Цели, задачи, принципы и содержание адаптивного физвоспитания лиц со сложными нарушениями
статья
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования и инструкторов адаптивного физвоспитания, работающих с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_zadachi_i_soderzhanie_adaptivnogo_fizvospitaniya_lits_so_slozhnymi_narusheniyami.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели, задачи, принципы и содержание адаптивного физвоспитания лиц со сложными нарушениями
Обучение и воспитание детей с сенсорными и множественными нарушениями представляет собой достаточно сложный и многогранный образовательный процесс, к тому же один из малоизученных, особенно в сфере адаптивного физического воспитания. Все предыдущие исследовательские работы в плане построения образовательного процесса касались, в основном, развития социально-бытовых навыков, коммуникативной и познавательной деятельности. В настоящее время, фундаментальных исследований физического развития, физической подготовленности детей рассматриваемой категории нет. В связи с этим потребность в изучении и разработке системы физической абилитации и реабилитации детей с сенсорными и множественными нарушениями весьма актуальна и своевременна. Необходимость разработки методики адаптивного физического воспитания для детей с сенсорными и множественными нарушениями обусловлена и тем, что в настоящее время увеличивается число таких детей. Они, как правило, воспитываются и обучаются в условиях детских домов, интернатов, психоневрологических интернатов, в условиях домашнего обучения, а адаптивное физическое воспитание активно внедряется в учебно-воспитательный процесс специальных (коррекционных) школ. Специалисты АФК, работающие в этих учреждениях, нуждаются в специальных знаниях, в методической литературе и рекомендациях по двигательной реабилитации этих детей. В связи с этим, можно констатировать, что для полноценного образования детей с сенсорными и множественными нарушениями необходима разработка системной методики адаптивного физического воспитания.
Отличительной чертой детей данной категории является нарушение коры головного мозга, замедленность темпов развития мышления, восприятия, что приводит к трудностям овладения двигательными действиями. Известно, что вся деятельность человека осуществляется на основе комплексного взаимодействия всех органов и систем под контролем головного мозга. В этом взаимодействии многие исследователи важную роль отводят двигательному анализатору, так как в процессе любого вида деятельности человека он взаимодействует со зрительным, слуховым, тактильно-вибрационным анализаторами. Нарушение деятельности одного из анализаторов оказывает негативное влияние на другие. Картина двигательных нарушений у детей с сенсорными и множественными нарушениями мозаична и разнообразна. Двигательные нарушения у данной категории детей, мы рассматриваем не как болезнь, а как несформированность двигательного навыка. В связи с этим адаптивное физическое воспитание считаем одним из эффективных средств гармоничного развития личности ребенка, имеющего стойкие, и тяжелые нарушения в развитии. По мнению ряда исследователей занятия доступными видами адаптивной физической культуры, призваны к максимально возможному развитию жизнеспособности человека, имеющего даже устойчивые отклонения в состоянии здоровья. Нужно не только обучать ребенка тем или иным умениям, но главное - нужно научить его бороться, вести активный образ жизни, учиться и мыслить, решать поставленные перед ним задачи с помощью имеющегося потенциала. Всё это, безусловно, обусловливает разработку современных подходов к всестороннему, в том числе и физическому развитию детей с множественными нарушениями.
Такой подход к разработке методики адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями, основанный на интеграции теоретических (психолого-педагогических) знаний об особенностях их развития, имеющегося практического опыта, использования инновационных, гуманистически ориентированных форм обучения, формирует необходимый уровень современного арсенала педагогических воздействий на физическое развитие детей рассматриваемой категории
Цели и задачи концепции адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями
Концепция адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с сенсорными и множественными нарушениями предусматривает реализацию следующих целей:
1. Разработка и апробация педагогических технологий адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями, основанных на широком привлечении средств АФК, специальных методов физической реабилитации и адаптивной двигательной рекреации.
2. Обеспечение коррекционно-развивающей среды обучения.
3. Содействие социализации и интеграции детей средствами адаптивной физической культуры.
В соответствии с перечисленными целями предполагается решение двух групп задач:
1. Создание и апробация новых педагогических технологий адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями.
1.1. Разработать содержание разделов учебной программы адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями для детей младшего школьного возраста.
1.2. Разработать методику обучения двигательным действиям, опирающуюся на активные формы обучения, имеющийся опыт работы с данной категорией детей и внедрением новых, современных технологий педагогических воздействий.
1.3. Проанализировать эффективность различных моделей физкультурно-оздоровительной, коррекционно-развивающей, профилактической работы, используемых в учебном процессе детей с сенсорными и множественными нарушениями.
1.4. Провести городские (региональные) семинары, круглые столы по проблемам применения традиционных и нетрадиционных средств и методов адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями.
2. Внедрение разработанных педагогических технологий в учебный процесс специальных (коррекционных) учреждений, а также в систему надомного обучения, где обучается большое число детей с сенсорными и множественными нарушениям.
2.1. Разработать теоретическую основу коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих максимальную безопасность при занятиях физическими упражнениями, повышение двигательной активности и мобильности занимающихся.
2.2. Разработать информационную диагностическую карту развития ребенка как средство углубленного понимания его компетенций и потенциала.
2.3. Исследовать возможности внедрения в систему надомного обучения адаптивного физического воспитания, основанного на комплексном, индивидуальном и дифференцированном подходе к решению образовательных задач каждого ученика.
2.4. Разработать программу рекреационных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и средств адаптивной физической культуры для различных категорий детей (с сенсорными, множественными нарушениями и пр.). Привлечь к проведению этих мероприятий студентов, обучающихся на факультетах АФК, специалистов АФК и родителей, воспитывающих этих детей.
Принципы реализации концепции адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями
Концепция адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями базируется на принципах адаптивной физической культуры, коррекционно-компенсаторных принципах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-воспитательная работа включает в себя комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в развитии детей. В связи с этим ведущим принципом организации учебного процесса является принцип единства психолого-педагогических и медицинских воздействий, которые взаимно обусловливают друг друга и вместе определяют успешность развития ребенка.
Принципы адаптивного физического воспитания базируются на том, что адаптивная и традиционная физическая культура являются важнейшими факторами формирования телесного (физического) и духовного (психического) здоровья любого человека, в том числе имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья. Рассмотрим некоторые из них, являющиеся, на наш взгляд, наиболее приемлемыми в работе с рассматриваемой категорией детей (по Шапковой Л. В., 2007).
Принцип гуманистической направленности в АФК означает:
- учет естественных, социальных и образовательных потребностей занимающихся;
- направленность на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование его физической готовности к жизни;
- создание равноправных условий на занятиях физическими упражнениями; признание ценности личности независимо от физических и умственных способностей;
- предоставление выбора доступных форм двигательной активности, спортивного инвентаря в процессе занятий;
- сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие потенциальных возможностей физического, психического, духовного развития и саморазвития личности.
Принцип непрерывности физкультурного образования:
- удовлетворение потребности в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, преодолении гиподинамии и гипокинезии;
- удовлетворение потребности в общении и культурном обогащении;
- совершенствование физических и координационных способностей;
- сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни;
- повышение устойчивости к простудным заболеваниям, к агрессивным факторам природы и пр.
Принцип коррекционно-компенсаторной направленности педагогического процесса (по Выготскому Л. С., 1997):
- содействие коррекции и компенсации нарушенных функций (двигательных, функциональных, психических);
- комплексный подход к профилактике возникновения новых двигательных нарушений;
- учет индивидуальных темпов развития, состояния двигательных функций и интеллектуальных способностей;
- индивидуальный и дифференцированный подход к коррекции двигательных нарушений; - позитивная направленность, заинтересованность в результатах самого занимающегося;
- психолого-педагогическая поддержка в процессе АФВ;
- физическое сопровождение и помощь в передвижениях.
Принцип социализации и интеграции:
- содействие развитию жизненно значимых физических качеств и координационных способностей;
- содействие всестороннему и гармоничному развитию личности;
- освоение социально-культурного опыта, использование сформированных навыков в повседневной жизни, подготовка к самостоятельной жизни в обществе;
- учет зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л. С.);
- активное включение лиц со стойкими отклонениями в состоянии здоровья в физкультурно-оздоровительные мероприятия вместе со здоровыми людьми.
Содержание концепции
Направленность комплексного содержания адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями заключается в том, чтобы максимально создать условия для овладения разными видами жизненно значимыми двигательными умениями и навыками, зрительно-двигательными, слухо-двигательными, кинестетическими образами, а также ориентировочной деятельностью в пространстве с опорой как на зрительные (в том числе и остаточное зрение), так и на слуховые, тактильные, вибрационные, обонятельные и кинестетические ощущения.
Основу содержания концепции адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями будет составлять разработанная учебная программа по адаптивному физическому воспитанию, методика обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста, гуманистически ориентированные формы обучения, а также индивидуальный и дифференцированный подходы к решению проблем каждого ребенка.
Главная направленность содержания разделов учебной программы предусматривает внедрение в специальные (коррекционные) учреждения инновационных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям детей рассматриваемой категории. Технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение различных средств, методов, форм занятий по адаптивному физическому воспитанию с детьми, имеющими стойкие сенсорные и множественные нарушения с целью формирования у них жизненно значимых двигательных умений и навыков, повышение двигательной активности, мобильности занимающихся, совершенствование физических качеств, а также содействие их социализации и интеграции. Использование средств и методов адаптивной физической культуры в профилактике возникновения новых двигательных нарушений у детей с множественными нарушениями выражается в установках на коррекцию осанки, плоскостопия, сколиозов и др. двигательных нарушений, оздоровление, закаливание. Особое внимание уделяется коррекции психоэмоционального состояния занимающихся с использованием средств АФК. Физические и психофизические упражнения как показывает практика, позволяют изменить эмоционально-волевую сферу занимающихся, повысить чувство самостоятельности, самореализации, что в свою очередь, влияет на социализацию и интеграцию этих детей.
В данной концепции адаптивного физического воспитания важное место занимает коррекционно-развивающая среда, с помощью которой создаются условия для формирования жизненно необходимых двигательных навыков, коррекции и компенсации нарушенных функций (двигательных, функциональных, психических, эмоциональных). Учитывая, что игра, как ни одно другое воздействие позволяет детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры, и выработать, благодаря полученным знаниям, опыту и, прежде всего желанию, определенные знания, важное место в концепции занимают коррекционные подвижные игры и игровые задания.
Использование традиционных и нетрадиционных средств и методов адаптивной физической культуры, методов рекреационного направления физической культуры (релаксационные и танцевальные упражнения под музыку, художественно-музыкальные и др. телесно-ориентированные практики), где интегрируются движение, образ и музыка вызывает у детей интерес к занятиям, положительные психоэмоциональные переживания, приобщает их к здоровому образу жизни. Развитие сенсорных эталонов, навыков пространственной ориентировки, коммуникации, приобретение сенсорного опыта в процессе АФВ ведет к уверенности в движениях, ориентировке пространстве, подъему жизненных сил, усилению активности.
Для удобства в работе мы предлагаем всех детей с сенсорными и множественными нарушениями распределить по группам (по уровню физической подготовленности) с учетом состояния двигательной сферы, степени и характера нарушений, физической подготовленности, рекомендаций врачей-специалистов.
Распределение занимающихся по уровням физической подготовленности представлена в таблице.
Определение уровня физической подготовленности занимающегося и учёт рекомендаций врачей-специалистов позволяет, более успешно дифференцировать педагогическое воздействие на ребенка, ставить задачи по коррекции и развитию, активизации двигательной сферы, подбирать адекватные средства и методы обучения.
Концепцию формирования жизненно значимых двигательных умений и навыков можно представить следующими факторами (положениями):
- естественная среда и задания (двигательные действия), приближенные к реальной жизненной ситуации;
- благоприятные условия для развития сенсорного воспитания, которое обеспечивает обобщение чувственного опыта ребенка, формирует у него представления о свойствах и качествах предметов и служит базой для развития мыслительных процессов;
- коррекционно-развивающие условия для максимальной реализации потенциальных двигательных возможностей каждого ученика;
- упрощенный дидактический материал; - однотипность двигательных навыков в разные возрастные периоды жизни ребенка;
- модификация, адаптация физических упражнений в такой степени, чтобы упражнения сохранили своё базовое предназначение и оригинальный характер;
- адаптация игровых заданий, подвижных игр, соответствующих их возрасту и возможностям;
- «позиционирование» - приспособление, поиск (выбор) позы, необходимой для разучивания или выполнения того или иного действия;
- физическое сопровождение при выполнении двигательных действий (полное или частичное);
- помощь детям в повышении двигательной активности, увеличении степени их взаимодействия со сверстниками;
- формирование двигательных навыков, навыков пространственной ориентировки в процессе АФВ, а за- тем перенос их в повседневную деятельность;
- двигательные действия, «привязанные» к режиму дня, расписанию образовательного учреждения (например, зарядка - утром, урок адаптивного физического воспитания - днем, занятия в бассейне - вечером и т. п.);
- выбор доступной двигательной деятельности, ориентированной не только на успех, но и на то, чтобы двигательная активность вызывала у занимающихся положительные психоэмоциональные переживания;
- учет возраста ребенка и времени наступления нарушений, который особенно важен для коррекции различных нарушений у детей с сенсорными нарушениями (например, для незрячих является важным степень уже сформированных зрительных представлений, которыми можно пользоваться при ориентировке в пространстве). В работе с детьми с тугоухостью является очень важной информация о времени наступления нарушений слуха (сформирована речь или нет);
- безоценочное принятие ребенка;
- создание и использование в учебном процессе картинки, символа, рисунка (схемы, пиктограммы) с алгоритмом действий. Соотнесение изображения с реальным предметом, действием. Например, на картинке нарисован мяч, значит необходимо представить ребенку реальный мяч;
- мобилизация интересов и воли ребенка к деятельности. Научить ребенка брать на себя основную роль в процессе собственного развития и самореализации.
Необходимо признать, что успех реализации этой концепции возможен только при комплексном подходе к решению задач обучения и воспитания каждого конкретного ребенка, теснейшей связи специалиста АФК с другими субъектами педагогического процесса.
Исходя, из разработанной концепции следует, что основными моделями её реализации являются образовательная, коррекционно-компенсаторная, оздоровительно-профилактическая и художественно-музыкальная. Предполагается, что инновационные педагогические технологии адаптивного физического воспитания, основанные на широком применении средств и методов традиционной и нетрадиционной физической культуры, на комплексном, индивидуальном и дифференцированном подходе к решению образовательных задач, на создании коррекционно-развивающей среды образовательного процесса, будут способствовать повышению двигательной активности, физической подготовленности детей и качества жизни детей рассматриваемой категории. Кроме того, будут способствовать приобщению детей к активной жизненной позиции, социализации и интеграции их в общество нормально развивающихся сверстников. Вся эта работа позволит охватить максимально возможное количество детей с сенсорными и множественными нарушениями, нуждающихся в физической реабилитации.
Список литературы
- Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением /Т. А. Басилова. //Дефектология. - 1996, №3. - С. 47-55.
- Басилова Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей /Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2008.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / [Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др.]; под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Выготский Л. С. Движения в жизни ребенка//Хрестоматия по общей психологии / Л. С. Выготский. - М., 1997.
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь /М. В. Жигорева. - М.: Академия, 2006.
- Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры/С. П. Евсеев. /Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.
- Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебник /Л. В. Шапко-ва /под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой. -М: Советский спорт, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи, основные принципы
В помощь педагогу-психологу...
ПРЕДМЕТ МХК ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ,ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.
Цели, задачи, принципы построения предмета МХК....
Задачи с практическим содержанием. Задачи в целых числах на округление в большую или меньшую сторону
Начинать подготовку учащихся и их родителей к ЕГЭ по математике следует уже с 5 класса. Учащимся следует привыкнуть к форме теста, начать знакомиться с простейшими типами задач, представленных на экза...
Основные цели, задачи, средства, принципы и методы спортивной подготовки
Методическое объединение учреждений дополнительного образования детейМУДО ДЮСШ Тема: «Основные цели, задачи, средства, принципы и методы спортивной тренировки» Подготовил: методист МУД...
Презентация по ОБЖ для 9 класса. Тема: Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности
Знакомство обучающихся с целями, задачами и принципами гуманитарной деятельности; воспитывать качества гуманного отношения к человечеству, милосердия, взаимопомощи, добрососедства, чувства интернацион...
Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности
Знакомство обучающихся с целями, задачами и принципами гуманитарной деятельности; воспитывать качества гуманного отношения к человечеству, милосердия, взаимопомощи, добрососедства, чувства интернацион...
Цели, задачи и ведущие принципы образования работы туристского объединения
В школьной программе нет изучения туризма, хотя дети всегда просят классных руководителей организовать походы и вылазки на природу. В курсе основ безопасности жизнедеятельности даются некоторые началь...