Программа дополнительного образования
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»: ____________/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:
А.И. Молчанов. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
______________________Баскетбол_____ ______________
наименование курса
______________________12-14 лет_____________________
возраст обучающихся
_______________________________2017-2020 у.г_____________________
срок реализации программы
Составлена
учителем (физкультуры):
ФИО: Федотовой Е.В
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________20___ г.
с Баргузин
2017 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке, и поэтому не удивительно, что самый эффектный баскетбол можно увидеть на играх Национальной Баскетбольной Ассоциации. Баскетбол является и в России одной из популярных спортивных игр. Прогресс баскетбола наблюдается ежегодно. В стране открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, СДЮСШОР, направленные как на развитие массового детско-юношеского направления в спорте, так и на спорт высших достижений. Существуют и проблемы развития баскетбола, одна из которых – повышение качества учебно – тренировочного процесса в образовательных школах. Эта тенденция обусловлена высокими требованиями к двигательной и функциональной подготовленности учащихся школ, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также на основании приказа департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2007 г. «Об утверждении Порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в Ямало-Ненецком автономном округе» и методических рекомендаций по организации деятельности в Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации.
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе.
Этап начальной подготовки – это «фундамент» физкультурно - спортивной деятельности юного баскетболиста. Работа направлена на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники баскетбола.
Цель программы:
- создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом.
- сформировать и систематизировать профессиональные теоретические знания и практические умения и навыки.
ЗАДАЧИ ПРОГАММЫ
- Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
- Формирование стойкого интереса к занятиям.
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
- Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами баскетбола.
- Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику.
В группах начальной подготовки юные баскетболисты изучают основы техники баскетбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры, получают теоретические сведения о строении организма, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, изучают тактическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, гибкости и координации движения; сдают соответствующие нормативы. Стремятся к овладению техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре. Обучаются основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в баскетбол. Осваивают процесс игры в соответствии с правилами баскетбола. Участвуют в товарищеских играх и в неофициальных турнирах по баскетболу, а также принимают участие в соревнованиях по ОФП, «Веселые старты», в которых основной задачей является результат выступления.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы необходимы:
- Спортивный зал для занятий баскетболом.
- Спортивный инвентарь (кольца для баскетбола, конструкции баскетбольные, мячи баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки).
- Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки, шорты).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Восстановительные мероприятия.
- Участие в матчевых встречах.
- Участие в соревнованиях.
- Зачеты, тестирования.
- Конкурсы, викторины.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов общей, специальной физической, технической подготовленности обучающихся (для групп начальной подготовки).
2. Викторины по типу: «Веселые старты», «День здоровья».
3. Контрольные и товарищеские игры.
4. Первенства центра, поселка, района.
Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в начале учебного года (ноябрь) и в конце учебного года (апрель).
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Учебная программа по баскетболу предназначена для детей:6-8 классов; 9-11 классов и рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью от 1-го до 2-х часов с перерывами, в зависимости от возрастной группы и задач этапа обучения. Продолжительность академического часа – 40 минут.
Рекомендуемый режим занятий:
1 год обучения: 1 раза в неделю по 2 часа;
2 год обучения: 1 раза в неделю по 2 часа;
3 год обучения: 1 раза в неделю по 2 часа.
Год обучения | Возраст учащихся, лет | Кол-во учащихся в учебной группе, чел. | Кол-во тренировочных занятий в неделю | Общий объем подготовки(час.). Кол-во часов в неделю | Уровень спортивной подготовленности |
1 – й год | 11-12 | 15-20 | 1 | 68 | Выполнение норм по физической и технической подготовке(не менее 30% всех видов) |
2 – й год | 13-14 | 10-15 | 1 | 68 | Выполнение норм по физической и технической подготовке(не менее 40% всех видов) |
3 – й год | 15-17 | 8-10 | 1 | 68 | Выполнение норм по физической и технической подготовке(не менее 50% всех видов) |
1.7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В области воспитания:
- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование морально-волевых качеств.
В области физического воспитания:
- потребность в здоровом и активном образе жизни;
- стремление к физическому совершенствованию;
- стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.
Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся.
По окончании учебного года уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Специальная физическая подготовка баскетболистов
Год обучения | Высота подскока (см) | Бег 20 м (с) | Бег 40 с (м) | Бег 300 м (мин) | ||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1 – й год | 30 | 28 | 4,2 | 4,5 | 4 п 15 | 4 п | 1,16 | 1,20 |
2 – й год | 32 | 32 | 4,0 | 4,3 | 5 п | 4 п 20 | 1,07 | 1,15 |
3 – й год | 35 | 35 | 3,9 | 4,0 | 5 п 20 | 5 п 10 | 55,5 | 1,00 |
Техническая подготовка баскетболистов
Год обучения | Передвижения в защитной стойке (с) | Скоростное ведение (с, попадания) | Передача мяча (с, попадания) | Дистанционные броски ( % ) | Штрафные броски ( % ) | |||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
1 – й год | 10,1 | 10,3 | 15,0 | 15,3 | 14,2 | 14,5 | 28 | 28 | 30 | 30- |
2 – й год | 10,0 | 10,2 | 14,9 | 15,1 | 14,0 | 14,4 | 30 | 30 | 35 | 35 |
3 – й год | 9,8 | 10 | 14,7 | 15,0 | 14,0 | 14,3 | 35 | 35 | 50 | 45 |
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Формула определения ОУФК (общего уровня физической кондиции)
Таблицы оценки ОУФК учащихся школы
За основу определения общего уровня физической кондиции учащихся взяты, предложенные формула и таблицы ОУФК по президентским тестам, проводимых в целом по России.
Даны нормативы по видам программы по всем возрастным категориям в таблицах:
Возрастные оценочные нормативы для мальчиков
ТЕСТ | 11-12 лет | 13-14 лет | 15-17 лет | |
1. | Челночный бег 3 х 10 м (сек.) | 8.8 | 7.9 | 7.2 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 146 | 168 | 210 |
3. | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 28 | 30 | 31 |
4. | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 15 | 17 | 20 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 5 | 7 | 1 |
Возрастные оценочные нормативы для девочек
ТЕСТ | 11-12 лет | 13-14 лет | 15-17 лет | |
1. | Челночный бег 3 х 10 м (сек) | 10.0 | 9.2 | 8.1 |
2. | Прыжок в длину с места (см) | 137 | 156 | 178 |
3. | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 29 | 31 | 33 |
4. | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 14 | 16 | 19 |
5. | Отжимание в упоре лежа (раз) | 10 | 12 | 14 |
ФОРМУЛА определения ОУФК по видам программы ОФП
Для бега - ( норма – результат ) : норма
Для всех других видов - ( результат – норма ) : норма
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КОНДИЦИИ определяется путем деления суммы
результатов ОУФК по всем видам программы на 5.
ЗНАЧЕНИЕ ОУФК | ОЦЕНКА |
От 0,61 и выше | СУПЕР |
От 0,21 до 0,60 | ОТЛИЧНО |
От - 0,20 до 0,20 | ХОРОШО |
От – 0,6 до – 0,21 | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
От – 1,00 до – 0,61 | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
От – 1,01 и ниже | ОПАСНАЯ ЗОНА |
II УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
. ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Виды подготовки | Этап начальной подготовки | ||
1 –й год | 2 – ой год | 3 –й год | |
Теоретическая | 2 | 2 | 2 |
Общая физическая | 10 | 10 | 10 |
Специальная физическая | 14 | 14 | 14 |
Техническая | 8 | 8 | 8 |
Тактическая | 8 | 8 | 8 |
Игровая | 16 | 12 | 12 |
Контрольные и календарные игры | - | 2 | 2 |
Инструкторская и судейская практика | - | 2 | 2 |
Контрольные испытания | 1 | 1 | 1 |
Всего часов за 36 недель | 68 | 68 | 68 |
Игровая | 7 | 7 | 7 |
Соревнования | 2 | 2 | 2 |
. ОРГАНИЗАЦИОННО-ВОСПТИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Личностное развитие детей- одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в школе состоит в том, что педагог дополнительного образования может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на спортивных мероприятиях школы.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество старших.
Основные организационно-воспитательные мероприятия, проводимые в школе:
- беседы с обучающимися (об истории округа, истории Ямальского спорта, о здоровом образе жизни и т.д.);
- анкетирование обучающихся и родителей;
- встречи с выдающимися спортсменами;
- посещение спортивных праздников и соревнований городского, окружного и региональных уровней;
- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
- организация чествования лучших спортсменов школы.
. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
НА ГОД В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В группах начальной подготовки основной акцент в учебно-тренировочном процесса делается на развитие общей физической подготовки. Теоретическая подготовка составляет лишь небольшой фрагмент ознакомительной программы о понятии игры в баскетбол, об основных терминах (тактика и техника) и элементарных основах правил игры.
Специальной физической подготовке отводится так же немало времени. Воспитание таких качеств, как скоростно- силовые способности, общая выносливость вырабатывается в подвижных играх, эстафетах, конкурсах. Пройдя ознакомление этого материала, можно перейти к специализированным упражнениям на развитие скоростно- силовой подготовки.
В техническом оснащении в группе начальной подготовки применяются элементарные упражнения для овладения навыками передачи мяча и ведения мяча. На втором году обучения те же элементы заметно усложняются определенным заданием и используются такие приемы, как обманные финты, ложный замах и т.д.
Технико-тактической подготовке уделяется меньше внимания на ранней стадии обучения баскетболу. Обучающие осваивают элементарные технико-тактические приемы и основные игровые положения. Для видимых результатов спортивного роста юных баскетболистов следует использовать задачу контрольно-переводных нормативов, роль которых, безусловно, очень важна для дальнейшего исследования индивидуальной тренированности учащихся. В ноябре и апреле на сдачу нормативов уделяется по два часа.
Инструкторская и судейская практика представляет собой лишь основные принципы этих компонентов. Так баскетболисты второго года обучения могут показать младшим товарищам правильное выполнение ОРУ и некоторые гимнастические упражнения, а так же могут подсказывать элементарные основы правил игры на совместных занятиях.
Соревнования для групп начальной подготовки представляют собой товарищеские игры или турниры по упрощенным правилам, подвижные игры с элементами баскетбола («Два квадрата», «Баскетбольный обстрел», «Овладей мячом соперника» и т.п.), «Веселые старты».
Кроме того, следует уделять внимание работе с родителями и совместным мероприятиям.
В таблицах распределения часов на предстоящие три года тренер использует свое планирование учебно-тренировочного процесса групп начальной подготовки. Обучение начинается с сентября, где главной задачей является набор группы и ознакомление с элементарными правилами игры в баскетбол. В дальнейшем выполняется закономерное преобладание общей физической и специальной подготовки. В процессе тренировок появляется изучение теоретического материала и разнообразные виды соревновательной деятельности.
На втором и третьем годах начальной подготовки все часы увеличиваются, но принцип тренировки сохраняются. Меняются лишь качество и требовательность к выполнению упражнений.
Одним из важнейших вопросов построения учебно-тренировочного материала является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам – основным структурным блокам планирования.
Данная программа рекомендует поэтапное построение подготовки. Каждый большой годичный макроцикл для групп начальной подготовки содержит три цикла. Каждый цикл завершается соревнованиями, в том числе и в период каникул, а подготовка к этим соревнованиям планируется в три этапа.
Данные таблиц, приведенных выше, являются примерными для преподавателя. Накопляемость групп, соблюдение соревновательного плана, результаты контрольно-переводных нормативов и другие факторы влияют на годовое распределение часов, поэтому каждый тренер вправе сам планировать и распределять тренировочные часы по месяцам, разделив нагрузку по своему усмотрению. Но общее количество часов учебно-тематического плана должно соответствовать программному материалу.
III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Тема 1. Развитие баскетбола в России и за рубежом и его история.
Развитие баскетбола в России. Значение и место баскетбола в системе физического воспитания. История возникновения баскетбола. Ведущие спортсмены и тренеры.
Тема 2. Общая и специальная физическая подготовка.
Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма и систем. Воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена.
Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка перед тренировкой и игрой.
Тема 3. Техническая подготовка.
Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической, физической подготовки баскетболистов. Классификация и терминология технических приемов.
Тема 4. Тактическая подготовка.
Понятие о стратегии, тактике и стиле игры. Характеристика и анализ тактических вариантов игры. Тактика отдельных игроков (защитников, нападающих).
Тема 5 . Морально-волевая и психологическая подготовка.
Моральные качества спортсмена: добросовестное отношение к труду, смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом, взаимопомощь, организованность.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Тема 1. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Переход на ходьбу, на бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений – сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками разновременно, тоже во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания, отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, подскоки из различных исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, из положения лежа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса. Преодоление веса и сопротивление партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с высокой амплитудой движений. Упражнения с помощью партнера. Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий». С перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно, ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов. Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку. Эстафеты. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч. Плавание. Ходьба на лыжах. Марш-бросок. Туристические походы.
Тема 2. Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам. Бег за лидером. Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении. Прыжки в сторону. Бег и прыжки с отягощениями.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами. Передвижение в упоре на раках по кругу. Передвижение на руках в упоре лежа. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, теннисными мячами. Метание мячей различного веса и объема на точность, дальность, быстроту. Метание палок. Удары по летящему мячу. Бросок мяча в прыжке с разбега.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе, беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену и последующей ловлей. Ведение мяча с ударами о скамейку, о пол. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные упражнения в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры. Круговая тренировка.
Тема 3. Техническая подготовка.
Прыжок толчком двух ног, прыжок толчком одной ноги, остановка прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, повороты назад. Ловля мяча двумя руками на месте и в движении, в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении, при движении сбоку, ловля рукой на месте. Ловля мяча одной рукой в движении. Передача мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди. Передача двумя руками снизу, с места. Передача мяча двумя руками в прыжке. Встречные передачи мяча. Передача мяча одной рукой сверху, от плеча, от груди. Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча со зрительным контролем. Ведение мяча на месте, ведение мяча по прямой, ведение мяча по дугам, ведение мяча по кругам. Ведение мяча зигзагом. Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками от груди. Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита. Броски в корзину двумя руками с места. И в движении. Броски в корзину двумя руками (ближние). Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом. Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.
Тема 4. Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Выход для получения мяча. Выход для отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Атака корзины. «Передай мяч и выходи». Наведение, пересечение.
Тактика защиты.
Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаки корзины. Подстраховка. Система личной защиты.
Тема 5. Организационно-воспитательные мероприятия.
Инструктаж и соблюдение техники безопасности по правилам поведения в спортивном зале, в раздевалках, на улице, в автобусах. Техника пожарной безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях. Общие и родительские собрания. Проведение соревнований «Веселые старты», Новогодних праздников и т.п. Посещение турниров и матчей с участием спортсменов групп спортивного совершенствования.
Тема 6. Инструкторская и судейская практика.
Организация и проведение комплекса общеразвивающих упражнений, а также беговых разминочных упражнений. Вспомогательная беседа с младшими тренерами по основным правилам игры в баскетбол. Судейская практика в двусторонних играх команд младшей группы.
Тема 7. Участие в соревнованиях.
На этапе начальной подготовки предусматривается участие обучающихся в соревнованиях общефизической направленности («Веселые старты», соревнования по кроссу, тематические спортивные праздники) и специализированные соревнования (первенство школы, первенства СДЮСШОР, города, округа по баскетболу).
Тема 8. Сдача контрольных нормативов.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся предусматривается два раза в год в ноябре и апреле учебного года. Обучающихся аттестуют по дисциплинам:
- общая физическая и специальная физическая подготовка;
- техническая подготовка.
Сдача нормативов проводится в форме тестирования.
Тема 9. Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психологическим восстановлением учащихся.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
1V. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Спортивные игры являются не стандартными, ситуационными физическими упражнениями переменной мощности. При этом в баскетболе в результате непрерывной и интенсивной деятельности у игроков формируются характерные для каждого амплуа нейрогуморальные механизмы срочной и долговременной адаптации, обеспечивающей быстрое переключение функций, направленных на достижение максимального игрового результата.
Поэтому контроль за функциональной подготовленностью с использованием медико-биологических методов как наиболее объективных, должен применяться для всех спортсменов. Использование их на различных этапах и в периоды подготовки позволит объективно оценить функциональное состояние баскетболистов и на основе этих показателей вносить коррективы в планирование учебно-тренировочного процесса.
. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
. Цели и задачи медико-биологического контроля
При любой форме физкультурно-оздоровительной работы очень важен систематический медицинский контроль. Ведь уровень здоровья и функциональное состояние организма – важное условие определения адекватного двигательного режима для каждого человека и оценки его эффективности.
Цель медико-биологического контроля: определение рационального двигательного режима, адекватного анатомо-физиологическим и клиническим особенностям определенных возрастных групп; сохранение и укрепление здоровья спортсменов, на основе использования средств и методов физического воспитания.
Задачи медико-биологического контроля:
- Определение показаний и противопоказаний к занятиям баскетболом;
- Обоснование рациональных режимов учебно-тренировочного процесса баскетболистов;
- Систематическое наблюдение за физическим и психо-эмоциональным состоянием баскетболистов;
- Обучение спортсменов самоконтролю в процессе занятий;
- Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения учебно-тренировочных занятий баскетболистов;
- Медицинское обеспечение соревнований по баскетболу;
- Санитарно-просветительская работа по вопросам рационального использования средств занятий баскетболом , профилактике травм и заболеваний, питания, режима отдыха и т.д.
- Ведение медицинской документации.
Структура и формы медико-биологического контроля.
Основа медико-биологического контроля – диспансерный метод – мониторинг, который подразумевает проведение регламентированных форм врачебного контроля вне зависимости от субъективных ощущений спортсмена.
Сущность мониторинга- активное выявление функциональных или органических патологических состояний организма.
Врачебно-педагогический контроль.
Задача – определение уровня здоровья, физической работоспособности и подготовленности спортсмена после завершения определенного этапа подготовки.
Срочный контроль.
Задача – оценка адекватности физической нагрузки функциональному состоянию спортсмена. В процессе тренировки анализируется:
- внешние признаки утомления;
- динамика ЧСС;
- масса тела.
Цели и задачи врачебно-педагогического контроля.
Цель – оценка воздействия на организм тренировочных или лечебно-оздоровительных нагрузок; установление уровня тренированности; коррекция УТЗ.
Задачи:
- изучения соответствия условий занятий согласно гигиеническим и физиологическим нормам;
- изучение соответствия средств и систем тренировки ее задачам и функциональным возможностям занимающихся;
- оценка общей и специальной тренированности;
- текущее и перспективное планирование УТЗ;
- выбор и оценка педагогических( оптимальное построение микро, мезо и макроциклов), психологических( психорегуляция, аутогенная тренировка и т.д.) и медицинских средств восстановления( витаминизация, сауна, массаж, рациональное питание).
Формы врачебно-педагогического контроля.
- плотность учебно-тренировочного занятия;
- самоконтроль;
-ведение дневника спортсмена
Литература.
- Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.
- Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
- Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
- Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
- Рудик П. А. Психология. М., 1967.
- Старажиле А. А. Делай характер смолоду. - Спортивные игры, 1970,№11.
Программа дополнительного
физического воспитания, основанная на обучении игре в баскетбол (5-9 класс).
УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Датченко Светланы Викторовны
сл. Родионово-Несветайская
2012 год.
Пояснительная записка.
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении. В осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся.
Задачи работы:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
Большое место во всестороннем физическом развитии школьников занимают спортивные упражнения, подвижные игры с мячом.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Работа по программе «баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 60 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 5–9-х классов представлено в примерном учебном плане.
Таблица № 1.
Учебный план секционных занятий по баскетболу.
№ | Виды спортивной подготовки | Кол-во часов | Классы | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 | Теоретическая | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Техническая | 122 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
2.1. Имитационные упражнения без мяча | 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.2.Ловля и передача мяча | 22 | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 | |
2.3. Ведение мяча | 40 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |
2.4. Броски мяча | 50 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
3 | Тактическая | 78 | 12 | 14 | 16 | 18 | 18 |
3.1. Действия игрока в защите | 38 | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | |
3.2. Действия игрока в нападении | 40 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | |
4 | Физическая | 80 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 |
4.1. Общая подготовка | 60 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | |
4.2. Специальная | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
5 | Участие в соревнованиях по баскетболу | 40 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
6 | Тестирование | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
ИТОГО | 350 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в таблице №2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия 60 минут. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени.
Таблица №2.
№ | Виды подготовки | Время (мин.) |
1 | Техническая подготовка | 30 |
Имитационные упражнения без мяча | 3 | |
Ловля и передача баскетбольного мяча | 7 | |
Ведения мяча | 8 | |
Броски баскетбольного мяча по кольцу | 12 | |
2 | Тактическая подготовка | 15 |
2.1. Действия игрока в защите | 7 | |
2.2. Действия игрока в нападении | 8 | |
3 | Физическая подготовка | 25 |
3.1. Общая | 15 | |
3.2. Специальная | 10 | |
4 | Игра в баскетбол | 20 |
Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.
Содержательное обеспечение разделов программы.
Теоретическая подготовка.
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка.
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка.
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка.
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Ожидаемый результат:
Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.
Направленность на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса достигается за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений с мячом с учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся и состояния их здоровья.
Контрольные тесты (требования к учащимся).
№ | Тесты | Класс | Оценка | |||||
«5» | «4» | «3» | ||||||
М | Д | М | Д | М | Д | |||
1 | Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно | 5-6 | 10 | 11 | 10,5 | 11,5 | 11 | 12 |
7 | 8,8 | 9,8 | 9,0 | 10 | 9,3 | 10,3 | ||
8 | 8,5 | 9,5 | 8,8 | 9,7 | 9,0 | 10 | ||
9 | 8,4 | 9,4 | 8,7 | 9,6 | 9,0 | 10 | ||
2 | Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). | 5-6 | 8,6 | 9,0 | 8,9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
7 | 8,3 | 8,6 | 8,5 | 8,8 | 8,8 | 9,0 | ||
8 | 8,1 | 8,5 | 8,4 | 8,7 | 8,7 | 9,0 | ||
9 | 8,0 | 8,4 | 8,3 | 8,6 | 8,6 | 9,0 | ||
3 | Штрафной бросок (из 10 бросков). | 5-6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | ||
8 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | ||
9 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | ||
4 | Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток). | 5-6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | ||
8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 | ||
9 | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | ||
5 | Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз). | 5-6 | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
7 | 20 | 19 | 19 | 18 | 18 | 17 | ||
8 | 21 | 20 | 19 | 18 | 18 | 17 | ||
9 | 22 | 20 | 20 | 19 | 19 | 19 |
Методическое обеспечение и литература.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2008.
Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2005).
Календарно- тематическое планирование.
1 – год обучения (5-6 класс).
№ | Дата | Название темы | Тип подго- товки | Примечания |
Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП | Теор. ОФП | |||
История развития баскетбола. Прыжки с толчком с двух ног. | Теор. Техн. | |||
Техника передвижения приставными шагами. | Техн. | |||
Передача мяча двумя руками от груди. | Техн. | |||
Техника передвижения при нападении | Техн. | |||
Способы ловли мяча. | Техн. | |||
Личная и общественная гигиена. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. | Теор. Техн. | |||
Бросок мяча двумя руками от груди. | Техн. | |||
Физическая подготовка юного спортсмена. СФП | Теор. СФП | |||
Взаимодействие трех игроков «треугольник». | Такт | |||
Техника ведения мяча. | Техн. | |||
Ведение мяча с переводом на другую руку. | Техн. | |||
Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». | Такт. | |||
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | |||
Ловля двумя руками «низкого мяча». | Техн. | |||
Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | Техн. | |||
Закаливание организма спортсмена. Учебная игра. | Теор. Интегр. | |||
Контрольные испытания. | Контр. | |||
Командные действия в нападении. | Такт. | |||
Ведение мяча с изменением скорости передвижения. | Техн. | |||
Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | |||
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | |||
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. СФП | Техн. СФП | |||
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. ОФП | Теор. ОФП | |||
Командные действия в нападении. | Такт. | |||
Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Такт. | |||
Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. | Такт. | |||
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | |||
Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в процессе тренировки | Теор. | |||
Индивидуальные действия при нападении. | Такт. | |||
Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП | Теор. СФП | |||
Бросок мяча одной рукой от плеча. | Техн. | |||
Выбор способа передачи в зависимости от расстояния. | Такт. | |||
Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра. | Теор. Интегр. | |||
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Такт. | |||
Методы спортивной тренировки. ОФП. | Теор. ОФП | |||
Совершенствование техники передачи мяча. | Техн. | |||
Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча. | Теор. Техн. | |||
Совершенствование техники передачи мяча. | Техн. | |||
Техническая подготовка юного спортсмена. | Теор. | |||
Тактика защиты. | Такт. | |||
Стойка защитника с выставленной ногой вперед. | Техн. | |||
Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | |||
Действия одного защитника против двух нападающих. | Такт. | |||
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | |||
Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия. | Техн. | |||
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | |||
Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | |||
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Такт. | |||
Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Такт. | |||
Переключение от действий в нападении к действиям в защите. | Такт. | |||
Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. | Теор. Интегр. | |||
Защитные стойки. | Техн. | |||
Защитные передвижения. | Техн. | |||
Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Такт | |||
Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча. | Такт. | |||
Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов. | Интегр. | |||
Ведение мяча с изменением высоты отскока. | Техн. | |||
Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теор. Интегр. | |||
Организация командных действий. | Такт. | |||
Бросок мяча одной рукой сверху. | Техн. | |||
Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | Техн. | |||
Техника овладения мячом. | Техн. | |||
Техника броска мяча одной рукой от плеча. | Техн. | |||
Совершенствование техники ведения мяча. | Техн. | |||
Контрольные испытания. СФП | Интегр. | |||
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | |||
Учебная игра. | Интегр. |
Календарно – тематическое планирование.
2-й год обучения(6-7 класс).
№ | Дата | Название темы | Тип подго-товки | Приме-чание |
Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП | Теор. ОФП | |||
Техника передвижения при нападении. | Техн. | |||
Тактика нападения. | Такт. | |||
Индивидуальные действия без мяча. | Такт. | |||
Контрольные испытания. | Контр. | |||
Учебная игра. ОФП | Интегр. | |||
Техника передвижения приставными шагами. | Техн. | |||
Индивидуальные действия при нападении с мячом. | Такт. | |||
Индивидуальные действия при нападении. | Такт. | |||
Учебная игра. | Интегр. | |||
Единая спортивная классификация. ОФП | Теор. ОФП | |||
Прыжки толчком с двух ног. | Техн. | |||
Специальная физическая подготовка. | ||||
14-15 | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | Такт. | ||
16. | Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». | Такт. | ||
17. | Учебная игра. | Интегр. | ||
18. | Личная и общественная гигиена. ОФП | Теор. ОФП | ||
19. | Передача мяча двумя руками от груди. СФП | Техн. СФП | ||
20. | Взаимодействие трех игроков «треугольник». | Такт. | ||
21. | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | СФП | ||
22. | Учебная игра. | Интегр. | ||
23. | Закаливание организма спортсмена. ОФП | Теор. ОФП | ||
24. | Бросок мяча двумя руками от груди. СФП | Техн. СФП | ||
25-26. | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | Такт. | ||
27-28. | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | ||
29-30. | Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях. | Интегр. | ||
31. | Контрольные испытания. | Контр. | ||
32. | Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. | Теор. ОФП | ||
33. | Ловля двумя руками «низкого» мяча. | Техн. | ||
34. | Командные действия в нападении. | Такт. | ||
35. | Многократное выполнение технических приемов. | Интегр. | ||
36. | Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | Теор. Техн. | ||
37. | Ведение мяча с изменением скорости передвижения. | Техн. | ||
38. | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Такт. | ||
39. | Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. | Такт. | ||
40. | СФП | СФП | ||
41. | Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. | Теор. | ||
42. | ОФП | ОФП | ||
43. | Бросок мяча одной рукой от плеча. | Техн. | ||
44. | Выбор способа передачи в зависимости от расстояния. | Такт. | ||
45. | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. | Такт. Интегр. | ||
46. | Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП | Теор. ОФП | ||
47. | Стойка защитника с выставленной ногой вперед. Учебная игра. | Техн. Интегр. | ||
48. | Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | Такт. СФП | ||
49. | Средства спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения с обводкой препятствия. | Теор. Техн. | ||
50. | Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Такт. | ||
51. | Переключение от действия в нападении к действиям в защите. Учебная игра. | Такт. Интегр. | ||
52. | Методы спортивной тренировки. ОФП | Теор. ОФП | ||
53. | Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП | Теор. СФП | ||
54. | Ведение мяча с переводом на другую руку. | Техн. | ||
55. | Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча. | Такт. | ||
56. | Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изучению технических приемов. | Интегр. | ||
57. | Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | Техн. | ||
58. | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | Интегр. | ||
59. | Бросок мяча одной рукой сверху. Учебная игра. | Техн. Интегр | ||
60. | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Такт. | ||
61. | Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. | Теор. Интегр. | ||
62. | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | Техн. | ||
63. | Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). | Интегр. | ||
64. | Характеристика особенностей периодов спортивной тренировки. Учебная игра. | Теор. Интегр. | ||
65. | Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП. | Теор. ОФП | ||
66. | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теор. Интегр. | ||
67. | Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП | Такт. СФП | ||
68. | История развития баскетбола. Контрольные испытания. | Теор. Контр. |
Календарно – тематическое планирование.
3-й год обучения(9класс).
№ | Дата | Название темы | Тип подго-товки | Примечание |
Единая спортивная классификация. ОФП | Теор. ОФП | |||
Совершенствование техники передвижения при нападении. | Техн. | |||
Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. | Такт. | |||
Контрольные испытания. Учебная игра. | Контр. Интегр. | |||
Костно- мышечная система, ее строение, функции. Техника передвижения приставными шагами. | Теор. Техн. | |||
Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. | Такт. | |||
Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. | Такт. Интегр. | |||
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | |||
Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. | Техн. СФП | |||
Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | Такт. | |||
Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра. | Такт. Интегр. | |||
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. | Теор. Техн. | |||
Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». | Такт. | |||
Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра. | Интегр. | |||
Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | |||
Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП | Техн. СФП | |||
Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. | Такт. | |||
Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. | Такт. | |||
Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра | Теор. Интегр. | |||
Контрольные испытания. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк). СФП | Контр. Техн. СФП | |||
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении. | Теор. ОФП Такт. | |||
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. | Такт. Интегр. | |||
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. ОФП | Теор. Техн. ОФП | |||
Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. | Техн. | |||
Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. | Такт. Интегр. | |||
Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП | Такт. СФП | |||
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага. | Теор. ОФП Техн. | |||
Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. | Такт. | |||
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. | Такт. Интегр. | |||
Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. | Теор. ОФП Техн. | |||
Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. | Техн. Интегр. | |||
Действия одного защитника против двух нападающих. СФП | Такт. СФП | |||
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. | Теор. Техн. | |||
Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Такт. | |||
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | |||
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. | Такт. Интегр. | |||
Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. | Теор. ОФП Техн. | |||
Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. | Такт. | |||
Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. | Такт. Интегр. | |||
Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. | Теор. СФП Техн. | |||
Контрольные испытания. Учебная игра. | Контр. Интегр. | |||
Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. | Такт. | |||
Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. | Интегр. | |||
Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП | Техн. ОФП | |||
Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. | Теор. СФП Техн. | |||
Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | Такт. | |||
Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | Интегр. | |||
Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП . Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. | Теор. ОФП Техн. | |||
Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. | Техн. Интегр | |||
Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Теор. Интегр. | |||
Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. | Техн. | |||
Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП | Такт. СФП | |||
Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). | Интегр. | |||
Сущность и назначение планирования и его виды. Учебная игра. Совершенствование техники броска мяча изученными способами. | Теор. Интегр. Техн. | |||
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | |||
Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Учебная игра. | Теор. Интегр. | |||
Совершенствование техники ведения мяча. | Техн. | |||
Учет в процессе спортивной тренировки. ОФП. | Теор. ОФП | |||
Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теор. Интегр. | |||
Переключения от действий в нападении к действиям в защите. СФП | Такт. СФП | |||
История развития баскетбола. Контрольные испытания. | Теор. Контр. | |||
Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техн. | |||
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | |||
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Интегр. | |||
Совершенствование техники бросков мяча. | Техн. | |||
Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. | Такт. | |||
Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Техн. | |||
Итоги прошедшего спортивного года. Учебная игра. | Теор. Интегр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...