Методический семинар
учебно-методический материал
Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методический семинар | 56.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Белов Владимир Иванович «Учитель года – 2019»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Ивановка
Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Методический семинар
Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся
Учитель физической культуры и ОБЖ
Белов Владимир Иванович
Дела? Проблемы? Всё пустое!
Душа ребёнка - вот святое!
Цветок в душе ещё так мал!
Успей полить, чтоб не завял!
Я работаю в средней общеобразовательной школе учителем физической культуры. Обладаю необходимым научно-методическим уровнем, работаю над совершенствованием своего теоретического уровня и педагогического мастерства, постоянно слежу за инновациями, которые появляются в педагогической науке и практике.
Я часто задаю себе вопрос: «Какова моя педагогическая философия?» и понимаю, что не могу коротко и ясно дать ответ. Как учитель физической культуры в её основу я ставлю воспитание у детей здорового образа жизни с помощью повышения интереса к физической культуре и формирование у обучающихся общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Это нам диктуют новые ФГОС как основной приоритет системы образования. В связи с этим тема, над которой я работаю - «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».
Актуальность темы: в настоящее время сформулированы в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин 79 определений здоровья. Среди определений встречаются следующие:
- Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации…
- Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
- Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.
- Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Что же собой представляет понятие «здоровье»? Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения,– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Преподавателю физической культуры в современной образовательной организации необходимо осознавать, что перед ним стоит не только задача физического оздоровления. Нам приходится учитывать все составляющие компоненты здоровья – физического, психического, социального и нравственного.
Нам важно заботиться о нравственном аспекте здоровья ребенка на уроках физической культуры, умело сочетая работу по выполнению учебного плана и патриотическому воспитанию молодежи. Такая работа представляется нам необходимой именно на современном этапе, когда утеряны традиционные идейные ценности, а бездуховность и безнравственность становятся почти нормой жизни.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание. Так же физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека.
Общими задачами физической подготовки являются: формирование здорового образа жизни; гармоничное физическое и духовное развитие; повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов; развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты и ловкости; а также развитие специальных качеств (целеустремленность, соперничество);
Цель спортивно - патриотического воспитания - развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей.
Мы должны воспитать человека, которому должны быть присущи моральные качества – доброта, отзывчивость, уважение к людям, любовь к своей Родине, окружающей природе, не забывая сохранять и укреплять здоровье.
Системная и целенаправленная работа по подготовке уроков патриотической направленности сложная, но интересная и дает определенные результаты. Обучающиеся с удовольствием участвуют на уроках в командных, парных или одиночных соревнованиях.
Патриотическое воспитание осуществляется в нашем образовательном учреждении через различные формы спортивно-массовой работы, и каждая из них выбирается прежде всего в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей, интересов, а так же с использованием различных методов.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета моего исследования.
Объект исследования – учебно-воспитательный и развивающий процесс на уроках физической культуры.
Предмет исследования – условия решения развивающих и воспитательных задач на уроке, развитие действий самоопределения, актуализации и осознание своего отношения к изучаемой проблеме.
В соответствии с вышеизложенным мною были определены цели исследования:
- изучение проблемы в теории и на практике;
- выявление роли и значения инновационных технологий в образовательной деятельности;
- определение уровня использования инновационных технологий на уроках физического воспитания;
- формирование основы здорового образа жизни;
- формирование универсальных учебных действий;
- апробирование и внедрение новых форм и методов работы;
- использование диагностической методики при подготовке к урокам и планировании работы;
- обобщение и распространение опыта работы по использованию инновационных технологий на уроках физической культуры;
- осуществление индивидуального подхода;
Важнейшими источниками исследования были:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС ООО;
- фундаментальное ядро содержания общего образования;
- концепция духовно - нравственного развития и воспитание личности гражданина России.
- литература по вопросам теории и методики решения проблем.
Работая над обозначенной проблемой, я понял, что сегодня, когда система школьного образования переживает серьёзные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоении опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению на первый план ставлю методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности обучающихся, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умения видеть проблемы, искать средства их решения.
Я поставил перед собой цель деятельности: формировать устойчивые мотивы и потребности обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Мной были определены следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Всю свою деятельность направил на:
- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью образовательной деятельности, климатическими условиями;
- соблюдение дидактических правил от простого к сложному, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Намеченную цель достигаю, используя:
- личностно - ориентированный подход обучения и воспитания обучающихся, который учитывает способности, потребности, особенности обучающихся. Такой подход позволяет реализовывать идеи демократизации и гуманизации обучения.
Пример: урок планирую с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возрастом задания усложняю в зависимости от того, как владеет техникой ученик. Для этого использую приёмы обучения: рассказ, показ, имитация с предметом (стоя на месте и в движении). С целью поддержания интереса обучающихся и учёта их психофизических особенностей применяю разнообразные формы обучения: групповые, индивидуальные, соревновательные, командные. Индивидуальную работу провожу, используя определённые умения и навыки (ведение мяча, передвижение, бросок в кольцо). Групповую - при необходимости выполнения и отработки действий (передачи, взаимодействия и.т.д.).
- использую на практике здоровьесберегающие технологии (дифференцированное обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества). При проведении уроков использую системно - деятельностный подход.
Построение оздоровительной деятельности в школе осуществляю по трем основным направлениям:
- военно-спортивное (осуществляемое при тесном контакте педагог — сотрудник полиции - ученик - родитель);
- физкультурно - оздоровительное (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности);
- туристическо – спортивное.
Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников решаю задачи формирования и укрепления здоровья обучающихся.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенически факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления:
- Гимнастические комплексы
- Упражнения и игры для формирования правильной осанки
- Спортивные игры
- Подвижные игры
- Подвижные перемены
- Дни здоровья
- Беседы на уроках по соблюдению правил личной гигиены, закаливанию, профилактике различных заболеваний (нарушение осанки, плоскостопия, близорукости, ожирения, инфекционных заболеваний и т.д.)
- Проведение инструкций по профилактике повреждений и травм, оказанию первой доврачебной помощи
На своих уроках приоритет отдаю самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они сами решали двигательную задачу.
Формирование УУД на уроках происходит на разных этапах обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания уделяю внимание предполагаемому результату обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения организую работу в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создаю условия для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования - выявляем индивидуальные детали техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельно определяем условия и ситуации применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
Приведу пример отрывка урока в 5 классе по теме: Баскетбол. Ловля и передача мяча
На данном уроке формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные УУД:
совершенствование техники ведения мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча (на месте и в движении)
Личностные УУД:
развитие скоростно-силовых качеств, быстроту реакции, точность движений, меткость
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: формирование потребностей и умений выполнять упражнения игровой деятельности в баскетбол
Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: формирование мыслительной операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола; произвести перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет – корзина, бол – мяч)
В основной части урока проходят следующие этапы образовательной деятельности:
жонглирование мячом;
индивидуальная работа с мячом;
работа в тройках.
На данном этапе урока формируются следующие универсальные учебные действия
Личностные УУД:
определение влияния элементов баскетбола на результат (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину);
место баскетбола в жизни человека;
определение собственного ощущения при освоении учебной задачи на уроке;
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: сравнение усилий, затрачиваемых на обычные упражнения и упражнения с мячом, движения руками при ловле мяча, направленные на развитие координации, сравнение работы индивидуальной и групповой, условия, необходимые для достижения поставленной цели.
Познавательные УУД: формирование мыслительной операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола, формирование умений выделять основные признаки сравнений выполнения учебной задачи.
Коммуникативные УУД: распределение функций обучающихся во время работы с мячом, развитие умений выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола одноклассниками, обеспечение социальной компетентности и учет позиций других людей.
Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использую ещё и современные информационно - коммуникационные технологии, которые позволяют эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательной деятельности, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использую различные виды наглядностей и музыкальное сопровождение, которые интригуют детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.
Так же использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательной деятельности, сделать урок более демонстративным.
Следующим пунктом достижения целей является:
- Рейтинговая система оценивания знаний (рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценивания знаний обучающихся), которая создаёт комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность обучающихся из необходимости во внутреннюю потребность.
Это позволило мне расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях обучающихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Дети перестали испытывать страх перед выполнением упражнения, раскрепостились, так как поняли, что оценка по предмету зависит от их физических способностей, психических возможностей и трудолюбия.
Результативность деятельности моей системы работы:
- положительная динамика роста физической подготовленности обучающихся;
- повысился интерес обучающихся к занятиям физической культурой и мотивация к соблюдению здорового образа жизни;
- отмечается развитие основных физических качеств учащихся, формирование культуры движений;
- появилось коллективное взаимодействие и сотрудничество в учебной и соревновательной деятельности.
Показатели результативности и эффективности педагогической деятельности
Патриотическое воспитание осуществляется в нашем образовательном учреждении через различные формы спортивно-массовой работы, и каждая из них выбирается, прежде всего, в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей, интересов, а так же с использованием различных методов.
Решая задачу формирования здорового образа жизни через уроки и внеклассную работу, чтобы заинтересовать обучающихся, на протяжении многих лет мы проводим «Дни здоровья»
Чтобы воспитать гражданина – патриота своей родины проводим ежегодно конкурс «А ну-ка, парни!»
Неоднократно совершали однодневный пеший поход к памятникам природы
Защищаем честь образовательного учреждения на районных, областных, региональных эстафетах, посвященных знаменательным датам.
Спорт и спортивные соревнования объединяют и сближают различные народы, духовно-нравственную культуру различных этносов и национальностей, воспитывают любовь и преданность к своей Родине, выступают как средства нравственного и патриотического воспитания.
Сложившаяся система работы и творческий подход к физическому воспитанию школьников позволили мне достичь определенных результатов. В образовательном учреждении действует спортивная секция по таким видам, как волейбол, баскетбол, туризм, юдп. В соответствии с требованиями ФГОС ООО провожу занятия внеурочной деятельности в 2-10 классах.
Мои ученики принимают активное участие в школьных, муниципальных, областных спортивных соревнованиях по различным видам спорта. Занимают призовые места, оценивались грамотами и дипломами разных степеней. Я, как учитель, имею благодарности и почётные грамоты муниципального и регионального уровня. Постоянно повышаю свои профессиональные компетенции. Участвую в профессиональных и дистанционных педагогических конкурсах, в работе методических объединений образовательного учреждения, района. Публикую материалы на профессиональных сайтах в сети Интернет.
У меня много забот! Но главное - нельзя быть равнодушным: надо любить детей и своё дело, следовать принципам педагогики и никогда не отступать перед трудностями.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...