Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
статья по физкультуре
Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 сл. Б-Орловка
Д О К Л А Д
Учитель: Белогубов Николай Юрьевич
2015
Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
- Введение
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.
За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь, это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения.
Российские спортсмены достойно представляют нашу страну на крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Российская Федерация становится все более привлекательной для проведения крупнейших международных спортивных мероприятий.
Вместе с тем, исходя из задач по повышению вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны, необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. Две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, да что там — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих.
Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и дети. Однако начнут внедрение именно в системе общего образования.
Настоящий проект «Система внедрения ГТО в образовательном учреждении» содержит актуальность выбранной темы, цели и задачи, анализ ситуации и желаемых результатов, проектное решение, оценку необходимых для реализации проекта ресурсов, описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов снижения.
Проект является практически значимым для систем образования регионального, муниципального уровней. Идея проекта состоит в получении адаптированной к веяниям времени системы внедрения комплекса ГТО, рекомендаций по ее реализации, а также возможности реализации данного проекта в любом образовательном учреждении, находящемся на территории Российской Федерации.
Актуальность выбранной темы
Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и патриотизма нации.
По результатам последних исследований всероссийской диспансеризации, доля здоровых детей снизилась с 45% до 34 %, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Были отмечены ухудшения показателей физического развития: дефицит массы тела стал выявляться в три раза чаще, снизились функциональные возможности организма. Значительную роль в ухудшении физического состояния, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни. Особую тревогу вызывает то, что проводимые исследования показывают высокую степень распространения вредных привычек среди детей и подростков. При этом, по мнению экспертов занятия спортом с раннего возраста формируют к двенадцати годам стойкое неприятие вредных привычек.
Проект ГТО призван решить ряд ключевых проблем, среди которых:
- отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения;
- недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
- здоровый образ жизни не стал нормой для большинства обучающихся;
- недостаточная работа по пропаганде ценностей физкультуры и спорта в средствах массовой информации.
Основная часть
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании, как институте социализации личности. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. Ориентация на Спортивно-оздоровительный аспект в обучении, являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценность человека. Именно в школьном возрасте закладываются основы оздоровительного мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья.
Забота о здоровье учащихся- обязанность каждой школы, каждого учителя Учитель может сделать
для сохранения
и укрепления здоровья школьников
больше, чем врач!
Спортивно-оздоровительный аспект-это качественная составляющая любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья
Под Спортивно-оздоровительным аспектом понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Спортивно-оздоровительный аспект -это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.
Цель Спортивно-оздоровительной педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить, о реализации в школе, Спортивно-оздоровительного аспекта и результатом их внедрения, будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.
На уроках физической культуры Спортивно-оздоровительный аспект – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата.
Традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем. При отсутствии же подобных условий программа становится в полной мере невыполнимой и преподаватель физической культуры всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в программе нормативы, то есть фактически переносит бремя ответственности за эффективность физического воспитания с себя на учеников. Более того, учитывая сложившиеся в нашем образовании отношение к нормативам, ориентированным на «среднего» ученика, сами по себе они в нынешней интерпретации являются важнейшим фактором не воспитания у учеников физической культуры, а отчуждения от неё. Вместе с тем, решение этого вопроса, причем на основе индивидуальных ориентиров, не вызывает никаких принципиальных трудностей.
Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:
- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни
- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования.
- формировать ценностное отношение к своему здоровью.
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Поставленные задачи решаются через:
1) совершенствование методики проведения урока,
2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,
3) коррекцию занятий школьников на основе диагностики развития, способностей и природных задатков,
- мотивацию школьников к учению.
Деятельность учителя для реализации Спортивно-оздоровительный аспекта на уроках физической культуры, должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость для укрепления здоровья имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.
Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ.
На некоторых уроках использовать вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «спортивного оздоровления»:
1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?
3.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.
4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
5.Как правильно дышать:
— ртом
— носом
Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья.
Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Это особенно важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.
Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем, заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.
Основными проблемами можно считать следующие:
1. Низкий авторитет предмета
2. Слабая материально-техническая база
3. Перегруженность залов.
4. не хватка специалистов, особенно сельской местности.
Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в школе, соединяющий в одно целое уроки физкультуры и спортивные внеклассные мероприятия.
Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной медицинской группе и подготовительной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки.
С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности надо проводить на свежем воздухе. Все уроки должны иметь высокую моторную плотность. На уроках использовать фронтальный и групповой методы. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока необходимо располагать в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах.
Широко использовать различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применять мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
По отдельным разделам программы можно использовать карточки с упражнениями трех степеней трудности. Если ученик недостаточно хорошо выполняет то или иное упражнение, он получает карточку-задание с коэффициентом трудности «1», с указанием срока для выполнения. По окончании указанного срока учащийся обязан сдать учебный норматив или выполнить разученное упражнение. После этого он получает карточку с коэффициентом «2», а после выполнения и этого задания – карточку с коэффициентом «3». Кроме того, карточки могут быть с моделями движений и описанием порядка выполнения различных упражнений из всех разделов учебной программы. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Что касается спортивного оздоровления, то на уроках с соответствующим содержанием надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучать самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета «Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем.
Для обеспечения эффективного спортивно-оздоровительного процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать Спортивно-оздоровительный аспект с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей. Исходная позиция – каждый ученик индивидуальность. Ученик - субъект своего образования.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся. Основные современные требования к уроку с комплексом Спортивно-оздоровительного аспекта: - рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; - в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; - количество видов учебной деятельности должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; - в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; - в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); - обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); - должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; - необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся; - необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; - на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; - нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; - необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах спортивного оздоровления , в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей,любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы Спортивно-оздоровительного аспекта при организации учебно-воспитательного процесса.
На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации спортивно-оздоровительных факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. А если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха.
Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры могут быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях. Освещение и характеристика воздуха в спортивном зале, температурный режим. Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами.
Заключительная часть.
Примерная реализация спортивно-оздоровительной концепции в рамках комплекса ГТО на один год
Дата | Мероприятия | Ответственные |
сентябрь | Организация питание школьников | Администрации школы |
1 четверть | Медосмотр учащихся Ознакомление с нормативами комплекса ГТО | Врачи учителя физкультуры |
В течение года | Диспансеризация учащихся | Врачи |
В течение года | Организация и проведение утренней зарядки | Классные руководители, учителя физкультуры |
В течение года | Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся | Учителя физической культуры |
Сентябрь | Организация работы спортивных секций: - баскетбол; -теннис; - футбол; - шахматы | Учителя физической культуры |
Сентябрь | Классные часы «Здоровые дети в здоровой семье» - Спортивно – патриотическая игра «Зарница» -Всероссийский день Бегуна «Кросс наций» « Школа здоровья» -Тренинг профилактики наркомании у детей и подростков « Наркотики в современном мире» Всемирный день туризма «Спорт и я – лучшие друзья!» Сдача нормативов ГТО | Учителя физической культуры Организатор |
В течение года | Ведение курса ОБЖ в 5-9 классах Сдача нормативов ГТО | Учителя ОБЖ |
В течение года | Включение физкультурно-оздоровительных мероприятий в план работы Сдача нормативов ГТО | Педагог - организатор |
В течение года | Организация и проведение соревновании по: - по футболу -по шахматам - мини-футболу - настольному теннису - по легкой атлетике Сдача нормативов ГТО | Учителя физической культуры |
Октябрь | Школьные олимпийские игры Соревнования по шахматам Сдача нормативов ГТО | Учителя физкультуры |
Ноябрь | Спортивные соревнования « Марафон здоровья» Соревнования по шахматам Сдача нормативов ГТО | Учителя физкультуры |
Декабрь | Час общения « Не переступи черту -СПИД» Ролевая игра « Здоровье – это жизнь» -Соревнования по мини – футболу Сдача нормативов ГТО | Организатор, Учителя физкультуры |
Январь | Олимпийские искорки Соревнования по баскетболу Сдача нормативов ГТО | Кл.рук. 1-9 кл., Учителя физической культуры |
Февраль | -Соревнования по мини - футболу - Дискуссия « Живи стильно, но не рискуй по глупости» (вредные привычки) Сдача нормативов ГТО | Учителя физической культуры Организатор, |
Март | -Классные часы « Ваше здоровье в ваших руках» -Беседа « Безвредного табака не бывает» Соревнования по гандболу Сдача нормативов ГТО | Классные руководители |
Апрель - май | Подведение итогов года, награждение победителей и обучающихся сдавших нормативы. | Учителя физической культуры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский тимбилдинг на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Как сдружить одноклассников - эта проблема волнует и классных руководителей, и учителей, и родителей. Учителям с дружным классом работать легче, детям в дружном классе приятнее учиться. Для того, чтоб...
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
методический опыт...
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
Методический опыт...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современной школе необходимо применять и современный подход, идти в ногу со временем, поэтому актуально использовать новые технологии к обучению...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доклад подготовлен для выступления на краевом фестивале "Инновационный поиск 2013 г"...
Программа самообразования: «Личностно - ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
Представлена программа самообразования учителя физической культуры...
Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. 1. ВведениеРазвитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая соци...