Кружок "Веселые старты"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselye_starty_podv._igry2016-2017god_2-4.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
спортивного кружка «Веселые старты»
2-4 класс
Составил учитель физической культуры:
Собенникова Е С
Пояснительная записка
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.
Обоснование программы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре, с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и исходя из предназначения школы - целью физического воспитания в образовательном учреждении является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности, предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.Программа составлена на 2 часа в неделю(90 минут), как вариативная часть физической культуры, что дополняет базовый компонент, рассчитанный на 68 часов.
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
Игры являются важным средством воспитания. В основе подвижных игр лежат физические упражнения. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению специальных задач физического воспитания.
Цель и задачи:
Цель программы по играм состоит в том, чтобы обеспечить учащихся комплексом знаний, умений, которые позволят им успешно использовать полученные навыки в повседневной жизнедеятельности. формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи: образовательные:
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
- формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является долгом перед обществом;
- формирование необходимых знаний в области физической культуры; теории и организации подвижных игр
- формирование основных понятий об игровой деятельности, значении игры в жизни человека и месте подвижных игр в педагогической практике;
- умение использовать игру в общеобразовательных и воспитательных целях;
- формирование у учеников интереса и познавательную активность к физической культуры;
- формирование у обучающихся стремления к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, обеспечить освоение ими опыта творческой
- деятельности.
- воспитательные:
- воспитание у детей высоких нравственных качеств;
- воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
- организация режима дня учащихся;
- воспитывать морально-волевые качества;
- воспитывать культуру здоровья, ответственности личности за свое здоровье и потребности заботиться о нем.
- развивающие:
- сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие детей; помочь каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал;
- развивать творческую активность учащихся.
- развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
- способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи;
- развивать интерес к физической культуре и спорту.
Оздоровительные задачи:
- повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
С помощью игр закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование: естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.
В качестве базовых спортивных игр рекомендуется преимущественно баскетбол, волейбол, пионербол. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.
По играм, так же как и по спортивным, могут проводиться соревнования. Наиболее простые из них — это конкурсы и аттракционы, устраиваемые во время праздников или вне зависимости от этого. Более сложный вид соревнований — это первенства между несколькими командами. Соревнования по играм содействуют воспитанию у детей организованности и коллективизма, честности и воли к победе. Они способствуют воспитанию организаторов — вожаков игр, внедрению игр в повседневный быт. Игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Программа обучения физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Практические занятия составляют основу программы
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения содержания учебного предмета, учащиеся должны:
Знать:
- основные понятия об игровой деятельности;
- значение игры в жизни человека и общества;
- место подвижных игр в педагогической практике.
Уметь:
- подбирать игры с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, принимая во внимание уровень физической подготовленности, функциональных особенностей организма в соответствии с возрастом играющих;
- организовать играющих для проведения игры, подавая команды и распоряжения;
- объяснять и показывать игровые приемы и игру в целом;
- руководить процессом игры и действиями отдельных играющих, выявляя ошибки и находя способы их устранения;
- обеспечить организационно-методическую преемственность и взаимосвязь между подвижными играми и другими упражнениями;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Веселые старты» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Кружок «Веселые старты»
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены на:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Пояснительная записка
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Дети научатся
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
- о способах и особенностях движение и передвижений человека;
- о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные иг
Учебно тематический план кружка «Веселые старты»
2-4 класс
№ урока | Дата проведения | Кол – во часов | Основная направленность. Тема урока. | Название эстафет | |
по плану | по факту | ||||
1 | Вводное занятие. ТБ. Упражнения « школа мяча». Эстафеты с мячами .ОРУ | Быстро по своим местам Мы весёлые ребята | |||
2 | |||||
3 | Упражнения « школа мяча» Игры с мячом, упражнения на координацию ,скорость. ОРУ. | Мяч среднему Достань подвешенный мяч | |||
4 | |||||
5 | Подвижная игра «Гонка мячей по кругу», «кто быстрей» « Охотники и утки», развитие ловкости. ОРУ | Встречные эстафеты с предметами и без предметов Охотники и утки Кто лишний | |||
6 | |||||
7 | Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости. Упражнения с обручами. Прыжки по разметкам ,на скакалке. ОРУ | Веревочка под ноги Попрыгунчики - воробушки | |||
8 | |||||
9 | Упражнения с обручами. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. ОРУ. | Салки в приседе Волк и овцы | |||
10 | |||||
11 | Упражнения в равновесии на малом бревне(лавочке).Игра «Бездомный заяц» | Догони мяч Сбей мяч | |||
12 | |||||
13 | Игры со скакалками. Прыжки на одной и двух ногах. Салки в парах(с мячом). ОРУ | Ручеек Воробьи и вороны | |||
14 | |||||
15 | Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости, внимания Игры с бегом и прыжками ,ОРУ,СБУ. | Ловишки с препятствиями Зайцы и попрыгунчики | |||
16 | |||||
17 | Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты Игры для формирования правильной осанки | Встречные эстафеты без предметов и с предметами Замри Совушка-сова | |||
18 | |||||
19 | Игры с преодолением препятствий Развитие координационных способностей, быстроты, | Пробеги и не сбей Преодолей скамейку Не дай обручу упасть | |||
20 | |||||
21 | Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты | По новым местам Гуси –лебеди, мини футбол | |||
22 | |||||
23 | Игра - эстафета Упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы.(Игра «воробьи вороны») | Игры - эстафеты с перелезанием и подлезанием Совушка | |||
24 | |||||
25 | Игры- эстафеты ,развитие силы ,быстроты ,ловкости, пионер бол. | Перенеси - не урони Смена мест | |||
26 | |||||
27 | Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты Имитационно-игровые движения на гибкость | С набивными мячами сидя на скамейке Полоса препятствий Соревнования: « Чья «березка» лучше» | |||
28 | |||||
29 | Игры-эстафеты Развитие быстроты и ловкости, игра в баскетбол | Игры и эстафеты с мячами: Гонка мячей в колоннах (стоя, сидя, лицом друг к другу в парах) | |||
30 | |||||
31 | Игры на меткость. Развитие быстроты и ловкости ,Игры с мячами | Броски в корзину с места Гонка мячей | |||
32 | |||||
33 | Развитие координационных способностей, быстроты Игры на меткость | Метание снежков в цель Кто быстрее | |||
34 | |||||
35 | Игры с мячами баскетбольными ,теннисными. | Метание мячей в цель Пятнашки . Метко в цель Белые медведи | |||
36 | |||||
37 | Эстафета Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, силы, смелости и расчетливости | Встречные эстафеты без предметов и с предметами Команда быстроногих | |||
38 | |||||
39 | Эстафеты с бегом и прыжками Развитие скоростно силовых качеств. | Мяч капитану Броски в корзину на бегу Прыжки с мячом Мяч большой и маленький | |||
40 | |||||
41 | Эстафеты с метанием мяча. Игры с бегом | Охотники и утки Караси и щука | |||
42 | |||||
43 | Эстафеты с метанием мяча на дальность и в цель. | Лапта | |||
44 | |||||
45 | Эстафеты с мячами .Мини футбол. ОРУ. | Прыжки с мячом Мяч в стенку У кого меньше мячей | |||
46 | |||||
47 | Развитие координационных способностей, быстроты, внимания, ловкости, коллективизма. | Игры по выбору | |||
48 | |||||
49 | Игры на внимание .пионер бол ,мини футбол. | «Класс, смирно», «За флажками»,игра «У медведя во бору» | |||
50 | |||||
51 |
| Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства.Эстафеты с элементами ОРУ | «Море волнуется – раз» «Филин и пташка». | ||
52 | |||||
53 |
| Комплекс ОРУ с мячом, строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Правила игры. Проведение игры. | «Горелки», « Охотники и утки» | ||
54 | |||||
55 |
| Гимнастические упражнения. Эстафеты ,развитие скоростно силовых качеств. | Весёлые старты с мячом. | ||
56 | |||||
57 |
| Игры с мячом: ловля, бросок, передача.Правила игры. Проведение игры. баскетбол. | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | ||
58 | |||||
59 |
| Правила игры. Эстафета. ОРУ,СБУ. | игра «Лапта» | ||
60 | |||||
61 |
| Комплекс ОРУ со скакалкой.Знакомство с правилами и проведение игр. Игры на развитие восприятия. | Весёлые старты со скакалкой «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | ||
62 | |||||
63 |
| Построение. Строевые упражнения и перемещение.Упражнения и игры на внимание .ОФП. | «Ладонь – кулак», «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок | ||
64 | |||||
65 |
| Игры на развитие памяти. Мини футбол-игра. | «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник памяти. | ||
66 | |||||
67 |
|
| Игры на развитие воображения. Игра- пионер бол, Мини футбол | Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | |
68 | |||||
ИТОГО: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алабина Л.Е. Сценарии праздников "Весёлые старты"
Разработка сценариев "Весёлых стартов",включает в себя разнообразные эстафеты, аттракционны. Предлагаемый вариант может корректироваться....
"Весёлые старты"
Соревнования проводятся между командами мальчиков начальных классов к празднику Защитника Отечества....
Весёлые старты в начальной школе
Цели и задачи. Привлечение учащихся начальных классов к занятиям физкультурой и спортом. Определение лучших команд. Участники. В соревнованиях принимают участие учащиеся начальных классо...
Разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводилось в детском саду с привлечением учащихся нашей школы в качестве волонтеров....
Первый старт и первый финиш
Первые соревнования по спортивному ориентированию...
Методическая разработка внеклассного мероприятия - Веселые старты "К стартам готов"
Эстафеты и конкурсы...
Старты, старты, старты.
Массовость – главный показатель наших стартов. Среди разнообразных средств, при...