Статья. Роль учителя в системе ВФСК
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
ГБОУ Лицей №387 им Н. В. Белоусова
кировского района города Санкт - Петербурга.
Учитель физической культуры
высшей категории
Серебренная Екатерина Владимировна.
Роль учителя в системе ВФСК.
Не жаждущего осла не напоишь.
Восточная мудрость.
Занятие физической культурой – дела государственное, можно сказать, что в этом и заключается национальная идея: вырастить здоровое поколение людей, любящих свою страну (патриотов), способных защищать свое государство в случаи опасности.
Этой задачи отвечала система подготовки советских школьников (БГТО, ГТО). Сегодня школа готовит учеников по системе ВФСК. Смысл тот же.
Но сегодня учитель физической культуры сталкивается с целым рядом трудностей. Рассмотрим проблему со всеми ее составляющими: родители – дети – учителя.
Родители хотят видеть своих чад гражданами физически развитыми, здоровыми, способными обеспечить семью и продолжить род.
Учителя понимают свою ответственность в подготовке здорового поколения, готового к интеллектуальной работе и к защите отечества.
Дети отличаются от своих сверстников в советском государстве многим: у них не развиты качества коллективизма (способность работать в команде), они менее здоровы (сказывается экология и особенности питания), они прагматичны (они понимают, что физическая подготовка поможет поступить в ВУЗ, даст дополнительные баллы). Дети рассматривают здоровье не как самоцель, а как средство достижения практической цели.
Быть физически развитым для современного ученика – это готовить себя к благополучной жизни. Современные ученики ярко выраженные индивидуалисты. Они хотят в будущем материально обеспечения (это дает профессиональный спорт – футбол, теннис), и куда меньше думают о гармоническом развитии. При этом у современных учеников между понятиями хотеть и мочь не стоит представление о волевых усилиях, постоянных тренировках. Они считают, что результат быстро достижим, а если думают о цели, то цель для них конкретна: заработать баллы при поступлении в институт, а девочки в мечте о будущей профессии связывают физическое воспитание с красотой фигуры или модой, что приводит к анорексии.
В самом трудном положении оказываются учителя. Родители мало занимаются физическим воспитанием детей, перекладывая на систему образования ответственность за результат. При этом они часто волнуются, боясь увеличения нагрузки на уроках физической культуры и повышенного травматизма. В общей массе дети после уроков предоставлены сами себе., если не занимаются в спортивных секциях, а роль семейного воспитания в физической подготовке практически отсутствует.
Учитель физической культуры отвечает за подготовку учеников к сдаче норм ВФСК. Нормативы жесткие, уроков не достаточно, необходимо заниматься дополнительно.
Отчеты о подготовленных золотых, серебряных и бронзовых значках не всегда соответствуют уровню подготовки детей. Как правило, если ученик получает золотой значок, значит он занимается в спортивных секциях или физически одарен. Роль учителя в данных случаях минимальна.
Что же может учитель?
Если он профессионально подготовлен и психологически грамотен, он может на протяжении одиннадцати лет давать детям и родителям (в тесном контакте) теоретические знания о гармоническом развитии и тренировать учеников с учетом их возрастных особенностей, привлекая учащихся к ежедневной физической нагрузке и обучая их расслаблению.
Учитель должен уметь убеждать ученика в необходимости заниматься физической культурой. Указывать какую роль это играет в становлении личности, в гармонизации интеллектуального, нравственного и физического уровня. Только так мы сумеем воспитывать граждан, патриотов.
В помощь учителям необходимо придумать систему ценностей для каждой ступени ВФСК, кроме самой главной – здоровье. В образовательных учреждениях, где есть поступления в лицейские классы (например) можно внести дополнительные плюсы при составлении портфолио ученика.
В современной школе на учителя физической культуры возложено огромное количество документации. Начали внедрять нормативы, обязательные для заполнения в журнал. Так же учителя стали обязаны готовить документы на выпускников, которые претендуют на значки ВФСК. Составлять всевозможные отчеты о количестве учеников, сдававших, и претендующих на значки. Возможно, для объективного приема норм ВФСК можно составлять независимые комиссии. Это снимет ряд бумажных дел с учителя практика и освободит его время, которое он сможет более эффективно потратить на подготовку учеников.
Так же ни в коем случае не оценивать работу педагога по количеству значкистов. Причиной тому смотри вышесказанное.
Мне, как человеку, не сдававшему нормы ни БГТО, ни ГТО, но занимающемуся спортом и физической культурой всю жизнь, идея очень симпатична. С удовольствием работала бы в комиссии по принятию норм ВФСК, была бы объективной, занималась просветительской работой.
Заставлять принимать нормы, заставлять сдавать нормы дело важное, но гораздо важнее, когда родители, дети, учителя заинтересованы в процессе и результате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль учителя в работе с одаренными детьми."
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития ...
Статья "Роль учителя в развитии патриотического самосознания старшклассников в условиях становления гражданского общества"
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА....
Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ - компетентности учителей и учеников»
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...
Статья: "Роль учителя в современном мире"
О значении и целях педагогической деятельности....
Статья «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»
МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принцип...
Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ компетентности учителей и учеников»
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...
Статья "Роль учителя в образовательном процессе в свете изменений профессионального стандарта"
Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.Профессиональный стандарт педагога может применяться при:формир...