Методические рекомендации "Организация домашней работы по ООД"
методическая разработка по физкультуре
Данные методические рекомендации предназначены для студентов при выполнении домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура».
В методических рекомендациях разработаны виды домашней работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Методические рекомендации
"Организация домашней работы по ООД"
Москва 2018
Составители: Демьяненко О.А., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ г. Москвы Колледж «Царицыно», мастер спорта России; Журавлев С.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ г. Москвы Колледж «Царицыно», мастер спорта России; Казак С.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ г. Москвы Колледж «Царицыно»; Огнев А.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ г. Москвы Колледж «Царицыно»; Чистякова Н.В.., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ г. Москвы Колледж «Царицыно», мастер спорта России.
Данные методические рекомендации предназначены для студентов
при выполнении домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура».
В методических рекомендациях разработаны виды домашней работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.
Содержание
- Сущность домашней учебной работы студентов по ООД.
- Основные требования к организации домашних заданий.
- Проверка домашнего задания.
- Методические рекомендации по организации домашних заданий.
- Список литературы.
Введение
Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения преподавателя на занятии, а также проверка, которая и позволяет педагогу изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.
Домашнее задание как вид самостоятельной работы давно существует в педагогической практике. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью. Грамотная организация работы будет лучшим средством активизации мыслительной и речевой деятельности, пробуждения интереса к изучению дисциплины.
Улучшение содержания и организации домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Целесообразная система домашних работ – необходимое условие успешного усвоения программного материала.
1. Сущность домашней учебной работы студентов ООД
Домашняя учебная работа студентов является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность обучения в целом.
Домашняя учебная работа студентов, обучающихся по программам ООД, состоит в самостоятельном выполнении заданий преподавателя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Функции домашнего задания:
- Закрепление и углубление теоретических знаний.
- Дальнейшее формирование навыков и умений.
- Применение знаний в стандартных и творческих условиях.
- Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Типы домашних заданий в зависимости от основных функций: усвоение теоретического материала, формирование умений и навыков, применение в разных условиях, обобщение и систематизация, пропедевтические занятия, комбинирование.
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
- Усвоение изучаемого материала по учебнику.
- Выполнение устных упражнений.
- Выполнение письменных упражнений по дисциплинам.
- Выполнение творческих работ.
- Проведение наблюдений.
- Выполнение практических и лабораторных работ.
- Изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу.
Как правило, используются следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная,групповая, творческая, дифференцированная, одна на всю группу.
2. Основные требования к организации домашней работы
Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения занятия. Именно на занятии создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие этапы занятия непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа студентов на занятии. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на занятии студент полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы занятие и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования:
- Домашняя работа должна быть тесно связана с занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего занятия, служить базой для подготовки следующего. Работа на занятии оказывает существенное влияние на домашнюю работу студентов, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
- Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет студентов, ведет к потери интереса. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость обучающихся и избежать потери к дисциплине.
- Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию, но не точной копией, выполненной в группе.
- Давая домашнее задание, педагогу необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять студенту возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
- В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
- Домашние задания обязательно должны проверяться преподавателем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности студента.
- Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от студента умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.
- Задание, направленное на усвоение материала, лучше давать в конце занятия. Задание, направленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующее знания, полезнее давать в начале занятия.
- Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласовано с заданиями по другим предметам, так как наблюдается перегруженность учащихся колледжа. Дача домашних заданий для студентов по общеобразовательной учебной дисциплине «Математика» составляет 30 % от аудиторной нагрузки.
3. Проверка домашнего задания
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить их подготовленность к усвоению нового материала.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять.
В зависимости от содержания и задач занятия, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема является продолжением предыдущей), так и в конце занятия (если тема новая). Время на проверку регламентировано (не более 10 минут на уроке комбинированного типа).
Формы контроля за выполнением домашней работы разнообразны, но необходимо при их использовании обеспечить не только оценку результатов, но и наметить перспективу индивидуальной работы, как с сильными, так и со слабоуспевающими студентами. Нужно так организовать проверку, чтобы обучающийся был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности.
При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:
- Фронтальная проверка выполнения письменного задания.
- Выборочная проверка письменного задания.
- Фронтальный опрос по заданию.
- Выполнение аналогичного упражнения.
- Взаимопроверка, самопроверка выполненного задания.
- Опрос с вызовом к доске.
- Опрос по индивидуальным карточкам.
4. Методические рекомендации к организации домашних заданий
Домашнее задание стимулирует личностное развитие студента. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса к учебе и творческих способностей.
- При планировании не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств, задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
- Не считайте само собой разумеющимся, что все обязательно выполнят поставленное вами домашнее задание. Мотивируйте задания, пробуждая уобучающихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
- Никогда не задавайте домашнее задание по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику занятия.
- Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей обучающихся и их применения в интересах всего коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
- С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у студентов не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших студентов к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
- Не давайте такие задания, которые могут привести к перегрузке.
- Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.
Список литературы
- Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания. – М.: Просвещение,2000– 234 с.
- Гребень З.И. Домашние задания – это интересно // Русский язык и литература. – 2010. – № 7. – С. 19–23.
- Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом “Первое сентября”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502880/ – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
- Хмельницкая Н.Е. Система домашних заданий // Издательский дом “Первое сентября”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511854/ – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
Приложение
Перечень домашней работы
№ темы | Наименование тем | Вид и название работы студента | Количество часов на выполнение работы |
1 | Тема 1.1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. | Конспект по теме: «Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала». | Всего: 45 мин |
2 | Тема 1.2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. | Конспект по теме: «Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек». | Всего: 45 мин |
3 | Тема 1.3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств. | Конспект по теме: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб». | Всего: 45 мин |
4 | Тема 1.4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. | Конспект по теме: «Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда». | Всего: 45 мин |
Тема 1. Легкая атлетика | Всего: 4 часа 30 мин | ||
5 | Бег на короткие, средние и длинные дистанции | Тренировать высокий, средний и низкий старты | 45 мин |
6 | Эстафетный бег | Тренировать передачу эстафетной палочки | 45 мин |
7 | Прыжок в длину | Тренировать прыжок в длину с места | 45 мин |
8 | Метание гранаты | Имитация метания гранаты, отработка позы и размаха | 45 мин |
9 | Спортивная ходьба | Тренировать технику спортивной ходьбы | 45 мин |
10 | Легкая атлетика в системе физического воспитания | Разработка тестовых заданий по разделу «Легкая атлетика» | 45 мин |
Тема 2. Волейбол. | Всего: 7 часов 15 мин | ||
11 | Стойки в волейболе. | Отработка волейбольной стойки | 30 мин |
12 | Перемещения по площадке. | Тренировать перемещения по площадке | 30 мин |
13 | Подача мяча | Отработка подачи: верхней прямой, верхней боковой и нижней прямой | 30 мин |
14 | Прием мяча. | Тренировать прием мяча: верхний и нижний | 30 мин |
15 | Передачи мяча. | Тренировать верхнюю и нижнюю передачи мяча | 30 мин |
16 | Нападающие удары. | Отработка нападающих ударов | 30 мин |
17 | Блокирование нападающего удара. | Прыжковые упражнения | 30 мин |
18 | Страховка у сетки. | Разработать тестовое задание по теме: «Волейбол» | 30 мин |
19 | Расстановка игроков. | Подготовить три варианта расстановки игроков | 30 мин |
20 | Тактика игры в защите и нападении. | Подготовить три варианта игры в защите и три в нападении | 30 мин |
21 | Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. | Отработка действий с мячом и без мяча | 30 мин |
22 | Взаимодействие игроков. | Разработать варианты взаимодействия игроков | 30 мин |
23 | Судейство | Выучить судейские жесты | 45 мин |
Тема 3.Баскетбол. | Всего: 6 часов 45 мин | ||
24 | Перемещение по площадке. | Тренировать перемещения по площадке | 45 мин |
25 | Ведение мяча. | Отработка ведения мяча | 45 мин |
26 | Передача мяча | Тренировать передачи: из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной и двумя руками | 45 мин |
27 | Ловля мяча | Тренировать прием мяча: из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной и двумя руками | 45 мин |
28 | Броски мяча по кольцу | Отработка бросков мяча с места из разных точек и в движении | 45 мин |
29 | Тактика игры в нападении. | Подготовить три варианта нападения | 45 мин |
30 | Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом | Тренировать индивидуальные действия с мячом и без мяча | 45 мин |
31 | Групповые и командные действия игроков. | Разработать варианты взаимодействия игроков | 45 мин |
32 | Судейство | Выучить судейские жесты | 45 мин |
Тема 4. Легкая атлетика | Всего: 4 часа 30 мин | ||
33 | Бег на короткие, средние и длинные дистанции | Тренировать высокий, средний и низкий старты | 45 мин |
34 | Эстафетный бег | Тренировать передачу эстафетной палочки | 45 мин |
35 | Прыжок в длину | Тренировать прыжок в длину с места | 45 мин |
36 | Метание гранаты | Имитация метания гранаты, отработка позы и размаха | 45 мин |
37 | Спортивная ходьба | Тренировать технику спортивной ходьбы | 45 мин |
10 | Легкая атлетика в системе физического воспитания | Разработка тестовых заданий по разделу «Легкая атлетика» | 45 мин |
Итого | 26 часов за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»
Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»...
Методическая рекомендация «Организация постановочной работы в детском хореографическом коллективе»
Методика организации постановочной работы....
Методические рекомендации по организации домашней работы учебной дисциплины ОГСЭ 04 Физическая культура
Методические рекомендации поорганизации домашней работы по физкультуре...
Методическая рекомендация "Организация профилактической работы"
Содержание страницы 1. Словарь терминов 2. Положение о шефах-наставниках для учащихся «группы риска» 3. План работы с детьми группы «риска» 4. Карта сопровождения учащегося «группы риска» 5....
Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...
Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Данные методические рекомендации предназначены для студентов по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания при выполнении домашней работы по общеобразовательной учебной дисципли...
Методическая разработка: "Организация домашней работы игры на баяне, в системе дополнительного образования"
quot;Организация домашней работы игры на баяне, в системе дополнительного образования"...