Спортивная секция "Быстрые и ловкие".
рабочая программа по физкультуре на тему

Усик Михаил Петрович

Внеурочная деятельность. Программа секции легкой атлетики рассчитана на школьников в возрасте  7-11 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений, участие в спортивных соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnaya_sektsiya_bystrye_i_lovkie.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чижовская средняя школа»

Рославльский  район, Смоленская область

Утверждено                                             Утверждаю

на педагогическом совете                         Директор  школы

Протокол №__                                           _________/ _____________

от «__»____ 20___ г.                                        Приказ № _ от «__»____20___г.

                                                                                       

     

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ  «БЫСТРЫЕ И ЛОВКИЕ»

        (ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА)

Начальная школа

Срок реализации программы:

4 года

Рассмотрено                                                   Согласовано

на заседании                                                    Заместитель директора по УВР

Методического совета школы                       школы__________/ _________

Протокол № ___                                                 «__»____ 20___ г.

от «__»____ 20___ г.

                            

                                                               

                                                             Автор: М.П. Усик,

                                                                          учитель физической культуры

                                                                          МБОУ Чижовской средней школы

                                         

д. Чижовка

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спортивной секции «Быстрые  и ловкие» разработана в соответствии с ФГОС на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов  /В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011/ и  представляет собой вариант программы организации  внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы).

Согласно ФГОС внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая организуется по направлениям развития личности. Программа спортивной секции «Быстрые  и ловкие» решает задачи спортивно-оздоровительного направления развития личности в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Концепция модернизации Российского образования (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы) определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Одним из главных условий для повышения качества общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Никакое обучение невозможно, а тем более непрогнозируемо развитие, если нет здоровья.

Цель внеурочных занятий в спортивной секции: формирование у учащихся осознанного отношения к здоровому образу жизни и содействие физическому развитию личности школьника посредством углубления знаний, расширения и закрепления арсенала двигательных умений и навыков в конкретном виде спорта – лёгкой атлетике. 

     Общими задачами секции являются:

  • сохранение и укрепление физического, нравственного, психоэмоционального здоровья учащихся 1-4 классов;        
  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
  • подготовка  разносторонне  физически  развитых,  волевых, смелых  и дисциплинированных юных спортсменов.

В соответствии с общими задачами секции легкой атлетики перед учебной  группой  ставятся следующие задачи:

  • ознакомление с видами легкой атлетики;
  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  • воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой;
  • развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • воспитание общей выносливости, ловкости;
  • изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков и метаний.

Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ от 22.02.1999 № 220/11-12);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • Учебный план МБОУ Чижовской средней школы на 2013-2014 учебный год.

Основные принципы программы спортивной секции «Быстрые  и ловкие», на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

  • Принцип преемственности, последовательности и систематичности;
  • Принцип доступности (соответствие  содержания курса    возрастным особенностям младших школьников);
  • Принцип единства группового и индивидуального обучения;
  • Принцип воспитывающего обучения;
  • Принцип гуманизации.

Основополагающие ценности

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое; здоровье социальное; здоровье членов семьи и школьного коллектива; активный, здоровый образ жизни.

Программа  рассчитана на младших школьников в возрасте  7-11 лет. Продолжительность обучения 4 года.

Режим проведения занятий

          Занятия секции проводятся:

1 раз в неделю (продолжительность – 35 минут), 33 часа в год  в 1 классе;

1 раз в неделю (продолжительность – 45 минут), 34 часа в год во 2классе;

1 раз в неделю (продолжительность – 45 минут), 34 часа в год  в 3 классе;

1 раз в неделю (продолжительность – 45 минут), 34 часа в год  в 4 классе.

          Программа рассчитана на 135 часов.

Программа спортивной секции предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение контрольных упражнений, участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения  сообщаются в процессе практических занятий.)

          Личностные,  метапредметные  и предметные результаты

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения  цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы спортивной секции являются следующие умения:

—активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

—проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

—проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

—оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами являются следующие умения:

—характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

—находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

—общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

—обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

—организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

—планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

—анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

—видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

—оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

—технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Требования, отражающие предметные знания-умения-навыки:

  1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  2. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
  3. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Предметными результатами являются следующие умения:

          —планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня;

          —оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

          —организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

          —бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности;

          —взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

          —в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

          —выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

          —применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

По окончании начальной школы учащиеся должны демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с.

6,5

7,0

Силовые

Прыжок в длину с места, см

130

125

Сгибание рук в висе лежа, количество раз

5

4

Выносливость

Бег 1000 м

Без учета времени

Координация

Челночный бег 3x10 м/с

11,0

11,5

       Знания о физической культуре

Выпускник научится:

  1. характеризовать роль и значение занятий физической культурой, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья;
  2. характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  3. организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. выявлять связь занятий физической культурой с трудовой деятельностью;
  2. характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
  3. планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Способы физкультурной деятельности

Выпускник научится:

  1. организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  2. измерять показатели физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  2. выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  1. выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
  2. выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  3. выполнять организующие строевые команды и приёмы;
  4. выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  5. выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
  6. выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  2. играть в баскетбол, футбол по упрощённым правилам;
  3. выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
  1. использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
  2. освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
  3. научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателями развития основных физических качеств.

Форма аттестации

Реализация данной программы не предполагает прохождения обучающимися промежуточной и итоговой аттестации. Однако отслеживание результатов планируется осуществлять путём проведения итоговых соревнований, испытаний по контрольным упражнениям (тестам).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физическая культура и спорт. Значение физической культуры. Влияние спорта на укрепление здоровья.

Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.

Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользования спортивным инвентарем.

Практические  занятия. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест к занятиям отдельными видами легкой атлетики.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Расположение группы и отдельных  учащихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и предупреждения.

Общая физическая подготовка. Понятие о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой походный шаг; переход с шага на бег и с бега на шаг; ход в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления.

Общеразвивающие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа и сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.

  Программа спортивной секции «Быстрые  и ловкие» представлена тематическими разделами: «Основы знаний о физической культуре», «Подвижные игры», «Легкая атлетика», «Акробатика», «Баскетбол»,  «Футбол». Каждый тематический раздел программы включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

Легкая атлетика

Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега,  прыжков и метаний.

Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием; ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе (отрезки 60, 100, 200, 400 и 800 м).

Бег. Свободный бег по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции. Отталкивание как основная фаза бега, техника высокого старта, финиширование, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; осанка и работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции (ознакомление), техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу, техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»). Бег по пересеченной местности; эстафетный бег на отрезках 40-60 м; кроссовый бег до 500-1000 м; различные беговые упражнения и многоскоки.

Прыжки. С места в длину, в высоту; прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге; маховые движения ногами в прыжках в длину и  в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, маховые движения руками в прыжках в длину и в высоту, отталкивание, приземление; прыжки в длину способом «согнув ноги», прыжки в высоту способом «перешагивание» и «перекидной» (ознакомление). Различные прыжки с доставанием предметов головой, ногой и рукой.

Метания. Общее ознакомление с техникой метания, метание  в цель,  на дальность,  упражнения с набивными мячами.

Упражнения из других видов спорта

Акробатика. Различные кувырки вперед и назад; перекатывание. Стойка на лопатках; «мостик». «Полушпагат», «шпагат». Напрыгивание на подкидной мостик; прыжки с трамплина вверх с движением ног и рук; полет «в шаге» с выпрямлением толчковой ноги, с подъемом бедра

маховой ноги активным движением, с приземлением «в шаге» и на обе ноги.

Подвижные игры. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий: «Перестрелка», «Удочка», «Мяч капитану», «Лапта», «Пионербол», «Третий лишний», «Не давай мяч водящему» и др.

Баскетбол. Ведение мяча, ведение с изменением направления; ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на  уровне груди; передача мяча двумя руками от груди после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте, броски мяча в корзину.

Футбол. Удары по мячу ногой (левой и правой) на месте и в движении, удары после остановки; ведение мяча, остановка мяча; простейшие навыки командной борьбы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (занятий)

Класс

I

II

III

IV

1.

Основы знаний о физической культуре

В процессе занятия

2.

Подвижные игры

В процессе занятия

3.

Легкая атлетика

18

19

19

19

4.

Акробатика

4

4

4

4

5.

Баскетбол

6

6

6

6

Футбол

5

5

5

5

Итого

33

34

34

34

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

1.1. Естественные основы

1-2 классы. Здоровье и развитие человека.

1-4 классы. Основные формы движения. Выполнение основных движений с различной скоростью. Изменение роста, веса и силы мышц.

1.2.Социально-психологические основы

1-2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.

 3-4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды. Контроль  правильности выполнения физических упражнений, тестирование физических качеств.

1.3.Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.

    1-2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.

3-4 классы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей.

2.        Подвижные игры.

1-4 классы. Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация. Правила проведения и безопасность.

3.        Легкая атлетика.

1-2 классы. Понятия короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.

    3-4 классы. Понятие эстафета. Команды «Старт!», «Финиш!». Понятия о темпе, длительности бега. Влияние бега на здоровье человека. Элементарные сведения о правилах соревновании в прыжках, беге и метании. Техника безопасности на уроках.

4. Акробатика.

1-4 классы. Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности во время занятий. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки.

     5. Волейбол.

    1-4 классы. Техника безопасности при проведении занятий. Подготовка места занятий.

     6. Баскетбол.

   1-4 классы. Техника безопасности при проведении занятий. Подготовка места занятий.

         

Календарно-тематическое планирование

1 класс

(33ч)

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Легкая атлетика. Охрана труда во время занятий легкой атлетикой. Игра «Удочка».

Значение физической культуры. Бег с изменением направления и  длины шага.

Игра «Горелки».

Гигиена спортсмена и закаливание. Техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу. Игра «Кто ловкий».

Места занятий, их оборудование и подготовка. Практические  занятия. Эстафетный бег на отрезка 20—30 м . Игра «День и ночь».

Бег с изменениями направления.  Метание в цель. Игра «Два Мороза».

Прыжки с продвижением вперед на одной и  на двух ногах. Игра «Коршун и наседка».

Эстафеты с преодолением препятствий.

Кроссовый бег до 500 м .

Игра «Пятнашки».

Понятие о строе и командах. Игра «Два и три».

Строевые упражнения на месте и в движении.

Игра «Шире шаг». Тестирование.

Общеразвивающие упражнения с предметами. Игра «Стой».

Прыжки. С места в длину способом «согнув ноги».Игра «Лягушки в болоте».

Прыжки. Многоскоки. Игра «Через ручей».

Прыжки в высоту с разбега. Игра «Лошадки».

 Акробатика. Группировка, перекаты в группировке. Игра «Космонавты».

 Стойка на лопатках, «мостик». Лазание по гимнастической стенке. Игра «Кто быстрее».

Кувырок вперёд, стойка на лопатках. Игра «Быстрые и ловкие». Тестирование.

Баскетбол. Ведение мяча, ловля мяча двумя руками. Игра «Перестрелка».

Передача мяча. Игра «Мяч капитану».

Броски мяча в корзину. Игра «Забрось в кольцо».

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

Футбол. Удары по мячу ногой (левой и правой) на месте и в движении. Игра «Штрафной удар».

Введение мяча, остановка мяча; простейшие навыки командной борьбы.

Тестирование. Игра в футбол по упрощенным правилам.

Легкая атлетика. Общее ознакомление с техникой метания. Игра «Перестрелка».

 Упражнения с набивными мячами. «Игра «Попади в мяч».

 Игра «Пионербол».

Итоговое тестирование. Игра «Чижик».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

2

2

1

1

2

1

Календарно-тематическое планирование

2 класс

(34ч)

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Легкая атлетика. Охрана труда во время занятий легкой атлетикой. Игра «Два мороза».

Значение физической культуры. Бег по размеченным участкам  дорожки, челночный бег 3х5м, 3х10м. Игра «Горелки».

Гигиена спортсмена и закаливание. Техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу. Игра «Кто ловкий».

Места занятий, их оборудование и подготовка. Практические  занятия. Эстафетный бег на отрезках 30—40 м . Игра «Воробьи и Вороны».

Бег с изменениями направления. Игра «Иголка и нитка».

Знакомство с правилами соревнований. Техника бега на короткие дистанции. Игра «Лес, болото, море».

Эстафеты с преодолением препятствий.

Кроссовый бег до 600 м. Игра «Салки».

Понятие о строе и командах. Игры «Два и три», «Быстро стройся».

Строевые упражнения на месте и в движении. Повороты направо, налево прыжком.

Игра «Шире шаг». Тестирование.

Общеразвивающие упражнения с предметами. Игра «Стой».

Прыжки. С места в длину способом «согнув ноги». Многоскоки.

Игра «Лягушки в болоте».

Прыжки. Многоскоки. Игра «Через ручей».

Прыжки в высоту с разбега. Игра «Лошадки».

 Акробатика. Кувырки вперед, перекаты.  Лазание по гимнастической стенке

Игра «Космонавты».

 Стойка на лопатках, «мостик». Лазание по гимнастической скамейке. Игра «Кто быстрее».

Кувырки вперед, перекаты, лазание.

Игра «Кто сильнее». Тестирование.

Баскетбол. Ведение мяча, ловля мяча двумя руками. Игра «Перестрелка».

Передача мяча. Игра «Мяч капитану».

Броски мяча в корзину. Игра «Забрось в кольцо».

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

Футбол. Удары по мячу ногой (левой и правой) на месте и в движении. Игра «Собачка».

Введение мяча, остановка мяча; простейшие навыки командной борьбы. Игра «Квадрат».

Тестирование. Игра в футбол по упрощенным правилам.

Легкая атлетика. Общее ознакомление с техникой метания. Игра «Схвати змею».

 Упражнения с набивными мячами. Метание в цель. Игра «Две мишени».

 Игра «Пионербол».

Итоговое тестирование. Игра «Чижик».

Соревнования «Легкоатлетическое четырехборье».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

2

2

1

1

2

1

1

Календарно-тематическое планирование

3 класс

(34ч)

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Легкая атлетика. Охрана труда во время занятий л/а. Игры «Два мороза», «Охотники и утки».

Правила проведения соревнований по л/атлетике. Бег 30-60м. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!».

Игра «Горелки».

Гигиена спортсмена и закаливание. Техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу. Игра «Кто ловкий», «Вызов номеров».

Места занятий, их оборудование и подготовка. Практические  занятия. Эстафетный бег на отрезках 40—60 м. Бег 30м на скорость.

Бег с изменениями направления. Игра «Иголка и нитка». Кроссовый бег до 800 м.

Знакомство с правилами соревнований. Техника бега на короткие дистанции. Игра «Тройка».

Эстафеты с преодолением препятствий.

Метание мяча в цель, кроссовый бег до 800 м.

Игра «Салки».

Выполнение строевых  команд. Повороты, перестроения. Игры «Два и три», «Быстро стройся»,  «Займи своё место».

Строевые упражнения на месте и в движении. Повороты направо, налево.

Игра «Шире шаг». Тестирование.

Общеразвивающие упражнения с предметами. Игры «Стой», «Выше ноги от земли».

Прыжки. С места в длину способом «согнув ноги». Многоскоки. Игра «Лягушки в болоте».

Прыжки. Многоскоки. Игра «Через ручей».

Прыжки в высоту с разбега (контроль).

 Акробатика. Кувырок  вперед, назад и

перекаты. Игра «Космонавты».

Стойка на лопатках, «мостик». Гимнастическая полоса препятствий.

 Кувырок вперёд, назад. Игра «Быстрые и ловкие». Тестирование.

Баскетбол. Ведение мяча, ловля мяча двумя руками. Игра «Зеркало».

Передача мяча в движение. Игра «Мяч капитану».

Броски мяча в корзину. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

Футбол. Удары по мячу ногой (левой и правой) на месте и в движении. Игра «Не давай мяч водящему».

Введение мяча, остановка мяча; простейшие навыки командной борьбы. Игра «Квадрат».

Тестирование. Игра в футбол по упрощенным правилам.

Легкая атлетика. Общее ознакомление с техникой метания. Метание в цель.

 Упражнения с набивными мячами. Метание на дальность.

Игра «Пионербол».

Итоговое тестирование. Игра «Лапта».

Соревнования «Легкоатлетическое четырехборье».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

2

2

1

1

2

1

1

Календарно-тематическое планирование

4 класс

(34ч)

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Легкая атлетика. Охрана труда во время занятий л/а. Игра «Тройка», «Мы весёлые ребята».

Правила проведения соревнований по л/атлетике. Бег 30-60м. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!».

Игра «Горелки».

Гигиена спортсмена и закаливание. Техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу. Игры «Перемена мест», «Светофор».

Места занятий, их оборудование и подготовка. Практические  занятия. Эстафетный бег на отрезках 40—60 м. Игра «Свечи».

Бег с изменениями направления. Игра «Иголка,  нитка, узелок». Кроссовый бег до 800 м.

Знакомство с правилами соревнований. Техника бега на короткие дистанции. Игра «Тройка».

Преодоление полосы препятствий.

Кроссовый бег до 1000 м.

Игры «Салки», «Свечи».

Выполнение строевых  команд. Повороты, перестроения. Игры «Два и три», «Быстро стройся», «Займи своё место».

Строевые упражнения на месте и в движении. Повороты направо, налево.

Игра «Шире шаг». Тестирование.

Общеразвивающие упражнения с предметами. Игра «Лебедь, рак и щука», «Бой петухов».

Прыжки. С места в длину способом «согнув ноги». Многоскоки.

Игры «Игра в голубя», «Удочка».

Прыжки. Многоскоки. Игра «Чехарда».

Прыжки в высоту с разбега (контроль).

 Акробатика. 2 кувырка вперед слитно, назад, стойка на лопатках. Лазание по канату.

Игра «Космонавты».

Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках

 Гимнастическая полоса препятствий.

 «Полушпагат», «шпагат». Игра «Быстрые и ловкие». Тестирование.

Баскетбол. Ведение мяча, ловля мяча двумя руками. Игра «Зеркало».

Передача мяча в движение. Игра «Мяч капитану».

Броски мяча в корзину. Ведение мяча, передачи в движении. Игра «Выбей мяч».

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

Футбол. Удары по мячу ногой (левой и правой) на месте и в движении. Игра «Не давай мяч водящему».

Введение мяча, остановка мяча; простейшие навыки командной борьбы. Игра «Квадрат».

Тестирование. Удары по воротам. Игра в футбол по упрощенным правилам.

Легкая атлетика. Ознакомление с техникой метания. Метание в цель. Игра «Стой».

 Упражнения с набивными мячами. Метание на дальность. Игра «Защита укрепления».

Игра «Пионербол».

Итоговое тестирование. Игра «Лапта».

Соревнования «Легкоатлетическое четырехборье».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

2

2

1

1

2

1

1

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

 (по Науменко Ю.В.)

Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье

Из следующих восьми утверждений о здоровье необходимо выбрать три, которые учащийся считает наиболее подходящими.

Важно объяснить школьникам, что все утверждения - правильные, а проверяется не его знание «правильного» ответа, а отношение к здоровью как явлению человеческой жизни.

Список утверждений

1. Быть здоровым - значит редко болеть.

2. Быть здоровым - значит быть внимательным к любым проявлениям своего тела, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.).

3. Быть здоровым - это когда не чувствуешь своего тела, потому что мы ощущаем только те части нашего тела, которые болят.

4. Быть здоровым - это когда у тебя на душе хорошо и спокойно.

5. Быть здоровым - значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого.

6. Здоровье - это когда у тебя все получается, все в порядке, все хорошо.

7. Быть здоровым - значит быть вместе со всеми в гуще событий, уметь приспособиться к разным условиям, а не стоять в сторонке.

8. Быть здоровым - значит жить, как тебе хочется, не волнуясь о своем здоровье.

Ключ к оценке выбранных высказываний

Номер высказывания

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

1

2

1

3

4

4

4

1

Если сумма балов составляет:

12 баллов – высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип);

10-11 баллов – уровень  осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип);

8-9 баллов – недостаточно осознанное отношение к здоровью (адаптационно - поддерживающий тип);

меньше 8 баллов – отсутствие сознательного отношения к своему здоровью как ценности.

Экспресс-тесты оценки физического развития учащихся 1-4 классов

           Мониторинг физического развития младших школьников проводится в начале и в конце учебного года.

№ п/п

Физические способности

Контрольное упражнение
(тест)

Класс

Уровень

Мальчики

Девочки

Низ-кий

Средний

Высо-кий

Низ-

кий

Средний

Высо-кий

1

Скоростные

Бег на 30 м (сек.)

1
2
3
4

7,5 
7,1
6,8
6,6

7,3–6,2
7,0–6,0
6,7–5,7
6,5–5,6

5,6
5,4
5,1
5,1

7,6 
7,3
7,0
6,6

7,5–6,4
7,2–6,2
6,9–6,0
6,5–5,6

5,8
5,6
5,3
5,2

2

Координационные

Челночный бег 3х10 м (сек.)

1
2
3
4

11,2
10,4
10,2
9,9

10,8–10,3
10,0–9,5
9,9–9,3
9,5–9,0

9,9
9,1
8,8
8,6

11,7 
11,2
10,8
10,4

11,3–10,6
10,7–10,1
10,3–9,7
10,4–9,5

10,2
9,7
9,3
9,1

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места (см)

1
2
3
4

100
110
120
130

115–135
125–145
130–150
140–160

155
165
175
185

85
90
110
120

110–130
125–140
135–150
140–155

150
155
160
170

4

Выносли-

вость

6 минутный бег (м)

1
2
3
4

700
750
800
850

750–900
800–950
850–1000
900–1050

1100
1150
1200
1250

500
550
600
650

600–800
650–850
700–900
750–950

900
950
1000
1050

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя (см)

1
2
3
4

1
1
1
2

3–5
3–5
3–5
4–6

9
7,5
7,5
8,5


2
2
3

6–9
5–8
6–9
7–10

12,5
11,5
13,0
14,0

6

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) (раз), на низкой перекладине из виса лежа (девочки) (раз)

1
2
3
4

1
1
1
1

2–3
2–3
3–4
3–4


4
5
5


3
3
4

4–8
6–10
7–11
8–13

12
14
16
18

Использование подвижных игр как вида контроля

Особенность использования подвижных игр в процессе занятий заключается в том, что самостоятельность действий обучающихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры,  ещё и самостоятельный контроль, и оценку своих игровых действий. Перед игрой осуществляется разбор игровых правил, распределение ролей. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий.

 При использовании подвижных игр как вида контроля можно выделить 5 уровней выполнения игровых заданий:

первый уровень – обучающийся не может сам выполнить игровое действие, поэтому, в этом случае, он выбирает коллективный вид взаимодействия в игре;

второй уровень – ученик верно выполняет двигательные действия, предусмотренные игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;

третий уровень – ученик  может организовать подвижную игру по заданию учителя,

четвёртый  уровень – обучающийся в состоянии придумать и провести подобную подвижную игру по заданию учителя;

пятый уровень – ученик  сам организует подвижную игру.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации  программы используются  следующие педагогические технологии:

  1. Здоровьесберегающие (В.Д. Сонькин, О.В.Петров), создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
  2. Технология личностной ориентации педагогического процесса, в основу которой положена педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и др.).

         Главные положения: превращение педагогики знания в педагогику развития личности; в центре всей работы – личность  ребенка.

  1. Игровые технологии (П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин, Е.М. Минскин, С.В. Григорьев и др.). Используются, как средства активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
  2. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).          Главное в этой технологии – уважение друг к другу, учет интересов остальных.

Учебно-методические  пособия:

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Лях В. И. Физическая культура. 1-4 кл.: учебник  для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  3. Комарова Т.К. Подвижные игры как средство физического воспитания в неполной средней  школе. Методическое пособие  для учителей. Смоленск, 1994.
  4. Техника безопасности на уроках физической культуры / Составители; Муравьев В.А., Созинова Н.А. — М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  5. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе»
  6. Демонстрационные  и раздаточные материалы: таблицы, карточки-задания, картотека игр.

Использование Интернета для подготовки занятий.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в спортивном зале, на спортивной площадке.

  1. Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.
  2. Измерительные приборы: весы, секундомер, рулетка, силомер.
  3. Спортивный инвентарь:
  • Волейбольные мячи;
  • Баскетбольные мячи;
  • Мяч набивной (1 кг);
  • Канат;
  • Кегли;
  • Скакалки;
  • Теннисные мячи;
  • Малые мячи;
  • Гимнастическая стенка;
  • Гимнастические скамейки;
  • Сетка волейбольная;
  • Щиты с кольцами;
  • Маты;
  • Ракетки;
  • Обручи.

Список литературы

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). - М.: Вако, 2006.
  2. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: книга для учителя – Минск , 2007.
  4. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности / Ю.В. Науменко. – 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: «Планета», 2011.
  5. Организация внеурочной деятельности обучающихся. Методическое пособие. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2013.
  6. Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки. – М.: Просвещение, 1977.
  7. Патрикеев А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ «ЛОВКИЕ, БЫСТРЫЕ, СМЕЛЫЕ»

Спортивно-оздоровительная программа «Ловкие, быстрые, смелые» направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при умственных нагрузках учащихся школы....

Разработка спортивного мероприятия "Быстрые, ловкие, смелые".

Разработка спортивного мероприятия«Быстрые, ловкие, смелые»Цель:популяризация физической культуры и спорта и активного отдыха детей.Задачи:Образовательные:- способствовать накоплению двигательно...

Конспект спортивного праздника "Мы ловкие, смелые, умелые"

Сценарий веселого спортивного праздника для детей начальной школы с ограниченными возможностями здоровья...

Методическая разработка сценария интеллектуально-спортивного соревнования-конкурса "Ловкие, умелые, сильные и смелые"

Данное мероприятие имеет цель формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества, выявление интеллектуальных и физических возможностей детей.  Данное мер...

План-конспект внеурочного спортивного праздника "Сильным, ловким вырастай"

План-конспект внеурочного спортивного праздника "Сильным, ловким вырастай" для учащихся 1 класса...

Спортивно - развлекательное занятие: «Ловкие и умелые».

Цель: популяризация физической культуры,  массового спорта и активного отдыха детей.Задачи:Образовательные:Формирование  у учащихся привычек здорового образа жизни и выработка у них правильн...