Рабочая программа по физической культуре в 6 классе "Самбо в школу"
рабочая программа по физкультуре (6 класс) на тему
Рабочая программа по физической культуре в 6 классе "Самбо в школу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sambo_6kl.docx | 69.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талецкая средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Директор МБОУ «Талецкая СОШ» Гомбоев В.Б. ____________ Приказ № ___ от «___»_____201_ г. | Согласовано: заместитель Директора по УВР МБОУ «Талецкая СОШ» ___________________________ «_____»_________201_ г. | Программа рассмотрена на МО «Естественно-математического цикла» МБОУ «Талецкая СОШ» Протокол №___ от «__» ____________201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
6 КЛАСС
«САМБО»
Составитель: Рудаков Д.Г.
Категория: высшая
2018 г.
Содержание
2. Общая характеристика предмета 4
3. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане 8
Планируемые предметные результаты на уровне основного общего образования 12
5. Содержание предмета «Физическая культура» 15
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура» 24
1. Пояснительная записка
Учебный предмет «физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач Государства по повышению общего уровня здоровья нации, формированию ценностей здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Примерная рабочая программа учебного предмета «физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577);
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» N 329-ФЗ от 04.12.2007г.;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательной деятельности получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета;
Организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание Программы строится по модульной системе обучения, с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с нарушением состояния здоровья.
Основная цель изучения учебного предмета «физическая культура» - развитие физических качеств и двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование национально - культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.
Основные задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья, в том числе и закаливание организма; оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей; повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений саморегуляции средствами физической культуры;
- Формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений; формирование культуры движений; приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.
- Содействие развитию психомоторных функций; формирование морально - волевых качеств; формирование духовно-нравственной культуры на основе национальных ценностей, а также на диалоге культур.
- Обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного, эстетического и физического развития личности обучающегося.
- Развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «физическая культура».
В основу разработки программы по предмету «Физическая культура» заложены следующие принципы:
- личностно-ориентированные – двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
- культурно-ориентированные – целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности овладения основами физической культуры;
- деятельностно-ориентированный – переход от совместной деятельности к самостоятельной деятельности младшего школьника;
- принцип достаточности сообразности, определяющий распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенности формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- принцип вариативности, лежащий в основе планирования учебного материала в соответствии с особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями.
2. Общая характеристика предмета
Содержание учебного предмета «физическая культура» представлено современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности, обучающихся путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. Модули, включённые в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации учебного процесса.
Программный материал отражает все современные запросы общества:
Приобщение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, воспитание национально - культурных ценностей и традиций, предоставление равных возможностей, в том числе для детей с нарушением состояния здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся позволяющий выполнить нормы и требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК «ГТО»).
Ценностные ориентиры Программы определяются ориентированностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством.
Программа предусматривает не только физическую подготовленность и совершенствование обучающихся, но и формирование таких качеств личности как: активность, инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии и самооценке, готовность обучаться в течение всей жизни, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение ставить и достигать цели, выбирать жизненные стратегии, умение делать выбор и осмысливать последствия выбора и результаты собственной деятельности, вести консенсусный диалог и работать в команде.
Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной дидактики и возрастной психологии, включает национально-региональный компонент и направлен на решение задач по модернизации системы физического воспитания: использование физкультурно-спортивной деятельности для укрепления здоровья, формирование устойчивых мотивов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организация активного отдыха, социализация и адаптация детей и подростков к требованиям и вызовам современного общества.
Программа учебного предмета «физическая культура» представлена следующими содержательными компонентами:
Знания о физической культуре (информационный компонент деятельности); способы физкультурной деятельности (операциональный компонент деятельности);
Физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности), которое подразделяется на физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность.
Содержательный компонент «Знания о физической культуре» включает историю физической культуры, влияние физических упражнений, физическая нагрузка, частота сердечных сокращений.
Содержательный компонент «Способы физкультурной деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой и соотносится с разделом знания о физической культуре.
Содержание компонента «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из отдельных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены соответствующими тематическими разделами – «Самбо», «Легкая атлетика», «Лыжные гонки», «Спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Принципы и особенности содержания Программы:
• Принцип систематичности и последовательности предполагает учет влияния наиболее эффективных средств и методов достижения целей преподавания предмета «физическая культура», обеспечивающих рост уровня физических показателей обучающихся с учетом целостности учебно-воспитательного процесса по данному предмету; базируется на взаимосвязанных и взаимообусловленных целях, направленных на закрепление ранее усвоенных теоретических и практических знаний, профессионально - важных умений, навыков и качеств, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение и формирование нового учебного материала.
• Принцип непрерывности процесса формирования двигательных навыков и повышения уровня физических показателей предполагает преемственность как между разными ступенями и этапами обучения, так и между разными формами обучения. Реализация этого принципа в программе обеспечивается за счет ступенчатости, многоуровневости ее построения.
• Принцип доступности и индивидуализации предполагает трансформацию средств, форм и методов содержания физкультурно-спортивного образования в элементы опыта личности обучающихся, адекватных их состоянию здоровья, возрастным, психофизиологическим особенностям, уровню физического развития и физической подготовленности, направленности их физкультурных и спортивных предпочтений.
• Принцип вариативности в организации образовательной деятельности являющегося одним из фундаментальных характеристик нового качественного обеспечения образования школьников по предмету «физическая культура», предполагает многообразие и гибкость используемых в программе форм, средств и методов обучения, реализуемых в зависимости от особенностей региона, типа образовательного учреждения, состояния материально-технической базы, физического развития, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей обучающихся.
• Принцип минимакса в организации образовательной деятельности, является одной из возможностей предоставления обучающемуся освоение содержания полного курса на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально - безопасного минимума.
• Соблюдение дидактических правил - «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», «от простого к сложному», ориентированных на выбор и планирование учебного материала в соответствии с постепенным освоением основ теоретических знаний, практических умений и навыков в учебной и самостоятельной физкультурной, оздоровительной и спортивной деятельности.
• Системно - деятельностный подход педагогического работника по физической культуре и спорту к планированию учебного материала с целью формирования у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры и спорта с учетом взаимосвязи изучаемых явлений и процессов, планируемых результатов - предметных, метапредметных и личностных.
3. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане
На уровне основного общего образования учебный предмет «Физическая культура» является обязательным для изучения и является одной из составляющих предметной области «физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
На изучение учебного предмета «физическая культура» в соответствии с Примерным учебным планом основного общего образования ориентировочно отводится по 105 часов ежегодно.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Все занятия по физической культуре проводятся в приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
К формам организации занятий по физической культуре в 5 классе относятся: уроки физической культуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время уроков, игры и физические упражнения на переменах); внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования); внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, спортивных обществах); самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках).
Методы организации урока:
Фронтальный – упражнения выполняются одновременно всеми учащимися (игры, упражнения на осанку, построения перестроения) – использую при проведении строевых, обще развивающих упражнений в водной части урока.
Поточный - учащиеся выполняют одно и то же упражнение по очереди, один за другим, беспрерывным потоком (лазанья по гимнастической стенке, скамейке, прыжки в длину, бег).
Посменный – учащиеся распределятся на смены, на очереди для выполнения упражнений (метания, акробатические упражнения, лазанье).
Индивидуальный – используются в учетных уроках.
Групповой - каждая группа учащихся по заданию учителя занимается самостоятельно, выполняя в порядке очереди разные виды упражнений.
На уроках физической культуры основными технологиями являются игровые и групповые технологии, которые несут ряд функций: обучающие, воспитательные, развивающие, психотехнические, коммуникативные, развлекательные, релаксационные. Эти технологии позволяют более действенно обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общее комфортное состояние обучающегося, дать заряд положительных эмоций, снять негативный настрой после прохождения некоторых уроков, дать общий эффект радости от общения от успешного преодоления трудностей.
Здоровье сберегающие технологии позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Применение ИКТ на уроках образовательно-предметной и образовательно-познавательной направленности позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира в области физической культуры и спорта; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Технология проектной деятельности стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к вопросам здорового образа жизни, физкультуры и спорта, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
Учебный предмет «Физическая культура» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса. Поэтому на уроках физической культуры непременно используется межпредметная связь:
- ОБЖ - ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги;
- Биология - процессы дыхания, природные явления, режим дня школьника, рацион питания, оказание первой медицинской помощи;
- Математика - расстояние, скорость.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «физическая культура» - личностные, метапредметные и предметные
Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по предмету «физическая культура».
Планируемые личностные результаты:
- Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям Российского народа на примере истории национальных видов спорта и народных игр.
- Сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере геройских подвигов спортсменов - участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.
- Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к учебному предмету «физическая культура».
- Развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и культуры тела.
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Сформированность духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия (скорость, сила, амплитуда, вектор, частота, дыхание, обмен веществ, работоспособность, ткани, возбуждение, торможение и мн. другие) и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно делать выбор в учебной и познавательной.
Познавательные универсальные учебные действия:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических упражнений в двигательные действия и наоборот;
- владеть культурой активного использования информационно - поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Планируемые предметные результаты на уровне основного общего образования
Выпускник научится:
- Рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- Раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- Разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- Руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- Составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- Выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
- Выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- Выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- Выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
- Выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
- Выполнять основные технические действия самбо;
- Выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол и лапту в условиях учебной и игровой деятельности;
- Выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- Характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- Характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- Вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- Проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- Проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
- Выполнять комплексы упражнений адаптивной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
- Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- Осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- Выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
- Выполнять технические и тактические действия самбо в учебной схватке.
5. Содержание предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
Здоровый образ жизни человека. Основы формирования культуры тела, культуры движений, культуры здоровья. Роль и значение занятий физической культурой в формировании личности. Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах. Общие представления об истории возникновения Зарождение борьбы Самбо в России. Самбо во время Великой Отечественной Войны.
Способы физкультурной деятельности.
Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной физической подготовки.
Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи или помощника судьи). Проведение утренней зарядки и физкультурных пауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики. Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения). Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Модуль 1. Спортивные игры.
Раздел «Футбол».
Бег, ходьба, различные способы перемещения, прыжки; остановки; повороты. Основные стойки и специальная техника передвижений футболиста.
Подвижные игры: «борьба за мяч»; «гонка мячей по кругу»; «смена скорости и направления движения в беге»; «финты корпусом»; «чехарда»; «пятнашки». Эстафеты с элементами футбола. Двусторонняя игра.
Раздел «Баскетбол».
Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение различных способов передвижения с техническими приемами. Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении. Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля. «Пятнашки» с ведением. Ведение мяча с использованием зрительных ограничений. Броски мяча одной (двумя) руками сверху. Разнообразные исходные положения перед броском. Броски левой и правой рукой. Штрафные броски.
Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «10 передач», «муравейник», «обгони мяч», «салки распасовки мячом», «часики». Игры - задания. Двусторонняя игра.
Модуль 2. Самбо.
Раздел «Гимнастика».
Освоение акробатических упражнений и комбинаций (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Освоение гимнастических упражнений и комбинаций на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, аэробные движения.
Раздел «Самбо».
Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на спину через партнера; на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке; на бок кувырком в движении, выполняя кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре или стоящего боком; вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг продольной оси; из стойки на руках; на руки прыжком, тоже прыжком назад; на спину прыжком.
Специально-подготовительные упражнения для бросков: зацепов, подхватов, через голову, через спину, через бедро.
Техническая подготовка. Ознакомление и разучивание бросков Самбо: выведение из равновесия: толчком, скручиванием; захватом руки и одноименной голени изнутри; задней подножки; задней подножки с захватом ноги; передней подножки; боковой подсечки; через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки; зацепа голенью изнутри; подхвата под две ноги; через спину; через бедро.
Тактическая подготовка. Игры-задания.
Модуль 3. Лёгкая атлетика.
Совершенствование навыков ходьбы. Техника бега. Ускорение с переходом в бег по инерции. Специальные беговые упражнения и задания с различными акцентами. Совершенствование навыков бега. Кросс по слабопересечённой местности. Прыжки на одной ноге; на двух ногах; с ноги на ногу; на месте; с поворотами; с продвижением вперёд и назад; со скакалкой. Прыжки в высоту; в длину; с места; с разбега. Прыжки через естественные препятствия, кочки, земляные возвышения и т. п., самостоятельно и в парах. Метание малого мяча различными способами. Броски набивного мяча различными способами.
Модуль 4. Лыжная подготовка.
Скользящий шаг. Классические лыжные ходы (попеременные ходы - двушажный и четырёхшажный; одновременные ходы - бесшажный, одношажный и двухшажный). Коньковые ходы: одновременный полуконьковый ход; коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов); одновременный одношажный коньковый ход, попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении.
Игры: «лидирование», «сороконожка на лыжах», «догони», соревнование- эстафеты «слалом на равнине», эстафеты.
Модуль 5. Модуль отражающий национальные, региональные или этнокультурные особенности игра «Лапта».
Общеразвивающие и специальные упражнения. Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. Хват биты. Упражнения с битой, имитационные удары битой. Упражнения с теннисным мячом: подбрасывание вверх, ловля, броски мяча из разных положений с различными перемещениями; жонглирование. Удары мяча битой: сверху, сбоку, снизу; на точность и дальность. Удары за контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Ловля мяча с подачи. Передача и ловля мяча с перемещением. Пространственные упражнения, выбор позиции в поле, согласованность действий в игре. Игры с мячом, эстафеты. Учебные и соревновательные игры. Двусторонняя игра.
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на уровне основного общего образования.
Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется с точки зрения индивидуализации педагогического процесса.
Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств.
Особенность данного процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимально благоприятные условия для его роста. Результат применения индивидуального подхода на уроках физической культуры полностью зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.
Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья осуществляют с помощью:
- общеукрепляющих упражнений, которые применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания: упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для совершенствования координации движений и улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения тонуса мышц, создания условий отдыха);
- дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного движения конечностями и туловищем и динамических - одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным), а также с использованием надувных игрушек и мячей;
- оздоровительно - корригирующих упражнений с использованием подвижных игр малой и умеренной интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, ручного мяча, дартса, бадминтона, тенниса, водного поло, а также аэробики низкой (средней) интенсивности. Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью;
- спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля мяча, ходьба на лыжах, скандинавская ходьба, оздоровительное плавание, езда на велосипеде. Данные упражнения применяются в зависимости от задач, поставленных на занятиях и категории обучающихся.
Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых упражнений (комплексов), сокращением их длительности и количества повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и задержкой дыхания.
Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся. Знание признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.
Примерный график распределения времени по четвертям.
№ | Название уроков | 1 четверть сентябрь-октябрь | 2 четверть ноябрь-декабрь | 3 четверть январь-март | 4 четверть апрель-май |
1 | Спортивные игры | ||||
1.1 | Баскетбол | 5 | 6 | ||
1.2 | Футбол | 6 | 5 | ||
2 | Самбо | ||||
2.1 | Гимнастика | 9 | 5 | ||
2.2 | Самбо | 4 | 3 | 9 | 3 |
3 | Легкая атлетика | 9 | 2 | 11 | |
4 | Лыжная подготовка | 14 | |||
5 | Национальный компонент | 3 | 3 | 8 | |
ИТОГО: | 27 | 21 | 30 | 27 |
Календарный учебный график
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них
| Форма контроля | Дата | примеч | ||
Теория | Практика | пл | факт | |||||
I четверть-27 ч | ||||||||
1 | Легкая атлетика | 9 | 2.2 | 6.8 | Тест 1,2 | |||
1.1 | Строевые упражнения. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
1.2 | Разновидности ходьбы | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
1.3-1.4 | Обучение технике бега на передней части стопы. Бег с ускорением. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 1 | |||
1.5-1.6 | Высокий и низкий старт, старт с опорой на одну руку. Челночный бег. Старт и стартовый разгон. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
1.7-1.8 | Эстафетный бег | 2 | 0,3 | 1,7 | Тест 2 | |||
1.9 | Барьерный бег, техника преодоления препятствия. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2 | Футбол | 6 | 1.5 | 4.5 | Тест 1,3,4,5,6 | |||
2.1 | Физическая подготовка | 1 | 0,2 | 0,8 | ||||
2.2 | Воспитание гибкости, ловкости и быстроты средствами общей и специальной физической подготовки. | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 1 | |||
2.3 | Техника передвижения. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест3 | |||
2.4 | Техника полевого игрока | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 Тест 6 | |||
2.5 | Удары по мячу | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 4 | |||
2.6 | Остановка мяча | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3 | Самбо | 4 | 1.2 | 2.8 | Тест 1,3 | |||
3.1 | Специально-подготовительные упражнения Самбо | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 1 | |||
3.2 | Приёмы самостраховки | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3.3 | Самостраховка на спину перекатом через партнера. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
3.4 | Самостраховка на бок | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
4 | Национальный компонент (лапта) | 3 | 1 | 2 | Тест 1 | |||
4.1 | Игры и упражнения на развитие восприятия и ориентировки в пространстве | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест 1 | |||
4.2 | Упражнения для укрепления мышц рук, плечевого пояса, мышц живота, мышц ног. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
5 | Баскетбол | 5 | 1,2 | 3,8 | Тест 1,5,6 | |||
5.1 | Основные стойки в сочетании с передвижениями | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 1 | |||
5.2 | Прыжки | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 6 | |||
5.3 | Остановка в беге | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
5.4 | Ловля одной и двумя руками высоко летящего мяча; с низкого отскока; быстро летящего мяча | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 5 | |||
II четверть-21 ч | ||||||||
1 | Баскетбол | 6 | 1,8 | 4,2 | Тест 2,4,5,7,8,9 | |||
1.1 | Передача мяча | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 | |||
1.2 | Ведение и передача из рук в руки | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 2 | |||
1.3 | Броски мяча | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 7 | |||
1.4 | Броски левой и правой рукой | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
1.5 | Сочетание способов передвижений с техническими приемами игры в защите | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 8 | |||
1.6 | Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «10 передач», «муравейник», «обгони мяч», «салки распасовки мячом», «часики». Игры - задания. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 9 | |||
2 | Гимнастика | 9 | 2,7 | 6,3 | Тест 3,5,6,7 | |||
2.1 | Общая физическая и специальная подготовка. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 | |||
2.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
2.3 | Гимнастические упражнения на развитие физических и эстетических качеств обучающихся | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.4 | Акробатические элементы | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.5 | Акробатические упражнения | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.6 | Акробатическая комбинация | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 6 | |||
2.7 | Упражнения на равновесие | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.8 | Упражнения у опоры | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 7 | |||
2.9 | Совершенствование ранее изученных акробатических упражнений и связок. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3 | Самбо | 3 | 0,9 | 2,1 | Тест 4 | |||
3.1 | Самостраховка при падении на ковер спиной из основной стойки, Самостраховка вперёд на руки | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3.2 | Самостраховка на спину прыжком | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3.3 | Упражнения для бросков Повторение специально-подготовительных упражнений для бросков изученных ранее | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
4 | Национальный компонент (лапта) | 3 | 1 | 2 | Тест 4 | |||
4.1 | Упражнения с предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест 4 | |||
4.2 | Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
III четверть-30 ч | ||||||||
1 | Гимнастика | 5 | 1,3 | 3,7 | Тест 1,4 | |||
1.1 | Упражнения и комбинации на спортивных снарядах | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
1.2 | Гимнастическая перекладина | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
1.3 | Висы | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 1 | |||
1.4 | Лазание по канату | 1 | 0,2 | 0,8 | ||||
1.5 | Эстафеты. Полоса препятствий, включающая разнообразные прикладные упражнения. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2 | Самбо | 9 | 3 | 6 | Тест 2,3,4 | |||
2.1 | Для зацепов. Ходьба на внутреннем крае стопы. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.2 | Для подхватов. Махи ногой назад с наклоном, то же с кувырком вперед через плечо | 1 | 0,4 | 0,6 | ||||
2.3 | Для бросков через голову. Кувырок назад из положения стоя на одной ноге | 1 | 0,4 | 0,6 | Тест 2 | |||
2.4 | Через спину (через бедро). Поворот кругом со скрещиванием ног, то же перешагивая через свою ногу | 1 | 0,4 | 0,6 | ||||
2.5 | Техническая подготовка Броски. Выведение из равновесия: толчком, скручиванием | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
2.6 | Бросок захватом руки и одноименной голени изнутри | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.7 | Задняя подножка. Задняя подножка, выполняемая партнеру, стоящему на одном колене. Задняя подножка захватом руки и самостраховки с учётом требований её безопасности | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
2.8 | Демонстрировать технику выполняемых упражнений | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.9 | Передняя подножка. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3 | Лыжная подготовка | 14 | 4 | 10 | Тест 1,2,3 | |||
3.1 | Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
3.2 | Совершенствование специальных подготовительных упражнений, | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
3.3 | Совершенствование техники классических лыжных ходов | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
3.4 | Совершенствование техники коньковых ходов: | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
3.5 | Комплекс упражнений, направленный на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
3.6 | Совершенствование техники спуска со склонов, преодоления подъемов и торможению различными способами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест 2 Тест 3 | |||
3.7 | Прохождение дистанции по учебной лыжне (лыжной трассе) различными лыжными ходами (500, 1000, 2000, 3000 м) | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
3.8 | Эстафеты, игры - соревнования. | 3 | 0,5 | 2,5 | Тест 1 | |||
4 | Легкая атлетика | 2 | 0,6 | 1,4 | Тест 3,5 | |||
4.1 | Метание мяча на точность и дальность | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
4.2 | Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 | |||
IV четверть-27 ч | ||||||||
1 | Самбо | 3 | 0,9 | 2,1 | Тест 2,3,4 | |||
1.1 | Бросок через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 2 | |||
1.2 | Болевой прием: рычаг локтя от удержания сбоку, перегибая руку через бедро | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
1.3 | Тактическая подготовка. Игры-задания. Тренировочные схватки по заданию | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
2 | Легкая атлетика | 11 | 3,2 | 7,8 | Тест 1,2,4,5,6 | |||
2.1 | Закрепление навыков ходьбы и развитие координационных способностей | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.2 | Закрепление техники бега, , развитие координационных и скоростных способностей. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.3 | Медленный, равномерный, продолжительный бег. Кросс по слабопересечённой местности. | 1 | 0,4 | 0,6 | Тест 6 | |||
2.4 | Закрепление техники прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 1 | |||
2.5-2.6 | Прыжки в длину отталкиваясь одновременно двумя ногами | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
2.7-2.8 | Прыжки в длину с места отталкиваясь двумя ногами - на точность приземления; на заданную длину по ориентирам; на максимальный результат. Прыжки в длину отталкиваясь одной ногой: с разбега с приземлением на обе ноги | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 4 | |||
2.9 | Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | 1 | 0,4 | 0,6 | Тест 2 | |||
2.10-2.11 | Метание теннисного мяча с разбега. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 5 | |||
3 | Футбол | 5 | 1,5 | 3,5 | Тест 1,2,3,5,6,11 | |||
3.1 | Ведение мяча | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
3.2 | Техника игры вратаря | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 2 | |||
3.3 | Тактическая подготовка Тактика игры полевого игрока | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 Тест 6 | |||
3.4 | Развитие творческих способностей: подвижные игры и эстафеты. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 11 Тест 1 | |||
3.5 | Тактика игры вратаря | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 10 | |||
4 | Национальный компонент | 8 | 2 | 6 | Тест 1-4 | |||
4.1-4.2 | Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в группах | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 4 | |||
4.3-4.4 | Упражнения для обучения и дальнейшего контроля правильности хвата биты. Упражнения с битой, имитационные удары битой. Удары мяча битой: удар сверху, сбоку, снизу. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 2 | |||
4.5-4.6 | Выполнение ударов по различным координатам и квадратам. Ловля мяча с подачи | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 3 | |||
4.7-4.8 | Учебные и соревновательные игры. Игры с мячом, эстафеты. Двусторонняя игра. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 1 |
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура»
Учебно-методическое обеспечение предмета «Физическая культура» включает примерную программу по предмету «Физическая культура», учебные пособия для учителей физической культуры.
Материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура» включает необходимый набор спортивного инвентаря и оборудования с учетом особенностей образовательного процесса на каждой ступени общего образования, специфики учебного предмета, а также специфики вида (видов) спорта, минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения.
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество | Примечание |
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.; - Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» N 329-ФЗ от 04.12.2007г.; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г N 373; - Примерная основная образовательная программа начального общего образования. | 1 1 1 1 |
Список литературы
1. Лёгкая атлетика в школе / под ред. Г. К. Холодова, В. С. Кузнецова. - М.,2010г.
2. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 1-4 кл. -М., 2013г.
3. Лыжный спорт. Физкультура и спорт 2005 год.
4. Макаров, А. Н. Лёгкая атлетика. - М., 2005г.
5. Методика преподавания гимнастики в школе. - М., 2000.
6. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2000.Физкультура:
7. Подвижные игры. Пособие Л.В. Былеева. Москва 2006год
- печатные издания
1. Журнал «Физическая культура в школе»
Рекомендуемые сайты:
- www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.
- http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.
- http://ps.1September.ru Газета «Первое сентября».
Приложение 1
ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по предмету «Физическая культура».
Если у обучающихся есть противопоказания по состоянию здоровья, относящиеся к освоению физической культуры, оценка успеваемости производится с учетом медицинских ограничений, по критериям оценивания обучающихся с нарушением состояния здоровья[1].
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов необходимых для продолжения обучения, жизненной и социальной адаптации.
Результаты промежуточной аттестации должны отражать динамику индивидуальных достижений обучающихся с учетом их состояния здоровья и физиологических особенностей.
Оценивание индивидуальных достижений обучающихся, осуществляется с помощью основных критериев оценивания деятельности обучающихся по модулям программы и носит формирующий характер.
При оценивании индивидуальных достижений обучающихся выявляется полнота и глубина изучаемого (изученного) материала знаний теоретических сведений, степень освоения двигательных действий в объёме изучаемых требований, уровень развития физических способностей, результат улучшения личных показателей (см., сек., м, раз), систематичность и качество выполнения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Знания и теоретические сведения могут проверяться в ходе урока применительно к содержанию изучаемого практического материала. Так проверяется и оценивается знание терминологии, правил соревнований и требований безопасности, умение описать технику выполняемого двигательного действия и объяснить его особенности, определить и исправить свои и чужие ошибки и т.д.
Оценка | Требования | |
зачтено | 5 (отлично) | Точное соблюдение всех технических требований, предъявляемых к выполняемому двигательному действию. Двигательное действие выполняется слитно, уверенно, свободно. |
4 (хорошо) | Двигательное действие выполняется в соответствии с предъявленными требованиями, слитно, свободно, но при этом было допущено не более двух незначительных ошибок. | |
3 (удовлетворительно) | Двигательное действие выполняется в своей основе верно, но с одной значительной или не более чем с тремя незначительными ошибками. | |
не зачтено | 2 (неудовлетворительно) | При выполнении двигательного действия допущена грубая ошибка или число незначительных ошибок более трёх. |
1 | Двигательное действие не выполнено. |
Характер ошибок определяется на единой основе:
- Незначительная ошибка - неточное выполнение деталей двигательного действия, ведущее к снижению его эффективности;
- Значительная ошибка - невыполнение общей структуры двигательного действия (упражнения);
- Грубая ошибка - искажение основы техники двигательного действия.
Оценивается степень понимания обучающимися технических
Особенностей двигательного действия, умение анализировать и исправлять собственные ошибки.
При оценивании приобретенных навыков технические показатели оцениваются в условиях практического использования двигательного действия (в изменяющихся внешних условиях, при повышенных волевых и физических условиях, в соединении с другими действиями и т.д.). При проверке навыков, допускающих выявление количественных достижений, технические показатели проверяются одновременно и оцениваются во взаимосвязи с количественными результатами.
При оценивании обучающихся в совершенствовании определённых физических качеств учитываются изменения в их уровне физической подготовленности за время учебного процесса.
Оценка качества образовательной деятельности обучающихся осуществляется с помощью:
- Определения объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности;
- Определения объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно - оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;
- Обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- Обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
- Оценки готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;
- Определения предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
- Оценки степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
- Определения требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;
- Оценки сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЯМ ПРОГРАММЫ НА СТУПЕНИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 1 «Спортивные игры»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Выполнять тестовые упражнения раздела «Футбол»:
- Бег с мячом 3*10м (с).
- Бег 60м (100 м) (с).
- Смешанное передвижение с мячом (мин, с).
- Удары на точность попадания (кол-во попаданий).
- Ведение мяча, обводка стоек, удары по воротам (сек) с различных точек (мин, с).
Выполнять тестовые упражнения раздела «Баскетбол»:
- Тройной прыжок с места (м).
- Выполнение штрафных бросков (количество попаданий за единицу времени).
- Броски мяча с разных дистанций и разных позиций (количество попаданий).
- Комбинированная эстафета на умение вести мяч правой, левой рукой и поочередно, по прямой, меняя направления, между стоек, по прямой, по кругу, по восьмерке, 1 -2 финта с имитацией передачи или остановки атаковать корзину левой и правой рукой (мин, с).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 2 Самбо:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).
Качественное выполнение упражнений прикладного характера. Выполнять тестовые упражнения раздела «Гимнастика»:
- Наклон вперед из положения сидя (см).
- Поднимание туловища из положения лёжа (кол-во раз за 30 сек).
- Комбинация из акробатических упражнений (баллы).
- Опорный прыжок (баллы).
Выполнять тестовые упражнения раздела Самбо:
- Лазание по канату (м).
- Подтягивание на высокой перекладине (из виса лёжа на низкой перекладине) (кол-во раз).
- Упражнения базовой техники Самбо (баллы).
- Демонстрировать упражнения по Самбо из ВФСК «ГТО».
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 3 «Лёгкая атлетика»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
Качественно работать с дневником самоконтроля за состоянием здоровья (по показателям самочувствия), физическим развитием и физической подготовленностью.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Выполнять тестовые упражнения модуля «Легкая атлетика»:
- Бег на короткие дистанции (60 м, 100м, с).
- Прыжок в длину с места или разбега (см).
- Метание мяча на дальность или в цель (м, кол-во попаданий).
- Бег на выносливость (мин).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 4 «Лыжная подготовка»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять оценку физического развития и физической подготовленности.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов
Самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и упражнения на координацию движений.
Качественно выполнять отдельные элементы техники лыжной подготовки (изучаемых способов).
Выполнять тестовые упражнения промежуточной аттестации
- Бег на лыжах любым способом (по возрасту) - 500, 1000, 2000, 3000 метров.
- Спуск со склонов (баллы).
- Преодоление подъёмов (баллы).
- Комплексная эстафета (мин, с).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 5, отражающему национальные, региональные или этнокультурные особенности народная игра «Лапта»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие ловкости и координации движений.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Качественно выполнять тестовые упражнения модуля, отражающего национальные, региональные или этнокультурные особенности (на примере народной игры «Лапта»)»:
- Челночный бег 5 * 10 м (с).
- Удары мяча на точность (кол-во попаданий).
- Удары мяча на дальность (м).
- Ловля мяча с перемещением (кол-во).
Критерии оценивания деятельности обучающихся с нарушением состояния здоровья на уровне основного общего образования[2]
- Знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модулей программы.
- Самостоятельная разработка и демонстрирование комплексов упражнений на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
- Самостоятельная разработка и демонстрирование комплекса упражнений для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
- Самостоятельная разработка и демонстрирование комплексов
упражнений и (или) комбинаций для занятий оздоровительной аэробикой.
- Качественное выполнение технических элементов по всем модулям программы.
- Индивидуальный рост физических способностей и расширение функциональных возможностей обучающегося.
- Степень освоения спортивных игр.
Приложение 2
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ САМБО
Боковая подсечка—подсечка, в которой нога противника подбивается сбоку.
Болевой — прием, вынуждающий противника признать себя побежденным в результате болевого ощущения, вызываемого перегибанием, вращением в области сустава или давлением на сухожилия или мышцы.
Бросок — прием, выполняемый самбистом, находящимся в стойке, имеющий целью лишить противника опоры и вынудить падать спиной на ковер.
Бросок через бедро (бросок через спину) — бросок, выполняемый за счет подбивания задней или боковой поверхностью таза, ног или нижней части туловища противника.
Бросок через голову — бросок, выполняемый самбистом, который, падая назад и упираясь ногой в живот или ногу противника, перебрасывает его через себя.
Бросок через грудь — бросок, выполняемый самбистом, который, падая назад и прогибаясь, перебрасывает противника через себя.
Высокая стойка — самбист стоит, выпрямившись, располагая туловище вертикально.
Задняя подножка — бросок, выполняемый с подставлением ноги к ногам (ноге) противника сзади.
Задняя подсечка — подсечка, в которой нога противника подбивается сзади.
Захват — действие руками (двумя или одной) с целью удержать или переместить в определенном направлении отдельные части тела противника.
Захват одноименный — захват правой рукой правой руки или ноги противника, также захват левой рукой левой руки или ноги противника.
Захват разноименный — захват правой рукой левой руки или ноги противника, также захват левой рукой правой руки или ноги противника.
Захват рычагом — захват для выполнения переворачивания, при котором самбист захватывает из-под разноименного плеча противника за предплечье своей руки наложенной на его шею.
Захват скрестный — самбист при захвате скрещивает руки или ноги противника.
Захват снаружи — захват, при котором с другой стороны руки нет какой- либо части тела противника.
Зацеп — действие ногой, которой самбист подбивает ногу противника, зажимая ее между голенью и бедром.
Зацеп изнутри — бросок, выполняемый зацепом разноименной ноги противника изнутри.
Зацеп одноименный — бросок зацепом одноименной ноги противника изнутри.
Зацеп снаружи — бросок, выполняемый зацепом разноименной ноги снаружи.
Зацеп стопой — бросок, выполняемый самбистом, который зажимает снаружи ногу противника между голенью и стопой.
Зацеп стопой изнутри — бросок, выполняемый зацепом стопой одноименной ноги противника изнутри.
Защита — действие самбиста, имеющее целью ликвидировать попытку противника выполнить прием.
Левая стойка — самбист стоит, выставив левую ногу ближе к противнику.
Лежа — положение самбиста, при котором он опирается о ковер чем-либо, кроме ступней ног.
Низкая стойка — самбист стоит, согнувшись, отдалив таз от противника. Туловище близко к горизонтальному положению.
Обратный захват — захват, при котором самбист разворачивает руку (руки) локтем вверх или разворачивается спиной к голове противника.
Ответный прием — действие самбиста, имеющее целью добиться победы или преимущества, в момент попытки противника провести прием.
Отхват — бросок, при котором самбист подбивает ногу противника сзади задней поверхностью своей ноги.
Переворачивание — прием, имеющий целью перевернуть противника на спину из положения на животе или на четвереньках,
Передняя подножка — бросок, выполняемый с подставлением ноги к ногам противника спереди.
Передняя подсечка—подсечка, в которой нога противника подбивается спереди.
Подножка — бросок, выполняемый с помощью подставления ноги к ногам противника, чтобы вынудить его падать через подставленную ногу.
Подсад — бросок, выполняемый с помощью поднимания вверх и в сторону ног противника боковой или передней частью бедра.
Подсад голенью — бросок, выполняемый с помощью поднимания вверх и в сторону ноги противника передней или боковой частью голени.
Подсечка — бросок, выполняемый с помощью подбивания ноги противника подошвенной частью стопы.
Подсечка изнутри — подсечка, в которой одноименная нога противника подбивается изнутри.
Подхват — бросок, при выполнении которого самбист подбивает спереди (одноименную) ногу противника задней поверхностью своей ноги.
Подхват изнутри — бросок, при котором самбист подбивает разноименную ногу противника изнутри задней поверхностью своей ноги.
Правая стойка — самбист стоит, выставив правую ногу ближе к противнику.
Прием — действие самбиста, имеющее целью добиться победы или преимущества над противником.
Рычаг — болевой прием, выполняемый путем перегибания руки или ноги в суставе.
Рычаг локтя — болевой прием перегибанием в локтевом суставе.
Стойка — положение самбиста, при котором он стоит, касаясь ковра только ступнями ног.
Техника — совокупность способов (приемов) нападения и защиты, применяемых самбистами для достижения победы.
Удержание — прием, имеющий целью удержать противника в течение определенного времени на спине, касаясь его груди своим туловищем.
Удержание верхом — удержание сидя на животе противника.
Удержание поперек — удержание противника лежа поперек его груди с захватом дальней руки.
Удержание со стороны головы — удержание, при котором самбист, прижимаясь туловищем к груди противника, располагается со стороны его головы (головой к ногам).
Удержание с плеча — удержание лежа грудью на груди противника с захватом руками его рук (за плечи).
Удержание сбоку — удержание сидя сбоку от противника с захватом шеи и ближней руки.
Узел — болевой прием, выполняемый путем вращения согнутой руки или ноги в суставе.
Узел ногой — узел в плечевом суставе, выполняемый из положения удержания сбоку, зацепом предплечья ближней руки ногой снизу.
Узел поперек — узел, выполняемый самбистом, лежащим поперек противника и вращающим в плечевом суставе согнутую руку противника предплечьем вверх (супинация).
Ущемление — болевой, прием, выполняемый путем давления лучевой костью в области ахиллова сухожилия.
Фронтальная стойка — самбист стоит, расположив ноги на одинаковом удалении от противника.
[1] Дети, имеющие основную медицинскую группу перенесшие заболевания (травмы) в течении учебного года; дети, имеющие подготовительную медицинскую группу и специальную медицинскую группу «А»
/приложение № 3 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2012 года n мд-583/19 о методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"/
[2] Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 n 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы содержит все шесть разделов, составлена в соответствии с примерной программой по физической культуре...
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО. Соответствует примерной образовательной программе по физической культуре....
Рабочая программа по физической культуре для основной школы
Рабочая программа по физической культуре для основной школы. Содержит шесть разделов, соответствует примерной программе по физической культуре....
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."
В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...
ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ I-II ВИДА ДЛЯ I – XII КЛАССОВ
Многолетний опыт общеобразовательных школ показал неприемлемость использования в пределах всей страны единой программы физического воспитания учащихся и тем более для детей с ограниченными возможностя...