюкова, Т.М. Болгарчук, В.В. Игнатенков – Краснодар, 2010. – 52 с.
  14. Едигарян, В.Г. Планирование развития физической культуры и спорта среди учащихся школьного возраста: автореф. дисс…. канд. пед наук. /В.Д. Едигарян - М.:,1971- с.10
  15. Завьялов, Л.К. Физическое воспитание школьников. /Л.К. Завьялов  /В кн. Теория и методики физического воспитания Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. ин-тов под ред. Ашмарина Б.А. - М. Просвещение, 1990, с.180-250
  16. Зубко, Е.А. Социально- педагогические аспекты деятельности детских спортивных организаций: автореф. дисс. канд. пед. наук /Е.А. Зубко - М.: ЦИФК,1990-  с.8-11
  17. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников III-IV курсов пед. ин-тов. /Т.Н. Калечиц  -М.: Просвещение, 1980. -87с.
  18. Капланский, В.Е. На лыжах в выходной. /В.Е. Капланский -М., – 1985 -120с.
  19. Коротов, В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования. /В.М. Коротов //Педагогика  №5, 1997. С.20-23
  20. Круцевич, Т.Ю. Методика занятий оздоровительным бегом в процессе физического воспитания школьников 14-15 лет. /Т.Ю. Круцевич, В.П. Кривцов //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков, 2001№4 С.120-125
  21. Круцевич, Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. /Т.Ю. Круцевич - К.: Олимпийская литература, 1999. - с.120
  22. Кудашов, В.Ф. Организация спортивно-зрелищных мероприятий и соревнований - одна из основных функций в работе спортивного сооружения. /В.Ф. Кудашов // Современный спорт: сооружения, индустрия, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции; Федеральное агентство по физической культуре и спорту; СПб ГУФК им.П. Ф Лесгафта. - СПб., 2005, С.45 - 50
  23. Курамшин, Ю.Ф.  Теория и методика физической культуры:  учебник. /Ю.Ф. Курамшин   - 4-е изд., стер. - М.: Советский спорт, 2010. 464с.
  24. Левин, М.В. И пришел на стадион праздник. - М.: Просвещение, 1998 - 205 с.
  25. Лекарев, В.С. Подготовка преподавателей- организаторов физкультурно- оздоровительной работы и туризма к воспитательной работе с подростками по месту жительства: автореф. дисс…. канд. пед наук /В.С. Лекарев - Л.: ГДОИФК, 1991- с.10
  26. Мальцев, А.И.  Сценарии спортивных праздников в школе. - М. Феникс - 2005 - 219 с.
  27. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. Культуры. /Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт., 1991- с.343-356.
  28. Матов, В.В. Неотложные задачи ЦНИИМСа в развитии отечественной оздоровительной  физической культуры. /В.В. Матов // Теория и практика физической культуры-1988 №2-с.2-4.
  29. Михеев, А.И. Формирование интересов к спорту у педагогически запущенных подростков: автореф. дисс….канд. пед. наук /А.И. Михеев - Л.:, 1969-с.8
  30. Муравов, И.В. Методологические вопросы соотношения спорта и здоровья. /И.В. Муравов // Теория и практика физической культуры-1988 №1-с.27-29.
  31. Наклонов, Ю.И. Режиссура спортивно-художественных представлений, показательных выступлений и праздников. Глава 16. /Ю.И. Наклонов, И.В. Быстрова, В.Ф. Кудашов // Художественная гимнастика: учебник под общей редакцией профессора Л.А. Карпенко /Всерос. федерация худож. гимнастики; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - М., 2003, С.267 - 280.
  32. Петров, Б.Н. Массовые спортивно - художественные представления. - М.: "Спорт Академ Пресс", 2001 - 256 с.
  33. Платонов, В. Н. Современная спортивная тренировка. /В.Н. Платонов -Киев: Здоровья, 1980. 336 с.
  34. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М. : Academia, 2002. – 453 с.
  35. Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища. - М.: Советский спорт, 1977 - 187 с.
  36. Сергеев, В.Н. Связь активного двигательного режима студентов с показателями их учебной и трудовой деятельности: автореф. дисс...канд. пед. наук /В.Н. Сергеев М., 1974-18с.
  37. Симаков, В.И. Туристские походы выходного дня. /В.И. Симаков  -М., – 1984 -120с.
  38. Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. /Н.В. Сократов – Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2006. – 364 с.
  39. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001- с.320-325
  40. Стамбулова, Н.Б. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания : метод. указания /  Н.Б. Стамбулова ; Гос. ордена Ленина и ордена Крас. Знамени ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1988. - 40 с.
  41. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972 гг. Сборник. М., Искусство, 1976, с.61
  42. Трофимова, Л.П. Оздоровительная физическая культура: Учебное пособие/ Л.П. Трофимова С-ПбГАФК им П.Ф. Лесгафта  СПб, 2001- 120 с.
  43. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - М.: Просвещение, 1996 - 189 с.
  44. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм. /Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков, -М.: Советский спорт., 2002-364с.
  45. Федякин, А.А. Теоретико-методологические основы оздоровительного туризма: автореф. дисс...докт. пед. наук /А.А. Федякин -Майкоп:, 2000-47с.
  46. Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Краснодар: КГАФК, «Типография «Юг-Просвещение», 2001. – 91 с.
  47. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.
  48. Шитикова, Г.Ф. Физическая культура в воспитании детей школьного возраста /Г.Ф. Шитикова /В кн. Теория и методика физической культуры:   учебник /под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд., стер. - М.: Советский спорт, 2010. с.236-274
  49. Щуркова, Н. Новые формы воспитательной работы. /Н. Щуркова //Педагогика, №4, 1994. С.18-21

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ проводит исследование на тему «Организация и проведение массовых мероприятий на лыжах с учащимися 10-11 классов» Просим Вас ответить на нижеизложенные вопросы.

Заранее благодарим Вас.

Ваше имя (не обязательно)__________

Ваш возраст____________

Ваша профессия (для родителей)__________________

Как вы относитесь к массовым спортивным мероприятиям на лыжах?

Выделите правильный ответ

Скорее положительно

Затрудняюсь ответить

Скорее отрицательно

Готовы ли вы участвовать в таких мероприятиях?

Выделите правильный ответ

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

Если «нет», то укажите причину

_____________________________________________________________

Массовые спортивные мероприятия на лыжах способствуют физическому развитию, восстановлению сил.

Выделите правильный ответ

Скорее «да»

Затрудняюсь ответить

Скорее «нет»

Массовые спортивные мероприятия на лыжах способствуют повышению желания заниматься лыжным спортом в спортивной секции

Выделите правильный ответ

Скорее «да»

Затрудняюсь ответить

Скорее «нет»

Массовые спортивные мероприятия на лыжах способствуют повышению желания самостоятельно заниматься лыжными прогулками и походами

Выделите правильный ответ

Скорее «да»

Затрудняюсь ответить

Скорее «нет»

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО


Приложение 2

Программа патриотического физкультурно-спортивного лыжного праздника с лыжным походом

Время проведения: 29 января 2017 года

Контингент участников: учащиеся 10-11 классов и их родители.

Место проведения: у мемориала «Январский гром» в Ломоносовском районе Ленинградской области.

Задачи мероприятия:

  • Способствование развитию физических качеств и уровня функционального состояния;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Воспитание патриотизма;
  • Формирование социальных навыков;
  • Формирование экологического сознания и навыков действий в природной среде;
  • Организация досуга, формирование навыков лыжного туризма

Описание: физкультурно-спортивный праздник приурочен к военно-исторической реконструкции «В полосе прорыва», посвященной победным боям 1944 года и освобождению осажденного города от немецко-фашистской Блокады. В ходе проведения мероприятия запланирован лыжный поход по маршруту : Петровское - Порожки – Горлово – Порожки (15 км.) с просмотром интерактивной выставки военной техники, военно-исторической реконструкции «В полосе прорыва», а также с  2-мя привалами и обедом.

План

10.00. – вводный инструктаж, проверка инвентаря, начало похода.

10.30 – проверка и оценивание различных лыжных ходов.

11.00. – привал, разведение костра.

12.00 – обед, осмотр интерактивной выставки военной техники

13.00. – проведение игр и конкурсов.

14.00 – просмотр военно-исторической реконструкции «В полосе прорыва»

15.00. – продолжение похода

16.00 – привал, разведение костра, установка палатки.

17.00 – окончание похода.


Приложение 3

Нормативы по тесту Купера

Возраст

Очень

хороший

Хороший

Средний

Низкий

Очень

низкий

15-16

М

2900+ m

2500 - 2900 m

2300 - 2499 m

2200 - 2299 m

2200- m

Ж

2100+ m

2000 - 2100 m

1700 - 1999 m

1600 - 1699 m

1600- m

17-20

М

3000+ m

2700 - 3000 m

2500 - 2699 m

2300 - 2499 m

2300-m

Ж

2300+ m

2100 - 2300 m

1900 - 2099 m

1700 - 1799 m

1700- m


[1] Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников III-IV курсов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1980. -87с

[2] Калечиц Т.Н. Указ. соч. С.35        

[3] Ганичев А. А. Учет представления школьников о здоровом образе жизни в планировании внеклассной работы. // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки) С.27-31

[4] Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. //Педагогика, №4, 1994. С.18-21

[5] Коротов, В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования. //Педагогика  №5, 1997. С.20-23

[6] Калечиц Т.Н. Указ. соч. С.36

[7] Калечиц Т.Н. Указ. соч. С.37

[8] Шитикова Г.Ф. Физическая культура в воспитании детей школьного возраста. /В кн. Теория и методика физической культуры:   учебник /под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд., стер. - М.: Советский спорт, 2010. с.236-274

[9] Шитикова Г.Ф. Там же

[10] Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. – Оренбург: Изд-во ОПТУ , 2006. – 364 с.

[11] Безопасность жизнедеятельности. Абрамов В.В. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2013. - 365 с.

[12] Там же.

[13] Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 (в ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011

[14] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология: общая, спортивная, возрастная: Учебник. -М.: Терра-Спорт, 2001-140-142 с.)

[15] Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Academia, 2002. – 453 с.

[16] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Там же.

[17] Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.

[18] Стамбулова Н.Б. Возрастные психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания : метод. указания; Гос. ордена Ленина и ордена Крас. Знамени ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1988. - 40 с.

[19] Данилина Л.Н. Возрастная и педагогическая психология // В кн.: Психология: Учебн. для ин-тов физ. культуры. / под ред. В.М. Мельникова-М: Физкультура и спорт, 1987- 120-134с.

[20] Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Краснодар: КГАФК, «Типография «Юг-Просвещение», 2001. – 91 с.

[21] Демчук К.Б., Костюкова О.Н., Болгарчук Т.М., Игнатенков В.В. Организация и проведение спортивных мероприятий: методическое пособие. – Краснодар, 2010. – 52 с.

[22] Муравов И.В. Методологические вопросы соотношения спорта и здоровья. // Теория и практика физической культуры-1988 №1-с.27-29.

[23] Матов, В.В. Неотложные задачи ЦНИИМСа в развитии отечественной оздоровительной  физической культуры. /В.В. Матов // Теория и практика физической культуры-1988 №2-с.2-4.

[24] Виноградов, Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации/ Автореф. дисс. доктора пед. наук. /Г.П. Виноградов С-ПбГАФК им П.Ф. Лесгафта , 1998-40 с.

[25] Трофимова, Л.П. Оздоровительная физическая культура: Учебное пособие/ Л.П. Трофимова С-ПбГАФК им П.Ф. Лесгафта  СПб, 2001- 120 с.

[26] Курамшин Ю.Ф.  Теория и методика физической культуры:  учебник  - 4-е изд., стер. - М.: Советский спорт, 2010. 464с.

[27] Балабин М.А. Туристская секция коллектива физической культуры.  -М., – 1988 -220с.

[28] Симаков В.И. Туристские походы выходного дня. -М., – 1984 -120с.

[29] Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм. -М.: Советский спорт., 2002-364с.

[30] Федякин А.А. Теоретико-методологические основы оздоровительного туризма: автореф. дисс...докт. пед. наук -Майкоп:, 2000-47с.

[31] Капланский В.Е. На лыжах в выходной. -М., – 1985 -120с.

[32] Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М: Просвещение, 1991. - с.20-21

[33] Верзилина Н.А. Воспитательная деятельность педагога- организатора физкультурно- оздоровительной и спортивно- массовой работы с детьми и подростками по месту жительства: автореф. дисс. … канд. пед наук - Киев КГИФК, 1983- с.5

[34] Вилькин Я.Р., Каневец Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. - М.: Физкультура и спорт., 1985- с.120-122

[35] Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе.–М.: Теория и практика физической культуры, 2010 -270с.

[36] Наклонов Ю.И., Быстрова И.В., Кудашов В.Ф. Режиссура спортивно-художественных представлений, показательных выступлений и праздников. Всерос. федерация худож. гимнастики; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - М., 2003, С.267 - 280.

[37] Левин М.В. И пришел на стадион праздник. - М.: Просвещение, 1998 - 205 с.

[38] Кудашов В.Ф. Организация спортивно-зрелищных мероприятий и соревнований - одна из основных функций в работе спортивного сооружения // Современный спорт: сооружения, индустрия, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции; Федеральное агентство по физической культуре и спорту; СПб ГУФК им.П. Ф Лесгафта. - СПб., 2005, С.45 – 50.

[39] Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища. - М.: Советский спорт, 1977 - 187 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные методологические подходы к организации и проведению массовых мероприятий в образовательных учреждениях"

Тематика городских семинаров по теме "Организационно- массовая работа". План работы....

Организация и проведение массовых мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни и физической культуры

Текст лекции подготовлен: Третьякова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионал...

Подготовка, организация и проведение массовых мероприятий

Дети с особыми образовательными потребностями –дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.Потребность в д...

Документы по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий

Документы по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ по организации досуговых и воспитательных мероприятий по месту жительства, используя формы проведения массовых мероприятий.

В условиях крупных социально-экономических и политических, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм ор...

Участие в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках основной образовательной программы обр.орг

Участие в организации и проведении массовых мероприятий с обучающимися/ воспитанниками в рамках основной образовательной программы обр.орг[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19662253","...

Методическая статья "Организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий" - Всероссийская очная конференцмя "Педагог 21 века"

Различные стороны физкультурно-спортивной жизни учащейся молодежи нуждаются в положительных изменениях, дающих возможность усилить интерес к занятиям физической культурой и спортом, что будет в значит...