Методика отбора в акробатике
методическая разработка по физкультуре на тему
Методика отбора для занятий акробатикой во многом зависит от получения объективной характеристики двигательной и психической деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otbora_v_akrobatike.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа № 3
г. Новочеркасска Ростовской обл.
Методические рекомендации
Методика отбора в акробатике
Подготовила тренер по акробатике
Дубиничева Татьяна Владимировна
г. Новочеркасск
2018
Методика отбора для занятий акробатикой во многом зависит от получения объективной характеристики двигательной и психической деятельности ребенка.
Занятия акробатикой со спортивной направленностью представляют специфические требования к анатомическому строению тела. Будущие акробаты должны быть ниже ростом и иметь меньшую массу тела, чем их сверстники. У них должны быть тонкие, узкий таз(заметно уже плеч),длинные руки( средний палец при вытянутых вдоль тела руках заходит за линию середины бедра),прямые сухие ноги. Тело в общей сложности должно быть гармоничным, иметь красивые очертания. Для 6-летних мальчиков длина тела предпочтительна в пределах 110-118 см, масса тела-18-22,5 кг; для девочек 107-112 см, масса тела 16-17,5 кг; для 7 –летних мальчиков рост-118-127 см, масса тела-21-25,6кг, для девочек 118-125 с ми масса тела19,5-23кг.
Оценка способностей может осуществляться с помощью контрольных физических упражнений и систематических наблюдений. Каждое упражнение должно быть приспособлено для оценки одной из способностей (валидность), обладать устойчивостью при повторных измерениях (воспроизводимость). В качестве контрольных упражнений берутся простые по технике исполнения упражнения. Они выполняются 2-3 раза. Окончательный результат выводится по среднему показателю. Упражнения не должны дублировать друг друга. Испытания проводятся соревновательным методом. При повторном испытании соблюдаются все условия предыдущего.
Оценка физических качеств детей
Из многообразия физических качеств наиболее важными в акробатике являются : координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий. Скоростная и силовая выносливость, ориентировка в пространстве. Внимание, память на движение, эмоциональная устойчивость. Решительность и смелость. Главной способностью на всех уровнях подготовки акробата является его отношение к учебно-тренировочным занятиям. Тренер должен знать каждого своего ученика.
Методика приема контрольных упражнений
На скоростную силу:
- бег 20метров
- прыжки в длину с места
- прыжки в высоту
- подтягивание
- сгибание и разгибание рук в упоре на время (берут 50% от максимального исходного результата)
- метание набивного мяча из-за головы, через голову из различных исходных положений.
На гибкость:
-шпагаты
-мосты
- наклон вперед из седа ноги вместе и из положения стоя согнувшись
На координацию движений:
- по времени удержания стойки на одной ноге, другая- стопой на под коленке опорной ноги. Колено развернуто в сторону, руки вперед, глаза закрыты.
- по времени удержания стойки на пятках, на полупальцах одной и обеих ног, равновесие на одной на ограниченной и повышенной опоре.
На быстроту двигательных действий.
- 5 кувырков за 10 секунд. После их выполнения надо встать в основную стойку и устоять в этом положении с сомкнутыми носками и пятками(или на одной ноге ) не менее 10 секунд.
- повороты.
Для проведения испытаний на полу чертится круг диаметром 75 см и от его окружности проводится 6 параллельных линий на расстоянии 25 см одна от другой длиною 8 метров. Испытуемый становится в круг, наклоняет туловище вперед до горизонтали и выполняет 10 поворотов за 20 секунд.
Качество и прочность запоминания движений проверяются после выполнения упражнений на силу. На выносливость к мышечной работе, в конце занятия, через день, через несколько дней и т.д.
Организация и ориентация отбора детей
Ориентация детей на занятиях акробатикой представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребенка к занятиям акробатикой, его склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям акробатикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом - двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным - необходимым для будущей успешной трудовой деятельности.
Ориентация школьников на занятия спортивной акробатикой включает в себя просвещение и консультацию в области этого вида спорта.
Просвещение – это обогащение детей разносторонними знаниями в области акробатики, чтобы они более осознанно и активно относились к спортивным занятиям.
Спортивный отбор - это выявление лиц, наиболее одаренных для занятий спортивной акробатикой. Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к акробатике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь от новичка до мастера спорта за 5-7 лет. Сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям акробатикой тренер может получить в беседе с детьми и их родителями.
В беседе с ребенком можно задать следующие вопросы:
- Почему для спортивных занятий ты избрал именно акробатику, какую пользу для себя хочешь извлечь из спортивных занятий: укрепить здоровье, стать более сильным, выносливым, ловким, добиться звания мастера спорта, стать чемпионом?
- Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены условиями спортивных занятий? Соответствуют ли твои способности на сегодня предъявляемым требованиям? (Ребенок может не знать о требованиях, которые ему будут предъявлены в ходе спортивных занятий. Тогда о них надо будет рассказать в доходчивой форме.)
- Занятия спортом потребуют много сил и времени, хватит ли их у тебя, чтобы хорошо учиться в школе и тренироваться.
В беседе с родителями можно получить сведения о ребенке, задавая следующие вопросы:
- Каково ваше отношение к намерениям сына (дочери) серьезно заняться школьной акробатикой как видом спорта?
- Каковы бытовые условия у вас дома и ваши возможности помогать ребенку в учебе и спортивных занятиях.
- Сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домашних заданий? Какие предметы даются ему лучше, а какие хуже? Какова его физическая работоспособность? Насколько он целеустремлен и настойчив в достижении поставленных перед ним целей, которые ставит перед собой сам? Ваше мнение о возможностях вашего ребенка успешно сочетать учебу в школе и занятиях спортом?
Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей (главным образом, классного руководителя) о том, какими усилиями со стороны ребенка она достигается с учетом уровня его обучаемости и воспитуемости.
Состояние здоровья определяется на основании результатов медицинских обследований школьным врачом или заключения врачебно-спортивного диспансера. Для тренера представляет соответствие строения тела ребенка и функциональных возможностей его организма требованиям акробатики, а также противопоказания для занятий этим видом спорта.
Методика изучения психологических особенностей
О способностях ребенка к занятиям спортивной акробатикой можно судить по уровню общей специальной физической подготовленности, по развитию двигательных и психических способностей, личностных свойств, которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость этих способностей к развитию. Учитывается активность ребенка на уроках по физической культуре и его интерес к спортивным занятиям. Такие сведения можно получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное значение в определении спортивной пригодности ребенка.
Отбор для занятий спортивной акробатикой представляет собой очень сложный и длительный процесс. Условно его разделяют на три этапа.
Первый этап включает в себя начальный и основной виды отбора. Начальный отбор имеет целью установление общей пригодности ребенка к занятиям акробатикой. Она определяется по результатам оценок по всем пяти видам отбора. При начальном отборе оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребенка акробатикой, итоги беседы с самим ребенком. На основании полученных данных делают предварительное заключение о пригодности ребенка к занятиям акробатикой. Результаты обучения в этот период используются главным образом для осуществления индивидуального и личностного подхода в учебно-тренировочном процессе, для возбуждения у ребенка более активного и осознанного отношения к спортивным занятиям и развития воли.
Второй этап предусматривает более детальное изучение юного акробата и прогнозирование его возможности справиться с программой углубленной спортивной подготовки, достичь высших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта.
Третий этап отбора направлен на выявление спортсменов, достойных включения в сборную команду для участия в ответственных соревнованиях.
Это делается на основе обобщения результатов углубленного изучения личности акробата, его способностей, физической (общей и специальной) подготовленности, наличие технической, тактической, теоретической, психологической готовности достойно защитить спортивную честь города, области, республики, Российской Федерации на соревнованиях, вплоть до международных. Большое значение придается психическим и личностным свойствам спортсменов. Обобщение всех имеющихся данных о акробате позволяет с большей долей объективности предугадывать возможный спортивный результат каждого члена команды.
При отборе лиц занятий спортивной акробатикой в расчет принимаются только объективные данные о наиболее значимых для акробатики свойствах(способностях) личности и изучаются они объективными методами как в статике, так и в динамике.
Особенности акробатических элементов
Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе занятий акробатикой укрепляется здоровье, развивается координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость. Воспитываются личностные свойства: сознательное и активное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллективизма, уверенность в своих силах и др.
Различают три вида акробатики: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.
Акробатические прыжки состоят из различных переворотов и сальто с вращением вперед, назад и в сторону. Прыжки являются основным средством всех видов акробатики.
Парные упражнения подразделяются на мужские, женские и смешанные. Они отличаются насыщенностью силовыми и вольтижными упражнениями, стойками, поддержками и равновесиями ,элементами, требующими хорошей гибкости, пластики, хореографии.
Групповые упражнения состоят из упражнений для женщин(тройки) и для мужчин (четверки). Эта группа упражнений включает акробатические прыжки, упражнения на гибкость и равновесие, разнообразные пирамиды и вольтиж ,балансирование и элементы хореографии. В этих видах акробатики выделяются вращательные, балансовые и бросковые упражнения.
Вращательные упражнения характеризуются частичным, полным и многократным переворачиванием гимнаста через голову вперед, назад, в сторону. Они выполняются в группировке, согнувшись, прогнувшись, с места, с разбега и прыжком. Выделяются следующие группы этих упражнений: перекаты, кувырки, перевороты, полуперевороты и сальто.
Балансовые упражнения характеризуются сохранением собственного равновесия и уравновешиванием одного или нескольких партнеров. Из этой группы в гимнастике используются одиночные и парные упражнения. В одиночных упражнениях выделяется четыре группы: шпагаты, мосты, стойки, равновесия.
Акробатические упражнения выполняют на специальных акробатических дорожках или на гимнастических матах. Большое разнообразие акробатических упражнений, высокая эмоциональность, минимальная потребность в специальном оборудовании делают их доступными для занятий с различным контингентом занимающихся и представляют тренеру широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся.
Акробатика – важное средство пропаганды спорта. Акробатические упражнения используют на спортивных праздниках в летних лагерях отдыха, на стадионах, включают в театрализованные представления.
Вывод:
При отборе в ДЮСШ по акробатике неизбежен отсев детей как на первом так и на втором этапах. Отчисление из школы они переносят болезненно. Встреча с каждым ребенком должна быть как встреча с человеком, ищущим свое призвание место в жизни, спорте. Для этого тренер должен проявить все свое умение, гибкость, педагогический такт, чтобы помочь ребенку выбрать тот вид спортивной специализации, которой соответствует его склонностям и индивидуальным данным.
Акробатика является дисциплиной спортивно-педагогической. Она имеет свои специфические средства и методы воздействия на занимающихся, свою теорию и историю. Успех в овладении знаниями, двигательными умениями и навыками в области акробатики рассматривается в зависимости от способностей занимающихся и методического мастерства педагога. Систематическая тренировка дает возможность развить гибкость, быстроту, выносливость, а участие в соревнованиях способствует воспитанию морально-волевых, технико-тактических и психологических качеств. У них укрепляется уверенность в своих силах, формируется более активное отношение к занятиям акробатики. К самовоспитанию как в спортивном так и в гражданском плане. Они приучаются упорно трудиться над собой и тем самым готовятся к учебной и трудовой деятельности.
Список использованной литературы:
1. Методика преподавания гимнастики в школе. П.К. Петров. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДАС» 1999 год.
2. Гимнастика. Под редакцией М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. М.: «АКАДЕМИЯ», 2001 год.
3. Настольная книга учителя физкультуры. Б.И. Мишин. Издательство «Астрель» 2003 год.
4. Физическая культура. Подшивка научно-методических журналов с 2007 по 2015 г.г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика отбора профильных дидактических единиц по иностранному языку (для учреждений профессионального образования )
В статье рассматривается отбор основных дидактических единиц в ходе подготовки материала к учебным занятиям....
Методика отбора для занятий туризмом
Методика отбора для занятий туризмом...
Методика обучения элементам акробатики
Здесь описаны техника и методика обучения акробатических элементов, изучаемых в школе...
Методика отбора детей в секцию волейбола
В последние годы сборные команды России и ее сильнейшие волейбольные клубы не часто радуют многочисленных болельщиков своими выступлениями на международных соревнованиях. Волейбол, как престижный вид ...
МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ АКРОБАТОВ
ПЛАН:1. МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ АКРОБАТОВ 7 ЛЕТ2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ3....
Методика отбора учащихся на районные соревнования
Как только устроилась работать в школу, столкнулась с такой ситуацией, как подготовка детей к соревнованиям и выявление лучших из них. Стала проводить уроки, выбрала для участия ребят, и самое страшно...
Методическая разработка "Совершенствование методики отбора юных спортсменов ДЮСШ по волейболу
Материал посвящен спортивному отбору по волейболу...