Цели, задачи, принципы и содержание адаптивного физвоспитания лиц со сложными нарушениями
статья

Титова Алла Александровна

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования и инструкторов адаптивного физвоспитания, работающих с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели, задачи, принципы и содержание адаптивного физвоспитания лиц со сложными нарушениями

Обучение и воспитание детей с сенсорными и множественными нарушениями представляет собой достаточно сложный и многогранный образовательный процесс, к тому же один из малоизученных, особенно в сфере адаптивного физического воспитания. Все предыдущие исследовательские работы в плане построения образовательного процесса касались, в основном, развития социально-бытовых навыков, коммуникативной и познавательной деятельности. В настоящее время, фундаментальных исследований физического развития, физической подготовленности детей рассматриваемой категории нет. В связи с этим потребность в изучении и разработке системы физической абилитации и реабилитации детей с сенсорными и множественными нарушениями весьма актуальна и своевременна. Необходимость разработки методики адаптивного физического воспитания для детей с сенсорными и множественными нарушениями обусловлена и тем, что в настоящее время увеличивается число таких детей. Они, как правило, воспитываются и обучаются в условиях детских домов, интернатов, психоневрологических интернатов, в условиях домашнего обучения, а адаптивное физическое воспитание активно внедряется в учебно-воспитательный процесс специальных (коррекционных) школ. Специалисты АФК, работающие в этих учреждениях, нуждаются в специальных знаниях, в методической литературе и рекомендациях по двигательной реабилитации этих детей. В связи с этим, можно констатировать, что для полноценного образования детей с сенсорными и множественными нарушениями необходима разработка системной методики адаптивного физического воспитания.

Отличительной чертой детей данной категории является нарушение коры головного мозга, замедленность темпов развития мышления, восприятия, что приводит к трудностям овладения двигательными действиями. Известно, что вся деятельность человека осуществляется на основе комплексного взаимодействия всех органов и систем под контролем головного мозга. В этом взаимодействии многие исследователи важную роль отводят двигательному анализатору, так как в процессе любого вида деятельности человека он взаимодействует со зрительным, слуховым, тактильно-вибрационным анализаторами. Нарушение деятельности одного из анализаторов оказывает негативное влияние на другие. Картина двигательных нарушений у детей с сенсорными и множественными нарушениями мозаична и разнообразна. Двигательные нарушения у данной категории детей, мы рассматриваем не как болезнь, а как несформированность двигательного навыка. В связи с этим адаптивное физическое воспитание считаем одним из эффективных средств гармоничного развития личности ребенка, имеющего стойкие, и тяжелые нарушения в развитии. По мнению ряда исследователей занятия доступными видами адаптивной физической культуры, призваны к максимально возможному развитию жизнеспособности человека, имеющего даже устойчивые отклонения в состоянии здоровья. Нужно не только обучать ребенка тем или иным умениям, но главное - нужно научить его бороться, вести активный образ жизни, учиться и мыслить, решать поставленные перед ним задачи с помощью имеющегося потенциала. Всё это, безусловно, обусловливает разработку современных подходов к всестороннему, в том числе и физическому развитию детей с множественными нарушениями.

Такой подход к разработке методики адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями, основанный на интеграции теоретических (психолого-педагогических) знаний об особенностях их развития, имеющегося практического опыта, использования инновационных, гуманистически ориентированных форм обучения, формирует необходимый уровень современного арсенала педагогических воздействий на физическое развитие детей рассматриваемой категории


Цели и задачи концепции адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями

Концепция адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с сенсорными и множественными нарушениями предусматривает реализацию следующих целей:

1. Разработка и апробация педагогических технологий адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями, основанных на широком привлечении средств АФК, специальных методов физической реабилитации и адаптивной двигательной рекреации.

2. Обеспечение коррекционно-развивающей среды обучения.

3. Содействие социализации и интеграции детей средствами адаптивной физической культуры.

В соответствии с перечисленными целями предполагается решение двух групп задач:

1. Создание и апробация новых педагогических технологий адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями.

1.1. Разработать содержание разделов учебной программы адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями для детей младшего школьного возраста.

1.2. Разработать методику обучения двигательным действиям, опирающуюся на активные формы обучения, имеющийся опыт работы с данной категорией детей и внедрением новых, современных технологий педагогических воздействий.

1.3. Проанализировать эффективность различных моделей физкультурно-оздоровительной, коррекционно-развивающей, профилактической работы, используемых в учебном процессе детей с сенсорными и множественными нарушениями.

1.4. Провести городские (региональные) семинары, круглые столы по проблемам применения традиционных и нетрадиционных средств и методов адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями.

2. Внедрение разработанных педагогических технологий в учебный процесс специальных (коррекционных) учреждений, а также в систему надомного обучения, где обучается большое число детей с сенсорными и множественными нарушениям.

2.1. Разработать теоретическую основу коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих максимальную безопасность при занятиях физическими упражнениями, повышение двигательной активности и мобильности занимающихся.

2.2. Разработать информационную диагностическую карту развития ребенка как средство углубленного понимания его компетенций и потенциала.

2.3. Исследовать возможности внедрения в систему надомного обучения адаптивного физического воспитания, основанного на комплексном, индивидуальном и дифференцированном подходе к решению образовательных задач каждого ученика.

2.4. Разработать программу рекреационных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и средств адаптивной физической культуры для различных категорий детей (с сенсорными, множественными нарушениями и пр.). Привлечь к проведению этих мероприятий студентов, обучающихся на факультетах АФК, специалистов АФК и родителей, воспитывающих этих детей.


Принципы реализации концепции адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями

Концепция адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями базируется на принципах адаптивной физической культуры, коррекционно-компенсаторных принципах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-воспитательная работа включает в себя комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в развитии детей. В связи с этим ведущим принципом организации учебного процесса является принцип единства психолого-педагогических и медицинских воздействий, которые взаимно обусловливают друг друга и вместе определяют успешность развития ребенка.

Принципы адаптивного физического воспитания базируются на том, что адаптивная и традиционная физическая культура являются важнейшими факторами формирования телесного (физического) и духовного (психического) здоровья любого человека, в том числе имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья. Рассмотрим некоторые из них, являющиеся, на наш взгляд, наиболее приемлемыми в работе с рассматриваемой категорией детей (по Шапковой Л. В., 2007).

Принцип гуманистической направленности в АФК означает:

- учет естественных, социальных и образовательных потребностей занимающихся;
- направленность на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование его физической готовности к жизни;
- создание равноправных условий на занятиях физическими упражнениями; признание ценности личности независимо от физических и умственных способностей;
- предоставление выбора доступных форм двигательной активности, спортивного инвентаря в процессе занятий;
- сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие потенциальных возможностей физического, психического, духовного развития и саморазвития личности.

Принцип непрерывности физкультурного образования:

- удовлетворение потребности в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, преодолении гиподинамии и гипокинезии;
- удовлетворение потребности в общении и культурном обогащении;
- совершенствование физических и координационных способностей;
- сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни;
- повышение устойчивости к простудным заболеваниям, к агрессивным факторам природы и пр.

Принцип коррекционно-компенсаторной направленности педагогического процесса (по Выготскому Л. С., 1997):

  1. содействие коррекции и компенсации нарушенных функций (двигательных, функциональных,         психических);
  2. комплексный подход к профилактике возникновения новых двигательных нарушений;
  3. учет индивидуальных темпов развития, состояния двигательных функций и интеллектуальных         способностей;
    - индивидуальный и дифференцированный подход к коррекции двигательных нарушений;
  4. позитивная направленность, заинтересованность в результатах самого занимающегося;
  5. психолого-педагогическая поддержка в процессе         АФВ;
  6. физическое сопровождение и помощь в передвижениях.

Принцип социализации и интеграции:

  • содействие развитию жизненно значимых физических качеств и координационных         способностей;
  • содействие всестороннему и гармоничному развитию личности;
  • освоение социально-культурного опыта, использование сформированных навыков в повседневной жизни, подготовка к самостоятельной жизни в обществе;
  • учет зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.         С.);
  • активное включение лиц со стойкими отклонениями в состоянии здоровья в физкультурно-оздоровительные мероприятия вместе со здоровыми людьми.

Содержание концепции

Направленность комплексного содержания адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями заключается в том, чтобы максимально создать условия для овладения разными видами жизненно значимыми двигательными умениями и навыками, зрительно-двигательными, слухо-двигательными, кинестетическими образами, а также ориентировочной деятельностью в пространстве с опорой как на зрительные (в том числе и остаточное зрение), так и на слуховые, тактильные, вибрационные, обонятельные и кинестетические ощущения.

Основу содержания концепции адаптивного физического воспитания детей с сенсорными и множественными нарушениями будет составлять разработанная учебная программа по адаптивному физическому воспитанию, методика обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста, гуманистически ориентированные формы обучения, а также индивидуальный и дифференцированный подходы к решению проблем каждого ребенка.

Главная направленность содержания разделов учебной программы предусматривает внедрение в специальные (коррекционные) учреждения инновационных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям детей рассматриваемой категории. Технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение различных средств, методов, форм занятий по адаптивному физическому воспитанию с детьми, имеющими стойкие сенсорные и множественные нарушения с целью формирования у них жизненно значимых двигательных умений и навыков, повышение двигательной активности, мобильности занимающихся, совершенствование физических качеств, а также содействие их социализации и интеграции. Использование средств и методов адаптивной физической культуры в профилактике возникновения новых двигательных нарушений у детей с множественными нарушениями выражается в установках на коррекцию осанки, плоскостопия, сколиозов и др. двигательных нарушений, оздоровление, закаливание. Особое внимание уделяется коррекции психоэмоционального состояния занимающихся с использованием средств АФК. Физические и психофизические упражнения как показывает практика, позволяют изменить эмоционально-волевую сферу занимающихся, повысить чувство самостоятельности, самореализации, что в свою очередь, влияет на социализацию и интеграцию этих детей.

В данной концепции адаптивного физического воспитания важное место занимает коррекционно-развивающая среда, с помощью которой создаются условия для формирования жизненно необходимых двигательных навыков, коррекции и компенсации нарушенных функций (двигательных, функциональных, психических, эмоциональных). Учитывая, что игра, как ни одно другое воздействие позволяет детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры, и выработать, благодаря полученным знаниям, опыту и, прежде всего желанию, определенные знания, важное место в концепции занимают коррекционные подвижные игры и игровые задания.

Использование традиционных и нетрадиционных средств и методов адаптивной физической культуры, методов рекреационного направления физической культуры (релаксационные и танцевальные упражнения под музыку, художественно-музыкальные и др. телесно-ориентированные практики), где интегрируются движение, образ и музыка вызывает у детей интерес к занятиям, положительные психоэмоциональные переживания, приобщает их к здоровому образу жизни. Развитие сенсорных эталонов, навыков пространственной ориентировки, коммуникации, приобретение сенсорного опыта в процессе АФВ ведет к уверенности в движениях, ориентировке пространстве, подъему жизненных сил, усилению активности.

Для удобства в работе мы предлагаем всех детей с сенсорными и множественными нарушениями распределить по группам (по уровню физической подготовленности) с учетом состояния двигательной сферы, степени и характера нарушений, физической подготовленности, рекомендаций врачей-специалистов.

Распределение занимающихся по уровням физической подготовленности представлена в таблице.

Определение уровня физической подготовленности занимающегося и учёт рекомендаций врачей-специалистов позволяет, более успешно дифференцировать педагогическое воздействие на ребенка, ставить задачи по коррекции и развитию, активизации двигательной сферы, подбирать адекватные средства и методы обучения.

Концепцию формирования жизненно значимых двигательных умений и навыков можно представить следующими факторами (положениями):

  1. естественная среда и задания (двигательные действия), приближенные к реальной жизненной ситуации;
  2. благоприятные условия для развития сенсорного воспитания, которое обеспечивает обобщение чувственного опыта ребенка, формирует у него представления о свойствах и качествах предметов и служит базой для развития мыслительных процессов;
  3. коррекционно-развивающие условия для максимальной реализации потенциальных двигательных возможностей каждого ученика;
    - упрощенный дидактический материал;
  4. однотипность двигательных навыков в разные возрастные периоды жизни ребенка;
  5. модификация, адаптация физических упражнений в такой степени, чтобы упражнения сохранили своё базовое предназначение и оригинальный характер;
  6. адаптация игровых заданий, подвижных игр, соответствующих их возрасту и возможностям;
  7. «позиционирование» - приспособление, поиск (выбор) позы, необходимой для разучивания или выполнения того или иного действия;
  8. физическое сопровождение при выполнении двигательных действий (полное или частичное);
  9. помощь детям в повышении двигательной активности, увеличении степени их взаимодействия со сверстниками;
  10. формирование двигательных навыков, навыков пространственной ориентировки в процессе АФВ, а за- тем перенос их в повседневную деятельность;
  11. двигательные действия, «привязанные» к режиму дня, расписанию образовательного учреждения (например, зарядка - утром, урок адаптивного физического воспитания - днем, занятия в бассейне - вечером и т. п.);
  12. выбор доступной двигательной деятельности, ориентированной не только на успех, но и на то, чтобы двигательная активность вызывала у занимающихся положительные психоэмоциональные переживания;
  13. учет возраста ребенка и времени наступления нарушений, который особенно важен для коррекции различных нарушений у детей с сенсорными нарушениями (например, для незрячих является важным степень уже сформированных зрительных представлений, которыми можно пользоваться при ориентировке в пространстве). В работе с детьми с тугоухостью является очень важной информация о времени наступления нарушений слуха (сформирована речь или нет);
  14. безоценочное принятие ребенка;
  15. создание и использование в учебном процессе картинки, символа, рисунка (схемы, пиктограммы) с алгоритмом действий. Соотнесение изображения с реальным предметом, действием. Например, на картинке нарисован мяч, значит необходимо представить ребенку реальный мяч;
  16. мобилизация интересов и воли ребенка к деятельности. Научить ребенка брать на себя основную роль в процессе собственного развития и самореализации.

Необходимо признать, что успех реализации этой концепции возможен только при комплексном подходе к решению задач обучения и воспитания каждого конкретного ребенка, теснейшей связи специалиста АФК с другими субъектами педагогического процесса.

Исходя, из разработанной концепции следует, что основными моделями её реализации являются образовательная, коррекционно-компенсаторная, оздоровительно-профилактическая и художественно-музыкальная. Предполагается, что инновационные педагогические технологии адаптивного физического воспитания, основанные на широком применении средств и методов традиционной и нетрадиционной физической культуры, на комплексном, индивидуальном и дифференцированном подходе к решению образовательных задач, на создании коррекционно-развивающей среды образовательного процесса, будут способствовать повышению двигательной активности, физической подготовленности детей и качества жизни детей рассматриваемой категории. Кроме того, будут способствовать приобщению детей к активной жизненной позиции, социализации и интеграции их в общество нормально развивающихся сверстников. Вся эта работа позволит охватить максимально возможное количество детей с сенсорными и множественными нарушениями, нуждающихся в физической реабилитации.


Список литературы

  1. Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением /Т. А. Басилова. //Дефектология. - 1996, №3. - С. 47-55.
  2.  Басилова Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей /Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / [Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др.]; под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  4. Выготский Л. С. Движения в жизни ребенка//Хрестоматия по общей психологии / Л. С. Выготский. - М., 1997.
  5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь /М. В. Жигорева. - М.: Академия, 2006.
  6.  Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры/С. П. Евсеев. /Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.
  7. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебник /Л. В. Шапко-ва /под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой. -М: Советский спорт, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТ МХК ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ,ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

Цели, задачи, принципы построения предмета МХК....

Задачи с практическим содержанием. Задачи в целых числах на округление в большую или меньшую сторону

Начинать подготовку учащихся и их родителей к ЕГЭ по математике следует уже с 5 класса. Учащимся следует привыкнуть к форме теста, начать знакомиться с простейшими типами задач, представленных на экза...

Основные цели, задачи, средства, принципы и методы спортивной подготовки

Методическое объединение учреждений дополнительного образования детейМУДО ДЮСШ Тема: «Основные цели, задачи, средства, принципы и методы спортивной тренировки»  Подготовил: методист МУД...

Презентация по ОБЖ для 9 класса. Тема: Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности

Знакомство обучающихся с целями, задачами и принципами гуманитарной деятельности; воспитывать качества гуманного отношения к человечеству, милосердия, взаимопомощи, добрососедства, чувства интернацион...

Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности

Знакомство обучающихся с целями, задачами и принципами гуманитарной деятельности; воспитывать качества гуманного отношения к человечеству, милосердия, взаимопомощи, добрососедства, чувства интернацион...

Цели, задачи и ведущие принципы образования работы туристского объединения

В школьной программе нет изучения туризма, хотя дети всегда просят классных руководителей организовать походы и вылазки на природу. В курсе основ безопасности жизнедеятельности даются некоторые началь...