УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ
опыты и эксперименты по физкультуре (10 класс) на тему

Васильева Наталья Ивановна

Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий суждения, сгруппированные в 14 блоков, с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест предназначен для количественной оценки потребности в физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_fizicheskoy_vospitannosti.docx180.02 КБ

Предварительный просмотр:

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ

Проба задержки дыхания на вдохе (проба Штанге). Время задержки дыхания зависит от состояния аппарата внешнего дыхания (величины ЖЕЛ), системы крови (количества гемоглобина), и тренированности клеток и тканей организма (в первую очередь ЦНС) к недостатку кислорода и повышенному содержанию углекислоты. Поэтому длительность произвольной максимальной задержки дыхания можно рассматривать как функциональную пробу, легко выполнимую в любых условиях. Проба Штанге заключается в следующем: в положении сидя выполнить глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (максимальный), закрыть рот и одновременно зажать пальцами нос и задержать дыхание. Секундомер необходимо включить в конце вдоха. Чем лучше подготовленность, тем дольше занимающийся может задерживать дыхание. При утомлении, перетренированности время задержки дыхания снижается.

Проба задержки дыхания на выдохе (проба Генчи). Суть данной пробы заключается в задержке дыхания после максимального выдоха. Для этого необходимо в положении сидя выполнить глубокий вдох, а затем максимальный выдох, закрыть рот и одновременно зажать пальцами нос и задержать дыхание. Секундомер необходимо включить в конце выдоха. Здоровые нетренированные люди задерживают дыхание на 25-30 секунд, хорошо подготовленные – 40-60 секунд и дольше.

Индекс Скибиньской. Индекс Скибиньской позволяет в определенной мере оценить функцию не только системы дыхания, но и сердечно-сосудистой системы. Индекс Скибиньской требует не только проведения пробы Штанге, но и определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью спирометра, а также подсчет частоты сердечных сокращений в покое и рассчитывается по формуле:

В ходе занятий физкультурой и спортом индекс Скибиньской не должен снижаться. Его возрастание – положительный признак правильно организованных занятий.

Теппинг-тест. При помощи теппинг-теста определяют силы нервных процессов. Тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти. Исследование осуществляется графическим способом регистрации темпа движений. Для этого лист бумаги делят на 4 прямоугольника. Испытуемый должен поставить карандашом или ручкой в каждом квадрате в отведенное ему время (10 сек.) как можно больше точек. Испытуемые в течение 40 сек. стараются удержать максимальный для себя темп. Переходить с одного прямоугольника на другой следует всегда в одинаковом порядке: по часовой стрелке, не прерывая работы. В протокол записывают количество движений за каждые 10 сек. работы (Тn – кол-во точек в каждом конкретном прямоугольнике). Затем рассчитывается среднее арифметическое значение по формуле:

Индекс теппинг-теста = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 ) / 4

Теппинг-тест в данном варианте (40 сек.) определяет выносливость нервной системы, а не выносливость организма в целом. Определение силы нервной системы поможет адекватно дозировать умственные и физические нагрузки, предотвратить развитие утомления и переутомления.


Критерии оценки функциональной подготовленности

Баллы

100-балльная шкала

Частота сердечных сокращений (ЧСС)

Теппинг-тест

Юноши

Девушки

Жизненная

емкость легких

Проба Штанге

Проба Генчи

Индекс

 Скибинской

Жизненная

емкость легких

Проба Штанге

Проба Генчи

Индекс

Скибинской

100

56

85

5000

125

55

112

4200

90

45

80

99

124

111

79

98

84

123

54

110

89

78

97

4900

122

109

4100

43

77

96

57

83

121

53

108

88

76

95

120

107

75

94

82

4800

119

52

106

4000

87

42

74

93

58

118

105

73

92

81

117

51

104

86

72

91

4700

116

103

3900

40

71

90

59

80

115

50

102

85

70

89

4600

114

101

69

88

79

113

49

100

3800

84

39

68

87

60

4500

112

99

67

86

78

111

48

98

83

66

85

61

110

97

3700

38

65

84

77

4400

109

47

96

82

64

83

62

108

95

63

82

76

107

46

94

3600

81

37

62

81

63

4300

106

93

61

80

75

105

45

92

80

60

79

64

104

91

3500

79

36

59

78

74

4200

103

44

90

78

58

77

65

102

89

77

57

76

73

101

43

88

3400

76

35

56

75

66

4100

100

87

75

55

74

72

99

42

86

74

54

73

67

98

85

3300

73

34

53

72

71

97

41

84

72

52

71

68

96

83

71

51

70

70

4000

95

40

82

3200

70

33

50

69

69

94

81

69

49

68

69

93

39

80

68

48

67

70

92

79

67

32

47

66

68

91

38

78

3100

66

46

65

71

90

77

65

45

64

67

3900

89

37

76

64

31

44

63

72

88

75

63

43

62

66

87

36

74

3000

62

42

61

73

86

73

61

30

41

60

65

85

35

72

60

40

59

74

84

71

59

39

58

64

83

34

70

2900

58

29

38

57

82

69

57

37

56

75

63

3800

81

33

68

56

36

55

80

67

55

28

35

54

62

79

32

66

2800

54

34

53

76

78

65

53

33

52

61

77

31

64

52

27

32

51

76

63

51

31

50

77

60

75

30

62

2700

50

26

30

49

74

61

49

29

48

59

3700

73

29

60

48

25

28

47

78

72

59

47

27

46

58

71

28

58

46

24

26

45

70

57

2600

45

25

44

79

57

69

27

56

44

23

24

43

68

55

43

23

42

56

67

26

54

42

22

22

41

80

66

53

41

21

40

55

3600

65

25

52

2500

40

21

20

39

64

51

39

19

38

81

54

63

24

50

38

20

18

37

62

49

37

17

36

53

61

23

48

36

19

16

35

82

60

47

2400

35

15

34

52

59

22

46

34

18

33

58

45

33

14

32

83

51

3500

57

21

44

32

17

31

56

43

31

13

30

50

55

20

42

2300

30

16

29

84

54

41

29

12

28

49

53

19

40

28

15

27

52

39

27

11

26

85

48

51

18

38

26

14

25

3400

50

37

2200

25

10

24

47

49

17

36

24

13

23

86

48

35

23

9

22

46

47

16

34

22

12

21

46

33

21

8

20

87

45

45

15

32

20

11

19

44

31

2100

19

7

18

44

3300

43

14

30

18

10

17

88

42

29

17

16

43

41

13

28

16

9

6

15

40

27

15

14

89

42

39

12

26

14

8

13

38

25

2000

13

5

12

41

3200

37

11

23

12

7

11

90

36

21

11

10

40

35

10

19

10

6

4

9

91

34

9

17

9

8

39

33

8

15

8

5

7

92

32

7

13

1900

7

3

6

38

3100

31

6

11

6

4

5

93

30

5

9

5

4

37

29

4

7

4

3

2

3

94

28

3

5

3

2

36

27

2

3

2

2

1

95

35

3000

26

1

1

1800

1

1

1

Критерии оценки физической подготовленности (юноши)

Баллы

100-балльная шкала

Прыжок в длину с

места (см.)

Подтягивания на

перекладине (кол-во)

Прыжки через

скамейку (кол-во)

Прыжки через скакалку (кол-во)

Бег  100 метров (сек)

Отжимания в упоре на брусьях / на полу

(кол-во)

Подъем  переворотом  (кол-во)

Наклон туловища

вперед из положения

стоя согнувшись

 со скамейки (см)

12-минутный бег

(метры)

Челночный бег 10х10 (сек)

Вис на согнутых руках (сек)

100

260

18

110

190

12,8

18/70

10

28,0

3130

23,5

1′30

99

259

109

189

/69

27,5

3120

23,6

1′29

98

258

108

188

/68

27,0

3110

23,7

1′28

97

257

17

107

187

12,9

17/67

3100

23,8

1′27

96

256

106

186

26,5

3090

23,9

1′26

95

255

105

185

/66

9

3080

24,0

1′25

94

254

104

184

13,0

26,0

3070

24,1

1′24

93

253

16

103

183

16/65

3060

24,2

1′23

92

102

182

25,5

3050

24,3

1′22

91

252

101

181

13,1

/64

3040

24,4

1′21

90

100

180

/63

25,0

3030

24,5

1′20

89

251

99

179

/62

3020

24,6

1′19

88

98

178

/61

24,5

3010

24,7

1′18

87

250

15

97

177

13,2

15/60

8

3000

24,8

1′17

86

96

176

24,0

2985

24,9

1′16

85

249

95

175

/59

2970

25,0

1′15

84

94

174

23,5

2955

25,1

1′14

83

248

93

173

13,3

/58

2940

25,2

1′13

82

92

172

23,0

2925

25,3

1′12

81

247

91

171

/57

2910

25,4

1′11

80

90

170

22,5

2895

25,5

1′10

79

246

14

89

169

13,4

14/56

7

2880

25,6

1′09

78

88

168

22,0

2865

25,7

1′08

77

245

87

167

2850

25,8

1′07

76

86

166

/55

21,5

2835

25,9

1′′06

75

244

85

165

13,5

2820

26,0

1′05

74

84

164

21,0

2805

1′04

73

83

163

/54

2790

26,1

1′03

72

13

82

162

20,5

2775

1′02

71

243

81

161

13,6

/53

6

2760

26,2

1′01

70

80

160

20,0

2745

1′00

69

79

159

13/52

2730

26,3

59

68

78

158

/51

19,5

2715

58

67

242

77

157

13,7

/50

2700

26,4

57

66

76

156

/49

19,0

2680

56

65

75

155

/48

2660

26,5

55

64

241

12

74

154

12/47

5

18,5

2640

54

63

73

153

/46

2620

26,6

53

62

240

72

152

/45

18,0

2600

52

61

71

151

2585

26,7

51

60

239

70

150

/44

17,5

2570

50

59

69

149

13,8

2555

26,8

49

58

68

148

/43

17,0

2540

48

57

238

67

147

2525

26,9

47

56

11

66

146

/42

16,5

2510

46

55

65

145

11/41

2495

27,0

45

54

237

64

144

/40

16,0

2480

44

53

63

143

2465

27,1

43

52

62

142

/39

15,5

2450

42

51

236

61

141

2435

27,2

41

50

60

140

/38

15,0

2420

40

49

235

59

139

13,9

4

2405

27,3

39

48

58

138

/37

14,5

2390

38

47

57

137

/36

2375

27,4

37

46

234

10

56

136

10/35

14,0

2360

36

45

55

135

2345

27,5

35

44

54

134

/34

13,5

2330

34

43

233

53

133

2315

27,6

33

42

52

132

/33

13,0

2300

32

41

232

51

131

2280

27,7

31

40

50

130

/32

12,5

2260

30

39

231

49

129

2240

27,8

29

38

48

128

/31

12,0

2220

28

37

230

9

47

127

14,0

9/30

3

2200

27,9

27

36

46

126

11,5

2185

26

35

229

45

125

/29

2170

28,0

25

34

44

124

11,0

2155

24

33

228

43

123

/28

2140

28,1

23

32

42

122

10,5

2125

22

31

227

41

121

14,1

/27

2110

28,2

21

30

40

120

10,0

2095

20

29

39

118

/26

2080

28,3

19

28

226

8

38

116

8/25

9,5

2065

18

27

37

114

2050

28,4

17

26

36

112

/24

9,0

2035

16

25

225

35

110

14,2

8,5

2020

28,5

15

24

34

108

/23

8,0

2010

14

23

33

106

7,5

2000

28,6

13

22

224

32

104

/22

7,0

1990

12

21

31

102

6,5

1980

28,7

11

20

30

100

/21

6,0

1970

10

19

29

96

5,5

1960

18

223

7

28

92

14,3

7/20

2

5,0

1950

28,8

9

17

222

27

88

/19

4,5

1940

16

221

26

84

/18

4,0

1930

8

15

220

25

80

/17

3,5

1920

28,9

14

219

24

76

14,4

/16

3,0

1910

7

13

23

72

/15

2,5

1900

12

218

6

22

68

6/14

2,0

1890

29,0

6

11

21

64

/13

1,5

1880

10

217

20

60

14,5

/12

1,0

1870

5

9

18

54

0,5

1860

29,1

8

216

16

48

/11

0

1850

4

7

14

42

-1,0

1840

6

215

5

13

36

14,6

5/10

1

-2,0

1830

29,2

3

5

214

4

11

30

14,7

4/8

-3,0

1820

4

213

3

9

24

14,8

3/6

-4,0

1810

3

212

2

7

18

14,9

/ 4

-5,0

1800

29,3

2

2

211

1

5

12

15,0

/3

-6,0

1790

1

210

2

6

15,1

/2

-7,0

1780

29,4

1


МЕТОДИКА

КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий суждения, сгруппированные в 14 блоков, с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест предназначен для количественной оценки потребности в физической культуре.

Инструкция

Предлагается 14 «блоков», каждый из которых содержит по четыре суждения. Респондент в каждом «блоке» должен выбрать одно суждение, которое отражает его реальную потребность в данной ценности. Выбранное суждение отмечается знаком «+» или «ν».

Текст опросника

1.А) Резкие изменения погоды очень сильно отражаются на моем самочувствии (головные боли, резко снижается работоспособность, боли в суставах, подташнивание и т.п.).

Б) При изменении погоды чувствую слабость, значительно снижается работоспособность.

В) Резкие изменения погоды не отражаются на моем самочувствии.

Г) Смену погоды ощущаю, но работоспособность практически не изменяется.

2. А) Я не провожу закаливающих процедур, т.к. не считаю это нужным.

Б) Провожу закаливающие процедуры, но иногда.

В) Провожу закаливающие процедуры постоянно и с удовольствием.

Г) Закаливанием хотелось бы заняться, но не знаю, как это сделать, с чего начать.

3. А) Оцениваю собственное здоровье как слабое.

Б) Свое состояние здоровья оцениваю как удовлетворительное.

В) Собственное состояние здоровья оцениваю как хорошее.

Г) Собственное здоровье оцениваю на «отлично».

4. А) Интересуюсь всем, что связано со здоровьем, с целью использования полученных знаний на практике.

Б) Не интересуюсь вопросами, касающимися проблем здоровья, вредных привычек, закаливания и т.п.

В) Есть желание заниматься физической культурой, но не знаю как.

Г) Интересуюсь вопросами, касающихся проблем здоровья, но только в том случае, когда возникает в этом необходимость (травма, болезнь, негативное состояние и т.п.).

5. А) Игнорирую занятия физическими упражнениями, т.к. не хочется испытывать дискомфорт после занятий (потливость, слабость, мышечная боль и т.п.).

Б) Занимался бы физическими упражнениями, но мешает отсутствие подходящих для этого условий (душ, массаж после занятий, рекомендации компетентного тренера и т.п.).

В) Занимаюсь физическими упражнениями только в том случае, если занятия проходят на фоне комфорта.

Г) Занимаюсь физическими упражнениями и другими формами физической культуры постоянно, т.к. легкая мышечная боль после занятий вызывает приятные ощущения (прилив сил, истому).

6. А) После утомительной (длительной, монотонной) работы занятиям восстановительной физической культурой (душ, массаж, легкие упражнения и т.п.) предпочту пассивный отдых (у телевизора, за книгой, сон и т.п.).

Б) Хотелось бы при усталости после работы (учебы) заняться восстановительными формами физической культуры, но не знаю, как это правильно сделать.

В) Занимаюсь для снятия утомления, усталости после работы (учебы) восстановительными формами физической культуры, но от случая к случаю.

Г) Постоянно занимаюсь восстановительными формами физической культуры, чтобы привести себя в порядок (снять утомление, усталость, взбодриться) после рабочего дня (учебы).

7. А) Ни с семьей, ни с друзьями не занимаюсь физической культурой.

Б) Участвую в соревнованиях только когда нужно поддержать группу (класс, команду и т.п.).

В) Вовлекаю в занятия физической культурой семью, близких, друзей и т.п.

Г) Буду заниматься физической культурой, если есть для этого хорошая компания.

8. А) Сомневаетесь в нужности физической культуры как учебной дисциплины.

Б) Только потому, что уроки ФК в учебных заведениях обязательны для посещений, мне приходится заниматься физической культурой.

В) Я считаю, что уроки физической культуры просто необходимы, так как они снимают утомление после учебы (повышается работоспособность).

Г) Мне нравятся уроки (занятия) физической культурой, но только без нормативов.

9. А) Не занимаюсь самостоятельно физической культурой, так как не вижу в этом необходимости.

Б) Физической культурой занимаюсь для укрепления здоровья.

В) Занимаюсь физической культурой, так как это сейчас довольно модно.

Г) Заниматься мешает отсутствие интереса к занятиям физической культурой.

10. А) Занимался бы различными формами физической культуры, но постоянно не хватает свободного времени. 

Б) Самостоятельным занятиям различными формами физической культуры мешает собственная пассивность (лень).

В) Занимаюсь различными формами физической культурой только в том случае, если в этом возникает необходимость (сбросить вес, коррекция фигуры, подготовка к сдаче нормативов и т.п.).

Г) Постоянно присутствует желание заниматься различными формами физической культуры.

11. А) Выполняю физические упражнения в том случае, если нет работы по дому (не задано много уроков и т.п.).

Б) Заниматься физической культурой мешают другие более интересные увлечения.

В) Занимаюсь иногда, т.к. много времени отнимает транспорт до мест занятий.

Г) Выполняю самостоятельно физические упражнения (зарядку, прогулки и т.п.) постоянно.

12. А) Я стал бы заниматься физической культурой, если бы за это материально поощряли.

Б) Занимаюсь физической культурой (спортом) ради материальных поощрений, грамот, кубков, всеобщего внимания, похвалы и т.п.

В) Физическими упражнениями занимаюсь независимо от того, будут ли материально поощрять за это или нет, т.к. меня интересуют другие ценности (хорошее функциональное состояние, хорошая спортивная форма, стройная фигура и т.д.).

Г) Даже материальные поощрения не стали бы поводом к занятиям физической культурой.

13. А) Не имею вредных привычек, т.к. знаю последствия злоупотребления ими.

Б) Борюсь со своими вредными привычками, но, к сожалению, не всегда успешно.

В) Хотелось бы отказаться от вредных привычек, но не знаю как.

Г) Систематически злоупотребляю вредными привычками (курю, употребляю спиртные напитки и т.п.).

14. А) Оцениваю собственную физическую подготовленность как слабую.

Б) Свою физическую подготовленность оцениваю как удовлетворительную.

В) Собственную физическую подготовленность оцениваю как хорошую.

Г) Собственную физическую подготовленность оцениваю на «отлично».

Стоимость утверждения в баллах

Цена (стоимость) выбранного ответа

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1 балл (Х1)

А

А

А

Б

А

А

А

А

А

Б

Б

Г

Г

А

2 балла (Х2)

Б

Г

Б

В

Б

Б

Г

Б

Г

А

А

А

В

Б

3 балла (Х3)

Г

Б

В

Г

В

В

Б

Г

В

В

В

Б

Б

В

4 балла (Х4)

В

В

Г

А

Г

Г

В

В

Б

Г

Г

В

А

Г

Далее, руководствуясь таблицей, необходимо определить силу потребности в каждом из 14 блоков. Сосчитать количество ответов, за которые были получены 1, 2, 3 и 4 балла и определить их сумму по формулам:

∑Х 1 = N1 · 1;        ∑Х2 = N2  · 2;        ∑Х3 = N3 · 3;        ∑Х4 = N4 · 4;

где N1; N2; N3; N4 – количество ответов стоимостью в 1, 2, 3 и 4 балла соответственно.

Общая сумма баллов или интегральная потребность в физической культуре рассчитывается по формуле:

П = 1,786·∑Х4 + 1,310·∑Х3 + 0,540·∑Х2 + 0,071·∑Х1;

где П - уровень потребности,

∑Х4 – количество ответов под номером 4, умноженное на коэффициент 1,786;

∑Х3 – количество ответов под номером 3, умноженное на коэффициент 1,31;

∑Х2 – количество ответов под номером 2, умноженное на коэффициент 0,54;

∑X1 – количество ответов под номером 1, умноженное на коэффициент 0,071.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы физического воспитания -"Уровень физической подготовленности городских и сельских школьников мужского пола липецкой области"

Авторы исследования:Т.С.Гнусов (к.п.н), В.А.Кашкаров (к.п.н., профессор), Головина Т.И.(преподаватель МБОУ СОШ №2 г.Задонска). Цель исследования: проанализировать состояние физической подготовленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности учащихся

Значение различных физических упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движенияОбъем упражнений в соответствии с возрастными особенностями ребенка...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...