Здоровье и двигательная активность человека. Формирование правильной осанки.
материал по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Прохорова Инна Геннадьевна
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №21»
г. Альметьевск РТ
2. Здоровье и двигательная активность человека.
Формирование правильной осанки
Здоровый образ жизни - это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде.
Профилактика многих наиболее часто встречающихся у детей заболевании возможна путем формирования навыков здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста. Непосредственную роль в этом играет семья. Усвоенные в семье родителей различные традиции и привычки, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся затем во взрослую жизнь, а при достижении детородною возраста - и во вновь создаваемые семьи.
Дополнительный урок физической культуры у нас всегда слагается из двух частей : 15-20 минут отводим беседе по формированию знаний учащихся, а в остальное время урока разучиваем с детьми какой- либо комплекс упражнений по соответствующей теме повторяем разученную раннее подвижную игру.
Именно в младшем школьном возрасте у детей появляются разнообразные нежелательные нарушения осанки, и чем раньше мы начнем разговор о путях ее улучшения, тем больше сможем добиться.
Естественно, после одной только проведенной беседы дети сразу не станут проявлять особое внимание к своей осанке, тем более ее формированию. Этому способствует вся последующая работа. О проведенной беседе учитель сообщает учителям, ведущим в классах остальные предметы. Определенные сведения доводит до родителей учащихся, нацеливает их на ежедневный контроль за формированием у детей правильной осанки. На уроках физической культуры следит за выполнением учащимися рекомендованных им упражнений, и обязательно фиксируем на ней внимание при обучении самым различным умениям и навыкам.
На уроках-беседах широко учитель использует разнообразные наглядные пособия (рисунки, плакаты, таблицы). Беседы проводим как в 1 так и во всех предыдущих классах. Материал беседы от класса к классу усложняем. Вот краткое содержание беседы в 1-5 классах по теме «Формирование правильной осанки».
В первом классе в начале урока идет повторение материала по предыдущей теме. Затем демонстрирую ребятам плакат, на котором учащиеся в различных позах сидят за партой, и
спрашивают, правильная ли у них поза. « А теперь о том, что понимается под правильной осанкой. Это, привычная непринужденная поза человека, при которой он держит голову и туловище прямо, подбородок чуть поднят, плечи слегка опущены и отведены назад, живот несколько подтянут, колени выпрямлены (в положении стоя). Посмотрим на плакаты (к уже упомянутому плакату добавляются еще один, где мальчики и девочки запечатлены в самых различных житейских ситуациях) и постараемся принять правильную позу.
Когда учащиеся выполняют эту просьбу учителя, он подходит к каждому и делает замечания по поводу принятой им позы. Но при условии ,если вы будете постоянно за ней следить во время выполнения самых различных дел, да просто отдыхая, причем в любом положении стоя, сидя, лежа, если вы будете выполнять специальные физические упражнения. Например когда вы идете в школу, на тренировки, возвращаетесь обратно домой и у вас в руках портфель или спортивная сумка, полпути вы должны держать их в одной руке, а оставшиеся путь в другой. Идти надо спокойно, расслабленно. Сформировать правильную осанку помогут упражнения утренней гигиенической гимнастики (зарядки), которую вы выполняете.
Учащиеся проделывают несложные общеразвивающие упражнения, не забывая о заповедях правильной осанки. Вторая часть урока проводится в спортивном зале. Учащиеся встают спиной к стене, прижавшись к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками и демонстрационным плакатам. По команде как можно дольше нужно удержать данное положение тела, после чего начинаем разучивать специальный комплекс упражнений. Дети повторяют весь комплекс полностью. В конце урока учитель еще раз напоминает детям, что хорошая осанка, так же как и все остальные умения и навыки, создается воспитанием, обучением и постоянной тренировкой.
Во 2-5 классах с учетом получения учащимися знаний по другим учебным предметам в содержании беседы о формировании правильной осанки вносятся фактические данные.
Учитель фиксирует внимание ребят на роли в получении красивой осанки различных мышц тела, особенно живота, спины, плечевого пояса, ног и рук. Объясняет строение и функции позвоночника человека, приводит причины его деформации в связи с неправильными положениями тела во время выполнения всевозможных трудовых операций, любой другой физической и статической нагрузки. Советует учитель ребятам и в выборе спортивных увлечений, рассказывает о положительном влиянии на формирование осанки целенаправленного выполнения специальных корригирующих упражнений. В каждом классе ребята разучивают и затем выполняют под руководством учителя и самостоятельно новые комплексы упражнения. Задаче формирования правильной осанки служат на уроке и многие подвижные игры, «Класс, смирно!», «Лучший показ», « Совушка» и другие. Во втором классе ребята с удовольствием выполняют корригирующие упражнения с небольшим мешочком на голове (ходьба, повороты, различные движения руками и ногами, приседания, поднимание на возвышенность). В 3 классе к уже известным, добавляются комплексы упражнений с гимнастической палкой (повороты, приседания) и у гимнастической стенки (в основном прогибания в плечевом и поясничном поясе). Четвероклассники разучивают упражнения с небольшими мячами (в передвижении и сохранении равновесия), а также в положении лежа и в упоре на коленях.
Как показывает опыт, введение дополнительного урока-беседы приносит видимую пользу. Дети начинают более осознано подходить к занятиям физическими упражнениями, получают первоначальные навыки самостоятельной работы над своим физическим совершенствованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осанка.Формирование правильной осанки
Цель применения данного материала состоит в том, чтобы учащийся как можно больше узнал об осанке и ее правильном формировании.Данный материал создан на основе «Комплексной программы физического воспит...
Организация двигательной активности на занятиях с цель формирования правильной осанки.
Основная цель дополнительного образования - создание условий для развития творческих способностей ребенка в интересах личности, общества, государства. Реализация данной цели невозможна без выполнения ...
Презинтация "Формирование правильной осанки"
Презинтация содержит информацию о осанке и ее профилактике....
Упражнения для формирования правильной осанки
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки....
Здоровье сберегающие технологии .«Каков сам, таков и почет» (Формирование правильной осанки)
Если осанка красивая, мы говорим – стать. У здорового, уверенного человека – осанка красивая. Если мало уверенности, самостоятельности, человек гнется и ломается, у этих людей осанка нарушена....
Презентация к открытому уроку "Йогалатес, как средство формирования правильной осанки и укрепление мышц опорно-двигательного аппарата"
Данный материал разработан для урока по йогалатесу. Уровень средний. Второй год обучения....
Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики осанки
Игры и упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия...