Сохраним здоровье детей
статья по физкультуре на тему

Эпова Светлана

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. 

Главной задачей для родителей и педагогов является укрепление здоровья учащихся в процессе их роста, развития и обучения, ликвидация факторов риска

для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_detey.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Эпова С.А.

педагог дополнительного образования

                                                      Сохраним здоровье детей

Физическое образование ребёнка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

мы никогда не получим здорового поколения.

А. В. Луначарский

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Первостепеннейшей задачей для родителей и педагогов является укрепление здоровья учащихся в процессе их роста, развития и обучения, создание здоровьесберегающей образовательной среды в каждой семье. Однако, анализ опыта решения проблемы здоровьесбережения показал, что культура здоровья в нашем обществе… отсутствует. Как обстоят дела со здоровьем  школьников?

Анализ ситуации за последние три года показал следующее:

- год от года увеличивается количество детей со сколиозом.

- растет количество заболеваний органов дыхания- уха, горла, носа.

- у подростков преобладают заболевания, связанные с ЖКХ, эндокринные, костно-мышечные заболевания.

- в старшей школе растет число детей с болезнями нервной системы и ЖКТ.

-увеличивается количество детей, больных ожирением.

-увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.

-растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.

-увеличивается процент детей, страдающих аллергией.

У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений».

Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.

Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому взрослые должны сами воспринять философию здорового образа жизни и вступить на путь здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» предполагает не только занятия физкультурой и спортом, правильное питание, соблюдение режима дня, но и отказ от курения и употребления алкоголя, отказ от компьютерной зависимости. И если вы всё же курите, постарайтесь это делать не на глазах ребенка. Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

В нашем обществе никогда не было понимания того, что человек сам в ответе за свое здоровье. Если человек не хочет отвечать за свое здоровье, то этого здоровья у него не будет. Слишком много внутренних и внешних факторов отвечают за здоровье взрослого, а тем более ребенка.

Что же может сделать педагог для сохранения здоровья учащихся? Первоначально убрать следующие факторы риска школьников:

  • Тактика педагогического взаимодействия такова, что ребенка на всем протяжении учебы сопровождают постоянные микрострессовые ситуации. Дети теряют при этом аппетит, становятся плаксивыми, импульсивными, плохо спят. Как разновидность дистресса, преследующего ребенка на всем протяжении учебного процесса, существует еще стресс ограничения времени, который накапливается на протяжении 2 недель и является самой тяжелой разновидностью стресса. Наши дети так живут годами!
  • Часто методики обучения не вполне соответствуют физиологии и особенностям  возраста детей (требуем скорости чтения 120 слов в минуту, тогда как восприятие информации возможно лишь при скорости 80-90 слов в минуту);
  • Нерационально организованный процесс с применением технологий обучения, не соответствующим возрастным особенностям детей;
  • Незнание педагогов, их низкая осведомленность относительно вопросов охраны здоровья школьников, возрастной психологии и физиологии;
  • Отсутствие культуры охраны и укрепления здоровья в семье.

Согласно последним исследованиям института возрастной физиологии РАО «всплеск заболеваний детей приходится на конец первой, второй и середину третьей четверти – периоды, связанные  с наибольшей учебной нагрузкой и дополнительными стрессами». А максимум учебной нагрузки приходится на февраль, именно в это время функциональный резерв организма ребенка является минимальным. Программы строятся по принципу максимума нагрузок и напряжения в феврале-марте, в апреле, когда дети оживают и у них повышается работоспособность – нагрузки снижены, т.к. материал уже пройден. А ведь можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы рационально преподавать материал именно в апреле, зная, что в феврале эффективность учебы будет ничтожная.

Большое значение в оздоровлении детей имеют игры на свежем воздухе, своеобразные динамические паузы, которые проводятся между третьим и четвертым уроками. Час активных занятий физкультуры помогает сохранить у детей хорошую работоспособность.

Педагоги в состоянии это сделать. Педагог должен идти от ребенка, его нужд, потребностей, преследуя цель укрепить здоровье.

Самый неэффективный путь – авторитарное обучение, поскольку учеба  сама по себе очень тяжелый труд. И рационально трудиться можно только в одном случае- если этот  труд интересен и приносит радость от получения новых знаний.

По меткому выражению Д. Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».  Физическая культура является частью общей культуры человека. Спорт полезен не только для физического развития, но и для развития духа, воли и общей эрудиции.

Следовательно, только от самого педагога зависит каким будет учебный процесс и насколько он будет эффективен для детей, насколько будет сохранено  здоровье детей, благодаря повсеместному применению физкультуры на занятиях.

http://открытыйурок.рф/статьи/530295/ родительское собрание здоровье учащихся как основа эффективного обучения

http://balakhna.nn.ru/?id=27513 формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Как сохранить психологическое здоровье детей"

Разработка включает в себя доклад и презентацию к собранию, музыкальное сопровождение...

Сценарий видеоролика "Как физика помогает сохранить здоровье детей"

На примерах показано, как знания по физике помогают сохранить здоровье...

Как помочь детям сохранить здоровье.

В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера...

Давайте поможем нашим детям сохранить здоровье.

Данная статья рассказывает о нашем многолетним опыте в области здоровьесберегающих технологий.  В нашей школе благодаря этой работе  снизился уровень заболеваемости наших детей. Анализ резул...

"Сохранить здоровье детей"

Особое внимание в нашей школе мы уделяем пропаганде и обучению навыкам ЗОЖ и требованиям охраны труда. Согласно многих профилактических программ, осуществляемых в школе, мы проводим профилактику вредн...

Здоровье. Как сохранить здоровье школьника.

Когда на улице сильный мороз, врачи рекомендуют:Одеваться многослойно. Лучше надеть несколько легких кофт вместо одной теплой. Если станет жарко, один слой одежды можно снять. Это предупредит потливос...

Сохранить здоровье помогут задачи" Математика здоровья. 5 класс

Практическое значение работы обусловлено тем, что в ней разработаны задачи по математике, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти широкое...