организация самостоятельной работы студентов
методическая разработка по физкультуре на тему

Гришина Алена Витальевна

 

                Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование целостного  представления о единстве биологического, психологического и социального начала в человеке, законах и закономерностях развития  и совершенствования человека.

 Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Она целенаправленно характеризуется развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека, которые выступают как цель и условие развития физической культуры личности.

Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия.

Данное учебно-методическое пособие рекомендовано студентам первых и вторых  курсов, обучающимся по профессии «Художник по костюму», «Парикмахер», «Художественная роспись по ткани».

Целью пособия является оказание помощи обучающимся в выполнении заданий внеаудиторной самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_studentov.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО физической культуре

Тема:

Организация самостоятельной работы студентов

Подпись

Дата

Разработал

преподаватель

Гришина А.В.

Рассмотрено на заседании  МК

председатель

Косолапова Т.Ю.

Рассмотрено и согласовано на заседании методического совета

Заместитель директора по УМР

Сереброва

                                                             

Санкт-Петербург

2018


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

10

5. ПРИЛОЖЕНИЯ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала обеспечивается формирование целостного  представления о единстве биологического, психологического и социального начала в человеке, законах и закономерностях развития  и совершенствования человека.

 Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Она целенаправленно характеризуется развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека, которые выступают как цель и условие развития физической культуры личности.

Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия.

Данное учебно-методическое пособие рекомендовано студентам первых и вторых  курсов, обучающимся по профессии «Художник по костюму», «Парикмахер», «Художественная роспись по ткани».

Целью пособия является оказание помощи обучающимся в выполнении заданий внеаудиторной самостоятельной работы.

Основные разделы:

  1. Легкая атлетика.
  2. Спортивные игры:
  • Волейбол
  • Баскетбол
  • Бадминтон
  • Настольный теннис
  1. Гимнастика
  2. Оздоровительная аэробика.

Данное пособие позволят решить следующие задачи: 

- Формировать осознанную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни, содействовать становлению активной жизненной позиции;

- осуществлять развитие двигательных способностей, физических качеств, необходимых для освоения профессии, воинской службы, повышать устойчивость организма к физическим нагрузкам и заболеваниям;

- обучать основам самоконтроля а процессе занятий физическими упражнениями;

- формировать знания и умения оценивать уровень и качество своего здоровья, эффективно использовать режим нагрузок и ограничений, уметь планировать свой двигательный режим занятий физическими упражнениями;

- приобретение знаний и умений самостоятельно тренироваться с целью индивидуального физического совершенствования, осуществлять коррекцию телосложения, формирование спортивно-инструкторских и судейских знаний, умений и навыков;

- формировать навыки индивидуальных, семейных занятий физической культурой, целенаправленно готовить девушек средствами физического воспитания к семейной жизни и будущему материнству;

- приобретение навыков организационной деятельности в области физической культуры: самостоятельное проведение различных частей урока, подбор подводящих упражнений к определенному виду двигательной деятельности, умение дозировать нагрузку по физической подготовленности у занимающихся, организация и проведение подвижных, спортивных игр, эстафет.

Средства самостоятельной работы:

- доступные общеразвивающие упражнения и специальные физические упражнения из видов спорта и систем физического воспитания;

- естественные силы природы;

- факторы личной и общественной гигиены.

Формы самостоятельной работы студентов:

  1.  Проведение теоретического анализа спортивной игры и игровых действий.
  2. Проведение и составление комплексов разминки, подбор подводящих упражнений в соответствии с предстоящей двигательной деятельностью.
  3.  Составление рациона питания в период тренировочного периода.
  4. Регулирование и самоконтроль нагрузки в зависимости от физической подготовки.
  5. Организация безопасности места проведения физкультурной деятельности.

Объем физкультурной активности. Рекомендуемый общий объем физкультурной активности учащегося составляет 8-12 часов в неделю.

Основы знаний о физкультурной деятельности 

- Характеристика основных направлений физической культуры в современном обществе (оздоровительно-рекреационное, лечебно-реабилитационное, профессионально-прикладное, спортивно-массовый спорт, спорт высших достижений).

- Получение знаний о свойствах человеческого организма, проявляющихся в двигательной деятельности. Приобретение знаний об индивидуальных особенностях своей телесности, о разных оздоровительных системах.

- Физическая подготовка и ее базовые основы (обучение движениям и двигательным действиям, развитие физических качеств и физических способностей); взаимосвязь обучения движениям и развития физических способностей (понятие готовности в освоении новых двигательных действий).

- Двигательные действия, их внешняя форма и чувственный образ, связь с психическим и физическим развитием человека, с формированием индивидуального двигательного опыта. Техника движений и ее связь с координацией (пространственные, временные и динамические характеристики движения). Понятия о двигательном навыке и  умении, педагогические основы и правила их формирования.

- Основы биомеханики движения: скелет и мышцы, как система рычагов; роль головного и спинного мозга в координации движений (мышцы – синергисты и антагонисты); роль внимания, памяти и мышления в регуляции пространственных, временных и динамических характеристик двигательных действий.

Требования к самостоятельной работе студентов

- На каждом курсе выполнять тесты по физической подготовленности, контрольные упражнения;

- Уметь самостоятельно составлять и выполнять индивидуальные физкультурно-оздоровительные комплексы для укрепления физического состояния организма;

- Участвовать в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях и мероприятиях, направленных на позитивную профилактику ЗОЖ;

- Соблюдать принципы здорового образа жизни.

Контроль самостоятельной работы студентов.

  • Дневник самостоятельной двигательной деятельности студентов
  • Карточка контроля нагрузки при выполнении физических упражнений
  • Карточка анализа спортивной игры или игровых действий
  • Презентации по ЗОЖ

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1 курс

1.  Формы организации физической культуры в режиме учебного дня, во внеурочное время, самостоятельное применение средств физического воспитания в быту.

2. Гигиенические основы физических упражнений. Влияние физических упражнений на здоровье и физическое развитие человека.

Отрицательное влияние вредных привычек (курение, употребление алкоголя) на организм человека и борьба с ними.

Правила оказания первой помощи при бытовых, спортивных и производственных травмах. Правила и приемы закаливания. Правила самоконтроля – наблюдение за весом и режимом питания, сном, частотой пульса и дыхания.

3. Методика самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию двигательных качеств.

        Правила и судейство спортивных игр (волейбол, баскетбол).

Аэробика.

Правила безопасности действий занимающихся на уроке и при выполнении упражнений со специальным оборудованием.

1. Упражнения в ходьбе на месте, в движении:

Самостоятельное составление комплексов классической аэробики низкой (Loy intensity) и средней (Middle intensity) интенсивности на 32 счета.

2. Упражнения для подвижности суставов:

- воздействие на каждый сустав отдельно (выдвижение вперед, назад, вправо, влево; отведение-приведение; сгибание-разгибание; вращение рук; кисти, предплечья, плеча, шеи, туловища (грудной, поясничный отдел), ног (бедра, колени, стопы);

3. Бег, прыжки (общеразвивающего и танцевального характера);

4. Общеразвивающие упражнения с предметами (гантели, амортизаторы, фитболы, медболы, бодибары и др):

        5. Упражнения силового характера (элементы каланетики, шейпинга в различных исходных положениях: стоя,  сидя, лежа, в упорах):

        6. Упражнения на гимнастической скамейке (степах):

        7. Упражнения в расслаблении и на восстановление дыхания в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, в висах на гимнастической стенке.

        8. Упражнения на развитие координации.

Требования к учащимся

        Уметь использовать при выполнении домашних заданий и в самостоятельной деятельности по физической культуре знания и навыки, приобретенные на уроках. Выполнять учебные нормативы.

2 курс

1. Физическая культура и труд. Хорошее здоровье, разносторонняя  общая физическая и профессионально-прикладная подготовленность – главные условия хорошей работоспособности и производительности труда подготовка. Путь  противостоять различного вида переутомления.

Значение производственной гимнастики для повышения производительности труда и поддержанию здоровья.

2. Режим дня учащихся. Значение двигательного режима для здоровья, гармонического развития, высокой работоспособности и производительной деятельности.

3. Самоконтроль. Объективные и субъективные данные самоконтроля: утомление, переутомление, их признаки и меры предупреждения.

4. Специальные сведения. Составление комплексов производственной гимнастики.

Аэробика.

Правила безопасности действий занимающихся на уроке и при выполнении упражнений со специальным оборудованием.

1. Упражнения в ходьбе на месте, в движении;

Комплексы классической аэробики низкой (Loy intensity) и средней (Middle intensity) интенсивности на 64 счета.

2. Упражнения для подвижности суставов;

3. Бег, прыжки (общеразвивающего и танцевального характера);

4. Общеразвивающие упражнения с предметами (гантели, амортизаторы, фитболы, медболы, бодибары и др);

        5. Упражнения силового характера (элементы калланетики, шейпинга в различных исходных положениях: стоя,  сидя, лежа, в упорах;

        6. Упражнения на гимнастической скамейке (степах);

        7. Упражнения в расслаблении и на восстановление дыхания в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, в висах на гимнастической стенке;

        8. Упражнения на развитие координации.

Требования к учащимся

        Уметь использовать при выполнении домашних заданий и в самостоятельной деятельности по физической культуре знания и навыки, приобретенные на уроках. Выполнять учебные нормативы.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
  1. Дневник самостоятельной двигательной деятельности студентов

Включает виды двигательной нагрузки выполняемых студентов, в период обучения во внеучебное время:

ОБРАЗЕЦ

Дата:_______

Пульс в покое:______

Вид двигательной деятельности: (зарядка, комплекс ППФП, плавание, бег, катание на велосипеде, роликах, коньках, лыжах, фитнес клуб, продолжительная ходьба/прогулка и т.д.)

Время выполнения с ______ по_______

Максимальный пульс при нагрузке:________

Пульс — это важнейший показатель качества физиологических процессов в организме, позволяющий судить о здоровом состоянии организма и его тренированности, о различных заболеваниях организма, причем не только сердца, но и других органов и систем.

ПУЛЬС — это толчок крови в сосудах при сокращении сердца, производящий колебания стенок кровеносных сосудов. Пульс характеризуется следующими пара метрами: частота, ритм, напряжение и наполнение.

Частота пульса

Частота пульса, измеряемая количеством пульсовых толчков в минуту, характеризует количество сокращений сердца за это время.

У ОБЫКНОВЕННОГО ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА НОРМАЛЬНЫЙ ПУЛЬС СОСТАВЛЯЕТ 60-80 УДАРОВ В МИНУТУ.

Как измерить частоту пульса. Для измерения частоты сердечных сокращений необходим секундомер. Хорошо, когда дома есть спортивный секундомер, но часто вместо секундомера применяют механические или электронно-электромеханические (кварцевые) часы с секундной стрелкой или цифровые электронные часы, в которых имеется режим секундомера. 

АРТЕРИАЛЬНЫЙ ПУЛЬС УДОБНО ПРОЩУПЫВАТЬ НА ЗАПЯСТЬЕ РУКИ, У ОСНОВАНИЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА.

Первый раз, пытаясь нащупать пульс, вначале выберите площадку на запястье, затем мысленно определите, как вы приложите пальцы для прощупывания пульса. Удобнее всего прощупывать пульс четырьмя пальцами, при этом пятый палец должен использоваться как опора.

ОПУСТИТЕ ПАЛЬЦЫ НА ЗАПЯСТЬЕ РУКИ НА ВЫБРАННУЮ ПЛОЩАДКУ И ПРИЖМИТЕ ПАЛЬЦАМИ ЗА ПЯСТЬЕ ТАК, ЧТОБЫ НАЩУПАТЬ БИЕНИЯ ПУЛЬСОВОЙ ВОЛНЫ НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ.

ПОДСЧИТАЙТЕ ЧАСТОТУ ПУЛЬСА ЗА 1 МИНУТУ, ИСПОЛЬЗУЯ НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ В РЕЖИМЕ СЕКУНДОМЕРА

  1. Карточка контроля нагрузки при выполнении физических упражнений

Во время занятий физическими упражнениями наиболее информативным и простым показателем самочувствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), которую можно измерить, приложив пальцы к запястью.

Для того чтобы оценить влияние физических упражнений на состояние сердечнососудистой системы, можно рекомендовать выполнение ортостатической пробы. Она заключается в подсчете ЧСС сначала в положении лежа за одну минуту времени, затем после подъема без резкого усилия в положении стоя. Если разница между двумя подсчетами более 20 уд./мин, то это может свидетельствовать о недостаточном восстановлении функций организма в результате перенесенного заболевания либо скрытом ухудшении самочувствия, связанном с перетренировкой.

Существуют и другие способы самоконтроля: проба с приседаниями; измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ); антропометрические измерения; определение степени утомления (большая, значительная, легкая) по внешним признакам -- окраска кожи, самочувствие, внимание, потливость и дыхание и т. д.

Карточки пульсометрии

ОБРАЗЕЦ

№ п/п

Время измерения

Пульс

Характер физических упражнений

                           мин

В 10 сек

В 1 мин

%

До занятий

В спокойном состоянии

1.

бег

Пример заполнения карточки пульсометрии

№ п/п

Время измерения

Пульс

Характер физических упражнений

                             мин

В 10 сек

В 1 мин

%

До занятий

14

84

100

В спокойном состоянии

1.

5

18

108

129

бег

2.

10

16

96

114

ходьба

3.

15

17

102

121

перестроение

4.

20

20

120

143

подводящие упражнения

5.

25

19

114

135

подача

6.

30

18

108

129

передача верхняя

7.

35

18

108

129

передача снизу

8.

40

16

96

114

ходьба

9.

45

    15

90

107

восстановление

  1. Карточка анализа спортивной игры

ОБРАЗЕЦ

Дата____________  Спортивная игра__________________

Продолжительность по времени игры (периодов, сетов, партий):__________

количество периодов, сетов, партий ________

Название команд: КОМАНДА1__________________  КОМАНДА 2_____________

Количество основных игроков: КОМАНДА1___________КОМАНДА 2__________

Количество периодов______________

Количество нарушений: КОМАНДА1______________ КОМАНДА 2___________

Количество замен: КОМАНДА1__________________  КОМАНДА 2_____________

Количество штрафных бросков________

Игроки забившие максимальное количество очков/голов_____________________

______________________________________________________________________

Счет по партиям/сетам: _____________

Счет игры________

  1. Презентации по ЗОЖ – максимум 10 слайдов
  • Направление ЗОЖ  (аспекты здоровья, здоровое питание, режим работы и отдыха, закаливание, двигательная активность, профилактика ПАВ и т.д.)

Возможно музыкальное сопровождение.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

По видам самостоятельной работы оценивается в баллах, которые суммируются с баллами заработанными во время учебного процесса. И помогут студенту получить более высокий итоговый результат.

  1. Дневник самоконтроля

Оценивается периодичность, систематичность, разнообразие упражнений, прирост индивидуальных физических показателей. От 10 до 70 баллов.

  1. Карточка контроля при выполнении физических упражнений

По разделам – легкая атлетика, бадминтон, волейбол, баскетбол, настольный теннис, аэробика. От 10 до 70 баллов.

  1. Анализ спортивной игры: по видам программы. От 10 до 70 баллов

  1. Презентация. От 10 до 20 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ....

Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля

Самостоятельная работа как учебная деятельность, предпологающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине....

Организация самостоятельной работы студентов

Презентация по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)

В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...

Организация самостоятельной работы студентов

Темы самостоятельных работ для НПО и СПО...

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине "Информатика и ИКТ"

Описаны условия для организации самостоятельной работы студентов, формы самостоятельной работы на занятиях информатики, примеры использования...