Рабочая программа факультативного курса "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

Попов Сергей Валерьевич

Учебный материал планирования занятий по  спортивно-оздоровительной программе основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol-_2017-18_.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

БАСКЕТБОЛ

спортивно-оздоровительное

для 8 классов
(основное общее образование)

Количество часов: 70

                Составитель: Попов С. В.
                                                                               учитель физической культуры

                                                                                МБОУ гимназии г. Советский


  1. Пояснительная записка.

Направленность программы:

         Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации  занятий по  баскетболу во внеурочной деятельности школьников.

          Программа  составлена  согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений» под редакцией  В.И.  Ляха, А.А.  Зданевича (2010г.).

Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся.

Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.

Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.

         

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности, новизна:

В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.

Новизна:  

Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.

          Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления  здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.

          Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов. Игровая деятельность вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.

          Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

           

Цели и задачи:  

 Обучения игре в баскетбол  – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.

           Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья,  воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

           Программный материал объединен в целостную систему трехлетней оздоровительно-спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:  

- укрепление  здоровья и  повышения  работоспособности у школьников,  ознакомление с историей развития баскетбола,  освоение  техники и тактики игры в баскетбол, ознакомление  с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

- развитие основных  физических качеств: быстроты, выносливости,  скоростно-силовых качеств.

             Данная  программа рассчитана  на  учащихся  13  - 17  лет, с различным уровнем физической подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющие медицинский допуск врача. Занятия дополнительного образования проводятся в форме урока во второй половине дня.

Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель.

Сроки реализации программы – 4 года.

Форма обучения – групповая, индивидуальная.

Общее количество часов в год- 70

Режим занятий – 2 часа в неделю, с продолжительностью занятия  45 минут.

Периодичность занятий -1 раз в неделю

Наполняемость группы – 12 - 15 человек.

Методы обучения – игровой, соревновательный.

Форма контроля – тестирование, контрольные испытания.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:

– школьные соревнования среди параллелей своих классов;

– участие в муниципальных соревнованиях;

– участие в окружных и городских соревнованиях.

              Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе и в зале. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в баскетбол.

  1. Планируемые результаты изучения курса

 освоения учащимися программы дополнительного образования оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными  и предметными результатами:

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

 Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его    предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол.

В результате изучения материалов программы обучающиеся 8 класса научатся:

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации программы дополнительного образования

В ходе реализации программы дополнительного образования  по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» обучающиеся должны усвоить и применять на практике:

– Правила техники безопасности при проведении занятий.

– Историю рождения и развития баскетбола.

– Режим и питание спортсмена. Правила личной гигиены и закаливания организма.

– Основы спортивной тренировки – методы обучения.

– Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований. Судейство соревнований.

– Технические умения:

            Ведение мяча правой рукой.

            Ведение мяча левой рукой.

            Ведение с разной высотой отскока.

            Ведение с изменением направления.

            Передача двумя руками от груди.

            Передачи двумя руками из-за головы.

            Передачи одной рукой от плеча.

            Ловля мяча на грудь.

            Ловля мяча над головой.

            Ловля высоко летящего мяча.

            Бросок двумя руками от груди.

            Бросок двумя руками из-за головы.

            Бросок одной рукой от плеча.

            Бросок одной рукой в прыжке.

            Штрафной бросок.

            Вбрасывание мяча.

            Выбивание мяча.

            Приёмы игры в защите.

            Специальные упражнения и комбинации.

            Эстафеты.

– Тактические знания:

            Индивидуальная тактика.

            Тактика игры в защите.

            Тактика игры в нападении.

            Правила игры.

            Баскетбольная терминология.          

– Физическая подготовка:

            Упражнения для развития силы.  

            Упражнения для развития реакции.

            Упражнения для развития быстроты.

            Упражнения для развития выносливости.

            Упражнения для развития гибкости.    

– Морально – волевая подготовка:

В результате реализации программы  внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол»  у обучающихся развиваются такие качества как: товарищество, доброта, честность, трудолюбие, дисциплинированность, соблюдение порядка,   стремление быть сильным и ловким, привычки подчинять свои действия интересам коллектива, развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

         По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий по баскетболу, сформировать первичные навыки судейства.

  1. Содержание программы курса

1 .«Теоретическая  подготовка»  - 5 часов.

Правила техники безопасности при проведении занятий.

Режим и питание спортсмена.

Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена.

Правила соревнований.

Судейство соревнований.

2. Общая  физическая  подготовка – 20 часа.

Бег 12 - 15 мин. Кросс в чередовании с ходьбой до 20 мин. Поворот. Повторный бег, переменный бег. Спринт.

Прыжки в длину с места, тройные и пятерные прыжки; прыжки в глубину и на возвышения до 60 - 70 см.

Метание гранаты, набивного мяча и других утяжеленных предметов.

Подтягивание из виса, лазанье по канату на время без помощи ног.

2.Круговая тренировка.   Подвижные игры

«Мяч капитану». Проводится почти по всем правилам игры в баскетбол, за исключением броска мяча в кольцо, который могут выполнять лишь одни капитаны. Игроки стремятся завладеть мячом и передать его своим капитанам, которые имеют право на один бросок из-под кольца. В случае попадания мяч вбрасывается из-за лицевой линии одним из игроков защищающей команды. При промахе мяч вбрасывается из-за боковой линии.

«Всадники». Игра ведется на небольшой площадке. Ребята делятся на две команды. Игроки одной команды садятся верхом на игроков другой команды. По сигналу учителя «всадники» начинают перебрасывать друг другу мяч. «Лошади» ведут себя неспокойно (делают неожиданные повороты, переходят с места на место и т. д.), чем затрудняют ловлю мяча. При потере мяча игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сделавшая большее количество передач.

«Салки в тройках». Игра проводится в тройках с мячом: один игрок убегает, двое других, передавая мяч друг другу, стараются догнать его и запятнать мячом, не выпуская мяча из рук. Запятнавший становится убегающим.

Варианты: 1. Пятнать можно передачей. Убегающий имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается запятнанным. 2. Два партнера убегают, передавая мяч друг другу, стараясь запятнать одного из убегающих передачей мяча. В этом варианте  убегающие не имеют права  задерживать мяч в руках.

«Не давай мяч водящему». Игру можно использовать для совершенствования защитных действий, а также при отработке передач. Пятеро игроков образуют круг, шестой — водящий — в центре круга. Каждый из пятерых игроков имеет право передать мяч любому из партнеров, кроме соседей справа и слева. Водящий каждый раз пытается помешать передаче или перехватить мяч. Если это ему удалось, он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.

3. Техническая  подготовка – 30 часов.

Ловля мяча с полу-отскока; ловля высоко летящего мяча. Передача мяча в движении.

Передача мяча двумя руками от груди в тройках, в движении по восьмерке с броском по кольцу; передача мяча одной рукой снизу в движении после отскока, в прыжке в любом направлении.

Ведение мяча с изменением направления - после ловли мяча в движении; ведение мяча без зрительного контроля.

Бросок одной и двумя руками сверху в прыжке (юноши). Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции произвольно с удобных точек площадки. Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции с определенных точек площадки. Броски одной рукой с замахом. Бросок одной и двумя руками сверху в прыжке.

Круговая тренировка.   Подвижные игры.

Игра в защите, опека игрока. Базовым элементом для игры в защите является стойка игрока сбоку от нападающего, когда защитник контролирует передвижение нападающего и направление передачи. Это создает возможность для отбивания мяча или для перехвата.

1. Салки с приседом. Построение в группах по 3 — 4 игрока. Ученики совершенствуют перемещение с финтами, изменением направления бега и скорости. Водящий догоняет учеников из своей группы и пытается их свалить. Если игрок выполнял  присед  с  касанием  рукой  пола,  его  осаливать  нельзя.

  1. Построение в группах по 3-4 игрока. В каждой группе водящий  с  мячом.  Ученики  убегают от водящего,  двигаясь  к  нему лицом. Для этого они передвигаются приставными скрестными    шагами.
  2. Построение в колоннах по 3-4 игрока, перед колонной стоит  защитник.  Пасующий  располагается  за  боковой линией. Он выполняет передачу ученику, выполняющему выход из колонны для получения мяча. Защитник противодействует выходу  и  передаче,  опекает  нападающего.  Все  ученики  по  кругу  меняются местами.
  3. Построение в группах по 3 игрока. Двое нападающих владеют мячом, водят и передают его. Защитник пытается перехватить мяч, затрудняет передачу. Выполнять правило    владения мячом  5с.
  4. Игра 2x2, 3x3. Нападающие владеют мячом, водят и передают  его друг другу. Они пытаются набрать как можно больше передач.  Защитники опекают своих нападающих, стараясь перехватить или  выбить у них мяч. Если защитники овладели мячом, они становятся нападающими. Игра ведется по 10, 15, 20 передач.

Учебно-тренировочная игра.

В игре давать задания и оценивать те приемы, которые разучивались на уроках: передачи мяча двумя руками от груди и одной от плеча; броски с места и в движении, после ведения и после ловли. В защите опекать игроков по принципу личной защиты. В игре фиксировать ошибки двух шагового ритма, персональные контакты, определять виновника столкновения.

4. Тактическая подготовка - 15 часов.

Групповые  и командные действия в нападении.

Групповые  и командные действия в защите.

Индивидуальные защитные действия: передвижение защитника, вырывание и выбивание мяча. Игра в защите, опека игрока.

Учебная,  двухсторонняя игра.

Быстрое нападение.  Индивидуальные защитные действия (перехват мяча, борьба за мяч, не попавший в корзину).

  1. Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

По плану

Факт.

1

Правила техники безопасности.  

1

1 нед.

04.09

2

ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

1

06.09

3

ОРУ. Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

1

2 нед.

11.09

4

ОРУ. Учебно-тренировочная игра.

1

13.09

5

 ОРУ. Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

1

3 нед.

18.09

6

Учебно-тренировочная игра.

1

20.09

7

ОРУ.  Техника передвижения по площадке. Стойка баскетболиста. Техника ведение мяча в движении с изменением направления.

1

4 нед.

25.09

8

 Учебно-тренировочная игра.

1

27.09

9

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

1

5 нед.

02.10

10

Учебно-тренировочная игра.

1

04.10

11

ОРУ. Совершенствование применения изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

1

6 нед.

09.10

12

Учебно-тренировочная игра.

1

11.10

13

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

1

7 нед.

16.10

14

Учебно-тренировочная игра.

1

18.10

15

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

1

8 нед.

23.10

16

Учебно-тренировочная игра.

1

25.10

17

ОРУ. Тактика защиты.

1

9 нед.

06.11

18

Учебно-тренировочная игра.

1

08.11

19

ОРУ. Командные действия в нападении.

1

10 нед.

13.11

20

Учебно-тренировочная игра.

1

15.11

21

ОРУ.  Применение изученных способов ловли, передач мяча в зависимости от ситуации на площадке.

1

11 нед.

20.11

22

Учебно-тренировочная игра.

1

22.11

23

ОРУ. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

1

12 нед.

27.11

24

Учебно-тренировочная игра.

1

29.11

25

ОРУ. Действия одного защитника против двух нападающих

1

13 нед.

04.12

26

Учебно-тренировочная игра.

1

06.12

27

ОРУ. Командные защитные действия. Персональная опека игрока.

1

14 нед.

11.12

28

Учебно-тренировочная игра.

1

13.12

29

 ОРУ. Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

1

15

нед.

18.12

30

Взаимодействие трех игроков «треугольник»

Учебно-тренировочная игра.

1

20.12

31

Учебно-тренировочная игра. «Треугольник»

1

16

нед.

25.12

32

Тактическая подготовка.

Учебно-тренировочная игра.

1

27.12

33

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

1

17 нед.

15.01

34

Учебно-тренировочная игра.

1

17.01

35

Актированный день. ОРУ. Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

1

18 нед.

22.01

36

Учебно-тренировочная игра.

1

24.01

37

ОРУ. Организация командных действий.

1

19 нед.

29.01

38

Учебно-тренировочная игра.

1

31.01

39

ОРУ. Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

1

20 нед.

05.02

40

Учебно-тренировочная игра.

1

07.02

41

ОРУ. Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

1

21 нед.

12.02

42

Учебно-тренировочная игра.

1

14.02

43

Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов.

1

22 нед.

19.02

44

Учебно-тренировочная игра.

1

21.02

45

Актированный день. ОРУ Ведение мяча с изменением высоты отскока.

1

23 нед.

26.02

46

Учебно-тренировочная игра.

1

28.02

47

ОРУ.  Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

1

24 нед.

05.03

48

Учебно-тренировочная игра.

1

07.03

49

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

1

25 нед.

12.03

50

Учебно-тренировочная игра.

1

14.03

51

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

1

26

нед.

19.03

52

Учебно-тренировочная игра.

1

21.03

53

ОРУ. Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях.

1

27 нед.

02.04

54

Учебно-тренировочная игра.

1

04.04

55

ОРУ. Многократное выполнение технических приемов.

1

28 нед.

09.04

56

Учебно-тренировочная игра.

1

11.04

57

ОРУ. Самоконтроль в процессе занятий спортом.

1

29 нед.

16.04

58

Карантинное занятие.

Учебно-тренировочная игра.

1

18.04

59

Карантинное занятие ОРУ .Правила соревнований. Судейство соревнований.

1

30

нед.

23.04

60

Карантинное занятие.

Учебно-тренировочная игра.

1

25.04

61

Соревновательная практика.

1

31 нед.

30.04

62

Соревновательная практика.

1

07.05

63

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.

1

32 нед.

14.05

64

Учебно-тренировочная игра.

1

16.05

65

ОРУ. Контрольные испытания.

1

33 нед.

21.05

66

Учебно-тренировочная игра.

1

23.05

67

ОРУ. Подведение итогов за год.

1

34 нед.

28.05

68

Учебно-тренировочная игра.

1

30.05

69

Резервный урок. Приказ №198 от 21.05.2018 г.

1

35 нед.

22.05

70

Резервный урок. Приказ №198 от 21.05.2018 г.

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа факультативных занятий по математике

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Рабочая программа факультативного курса "Культура речи"

Цель курса:сделать процесс межличностной коммуникации уч-ся более успешным;научить использовать в речи нормативные языковые факты;Указанные цели реализуются решением следующих задач:познакомить уч-ся ...

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе

Рабочая программа факультативного курса по алгебре и началам анализа в 10 классе...