Рабочая программа дополнительного образования по баскетболу
рабочая программа по физкультуре на тему
Данная программа является основой для работы с группой во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_basketbolu_-_kopiya.docx | 67.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ средняя школа № 8 г.Ярцево Смоленской области
Согласована на заседании МС протокол № ___1___ от «__30__» ___08__2017 г. | Утверждена приказом директора МБОУ средняя школа № 8 Г.Ярцево Смоленской области № 74 от «__30__» __08__2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БАСКЕТБОЛУ
Срок реализации: 1 год
Возраст воспитанников: (девушки) 14-17 лет
Учитель физической культуры: Войтова Т.И.
Квалификационная категория – первая
Проведена первичная экспертиза на заседании МО.
Протокол № 1 от 29.08. 2017г.
Руководитель ШМО
учителей физической культуры
Войтова Т.И.________________
Пояснительная записка.
Программа по баскетболу является модифицированной. Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции по баскетболу разработана на основе Примерной программы общего образования и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012); Общеобразовательной программы МБОУ СШ № 8 г. Ярцево Смоленской обл.; Учебного плана МБОУ СШ № 8 г.Ярцево Смоленской области на 2016-2017 учебный год.
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.
Программа рассчитана на 306 учебных часа в год, количество часов в неделю – 9, количество занимающихся 10-15 человек. В ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут школьницы, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием девушек и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения школьницам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.
Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы девушка формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у девушек старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.
Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменок для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
- обучение основам техники и тактики игры;
- приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.
В реализации данной программы участвуют девушки в возрасте от 14 до 17 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.
Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:
- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;
- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.
Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая. Журнал оценки результатов.
Ожидаемые результаты освоения программы
Ученик будет:
Знать:
- работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.
- основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
- гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
- способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Уметь:
- выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
- выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
- броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
- вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
- применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол.
Использовать:
- приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.
Учащиеся будут уметь демонстрировать
- броски по кольцу с расстояния 1 м.
- броски со средних и дальних дистанций.
- броски по кольцу после ведения.
- передачи мяча в парах.
- передачи мяча в движении.
- обводка стоек.
- передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
- штрафной бросок.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов (тем)
| Количество часов |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | 12 |
2 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью:
|
223 62 81 80 |
3 | Способы спортивно-тренировочной деятельности:
| 71 31 10 31 |
4 | Всего часов
| 306 |
Содержание программы
Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 12 часов
Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Работа сердечно-сосудистой системы. Особенности полового созревания у девочек. Понятие о телосложении человека.
Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.
Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.
Тема 4. Правила соревнований, их организация и проведение.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.
Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 223 часов
!. Общая и специальная физическая подготовка - 62 часа.
Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.
Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,
прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.
2. Основы техники и тактики игры - 161 часов
Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.
Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.
Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.
Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.
Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности - 71 часов
1.Контрольные игры и соревнования. - 33 часов
Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.
2. Контрольные испытания.- 10 часа
- броски по кольцу с расстояния 1 м.
- броски со средних и дальних дистанций.
- броски по кольцу после ведения.
- передачи мяча в парах.
- передачи мяча в движении.
- обводка стоек.
- передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
- штрафной бросок.
3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.- 29 часов
Посещение спорткомплекса ДЮСШ.
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.
Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет городской спартакиады школьников.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях. | 1 |
2 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей. | 1 |
3 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Физическая культура- важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся | 2 |
4 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. | 4 |
5 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра | 4 |
6 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений. | 4 |
7 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. | 3 |
8 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек. | 4 |
9 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра | 5 |
10 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Техника передвижения при нападении | 4 |
11 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Техника передвижения при нападении | 4 |
12 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Контрольные испытания | 4 |
13 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении. | 5 |
14 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 5 |
15 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении. | 5 |
16 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Передача мяча двумя руками от груди | 4 |
17 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 5 |
18 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. | 5 |
19 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 5 |
20 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении. | 5 |
21 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях | 3 |
22 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек. | 4 |
23 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. | 4 |
24 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра. | 5 |
25 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.
Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Владение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами. Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения. | 3 |
26 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра. | 4 |
27 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности. Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения. | 2 |
28 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра. | 4 |
29 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
30 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
31 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
32 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
33 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
34 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра. | 3 |
35 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. | 4 |
36 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. | 5 |
37 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. Многократное выполнение технических приемов | 5 |
38 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. | 5 |
39 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. | 4 |
40 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
41 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
42 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
43 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
44 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 2 |
45 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча с высоким и низким отскоком. Бросок мяча одной рукой от плеча | 4 |
46 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 3 |
47 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 4 |
48 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 2 |
49 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 3 |
50 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 2 |
51 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 4 |
52 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бросок мяча одной рукой сверху. Учебная игра | 3 |
53 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 3 |
54 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2 | 3 |
55 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 2 |
56 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 3 |
57 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 2 |
58 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 4 |
59 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 2 |
60 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 4 |
61 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 2 |
62 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. | 2 |
63 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 2 |
64 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Переключение от действий в нападении к действиям в защите. Передвижение в защитной стойке назад, вперед, в сторону. | 4 |
65 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. | 2 |
66 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 1 |
66 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите. | 2 |
67 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке | 4 |
68 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 1 |
69 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите. | 2 |
70 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 1 |
71 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Выбор места и способа противодействия нападающего без мяча в зависимости от места нахождения мяча. | 5 |
72 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изучению технических приемов | 3 |
73 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП | 3 |
74 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Передача мяча двумя руками с отскоком от пола | 3 |
75 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | 4 |
76 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств | 2 |
77 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях | 2 |
78 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Многократное выполнение технических приемов | 3 |
79 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебная игра | 2 |
80 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в соревнованиях | 2 |
81 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в соревнованиях | 2 |
82 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. | 3 |
83 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 1 |
84 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. | 3 |
85 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | 3 |
86 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | 3 |
87 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях. | 2 |
88 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Совершенствование техники бросков мяча. | 3 |
89 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Сочетание тактических действий в нападении и защите. Учебная игра. | 2 |
90 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Совершенствование техники ловли и передачи мяча | 3 |
91 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Контрольные испытания: броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения. | 3 |
92 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок. | 3 |
93 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. | 2 |
94 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. | 2 |
95 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. | 2 |
96 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. | 2 |
97 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 2 |
98 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 1 |
99 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 1 |
100 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 2 |
101 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 2 |
102 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Итоги прошедшего спортивного года. Учебная игра | 2 |
Всего | 306 |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Методы обучения
- Практические:
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Методы использования слова:
- рассказ;
- описание;
- объяснение;
- беседа;
- разбор;
- задание;
- указание;
- оценка;
- команда;
- подсчет.
- Методы наглядного восприятия:
- показ;
- демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);
- звуковая и световая сигнализации.
2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.
3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.
5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.
Список используемой литературы.
1.Методическая литература:
- Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 1998 год;
- В.И. Лях, А.А. Зданевич «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство «Просвещение», 2000 г.;
- Примерная программа по баскетболу для детско-юношеских школ. - М. 2004г;
- С.М.Зверев, «Типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», М., «Просвещение», 1986 год.
2.Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Народное образование».
МБОУ средняя школа № 8 г.Ярцево Смоленской области
Согласована на заседании МС протокол № ___1___ от «__26__» ___08__2015 г. | Утверждена приказом директора МБОУ средняя школа № 8 Г.Ярцево Смоленской области № 83 от «__27__» __08__2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БАСКЕТБОЛУ
Срок реализации: 1 год
Возраст воспитанников: (девочки) 9-10 лет
Учитель физической культуры: Войтова Т.И.
Квалификационная категория – первая
Проведена первичная экспертиза на заседании МО.
Протокол №__1__ от «__25__»_____08_____2015г.
Руководитель ШМО
учителей физической культуры
Войтова Т.И.________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа секции по баскетболу разработана для школьников 9-10 лет.
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.
Место программы в образовательном процессе.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями , учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившую систему физического воспитания в школах. Благодаря этому ученики могут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма , чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
- подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.
Содержание программы
Материал программы даётся в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движения, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приёмам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки
Методы и формы обучения
Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий 2 раза в неделю, всего 68 часов.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяю и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбираю содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяю разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели использую: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяю главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают мне создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнения;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах(станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий баскетболом необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1.Щиты с кольцами -1 комплект.
2.стойки для обводки – 4шт.
3.Гимнастические скамейки – 2 шт.
4.Гимнастическая стенка -3 пролета.
5.Гимнастичекие маты – 3 шт.
6.Скакалки – 10 шт.
7.Мячи набивные – 2 шт.
8.Гантели – 4 шт.
9.Мячи баскетбольные – 12 шт.
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического совершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научаться играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде
Ученик будет:
Знать:
- работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.
- основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
- гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
- способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Уметь:
- выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
- выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
- броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
- вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
- применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол.
Использовать:
- приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.
Учащиеся будут уметь демонстрировать
- броски по кольцу с расстояния 1 м.
- броски со средних и дальних дистанций.
- броски по кольцу после ведения.
- передачи мяча в парах.
- передачи мяча в движении.
- обводка стоек.
- передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
- штрафной бросок.
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (октябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Тематическое планирование по баскетболу
Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте. | 3 | 3 | |
1.1 | Краткий обзор развития баскетбола. | 1 | 1 | |
1.2 | Строение человека и влияние на организм физических нагрузок | 1 | 1 | |
1.3 | Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи. | 1 | 1 | |
2. | Общая физическая подготовка. | 13 | 13 | |
2.1 | Бег 500, 1000, метров. | 4 | 4 | |
2.2 | Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре. | 4 | 4 | |
2.3 | Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки. | 5 | 5 | |
3. | Основы техники игры в баскетбол. | 28 | 3 | 25 |
3.1 | Ведение мяча, остановки, развороты. | 6 | 6 | |
3.2 | Передача мяча на месте и в движении. | 6 | 1 | 5 |
3.3 | Броски в кольцо с места, в движении, после остановки. | 9 | 1 | 8 |
3.4 | Ловля мяча, переводы, финты. | 7 | 1 | 6 |
4. | Тактика игры в баскетбол. | 10 | 2 | 8 |
4.1 | Умение удержать саперника и открыться для своего игрока. | 4 | 1 | 3 |
4.2 | Тактические действия при игре в защите и нападении. | 4 | 1 | 3 |
4.3 | Тактические действия в игре с сильным саперником. | 2 | 2 | |
5. | Специальная физическая подготовка. | 6 | 6 | |
5.1 | Упражнения для развития силы ног и рук. | 3 | 3 | |
5.2 | Упражнения для развития скоростных качеств. | 3 | 3 | |
6. | Правила игры и судейства. | 2 | 2 | |
6.1 | Правила игры, судейские жесты, фолы и наказания. | 2 | 2 | |
7. | Контрольные игры и соревнования. | 7 | 1 | 6 |
7.1 | Товарищеские игры. | 3 | 3 | |
7.2 | Участие в соревнованиях. | 3 | 3 | |
7.3 | Разбор проведённых игр. | 1 | 1 | |
Всего | 68 | 11 | 57 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы |
Стойка баскетболиста. Основные движения в баскетболе. Правила игры в баскетбол. | 1ч. | |
Стойка баскетболиста. Основные движения в баскетболе. Правила игры в баскетбол | ||
Остановки прыжком, передвижения в баскетболе. ОФП. | 1ч. | |
Остановки прыжком, передвижения в баскетболе. ОФП. | ||
Действия игроков в защите и в нападении. Передвижения защитников и нападающих. ОФП. | 1ч | |
Действия игроков в защите и в нападении. Передвижения защитников и нападающих. ОФП. | ||
Передача мяча двумя руками. Ловля мяча двумя руками. | 1ч. | |
Передача мяча двумя руками. Ловля мяча двумя руками. | ||
Передача мяча правой, левой рукой. Ловля мяча. | 1ч. | |
Передача мяча правой, левой рукой. Ловля мяча | ||
Ведение мяча в шаге. Броски мяча в корзину. | 1ч. | |
Ведение мяча в шаге. Броски мяча в корзину. | ||
Бросок мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча. ОФП. | 1ч. | |
Бросок мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча. ОФП. | ||
Броски мяча на дальность. Ведение мяча на скорости. ОФП. | 1ч. | |
Броски мяча на дальность. Ведение мяча на скорости. ОФП. | ||
Броски с двух шагов, одной рукой. Ведение с изменением направления движения. | 1ч. | |
Броски с двух шагов, одной рукой. Ведение с изменением направления движения. | ||
Броски в кольцо с двух шагов. Тактические действия игроков в защите. | 1ч. | |
Броски в кольцо с двух шагов. Тактические действия игроков в защите | ||
Перемещения, передачи мяча с отскоком. Тактика игры в нападении. | 1ч. | |
Перемещения, передачи мяча с отскоком. Тактика игры в нападении. | ||
Передачи мяча двумя руками, приём мяча. ОФП. | 1ч. | |
Передачи мяча двумя руками, приём мяча. ОФП | 1ч. | |
Тактика игры. Перемещения в игре. | 1ч. | |
Тактика игры. Перемещения в игре. | 1ч. | |
Ведение мяча с изменениями направлении. ОФП. | 1чч. | |
Ведение мяча с изменениями направлении. ОФП. | 1ч. | |
Сочетание технических приёмов с быстрым бегом. | 1ч. | |
Сочетание технических приёмов с быстрым бегом | 1ч. | |
Броски в кольцо на дальность, сочетание техники и игры в баскетбол. | 1ч. | |
Броски в кольцо на дальность, сочетание техники и игры в баскетбол | 1ч. | |
ОФП. Повторение правил игры, нарушений в игре. Система защиты. | 1ч. | |
ОФП. Повторение правил игры, нарушений в игре. Система защиты | 1ч. | |
Бросок одной рукой от плеча в движении: - с правой стороны - с левой стороны. | 1ч. | |
Бросок одной рукой от плеча в движении: - с правой стороны - с левой стороны. | 1ч. | |
Взаимодействие игроков 1) Два нападающих против одного защитника. 2) Два нападающих против одного защитника. | 1ч. | |
Взаимодействие игроков 1) Два нападающих против одного защитника. 2) Два нападающих против одного защитника. | 1ч. | |
Ведение, остановка, бросок одной рукой со средней дистанции 3, 5- 4 м. ; 4, 5 -5 м. | 1ч. | |
Ведение, остановка, бросок одной рукой со средней дистанции 3, 5- 4 м. ; 4, 5 -5 м. | 1ч. | |
Ведение с изменением скорости: низкое ведение - высокое ведение. | 1ч. | |
Ведение с изменением скорости: низкое ведение - высокое ведение. | 1ч. | |
Ведение мяча: 1) Левой, правой рукой 2) Правой перевод на левую руку, ведение левой - ловля мяча - 2 шага - передача мяча от груди двумя руками. | 1ч. | |
Ведение мяча: 1) Левой, правой рукой 2) Правой перевод на левую руку, ведение левой - ловля мяча - 2 шага - передача мяча от груди двумя руками. | 1ч. | |
Сочетание приёмов: подбор мяча, ведение, передача, ловля, два шага, бросок одной рукой. | 1ч. | |
Сочетание приёмов: подбор мяча, ведение, передача, ловля, два шага, бросок одной рукой. | 1ч. | |
Ведение мяча с изменением направления. | 1ч. | |
Ведение мяча с изменением направления. | 1ч. | |
Ведение, бросок с двух шагов одной рукой от плеча. | 1ч. | |
Ведение, бросок с двух шагов одной рукой от плеча. | 1ч. | |
ОФП. Подбор мяча, ведение левой рукой. Бросок левой рукой от плеча. | 1ч. | |
ОФП. Подбор мяча, ведение левой рукой. Бросок левой рукой от плеча. | 1ч. | |
Ведение мяча на месте с разными движениями ( с высоким подъёмом бедра, с захлёстыванием голени). | 1ч. | |
Ведение мяча на месте с разными движениями ( с высоким подъёмом бедра, с захлёстыванием голени). | 1ч. | |
Защита; «работа ног» , руки за спиной, активная защита. | 1ч. | |
Защита; «работа ног» , руки за спиной, активная защита. | 1ч. | |
Броски мяча с места ( с 3 - 4 м) Броски с дальней дистанции. | 1ч. | |
Броски мяча с места ( с 3 - 4 м) Броски с дальней дистанции. | 1ч. | |
Обучение технике обманного финта на передачу. | 1ч. | |
Обучение технике обманного финта на передачу | 1ч. | |
Взаимодействие игроков в игре. Обманный финт на передачу. | 1ч. | |
Взаимодействие игроков в игре. Обманный финт на передачу. | 1ч. | |
Штрафные броски; подбор мяча от щита. | 1ч. | |
Штрафные броски; подбор мяча от щита. | 1ч. | |
Техника обманного финта: перехват мяча в игре. | 1ч. | |
Техника обманного финта: перехват мяча в игре. | 1ч. | |
Передачи мяча в тройках; двумя руками от груди; двумя руками с отскоком от пола; одной рукой от плеча. | 1ч. | |
Передачи мяча в тройках; двумя руками от груди; двумя руками с отскоком от пола; одной рукой от плеча. | 1ч. |
Список используемой литературы.
1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
2. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.
3. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп - СПб, 2007г. - 134 с.
4. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13] с.: с илл.
5. Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4- издание.
6.Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования « Баскетбол» для обучения 6-9 классов
Составитель программы :Муратова Е.С.Авторская программа Программа курса баскетбол для детей 12-14 лет составлена на основе пособия Е.Р. Яхонтова «Юный баскетболист», Москва, «Физкультура и спорт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по баскетболу
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «Баскетбол» (юноши) разработана на основе Комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-...
Рабочая программа дополнительного образования по баскетболу
Рабочая программа ДО...
Рабочая программа дополнительного образования «Баскетбол»
Аннотация к дополнительной образовательной программе «Баскетбол»Возраст обучающихся: 11-17 летСрок реализации программы: 3 годНаправленность: спортивно-оздоровительнаяРежим занятий: количе...
Рабочая программа дополнительного образования по баскетболу
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «Баскетбол» (юноши) разработана на основе Комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-...
Рабочая программа дополнительного образования "Баскетбол"
Рабочая программа дополнительного образования "Баскетбол" для 5,6-х классов...
Рабочая программа дополнительного образования "Баскетбол"
Программа дополнительного образования “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий физической культурой. Предпол...