Организация спортивных праздников
методическая разработка по физкультуре

Иванова Анна Геннадьевна

Методические рекомендации помогут использовать проведение спортивного праздника, как одной из форм внеурочной деятельности по современным стандартам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sportivnyh_prazdnikov.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по организации спортивных праздников в рамках внеурочной физкультурной деятельности»

Методическая разработка по физической культуре

Выполнила

Иванова А.Г.

Педагог-организатор

физической культуры

ГБОУ гимназия №628

Красногвардейского р-на СПб

2019

Санкт-Петербург


Методика организации спортивного праздника

Методика организации спортивного праздника - достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов.

Подготовка к празднику включает:

• составление сценария;

• распределение ролей и обязанностей между участниками;

• подбор музыкального сопровождения;

• оформление площадки или зала;

• подготовка спортивной формы, эмблем, атрибутики; приглашений и т.п.

Возглавлять подготовительную работу может педагог-организатор, актив и родители, учащиеся школы (13- 16 лет).

Организаторы праздника определяют его вид в зависимости:

• от сезона,

• возраста участвующих,

• наличия инвентаря, поставленных задач интересов детей.

Тщательно продумывается весь ход праздника, что отражается в сценарии.

Длительность праздника определяется, прежде всего, возрастом участвующих детей:

для детей 6-10 лет – 60-90 минут и более для старших возрастов. Однако в любом случае праздник не должен быть слишком затянут (2 часа и более), так как наступает утомление, снижающее интерес к ходу и результатам праздника.

При соcтавлении плана-сценария праздника необходимо соблюдать следующие правила:

• обеспечить постепенное увеличение физической и психической нагрузки; • предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;

• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно); • предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

• включить знакомые и вызывающие у детей положительное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с использованием новых атрибутов, музыки, персонажей.

Наиболее интересной частью подготовительной работы является процесс изготовления атрибутов, плакатов, декораций, эмблем для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников детей. Такая работа вполне по силам даже младшим школьникам под руководством взрослого.

В соответствии с целью, темой и видом праздника продумываются призы-подарки для детей-участников. Сразу оговоримся, что совсем необязательно для этой цели приобретать дорогие подарки. Для ребенка важна не материальная стоимость, а та любовь и внимание к каждому ребенку. Поэтому взрослые должны проявить творчество, оригинальность и хорошие знания индивидуальных особенностей каждого участника для того, чтобы приз произвел на ребенка неизгладимое впечатление.

Очень ценными в воспитательном отношении подарки, изготовленные самими детьми.

Если в празднике соревнуются команды, то может быть вручен приз всем (велосипед, вымпел или грамоту, медали и т.д.).

Для массового праздника можно приготовить каждому ребенку обыкновенные сувениры (воздушные шары, яблоки, шоколадные медали и т. п.).

Если в празднике участвовали не более 10 детей, состязавшихся с реальным или воображаемым персонажем (примером тому служит телевизионная игра для взрослых «Ключи от форта Байяр»), то можно поощрить каждого ребенка памятными медалями или кубками с соответствующими надписями: за смелость, за смекалку, за взаимовыручку, за силу и т. п. Подобные подарки самые ценные для развития ребенка, так как они подчеркивают его уникальность и незаменимость » команде.

Организаторы детского праздника должны помнить: никто из детей не должен быть забыт, каждый должен быть обязательно награжден вне зависимости от места, которое занял он лично или его команда. Именно это является залогом его оптимизма и желания участвовать во всех мероприятиях.

Организаторы заранее договариваются о стиле спортивной одежды и эмблемах, обуви, продумывают место для размещения команд-участниц, жюри, болельщиков. Изготавливается табло для освещения промежуточных и итоговых результатов.

Особое внимание следует уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Организаторам следует продумать музыкальное сопровождение для выполнения физических упражнений (парад, комплекс ритмической или утренней гимнастики) и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т.д. Это может быть «живая» музыка (баян, аккордеон, фортепиано) или магнитофонная запись.

Праздник, построенный на спортивных соревнованиях (лыжи, плавание, теннис, футбол и др.), не состоится, если у детей нет соответствующих навыков, поэтому таким праздникам обязательно предшествуют занятия-тренировки.

Часто сценарии предусматривают выступления детей с четверостишиями, песнями, фокусами, и здесь без подготовки не обойтись. Однако надо отказаться от массовых репетиций, муштры и натаскивающих тренировок! Следует помнить, что праздник организуется для детей, а не для зрителей и гостей. Поэтому уместнее экспромт, живое, непринужденное общение, и не проработанный и заученный по сценарию диалог.

Проведение праздника необходимо поручить ведущему, который должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств ведущего. Опыт подсказывает: 80% успеха зависит от подготовки праздника и качеств ведущего. Прежде всего, у него должна быть достаточно громкая, выразительная и четкая речь. Не помешает артистичность, особенно если праздник проводится с самыми маленькими детьми. Ведущий должен уметь владеть коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять план по ходу и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы ведущий в случае необходимости мог продемонстрировать то или иное упражнение. Однако это необязательно: можно использовать ассистентов из числа старших детей.

Безусловно, всем этим требованиям отвечает только хорошо подготовленный специалист или опытный организатор. Облегчить задачу проведения праздника можно включив в сценарий двух ведущих. Это могут быть два противоборствующих персонажа (Умейка и Неумейка) или герои любимых мультипликационных фильмов.

В назначенный для праздника день с самого утра создается атмосфера ожидания всеобщего веселья и начинается бурная подготовительная работа. Каждый класс отвечает за конкретный участок подготовки. Кто-то разносит пригласительные билеты, кто-то расставляет скамейки, подметает дорожки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло... Работа найдется каждому. Профессионализм организаторов заключается в том, чтобы вовлечь всех - от мала до велика - в процесс подготовки праздника, не пресекать инициативу детей, а предоставить им возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия.

Структура праздника зависит от его вида. Условно ее можно представить тремя частями. Содержание первой, вводной части, весьма разнообразно: это может быть парад участников, подъем флага, зажигание олимпийского факела. Хорошей традицией является открытие физкультурно-спортивного праздника пробежкой по территории всех участников и болельщиков, включая родителей, обслуживающим персонал. Неплохим началом может стать неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые, приглашают всех принять участие в играх, аттракционах и веселых потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинною санного поезда или тройки лошадей, забирающих малышей в зимние путешествия. Другим, интригующим, начало может стать у праздника-игры в спасателей, путешественников, космонавтов. Это может быть сигнал тревоги, который разносится по громкоговорителю и призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (пожара, землетрясения и т. д.).

Основная часть праздники направлена на решение главной задачи. В зависимости от этого она наполняемся соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно, чтобы в конкурсах участвовали все дети. Поэтому, если сценарий предусматривает поочередное участие представителей команд в играх, необходимо продумать четкую систему их приглашения. Обычно на призыв типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети. Более застенчивые и нерешительные остаются в стороне. В этом случае можно прибегнуть к очень простому способу: дети-участники, заходя на спортивную площадку (в зал), получают билеты. Они могут быть разного цвета и формы. В ходе праздника ведущий обращает внимание на билет и приглашает к участию в той или иной игре только тех, у кого оказался, к примеру, красный кружок. А соревнование «Прыгуны» проводится среди детей, у которых билет в форме зайца. Раздавать билеты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот оказался в более выигрышном положении во время соревнований. Так, если мальчику попался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это упражнение, то он будет чувствовать себя ущемленным в паре с девочкой, блестяще владеющей этим движением, или просто откажется от участия. Поэтому заранее нужно спланировать, кому какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций и поднять социальный статус ребенка в глазах сверстников и взрослых.

Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа родителей и старших ребят, которые организуют детей, расставляют и убирают инвентарь, обеспечивают музыкальное сопровождение, вручают подарки.

На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать деятельность отдельных участников или команд. В связи с этим заранее выбирается жюри (судьи) из 1-5 человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным цифровым, если участники старше 6 лет. Если дети незнакомы с цифрами и арифметическим счетом, то табло могут заменить баскетбольные корзины, в которые забрасываются маленькие мячи за каждую победу команды. В конце подсчитываются заработанные очки-мячи каждой команды.

Подводить результаты необходимо в ходе и в конце праздника. После каждой игрыэстафеты, соревнования ведущий подводит краткий итог и оценивает степень проявления физических и морально-волевых качеств команд и отдельных игроков. Предоставить слово жюри можно после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Если в празднике участвуют дети 5-8 лет, то ведущему нужно очень осторожно подойти к вопросу подведения итогов, так как психика детей этого возраст очень ранима, они не могут адекватно оценить свои способности и болезненно переживают поражение. Поэтому необходимо, во-первых, сформировать команды, приблизительно одинаковые по силам и с равным количеством однополых детей; а во-вторых, деликатно оценивать победу и поражение, поддерживать дух оптимизма, уверенности в своих силах у отстающей по очкам команды. В конце праздника обычно планируется такая игра, в которой победа проигрывавшей команды была бы гарантирована. Например, ведущий предлагает детям обеих команд поиграть в подвижную игру «Ловишка», чтобы окончательно убедиться, какая же команда более быстрая и ловкая. При этом он догоняет всех детей, но осаливает только игроков из выигрывающей команды. Такие маленькие педагогические хитрости помогают сгладить явное преимущество одной из команд. Таким образом, к концу праздника дети приходят с итогом «Победила дружба!».

Организаторы могут использовать другой способ выравнивания результатов - по номинациям. Так, одна команда может быть награждена в номинации «Самая ловкая и быстрая», другая - «Самая дружная и веселая».

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними вместе, разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае эта сценка должна быть зрелищной и веселой, сопровождаться музыкой, необычными звуками (свист может известить о появлении Соловья-разбойника, цоканье копыт тройки). Если праздник проводится в помещении, то можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя прожекторами, юпитерами, фонарями и т. п.). В конце праздника вне конкурса уместно провести массовую игру средней подвижности (лучше в круге) по типу «Мышеловка», «Карусели», организовать общий танец всех участников и болельщиков. Жюри и организаторам это время можно использовать на подсчет очков и подведение итогов.

Награждение проходит торжественно и весело, и каждый получает сувенир на память. Вымпелы, эмблемы, сувениры важно поместить на самом почетном месте. Это может быть стенка, специально выделенная для этой цели, где развешиваются грамоты, вымпелы, медали, значки, полученные детьми. Многим детям нравится украшать наградами свою комнату и свой игровой или учебный уголок. Здесь же можно разместить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволяет воспитать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является условием формирования мотивации здорового образа жизни.

 

Приложение

 

В системе школьного физического воспитания внеурочные мероприятия проводятся в виде бесед, викторин, диспутов, семинаров, научных конференций, олимпиад по предмету

«Физическая культура», спортивных соревнований различных уровней.

 

Кратко напомним некоторые основные моменты, о которых следует знать при подготовке и проведении отдельных мероприятий.

Лекция. Отличается обилием сообщаемой информации, потому применяется в старших классах. Условиями эффективности лекции являются:

- составление детального плана лекции;

- сообщение учащимся темы, плана лекции;

- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

- краткие выводы после изложения каждого лекционного пункта плана;

- логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

- эмоциональность изложения, интересные примеры, факты;

- контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

- оптимальный темп изложения;

- использование наглядности и технических средств;

- подведение итогов лекции в виде контрольных вопросов, тестовых заданий и др. 

Дискуссия. Главная функция дискуссии – стимулировать познавательный интерес учащихся. Условиями эффективности дискуссии являются:

- предварительная и основательная подготовка к ней учителя и учащихся по рассматриваемым вопросам;

- ясность, четкость, краткость высказываемого мнения;

- умение выслушать оппонента и доказательно ему ответить;

- умение контролировать свои эмоции;

- недопустимость высказываний по малознакомым вопросам; - подведение итогов дискуссии в виде рефлексивных ощущений.

Семинар. Семинарские занятия требуют предварительной подготовки со стороны учителя и самостоятельной работы по изучению необходимого материала со стороны учащихся. Учитель заранее выносит на обсуждение ряд вопросов и рекомендует соответствующую литературу для подготовки к семинару. Как правило, на семинарские занятия выносятся 4-6 вопросов. В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров: семинар-беседа, семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, смешанная форма семинара.

Конференция. Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему. В практике используются тематические, заключительные, обзорные конференции. Главное в конференции – свободное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своей сути близка к семинарам. Требования к докладам и выступлениям значительно выше. Выступления требуют проявления творческих и научных способностей докладчиков. Учитель руководит подготовкой выступлений школьников на конференции. Помогает в отборе материала, примеров и фактов для доклада, в определении структуры выступления, в сборе и оформлении демонстрационного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Методика организации и проведения спортивного праздника - "Праздник скакалки".

В методической разработке описана методика организации и проведения спортивного праздника. В работе отражены все этапы организации праздника, его структура и  подробное описание проведения п...

Организация спортивного праздника для старшекласников "сила в наших руках"

Соревнования способствуют развитию силы, стремлению к победе.Подкупают наглядностью, зрелищностью борьбы будущих защитников отечества.Желательно приурочить данные соревнования ко дню защитника отечест...

Особенности организации и проведения спортивно-оздоровительного мероприятия на примере спортивного праздника

Спортивный праздник - одна из форм привлечения взрослых и детей к систематическим занятиям спорта. Спортивный праздник проводится в форме соревнований и направлен на воспитание любви к спорту, потребн...

Организация спортивного праздника

Спортивный праздник в школе проводится с целью вовлечения большого количества учащихся в спортивную деятельность. Спортивные мероприятия предпочтительно делать короткими и яркими, чтобы они оставили п...