Рабочая программа секции
учебно-методическое пособие по физкультуре
Рабочая программа секции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_sektsiyam-belogubov_n.yu_._2018-2019_uchebnyy_god.rar | 96.8 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
- Рабочая программа дополнительного образования учащихся, секция «Волейбол, баскетбол» 5 – 11 класс.
- Руководитель секции – Белогубов Н.Ю.
- Рабочая программа спортивного кружка для учащихся разработана на основе:
- Требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартом общего образования;
- действующими образовательными программами по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
- «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования »
4.1. Нормативная база: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
- Закон «Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации
- (Письмо Министерства спорта РФ от 12 мая 2014 г. N ВМ-04-10/2554 "О направлении Методических рекомендаций по организации спортивнойподготовки в Российской Федерации")
Поурочная программа составлена на основе образовательных стандартов, рассчитана на 2 час в неделю (70 часов) в младшей группе и на 2 час в неделю (70 часов) в старшей группенаправлена на обучение учащихся игре в волейбол и баскетбол.
Программа по волейболу и баскетболу соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры, раскрывает содержание деятельности спортивного кружка по обучению игре в волейбол и баскетбол.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементов техники и тактики игры в волейбол и баскетбол, развитию физических способностей, которые можно реально использовать в учебно-тренировочных занятиях в школьной спортивной секции по волейболу, баскетболу и в самостоятельных занятиях. Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.
В программе сделан акцент волейболе и баскетболе, чтобы привлечь интерес школьников. Волейбол и баскетбол представляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма. Спортивные секции являются основной и ведущей формой внеурочной деятельности учащихся.
Главными требованиями к проведению являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, формирование необходимых навыков в волейболе и баскетболе, достижение закаливающего эффекта, воспитание привычки заниматься самостоятельно физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся.
Данная программа построена на основе программы физического воспитания учащихся и программы по физической культуре для общеобразовательных школ.
При составлении программы учитывалось:
- предшествующий опыт работы в данном образовательном учреждении;
- является дополнением обязательного курса по физической культуре;
- опыт детей, полученный на занятиях в школе. Программа углубляет и расширяет эти знания и умения детей и дает специализированные знания и умения в области «волейбол» и «баскетбол»;
- содержание учебного материала подобрано в соответствии с возрастно-половыми особенностями каждого участника группы;
- материально-техническая оснащенность школы, на базе которой проводятся занятия по волейболу и баскетболу;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме недели физкультуры в школе, участия в спортивных и массовых мероприятиях школы и центра, города и республики.
В программу положены принципы:
- развивающего обучения и воспитания активного эстетического и нравственного отношения к физической культуре, как части общей культуры общества;
- преемственности, как потребности в физическом развитии, являющимся основой для интересной жизни, положительных эмоций, способствующей дальнейшему умственному и физическому развитию;
- совместной деятельности учителя и ученика;
- индивидуализации и дифференциации.
Игра в волейбол способствует развитию силы, ловкости, подвижности, быстроты реакций, ориентировки в "пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов.
Актуальность
В соответствии с законом «Об образовании» любая образовательная деятельность по учебным предметам вообще и физической культуре в частности должна осуществляться на основе образовательной программы, которая либо рекомендована соответствующими организациями, либо разработана специалистами образовательного учреждения.
Актуальность программы для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол и баскетбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Возникает необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях общеобразовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовки. Попытки найти образовательную программу по волейболу и баскетболу, подходящую для организации занятий в школьной секции, не увенчались успехом. Поэтому я разработал свой вариант. Кроме содержания программы, составил рабочие планы ее реализации.
Программа апробируется и позволяет не только добиваться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, формирования у них положительного интереса к физической культуре, но и получать высокие спортивные результаты. Команда школы является неоднократным призером районных соревнований по волейболу и баскетболу.
Предлагаемая программа содержит пояснительную записку, основные положения теоретической подготовки, физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, контрольные тесты.
Цель программы - углубленное обучение детей и подростков игре в волейбол и баскетбол в доступной для них форме.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- Укрепление физического и психологического здоровья.
- Улучшение физического развития.
- Развитие устойчивости организма к различным заболеваниям.
Образовательные:
- Совершенствовать координацию тела.
- Развитие физических качеств (ловкость, выносливость, прыгучесть и т.п).
- Формирование двигательных умений и навыков.
- Усвоение знаний о физическом воспитании.
Воспитательные:
- Выработка у учащихся привычки соблюдения режима.
- Воспитывать любовь к занятиям, спорту, интерес к результатам, достижениям спортсменов.
- Воспитывать положительные черты характера (организованность, дисциплинированность и т.д), нравственные качества (честность, справедливость), и волевые качества (смелость, решительность и т.д).
Исходя из основного принципа построения всей работы, в группах сохраняется тенденция универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся.
Обучающая направленность программы исходит из необходимости во всех возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основ техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достигнуть высокого уровня индивидуального мастерства и успешной его реализации в условиях игровой соревновательной деятельности.
Сформулированные цель и задачи отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовки обучающихся.
Основными методами обучения являются:
- слово: объяснение, описание, указание, распоряжение, команды;
- показ;
- предметный ориентир;
- игровой метод;
- коллективное обучение;
- работа в группах, парах, индивидуально;
- индивидуальные консультации.
В группу обучения игр волейбол и баскетбол набираются все желающие, имеющие медицинское разрешение от врача.
Занятия в рамках программы проводятся в форме тренировок, соревнований, товарищеских встреч.
Программа кружка «Волейбол и баскетбол» адресована:
детям – подросткам, обучающимся в 5-11-ых классах.
Количество обучаемых в секции 20 человек.
В состав секции включаются обучающиеся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции спортивных игр.
Сроки реализации: 2018-2019 учебный год.
Расписание занятий:
Вторник: 16.15 – 17.45 час (младшая группа)
17.50 – 19.15 час (старшая группа)
Формы занятий: учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, конкурсы, соревнования.
Методическое обеспечение реализации программы секций:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов под.ред. В.И Ляха
Раздел 3. Х-Х1 классы.
Часть I. п.1.4.2. Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)
Волейбол и баскетбол (юноши)
Часть III. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. Баскетбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации, 2008г.
Виды и формы контроля освоения программы
Возможность самостоятельно выполнять двигательные навыки.
- Учебная игра.
- Соревнования в школе.
- Участие в районных соревнованиях.
Условия реализации программы секции спортивных игр.
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу и баскетболу, пополнение материальной базы волейбольными и баскетбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортивных игр ;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования секции спортивных игр.
Формы и способы проверки результативности
Основной показатель работы секции по волейболу и баскетболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол и баскетбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Учащиеся должны знать и уметь:
- Применять технические и тактические примеры игры в волейбол и баскетбол.
-Применять участие в районных соревнованиях по волейболу и баскетболу.
Демонстрировать:
- Изученные элементы баскетбола и волейбола в двусторонней учебной игре;
- Взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
- Возрастную динамику физической подготовленности;
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в спорт зале, соответствующим требованиям Т.Б, пожарной безопасности, санитарным нормам.
Учебный кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться.
В наличии должна иметься аптечка.
Работа с родителями
1. Как привить любовь детям, к повседневным занятиям двигательным навыкам (беседа)
2.Проведение пропагандистских мероприятий, посвящённых комплексу ГТО в общеобразовательных организация.
III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Содержание курса младшей группы
Теоретические занятия – 18 ч.
Развитие волейбола и баскетбола в России. Зарождение баскетбола и волейбола в России.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Правила техники безопасности при проведении спортивных игр.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов и баскетболистов.
Практические занятия – 52 ч.
Общая физическая подготовка.
-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
-совершенствование навыков естественных видов движений;
Гимнастические упражнения.
- Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
- Упражнения для туловища и шеи.
- Упражнения для мышц ног и таза.
Подвижные игры.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении бросков мяча.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками:
- передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность, верхняя.
Нападающие удары: - из 2 и 4 зоны.
Броски мяча:штрафной бросок, броски со средних дистанций.
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки
Действия с мячом. Приём мяча. Блокирование. Отбор мяча. Перехват мяча.
Практические занятия по тактике нападения.
Индивидуальные действия.Групповые действия.Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. Индивидуальная защита.
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.Зонная защита.
Содержание курса старшей группы
Теоретические занятия – 18 ч.
Развитие волейбола и баскетбола в России. Проведение первых чемпионатов СССР. Выступление сборных СССР и России на олимпийских играх.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям. Правила техники безопасности при проведении спортивных игр.
Правила соревнований, их организация и проведение. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Судейские жесты (баскетбол и волейбол)
Практические занятия – 52 ч.
Общая физическая подготовка.
-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
-совершенствование навыков естественных видов движений;
- Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
- Упражнения для туловища и шеи.
- Упражнения для мышц ног и таза.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении бросков мяча.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - верхняя подача мяча на точность, подача в прыжке.
Нападающие удары,из 2, 3 и 4 зоны.
Броски мяча: штрафной бросок, броски со средних и дальних дистанций.
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки
Действия с мячом. Приём мяча. Блокирование. Отбор мяча. Перехват мяча.
Практические занятия по тактике нападения.
Индивидуальные действия.Групповые действия.Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).Индивидуальная защита.
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.Зонная защита.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Младшая группа
Старшая группа
№ | Тема | Количество часов | Содержание занятия | Дата проведения |
1 | Правила техники безопасности при проведении спортивных игр | 2 | Правила техники безопасности. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Передача мяча на месте, в движении. Учебная игра-баскетбол. | 04.09. |
2 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча | 2 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Передача мяча на месте, в движении, с различным отскоком, в парах, в тройках, крест накрест. Учебная игра-баскетбол. | 11.09. |
3 | Закрепление техники ведения мяча | 2 | Совершенствование техники ведения мяча, ведение мяча правой, левой рукой, финты. Учебная игра-баскетбол. | 18.09. |
4 | Проведение первых чемпионатов СССР | 2 | Проведение первых чемпионатов СССР. Выступление сборных СССР и России на олимпийских играх. Задачи развития массовой физической культуры.Учебная игра-баскетбол. | 25.09. |
5 | Закрепление техники штрафного броска | 2 | Совершенствование техники броска. Учебная игра-баскетбол. | 02.10. |
6 | Совершенствование техники штрафного броска | 2 | Совершенствование техники броска. Учебная игра-баскетбол. | 09.10. |
7 | Закрепление техники бросков со средней дистанции | 2 | Совершенствование техники бросков мяча. Броски после ведения мяча, бросок в кольцо после двух шагов с отскоком от щита. Учебная игра-баскетбол. | 16.10. |
8 | Совершенствование техники бросков со средней дистанции | 2 | Совершенствование техники бросков мяча. Броски после ведения мяча, бросок в кольцо после двух шагов с отскоком от щита, бросок после остановки. Учебная игра-баскетбол. | 23.10. |
9 | Разучивание техники бросков с дальней дистанции | 2 | Совершенствование техники бросков мяча. Броски после ведения мяча. Учебная игра-баскетбол. | 06.11. |
10 | Закрепление техники бросков с дальней дистанции | 2 | Совершенствование техники бросков мяча. Броски после ведения мяча. Учебная игра-баскетбол. | 13.11. |
11 | Совершенствование техники бросков с дальней дистанции. | 2 | Совершенствование техники бросков мяча. Броски после ведения мяча, бросок после остановки. Учебная игра-баскетбол. | 20.11. |
12 | Меры личной и общественной гигиены. | 2 | Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям.Учебная игра-баскетбол. | 27.11. |
13 | Совершенствование тактики игры в защите | 2 | Действия игрока в защите, борьба за отскок. Учебная игра-баскетбол. | 04.12. |
14 | Закрепление тактики игры в нападении | 2 | Действия игрока в защите, борьба за отскок, зонная защита, действия игрока в нападении. Учебная игра-баскетбол. | 11.12. |
15 | Понятия о методике судейства. Судейские жесты. | 2 | Роль соревнований в спортивной подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований. Судейские жесты.Учебная игра-баскетбол. | 18.12. |
16 | Разучивание техники зонной защиты | 2 | Действия игрока в защите, борьба за отскок, зонная защита, действия игрока в нападении, позиционное нападение, быстрые отрывы. Учебная игра-баскетбол. | 25.12. |
17 | Закрепление техники зонной защиты | 2 | Действия игрока в защите, борьба за отскок, зонная защита, действия игрока в нападении, позиционное нападение, быстрые отрывы. Учебная игра-баскетбол. | 15.01. |
18 | Правила техники безопасности при проведении спортивных игр | 2 | Правила техники безопасности. Специальные упражнения в парах на месте. Учебная игра-волейбол | 22.01. |
19 | Совершенствование приема и передачи мяча сверху | 2 | Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра-волейбол | 29.01. |
20 | Закрепление приема и передачи мяча снизу | 2 | Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра-волейбол | 05.02. |
21 | Совершенствование приема и передачи мяча снизу | 2 | Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра-волейбол. | 12.02. |
22 | Разучивание техники верхней подачи мяча | 2 | Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра-волейбол. | 19.02 |
23 | Выступление сборных СССР и России на Олимпийских играх. | 2 | Проведение первых чемпионатов СССР. Выступление сборных СССР и России на олимпийских играх. Учебная игра-волейбол. | 26.02. |
24 | Совершенствование техники верхней подачи мяча | 2 | Развитие прыгучести. Упражнения для развития взрывной силы. Учебная игра-волейбол. | 05.03. |
25 | Закрепление техники нападающего удара | 2 | Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике. | 12.03. |
26 | Совершенствование техники нападающего удара | 2 | Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике. | 19.03. |
27 | Разучивание техники блокирования мяча. | 2 | Упражнения для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения). | 02.04. |
28 | Закрепление техники блокирования мяча. | 2 | Упражнения для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения). | 09.04. |
29 | Понятия о методике судейства. Судейские жесты. | 2 | Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Судейские жесты.Учебная игра-волейбол. | 16.04. |
30 | Разучивание индивидуальных и групповых действий в нападения. | 2 | Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. | 23.04. |
31 | Закрепление индивидуальных и групповых действий в нападения | 2 | Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. | 30.04. |
32 | Разучивание индивидуальных и групповых действий в защите. | 2 | Групповые взаимодействия. Командные действия в защите. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. | 07.05. |
33 | Закрепление индивидуальных и групповых действий в защите. | 2 | Групповые взаимодействия. Командные действия в защите. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. | 14.05. |
34 | Совершенствование индивидуальных и групповых действий в защите. | 2 | Групповые взаимодействия. Командные действия в защите. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Учебная игра-волейбол. | 21.05. |
35 | Совершенствование техники подачи мяча в прыжке. | Развитие прыгучести. Упражнения для развития взрывной силы. Учебная игра-волейбол. | 28.05. |
План работы на каникулах
Младшая группа
№ | Тема | Количество часов | Содержание занятия | Дата проведения |
1 | Разучивание техники бросков с дальней дистанции. | 2 | Броски мяча с дальней дистанции. Учебная игра-баскетбол. | 30.10. |
2 | Разучивание техники подачи мяча в прыжке. | 2 | Подводящие упражнения для подачи мяча в прыжке. Развитие координации. Учебная игра-волейбол. | 26.03. |
Старшая группа
№ | Тема | Количество часов | Содержание занятия | Дата проведения |
1 | Совершенствование техники зонной защиты | 2 | Действия игрока в защите, борьба за отскок, зонная защита, действия игрока в нападении, позиционное нападение, быстрые отрывы. Учебная игра-баскетбол. | 30.10. |
2 | Совершенствование техники подачи мяча в прыжке. | 2 | Подводящие и подготовительные упражнения для подачи мяча в прыжке. Развитие координации. Учебная игра-волейбол. | 26.03. |
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Баскетбольная площадка
2. Баскетбольные мячи
3. Баскетбольные щиты
4. Набивные мячи
5. Скакалки
6. Волейбольная площадка
7. Сетка волейбольная
8. Мячи волейбольные
9. Скамейки гимнастические
10. Свисток
11. Секундомер
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителей
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С.,
Маслов М.В. Пособие для учителей и методистов -М.,»Просвещение»,2011
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 2010 (ГНП),2010 (УТТ), 2010 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. -М., 2009
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. -М., 1978.5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. -М., 2010.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. -М., 2008.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. -М., 2009.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. -Иркутск, 2008.
9. Марков К. К. Тренер -педагог и психолог. -Иркутск, 2011.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в
олимпийском спорте. -Киев, 2008.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. -М, 2007.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 2008.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. -М, 2007.
14. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). -
Краснодар, 2008.
15. Система подготовки спортивного резерва. -М., 2010.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н.Шустина. -М., 2007.
Литература для обучающихся:
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учрежденийобразования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС2008.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 2008.
3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе.М.:Физкультура и спорт. 2007г.
Согласовано
заместитель директора по В.Р.
_________ Степанова С.А.
29 августа 2018 года
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Основные требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
знать
• значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
• правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
• названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
• наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических
действий;
• упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
• контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
• основное содержание правил соревнований по волейболу;
• жесты волейбольного судьи;
• игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
уметь
• соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
волейболом;
• выполнять технические приёмы и тактические действия;
• контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
• играть в волейбол с соблюдением основных правил;
• демонстрировать жесты волейбольного судьи;
• проводить судейство по волейбол.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Причины и предупреждение травматизма на внеурочных занятиях по волейболу.
Травма (спортивная) — нарушение целостности функционального состояния тканей или органов в ходе выполнения физических упражнений. Травмы во время игры в волейбол можно получить при приёме сильно поданного мяча, падениях, прыжках и блокировании мяча. Неопытность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу у других могут стать причиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.
Наиболее типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении).
Для предотвращения травматизма на занятиях по волейболу необходимо знать причины возникновения травм, соблюдать правила организации занятий, а также использовать соответствующие средства и методы обучения.
Причины травматизма:
1. Нарушение правил организации занятий (например, неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале, на спортивной площадке, встречное движение).
2. Невнимание занимающихся, нарушение дисциплины и установленных правил во время занятий.
3. Плохая подготовка организма занимающихся к предстоящей деятельности (недостаточная разминка перед занятием, игрой).
4. Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепенности в увеличении нагрузок и сложности упражнений, недостаточный учёт возрастных и половых особенностей занимающихся, несоблюдение принципа индивидуализации.
При проведении занятий по волейболу, чтобы избежать травматизма, необходимо строго соблюдать следующие меры безопасности:
• провести инструктаж учащихся по технике безопасности и правилам игры;
• занятия проводить на сухой площадке с ровным покрытием (в зале —на сухом полу) стандартных размеров под руководством учителя физической культуры или тренера;
• занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры. При температуре ниже +10 °С занятия проводятся в спортивных костюмах. Обувь должна быть лёгкой и гибкой, без каблуков; шнурки должны быть крепко завязаны;
• перед занятием необходимо снять кольца, часы, серёжки и цепочки;
• обязательно выполнить разминку и специальные упражнения для мышц и связок рук, пальцев, коленного и голеностопного суставов;
• в процессе выполнения заданий следить, чтобы посторонний мяч не попал под ноги игрокам;
• перед отработкой защитных действий необходимо научиться технике всех способов падения и приземления;
• во время игры пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.); необходимо фиксировать (бинтовать) ранее повреждённые суставы.
Запрещается:
• во время отработки приёмов игры использовать мячи нестандартных размеров и
массы;
• выполнять нападающий удар или подачу в игрока, стоящего спиной к сетке (не видящего мяча);
• подавать мяч ногой;
• играть на неровных и скользких поверхностях;
• жевать жевательную резинку на занятиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Основы физической подготовки.
Физическая подготовка в волейболе направлена на развитие физических способностей
и повышение функциональных возможностей систем организма, несущих основную
нагрузку в игре. Физическая подготовка является важным условием успешного освоения технических приёмов и тактических действий, а также надёжности игровых действий волейболистов в процессе соревновательной деятельности. Она является как бы фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство волейболиста.
Эффективность физической подготовки зависит от правильного выбора средств
(общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений), которые
характеризуются определённым тренировочным эффектом и позволяют целенаправленно
воздействовать на развитие физических способностей, специфических для волейбола
(прыгучесть, быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, прыжковая выносливость и др.), а также от умелого применения методов выполнения физических упражнений. Приобретаемый в процессе физической подготовки уровень развития физических способностей называется физической подготовленностью.
1).Скоростные способности
Скоростные способности—возможности человека, обеспечивающие выполнение им двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
В волейболе к числу основных скоростных способностей относятся:
1) быстрота двигательной реакции на движущийся объект;
2) быстрота одиночного движения;
3) быстрота перемещения.
Основными средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью, т. е. скоростные упражнения.
Двигательная реакция — это умение быстро и точно реагировать в различных условиях двигательной деятельности.
Реакция на движущийся объект — это реагирование на движущийся объект (мяч, перемещение игроков своей команды и команды соперника и т. д.).
Волейболист должен увидеть мяч, посланный соперником или игроком своей команды, оценить направление и скорость его полёта, выбрать план действий и начать незамедлительно и эффективно действовать. Особенно ярко эти требования проявляются в игре у сетки и приёме подачи.
Упражнения.
1. В парах. Встречные неточные передачи мяча с перемещением игроков вправо, влево,вперёд, назад.
2. Четыре-пять занимающихся становятся по кругу диаметром 4—5 м примерно на равном расстоянии друг от друга. Перемещаясь по кругу бегом, каждый из школьников поочерёдно выполняет передачу мяча над собой и делает ускорение вперёд; следующий за ним партнёр занимает его место и осуществляет прием и передачу мяча над собой и т. д.
3. Подвижные игры с быстрым реагированием на движущийся объект или предмет: «Салки», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Перехвати мяч», «В одно касание» и др.
Методическое указание.
При выполнении упражнений следует постепенно увеличивать скорость полёта мяча, внезапность его появления, сокращать путь полёта.
Быстрота одиночного движения.
Проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные действия (например, удар рукой по волейбольному мячу; выпад вперёд (в сторону) при приёме быстролетящего мяча и др.).
Упражнения: одиночные движения рукой, ногой на скорость выполнения.
Быстрота перемещения. Проявляется в способности преодолевать определённое расстояние в наиболее короткий отрезок времени и своевременно выходить к быстролетящему мячу.
Упражнения:
1. Про бегание с максимальной скоростью коротких отрезков 5—10 м с места и с ходу.
2. Стартовый рывок на 6—9 м из различных исходных положений: стойка волейболиста; стоя боком к направлению движения; стоя спиной к направлению движения; из приседа;-из упора присев; из упора лёжа; из упора лёжа на бёдрах; из положения лёжа на груди, сед согнув ноги и др.
3. Бег от лицевой линии волейбольной площадки к средней линии (сетке) из различных исходных положений: стойка волейболиста; выпад вперёд; выпад в сторону; полуприсед; присед; сед; сед согнув ноги; упор на коленях и др. по звуковому сигналу (свисток, команда
«Марш!» или хлопок ладонями) и зрительному ориентиру (подброшенному вверх волейбольному мячу).
4. Из основной стойки волейболиста выпад вправо (влево), назад (вперёд) и стартовый рывок 6—9 м.
5. Быстрые перемещения (влево, вправо, вперёд, назад) с последующей имитацией технического приёма или выполнением его.
6. В парах. После передачи мяча обежать партнёра и вернуться на исходную позицию. Партнёр одну передачу выполняет над собой и повторяет действия первого.
7. Передача мяча над собой в 3 м от сетки. По сигналу —рывок до сетки, коснуться её рукой и вернуться на исходную позицию, продолжая выполнять передачи над собой.
8.Игры и эстафеты с бегом на короткие дистанции: «День и ночь», «Рывок к мячу», «Встречная эстафета», «Кто первый» и др.
2). Скоростно-силовые способности
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Для волейболистов наиболее важное значение имеют:
• прыгучесть — способность к выполнению прыжков с большой высотой подъёма ОЦМТ или с высокой дальностью;
• скоростная сила (скорость и сила одиночного движения ) —атакующий удар, подача мяча.
Прыгучесть зависит от развиваемой в отталкивании мощности, что, в свою очередь, связано с уровнем взрывной силы — способности проявлять большие величины силы в наименьшее время.
Специфическими особенностями проявления прыгучести в волейболе являются:
• быстрота и своевременность прыжка;
• выполнение прыжка с места или небольшого разбега, преимущественно в вертикальном направлении (блокирование, нападающие удары);
• выполнение прыжка с высоко поднятыми руками (блокирование);
• неоднократное повторение прыжков (при блокировании атакующих ударов соперника).
Уровень развития прыгучести зависит от силы мышц бедра, голени, стопы. Однако у большинства учащихся, занимающихся волейболом, эти группы мышц остаются наиболее слабым звеном опорно-двигательного аппарата.
Для развития прыгучести необходимо систематически применять специальные прыжковые упражнения:
1) с преодолением веса собственного тела;
2) с внешним отягощением (гантели, гири, диски и гриф от штанги и др.);
3) с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря
(гимнастические скамейки, стенки, гимнастический конь, легкоатлетические барьеры, разновысокие тумбы, набивные мячи, скакалки и др.);
4) игры и эстафеты с прыжками.
Прыжковые упражнения с преодолением веса собственного тела:
1. Прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками. Прыжки выполняются толчком двух ног, приземление —на упругую стопу.
2. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа толчком двух ног и взмахом рук. Упражнение выполняется сериями по 10—15 повторений.
3. Прыжки с места вперёд толчком двух ног с последующим быстрым отталкиванием вверх.
Методическое указание.
Для проявления максимальных усилий в отталкивании желательно подвесить на разной высоте ориентиры (например, волейбольные мячи), которые надо достать руками.
4. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг —присед —прыжок.
5. Выпрыгивания волейболистов из полуприседа и глубокого приседа после одногоприставного шага (имитация блокирования).
Прыжковые упражнения с внешним отягощением небольшого веса:
1. Выпрыгивания вверх с гантелями в руках из:
а) полуприседа;
б) приседа.
2. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа с выносом набивного мяча вверх на прямые руки.
3. Прыжки вверх на месте и с продвижением вперёд на двух ногах, удерживая набивной мяч на прямых руках над головой.
Прыжковые упражнения с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря
Прыжковые упражнения со скакалкой
1. Прыжки через скакалку поочерёдно на одной и двух ногах.
Методическое указание: Упражнение выполняется на передней части стопы (не касаясь пяткой опоры) с незначительным сгибанием ног в коленных суставах.
2.Прыжки через скакалку на одной и двух ногах на гимнастическом мате.
Прыжковые упражнения с использованием повышенной опоры
1. Многократные запрыгивания и спрыгивания с повышенной опоры 40—50 см и выше (тумба, сложенные гимнастические маты) толчком двумя ногами.
2. Запрыгивание на возвышение (40—50 см) с последующим быстрым отталкиванием вверх обеими ногами.
3. Спрыгивание с повышенной опоры (40—50 см) с приземлением на слегка согнутые в коленном суставе ноги с последующим быстрым и мощным прыжком вверх с имитацией: блокирования; атакующего удара.
Методическое указание: Прыжковые упражнения выполняются с максимальными усилиями в отталкивании .Для развития скоростной силы необходимо применять специальные упражнения с быстрыми движениями и небольшими внешними сопротивлениями.
3).Координационные способности
Координационные способности определяют быстроту освоения новых движений, а также умения точно, целесообразно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, перестраивать двигательную деятельность при неожиданных (постоянно меняющихся) ситуациях.
Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
В волейболе к числу основных координационных способностей относятся:
• способность занимающегося к ориентированию в пространстве;
• способность к быстромуперестраиванию своих двигательных действий при изменении ситуации на игровой площадке.
Способность к ориентированию в пространстве проявляется в умении точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении.
Упражнения
1. Прыжок вверх после поворота на 90, 180°.
2. Челночный бег от лицевой линии волейбольной площадки к сетке лицом вперёд и обратно спиной вперёд.
Методическое указание. Упражнение выполнять в быстром темпе в течение 10-15 с.
3. Челночный бег с касанием рукой линий на волейбольной площадке: лицевой (стартовой) и на расстоянии 3, 6, 9 м от неё.
4. Бег к набивным мячам в исходном положении спиной вперёд.
Методическое указание. Занимающийся стоит на линии нападения волейбольной площадки перед набивным мячом. Позади него расположены ещё 4 набивных мяча -два на пересечении средней и боковой линий (с обеих сторон) и два на линии нападения на
противоположной половине площадки на расстоянии 3 м другот друга с пронумерованными цифрами от 1 до 4, но не по порядку. Как только преподаватель (тренер) называет цифру, занимающийся быстро поворачивается и бежит к мячу с указанным номером, касается его и бежит назад к мячу, расположенному на лицевой линии. Как только занимающийся касается мяча, преподаватель (тренер) называет новую цифру и т.д.
5. Подбросить волейбольный мяч вперёд-вверх, выполнить кувырок вперёд, быстро встать и поймать летящий мяч (или выполнить передачу партнёру).Способность к перестраиванию двигательных действий проявляется в умении быстро переключаться от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.
Упражнения
1. Скоростной рывок от лицевой линии до линии нападения, далее боком до сетки, другим боком до линии нападения другой стороны площадки, далее спиной вперёд до лицевой линии.
2. Выпрыгивание вверх с быстрым переходом на бег спиной вперёд после приземления.
3. Выпрыгивание вверх, быстрый поворот на 180° после приземления и скоростной рывок на 6 —9 м.
4. Скоростной рывок от линии нападения лицом к сетке, остановка в стойке, прыжок вверх —перемещение назад спиной до линии нападения, остановка в стойке, прыжок вверх.
5. Скоростной рывок до сетки, имитация нападающего удара, бег спиной вперёд к лицевой линии площадки.
6. Скоростной рывок от лицевой линии до сетки, три прыжка, имитирующих постановку блока, бег спиной вперёд до лицевой линии.
7. В парах. Партнёры стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, имитацией блока, другой старается повторить его действия.
8. В парах. Партнёры («нападающий» и «блокирующий») стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки. «Нападающий» с волейбольным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч через сетку, «блокирующий» должен своевременно выбрать место и преградить блоком путь мячу.
9. В парах. Один выполняет кувырок вперёд, второй набрасывает мяч в сторону или впереди первого. Передачей возвратить мяч партнёру.
4).Выносливость
Выносливость — это способность организма человека противостоять развивающемуся утомлению или снижению работоспособности. Выносливость характеризуется предельным временем выполнения заданной работы.
В волейболе большое значение имеет специальная выносливость (игровая и прыжковая выносливость).
Специальная (игровая) выносливость — способность эффективно выполнять технические приёмы и тактические действия, несмотря на возникающее утомление.
Упражнения
1. Быстрые передачи волейбольного мяча о стену в течение 1 мин: на месте; в движении в правую и левую сторону.
2. Челночный бег 10x6 м, 10x9 м.
3. Челночный бег 4x6 м и две подачи на точность после бега, 2—3 серии.
4. Челночный бег 4X3 и 3—4 передачи мяча на точность в мишень на стене, 2—3 серии.
5. Челночный бег на 9—3—6—3—9 м с приёмом мяча в конце каждой дистанции.
6. Бег «ёлочкой».
7. Приседание и резкие разгибания ног с взмахом рук вверх в течение 30 с.
8. Двусторонняя игра с повышенной интенсивностью уменьшенными составами:
4X4; 3X3; 2X2.
Методическое указание.
Игра проводится без пауз и остановок. Как только мяч выходит из игры, тут же вводят второй и т. д. В игре «четыре на четыре» применяются два способа расстановки игроков: первый —два игрока у сетки, зоны 4 и 2, два игрока на задней линии, зоны 1 и 5; второй — один игрок у сетки, зона 3, три игрока на задней линии, зоны 1, 6, 5. В игре «три на три»применяется следующий способ размещения игроков на площадке: один игрок у сетки, зона 3, и два — на задней линии, зоны 1 и 5. Все игроки могут участвовать и в блокировании, и в нападении. В игре «два на два» игроки размещаются в зонах 1 и 5.
9. Двусторонняя игра 1x1.
Методическое указание.
Игра проводится только в передней зоне игровой площадки.
Игрок может владеть мячом от одного до трёх поочерёдных касаний подряд, после чего
мяч следует направить через сетку.
Прыжковая выносливость — способность к продолжительному выполнению прыжковых упражнений.
Упражнения
1. Прыжки через скакалку на двух ногах в быстром темпе 1-3 мин.
2. Прыжки толчком одной и двумя ногами влево-вправо через 4-5 скамеек (установленных без промежутков по длине): на месте (1 мин); с продвижением вперёд.
3. Прыжки через скамейки с продвижением вперёд на обеих ногах.
Методическое указание.
На площадке устанавливается 10 гимнастических скамеек на расстоянии 1-1,5 м одна от другой.
4. Стойка ноги врозь на двух параллельных скамейках, в руках гиря 8-16 кг (или диск от штанги 5—10 кг). Многократные выпрыгивания из глубокого приседа вверх толчком
двух ног и приземлением на скамейки.
Методическое указание. Следить, чтобы спина и руки (в локтевых суставах) не сгибались.
5. Многократные прыжки у сетки с имитацией блокирования.
6. Челночное передвижение вдоль сетки приставными шагами 4x9 м -через
7. Челночный бег у сетки 4x6 м, при каждой остановке (смене направления движения) имитация блокирования, 2—3 серии.
Методическое указание. При беге и прыжках усилия максимальные.
8. То же, но после одной остановки выполнить имитацию нападающего удара, после
другой -блокирование.
9. Игры и эстафеты с многократными прыжками. Дозировка упражнений для прыжковой выносливости: не менее 15 прыжков в серии (3-4 серии).
5).Гибкость
Гибкость — это способность выполнять упражнения с большой амплитудой.
Применительно к отдельным суставам применяется термин «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых суставах». В волейболе наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, плечевого, тазобедренного и коленного суставов. Она
обеспечивает быстроту движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении технических приёмов. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела волейболиста.
В качестве средств развития гибкости используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, их называют упражнениями на растягивание. Упражнения на гибкость включают в подготовительную часть занятия. Их следует выполнять до появления ощущения лёгкой болезненности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...