программа по настольному теннису для слепых
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Андрей Геннадьевич Миронюк

Настольный теннис для слепых для детей с ОВЗ и детей инвалидов по зрению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnyy_tennis_dlya_slepyh_gotovyy.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка.

«Утверждаю»:

директор ГКОУ «Общеобразовательная

школа-интернат для слепых и

слабовидящих обучающихся» г. Троицка

__________________/С.П. Архиреева/

приказ № 98 от «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Настольный теннис для слепых»

1-12 классы

Рассмотрена на заседании                                                  Разработана: Миронюк А.Г., учителем

руководителем методического                                          физической культуры первой

объединения учителей - дефектологов                             квалификационной категории,

_____________ /Панкратова С.В./                                     дефектологом.

Протокол № 1 от «28»августа 2017 г.


1. Пояснительная записка

1.1. статус программы

Рабочая программа по коррекционному курсу «Настольный теннис для слепых» является составной частью адаптированной основной образовательной программы основного и среднего общего образования государственного казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа – интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка

1.2. Цели рабочей программы

Создание условий для развития, социализации и реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта:

  • способствовать социальной адаптации и физической реабилитации лиц с нарушением зрения, их самосовершенствованию, познанию и творчеству;
  • формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию;
  • физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению спортивных успехов.

1.3. Основными задачами курса являются:

- приобщить учащихся к систематическим занятиям спорта;

- обучить новым видам движений и двигательным действиям;

- обучить основам техники игры в настольный теннис для слепых;

- обучить тактическим действиям в игре;

- способствовать укреплению здоровья, закаливанию и нормальному физическому развитию организма;

- содействовать развитию координации, точности и быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах, выносливости;

- содействовать развитию внимания и быстроты мышления;

- сформировать и усовершенствовать у школьников жизненно необходимые естественные двигательные навыки и умения.

1.4. Особенность данной программы заключается в том, что она рассчитана на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и реализует коррекционные задачи курса:

  • корригировать, укреплять и сохранять здоровье слепых детей и детей с ОВЗ;
  • активизировать защитные силы организма обучающихся;
  • повышать физиологическую активность;
  • укреплять и развивать органы слуха, ориентироваться в пространстве;
  • корректировать нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия);
  • развитие интереса к саморазвитию и здоровому образу жизни.

В зависимости от заключения Психолого-медико-педагогической комиссии материал занятий адаптируется педагогом для восприятия школьников. Посещение занятий настольного тенниса для слепых осуществляется по разрешению врача-офтальмолога и врача-педиатра.


2. Общая характеристика коррекционного курса «Настольного тенниса для слепых»

Отличительной особенностью спортивных игр для незрячих или учащихся с остаточным зрением являются быстрые и внезапные действия с мячом, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации.

Настольный теннис для слепых – в последнее время стал одной из самых  популярных игр для незрячих спортсменов. История  захватывающей и зрелищной игры берет начало с 1960 года, когда канадцы Джо Льюис и Патрик Йорк придумали спорт для людей с ограниченными возможностями по зрению. Скоро он захватил в свою орбиту все новых и новых поклонников в разных странах и континентах. В 1980-м настольный теннис для слепых дебютировал в качестве показательного вида на Паралимпийских играх в Нидерландах. Проводились чемпионаты мира. Но окончательно правила соревнований были сформулированы лишь в 2009 году.

   Небольшой желтый пластиковый мяч для игры напоминает детскую игрушку из-за находящихся внутри металлических шариков, создающих эффект колокольчика и позволяют слепому определять его местоположение. В арсенале игроков черные очки, деревянные вытянутые ракетки-биты и специальная перчатка, вроде хоккейной. Вот, пожалуй, и вся незамысловатая экипировка.

   Вся игра заключается в том, что мяч не летает, а катится, его нужно закатить в специальную лузу на половине соперника, за что можно получить два очка. Чтобы мяч не выкатился, стол имеет борт высотой 14 см. Вместо сетки в середине стола установлен специальный экран, под которым и нужно провести игровой снаряд. Он же выполняет и "защитную" функцию, если в пылу кто-то из соперников немного не рассчитает удар. Подача обязательно должна начинаться с удара о борт. По одному очку можно заработать за ошибки оппонента: если мяч попадет в экран, упадет со стола, или если по нему ударить дважды или чем-то другим кроме ракетки. Партия продолжается, пока кто-то из игроков не наберет 11 очков.

Высокий эмоциональный настрой в Настольный теннис для слепыхе возникает в результате большого разнообразия движений, остроты игровых ситуаций, коллективного характера игровых действий. Все это создает условия для эффективного физического воспитания незрячих детей, а также для их общего развития. В Настольный теннис для слепыхе действия каждого игрока подчинены интересам коллектива и в то же время требуют полной самоотдачи.

Формирование опытных игроков Настольный теннис для слепых начинается уже в школе. В связи с актуальностью данной игры для школьников создана в ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих» г.Троицка подобная программа.

Одной из важнейших задач физического воспитания детей с нарушением зрения является коррекция двигательных недостатков, возникающих в результате зрительной патологии. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия. У многих детей с ОВЗ страдает пространственно- ориентировочная деятельность, макро - и микроориентировка в пространстве. При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. С возрастом показатели физического развития у слепых и слабовидящих увеличиваются, однако более медленно по сравнению с нормально видящими.

Играя в Настольный теннис для слепых, слепые и слабовидящие дети учатся ориентироваться в пространстве, повышают физический потенциал своего здоровья, социализируются в обществе.

Отличительной особенностью данной программы является большой объем практических занятий, способствующий реально научить школьника овладеть навыками определенных двигательных действий, командного выполнения поставленных целей, достичь умения применять свои знания к различным сложным ситуациям.


3. Место коррекционного курса «Настольный теннис для слепых» в учебном плане, плане коррекционных курсов и внеурочной деятельности

В ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка обучение ведется по 5-дневной неделе. На изучение курса «Настольный теннис для слепых» в основной и средней школе выделяется на 1-12 классы – 136 часов в год, 4 час в неделю.

4. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

«Настольный теннис для слепых»

   Все занятия должны носить нравственный характер. У школьников надо воспитывать уважение к товарищам, коллективные навыки, высокую сознательность и другие морально-волевые качества. Воспитанию способствует чёткая организация занятий, требовательность к выполнению упражнений, правил и норм поведения на занятиях, соревнованиях и бытовых условиях. Особую роль как средство воспитания играет личный пример педагога.  

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

К ценностным ориентирам начального образования на современном этапе относят:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

· формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

· развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Одним из результатов обучения курсу «Настольный теннис для слепых» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей:

• осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового ребенка;

• способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

• компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

• способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

• потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

• осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

• желание улучшать свои личностные качества;

•стремление к повышению умственной и физической работоспособности;

• обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через оптимальные физические нагрузки;

• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

• содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;

• воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Настольный теннис для слепых»

Личностными результатами освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержания программы являются следующее:

• активно включаться в общение и взаимодействие со здоровыми сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

• проявлять уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

• иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни;

• содействовать гармоническому физическому развитию, развивать устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

• иметь представление о культуре личности и приемах самоконтроля в игре «Настольный теннис для слепых»;

• иметь представление об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

• воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранным видам спорта в свободное время.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися с ограниченными возможностями здоровья универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Освоением обучающимися содержания программы являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий Настольный теннис для слепых;

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами, включающие освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержания программы являются следующие умения:

• излагать факты истории развития Настольный теннис для слепых, характеризовать его роль и значение в жизнедеятельности человека;

• представлять Настольный теннис для слепых как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игры;

• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

По окончании курса учащийся должен научиться:

- основам техники игры в Настольный теннис для слепых;

- тактическим действиям в игре;

- сознательному овладению двигательными навыками,

- анализировать свои движения, координировать их.

Предметные результаты освоения коррекционного курса «Настольный теннис для слепых»

По окончании курса у выпускника с ОВЗ должны быть сформированы следующие умения:

- выполнять игровые упражнения точно и быстро;

- ориентироваться в микро- и макропространстве;

- выстраивая алгоритмы успешных комбинаций.

Результат освоения разделов программы выявляется путем анализа показателей школьников на областных и внутришкольных соревнованиях.


6. Содержание коррекционного курса «Настольный теннис для слепых» (136 часов)

Содержание коррекционного курса направлено на развитие основных физических качеств занимающихся: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Содержание представлено следующими разделами:

I.Развитие готовности сохранных анализаторов к занятиям, начальные этапы игры (28 часов).

II.Развитие умений приема и подачи озвученного мяча (28 часов).

III.Развитие и закрепление умений подачи, звенящего мяча. Тактика игры  (50 часа).

IV.Закрепление умений подачи звенящего мяча. Односторонняя, двусторонняя игра. (30 часов).

Разделы реализованы посредством следующих упражнений и видов подготовки к Настольный теннис для слепых:

Упражнения для развития ловкости:

1. Применять необычные положения при приемах.

2. Зеркальное выполнение упражнений.

3. Изменения скорости и темпа движений.

4. Упражнение на равновесие.

5. Упражнение со скакалкой (по рекомендации врача-офтальмолога).

Упражнения для развития гибкости:

1. Маховые движения отдельными звеньями тела.

2. Пружинящие упражнения.

3. Все активные движения, выполняющиеся с максимальной амплитудой.

4. Статические упражнения, связанные с сокращением максимальной

амплитуды в течение нескольких секунд.

Упражнения для развития быстроты:

1. Повторное пробегание отрезков от 5 до 20 м.

2. Бег с максимальной скоростью с резкими остановками (по рекомендации врача-офтальмолога).

3. Специальные беговые упражнения.

4. Прием и быстрая подача шара.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

1. Различные прыжки с места и с разбега (по рекомендации врача-офтальмолога).

2. Контроль шара двумя руками.

3. Игра в парах.

Техническая подготовка:

• знакомство с габаритами стола;

• упражнения с ракетками и шаром;

• техника приема и подачи;

• остановка и контроль шара ракеткой;

• подача шара на месте и в движении;

• игра в Настольный теннис для слепых (правила игры).

Тактическая подготовка:

Тактика - изучает закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника. Тактика определяет, что нужно делать играку, владеющим шаром, и что делать, когда шар у соперника.

Тактическая подготовка Настольный теннис для слепых включает:

• развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию;

• ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие;

• овладение вариантами системы игры;

• овладение тактическими комбинациями в определенный момент игры;

• умение переключится с одной системы игры на другую.

Базовая тактика включает:  тактику нападения, тактику защиты.


7. Тематическое планирование

Дата

Содержание коррекционно-образовательного материала

Кол-во часов

  1. Развитие готовности сохранных анализаторов к занятиям, начальные этапы игры (28 часов)

1

Инструктаж по технике безопасности. Диагностика.

1

2

Общая физическая подготовка. Диагностика.

2

3

Развитие гибкости.

2

4

Закрепление упражнений на развитие гибкости.

1

5

Развитие силы

2

6

Закрепление силовых упражнений.

1

7

Упражнения с шаром и ракеткой.

3

8

Упражнения с шаром и ракеткой. Закрепление.

1

9

Сдача нормативных тестов.

1

10

Сдача нормативных тестов.

1

11

Появление Настольный теннис для слепых. Исторический экскурс.

2

12

Правила игры.

3

13

Подготовительная игра.

2

14

Подвижные игры с мячом.

1

15

Стойка игрока в игре Настольный теннис для слепых.

3

16

Закрепление пройденного материала.

2

II.Развитие умений приема и подачи озвученного мяча (28 часов)

17

Подвижные игры с мячом.

2

18

Упражнения на развитие быстроты.

2

19

Стойка ожидания шара.

2

20

Отработка стойки ожидания шара.

2

21

Прямая подача.

2

22

Подача по диагонали.

2

23

Подача по диагонали. Закрепление.

2

24

Прием прямой подачи.

2

25

Прием подачи по диагонали. Закрепление.

2

26

Подача от борта шара.

2

27

Прием от борта шара.

2

28

Прием и подача от борта шара. Закрепление.

      2

29

Судейство.

2

30

Подготовительная игра.

2

III.Развитие и закрепление умений подачи, передач звенящего мяча. Тактика игры  (50 часа)

31

Инструктаж по технике безопасности.

1

32

Упражнение для развития координации.

3

33

Защита при нападения

2

34

Контроль шара

2

35

Специальные упражнения со озвученным шаром.

2

36

Специальные упражнения со озвученным шаром.  Отработка.

2

37

Техника нападающего удара.

3

38

Закрепление техники нападающего удара.

2

39

Угловые подачи.

3

40

Угловые подачи. Закрепление.

2

41

Центральная подача.

3

42

Закрепление центральной подачи.

2

43

Передача шара по борту.

3

44

Передача шара по борту. Закрепление.

2

45

Кистевой удар.

2

46

Закрепление кистевого удара.

2

47

Прием кистевого удара.

3

48

Подача кистевого удара.

3

49

Тактика игры в защите.

2

50

Закрепление алгоритма игры в защите.

2

51

Тактика игры в нападении.

2

52

Закрепление алгоритма игры в нападении.

2

IV.Закрепление умений подачи звенящего мяча. Односторонняя, двусторонняя игра. (30 часов)

53

Упражнения для развития ловкости. Повторение.

1

54

Специальная физическая подготовка.

2

55

Специальная физическая подготовка. Закрепление.

2

56

Принципы односторонней игры.

2

57

Особенности односторонней игры.

2

58

Закрепление умений односторонней игры.

2

59

Особенности подачи шара в различные точки.

2

60

Закрепление умений подачи шара в различные точки

2

61

Прием шара.

2

62

Особенности приема шара.

2

63

Закрепление умений приема шара.

2

64

Принципы двусторонней игры.

2

65

Двусторонняя игра. Упражнения в парах.

2

66

Закрепление умений двусторонней игры.

2

67

Прием контрольных нормативов. Диагностика.

2

68

Диагностика.

1

По ТП за год: 136 часов.

Дано фактически:


8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя методическое обеспечение программы курса, описание печатных пособий, спортивного инвентаря, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.

8.1. Методическое обеспечение

1. Евсеев С.П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. - М.: Сов.спорт, 2010. - 316 с.

2. Евсеев С.П. Мировое Паралимпийское движение и социальные процессы. Журнал «Адаптивная физическая культура» № 4,2006. С. 3-6.

3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 2. - М., 2007.

4. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2012. -№ 1 (49). - С. 57.

5. Здановская Э.А. Эстетика физической культуры и спорта. - Л., 1988.

6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2000.

8.2. Информационно – коммуникативные средства

1. Международная ассоциация спорта слепых: www.ibsa.es

2.Международный паралимпийский комитет: www.paralympic.org Минспорттуризм России: http://mistrn.gov.ru

4.Паралимпийский комитет России: www.paralymp.ru

5. РУСАДА: www.msada.ru

8.3. Материально-техническое обеспечение

1. Стол.

2. Маски.

3. Ракетки.

4. Озвученный шар.

5. Защита на руку.

6. Гантели.

7. Гимнастические скамейки.

8. Гимнастическая стенка.

9. Гимнастические палки.

10. Скакалки.


9. Мониторинг

Уровни развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья:

Высокий – самостоятельно, безошибочно выполняет задание, умение сформировано в достаточной степени.

Выше среднего – выполняет, допуская незначительные ошибки, исправляет их сам.

Средний – выполняет, допуская ошибки, нуждается в словесной инструкции педагога.

Ниже среднего - допускает значительные ошибки, выполняет задание с помощью педагога.

Низкий – не справляется с заданием, умение не сформировано.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу

В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...

Модифицированная образовательная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки

                  Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными док...

Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».

Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....

Рабочая программа по настольному теннису

В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов 1-го года обучения, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внима...

рабочая программа по настольному теннису

рабочая программа по настольному теннису 1-4 кл.,5-8 кл., 9-11кл....

Адаптированная программа факультатива «Настольный теннис» по программе СК(О)У VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...