Интеграция приемов техники, тактики, физических способностей в игровую и соревновательную деятельность волейболистов.
статья по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Интеграция для спортивных игр имеет чрезвычайно важное значение для роста эффективности обучения тактическим действиям и техническим приемам, актуализации особых познаний обучаемых в ходе освоения технико – тактического арсенала и в соревнованиях. Чтобы тренировочные результаты, каждый в отдельности, отлично проявлялись в данных специфических соревновательных условиях, необходимо воплощение интегральной подготовки как целостности соревновательной игровой деятельности в тренировке, в ходе обучения и совершенствования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
существующую систему включать новый элемент. | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция приемов техники, тактики, физических способностей в игровую и соревновательную деятельность волейболистов.
Автор Спицкий В.А.
Процесс обоюдного приспособления, объединение в целое каких – либо частей, элементов означает понятие «интеграция». Интегрировать – значит создавать интеграцию, соединять раздельное в целое, а также в существующую систему включать новый элемент.
Интеграция для спортивных игр имеет чрезвычайно важное значение для роста эффективности обучения тактическим действиям и техническим приемам, актуализации особых познаний обучаемых в ходе освоения технико – тактического арсенала и в соревнованиях. Чтобы тренировочные результаты, каждый в отдельности, отлично проявлялись в данных специфических соревновательных условиях, необходимо воплощение интегральной подготовки как целостности соревновательной игровой деятельности в тренировке, в ходе обучения и совершенствования. Для выполнения конкретного приема игры необходима, в первую очередь, связь технической и физической подготовки; во – вторых, физические способности в масштабах структуры приемов; в – третьих, развитие специальных физических в ходе постоянного их повторения с завышенной интенсивностью, превышающей соревновательную.
Одной из главнейших сторон интегральной подготовки считается развитие физических качеств волейболиста: общих и специальных . Всесторонность физического развития и здоровье спортсменов в значительной мере характеризуют общие физические качества – ловкость, сила, быстрота, выносливость, координационные возможности, гибкость. Рассмотрим каждое из перечисленных выше качеств. Успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях, способность человека быстро, практически сразу, другими словами, более рационально осваивать новые двигательные действия – это и есть ловкость. Она должна быть тем выше, чем сложнее движения или действия. В особенности необходима ловкость при спонтанно возникающей двигательной задаче, которая требует быстроты ориентировки и спешного исполнения, когда некогда раздумывать. Ловкость – достаточно сложное комплексное двигательное качество, уровень становления которого определяется довольно многими факторами.
Пластичность корковых нервных процессов и высокоразвитое мышечное чувство имеют самое большое значение. Быстрота перехода от одних установок и реакций к другим и срочности образования координационных связей находится в зависимости от степени проявления последних . Ловкость составляют две главные способности: во – первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во – вторых, способность быстро и координированно перестраивать двигательную деятельность в условиях непредвиденного изменения обстановки – именно это можно прочесть в подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и заметок до настоящего времени. Последнюю способность время от времени оценивают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в сравнительно типовых и спонтанных, резко изменяющихся ситуациях .
Сила, выносливость, быстрота, гибкость тесно связаны с ловкостью , и при выполнении всех технико – тактических действий они проявляются. В волейболе ловкость делится условно на акробатическую (двигательные действия в защите) и прыжковую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке) .
Компонующими ловкости волейболиста являются:
– Координация перемещений – умение исполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по условию (от координации движений находятся в зависимости быстрота, точность и своевременность исполнения технического приема).
– Быстрота и точность действий – прямая зависимость эффективности всей игры (выполнить технический прием правильно - значит выполнить его быстро и без ошибок); точность реакции на передвигающийся объект улучшается параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов.
– Способность распределять и переключать внимание – функция, которая поддерживается суммарной работой анализаторов и подвижностью нервных процессов.
– Стабильность вестибулярных реакций – незаменимое условие проявления ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, неожиданными остановками.
Ошибки в технике и тактике игры могут происходить из – за излишнего возбуждения вестибулярного аппарата (анализаторы), что также вызывает падение работоспособности других (зрительного, кожного) и убавляет точность перемещений .
Резко переходить от одних действий к иным, в постоянно видоизменяющихся ситуациях быстро ориентироваться позволяет волейболисту при проявлении ловкости значительная подвижность нервных процессов. Развитие ловкости у волейболиста зависит от того, насколько развита способность к правильной оценке собственных движений и восприятию, положения тела. Pазвитие ловкости волейболиста – это улучшение координации перемещений, а главное – способности в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры молниеносно перестраивать двигательную деятельность и владение своим телом в безопорном положении .
Hемаловажное значение в волейболе имеет координация. Понятием координационные способности в науке начали обширно пользоваться в последние 25 – 30 лет для раскрытия одного из двигательных качеств – ловкости. По мнению большинства авторов, под координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть более совершенно, решать двигательные задачи (особо сложные и образующиеся неожиданно), что отличает их от простой складности. Цель развития координационных возможностей состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности человека к жизни, трудовой деятельности и службе в армии .
Таким образом, задачи по развитию координационных способностей можно определить следующие:
усовершенствование возможностей согласовывать движения различными частями тела (в большей степени асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
формирование координации движений неведущей конечности;
формирование возможностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым характеристикам.
Специальные тренировки для развития скорости движений должны быть ориентированы на выполнение целостного движения со скоростью, наиболее приближенной к условиям соревнований. Другими словами, следует стремиться как можно больше загрузить сообразные части тела, жертвуя минимально конечной скоростью. Разными методами сенсорно – перцептивной тренировки вполне можно прирастить скорость движения. Это можно также сделать путем развития силы. Для этого нужно, прежде всего, установить, в качестве стабилизаторов движения выступают какие группы мышц (обычно это мышцы живота и спины, группы мышц плечевого пояса, часто мышцы бедра и отдельные). Развитие этих групп мышц обеспечивает более устойчивую «основу» для начала движений. Скорость движений вполне возможно прирастить также в результате специального развития силы и прочими способами. Когда определенное движение потребует проявления максимума силы у спортсмена при направлении конечности под определенным углом, то эту конечность можно значительно развить, если использовать упражнения с отягощениями, выполняемые непосредственно под этим углом. Впрочем, особое внимание надлежит обращать на тренировку целостного движения с соревновательной скоростью. Тренер должен предложить такие методы тренировки, с помощью которых вполне можно было бы развить скорость и силу, то есть качества, необходимые для этого вида спорта. .
Улучшению движений, в которых нужна взрывная сила, может содействовать развитие силы вспомогательных групп мышц (туловища, спины, ног). Однако всевозможные отягощения, нацеленные на улучшение скорости движения, обязаны применяться без ощутимого понижения скорости движения плеча и кисти .
Во время тренировки развитие быстрых контролируемых движений вполне применим тот же самый принцип специфичности. Спортсмен обязан отрабатывать стремительное движение на преодоление сопротивления, которое дозволяло бы ему развивать скорость, приближенную к нормальной. В этом случае применение статических упражнений (изометрические упражнения на преодоление сопротивления движению) будет малоэффективным. Таким образом, интеграция содействует достижению спортивного итога в спортивных играх. Отличительно, что при всем этом имеется целостный характер ступеней и факторов: чем больше арсенал техники и она совершеннее, тем шире у спортсмена способности максимально применять в игре свой физический (двигательный) потенциал; а чем разнообразнее и совершеннее тактика, тем больше возможностей максимально реализовывать в игре собственный технико – физический потенциал.
Вследствие этого чрезвычайно важно, применяя широкий состав методов, средств и т.д., составляющих отдельные виды подготовки, достигнуть, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, могло реализоваться в игровых действиях, в ходе соревновательного противоборства, где воедино слиты тактика и техника, нравственные, физические и волевые качества, знания. Соревнования по спортивной игре являются высшей формой интегральной подготовки. Невозможно, конечно же, сводить интегральную подготовку лишь к двусторонним играм и соревнованиям. В ней необходимо отметить, во – первых, целенаправленный процесс выработки связей между причинами, обусловливающими эффективность (выигрыш, результат) игровых действий обучающихся и, во – вторых, комплексное действие единой игровой деятельности, в том числе соревновательную. В результате проведенного математического анализа результатом.Основные методы интегральной подготовки – методы сопряженных (совмещенных) действий, соревновательный, игровой. Соревновательные, учебные, контрольные игры являются высшей формой интегральной подготовки. Лет Название теста Подтягивание низкой перекладине Вис на согнутых руках Сгибание, лежа Группа эксперимента4413141615После эксперимента5915211824В в процессе занятий также подбирались и проводились упражнения с параллельным и последовательным развитием силы и гибкости. Для оптимизации учебного процесса спортивный зал был оснащен специфическими средствами спортивной гимнастики. В результате чего происходит изменение не только структуры выполнения упражнений, но и вместе с тем – их нагрузки, за счет увеличения интенсивности выполнения этих упражнений. Начинать необходимо с простейших акробатических с элементами гимнастики, упражнений с мячом и скакалкой и т. п. Выполнение упражнений на гимнастических снарядах можно начинать только при должном и хорошем состоянии здоровья учащихся. Не достаточно хорошо, следует проявлять осторожность при обучении упражнениям в упоре на руках. Неправильное содержание тела при этом негативно влияет на совершенствование двигательных функций, формирует неправильную осанку. Выполнение некоторых статических силовых положений носило систематический, но не значительный по продолжительности характер. Упражнения выполнялись серийным методом (с помощью или страховкой учителя), с содержанием статического положения в конечном итоге исполнений. Продолжительность выполнения упражнения определялась появлением первых болевых ощущений в мышцах (4–5 с) с небольшим интервалом отдыха. В результате проведенного математического анализа результатом. Не достаточно хорошо, следует проявлять осторожность при обучении упражнениям в упоре на руках. Неправильное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного, игрового и соревновательного методов.
Статья содержит рекомендации и возможные варианты использования предложенных методов....
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...
Методические рекомендации на городском МО учителей физической культуры "Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании"
В данной работе дается общее представление о методах, их классификации, описание игрового и соревновательного методов в физическом воспитании...
Авторская работа на тему "Применение игровых заданий с повышающейся степенью сложности игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры"
Дипломная работа учителя физической культуры...
Автор Матвеева И. А. Интеграция результатов обучения в целостную игровую соревновательную деятельность.
Методическая работа...
«Дифференцированный подход к формированию двигательных способностей младших школьников с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность»
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физи...