программы по обж
рабочая программа по физкультуре (7 класс)

Сандакпаа ВАдим Сергеевич

Рабочие программы по ОБЖ составлены в соответствии с Учебным планом школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_7_kl.docx39.51 КБ
Microsoft Office document icon obzh_8kl.doc103 КБ
Microsoft Office document icon progr._5kl.doc135.5 КБ
Файл progr._6kl.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:


                                                 Пояснительная записка

       Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа ориентирована на использование учебника:

Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс: учеб. для   общеобразоват .организаций с приложением на электронном носителе / А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под  ред.А.Т.Смирнова;-3-е издание. , из-во «Просвещение».-М.: Просвещение

 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Количество учебных часов на  изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе  34 часов.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета

   

Личностными результатами  являются:

-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от   внешних и внутренних   угроз;

-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;

-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами  являются:

-овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами  являются:

 В познавательной сфере:

- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от

                                                                              2

чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 В ценностно-ориентационной сфере:

- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения   и   возможные   последствия,   проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

В трудовой сфере:

- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

- умения оказывать первую медицинскую помощь.

 В сфере физической культуры:

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

                                     Содержание учебного предмета.

     Раздел 1-2: Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера(3 часа).

Темы уроков:

Различные природные явления и причины их возникновения

Общая характеристика природных явлений.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Глава 2 . Чрезвычайные ситуации геологического характера(6 часов).

Темы уроков:

Землетрясения. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Защита населения от последствий землетрясений.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.  

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера(3 часа).

Темы уроков:

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

Смерчи.

Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера(8часов).

Темы уроков:

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Защита населения от последствий наводнений.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика.

Защита населения от последствий селевых потоков.

Цунами и их характеристика.

Защита населения от цунами.

Снежные лавины

Глава 5. Чрезвычайные ситуации биологического характера(4 часа).

Темы уроков:

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

Эпизоотии и эпифитотии.

   Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. (2 часа)

Темы уроков:

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

Раздел 4. Основы  здорового образа жизни.

Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гормонального развития человека. (3 часа)

Темы уроков:

Психологическая уравновешенность.

Стресс и его влияние на человека.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Глава 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. (практические занятия). (6 часов)

Темы уроков:

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Общие правила транспортировки пострадавшего.

Электрический ток и подросток.

Правила безопасного поведения при обращении с электрическими приборами. Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Дата

Кол-во часов

Примечание

По плану

Факт

1

Различные природные явления и причины их возникновения.

1

2

Общая характеристика природных явлений.

1

3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

1

4

Землетрясения. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

1

5

Защита населения от последствий землетрясений.

1

6

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

1

7

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.  

1

8

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1

9

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

1

10

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1

11

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1

12

Смерчи.

1

13

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1

14

Защита населения от последствий наводнений.

1

15

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1

16

Сели и их характеристика.

1

17

Защита населения от последствий селевых потоков.

1

18

Цунами и их характеристика.

1

19

Защита населения от цунами.

1

20

Снежные лавины

1

21

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1

22

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

1

23

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

1

24

Эпизоотии и эпифитотии.

1

25

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

1

26

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

1

27

Психологическая уравновешенность.

1

28

Стресс и его влияние на человека.

1

29

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1

30

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

31

 Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

1

32

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего

1

33

 Итоговая контрольная работа

1

34

Электрический ток и подросток.

1

Критерии оценивания  результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Оценка письменных ответов обучающегося:

производится  на основании  письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

     Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

      Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

        Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

      Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Учебно-методический комплект включает в себя:

• Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнов. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

• Методическое пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 7 кл. Латчук В.Н., Марков В.В.

Дополнительная литература:

• Б.И.Мишин. Настольная книга учителя ОБЖ. . Астрель, 2002.

• С.С.Соловьев. Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых заданий для учащихся 7-8 классов. «Интеллект-Центр», Москва, 2000 г.

• Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие 5-11 классы. Вентана-Граф. Смоленск, 1995 г.

• Б.И.Мишин. Программно-методические материалы «ОБЖ. 1-11 классы». Дрофа, Москва, 2001.

• А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. Методические материалы и документы. «ОБЖ. Книга для учителя». Просвещение. 2001 г.

• Латчук В.Н., В.В.Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2000 г. ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;

• Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;

• Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;

  •  С.В. Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.
  •  В.Г. Бубнов, В.А. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель»,2005г.
  •   В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.
  •  Безопасность человека в экстремальных ситуациях. «Военные знания»,М,1992 г
  •  Защита населения в ЧС. «Военные знания»,М, 2000 г
  •  В.В. Шаховец «Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.1», «М», 2000 г
  • В.В. Шаховец «Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.2», «М», 2000 г
  • Серия «1000 советов от газеты Комсомольская правда» «Первая помощь в экстренных ситуациях» ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2006 г.

 

Литература для учителя:

1.  Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

     Интернет-ресурсы.

 Название сайта

Электронный адрес

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Информационно-коммуникативные средства:

  • Собственные компьютерные презентации
  • Видефильмотека «Сам себе МЧС»

Наглядные пособия:

№ п/п

Название таблицы

«Правила поведения в ЧС природного характера»

«Основы безопасности жизнедеятельности»

«Факторы разрушающие здоровье человека»

«Правила оказания первой медицинской помощи»

     

Видеоматериалы

№ п/п

Название

СD «Сам себе МЧС»

Сериал «Идеальные катастрофы»  (Discovery Channel) [2009г., 

Сериал «Чудеса природы» BBC-1999 г

Фильм «Цунами –снято на мобильный» 2012 г ,Росссия2

Фильм «Ядерное цунами» 2011 г Россия, Первый канал

Сериал «Без предупреждения» BBC-1999 г.

Сериал «Охотники за стихией» BBC 1999 г.

Сериал «Силы природы» BBC 2002 г.

Фильм Челябинский метеорит - Семь дней спустя 1 канал-2013 г

Фильм –Цунами 1997г

Фильм –Силы природы-2008 г.

Технические средства обучения:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран проекционный.
  • Принтер.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Результаты

Ученик научится

Метапредметные

  • -самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • -оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • -усваивать  правила  индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорта и на дорогах;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью.

Предметные

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Личностные

  •  вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • понимать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
  • достигать коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • развивать правовое мышление и компетентность в решении моральных проблем на основе  личностного выбора;
  • освоит социальные  нормы, правила  поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.



Предварительный просмотр:

                                                                   Пояснительная записка

                 Рабочая программа составлена на основании комплексной программы  по «Основам безопасности жизнедеятельности для  5-11  классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О,  соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004  года), М.:Просвещение, 2009 ,

                                            Место учебного предмета в УП

На изучение ОБЖ в 8 классе отводится 34 час     в год ( 1 час в неделю).

                                              Результаты изучения курса ОБЖ

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
       • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
       • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
       • воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности

жизнедеятельности в  8 классе являются:
Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

                                                                                                           

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

   Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1.
В познавательной сфере:
           - знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;  

     - о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

     - о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

     - об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

     - о здоровом образе жизни;

     - об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

     - о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культуры.

                                            Содержание курса  «Основы безопасности жизнедеятельности»  8 класс

Раздел I.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)

  1. Пожарная безопасность. (3 часа)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

  1. Безопасность на дорогах. (3 часа)

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

  1. Безопасность на водоемах. (3 часа)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

  1. Экология и безопасность. (2 часа)

Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)

  1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  1. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.

Раздел III.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)

  1. Основы здорового образа жизни. (8 часов)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

  1. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. 

                                                      Календарно-тематический план по ОБЖ 8 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата по прогр

Дата фактич

примеч

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия.

1

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

3

Права. Обязанности и ответственность граждан  в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

1

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.

1

5

Организация  дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.

1

6

Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.

1

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

1

8

Безопасный отдых у воды.

1

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1

10

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

1

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

1

12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

13

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.

1

14

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

15

Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия

1

16

Обеспечение химической защиты населения

1

17

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1

18

Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах.

1

19

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1

20

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1

21

Оповещение о ЧС техногенного характера.

1

22

Эвакуация населения

1

23

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.

1

24

Контрольная работа «Чрезвычайные ситуации»

1

25

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.

1

26

Репродуктивное здоровье -  составная  часть здоровья человека и общества.

1

27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

28

Здоровый образ жизни  и профилактика основных неинфекционных  заболеваний

1

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

30

Профилактика вредных привычек

1

31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие)

1

33

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие)

1

34

Контрольная работа « Здоровье. Первая помощь»

1

Критерии оценивания  результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Оценка письменных ответов обучающегося:

производится  на основании  письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

     Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

      Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

        Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

      Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Учебно-методический комплект

  1. ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов  и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г
  2. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:

               5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.

  1. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
  2. ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова  ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г
  3. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и      



Предварительный просмотр:

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа составлена на основе положений Федерального Государственного образовательного  стандарта основного общего образования, Примерной  программы основного общего образования по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности.   5-9 классы. Проект - М.: Просвещение, 2010 г.( Стандарты второго поколения), Рабочей программы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. -М.: Просвещение. 2012 г, Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 5 класс. -М.: Просвещение. 2013 г.

                             Место курса ОБЖ в базисном учебном плане

На изучение программы  по внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности для 5 класса отводится 1 час в неделю, 34 часов в год..                    

                              Результаты освоения курса ОБЖ в 5 классе  

 Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
       • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
       • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
       • воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в 5классе являются:
Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:-умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии,

                                                                                    2

классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

   Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1.
В познавательной сфере:
           - знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;  

     - о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

     - о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

     - об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

     - о здоровом образе жизни;

     - об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

     - о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

                                                                                         3

3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Критерии оценивания  результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ

 Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

                                                            4

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;  обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Оценка письменных ответов обучающегося: производится  на основании  письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Содержание программы ОБЖ в 5 классе:

    Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а

                                                                               5

также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

Основное содержание программы в 5 классе

№ модуля

№ раздела

№ главы

Название модуля, раздела, главы

Количество часов

1

Основы безопасности личности, общества и государства

22

1

Основы комплексной безопасности

15

1

Человек, как среда его обитания, безопасность человека

5

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

3

Опасные ситуации природного характера

2

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

2

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

7

5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

3

6

Эстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

4

2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

3

Основы здорового образа жизни

5              

7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

8

Факторы, разрушающие здоровье

2

4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

9

.   Первая медицинская помощь и правила ее оказания

7

Итого часов

34

Календарно-тематическое планирование. 5кл.

 Название темы

Количество часов

Дата

примеч

По прогр

факт

1

Город как среда обитания

1

2

Жилище человека,  особенности  жизнеобеспечения жилища

1

3

Особенности природных условий в город

1

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1

5

Безопасность в повседневной жизни

1

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

7

Пешеход, безопасность  пешехода

1

8

Пассажир, безопасность пассажира

1

9

Водитель

1

10

Пожарная безопасность

1

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

12

Погодные явления  и безопасность человека

1

13

Безопасность на водоёмах

1

14

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

15

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

16

Антиобщественное поведение и его опасность

1

17

Обеспечение личной безопасности дома

1

18

Обеспечение личной безопасности на улице

1

19

Экстремизм и терроризм, основные понятия и причины их возникновения

1

20

Виды экстремисткой  и террористической деятельности

1

21

Виды террористических актов и их последствия

1

22

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

1

23

О здоровом образе жизни

1

24

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья.

1

25

Рациональное питание. Гигиена питания

1

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

1

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

28

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

29

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при переломе.

1

30

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, вывихах

1

31

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях

1

32

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, обморожениях

1

33

Практическая работа. Первая медицинская помощь при отравлениях

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

                                                                       9



Предварительный просмотр:

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа составлена на основе положений Федерального Государственного образовательного  стандарта основного общего образования, Примерной  программы основного общего образования по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности.   5-9 классы. Проект - М.: Просвещение, 2010 г.( Стандарты второго поколения), Рабочей программы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. -М.: Просвещение. 2012 г, Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 6 класс. -М.: Просвещение. 2013 г.

                             Место курса ОБЖ в базисном учебном плане

На изучение программы  по внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности для 6  класса отводится 1 час в неделю, 34 часов в год..                    

                              Результаты освоения курса ОБЖ в 6 классе  

 Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
       • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
       • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
       • воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в 5классе являются:
Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять действий в

опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

   Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1.
В познавательной сфере:
           - знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;  

     - о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

     - о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

     - об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

     - о здоровом образе жизни;

     - об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

     - о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Критерии оценивания  результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ

 Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Оценка письменных ответов обучающегося:

производится  на основании  письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Содержание программы ОБЖ в 6 классе:

    Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела: Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

Основное содержание программы в 6  классе

№ модуля

№ раздела

№ главы

Название модуля, раздела, главы

Количество часов

1

Основы безопасности личности, общества и государства

22

1

Основы комплексной безопасности

15

1

Человек, как среда его обитания, безопасность человека

5

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

3

Опасные ситуации природного характера

2

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

2

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

7

5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

3

6

Эстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

4

2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

3

Основы здорового образа жизни

5              

7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

8

Факторы, разрушающие здоровье

2

4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

9

.   Первая медицинская помощь и правила ее оказания

7

Итого часов

34

Календарно-тематическое планирование. 5кл.

 Название темы

Количество часов

Дата

примеч

По прогр

факт

1

Город как среда обитания

1

2

Жилище человека,  особенности  жизнеобеспечения жилища

1

3

Особенности природных условий в город

1

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1

5

Безопасность в повседневной жизни

1

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

7

Пешеход, безопасность  пешехода

1

8

Пассажир, безопасность пассажира

1

9

Водитель

1

10

Пожарная безопасность

1

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

12

Погодные явления  и безопасность человека

1

13

Безопасность на водоёмах

1

14

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

15

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

16

Антиобщественное поведение и его опасность

1

17

Обеспечение личной безопасности дома

1

18

Обеспечение личной безопасности на улице

1

19

Экстремизм и терроризм, основные понятия и причины их возникновения

1

20

Виды экстремисткой  и террористической деятельности

1

21

Виды террористических актов и их последствия

1

22

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

1

23

О здоровом образе жизни

1

24

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья.

1

25

Рациональное питание. Гигиена питания

1

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

1

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

28

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

29

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при переломе.

1

30

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, вывихах

1

31

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях

1

32

Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, обморожениях

1

33

Практическая работа. Первая медицинская помощь при отравлениях

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

Учебно-методический комплект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...