Программа СМГ
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся гимназии по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов школы (под общей ред. А. П. Матвеева).
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в гимназии является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа по физической культуре для учащихся гимназии, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе решает следующие задачи:
• повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
• повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся гимназии по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
• направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательное школа № 9
Рассмотрено на заседании МО
протокол №_____ от _______ г.
Согласованно МС
протокол №____от ________г.
Утверждено приказом директора
№_________от_____г.
Рабочая программа по специальной медицинской группе
для 1- 11 -х классов
2018-2019 учебный год
Тамбов
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся гимназии по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов школы (под общей ред. А. П. Матвеева).
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в гимназии является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа по физической культуре для учащихся гимназии, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе решает следующие задачи:
• повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
• повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся гимназии по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
• направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Структура и содержание
Рабочая программа включает в себя четыре раздела:
1. «Основы знаний о физической культуре» - включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
2. «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности.
3. «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные игры) и упражнения на развитие основных физических качеств.
4. «Требования к качеству освоения программного материала» включает в себя проверку подготовленности учащихся по основным позициям программы. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача и методиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:
- Классно-урочная.
- Индивидуальные.
- Групповые.
- Дифференцированного
обучения.
- Объяснительно-
иллюстративные.
- Информационные.
- Игровые.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека.
Возникновение физической культуры у древних людей, связь физической подготовки с трудовой деятельностью.
Жизненно важные способы передвижения человека: сходство и различия.
Режим дня и личная гигиена.
Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: проведение утренней зарядки, физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр, комплексов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения.
Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые сидя, стоя на месте и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.
Ходьба: с изменяющейся скоростью и направлением передвижения; левым и правым боком; спиной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; «гусиным шагом»).
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; выполнение команд «Смирно!», «Вольно!», «Равняйся!», «Налево!», «Направо!», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!»; повороты налево и направо, стоя на месте; построение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись; лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом); группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад в группировке (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком. Прикладно-гимнастические упражнения: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; передвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-пластунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастической скамейке; лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); имитационные упражнения (подражание передвижению животных). Кувырки вперёд, назад. Лазание по шесту. Упражнения с гимнастическими снарядами.
Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускорением. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель способом «с колена». Бег с равномерной скоростью по дистанции; прыжки в высоту с прямого разбега; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.
Лыжные гонки: организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; связка лыж и их переноска на плече и под рукой; подготовка к передвижению на лыжах (расчехление лыж и их закрепление на ноге). Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом; повороты при спуске способом «полуелочка»; торможение способом «полуплуг».
Подвижные игры1: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись-разойдись», «Смена мест»); игры («У медведя во бору », « Раки », « Тройка », « Бой петухов », « Совушка », «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»); на материале легкой атлетики — эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мячом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»); на материале лыжной подготовки («Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»); на материале спортивных игр: футбол — удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; подвижные игры типа «Точная передача»; баскетбол — ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы); подвижные игры («Брось-поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки»).
1 Игры включаются в учебный процесс по усмотрению учителя в зависимости от условий проведения занятий, логики планирования основного материала и подготовленности учащихся.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны иметь представления:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• о способах изменения направления и скорости передвижения;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о правилах составления комплексов утренней зарядки;
• о правилах поведения на занятиях физической культурой;
• о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — ходьба в течение одной минуты, м;
• сила — прыжок в длину с места (демонстрировать технику);
• координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
| 36 | |
| 30 | |
| 22 | |
| 14 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков по физкультуре для специальной медицинской группы
Классы 1-11
Учитель Шпилевой С.А.
Всего 68 часов, в неделю 2 часа.
№№ п.п. | Содержание | Кол-во часов по теме |
1-2 | Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Строевая подготовка. Лёгкий бег в сочетании с ходьбой. Прыжки | 3 |
3-4 | Построение. Дежурство. Ходьба, лёгкий бег Коррекционная гимнастика.. Общеразвивающие упражнения. Игровая эстафета. Выполнение строевых упражнений (повороты на месте) | 3 |
5-6 | Коррекционная гимнастика. Техника выполнения высокого старта. Выполнение команд: «На старт», «Внимание», «Марш». Игра «Пионербол» | 3 |
7-8 | Коррекционная гимнастика. Прыжок в длину с места. Метание малого мяча в цель. Подвижные игры | 3 |
9-10 | Коррекционная гимнастика. Метание мяча. Прыжковые упражнения. Игры | 3 |
11-12 | Коррекционная гимнастика. Бег в сочетании с ходьбой. Упражнения с набивными мячами. Подвижные игры | 3 |
13-14 | Коррекционная гимнастика. Игра «Попади в цель». Подвижные игры. Развитие ловкости и координации | 3 |
15-16 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с баскетбольными мячами. Подвижные игры | 3 |
17-18 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с обручем, скакалкой. Подвижные игры. Прыжки в длину с места | 3 |
19-20 | Коррекционная гимнастика. Переменный бег. | 3 |
21-22 | Коррекционная гимнастика. Низкий старт. | 3 |
23-24 | Коррекционная гимнастика. Бег со старта. | 3 |
25-26 | Коррекционная гимнастика. Техника метания. | 3 |
27-28 | Коррекционная гимнастика. Техника прыжка в высоту. | 3 |
29-30 | Коррекционная гимнастика. Техника передачи эстафетной палочки. | 3 |
31-32 | Коррекционная гимнастика. Многоскоки. | 3 |
33-34 | Коррекционная гимнастика. Понятие о выносливости (теория). | 3 |
35-36 | Коррекционная гимнастика. Смешанное передвижение. | 3 |
37-38 | Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические сведения. Коррекционная гимнастика. Упоры, перекаты, группировка. | 3 |
39-40 | Коррекционная гимнастика. Строевые упражнения, построение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колону по два. Упражнения, лёжа на спине. Ходьба на носках. | 3 |
41-42 | Коррекционная гимнастика. Совершенствование изученных строевых упражнений. Упражнения с гимнастическими палками. Висы, упоры, кувырки. Подвижные игры. | 3 |
43-44 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с набивными мячами, у гимнастической лестницы. Подвижные игры. | 3 |
45-46 | Коррекционная гимнастика. Ходьба по гимнастической скамейке. Подвижные игры. Подготовительные упражнения опорного прыжка. | 3 |
47-48 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с мячами, с гимнастическими предметами, Подвижные игры. | 3 |
49-50 | Коррекционная гимнастика. Упражнения на гимнастической скамейке, лестнице. Лазание по шесту. Подвижные игры. | 3 |
51-52 | Коррекционная гимнастика. Упражнение с гимнастическими лентами. | 3 |
53-54 | Коррекционная гимнастика. Силовые упражнения. | 3 |
55-56 | Коррекционная гимнастика. Упражнения со скакалкой. | 3 |
57-58 | Коррекционная гимнастика. Упражнение в обручем. | 3 |
59-60 | Коррекционная гимнастика. Упражнение в равновесии. | 3 |
61-62 | Коррекционная гимнастика. Выполнение тестовых заданий (теория). | 3 |
63-64 | Коррекционная гимнастика. Статические упражнения. | 3 |
65-66 | Коррекционная гимнастика. Массаж при сколиозе (теория). | 3 |
67-68 | Лыжная подготовка. Техника безопасности по лыжной подготовке. Строевая подготовка с лыжами на месте и в движении. Передвижения на лыжах ступающим шагом | 3 |
69-70 | Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Ходьба на лыжах по дистанции в умеренном темпе | 3 |
71-72 | Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом | 3 |
73-74 | Поворота пи спуске, торможение. Подъёмы на склона. Ходьба на лыжах в умеренном темпе | 3 |
75-76 | Прохождение дистанции с преодолением препятствие в умеренном темпе. Катание с небольших горок. | 3 |
77-78 | Спуски и подъёмы , торможения «плугом» и «полуплугом» Катание с небольших склонов. | 3 |
79-80 | Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом | 3 |
81-82 | Подвижные игры. Техника безопасности по спортивным играм. Коррекционная гимнастика. Пионербол. Подвижные игры. Баскетбольные эстафеты. | 3 |
83-84 | Коррекционная гимнастика. Подвижные игры. Броски баскетбольного мяча в кольцо. Ведение баскетбольного мяча. | 3 |
85-86 | Коррекционная гимнастика. Пионербол. Упражнения с мячами. Подвижные игры. Эстафеты с мячами. | 3 |
87-88 | Коррекционная гимнастика. «Снайпер». | 3 |
89-90 | Коррекционная гимнастика. «Мяч среднему». | 3 |
91-92 | Коррекционная гимнастика. Эстафеты. | 3 |
93-94 | Коррекционная гимнастика. «Охотники и утки». | 3 |
95-96 | Коррекционная гимнастика. «Два мороза». | 3 |
97-98 | Коррекционная гимнастика. «Попади в цель». | 3 |
99-100 | Коррекционная гимнастика. «День и ночь» | 3 |
101-102 | Коррекционная гимнастика. «Шишки, жёлуди, орехи». | 3 |
Приложение
ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ
НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Степени утомления | Небольшое. I степень | Значительное. II степень | Очень большое. III степень |
Признаки | |||
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Неравномерное покраснение, бледность или синюшность |
Потливость | Пот на лице, шее, ступнях | Пот в области плечевого пояса и туловища | Появление налета соли на одежде и висках |
Дыхание | Учащение дыхания, при сохранении относительной его глубины | Смешанный тип дыхания с сохраняющейся ритмичностью | Дыхание поверхностное, неритмичное |
Движения | Бодрые, хорошо скоординированные | Неуверенные, с небольшими ошибками по пространственным и временным характеристикам | Вялые, с опущенными плечами, с существенным нарушением координации |
Внимание | Концентрированное на заданиях учителя | Незначительные отвлечения, ошибки при выполнении команд и учебных заданий | Концентрация внимания при громких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошибки при выполнении учебных заданий |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, сердцебиение и одышку | Жалобы на болезненные ощущения в ногах, головную боль, тошноту |
Литература
1. Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).
2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.
5. Примерные программы по дисциплине «Физическая культура» для начальной, основной и средней школы (А. П. Матвеев и др.).
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
7. М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». – М.; Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...