Коррекция основных видов движений Шапкова Л.В.
методическая разработка по физкультуре
Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательнй сферы детей с различными отклонениями представляет особую важность для поиска эффективныхпедагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_osnovnyh_vidov_dvizheniy_shapkova_l._v.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ
ШАПКОВА Л. В.
(Частные методики АФК)
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ХОДЬБЫ
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1 | «Рельсы» - Ходьба с перешагиванием линий расположенных на разном расстоянии друг от друга | Дифференцировка внимания, глазомер. |
2 | «Не сбей» - Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.. | Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния. |
3 | «Узкий мостик» - Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. - Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии. | Развитие равновесия, точности движений. |
4 | «Длинные ноги» - По команде «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприсяде. | Быстрота переключения, дифференцировка понятий длинный, короткий. |
5 | «Хлоп» - Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй перед собой, третий – за спиной. | Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма. |
6 | «Лабиринт» - Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями набивными мячами. - То же вдвоем держась за руки. | Ориентировка в пространстве, согласованность движений. |
7 | «Встали в круг» - Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки. | Согласованность коллективных действий, дифференцировка понятий большой-маленький, вправо-влево. |
8 | «Гусеница» - Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего. | Координация и согласованность движений. |
9 | «Коромысло» - Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку. | Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом. |
10 | «Ходим в шляпе» - Ходьба с мешочком песка на голове. | Коррекция осанки. |
11 | «Кошка» - Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая-разгибая пальцы, выпуская «когти». | Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движения рук и ног, развитие воображения. |
12 | «Солдаты» - Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа (медленно, быстро). | Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий быстро-медленно. |
13 | «Без страха» - Ходьба по гимнастической скамейке, бревну, с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно). - Ходьба по наклонной доске, скамейке, расправив плечи, руки в стороны. | Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве. |
14 | «Ловкие руки» - Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленты) с заданиями: - На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. - Круговые движения кистями. - Круговые движения в плечевых суставах. - Передача предметов из правой руки в левую впереди себя, из левой руки в правую – за спиной. | Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти. |
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ БЕГА
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1 | Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу. | Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости. |
2 | Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального, до максимально возможного). | Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация усилий движений рук и ног. |
3 | «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа. | Коррекция техники движений рук, усвоение, темпа, активизация и ритм дыхания. |
4 | Бег «змейкой», не задевая предметов; тоже вдвоем, держась за руки. | Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений. |
5 | Бег по прямой по узкому коридору (30-35 см), обозначенному мелом, натянутыми резинками. | Прямолинейность движений, ориентировка пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем. |
6 | Бег с подскоками. | Ритм движений, соразмерность усилий. |
7 | Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки. | Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем. |
8 | Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик). | Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества. |
9 | Бег по ориентирам (линиям, обозначенным мелом, скакалками). | Дифференцировка усилий и длины шага. |
10 | «Пони» - Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка. | Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение. |
11 | Медленный бег в чередовании с ходьбой (5-10) в условиях пересеченной местности (вместе с родителями). | Развитие выносливости, укрепление дыхания, укрепление стопы. |
12 | «Челночный бег» - Бег с максимальной скоростью, с остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей). | Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата. |
13 | Бег по кругу с остановками (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, другая назад, руки в стороны), держать 5с. | Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата. |
14 | Бег за катящимся обручем. | Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий. |
15 | Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, кегли). | Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий. |
16 | По сигналу добежать до мяча, лежащего в 10 м от линии старта, взять его и вернувшись назад, положить мяч на линию старта. | Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата. |
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРЫЖКОВ
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1 | Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90° | Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве. |
2 | Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м. | Согласованность движений, развитие силы разгибателя ног. |
3 | Прыжки через скакалку – на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад. | Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости. |
4 | Прыжки «лягушка» со взмахом рук (5-6 прыжков подряд). | Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений. |
5 | Прыжок с места вперед – вверх через натянутую веревку в высоту 10, 20, 30 см со взмахом рук. | Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног, скоростно-силовые качества. |
6 | Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа со взмахом рук. | Дифференцировка расстояния усилий, согласованность движений рук и ног, развитие силы разгибателей ног. |
7 | Выпрыгивание вверх из глубокого приседа. | Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног. |
8 | Прыжки с зажатым между стопами мячом. | Координация движений, точность кинестетических. |
9 | Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх. | Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества. |
10 | Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик). | Соразмерность расстояний и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества. |
11 | Прыжки на месте с хлопками спереди сзади, спереди, над головой на каждый второй прыжок. | Координация движений рук и ног, ритмичность движений. |
12 | Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку. | Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через». |
13 | Прыжки через обруч: - перешагиванием - на двух ногах с междускоками - на двух ногах | Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений. |
14 | Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4й счет поворот на 90°. | Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля. |
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
ЛАЗАНЬЯ И ПЕРЕЛЕЗАНИЯ
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1 | Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой. | Координация движений, соразмерность усилий. |
2 | Перелезание через рейку лестницы стремянки. | Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве. |
3 | Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки. | Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения. |
4 | Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др. | Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела. |
5 | Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10°. | Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия. |
6 | Лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон. | Согласованность движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий. |
7 | Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть). | Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног. |
8 | «Корабль» - Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами. | Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображение. |
9 | «Ура» - Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом. | Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия. |
10 | «Черепаха» - Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягивание на руках. | Координация движений, развитие мышечной силы рук и плечевого пояса. |
11 | Лазание по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов). | Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентация в пространстве. |
12 | «Верблюд» - Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо). | Равновесие, согласованность движений. |
13 | «На мачту» - Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице. | Ориентировка в пространстве, смелость, координация, профилактика плоскостопия. |
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ МЕТАНИЯ
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
С большими мячами (баскетбольный, волейбольный, пляжный) | ||
1 | - Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя. - Перекатывание мяча партнеры через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических, между двух параллельных скакалок из положения сидя, присев, стоя. | Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилий и направления движений. |
2 | - Подбрасывание мяча над собой и ловля мяча двумя руками. - Подбрасывание мяча над собой и ловля после удара о пол. | Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения. |
3 | - Бросок мяча в стену и его ловля. - То же, но ловля после отскока от пола. - То же, но ловля после хлопка в ладони. - То же, но после вращения кругом, приседания. | Координация движений рук. Зрительный контроль движений, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания. |
4 | - Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета). - То же, но ловля после отскока от пола. - То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседания и др. | Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания. |
5 | - Ведение мяча правой, левой рукой. - То же, в ходьбе | Концентрация внимания и зрительный контроль. |
С набивным мячом (1-2 кг) | ||
6 | Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево. | Развитие силы рук, плечевого пояса. |
7 | - Ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди 30 с. - Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 с. | Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке. |
8 | - Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди. - То же, с удержанием за головой. | Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке. |
9 | - Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева). | Способность воспроизводить направление и амплитуду движений. |
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
С малыми мячами (резиновый, теннисный и др.) | ||
1 | - Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую. - Подбрасывание мяча перед собой, ловля двумя. | Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения. |
2 | - Удары мяча об пол и ловля его двумя руками (одной рукой). | Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переключение внимания. |
3 | - Удары мяча о стену и ловля его одной/двумя руками. - Тоже, с дополнительными движениями (хлопок, поворот). | Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара. |
4 | - Круговые движения кисти с мячами. - Поочередные подбрасывания мячей и ловля правой, затем левой. - Одновременное подбрасывание и ловля двух мячей сразу. | Регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность. |
5 | - Поочередные удары мячей о стену (пол), ловля двумя. - Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую. - Подбрасывание правой, ловля левой. | Дифференцировка тактильных ощущений, двигательных реакций в ответ на разные раздражители. |
6 | - Броски мяча в цель с близкого расстояния. | Соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания. |
7 | - Метания в горизонтальную цель (обруч) с дистанции 4-6 м. - Метания в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу. | Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества. |
8 | - То же, в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз. | Сопоставление усилия и пространства, способность зрительно различать расстояние. |
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РАССЛАБЛЕНИЯ
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1 | «Плети» - И. П. – стойка произвольно, махи расслабленных рук вправо-влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника. | Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти. |
2 | «Покажи силу» И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч. 1 – руки в стороны 2 – руки к плечам, кисти в кулак 3 – 4 опустить руки резким движением вниз | Напряжение (расслабление мышц рук, быстрота переключения, образное мышление). |
3 | Бег с высоким поднимание бедра у опоры с переходом на расслабленный бег «трусцой» | Быстрота движений, способность к переключению и расслаблению. |
4 | «Скалолазы» - Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с переходом на соседнюю стенку. После упражнения поднять руки вверх, последовательно расслабить все мышцы: «уронив» кисти, предплечья, плечи, согнуть тазобедренные, коленные, голеностопные суставы – сесть на пол. | Преодоление чувства страха, координация движений рук и ног, дифференцировка усилий, профилактика плоскостопия, последовательное расслабление разных звенев тела. |
5 | «Лодочка» - И. П. – лежа на животе, руки за голову – поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 с. Расслабить все мышцы, опустив голову на руки и согнув ноги в коленных суставах, «поболтать» ногами. | Статическая сила мышц позвоночника, укрепление мышечного корсета, расслабление мышц туловища и ног. |
6 | Стоя у опоры – расслабленные махи ног вперед и назад. | Регулирование произвольного расслабления, гибкость. |
7 | Сидя, руки расслаблены: 1-4 круговые вращения головы вправо, 5-8 круговые вращения влево. | Расслабление мышц шеи, устойчивость вертикальной позы при раздражении вестибулярного аппарата. |
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДЫХАНИЯ
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1 | Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, правая рука на груди, левая – на животе –глубокое медленное дыхание через нос. | Понимание механизма полного дыхания: правая - контролирует грудное дыхание, левая – брюшное. |
2 | Лежа на спине, руки вдоль туловища – глубокий вдох через нос (вдохнули запах цветка), выдохнули через нос. | Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию, образное мышление. |
3 | Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях - глубокий вдох и выдох. | Увеличение глубины полного дыхания в статической позе. |
4 | То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох на 4 (сдули одуванчик). | Усвоение ритма полного дыхания. |
5 | Стоя руки на пояс – глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой (погасили свечу). | Увеличение глубины диафрагмального дыхания. |
6 | Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой – глубокий вдох и длинный выдох (подули на молоко). | Увеличение глубины грудного дыхания. |
7 | Лежа на спине, поднимание рук вверх – вдох, опускание – выдох. | Усиление глубины вдоха в сочетании с движением. |
8 | Сидя на стуле, положив набивной мяч (2 кг) на живот и удерживая его руками – глубокий вдох, медленный выдох, рот трубочкой. | Увеличение подвижности диафрагмы, усиление глубины вдоха. |
9 | Сидя на стуле, развести руки в стороны – глубокий вдох, на выдохе наклон вперед, доставая руками носки ног. | Согласование дыхания с движением. |
10 | «Дровосек» - Ноги на ширине плеч, руки в замок – глубокий вдох – поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-ух». | Акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры. |
11 | Бег с произвольным дыханием, ускорениями, остановками, прыжками и т. п. | Развитие кардиореспираторной системы, определение индивидуального ритма дыхания. |
12 | «Лягушка» - Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед со взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка – сильный выдох с произнесением звуков «ква». | Акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Движение, как свойство живых организмов. Виды движений
Открытый урок Учителя биологии МБОУ СОШ пос.ЖилиноДля муниципального конкурса «Учитель года 2006»...
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений. Енина Наталья Васильевна учитель-логопед МАДОУ «ЦРР детсад № 12»Ерохина Любовь Ив...
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений. Енина Наталья Васильевна учитель-логопед МАДОУ «ЦРР детсад № 12»Ерохина Любовь Ив...
Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)
Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...
Движение.Виды движения.
Учебный материал применяется для повторения видов движения: осевой и центральной симметрии, параллельного переноса и изучения нового вида движения: поворота....
Мониторинг основных видов движений
Мониторинг для рабочей программы "Силачи"....