Рабочая программа по баскетболу МБУ ДО ДЮСШ
рабочая программа по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Содержание:
2. Организационно-методические указания . 5
2.1 Общие требования к организации учебно-тренировочного процесса в отделении баскетбола. 5
2.2. Основы многолетней подготовки спортсмена 5
3. Содержание рабочей программы по баскетболу МБУ ДО ДЮСШ 7
3.1 Распределение учебной нагрузки 7
3.2.4 Восстановительные мероприятия 17
3.2.5.Инструкторская и судейская практика 18
3.2.6. Психологическая подготовка 18
3.2.7 Воспитательная работа 19
4. Условия реализации программы 20
Список использованной литературы: 21
Введение.
Баскетбол – одна из самых популярных игр в мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта.
Баскетбол имеет не только оздоровительно – гигиеническое значение, но и агитационно - воспитательное. Он является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма.
Программа относится к группе модифицированных и имеет спортивно–оздоровительную направленность.
Целью программы является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, обучению учащихся игре в баскетбол, овладение ими техникой и тактикой этого вида спорта.
В основу учебной программы заложены нормативно правовые основы, регулирующие деятельность детско-юношеских спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.
1.1. Принципы спортивной подготовки:
- Комплексность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, теоретической и воспитательной работы, а так же восстановительных мероприятий и медицинского контроля);
- Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем спортивно - оздоровительном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико – тактической подготовленности
- Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней тренировки, индивидуальных особенностей спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств, изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
- Формирование группы на этапе подготовки:
- СОГ «Спортивно –оздоровительная группа»- в группу зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется спортивно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта – баскетбола, выбора спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на следующий этап подготовки.
1.Пояснительная записка
Программа составлена для работы в МБУ ДО ДЮСШ в соответствии с типовым положением о детско-юношеских спортивных школах и с учетом опыта работы в образовательных учреждениях спортивной направленности. Настоящая программа разработана и составлена на основании следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание тренировочных занятий по избранному виду спорта:
- Приказ Министерства спорта России «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол» от 10.04.2013 №114;
- Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ;
- Федеральных государственных требований;
- Федеральный закон « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 257 –ФЗ;
- Приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму «Об утверждении типового плана – проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ и УОР)» от 28.июня 2001 г. №390;
- Примерная программа по баскетболу Федерального агентства по физической культуре и спорту «примерные программы спортивной подготовки для детско–юношеских спортивных школ, специализированных детско–юношеских школ олимпийского резерва»;
Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Основная цель реализации данной программы – Обеспечение разностороннего физического развития, укрепление здоровья учащихся, воспитание гармоничной, социально-активной личности по средствам обучения игре в баскетбол.
Отличительная особенность программы в её социальной направленности. Программа предоставляет возможность детям, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Обучение по программе стимулирует учащегося к дальнейшему совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы. Программа так же предоставляет возможность воспитанникам, ранее занимающимся баскетболом в группах спортивной подготовки (НП, ТГ), по каким - либо причинам, прекратившим занятия, но сохранившим интерес к предмету образовательной деятельности, продолжить обучение по спортивно – оздоровительной программе «Баскетбол» на этапе, соответствующему его уровню подготовки и возрасту.
Реализация программы осуществляется таким образом, что наиболее успешные воспитанники, имеют возможность перехода и дальнейшего обучения в спортивных группах МБУ ДО ДЮСШ
Задачи:
- привлекать максимальное количество детей к систематическим занятиям спортом;
- формировать у детей и потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности;
- повышать уровень развития физических качеств (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость);
- овладеть основами игры в баскетбол;
- овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу;
- выявить перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения обучения в спортивных группах.
Занимающиеся учебной группы распределяются по возрасту. Для каждой группы, устанавливается наполняемость и режим тренировочной и соревновательной работы.
Обучение в МБУ ДО ДЮСШ рассчитано на один год:
К каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а так же требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов.
Выполнение задач, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно – тренировочного плана, переводных нормативов; участие в соревнованиях и организация проведения контрольных игр; осуществление восстановительно – профилактических мероприятий; прохождение инструкторской и судейской практики.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной подготовке, овладения теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению соревнований.
2. Организационно-методические указания.
2.1 Общие требования к организации учебно-тренировочного процесса в отделении баскетбола.
Программа составлена для 1 года обучения. Учебный материал по технико–тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а так же последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Основными формами учебно – тренировочного процесса являются: групповые учебно – тренировочные занятия, медико–восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях и матчевых встречах, тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.
МБУ ДО ДЮСШ организует работу с обучающимися в течении всего календарного года. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается, как правило, 31 мая. Годовой объем учебно – тренировочной работы определяется из расчета недельного режима работы для каждой отдельной группы на 36 недель.
Расписание тренировочных занятий составляется администрацией ДЮСШ по представлению тренера – преподавателя с целью установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных школах и других учреждениях.
Для каждой группы представлены показатели наполняемости и режима учебно – тренировочной и соревновательной работы в соответствии с установленными нормами и требованиями (таблица 1).
Таблица 1
Комплектование учебных групп
и учебно-тренировочные и соревновательные режимы.
Год обучения | Возраст учащихся, лет | Кол-во уч-ся в учебной группе, Чел. минимум | Кол-во уч-ся в учебной группе, чел. максимум | Кол-во тренировочных занятий в неделю | Общий объем Подготовки (час). Кол-во часов в неделю | Уровень спортивной подготовленности |
1. Спортивно – оздоровительный этап ( СОГ ) | ||||||
1-й год | 10-13 | 18 | 25 | 2 | 4 | Выполнение норм по физической и технической подготовке. Участие в товарищеских матчах. |
1. Перевод обучающихся в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки проводиться решением тренерского совета, выполнения контрольных нормативов общей и физической подготовки, а так же заключению врача.
2. При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту (не более 2-ух лет) и спортивной подготовленности не должно превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше 2-х спортивных разрядов.
3. Обучающиеся не выполнившие контрольные нормативы продолжают обучение повторно на этом же этапе.
2.2. Основы подготовки спортсмена
Целью подготовки спортсмена является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей.
Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой контрольные нормативы. Выполнение программных требований, выраженных в количественных показателях физической, технической, тактической, и теоретической подготовки является основным критерием перевода учащихся на следующий этап подготовки. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).
Период подготовки юных спортсменов:
СОГ в группу зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься баскетболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта – баскетбола, выбора спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на следующий этап спортивно – оздоровительной подготовки или зачисление учащихся в группы спортивной направленности.
Задачи
- отбор способных к занятиям баскетболом детей.
- формирование стойкого интереса к занятиям.
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
- воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости, выносливости) для успешного овладения навыками игры.
- обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
- привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
- перевод одаренных детей в группы спортивной направленности.
8. Формирование дружеских отношений внутри детского коллектива
Для выполнения задач необходимо: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, приемных и переводных контрольных нормативов; участие в соревнованиях и проведение контрольных игр, осуществление восстановительно-профилактических мероприятий, просмотр учебных кинофильмов и видеозаписей соревнований, тренировок квалифицированных спортсменов, прохождение инструкторской и судейской практики, организация систематической воспитательной работы, привитие навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы ДЮСШ.
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом выносливость и т.д. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.
В таблице 2 представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков.
Таблица 2
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества | Возраст, лет | |||
10 | 11 | 12 | 13 | |
Длина тела | + | + | ||
Мышечная масса | + | + | ||
Быстрота | + | + | ||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + |
Сила | + | + | ||
Выносливость | + | |||
Анаэробные возможности | + | + | ||
Гибкость | + | |||
Координационные способности | + | + | + | |
Равновесие | + | + | + | + |
3.Содержание рабочей программы по баскетболу МБУ ДО ДЮСШ
3.1 Распределение учебной нагрузки
Одним из важнейших вопросов построения тренировочного процесса является распределение программного материала
В программе представлен годовой учебный план на 36 рабочих недель.
Расписание учебного времени на 2017-2018 учебный год, СОГ (36 нед. 4 часа) таблица 3
№ | 1.Теория | Часы | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 2 3 4 5 | История баскетбола в СССР. Становление баскетбола как вида спорта. Характеристика сильнейших национальных команд. Личная гигиена. Правила соревнований. | 2 3 2 3 2 | 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 12 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
II.ОФП и СФП | 60 | 7 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | |
1 | Общая физическая подготовка | 35 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 | Специальная физическая подготовка | 25 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
III. Избранный вид спорта | 72 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 | |
1 | Техническая подготовка | 36 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 | Тактическая подготовка | 28 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
3 | Соревновательная деятельность | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
4 | Инструкторская и судейская практика | - | |||||||||
5 | Контрольные испытания | 3 | 1 | 1 | 1 | ||||||
6 | Восстановительные мероприятия | - | |||||||||
7 | Врачебный контроль | 2 | 1 | 1 | |||||||
Итого часов: | 144 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
3.2.Программный материал
Программный материал состоит из нескольких разделов (теоретического, практического, контрольного, восстановительных мероприятий), охватывающих все виды спортивной подготовки учащихся отделения баскетбола и обеспечивающих интегральную подготовку высококвалифицированных баскетболистов.
3.2.1. Теоретический раздел
Теоретический раздел программы предусматривает наличие тем, обеспечивающих формирование не только знаний, связанных со спортивной игрой «Баскетбол», но и мировоззренческих знаний: по истории развития этого вида спорта, о медико-биологических и гигиенических основах спортивной деятельности, о средствах и методах спортивной тренировки, а также приобретение научно-практических знаний по современным способам восстановления организма после физических нагрузок и
профилактики травматизма. Перечень теоретических тем.
Таблица 4
Теоретическая тема | «СОГ |
Физическая культура и спорт в России История баскетбола | 1 |
Становление баскетбола как вида спорта. | 1 |
Режим юного спортсмена | 1 |
Физическое воспитание детей и подростков | 1 |
Сведения о строении детского организма | 1 |
Утомление, его признаки и меры предупреждения, самоконтроль на занятии | 1 |
Личная гигиена спортсмена | 1 |
Единая спортивная классификация | |
Исторические справки о развитии баскетбола, выдающихся спортсменах. | |
Органы управления физкультурным движением в РФ. | |
Характеристика сильнейших национальных команд | |
Роль питания в спортивной подготовке. | 1 |
Организация активного отдыха в каникулярное время | |
Основы технико – тактических приемов игры | |
Основы психологической готовности спортсмена | 1 |
Профилактика заболеваний | 1 |
Травматизм в спорте, оказание первой медицинской помощи. | |
Спортивные соревнования: Организация, проведение, судейство. | 1 |
Правила соревнований по баскетболу | 1 |
Всего часов | 12 |
3.2.2. Практический раздел
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и тренировочных занятиях в учебных группах по этапам спортивной подготовки. Этот раздел предусматривает как обучение (совершенствование) занимающихся техническим и тактическим действиям, развитие (воспитание) физических качеств, так и повышение уровня психологической подготовленности необходимой для становления спортсмена (таблица 5).
Техническая подготовка
Приемы игры | 1-й |
Прыжок толчком двух ног | + |
Прыжок толчком одной ноги | + |
Остановка прыжком | |
Остановка двумя шагами | |
Повороты вперед | + |
Повороты назад | + |
Ловля мяча двумя руками на месте | + |
Ловля мяча двумя руками в движении | |
Ловля мяча двумя руками в прыжке | |
Ловля мяча двумя руками при встречном движении | |
Ловля мяча двумя руками при поступательном движении | |
Ловля мяча двумя руками при движении сбоку | |
Ловля мяча одной рукой на месте | |
Ловля мяча одной рукой в движении | |
Ловля мяча одной в прыжке | |
Ловля мяча одной рукой при встречном движении | |
Ловля мяча одной рукой при поступательном движении | |
Ловля мяча одной рукой при движении сбоку | |
Передача мяча двумя руками сверху | + |
Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком) | + |
Передача мяча двумя руками от груди(с отскоком) | + |
Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком) | + |
Передача мяча двумя руками с места | + |
Передача мяча двумя рукам в движении | |
Передача мяча двумя руками в прыжке | |
Передача мяча двумя руками (встречные) | |
Передача мяча двумя руками (поступательные) | |
Передача мяча двумя руками на одном уровне | |
Передача мяча двумя руками (сопровождающие) | |
Передача мяча одной рукой сверху | |
Передача мяча одной от головы | |
Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком) | |
Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком) | |
Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком) | |
Передача мяча одной рукой с места | + |
Передача мяча одной рукой в движении | |
Передача мяча одной рукой в прыжке | |
Передача мяча одной рукой (встречные) | |
Передача мяча одной рукой (поступательные) | |
Передача мяча одной рукой на одном уровне | |
Передача мяча одной рукой (сопровождающие) | |
Ведение мяча с высоким отскоком | + |
Ведение мяча с низким отскоком | + |
Ведение мяча со зрительным контролем | + |
Ведение мяча без зрительного контроля | |
Ведение мяча на месте | + |
Ведение мяча по прямой | + |
Ведение мяча по дугам | + |
Ведение мяча по кругам | + |
Ведение мяча зигзагом | |
Обводка соперника с изменением высоты отскока | |
Обводка соперника с изменением направления | |
Обводка соперника с изменением скорости | |
Обводка соперника с поворотом и переводом мяча | |
Обводка соперника с переводом под ногой | |
Обводка соперника за спиной | |
Обводка соперника с использованием нескольких приемов подряд (сочетание) | |
Броски в корзину двумя руками сверху | + |
Броски в корзину двумя руками от груди | + |
Броски в корзину двумя руками снизу | + |
Броски в корзину двумя руками сверху вниз | |
Броски в корзину двумя руками (добивание) | |
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита | + |
Броски в корзину двумя руками без отскока от щита | |
Броски в корзину двумя руками с места | + |
Броски в корзину двумя руками в движении | + |
Броски в корзину двумя руками в прыжке | |
Броски в корзину двумя руками (дальние) | |
Броски в корзину двумя руками (средние) | |
Броски в корзину двумя руками (ближние) | |
Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом | + |
Броски в корзину двумя руками под углом к щиту | + |
Броски в корзину двумя руками параллельно щиту | |
Броски в корзину одной рукой сверху | |
Броски в корзину одной рукой от плеча | + |
Броски в корзину одной рукой снизу | |
Броски в корзину одной рукой сверху вниз | |
Броски в корзину одной рукой (добивание) | |
Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита | + |
Броски в корзину одной рукой с места | + |
Броски в корзину одной рукой в движении | + |
Броски в корзину одной рукой в прыжке | |
Броски в корзину одной рукой (дальние) | |
Броски в корзину одной рукой (средние) | |
Броски в корзину одной рукой (ближние) | |
Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом | + |
Броски в корзину одной рукой под углом к щиту | + |
Броски в корзину одной рукой параллельно щиту |
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка игроков осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях, обеспечивающих слаженное взаимодействие игроков на площадке: тактика нападения и тактика защиты (таблицы 6).
Тактика нападения
Таблица 6
Приемы игры | Год обучения |
1-й | |
Выход для получения мяча | + |
Выход для отвлечения мяча | + |
Розыгрыш мяча | + |
Атака корзины | + |
«Передай мяч и выходи» | + |
Заслон | |
Наведение | |
Пересечение | |
Треугольник | |
Тройка | |
Малая восьмерка | |
Скрестный выход | |
Сдвоенный заслон | |
Наведение на двух игроков | |
Система быстрого прорыва | |
Система эшелонированного прорыва | |
Система нападения через центрового | + |
Система нападения без центрового | + |
Игра в численном большинстве | + |
Игра в меньшинстве | + |
Тактика защиты
Таблица 7
Приемы игры | Год обучения |
1-й | |
Противодействие получению мяча | + |
Противодействие выходу на свободное место | + |
Противодействие розыгрышу мяча | + |
Противодействие атаке корзины | |
Подстраховка | |
Переключение | |
Проскальзывание | |
Групповой отбор мяча | |
Против тройки | |
Против малой восьмерки | |
Против скрестного выхода | |
Против сдвоенного заслона | |
Против наведения на двух | |
Система личной зашиты | |
Система зонной защиты | |
Система смешанной защиты | |
Система личного прессинга |
Физическая подготовка
Общеподготовительные упражнения
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.».
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика.. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне;. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек0
Специально-подготовительные упражнения
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема ( набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
3.2.3 Контрольный раздел
Контрольный раздел. Материал раздела регламентирует дифференцированный и объективный мониторинг результатов тренировочного процесса и уровня подготовленности спортсменов.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний - умений, о состоянии и динамике физического развития, уровня технической и тактической подготовленности каждого спортсмена.
Контроль работы включает предварительный учет, то есть данные, с которыми пришли занимающиеся в отделение и текущий учет – на протяжении всего периода обучения. Анализ контрольных результатов позволяет более рационально подобрать средства и методы в подготовке конкретной группы спортсменов, что способствует повышению уровня учебно-тренировочного процесса. Сравнение результатов контрольных нормативов в начале и в конце учебного года, динамика ответной реакции организма на нагрузку в процессе подготовки баскетболистов позволяют судить об адаптации организма к выполняемой нагрузке.
В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:
- текущей оценки усвоения изучаемого материала;
-оценки результатов выступления на соревнованиях (командный и индивидуальный результат);
- выполнения контрольных упражнений по различным видам подготовки.
. Нормативные требования контрольных упражнений по физической подготовке и технике представлены в таблице 10-15.
Таблица10
Контрольно-переводные нормативы групп СОГ мальчики
Возраст | Бег 20 метров | Прыжок в длину с места | Высота подскока (см.) | Метание набивного мяча 1 кг. (см.) | Ведение мяча 40 м. (сек.) | Передачи б/б мяча в стену за 30 сек. раст.1,5 м. | Попадание из-под кольца за 30 сек. | Челночный бег 40 сек. | ||||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
6,2-5,9 | 5,8-5,6 | 5,6 | 100-124 | 125-139 | 140 | 20-24 | 25-30 | 31 | 210-249 | 250-279 | 280 | 15,0-14,1 | 14,0-12,2 | 12,1 | 15-20 | 21-26 | 26 | 2-3 | 4-5 | 6 | 115-125 | 126-140 | 141 | |
6,1-5,9 | 5,8-5,6 | 5,5 | 144-145 | 145-152 | 153 | 25-29 | 30-34 | 35 | 250-289 | 290-319 | 320 | 14,0-13,3 | 13,2-11,6 | 11,5 | 1125 | 26-30 | 31 | 3-4 | 5-6 | 7 | 125-148 | 149-154 | 155 | |
6,0-5,8 | 5,7-5,5 | 5,4 | 145-150 | 151-170 | 171 | 27-31 | 32-37 | 38 | 310-331 | 332-359 | 360 | 13,0-12,1 | 12,0-11,2 | 11,1 | 25-30 | 31-35 | 36 | 4-5 | 6-7 | 8 | 150-161 | 162-174 | 175 | |
3,9-4,1 | 3,7-3,8 | 3,6 | 160-170 | 171-181 | 182 | 30-34 | 35-39 | 40 | 325- 350 | 351-379 | 380 | 11,4-12,7 | 10,9-11,6 | 10,8 | 26-31 | 32-35 | 36 | 5-6 | 7-8 | 9 | 155-164 | 165-179 | 180 |
Таблица 11
Контрольно-переводные нормативы групп СОГ девочки
Возраст | Бег 20 метров | Прыжок в длину с места | Высота подскока (см.) | Метание набивного мяча 1 кг. (см.) | Ведение мяча 40 м. (сек.) | Передачи б/б мяча в стену за 30 сек. раст.1,5 м. | Попадание из-под кольца за 30 сек. | Челночный бег 40 сек. | ||||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
6,3-6,0 | 5,9-5,7 | 5,6 | 105-119 | 120-134 | 135 | 18-24 | 25-29 | 30 | 210-249 | 250-279 | 280 | 15,0-14,1 | 14,0-12,2 | 12,1 | 13-17 | 18-24 | 25 | 2-3 | 4-5 | 6 | 110-121 | 122-134 | 135 | |
6,1-5,9 | 5,8-5,6 | 5,5 | 125-134 | 135-147 | 148 | 20-26 | 27-32 | 33 | 240-279 | 280-309 | 310 | 14,513,9 | 13,8-12,1 | 12,0 | 1520- | 21-27 | 28 | 3-4 | 5-6 | 7 | 125-145 | 146-151 | 152 | |
6,0-5,9 | 5,8-5,5 | 5,4 | 130-145 | 146--165 | 166 | 22-28 | 29-34 | 35 | 300-324 | 325-349 | 350 | 14,2-13,3 | 13,2-11,6 | 11,5 | 22-26 | 27-32 | 33 | 4-5 | 6-7 | 8 | 145-155 | 156-164 | 165 | |
4,2-4,3 | 3,9-4,1 | 3,8 | 155-166 | 167-178 | 179 | 28-32 | 33-37 | 38 | 320-350 | 351-369 | 370 | 12,1-13,0 | 11,1-12,0 | 11,2 | 24-27 | 28-32 | 33 | 5-6 | 7-8 | 9 | 150-160 | 161-171 | 172 |
Методика проведения контрольных нормативов по физической и технической подготовке в спортивно–оздоровительных группах (СОГ)
Учащиеся 10-13 лет
1.Бег 20метров
Испытуемый выполняет прямолинейный рывок (20 метров) с высокого старта, учитывается лучшее время по двум попыткам.
2.Прыжок в длину с места.
Измерение проводится по общим правилам отчета длины прыжка, учитывается лучший результат по трем попыткам.
3. Высота подскока
. К щиту прикрепляется планка с сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится мелом квадрат 50х50 см. (от проекции щита в глубину площадки ). Предварительно у размеченной в сантиметрах шкалы измеряется рост испытуемого стоя с вытянутой вверх рукой. Затем испытуемый выполняет прыжок вверх с места, стараясь как можно выше сделать на планке отметку намеленными пальцами правой или левой руки. При выполнение прыжка и приземления испытуемый должен находиться в пределах начерченного квадрата. Фиксируется высота сделанной испытуемым отметки над уровнем площадки, а высота подскока оценивается разностью (выпрыгивание—рост). Учитывается лучший результат по трем попыткам.
4. 40-секундный «челночный» бег.
Испытуемый без пауз бегает от одной лицевой линии баскетбольной площадки до другой, стремясь преодолеть максимальное расстояние за 40 секунд. Учитывается расстояние, в метрах, преодоленное за 1 попытку.
5. Броски в движении (10 бросков)
Испытуемый выполняет по 5 атак (одной рукой от плеча, одной рукой снизу) с каждого края правой и левой рукой соответственно. Фиксируется общая сумма попаданий.
6.10 штрафных бросков
Испытуемый выполняет 10 бросков с линии штрафного, мяч подбирает партнер, при заступе за линию попадание не засчитывается, 1-й бросок пробный.
7. «Комплексный тест»
Оценивается быстрота передвижения, техника ведения мяча правой и левой рукой и точность бросков в движении и в прыжке. В ближней правой половине площадки (если стоять на середине лицевой линии, лицом к площадке ) расположены 4 набивных мяча. Первый в середине площадки в 3-х м от средней линии, второй - на боковой линии в 6 м от средней линии, третий в середине площадки в 6 м от первого мяча и четвертый в правом ближнем углу площадки. С левой стороны площадки, вдоль боковой линии на расстоянии 2 м от нее стоят три стойки. Одна стойка на средней линии площадки, а две другие впереди и сзади от нее на расстоянии 1,5 м. Испытуемый начинает движение смета пересечения средней и боковой линии в правой стороне площадки. Он передвигается левым боком в защитной стойке к первому мячу, касается его левой рукой, затем передвигается правым боком по направлению ко второму мячу, касается его правой рукой, продолжает передвигаться левым боком к
третьему мячу, касается его рукой и правым боком направляется к четвертому мячу. Коснувшись его правой рукой, испытуемый делает рывок к средней линии, на которой лежит баскетбольный мяч ( расстояние от мяча до правой боковой линии 2 м ), берет его и ведет к щиту на противоположную половину площадки. Входит между 2-м и 3-м усиками в 3-х секундную зону и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит мяч и с ведением левой рукой выводит его из области штрафного броска между лицевой - линией и 1-й усиком. Обходит зону штрафного броска слева направо, входит в область штрафного броска между 2-й и 3-й усиками и бросает мяч в корзину лево рукой. Подобрав мяч после броска, испытуемый ведет его правой рукой кстойкам, попеременно обводит вокруг каждую из них правой, левой, правой рукой, ведет мяч к противоположному щиту и завершает упражнение броском мяча в прыжке после остановки со средней дистанции. Секундомер выключается после попадания мяча в результате всех трех бросков, отскочивший мяч добивается.
8.«20 бросков с точек»
Оценивается точность бросков. Испытуемый выполняет 2 серии по 10 бросков с разнорасположенных и разноудаленных точек. Точки для бросков размечаются на площадке следующим образом:
- точки 1 и 2 - слева от щита, на линии, параллельной лицевой линии площадки и проходящей через проекцию центра кольца;
- точки 3 и 4 - слева от щита, на линии, проходящей через проекцию центра кольца под углом 45* к проекции щита;
- точки 5 и 6 - на линии, проходящей проекцию центра кольца под углом 90 градусов к проекции щита ( т.е. прямо перед щитом );
■ точки 7 и 8 - симметричны точкам 3 и 4 справа от щита;
■ точки 9 и 10 - симметричны точкам 1 и 2 справа от щита.
А) Учащиеся 10-13 лет.
Расстояние точек 1, 3, 5, 7. 9 от проекции центра кольца 2,5 м, а точек 2, 4, <8,10-4 м.
Условия перевода на следующий год обучения
- При средней оценке 3,7-5 баллов - учащийся переводится на следующий год обучения.
- При наборе менее 3,7 баллов – отчисляется или остается на повторное обучение.
Перевод учащихся на следующий год обучения производится решением тренерского совета, на основании выполнения нормативных показателей
3.2.4 Восстановительные мероприятия
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.
Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.
Чаще всего травмы в баскетболе бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростными усилиями.
Во избежание травм рекомендуется:
1. Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
2. Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
3. Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
4. Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
5. Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
6. Применять упражнения на расслабление и массаж.
7. Освоить упражнения на растягивание - «Стрейтчинг».
8. Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.
Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.
Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.
Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления, бассейн.
При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания РАМН, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.
Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю.
Медико-биологические средства проводятся под наблюдением врача.
Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.
3.2.5.Инструкторская и судейская практика
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
1. Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
2. Составить конспект и провести разминку в группе.
3. Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
4. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
5. Руководить командой класса на соревнованиях.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения:
1. Составить положение о проведении первенства школы по баскетболу.
2. Вести протокол игры.
3. Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
4. Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
5. Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
6. Судить игры в качестве судьи в поле.
3.2.6. Психологическая подготовка
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;
- в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
3.2.7 Воспитательная работа
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство тренера;
• высокая организация учебно-тренировочного процесса;
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
• дружный коллектив;
• система морального стимулирования;
• наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
• торжественный прием вновь поступивших в школу;
• проводы выпускников;
• просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
• регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
• проведение тематических праздников;
• встречи со знаменитыми спортсменами;
• экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
• тематические диспуты и беседы;
• трудовые сборы и субботники;
• оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: тренеры - преподаватели, имеющие среднее и высшее, специальное образование, имеющие опыт работы с детским коллективом, обладающие знаниями и практическими умениями вида спорта баскетбол, стремящиеся к профессиональному росту.
Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVD- записи
соревнований с участием баскетболистов, методические разработки в области баскетбола.
Материально техническое обеспечение:
спортивный зал с оборудованием:
- баскетбольные мячи, № 5, 6, 7 ;
- накидки разных цветов
- легкоатлетические барьеры
- снаряды для метания
- гимнастические скамейки
- скакалки
- мяч волейбольный
- мяч футбольный
- мячи теннисные
- фишки переносные
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Аудиовизуальные средства
1. Материалы семинара тренеров по баскетболу «Некоторые аспекты
технической и тактической подготовки баскетболистов» видео.
2. Игры в тренировке баскетболистов [CD диск].
3. Индивидуальная подготовка баскетболистов [CD диск].
Электронные ресурсы
1. Российская федерация баскетбола [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://russiabasket.ru
2. Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sportrk.ru/
3. Коми Республиканская Федерация баскетбола [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.sportrk.ru/page/sportivnye_federatsii.sportivnye_federatsii_1.komi_respublikanskaya_federatsiya_basketbola/
4. МОУ ДОД «ДЮСШ № 2» г.Ухта [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dyussh2.11.i-schools.ru/
5. ГАОУ ДОД Республики Коми «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Юность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/public49392754
6. ГБУ "Спортивная школа Олимпийского резерва №71 «Тимирязевская»"
г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.team-basket.ru/about/
7. ГБУ Спортивная школа олимпийского резерва № 49 «Тринта» им.Ю.А. Равинского г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://trinta.ru
8. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru
9. Консультант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Slamdunk.ru - здесь живет баскетбол [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://slamdunk.ru
Список использованной литературы:
1. Анискина С.Н. Методика обучения тактике игры в баскетбол: метод, разраб. / С.Н. Анискина. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 38 с.
2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / под общ.ред. Ю.М.Портнова. - М., 1997. - 450 с.
3. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.Д. Железняк. - М.: Советский спорт, 2006. - 100 с.
4. Баула Н.П. Баскетбол: Тактика игры 5-6 классы / Н.П. Баула, В.И. Кучеренко. -М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с.
5. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
6. Вуден Д.Р. Современный баскетбол / сокр. пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 254 с.
7. Гатмен Б. Все о тренировке юного баскетболиста / Б. Гат-мен, Т. Финнеган / пер.с англ. Т.А. Бобровой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 303 с.
8. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства, 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский. - М.: Гранд, 1997. - 224 с.
9. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский. - М.: Гранд, 2010. - 352 с.
10. 15. Губа В.П. Особенности отбора в баскетболе / В.П. Губа, С.Г. Фомин, СВ. Чернов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. -144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по баскетболу
Спортивная секция. Рабочая программа по баскетболу. Цели, задачи, ожидаемый результат...
Рабочая программа по баскетболу
рабочая программа 2 часа в неделю для 5-8 классов...
Рабочая программа по баскетболу
СОДЕРЖАНИЕВведение............................................................................................1. Пояснительная записка ....................................................................
Рабочая программа по баскетболу группы СОГ
Рабочая программа...
Рабочая программа по баскетболу для групп УТГ
1. Повышение общефизической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).2. Совершенствование специальной физической п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА секции «БАСКЕТБОЛ»
Программа является основанием для определения качества реализации дополнительного оброзования....
Рабочая программа по баскетболу для 5-11 классов
Рабочая программа по баскетболу для 5-11 классов...