Рабочая программа дополнительного образования по баскетболу
рабочая программа по физкультуре на тему

Войтова Татьяна Ивановна

Данная программа является основой для работы с группой во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ средняя школа № 8 г.Ярцево Смоленской области

Согласована

на заседании МС

протокол № ___1___

от «__30__» ___08__2017 г.

Утверждена

приказом директора

МБОУ средняя школа № 8

Г.Ярцево Смоленской области

№ 74 от «__30__» __08__2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БАСКЕТБОЛУ

Срок реализации: 1 год

Возраст воспитанников:  (девушки) 14-17 лет

Учитель физической культуры: Войтова Т.И.

Квалификационная категория – первая

Проведена первичная экспертиза на заседании МО.

Протокол № 1    от   29.08. 2017г.

                                                       Руководитель ШМО

                                                                         учителей физической культуры

Войтова Т.И.________________

Пояснительная записка.

Программа по баскетболу является модифицированной. Рабочая программа  дополнительного образования спортивной секции по баскетболу разработана на основе Примерной программы общего образования  и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012); Общеобразовательной программы  МБОУ  СШ № 8 г. Ярцево Смоленской обл.; Учебного  плана МБОУ  СШ № 8 г.Ярцево Смоленской области на 2016-2017 учебный год.

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.

         Программа рассчитана на 306 учебных часа в год, количество часов в неделю – 9,  количество занимающихся 10-15 человек. В ней прослеживается  углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут школьницы, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием девушек и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения школьницам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.

Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы девушка формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.  

Актуальность программы обусловлена тем, что  появилась потребность у  девушек старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.    

Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменок для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
  • обучение основам техники и тактики игры;
  • приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

 Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что  она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности,  физическое совершенствование со спортивной  направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.

В реализации данной программы участвуют девушки в возрасте от 14 до 17 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.

Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:

- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;

- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;

- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.

Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.

Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая. Журнал оценки результатов.

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы

 

Ученик  будет:

Знать:

  • работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.
  • основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
  • гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
  • способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Уметь:

  • выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
  • выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
  • броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
  • вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
  • применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять  индивидуальные, групповые  и командные действия в защите в игре баскетбол.

Использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий  спортом в активный отдых и досуг.

 

Учащиеся будут уметь демонстрировать

 

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.
  • броски со средних и дальних дистанций.
  • броски по кольцу после ведения.
  • передачи мяча в парах.
  • передачи мяча в движении.
  • обводка стоек.
  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
  • штрафной бросок.

 

 

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

Перечень разделов (тем)

 

Количество часов

1

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

12

2

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью:

  • общая и специальная физическая подготовка;
  • основы техники
  • тактики игры.

 

223

62

81

80

3

Способы спортивно-тренировочной деятельности:

  • контрольные игры и соревнования;
  • контрольные испытания;
  • соревновательная деятельность.

71

31

10

31

4

Всего часов

 

306

 

 

 Содержание программы

 

Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 12 часов

 

      Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся

Работа сердечно-сосудистой системы. Особенности полового созревания у девочек.  Понятие о телосложении человека.

      Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.

Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Тема 3.  Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.

Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.

      Тема 4.  Правила соревнований, их организация и проведение.

Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.  Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.

Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной  направленностью -  223 часов

 

       !. Общая и специальная физическая подготовка -  62  часа.

Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.

Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,

прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.

       2. Основы техники и тактики игры - 161 часов

Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.

Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.

Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.

Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.

Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.

 

Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности  - 71 часов

 

         1.Контрольные  игры и соревнования. - 33 часов

 Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.

       2. Контрольные испытания.- 10 часа

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.
  • броски со средних и дальних дистанций.
  • броски по кольцу после ведения.
  • передачи мяча в парах.
  • передачи мяча в движении.
  • обводка стоек.
  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
  • штрафной бросок.

 

       3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.-  29 часов

 Посещение спорткомплекса ДЮСШ.

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет городской спартакиады школьников.

 

Календарно-тематическое планирование.

№ п\п

Тема занятия

Содержание учебного материала

Кол-во часов

1

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль.

Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях.

1

2

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей.

1

3

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

Физическая культура- важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся

2

4

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра.

4

5

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра

4

6

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений.

4

7

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра.

3

8

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек.

4

9

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра

5

10

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Техника передвижения при нападении

4

11

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Техника передвижения при нападении

4

12

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Контрольные испытания

4

13

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении.

5

14

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

5

15

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении.

5

16

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Передача мяча двумя руками от груди

4

17

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

5

18

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями.

5

19

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

5

20

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении.

5

21

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях

3

22

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек.

4

23

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении.

4

24

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра.

5

25

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.

 

 

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Владение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.

Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения.

3

26

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра.

4

27

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения.

2

28

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра.

4

29

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

30

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

31

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

32

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

33

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

34

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра.

3

35

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите.

4

36

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра.

5

37

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Выбор места по отношению к нападающему с мячом. Многократное выполнение технических приемов

5

38

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите.

5

39

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра.

4

40

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

41

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

42

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

43

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

44

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

2

45

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча с высоким и низким отскоком. Бросок мяча одной рукой от плеча

4

46

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

3

47

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

4

48

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

2

49

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

3

50

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

2

51

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

4

52

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бросок мяча одной рукой сверху. Учебная игра

3

53

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

3

54

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2

3

55

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

2

56

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

3

57

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

2

58

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

4

59

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

2

60

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

4

61

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

2

62

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков.

2

63

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

2

64

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Переключение от действий в нападении к действиям в защите. Передвижение в

защитной стойке назад, вперед, в сторону.

4

65

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков.

2

66

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

1

66

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите.

2

67

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке

4

68

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

1

69

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите.

2

70

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

1

71

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Выбор места и способа противодействия нападающего без мяча в зависимости от места нахождения мяча.

5

72

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изучению технических приемов

3

73

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП

3

74

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Передача мяча двумя руками с отскоком от пола

3

75

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

4

76

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств

2

77

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях

2

78

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Многократное выполнение технических приемов

3

79

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебная игра

2

80

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в соревнованиях

2

81

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в соревнованиях

2

82

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом.

3

83

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

1

84

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом.

3

85

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

3

86

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

3

87

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях.

2

88

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Совершенствование техники бросков мяча.

3

89

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Сочетание тактических действий в нападении и защите. Учебная игра.

2

90

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Совершенствование техники ловли и передачи мяча

3

91

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Контрольные испытания: броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения.

3

92

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок.

3

93

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5.

2

94

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5.

2

95

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5.

2

96

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5.

2

97

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

2

98

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

1

99

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

1

100

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

2

101

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

2

102

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Итоги прошедшего спортивного года. Учебная игра

2

Всего

306

 

Учебно-методическое обеспечение.

 

1. Методы обучения

  • Практические: 

- разучивание по частям;

- разучивание в целом;

- игровой;

- соревновательный.

  Методы использования слова:

  - рассказ;

  - описание;

  - объяснение;

  -  беседа;

  - разбор;

  - задание;

  - указание;

  - оценка;

  - команда;

  - подсчет.

  • Методы наглядного восприятия: 

   - показ;

   - демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);

   - звуковая и световая сигнализации.

2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.

3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.

5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.

 

Список используемой литературы.

 

 

1.Методическая литература:

  • Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 1998 год;
  • В.И. Лях, А.А. Зданевич  «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство  «Просвещение», 2000 г.;
  • Примерная программа по баскетболу   для детско-юношеских школ. - М. 2004г;
  • С.М.Зверев, «Типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», М., «Просвещение», 1986 год.

 

2.Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Народное образование».

МБОУ средняя школа № 8 г.Ярцево Смоленской области

Согласована

на заседании МС

протокол № ___1___

от «__26__» ___08__2015 г.

Утверждена

приказом директора

МБОУ средняя школа № 8

Г.Ярцево Смоленской области

№ 83 от «__27__» __08__2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БАСКЕТБОЛУ

Срок реализации: 1 год

Возраст воспитанников:  (девочки) 9-10 лет

Учитель физической культуры: Войтова Т.И.

Квалификационная категория – первая

Проведена первичная экспертиза на заседании МО.

Протокол №__1__ от «__25__»_____08_____2015г.        

                                                       Руководитель ШМО

                                                                         учителей физической культуры

Войтова Т.И.________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа секции по баскетболу   разработана  для школьников 9-10 лет.

Данная программа является программой дополнительного образования, предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

Место программы в образовательном процессе.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями , учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившую систему физического воспитания в школах. Благодаря этому ученики могут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу,  смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба

Цели и задачи

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры баскетбол.

Основными задачами программы являются:

- укрепление здоровья;

- содействие правильному физическому развитию;

- приобретение необходимых теоретических знаний;

- овладение основными приемами техники и тактики игры;

- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма , чувства дружбы;

- привитие ученикам организаторских навыков;

- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;

- подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.

Содержание программы

Материал программы даётся в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории баскетбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движения, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приёмам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки

Методы и формы обучения

Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий 2 раза в неделю,  всего 68 часов.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяю и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбираю содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяю разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели использую: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяю главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают мне создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

- метод упражнения;

- игровой;

- соревновательный;

- круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.

Разучивание упражнений  осуществляется двумя методами:

- в целом;

- по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах(станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей  занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Материально-техническое обеспечение занятий

Для занятий  баскетболом необходимо следующее оборудование и инвентарь:

1.Щиты с кольцами -1 комплект.

2.стойки для обводки – 4шт.

3.Гимнастические скамейки – 2 шт.

4.Гимнастическая стенка -3 пролета.

5.Гимнастичекие маты – 3 шт.

6.Скакалки – 10 шт.

7.Мячи набивные – 2 шт.

8.Гантели – 4 шт.

9.Мячи баскетбольные – 12 шт.

Ожидаемый результат

В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического совершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научаться играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде

Ученик  будет:

Знать:

  • работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.
  • основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
  • гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
  • способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Уметь:

  • выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
  • выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
  • броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
  • вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
  • применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять  индивидуальные, групповые  и командные действия в защите в игре баскетбол.

Использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий  спортом в активный отдых и досуг.

 

Учащиеся будут уметь демонстрировать

 

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.
  • броски со средних и дальних дистанций.
  • броски по кольцу после ведения.
  • передачи мяча в парах.
  • передачи мяча в движении.
  • обводка стоек.
  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
  • штрафной бросок.

 

Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (октябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Тематическое планирование по баскетболу

Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу.

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1.

Основы знаний о физической культуре и спорте.

3

3

1.1

Краткий обзор развития баскетбола.

1

1

1.2

Строение человека и влияние на организм физических нагрузок

1

1

1.3

Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи.

1

1

2.

Общая физическая подготовка.

13

13

2.1

Бег 500, 1000, метров.

4

4

2.2

Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре.

4

4

2.3

Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки.

5

5

3.

Основы техники игры в баскетбол.

28

3

25

3.1

Ведение мяча, остановки, развороты.

6

6

3.2

Передача мяча на месте и в движении.

6

1

5

3.3

Броски в кольцо с места, в движении, после остановки.

9

1

8

3.4

Ловля мяча, переводы, финты.

7

1

6

4.

Тактика игры в баскетбол.

10

2

8

4.1

Умение удержать саперника и открыться для своего игрока.

4

1

3

4.2

Тактические действия при игре в защите и нападении.

4

1

3

4.3

Тактические действия в игре с сильным саперником.

2

2

5.

Специальная физическая подготовка.

6

6

5.1

Упражнения для развития силы ног и рук.

3

3

5.2

Упражнения для развития скоростных качеств.

3

3

6.

Правила игры и судейства.

2

2

6.1

Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания.

2

2

7.

Контрольные игры и соревнования.

7

1

6

7.1

Товарищеские игры.

3

3

7.2

Участие в соревнованиях.

3

3

7.3

Разбор проведённых игр.

1

1

Всего

68

11

57

Календарно-тематическое планирование

Тема

Часы

Стойка баскетболиста. Основные движения в баскетболе. Правила игры в баскетбол.

1ч.

Стойка баскетболиста. Основные движения в баскетболе. Правила игры в баскетбол

Остановки прыжком, передвижения в баскетболе. ОФП.

1ч.

Остановки прыжком, передвижения в баскетболе. ОФП.

Действия игроков в защите и в нападении. Передвижения защитников и нападающих. ОФП.

Действия игроков в защите и в нападении. Передвижения защитников и нападающих. ОФП.

Передача мяча двумя руками. Ловля мяча двумя руками.

1ч.

Передача мяча двумя руками. Ловля мяча двумя руками.

Передача мяча правой, левой рукой. Ловля мяча.

1ч.

Передача мяча правой, левой рукой. Ловля мяча

Ведение мяча в шаге. Броски мяча в корзину.

1ч.

Ведение мяча в шаге. Броски мяча в корзину.

Бросок мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча. ОФП.

1ч.

Бросок мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча. ОФП.

Броски мяча на дальность. Ведение мяча на скорости. ОФП.

1ч.

Броски мяча на дальность. Ведение мяча на скорости. ОФП.

Броски с двух шагов, одной рукой. Ведение с изменением направления движения.

1ч.

Броски с двух шагов, одной рукой. Ведение с изменением направления движения.

Броски в кольцо с двух шагов. Тактические действия игроков в защите.

1ч.

Броски в кольцо с двух шагов. Тактические действия игроков в защите

Перемещения, передачи мяча с отскоком. Тактика игры в нападении.

1ч.

Перемещения, передачи мяча с отскоком. Тактика игры в нападении.

Передачи мяча двумя руками, приём мяча. ОФП.

1ч.

Передачи мяча двумя руками, приём мяча. ОФП

1ч.

Тактика игры. Перемещения в игре.

1ч.

Тактика игры. Перемещения в игре.

1ч.

Ведение мяча с изменениями направлении. ОФП.

1чч.

Ведение мяча с изменениями направлении. ОФП.

1ч.

Сочетание технических приёмов с быстрым бегом.

1ч.

Сочетание технических приёмов с быстрым бегом

1ч.

Броски в кольцо на дальность, сочетание техники и игры в баскетбол.

1ч.

Броски в кольцо на дальность, сочетание техники и игры в баскетбол

1ч.

ОФП. Повторение правил игры, нарушений в игре. Система защиты.

1ч.

ОФП. Повторение правил игры, нарушений в игре. Система защиты

1ч.

Бросок одной рукой от плеча в движении:

- с правой стороны

- с левой стороны.

1ч.

Бросок одной рукой от плеча в движении:

- с правой стороны

- с левой стороны.

1ч.

Взаимодействие игроков

1) Два нападающих против одного защитника.

2) Два нападающих против одного защитника.

1ч.

Взаимодействие игроков

1) Два нападающих против одного защитника.

2) Два нападающих против одного защитника.

1ч.

Ведение, остановка, бросок одной рукой со средней дистанции 3, 5- 4 м. ; 4, 5 -5 м.

1ч.

Ведение, остановка, бросок одной рукой со средней дистанции 3, 5- 4 м. ; 4, 5 -5 м.

1ч.

Ведение с изменением скорости: низкое ведение - высокое ведение.

1ч.

Ведение с изменением скорости: низкое ведение - высокое ведение.

1ч.

Ведение мяча:

1) Левой, правой рукой

2) Правой перевод на левую руку, ведение левой - ловля мяча - 2 шага - передача мяча от груди двумя руками.

1ч.

Ведение мяча:

1) Левой, правой рукой

2) Правой перевод на левую руку, ведение левой - ловля мяча - 2 шага - передача мяча от груди двумя руками.

1ч.

Сочетание приёмов: подбор мяча, ведение, передача, ловля, два шага, бросок одной рукой.

1ч.

Сочетание приёмов: подбор мяча, ведение, передача, ловля, два шага, бросок одной рукой.

1ч.

Ведение мяча с изменением направления.

1ч.

Ведение мяча с изменением направления.

1ч.

Ведение, бросок с двух шагов одной рукой от плеча.

1ч.

Ведение, бросок с двух шагов одной рукой от плеча.

1ч.

ОФП. Подбор мяча, ведение левой рукой. Бросок левой рукой от плеча.

1ч.

ОФП. Подбор мяча, ведение левой рукой. Бросок левой рукой от плеча.

1ч.

Ведение мяча на месте с разными движениями ( с высоким подъёмом бедра, с захлёстыванием голени).

1ч.

Ведение мяча на месте с разными движениями ( с высоким подъёмом бедра, с захлёстыванием голени).

1ч.

Защита; «работа ног» , руки за спиной, активная защита.

1ч.

Защита; «работа ног» , руки за спиной, активная защита.

1ч.

Броски мяча с места ( с 3 - 4 м) Броски с дальней дистанции.

1ч.

Броски мяча с места ( с 3 - 4 м) Броски с дальней дистанции.

1ч.

Обучение технике обманного финта на передачу.

1ч.

Обучение технике обманного финта на передачу

1ч.

Взаимодействие игроков в игре. Обманный финт на передачу.

1ч.

Взаимодействие игроков в игре. Обманный финт на передачу.

1ч.

Штрафные броски; подбор мяча от щита.

1ч.

Штрафные броски; подбор мяча от щита.

1ч.

Техника обманного финта: перехват мяча в игре.

1ч.

Техника обманного финта: перехват мяча в игре.

1ч.

Передачи мяча в тройках; двумя руками от груди; двумя руками с отскоком от пола; одной рукой от плеча.

1ч.

Передачи мяча в тройках; двумя руками от груди; двумя руками с отскоком от пола; одной рукой от плеча.

1ч.

Список используемой литературы.

1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.

2. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое  пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.

3. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов:       Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп - СПб, 2007г. - 134 с.

4. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13] с.: с илл.

5. Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4- издание.

6.Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования « Баскетбол» для обучения 6-9 классов

Составитель программы :Муратова Е.С.Авторская  программа Программа курса баскетбол для детей 12-14 лет составлена на основе пособия Е.Р. Яхонтова «Юный баскетболист», Москва, «Физкультура и спорт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по баскетболу

Пояснительная запискаРабочая программа  внеурочной деятельности спортивной секции «Баскетбол» (юноши) разработана на основе Комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-...

Рабочая программа дополнительного образования «Баскетбол»

Аннотация к дополнительной образовательной программе «Баскетбол»Возраст обучающихся: 11-17 летСрок реализации программы: 3 годНаправленность: спортивно-оздоровительнаяРежим занятий: количе...

Рабочая программа дополнительного образования по баскетболу

Пояснительная запискаРабочая программа  внеурочной деятельности спортивной секции «Баскетбол» (юноши) разработана на основе Комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-...

Рабочая программа дополнительного образования "Баскетбол"

Рабочая программа дополнительного образования "Баскетбол" для 5,6-х классов...

Рабочая программа дополнительного образования "Баскетбол"

Программа дополнительного образования “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий физической культурой. Предпол...