Методика отбора детей в секцию волейбола
методическая разработка по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otbora_detey_v_sektsiyu_voleybola_.docx | 68.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В последние годы сборные команды России и ее сильнейшие волейбольные клубы не часто радуют многочисленных болельщиков своими выступлениями на международных соревнованиях. Волейбол, как престижный вид спорта, привлекает в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивные секции, школы, техникумы, ВУЗы большое количество детей, подростков и юношей. Занимаясь с ними на протяжении ряда лет, тренерам, за редким исключением, не удается подготовить волейболиста высокого класса. Далекий от желаемого уровень мастерства команд высшей лиги во многом обусловлен просчетами в отборе и построении педагогического процесса у юных волейболистов. Наиболее актуальной для тренеров остается проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом подходе тренера к этому процессу. До недавнего времени повышения спортивного мастерства стремились добиться главным образом за счет увеличения продолжительных занятий, количества их в неделю, организации продолжительных учебно-тренировочных сборов, но при этом не учитывается содержание и качество занятий, а также мало внимания уделяется личностным особенностям детей, которые занимаются данным видом спорта.
Подготовка волейболиста – процесс многолетний. Начинать ее нужно с 10-12 лет, в противном случае теряется основной смысл подготовки. В этих условиях первостепенное значение приобретают глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка рациональной методики отбора для занятий волейболом. Особенно остра проблема определения способностей к спортивной деятельности у детей 10-12 лет. Юный спортсмен должен быть оценен как сложное существо с его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются, поэтому работа по спортивной ориентации школьников имеет более широкое значение.
Простым увеличением количества выполнения технических приемов и продолжительности игры сейчас больших результатов достигнуть нельзя. Залог успешной подготовки волейболистов – умелый и правильный отбор детей для занятия волейболом в ДЮСШ, а также учет их возрастных психических особенностей в этом процессе. Совершенное овладение навыками игры в волейбол во многом зависит от уровня развития способностей (как общих, так и специальных).
1. Теоретические аспекты отбора детей в секцию волейбола
1.1 Проблема отбора в спортивные секции по волейболу
Правильное комплектование и первоначальный отбор детей для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболистов и пополнение резерва команд мастеров. Первоначальный отбор зависит от многочисленных факторов, определяющих желание юного спортсмена заниматься определенным видом спорта. Чаще всего речь идет об одновременном и взаимном действии многих факторов, среди которых необходимо выделить:
- доступность спортивного объекта (открытой площадки зала);
- легкость, с которой можно приступить к созданию организованной команды;
- определение потенциала таланта;
- склонность к выбранному виду спорта;
- более или менее направленные влияния (зависящие от окружающих: родственников, ровесников, специалистов, которые настойчиво советуют заняться волейболом высоким мальчикам и девочкам).
Более широкое сплетение факторов, влияющих на выбор вида спорта, само по себе указывает на возможности многочисленных промахов, поскольку в большей мере существует несогласованности между различными факторами, например несогласованность психофизического потенциала со склонностью к виду спорта, склонность к виду спорта и непринятие определенной спортивной группы.
При первоначально появившемся желании заниматься определенным видом спорта, безусловно, решающими являются эмоциональные факторы, характеризующиеся спонтанностью и свободой выбора. Дальнейший ход занятий спортом, как мы знаем, в меньшей степени окрашен спонтанностью, свободой и удовлетворением исключительно эмоциональных потребностей. Все большее значение приобретают рационально определенные факторы, способствующие формированию привычек, потребностей и обязанностей заниматься непрерывно и систематически, учиться и совершенствоваться.
Факторы, определяющие спортивную ориентацию юной личности, сами собой указывают на то, что тренер в роли специалиста по отбору решает весьма сложные и тонкие задачи, имеющий свой спортивно-педагогический и свой психологически-социологический аспект. Достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности тренера препятствует промахам, к числу которых можно отнести, например, оценки, основанные только на физических качествах или на потенциальных возможностях новичка.
Успешность занятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов зависит от устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства, способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровня специальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе.
В последнее время в волейболе весьма важной проблемой становится проблема комплектования команд. Современный уровень развития игры предъявляет к игрокам высокие требования – наличие универсальности в подготовке, высокий уровень выполнения своей игровой функции в команде, выше среднего ростовые данные, атлетическая подготовка. Для детских и юношеских волейбольных команд характерным является разнородный по уровню подготовки и антропометрическим данным состав игроков. Вот почему сейчас особенно актуальна задача отбора детей для занятий волейболом. От её решения во многом зависит подготовка команд волейболистов высокого класса игры.
Отбор включает в себя несколько этапов:
1. На данном этапе проводится большая агитационная работа, с целью выявить интерес у школьников к занятиям волейболом; все учащиеся, изъявившие желание заниматься волейболом в ДЮСШ, подвергаются тщательному изучению и медицинскому контролю.
2. Этот этап наиболее сложный и ответственный. На этом этапе с помощью системы испытаний (тестов) и специальных наблюдений получают данные, по которым можно судить о задатках и способностях детей к успешному овладению навыками и умениями игры в волейбол. К этим данным относятся: уровень развития физических способностей применительно к специфике волейболистов; способность к овладению техникой (специфические координационные способности), антропометрические данные.
Все показатели дифференцируются по их значимости для первоначального овладения специальными навыками и умениями игры и достижения высокой степени совершенства в этих навыках и умениях.
На этом этапе последовательно выявляются задатки способностей, полученные при рождении, анатомо-физиологические особенности строения организма и его функциональные возможности, применительно к волейболу.
3. В полной мере судить о способностях детей к волейболу можно только, начав их обучать специальным навыкам и умениям. Основным показателем здесь служит то, как быстро учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, отношение их к занятиям, трудолюбие и т.д. Это самый продолжительный этап, он может длиться от 6 месяцев до одного года.
4. Если на первых трех этапах выявились способности и склонности к волейболу вообще как виду спорта, то в дальнейшем отбор осуществляется в плане определения их игровой специализации, наиболее эффективного использования индивидуальных способностей в составе команды и т.д.
Проблема определения способностей в силу своей сложности не исчерпывается, однако комплексом перечисленных показателей, она включает в себя глубокое изучение ребенка, его роста и развития на предыдущих этапах, весьма существенное значение имеет фактор наследственности, волевая сфера и др.
Можно выделить три важнейших подсистемы отбора:
1. Спортивная ориентация, являющаяся спортивно-педагогическим процессом, включающем в себя, по меньшей мере, три подраздела:
- открытие талантов, их направление в сторону определенного вида спорта и введение их в начальные фазы специализированной спортивной тренировки;
2. Отбор, который является процессом периодического отбирания лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.
3. Формирование команд, представляющее процесс организации, комплектования и сплочения спортивного коллектива.
Профессиональную некомпетентность тренеров не сможет выручить ни массовость волейбольного движения, ни упорядочивание календаря соревнований.
Весьма полезен, особенно для тренеров, работающих с детьми, раздел, описывающие физические способности волейболистов в возрастном аспекте.
Подчеркивая ведущую роль генетически обусловленных факторов при отборе (рост, темперамент) в тоже время необходимо отметить, что «генетический фундамент дает только границы, он только лимитирует определенные качества, тогда как тренировочный аспект является решающим фактором их проявлением и совершенствования». Это точка зрения принципиально важна. Она показывает, что сам отбор – лишь обязательная составная часть тренировочного процесса и с помощью упорной и профессионально проводимой работой можно достичь отличных результатов и у менее талантливых спортсменов.
1.2 Психологические аспекты и врачебный контроль при отборе детей для занятий волейболом
Времена восхищенной веры во всемогущество технологии тренировок ушли в прошлое. В большей степени выявляется, что отличная физическая и технико-тактическая подготовленность игроков и команды не обязательно достаточны для достижения спортивных успехов высочайшего класса. Крупнейшие спортивные соревнования подтверждают превосходство психически сильных и стабильных спортсменов и команд. Поэтому ничуть не удивляет то, что последнее время характеризуется повышенным интересом спортивной науки и спортивной практики к различным сферам прикладной психологии. Теоретическая исследовательская и практическая работы в области спортивной психологии уже разграничились и ближе примкнули к субдисциплинарным областям, таким, например, как психофизиология, психология личности, психология группы, педагогическая психология, социальная психология.
Спортивные педагоги проявляют все больший интерес к остававшимся ранее в тени вопросам о психологической жизни спортсменов. По понятным причинам тренеров больше всего интересуют проблемы, имеющие наиболее прямое и непосредственное практическое значение: психические функции и черты личности спортсмена, в том числе основные свойства нервной системы, структура темперамента, являющиеся существенными для создания, укрепления и стабильности спортивных возможностей.
Данная работа не исключает исследовательскую разработку психологических проблем отбора волейболистов, и здесь будет сделана попытка указать на общие принципы, рамки, границы применения психологии при отборе.
Врачебный контроль при отборе детей в ДЮСШ имеет цель обеспечить выбор претендентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, физическая подготовленность и функциональное состояние организма которых находится в соответствии с требованиями, предъявляемыми волейболом.
При оценке показателей физического развития по возрастным группам необходимо учитывать большой диапазон различий (до 2-3 лет) антропометрических показателей в каждой возрастной группе, связанный с воздействием факторов внешней среды, последовательности, заболеваемостью в детском возрасте, что сказывается на темпах полового созревания детей и подростков. Поэтому определение физического развития должно проводиться одновременно с изучением степени полового созревания, т.е. биологической зрелости организма.
При наличии у детей отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, не препятствующих занятиям физкультурой и спортом (диагноз обязательно указывается в справке), врач ДЮСШ при решении вопроса о зачислении руководствуется медицинскими показаниями и противопоказаниями. Противопоказаниями к занятиям являются: заболевания центральной и периферической нервной системы, в том числе психические болезни (эпилепсии); заболевания мышечной системы, деформация костей, суставов, позвоночника; из внутренних болезней – ревматизм, врожденные пороки сердца, гипертоническая болезнь. Не подлежат зачислению дети, страдающие туберкулезом легких и других органов, бронхиальной астмой, бронхоэктатической болезнью, болезнями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями почек, системы крови и эндокринной системы.
В зависимости от конкретных условий обследование производится врачом спортивной школы или врачом кабинета врачебного контроля (районного или городского). Под их наблюдением должны находиться все юные спортсмены, занимающиеся в спортивной школе города (или района).
Результаты врачебного наблюдения отбора помогают также наибольшей индивидуализации учебно-тренировочного процесса на этапах дальнейшей подготовки юных волейболистов.
При исследовании детей 10 лет, только приступившим к занятиям, можно ограничиваться изучением реакции на нагрузку в 20 приседаний, а при исследовании детей 11 – 12 лет – применять двухминутную нагрузку в 20 приседаний и 15-секундным бегом на месте.
Большое значение приобретают врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий, проводимые для уточнения вопроса о соответствии режима и нагрузки тренировочных занятий, предусмотренных программой спортивной школы, уровню функциональных возможностей организма учащихся.
При необходимости дать более углубленную оценку общей и специальной тренированности следует использовать исследования максимального потребления кислорода, проб со ступениобразным повышением нагрузки и другие методы исследования привлекаются в спортивной медицине. К проведению таких исследований привлекаются врачебно-физкультурные диспансеры, кафедры и лаборатории спортивной медицины институтов физкультуры, педагогических и медицинских институтов и научно-исследовательских институтов.
1.3 Роль психофизического развития в подготовке юных волейболистов
Современный волейбол предъявляет высокие требования к организму спортсменов. Уровень психофизического развития служит важным фактором достижения высоких спортивных результатов. Показатели физического развития для каждого возраста, с одной стороны, помогают программировать процесс подготовки (отбор и комплектование учебных групп в возрастном аспекте и т.п.), с другой – необходимы для осуществления действенного контроля и получения информативных данных, по которым можно эффективно оценить процесс многолетней подготовки в каждый отдельный момент. Таким образом, важно учитывать особенности психического и физического развития детей, занимающихся волейболом, на каждом возрастном этапе. Если говорить о подростках, то данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. в этом возрасте происходят резкие изменения не только в физическом, но и в психическом развитии детей, что, непременно, сказывается на любой деятельности ребенка, в том числе спортивной. Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания.
Биологическими признаками наступления подросткового периода являются заметные увеличения роста, происходит увеличение костей и мышц. Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности подростков. Однако мышцы подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость). Это может порождать неприятные переживания, неуверенность. В то же время возраст с 6-8 до 13-14 лет – период оптимального развития многих двигательных качеств, активного совершенствования двигательной функции при интенсивном нарастании ряда ее показателей (быстроты и частоты движений, длины прыжка и т.д.). Достигают взрослых размеров кисти рук и стопа, затем увеличивается длина рук и ног. За ростом конечностей следует рост тела в ширину; в последнюю очередь происходит полное развитие плеч. В подростковом возрасте дети начинают понимать, что существуют различные типы человеческого тела и различные его идеалы, у них формируется довольно четкое представление о типе своего тела, его пропорциях и ловкости.
Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростков формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с последними уже не может целиком заменить общение со сверстниками. Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность.
Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток осознает себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Он интенсивно усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностей детей подросткового возраста. Важнейший стимул в возникновении у подростка размышлений о себе – его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга. Часто он начинает думать о себе в процессе размышлений о взаимоотношениях с кем-то из товарищей, об особенностях привлекательного сверстника.
Параллельно физиологическим изменениям происходит также изменение в психической деятельности ребенка. Одна из характеристик человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности – темперамент. Можно выделить следующие признаки свойств темперамента: обусловленность свойствами нервной системы, психологические признаки, постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы:
- сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;
- устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменений эмоций; регуляция динамики психических процессов и психической деятельность в целом (скорость, темп реагирования). Темперамент играет большую роль в различных видах деятельности человека и ребенка в том числе.
волейбол подросток отбор
2.1 Методы и организация отбора детей в спортивные секции волейбола
Методика отбора представляет собой систему контрольных испытаний, программу наблюдений и подготовки детей, а так же прогнозирование роста.
Процесс отбора трудоемкий, длительный и состоит из нескольких этапов. В отделение волейбола принимаются дети 10-12 лет. Вся система рассчитана на этот возраст, но у школьников 10-12 лет интересы менее устойчивы, их желание заниматься волейболом основано на стихийной тяге к занятиям спортивного характера вообще, чем на прочном интересе именно к волейболу. Нельзя ориентироваться и на уровень специальных навыков, так как их индивидуальный «спортивный» опыт в этом возрасте ещё не богат.
При комплектовании учебных групп и отборе школьников для занятий волейболом в старшем возрасте можно учитывать интерес и уровень навыков, так как интересы у старших школьников более устойчивы, и они могут уже к этому времени владеть специальными навыками игры в волейбол. При этом, чем старше возраст, тем в большей степени.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что способности с возрастом выступают более рельефно, в младшем возрасте они тоже есть и задатки есть, но они скрыты от взора, и нужно искать пути их выявления.
Выбор, направленность и совершенствование волейболистов проводится по критериям, распространяющимся на оценки:
- морфологических способностей;
- физических и функциональных качеств;
- особенностей личности.
Нами были использованы следующие методы.
Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения проводились в реальных условиях учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки волейболистов специализированной детско-юношеской спортивной школы.
Тестирование. В процессе педагогического эксперимента для наблюдений за детьми, а так же прогнозирования их роста мы разработали систему контрольных испытаний, которая состояла из следующих заданий:
- бег 6*5м (на расстоянии 5 м чертят две линии – стартовую и контрольную, по зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 5 м шесть раз, при изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию);
- вертикальный прыжок (применяют конструкцию В.М. Абалакова, позволяющую измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке в верх толчком двумя ногами; один конец сантиметровой ленты прикрепляют к поясу испытуемого, другой продевают через душку пластинки, закрепленной на полу; перед прыжком испытуемый принимает положение полуприсяда так, чтобы пластинка находилась между параллельно расположенными стопами; активно разгибая ноги, туловище и выполняя мах руками, испытуемый прыгает вверх);
- прыжок в длину с места (замер делают от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении);
- метание теннисного мяча на дальность;
- метание набивного мяча весом 1кг из-за головы двумя руками (метание с места – испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держит мяч двумя руками внизу переел собой; поднимая мяч вверх, выполняет замах назад за голову и сразу же бросок вперед);
- перемещение приставными шагами в пределах зоны нападения в течение 10сек. (учитывается количество приставных шагов);
- передача волейбольного мяча сверху двумя руками в стену, расстояние 2м (ловить мяч не разрешается, падение мяча ошибка; учитывается количество передач);
- передача мяча сверху двумя руками над собой;
-подача нижняя, прямая из-за лицевой линии, дается 3 попытки. Учитывается количество правильно выполненных подач, а также оценивается в баллах выполнение подачи. При проведении испытаний по технике нами учитывалось, обучали ли детей волейболу или нет. Второй критерий при отборе в данную группу включал в себя наблюдение в играх. Подобное наблюдение помогло нам определить, как девочки действуют в игровой обстановке. Для испытания использовались такие игры, как «День и ночь». В середине площадки чертят две параллельные линии, вдоль которых располагаются две команды по 6 -10 человек (одна «день», другая «ночь»). По зрительному сигналу одна команда убегает до контрольной линии (расстояние 8 - 10 м.), другая догоняет. Фиксируется, сколько раз будет осален каждый игрок (или избежит этого). Игроки располагаются парами друг против друга. Исходное положение игроков: стоя лицом или спиной друг к другу, сидя на полу.
«Борьба за мяч». В упрощенном виде это игра в баскетбол, исключаются только броски в корзину. Фиксируется количество ловли мяча, перехвата, отбора, укрывания от противника и т.д. Игра длится 10 минут. Во всех играх за положительные действия учащийся получает одно очко. В соответствии с результатами учащихся располагают по занятым местам.
Наблюдения в играх помогают определить, как учащийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенные двигательные умения и навыки. По тому, как ведет себя учащийся в игре можно судить о развитии у него быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Кроме того, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение разных способов передвижения из разных исходных положений. С изменением направления, повороты в движении, преодоление препятствий и т. д.
Также проводилось прогнозирование роста, преимущественно индивидов, у которых имеются выраженные отличия стремительного интенсивного роста. Прогнозирование велось по формуле, а также принималось во внимание: вес тела при рождении, и обращалось внимание на размеры конечностей, кисти, стопы. Все данные контрольных испытаний, группы А, сравнивались с данными испытаний, группы В, в эту группу набирались все желающие девочки 10-12 лет.
Только после всестороннего изучения детей можно получить данные об их способностях и правильно решить вопрос о выборе волейбола для занятий в детско-юношеской спортивной школе. Нельзя делать поспешных выводов о способностях детей к волейболу, особенно об отсутствии таких способностей. Поверхностное суждение здесь неприемлемо. Во-первых, могут быть ошибки, а во-вторых, это очень травмирует детей. Поэтому мы посчитали необходимым использовать также психологические тесты, направленные на выявление особенностей каждого ребенка и личностной готовности к занятиям в спортивной секции волейбола.
Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Руслова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ содержит следующие шкалы:
- Предметная энергичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
- Социальная энергичность. Содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
- Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
- Социальная пластичность. Содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому.
- Темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
- Социальный темп. Включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
- Эмоциональность. Включает вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.
- Социальная эмоциональность. Включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
- «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
Тест опросника ОСТ (детский вариант):
- Проворный ли ты человек?
- Готов ли ты обычно не раздумывая включиться в разговор?
- Нравиться ли тебе быть одному больше, чем в компании?
- Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?
- Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?
- Задевают ли тебя замечания других людей?
- Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?
- Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?
- В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?
- Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
- Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?
- Ты когда-нибудь опаздывал на урок?
- Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?
- Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
- Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности?
- Утомительно ли тебе быстро говорить?
- Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?
- Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?
- Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?
- Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?
- Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?
- Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?
- Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
- Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?
- Легко ли тебе делать одновременно много дел?
- Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?
- Обычно ты предпочитаешь общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?
- Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?
- Любишь ли ты медленную, сидячую работу?
- Легко ли тебе общаться с людьми?
- Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?
- Все твои привычки хороши?
- Быстры ли твои движения?
- Обычно ты молчишь и не вступаешь разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?
- Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?
- Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?
- Разговорчивый ли ты человек?
- Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?
- Ты обычно говоришь свободно, без запинок?
- Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?
- Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?
- Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?
- Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?
- Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?
- Легко ли тебе сходу, без особых раздумий задавать вопросы?
- Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?
- Легко ли тебе переключиться на новое дело?
- Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?
- Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?
- Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?
- Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?
- Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, не зависимо от того, можешь ты это или нет?
- Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?
- Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?
- Любишь ли ты быстрые игры?
- Много ли в твоей речи пауз?
- Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?
- Чувствуешь ли ты себя на столько сильным, энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?
- Трудно ли тебе переключиться с одного задания на другое?
- Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?
- Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся деля, связанные с учебой?
- Любишь ли ты бывать в большой компании?
- Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
- Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?
- Злишься ли ты иногда по пустякам?
- Склонен ли ты делать много дел одновременно?
- Держишься ли ты в большой компании свободно?
- Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление не подумав?
- Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?
- Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?
- Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?
- Быстро ли ты читаешь вслух?
- Ты иногда сплетничаешь?
- Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?
- Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную минуту?
- Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?
- Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе?
- В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?
- Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?
- Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами?
- Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?
- Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?
- Обычно ты предпочитаешь легкую работу?
- Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?
- Легко ли тебе первому начать разговор в компании?
- Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?
- Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?
- Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
- Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?
- Держишься ли ты скованно в компании ребят?
- Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?
- Нравится ли тебе быстро говорить?
- Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?
- Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?
- Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?
- Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?
- Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?
- Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?
- Легко ли тебе недолго думая обраться с просьбой к взрослому человеку?
- Беспокоят ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми?
- Охотно ли ты берешься за выполнении новых поручений?
- Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?
- Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?
- Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?
- Любишь ли ты подолгу оставаться один?
Ключ к ОСТ:
1-ая шкала – энергичность:
ответ «да» - вопросы 4, 8,15, 22, 42, 50, 58, 64, 96
ответ «нет» - вопросы 27, 83, 103
2-ая шкала – социальная энергичность:
ответ «да» - вопросы 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86
ответ «нет» - вопросы 3, 34, 74, 90, 105
3-я шкала – пластичность:
ответ «да» - вопросы 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104
ответ «нет» - вопросы 54, 59
4-ая шкала – социальная пластичность:
ответ «да» - вопросы 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99
ответ «нет» - вопросы 31, 81, 87, 93
5-ая шкала – темп:
ответ «да» - вопросы 1, 13, 19, 35, 46, 49, 55, 77
ответ «нет» - вопросы 29, 43, 70, 94
6-ая шкала – социальный темп:
ответ «да» - вопросы 24, 37, 39, 51, 42, 92
ответ «нет» - вопросы 5, 10, 16, 56, 96, 102
7-ая шкала – эмоциональность:
ответ «да» - вопросы 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97
8-ая шкала – социальная эмоциональность:
ответ «да» - вопросы 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100
9-ая шкала «К»:
ответ «да» - вопросы 32, 52, 89
ответ «нет» - вопросы 12, 23, 44, 65, 73, 82
Волейбол – это игра, где ростовые данные играют очень важную роль, тренера стараются отбирать детей в секцию волейбола по ростовым данным. Возможно, высокорослые представители популяции являются для специалистов волейбола наиболее интересными юными кандидатами в волейболисты. Рост представляет собой весьма сложную биологическую, медицинскую, психологическую, а также психосоциальную проблему, и роль тренера при отборе выражено высоких игроков особенно ответственная и требует соблюдения тонкостей.
Рост следует рассматривать в качестве адаптирования организма к условиям жизни. Границы этого адаптирования обусловлены генетически. Рост является выражением излишка энергии, и в качестве такого он служит индикатором нормальной затраты энергии в молодом организме.
Прогнозирование роста – одна из важных задач тренера, так как окончательный рост игрока дает ответ на многочисленные вопросы в области спортивной ориентации и спортивной специализации. Специалистов по волейболу в наибольшей мере интересует высота тела, которая одновременно является и основным параметром суммарного роста (рост в качестве основной антропометрической меры может использоваться и для многих других исследований и сопоставлений). В связи с высокой морфологической однородностью конституции тела могут быть применены и не некоторые геометрические принципы.
Тренеры преимущественно прогнозируют высокий рост индивидов, находящихся в переходном возрасте, у которых имеются выраженные отличия стремительного, интенсивного, неравномерного роста. Однако черты переходной фазы роста следует воспринимать с определенной сдержанностью. Они только указывают на то, что молодой индивид вошел или находится в фазе интенсивного роста, но не дает сведений, сколько времени эта фаза продлится. Прогнозирование только на основании черт переходного возраста в отношении роста может сказаться весьма ненадежным, так как в экспериментальных случаях окончательная высота может быть достигнута как в течение нескольких месяцев, так и в течение нескольких лет.
Тренеры при отборе стремятся к более точной оценке окончательного роста. В этих целях часто используется рост родителей в качестве элемента прогнозирования окончательного роста их ребенка. Составлена была следующая формула:
Для девочек = рост отца * 0.923 + рост матери
2
Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются тренеры, являются вопросы качественного отбора юных волейболистов в спортивные секции. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом применении научных и профессиональных принципов. Тренер, не обладающий достаточным профессионализмом и творческим мышлением, ни в силах разрешить поставленную перед ним такого рода задачу.
Успешность занятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов зависит от устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства, способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровня специальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе. Также большое значение при отборе имеют и психологические особенности спортсменов. Именно поэтому при разработке программы эффективного отбора детей в секцию волейбола учитывают как их физические способности, так и личностные особенности.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что задача отбора особенно актуальна, потому как первоначальный отбор детей и правильное комплектование групп для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболисток и пополнение резерва команд более высокого класса игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика отбора профильных дидактических единиц по иностранному языку (для учреждений профессионального образования )
В статье рассматривается отбор основных дидактических единиц в ходе подготовки материала к учебным занятиям....
Методика отбора для занятий туризмом
Методика отбора для занятий туризмом...
МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ АКРОБАТОВ
ПЛАН:1. МЕТОДИКА ОТБОРА ЮНЫХ АКРОБАТОВ 7 ЛЕТ2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ3....
Реферат: «Спортивный отбор детей 8- 10 лет в группы начальной подготовки по волейболу»
Актуальность работы заключается в том, что правильное комплектование и первоначальный спортивный отбор детей для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из р...
Методика отбора в акробатике
Методика отбора для занятий акробатикой во многом зависит от получения объективной характеристики двигательной и психической деятельности ребенка....
Методическая разработка "Совершенствование методики отбора юных спортсменов ДЮСШ по волейболу
Материал посвящен спортивному отбору по волейболу...
«Качество образования: система работы, методика, опыт» Внеурочная деятельность спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ»
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необхо...