Педагогический проект «Развитие гибкости детей 7-9 лет с использованием экспериментальной методики»
проект по физкультуре по теме
Стремительный и динамичный рост спортивных достижений – одна из наиболее характерных черт современного спорта. С каждым годом возрастают требования к составлению упражнений, исполнению комбинаций, демонстрации новых сверхсложных элементов, особенно в таком сложном виде спорта, как спортивная гимнастика.
Высокие достижения в любом виде спорта зависят не только от умения технично выполнять упражнение, но и от того, насколько уровень определенных физических качеств соответствует технике выполнения упражнения. Несоответствие развития физических качеств технике выполняемого упражнения приводит к значительным трудностям в овладении данным двигательным навыком, а порой и к освоению его с грубыми ошибками. Следовательно, от правильного соотношения физической и технической подготовки спортсмена и будет зависеть его мастерство.
В настоящее время в связи с омоложением спорта и более ранней специализацией тщательнее изучается развитие морфо-функциональных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Одним из важных морфо-функциональных способностей является гибкость. И как выясняется на практике, гибкость следует целенаправленно развивать, начиная с 6-9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования
«Областная детско-юношеская спортивная школа»
Педагогический проект
«Развитие гибкости детей 7-9 лет с использованием экспериментальной методики»
Автор проекта: Ульихина В.В., тренер-преподаватель ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ»
Руководитель проекта:
Адамская О.В., старший инструктор-методист ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ».
Тамбов, 2018 г.
Теоретический раздел:
Адресат проекта: тренеры – преподаватели по спортивной гимнастике, инструкторы - методисты детско-юношеских спортивных школ, учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования
Срок реализации проекта: январь 2016 года – июнь 2017 года
Площадка реализации: ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ» и лаборатория функциональной диагностики кафедры теории и методики спортивных дисциплин ИФКиС ТГУ им. Г.Р. Державина.
Проблема: стремительный и динамичный рост спортивных достижений – одна из наиболее характерных черт современного спорта. С каждым годом возрастают требования к составлению упражнений, исполнению комбинаций, демонстрации новых сверхсложных элементов, особенно в таком сложном виде спорта, как спортивная гимнастика.
Высокие достижения в любом виде спорта зависят не только от умения технично выполнять упражнение, но и от того, насколько уровень определенных физических качеств соответствует технике выполнения упражнения. Несоответствие развития физических качеств технике выполняемого упражнения приводит к значительным трудностям в овладении данным двигательным навыком, а порой и к освоению его с грубыми ошибками. Следовательно, от правильного соотношения физической и технической подготовки спортсмена и будет зависеть его мастерство.
Проектная идея: В настоящее время в связи с омоложением спорта и более ранней специализацией тщательнее изучается развитие морфо-функциональных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Одним из важных морфо-функциональных способностей является гибкость. И как выясняется на практике, гибкость следует целенаправленно развивать, начиная с 6-9 лет.
Актуальность данной темы состоит в том что, в спортивной гимнастике в последнее время предъявляются высокие требования к выполнению отдельных элементов, упражнениям на снарядах. Для овладения всем арсеналом средств, характерных для современной гимнастики, необходим достаточно высокий уровень развития гибкости. Гибкость, как и прочие двигательные качества, может развиваться только при использовании специально разработанной методики.
Новизна проекта: обоснована целесообразность использования данной методики развития гибкости для повышения качества обучения и результативности учебно-тренировочной деятельности.
Предмет исследования – методика тренировочной программы развития гибкости у гимнасток 7-9 лет.
Объект исследования – процесс развития гибкости гимнасток 7-9 лет.
Цель проекта – совершенствование методики развития гибкости у гимнасток в тренировочном процессе.
В работе были определены следующие задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по методике развития гибкости.
- Разработать экспериментальную методику развития гибкости.
- Выявить эффективность применения данной методики на практике.
- Обосновать результаты полученного исследования.
Гипотеза – предполагается, что использование специально разработанного комплекса упражнений, при условии технически правильного выполнения, выбора объема и интенсивности работы, позволит увеличить гибкость детей 7-9 лет, повысить качество учебно-тренировочного процесса.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование уровня развития гибкости;
- педагогический эксперимент;
- математическая обработка данных.
Планируемые результаты:
- Разработка и апробирование комплекса упражнений для развития гибкости;
- Повышение качества учебно-тренировочного процесса;
- Динамика развития гибкости у детей 7-9 лет;
- Размещение результатов проведенного исследования в сети Интернет;
- Распространение опыта работы через выступления на научно-практических семинарах, конференциях, мастер-классах;
- Разработка методического пособия по развитию гибкости у детей 7-9 лет.
Практический раздел:
Описание целевой аудитории: обучающиеся групп начальной подготовки отделения «Спортивная гимнастика» ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ», 2 группы, численность каждой группы - 10 человек, возраст - 7-8 лет.
Этапы реализации
На первом этапе, подготовительном (январь-февраль 2016 г.), после согласования темы исследования, проводилось изучение литературных источников, разрабатывался предварительный план работы, определялись основные направления экспериментальных разработок. Это позволило изучить состояние исследований по вопросам развития гибкости.
В результате были определены основные задачи исследования, гипотеза, намечены пути разрешения основных проблемных моментов.
На втором этапе, опытно-экспериментальном (март 2016 г. – март 2017 г.), проводилась проверка предпосылок разработки рабочей гипотезы исследования, тестирование и опробование разработанного комплекса специальных упражнений на развитие подвижности в плечевом, поясничном и тазобедренном суставах.
На третьем этапе , итогово-обобщающем (апрель 2017 г. – июнь 2017 г.) происходила обработка и интерпретация полученных экспериментальных данных, выявлялись закономерности в развитии гибкости у детей 7-9 лет.
Механизм реализации
На первом этапе педагогического эксперимента были проведены массовые обследования детей 7-8 лет групп начальной подготовки. Из числа обследуемых были созданы две группы – контрольная и экспериментальная, по 10 человек в каждой. Тесты на гибкость проводились в обеих группах, результаты фиксировались (в см).
В каждой группе занимающиеся показали приблизительно одинаковые результаты в тестовых испытаниях.
Для определения уровня развития гибкости нами использовались следующие тесты:
Тест 1. Выкрут скакалки.
Перевод гимнастической скакалки с сантиметровой разметкой спереди назад и обратно. Измеряется расстояние в сантиметрах между кистями рук при выкруте скакалки прямыми руками.
Тест 2. Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке.
Наклон производится на устойчивой гимнастической скамейке. Выполняется наклон вперед-вниз, стараясь дотянуться руками до пола. Результат измеряется по расстоянию от плоскости скамейки до конца третьего пальца руки. Учитывается зафиксированный результат в сантиметрах.
Тест 3. «Мост» лежа на спине.
Испытуемый выполняет мост с максимальным прогибанием. Измеряется расстояние от пяток до конца третьего пальца рук. Измеряется в сантиметрах.
Тест 4. Продольный шпагат.
Измеряется расстояние в сантиметрах от пола до симфиза.
Результаты эксперимента были подведены с помощью математической обработки (вычисление средней арифметической величины).
Результаты тестирования уровня гибкости в экспериментальной группе до начала педагогического эксперимента
Таблица 1.
№ п/п | Тест 1 Выкрут скакалки (см) | Тест 2 Наклон вперед (см) | Тест 3 Мост (см) | Тест 4 Продольный шпагат (см) |
Средний показатель | 60,6 | 10,9 | 52 | 11,7 |
Результаты тестирования уровня гибкости в контрольной группе до начала педагогического эксперимента
Таблица 2.
№ п/п | Тест 1 Выкрут скакалки (см) | Тест 2 Наклон вперед (см) | Тест 3 Мост (см) | Тест 4 Продольный шпагат (см) |
Средний показатель | 60,1 | 10,7 | 50,9 | 11,2 |
В тестировании гибкости обучающиеся, как экспериментальной, так и контрольной группы показали практически одинаковые результаты (Таблицы 1-2). Так, среднее значение по тесту 1 (выкрут скакалки) в контрольной группе составляет 60,1 см, а в экспериментальной – 60,6 см. В тесте 2 (наклон вперед) - среднее значение в контрольной группе – 10,7 см, в экспериментальной – 10,9 см. В тесте 3 («мост» из положения лежа) среднее значение в контрольной группе – 50,9 см, в экспериментальной – 52 см. В тесте 4 («шпагат» продольный) среднее значение в контрольной группе – 11,2 см, в экспериментальной – 11,7 см.
Обучающиеся контрольной группы тренировались в соответствии с методическими рекомендациями для этого возраста по обычному плану предпрофессиональной программы по спортивной гимнастике, предусмотренному для ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ».
Обучающиеся экспериментальной группы тренировались 3 раза в неделю по два академических часа, выполняли на тренировках специальные упражнения на гибкость, необходимых для эффективного и более качественного выполнения.
На основе анализа специальной литературы, были разработаны 2 специальных комплекса упражнений по 10 упражнений в каждом: на развитие гибкости в плечевом суставе, в поясничном отделе, в тазобедренном суставе, которые не менялись в течение года. Первый комплекс специальных упражнений выполнялся в конце подготовительной части тренировки, второй комплекс выполнялся в начале основной части.
Над каждым комплексом занимающиеся работали 20 минут. При смене заданий применялись упражнения на расслабление, упражнение на дыхание.
В конце подготовительной части использовался комплекс упражнений № 1.
Комплекс упражнений № 1.
1. И.п. – стойка на первой рейке гимнастической стенки, руки хватом на уровне талии – подъем на полупальцы. Выполнять 16 раз, 2 подхода, упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой.
2. Из седа ноги врозь с наклоном вперед. Поднимание ног поочередно и одновременно с помощью партнера:
- правой – удержание 8 счетов, 2 подхода;
- левой - удержание 8 счетов, 2 подхода, партнер должен спрашивать о состоянии натяжения мышцы у выполняемого упражнения.
3. И.п. – стойка спиной к гимнастической стенке, руки согнуты на уровне головы. Наклон вперед с разгибанием рук. Выполнять 8 раз, 4 подхода.
4. И.п. – стойка спиной к гимнастической стенке, руки на рейке выше пояса. Приседания. Выполнить 8 приседаний, 2 подхода.
5. И.п. – стойка лицом к гимнастической стенке, руки на уровне пояса, наклон назад, пружинные движения. Выполнять 8 раз, 4 подхода, стараться выполнить наклон с максимальной амплитудой.
6. Шпагаты: на правую, левую ноги, поперечный с гимнастических скамеек. Выполняется по 3 минуты на каждый шпагат.
7. Стойка боком к гимнастической стенке. Махи. Выполнять по 16 раз, 2 подхода:
- правая нога вперед;
- левая нога вперед;
- правая нога в сторону;
- левая нога в сторону;
- правая нога назад;
- левая нога назад.
8. И.п. – стойка на коленях, стопы врозь. Сед на пол. Удержание 8 счетов 2 подхода.
9. Из упора сидя противоположной рукой поднять максимально выворотную ногу. Правую и левую. Выполнять 8 раз, 2 подхода.
10. И.п. – лежа на животе, ноги согнуты в коленях. Партнер держит за стопы ног – разведение голени наружу. Выполнять 8 раз, 4 подхода.
Итого выполненных упражнений:
3 упражнения - для развития плечевого сустава;
3 упражнения - для развития поясничного отдела;
4 упражнения - для развития тазобедренного сустава.
Комплекс упражнений № 2.
1. Из упора сидя наклоны вперед, стопы на себя. Упражнение выполняется 8 раз, 4 подхода.
2. И.п. – стойка спиной к гимнастической стенке, ноги на ширине плеч в наклоне назад (мост), хват руками за нижнюю рейку, пружинные увеличения прогиба. Выполнять 8 раз, 4 подхода.
3. Лежа на животе – прогибание назад в упоре на руки. Удержание 8 счетов, выполнить 4 подхода.
4. И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Отведение рук назад с помощью партнера. Выполнить удержание на 8 счетов, 4 подхода.
5. Из упора сидя развести стопы в стороны и выполнить наклон туловища вперед с помощью партнера. Выполнять 8 раз, 4 подхода.
6. Волны вперед и назад. Выполнять по 8 раз, 2 подхода. Волны с хорошей амплитудой, с активным прогибанием.
7. И.п. – основная стойка, скакалка внизу в руках, выкруты спереди – назад и обратно. Выполнять 10 раз, 2 подхода. При выполнении упражнения локти не сгибаются. Выкрут спереди назад и обратно считается за один раз.
8. Из седа на пятках перекатывание на тыльную часть стопы по направлению к пальцам с подниманием коленей и обратно. Выполнять на 4 счета, 16 подходов.
9. Лежа на животе – прогибание назад, руки вверх с помощью партнера. Выполнять на 8 счетов 4 подхода.
10. Стойка спиной к гимнастической стенке, правая нога вперед-вверх, стопой зацепиться за рейку. Выполнять по 16 раз, 2 подхода:
- правая нога вперед;
- левая нога вперед;
- правая нога в сторону;
- левая нога в сторону;
- правая нога назад;
- левая нога назад.
Итого выполненных упражнений:
- 4 упражнения - для развития плечевого сустава;
3 упражнения - для развития поясничного отдела;
3 упражнения - для развития тазобедренного сустава.
Упражнения выполнялись с постепенным увеличением амплитуды, темпа и количества повторений.
Методика развития гибкости на занятиях в спортивной школе заключалась в чередовании максимальных напряжений с последующим расслаблением отдельных частей тела, постепенное расслабление одних групп мышц в сочетании с напряжением других. При этом мы соблюдали основное методическое требование – выполнять упражнение до появления легко терпимой боли.
Результативность проекта
Повторное тестирование было проведено через год на втором этапе педагогического эксперимента. В результате чего нами были получены следующие данные (Таблица 3-4):
Тестирование уровня гибкости в экспериментальной группе после окончания эксперимента
Таблица 3
№ п/п | Тест 1 Выкрут скакалки (см) | Тест 2 Наклон вперед (см) | Тест 3 Мост (см) | Тест 4 Продольный шпагат (см) |
Средний показатель | 52,2 | 10,9 | 52 | 11,7 |
Тестирование уровня гибкости в контрольной группе после окончания эксперимента
Таблица 4
№ п/п | Тест 1 Выкрут скакалки (см) | Тест 2 Наклон вперед (см) | Тест 3 Мост (см) | Тест 4 Продольный шпагат (см) |
Средний показатель | 57,1 | 7,0 | 47,8 | 7,2 |
Статистический анализ результатов повторного тестирования показал, что в обеих группах происходили положительные изменения в уровне развития гибкости обучающихся, однако темпы их прироста были разными. Так, в контрольной группе – «выкрут скакалки» – упражнение для развития подвижности в плечевых суставах, результат улучшился на 4,9%; в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке – на 34,5%; в положении «мост» – на 6,1%; в продольном «шпагате» – на 17,8% (Таблица 5).
В экспериментальной группе произошли следующие изменения: в упражнении «выкрут скакалки» результат улучшился на 15,5%; в наклоне вперед, стоя на гимнастической скамейке – на 48,6%; в положении «мост» – на 22,7%; в продольном «шпагате» результат вырос на 53,8%. Сдвиги большинства результатов изучаемых показателей статистически достоверны (Таблица 6).
Сравнительный анализ контрольной группы
Таблица 5
ТЕСТ 1 | ТЕСТ 2 | ТЕСТ 3 | ТЕСТ 4 | ||||||||
Начало | Конец | Динамика | Начало | Конец | Динамика | Начало | Конец | Динамика | Начало | Конец | Динамика |
60,1 | 57,1 | 3,0 | 10,7 | 7,0 | 3,7 | 50,9 | 47,8 | 3,1 | 11,2 | 7,2 | 4,0 |
Сравнительный анализ экспериментальной группы
Таблица 6
ТЕСТ 1 | ТЕСТ 2 | ТЕСТ 3 | ТЕСТ 4 | ||||||||
Начало | Конец | Динамика | Начало | Конец | Динамика | Начало | Конец | Динамика | Начало | Конец | Динамика |
60,6 | 52,2 | 8,4 | 10,9 | 5,6 | 5,3 | 52 | 40,2 | 12,2 | 11,7 | 5,4 | 6,3 |
Результаты педагогического эксперимента
Результаты педагогического эксперимента позволили установить, что экспериментальная группа превзошла контрольную в системе изучаемых показателей в среднем на 19,3% вследствие применения специальных комплексов упражнений для развития гибкости.
Влияние экспериментальной методики оказало более значительное влияние на развитие гибкости детей 7-9 лет, занимающихся гимнастикой в спортивной школе.
Повысилось качество учебно-тренировочного процесса. Так на начало эксперимента в экспериментальной группе 50% - имели первый юношеский разряд, 20% - второй юношеский разряд, 30% - без разряда. В контрольной группе 40% - имели первый юношеский разряд, 30% - второй юношеский разряд, 30% - без разряда.
По окончании эксперимента в экспериментальной группе 60% выполнили 3 взрослый разряд, 20% - первый юношеский разряд, 20% - второй юношеский разряд.
По окончании эксперимента в контрольной группе 40% выполнили 3 взрослый разряд, 30% - первый юношеский разряд, 30% - второй юношеский разряд.
Сравнительный анализ данных показывает, что в результате применяемой методики развития гибкости в экспериментальной группе на 20% больше обучающихся выполнили третий взрослый разряд, что говорит о результативности применяемой методики, повышении качества тренировочного процесса.
Ключевые образовательные форматы
В мае-июне 2017 года для тренеров по спортивной гимнастике, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры был проведен научно-практический семинар «Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта», в рамках которого была рассмотрена проблема: «Развитие гибкости детей 7-9 лет с использованием экспериментальной методики», а также по данным исследования разработано методическое пособие «Развитие морфо-функциональных способностей детей групп начальной подготовки, занимающихся спортивной гимнастикой в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ)», которое является приложением данного проекта, проведен мастер-класс по развитию гибкости.
Используемые ресурсы
Материально-технические:
гимнастический зал;
шведская стенка;
гимнастические маты - 5 – 10 штук;
скакалки - 10 штук.
Кадровые:
тренер-преподаватель;
инструктор-методист;
научный руководитель.
Информационно - технические:
компьютер.
Научно - методические:
Предпрофессиональная программа по спортивной гимнастике;
Разработанная методика развития гибкости у обучающихся 7-9 лет.
Заключение
Проанализировав научную и учебно-методическую литературу, по вопросам теории и методики, педагогике, физиологии, мы выявили, что наиболее благоприятным возрастом для развития гибкости является возраст 6-9 лет. Были проведены исходные тестирования для определения показателей гибкости у девочек 7-9 лет. Для развития гибкости мы использовали 2 комплекса, разработанных специально, направленных на развитие гибкости. Каждый комплекс неизменно использовался в течение года 3 раза в неделю.
В процессе исследования были выявлены особенности развития гибкости на занятиях гимнастикой у девочек 7-9 лет. Данный возраст является сенситивным для развития гибкости, суставы наиболее подвижны, костная ткань не до конца сформирована, мышцы эластичные. Все это позволяет на занятиях спортивной гимнастикой выполнять сложные специальные упражнения для увеличения подвижности в суставах, увеличения эластичности мышц. Для этого используются большей частью статические упражнения, также применяются эластичные резины, различные утяжеления, специальные тренажеры, упражнения могут выполняться при помощи партнера, используется повторный метод, с выполнением большего количества серий. Подвижность суставов связочного аппарата определяет скорость движений и технику исполнения. Естественный прирост подвижности суставов имеет наиболее высокие темпы от шести до десяти лет. При целенаправленной тренировке она может быть доведена до своего максимального предела. У детей данного возраста наименьший болевой порог, и переносить нагрузки им намного проще, чем у детей старшего возраста. В этом и заключается особенность развития гибкости.
Выводы:
1. По исследуемой проблеме было изучено более 37 литературных источников. Отсутствие полного объема научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств развития гибкости в занятиях с детьми 7-9 лет дали основание проводить исследование в этом направлении.
Для оценки уровня развития гибкости детей 7-9 лет были использованы следующие тесты: выкрут скакалки, наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке, «мост» из положения, лежа на спине, «шпагат» продольный.
2. В тестах: выкрут скакалки в контрольной группе расстояние уменьшилось на 3,0 см, что составило 4,9%), а в экспериментальной – на 9,4 см, что составило 15,5%); наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке в контрольной группе расстояние до пола уменьшилось на 3,7 см, что составило 34,5% , а в экспериментальной – на 5,3 см, что составило 48,6%; «мост» из положения, лежа на спине в контрольной группе расстояние от пяток до кистей рук уменьшилось на 3,1 см, что составило 6,1% , а в экспериментальной – на 11,8 см, что составило 22,7%; «шпагат» продольный в контрольной группе расстояние уменьшилось на 2 см, что составило 17,8%, а в экспериментальной – на 6,3 см, что составило 53,8%.
3. Данными, полученными при исследовании и прошедшими дальнейшую обработку математическими методами, можно обосновать предлагаемую методику специальных упражнений, как положительную, целесообразную и необходимую для применения развития гибкости детей 7-9 лет в спортивной гимнастике.
4. В ходе реализации проекта у обучающихся были сформированы познавательные, информационно-коммуникативные, познавательные компетенции.
Практические рекомендации: комплексы №№1-2 для развития гибкости, могут быть использованы тренерами на занятиях по спортивной гимнастике, учителями физкультуры на уроках и в работе секций для развития гибкости.
Приложение 1: методическое пособие «Развитие морфо-функциональных способностей детей групп начальной подготовки, занимающихся спортивной гимнастикой в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"
Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...
Педагогический проект «Развитие одаренности ребенка, через использование облачных технологий»
Данный проект позволяет своевременно информировать о новинках и дальнейших разработках методики применения новых информационных технологий....
Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"
В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития коммуникативных способностей у детей с р...
Особенности развития гибкости детей младшего школьного возраста.
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах дл...
Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».
Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...
Педагогический проект Развитие оценочной деятельности школьников на уроках математики (использование технологии оценивания образовательных достижений)
Применение технологии оценивания позволяет активизировать учащихся на уроках и во внеурочное время, повышать интерес к математике, развивая математическую компетентность старшеклассников, повышать кач...
Психолого – педагогический проект «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ младших дошкольников через использование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Актуальность проектаобусловлена построением новой модели ДОУ:• Разработка и внедрение новых подходов к развитию умственных способностей детей;• Желание родителей поднять уровень...