Рабочая программа по баскетболу МБУ ДО ДЮСШ
рабочая программа по физкультуре по теме

Слепнева Ирина Петровна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_basketbolu_dyussh.docx247.87 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\IMG-72e5dab9ff816e3ef4ec5a066eb96e3f-V.jpg

Содержание:

Введение.        3

1.Пояснительная записка        4

2. Организационно-методические указания .        5

2.1 Общие требования к организации учебно-тренировочного процесса в отделении баскетбола.        5

2.2. Основы многолетней подготовки спортсмена        5

3.        Содержание рабочей программы по баскетболу МБУ ДО ДЮСШ        7

3.1 Распределение учебной нагрузки        7

3.2.Программный материал        8

3.2.1. Теоретический раздел        8

3.2.2. Практический раздел        9

3.2.3 Контрольный раздел        13

3.2.4 Восстановительные мероприятия        17

3.2.5.Инструкторская и судейская практика        18

3.2.6. Психологическая подготовка        18

3.2.7 Воспитательная работа        19

4.        Условия реализации программы        20

Список использованной литературы:        21


Введение.

Баскетбол – одна из самых популярных игр в мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта.

Баскетбол имеет не только оздоровительно – гигиеническое значение, но и агитационно -  воспитательное. Он является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма.

 Программа относится к группе модифицированных  и имеет спортивно–оздоровительную направленность.

        Целью программы является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, обучению учащихся игре в баскетбол, овладение ими техникой и тактикой этого вида спорта.

В основу учебной программы заложены нормативно правовые основы, регулирующие деятельность детско-юношеских спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.

1.1. Принципы  спортивной подготовки:

  • Комплексность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, теоретической и воспитательной работы, а так же восстановительных мероприятий и медицинского контроля);
  • Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем спортивно - оздоровительном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико – тактической подготовленности
  • Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней тренировки, индивидуальных особенностей спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств, изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
  1. Формирование группы на этапе подготовки:
  • СОГ «Спортивно –оздоровительная группа»- в группу зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется спортивно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта – баскетбола, выбора спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на следующий  этап подготовки.

1.Пояснительная записка

Программа составлена для работы в МБУ ДО ДЮСШ в соответствии с типовым положением о детско-юношеских спортивных школах и с учетом опыта работы в образовательных учреждениях спортивной направленности. Настоящая программа разработана и составлена на основании следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание тренировочных занятий по избранному виду спорта:

  • Приказ Министерства спорта России «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол» от 10.04.2013 №114;
  • Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273  - ФЗ;
  • Федеральных государственных требований;
  • Федеральный закон « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 257 –ФЗ;
  • Приказ Государственного комитета  РФ по физической культуре, спорту и туризму «Об утверждении типового плана – проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ и УОР)» от 28.июня 2001 г. №390;
  • Примерная программа по баскетболу Федерального агентства по физической культуре и спорту  «примерные программы спортивной подготовки для детско–юношеских спортивных школ, специализированных детско–юношеских школ олимпийского резерва»;

Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

Основная цель реализации данной программы – Обеспечение разностороннего физического развития, укрепление здоровья учащихся, воспитание гармоничной, социально-активной личности по средствам обучения игре в баскетбол.

Отличительная особенность программы в её социальной направленности.  Программа предоставляет возможность детям,  имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Обучение  по программе  стимулирует учащегося к дальнейшему совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы. Программа так же предоставляет возможность воспитанникам, ранее занимающимся баскетболом в группах  спортивной подготовки (НП, ТГ), по каким - либо причинам, прекратившим занятия, но сохранившим интерес к предмету образовательной деятельности,  продолжить обучение по спортивно – оздоровительной программе «Баскетбол» на этапе, соответствующему его уровню подготовки и возрасту.

Реализация программы осуществляется таким образом, что наиболее успешные воспитанники, имеют возможность перехода и дальнейшего обучения в спортивных группах МБУ ДО ДЮСШ    

Задачи:

  • привлекать  максимальное количество детей к  систематическим занятиям спортом;
  • формировать у детей и потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности;
  • повышать уровень развития физических качеств (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость);
  • овладеть основами игры в баскетбол;
  • овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу;
  • выявить перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения обучения  в спортивных группах.

Занимающиеся  учебной группы  распределяются по возрасту. Для каждой группы, устанавливается наполняемость и режим тренировочной и соревновательной работы.

Обучение в МБУ ДО ДЮСШ рассчитано на один год:

К каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а так же требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов.

Выполнение задач, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно – тренировочного плана, переводных нормативов; участие в соревнованиях и организация проведения контрольных игр; осуществление восстановительно – профилактических мероприятий; прохождение инструкторской и судейской практики.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной подготовке, овладения теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению соревнований.

2. Организационно-методические указания.

2.1 Общие требования к организации учебно-тренировочного процесса в отделении баскетбола.

Программа составлена для  1 года обучения. Учебный материал по технико–тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а так же последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

Основными формами учебно – тренировочного процесса являются: групповые учебно – тренировочные занятия, медико–восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях и матчевых встречах, тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.

МБУ ДО ДЮСШ организует работу с обучающимися в течении всего календарного года. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается, как правило,  31 мая. Годовой объем учебно – тренировочной работы  определяется из расчета недельного режима работы для каждой отдельной группы на 36 недель.

Расписание тренировочных занятий составляется администрацией ДЮСШ по представлению тренера – преподавателя с целью установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных школах и других учреждениях.

Для каждой группы представлены показатели наполняемости и режима учебно – тренировочной и соревновательной работы в соответствии с установленными нормами и требованиями (таблица 1).

Таблица 1

Комплектование учебных групп

и учебно-тренировочные и соревновательные режимы.

Год обучения

Возраст учащихся, лет

Кол-во уч-ся в учебной группе,

Чел.

минимум

Кол-во уч-ся в учебной группе, чел.

максимум

Кол-во тренировочных занятий в неделю

Общий объем

Подготовки

(час).

Кол-во часов

в неделю

Уровень спортивной подготовленности

1. Спортивно – оздоровительный этап  ( СОГ )

1-й год

10-13

18

25

2

4

Выполнение норм по физической и технической подготовке. Участие в товарищеских матчах.

1. Перевод обучающихся в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки проводиться решением тренерского совета, выполнения контрольных нормативов общей и физической подготовки, а так же заключению врача.            

2.   При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту (не более 2-ух лет) и спортивной подготовленности не должно превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше 2-х спортивных разрядов.

3.  Обучающиеся не выполнившие контрольные нормативы продолжают обучение повторно на этом же этапе.

2.2. Основы  подготовки спортсмена

Целью подготовки спортсмена является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей.

Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой контрольные нормативы. Выполнение программных требований, выраженных в количественных показателях физической, технической, тактической, и теоретической подготовки является основным критерием перевода учащихся  на  следующий этап подготовки. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).

 Период подготовки юных спортсменов:

СОГ в группу зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься баскетболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта – баскетбола, выбора спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на следующий этап спортивно – оздоровительной подготовки или зачисление учащихся в группы спортивной направленности.

Задачи  

  1.  отбор способных к занятиям баскетболом детей.
  2. формирование стойкого интереса к занятиям.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости, выносливости) для успешного овладения навыками игры.
  5. обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
  6. привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
  7. перевод одаренных детей в группы спортивной направленности.

8.    Формирование дружеских отношений внутри детского коллектива

Для выполнения задач необходимо: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, приемных и переводных контрольных нормативов;  участие в соревнованиях и проведение контрольных игр, осуществление восстановительно-профилактических мероприятий, просмотр учебных кинофильмов и видеозаписей соревнований, тренировок  квалифицированных спортсменов, прохождение инструкторской и судейской практики,  организация систематической воспитательной работы, привитие навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы  ДЮСШ.

Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.

Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.

Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом выносливость и т.д. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.

В таблице 2 представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков.

Таблица 2

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

10

11

12

13

Длина тела

+

+

Мышечная масса

+

+

Быстрота

+

+

Скоростно-силовые качества

+

+

+

+

Сила

+

+

Выносливость

+

Анаэробные возможности

+

+

Гибкость

+

Координационные способности

+

+

+

Равновесие

+

+

+

+

3.Содержание рабочей программы по баскетболу МБУ ДО ДЮСШ

3.1 Распределение учебной нагрузки

Одним из важнейших вопросов построения тренировочного процесса является распределение программного материала

 В программе представлен годовой учебный план на 36 рабочих недель.

Расписание учебного времени на 2017-2018 учебный год,  СОГ (36 нед. 4 часа)                  таблица 3

1.Теория

Часы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

История баскетбола в СССР.

Становление баскетбола как вида спорта.

Характеристика сильнейших национальных команд.

Личная гигиена.

Правила соревнований.

2

3

2

3

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

12

1

2

2

2

1

1

1

1

1

II.ОФП и СФП

60

7

7

6

6

7

7

6

7

7

1

Общая физическая подготовка

35

4

4

4

3

4

4

4

4

4

2

Специальная физическая подготовка

25

3

3

2

3

3

3

2

3

3

III. Избранный вид спорта

72

8

7

8

8

8

8

9

8

8

1

Техническая подготовка

36

4

4

3

4

5

4

4

4

4

2

Тактическая подготовка

28

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

Соревновательная деятельность

4

1

1

1

1

4

Инструкторская и судейская практика

-

5

Контрольные испытания

3

1

1

1

6

Восстановительные мероприятия

-

7

Врачебный контроль

2

1

1

Итого часов:

144

16

16

16

16

16

16

16

16

16


3.2.Программный материал

Программный материал состоит из нескольких разделов (теоретического, практического, контрольного, восстановительных мероприятий), охватывающих все виды спортивной подготовки учащихся отделения баскетбола и обеспечивающих интегральную подготовку высококвалифицированных баскетболистов.

3.2.1. Теоретический раздел

Теоретический раздел программы предусматривает наличие тем, обеспечивающих формирование не только знаний, связанных со спортивной игрой «Баскетбол», но и мировоззренческих знаний: по истории развития этого вида спорта, о медико-биологических и гигиенических основах спортивной деятельности, о средствах и методах спортивной тренировки, а также приобретение научно-практических знаний по современным способам восстановления организма после физических нагрузок и

профилактики травматизма. Перечень теоретических тем.

                Таблица 4

Теоретическая тема

«СОГ

Физическая культура и спорт в России История баскетбола

1

Становление баскетбола как вида спорта.

1

Режим юного спортсмена

1

Физическое воспитание детей и подростков

1

Сведения о строении детского организма

1

Утомление, его признаки и меры предупреждения, самоконтроль на занятии

1

Личная  гигиена спортсмена

1

Единая спортивная классификация

Исторические справки о развитии баскетбола, выдающихся спортсменах.

Органы управления физкультурным движением в РФ.

Характеристика сильнейших национальных команд

Роль питания в спортивной подготовке.

1

Организация активного отдыха в каникулярное время

Основы технико – тактических приемов игры

Основы психологической готовности спортсмена

1

Профилактика  заболеваний

1

Травматизм в спорте, оказание первой медицинской помощи.

Спортивные соревнования:

Организация, проведение, судейство.

1

Правила соревнований по баскетболу

1

Всего часов

12

3.2.2. Практический раздел

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и тренировочных занятиях в учебных группах по этапам спортивной подготовки. Этот раздел предусматривает как обучение (совершенствование) занимающихся техническим и тактическим действиям, развитие (воспитание) физических качеств, так и повышение уровня психологической подготовленности необходимой для становления  спортсмена (таблица 5).

Техническая подготовка

Приемы игры

1-й

Прыжок толчком двух ног

+

Прыжок толчком одной ноги

+

Остановка прыжком

Остановка двумя шагами

Повороты вперед

+

Повороты назад

+

Ловля мяча двумя руками на месте

+

Ловля мяча двумя руками в движении

Ловля мяча двумя руками в прыжке

Ловля мяча двумя руками при встречном движении

Ловля мяча двумя руками при поступательном движении

Ловля мяча двумя руками при движении сбоку

Ловля мяча одной рукой на месте

Ловля мяча одной рукой в движении

Ловля мяча одной в прыжке

Ловля мяча одной рукой при встречном движении

Ловля мяча одной рукой при поступательном движении

Ловля мяча одной рукой при движении сбоку

Передача мяча двумя руками сверху

+

Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками от груди(с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком)

+

Передача мяча двумя руками с места

+

Передача мяча двумя рукам в движении

Передача мяча двумя руками в прыжке

Передача мяча двумя руками (встречные)

Передача мяча двумя руками (поступательные)

Передача мяча двумя руками на одном уровне

Передача мяча двумя руками (сопровождающие)

Передача мяча одной рукой сверху

Передача мяча одной от головы

Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком)

Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком)

Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком)

Передача мяча одной рукой с места

+

Передача мяча одной рукой в движении

Передача мяча одной рукой в прыжке

Передача мяча одной рукой (встречные)

Передача мяча одной рукой (поступательные)

Передача мяча одной рукой на одном уровне

Передача мяча одной рукой (сопровождающие)

Ведение мяча с высоким отскоком

+

Ведение мяча с низким отскоком

+

Ведение мяча со зрительным контролем

+

Ведение мяча без зрительного контроля

Ведение мяча на месте

+

Ведение мяча по прямой

+

Ведение мяча по дугам

+

Ведение мяча по кругам

+

Ведение мяча зигзагом

Обводка соперника с изменением высоты отскока

Обводка соперника с изменением направления

Обводка соперника с изменением скорости

Обводка соперника с поворотом и переводом мяча

Обводка соперника с переводом под ногой

Обводка соперника за спиной

Обводка соперника с использованием нескольких приемов подряд (сочетание)

Броски в корзину двумя руками сверху

+

Броски в корзину двумя руками от груди

+

Броски в корзину двумя руками снизу

+

Броски в корзину двумя руками сверху вниз

Броски в корзину двумя руками (добивание)

Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита

+

Броски в корзину двумя руками без отскока от щита

Броски в корзину двумя руками с места

+

Броски в корзину двумя руками в движении

+

Броски в корзину двумя руками в прыжке

Броски в корзину двумя руками (дальние)

Броски в корзину двумя руками (средние)

Броски в корзину двумя руками (ближние)

Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом

+

Броски в корзину двумя руками под углом к щиту

+

Броски в корзину двумя руками параллельно щиту

Броски в корзину одной рукой сверху

Броски в корзину одной рукой от плеча

+

Броски в корзину одной рукой снизу

Броски в корзину одной рукой сверху вниз

Броски в корзину одной рукой (добивание)

Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита

+

Броски в корзину одной рукой с места

+

Броски в корзину одной рукой в движении

+

Броски в корзину одной рукой в прыжке

Броски в корзину одной рукой (дальние)

Броски в корзину одной рукой (средние)

Броски в корзину одной рукой (ближние)

Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом

+

Броски в корзину одной рукой под углом к щиту

+

Броски в корзину одной рукой параллельно щиту

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка игроков осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях, обеспечивающих слаженное взаимодействие игроков на площадке: тактика нападения и тактика защиты (таблицы 6).

Тактика нападения

Таблица 6

Приемы игры

Год обучения

1-й

Выход для получения мяча

+

Выход для отвлечения мяча

+

Розыгрыш мяча

+

Атака корзины

+

«Передай мяч и выходи»

+

Заслон

Наведение

Пересечение

Треугольник

Тройка

Малая восьмерка

Скрестный выход

Сдвоенный заслон

Наведение на двух игроков

Система быстрого прорыва

Система эшелонированного прорыва

Система нападения через центрового

+

Система нападения без центрового

+

Игра в численном большинстве

+

Игра в меньшинстве

+

Тактика защиты

Таблица 7

Приемы игры

Год обучения

1-й

Противодействие получению мяча

+

Противодействие выходу на свободное место

+

Противодействие розыгрышу мяча

+

Противодействие атаке корзины

Подстраховка

Переключение

Проскальзывание

Групповой отбор мяча

Против тройки

Против малой восьмерки

Против скрестного выхода

Против сдвоенного заслона

Против наведения на двух

Система личной зашиты

Система зонной защиты

Система смешанной защиты

Система личного прессинга

Физическая подготовка  

Общеподготовительные упражнения

Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.».

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика.. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне;. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис  (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег  по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями.  Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек0

Специально-подготовительные упражнения

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема ( набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

3.2.3 Контрольный раздел

Контрольный раздел. Материал раздела регламентирует дифференцированный и объективный мониторинг результатов тренировочного процесса и уровня подготовленности спортсменов.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний - умений, о состоянии и динамике физического развития, уровня технической и тактической подготовленности каждого спортсмена.

Контроль работы включает предварительный учет, то есть данные, с которыми пришли занимающиеся в отделение и текущий учет – на протяжении всего периода обучения. Анализ контрольных результатов позволяет более рационально подобрать средства и методы в подготовке конкретной группы спортсменов, что способствует повышению уровня учебно-тренировочного процесса. Сравнение результатов контрольных нормативов в начале и в конце учебного года, динамика ответной реакции организма на нагрузку в процессе подготовки баскетболистов позволяют судить об адаптации организма к выполняемой нагрузке.

В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:

- текущей оценки усвоения изучаемого материала;

-оценки результатов выступления на соревнованиях (командный и индивидуальный результат);

- выполнения контрольных упражнений по различным видам подготовки.

. Нормативные требования контрольных упражнений по физической подготовке  и технике представлены в таблице 10-15.


Таблица10

Контрольно-переводные нормативы групп СОГ мальчики

Возраст

Бег 20 метров

Прыжок в длину с места

Высота подскока (см.)

Метание набивного мяча 1 кг.

(см.)

Ведение мяча 40 м. (сек.)

Передачи б/б мяча в стену за 30 сек. раст.1,5 м.

Попадание из-под кольца за 30 сек.

Челночный бег 40 сек.

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

6,2-5,9

5,8-5,6

5,6

100-124

125-139

140

20-24

25-30

31

210-249

250-279

280

15,0-14,1

14,0-12,2

12,1

15-20

21-26

26

2-3

4-5

6

115-125

126-140

141

6,1-5,9

5,8-5,6

5,5

144-145

145-152

153

25-29

30-34

35

250-289

290-319

320

14,0-13,3

13,2-11,6

11,5

1125

26-30

31

3-4

5-6

7

125-148

149-154

155

6,0-5,8

5,7-5,5

5,4

145-150

151-170

171

27-31

32-37

38

310-331

332-359

360

13,0-12,1

12,0-11,2

11,1

25-30

31-35

36

4-5

6-7

8

150-161

162-174

175

3,9-4,1

3,7-3,8

3,6

160-170

171-181

182

30-34

35-39

40

325-

350

351-379

380

11,4-12,7

10,9-11,6

10,8

26-31

32-35

36

5-6

7-8

9

155-164

165-179

180

Таблица 11

Контрольно-переводные нормативы групп СОГ  девочки

Возраст

Бег 20 метров

Прыжок в длину с места

Высота подскока (см.)

Метание набивного мяча 1 кг.

(см.)

Ведение мяча 40 м. (сек.)

Передачи б/б мяча в стену за 30 сек. раст.1,5 м.

Попадание из-под кольца за 30 сек.

Челночный бег 40 сек.

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

6,3-6,0

5,9-5,7

5,6

105-119

120-134

135

18-24

25-29

30

210-249

250-279

280

15,0-14,1

14,0-12,2

12,1

13-17

18-24

25

2-3

4-5

6

110-121

122-134

135

6,1-5,9

5,8-5,6

5,5

125-134

135-147

148

20-26

27-32

33

240-279

280-309

310

14,513,9

13,8-12,1

12,0

1520-

21-27

28

3-4

5-6

7

125-145

146-151

152

6,0-5,9

5,8-5,5

5,4

130-145

146--165

166

22-28

29-34

35

300-324

325-349

350

14,2-13,3

13,2-11,6

11,5

22-26

27-32

33

4-5

6-7

8

145-155

156-164

165

4,2-4,3

3,9-4,1

3,8

155-166

167-178

179

28-32

33-37

38

320-350

351-369

370

12,1-13,0

11,1-12,0

11,2

24-27

28-32

33

5-6

7-8

9

150-160

161-171

172


Методика проведения контрольных нормативов по физической и технической подготовке в спортивно–оздоровительных группах  (СОГ)

Учащиеся 10-13 лет

  1.Бег 20метров

Испытуемый выполняет прямолинейный рывок (20 метров)  с высокого старта, учитывается лучшее время по двум попыткам.

2.Прыжок в длину с места.

Измерение проводится по общим правилам отчета длины прыжка, учитывается лучший результат по трем попыткам.

3. Высота подскока

. К щиту прикрепляется планка с сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится мелом квадрат 50х50 см. (от проекции щита в глубину площадки ). Предварительно у размеченной в сантиметрах шкалы измеряется рост испытуемого стоя с вытянутой вверх рукой. Затем испытуемый выполняет прыжок вверх с места, стараясь как можно выше сделать на планке отметку намеленными пальцами правой или левой руки. При выполнение прыжка и приземления испытуемый должен находиться в пределах начерченного квадрата. Фиксируется высота сделанной испытуемым отметки над уровнем площадки, а высота подскока оценивается разностью (выпрыгивание—рост). Учитывается лучший результат по трем попыткам.

4. 40-секундный «челночный» бег.

Испытуемый без пауз бегает от одной лицевой линии баскетбольной площадки до другой, стремясь преодолеть максимальное расстояние за 40 секунд. Учитывается расстояние, в метрах, преодоленное за 1 попытку.

5. Броски в движении (10 бросков)

Испытуемый выполняет по 5 атак (одной рукой от плеча, одной рукой снизу) с каждого края правой и левой рукой соответственно. Фиксируется общая сумма попаданий.

6.10 штрафных бросков

Испытуемый выполняет 10 бросков с линии штрафного, мяч подбирает партнер, при заступе за линию попадание не засчитывается, 1-й бросок пробный.

7. «Комплексный тест»

Оценивается быстрота передвижения, техника ведения мяча правой и левой рукой и точность бросков в движении и в прыжке. В ближней правой половине площадки (если стоять на середине лицевой линии, лицом к площадке ) расположены 4 набивных мяча. Первый в середине площадки в 3-х м от средней линии, второй - на боковой линии в 6        м от средней линии, третий в середине площадки в 6 м от первого мяча и четвертый в правом ближнем углу площадки. С левой стороны площадки, вдоль боковой линии на расстоянии 2 м от нее стоят три стойки. Одна стойка на средней линии площадки, а две другие впереди и сзади от нее на расстоянии 1,5 м. Испытуемый начинает движение смета пересечения средней и боковой линии в правой стороне площадки. Он передвигается левым боком в защитной стойке к первому мячу, касается его левой рукой, затем передвигается правым боком по направлению ко второму мячу, касается его правой рукой, продолжает передвигаться левым боком к
третьему мячу, касается его рукой и правым боком направляется к четвертому мячу. Коснувшись его правой рукой, испытуемый делает рывок к средней линии, на которой лежит баскетбольный мяч ( расстояние от мяча до правой боковой линии 2 м ), берет его и ведет к
щиту на противоположную половину площадки. Входит между 2-м и 3-м усиками в 3-х секундную зону и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит мяч и с ведением левой рукой выводит его из области  штрафного броска между лицевой - линией и 1-й усиком. Обходит зону штрафного броска слева направо, входит в область штрафного броска между 2-й и 3-й усиками и бросает мяч в корзину лево рукой. Подобрав мяч после броска, испытуемый ведет его правой рукой кстойкам, попеременно обводит вокруг каждую из них правой, левой, правой рукой, ведет мяч к противоположному щиту и завершает упражнение броском мяча в прыжке после остановки со средней дистанции. Секундомер выключается после попадания мяча в результате всех трех бросков, отскочивший мяч добивается.

8.«20 бросков с точек»

Оценивается точность бросков. Испытуемый выполняет 2 серии по 10 бросков с разнорасположенных и разноудаленных точек. Точки для бросков размечаются на площадке следующим образом:

  • точки 1 и 2 - слева от щита, на линии, параллельной лицевой линии площадки и проходящей через проекцию центра кольца;
  • точки 3 и 4 - слева от щита, на линии, проходящей через проекцию центра кольца под углом 45* к проекции щита;
  • точки 5 и 6 - на линии, проходящей проекцию центра кольца под углом 90 градусов к проекции щита ( т.е. прямо перед щитом );

■        точки 7 и 8 - симметричны точкам 3 и 4 справа от щита;

■        точки 9 и 10 - симметричны точкам 1 и 2 справа от щита.
А) Учащиеся 10-13 лет.

Расстояние точек 1, 3, 5, 7. 9 от проекции центра кольца 2,5 м, а точек 2, 4, <8,10-4 м.

Условия перевода на следующий год обучения

- При средней оценке 3,7-5 баллов - учащийся переводится на следующий год обучения.

- При наборе менее 3,7 баллов  – отчисляется или остается на повторное обучение.

Перевод учащихся на следующий год обучения производится решением тренерского совета, на основании выполнения нормативных показателей

3.2.4 Восстановительные мероприятия

Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.

Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.

Чаще всего травмы в баскетболе бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростными усилиями.

Во избежание травм рекомендуется:

1. Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.

2. Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.

3. Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.

4. Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.

5. Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.

6. Применять упражнения на расслабление и массаж.

7. Освоить упражнения на растягивание - «Стрейтчинг».

8. Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.

Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.

Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления, бассейн.

При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания РАМН, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.

Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю.

Медико-биологические средства проводятся под наблюдением врача.

Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.

3.2.5.Инструкторская и судейская практика

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:

1. Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.

2. Составить конспект и провести разминку в группе.

3. Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.

4. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.

5. Руководить командой класса на соревнованиях.

Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения:

1. Составить положение о проведении первенства школы по баскетболу.

2. Вести протокол игры.

3. Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.

4. Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).

5. Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.

6. Судить игры в качестве судьи в поле.

3.2.6. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.

На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.

В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:

- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;

- в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;

- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.

В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.

Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

3.2.7 Воспитательная работа

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

личный пример и педагогическое мастерство тренера;

• высокая организация учебно-тренировочного процесса;

• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

• дружный коллектив;

• система морального стимулирования;

• наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

торжественный прием вновь поступивших в школу;

• проводы выпускников;

• просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;

• регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

проведение тематических праздников;

• встречи со знаменитыми спортсменами;

• экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;

• тематические диспуты и беседы;

• трудовые сборы и субботники;

• оформление стендов и газет.

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.

  1. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: тренеры - преподаватели, имеющие среднее и высшее, специальное образование, имеющие опыт работы с детским коллективом, обладающие знаниями и практическими умениями вида спорта баскетбол, стремящиеся к профессиональному росту.

Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVD- записи

соревнований с участием баскетболистов, методические разработки в области баскетбола.

Материально техническое обеспечение:

спортивный зал с оборудованием:

- баскетбольные мячи, № 5, 6, 7 ;

- накидки разных цветов

- легкоатлетические барьеры

- снаряды для метания

- гимнастические скамейки

- скакалки

- мяч волейбольный

- мяч футбольный

- мячи теннисные

- фишки переносные


ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аудиовизуальные средства

1. Материалы семинара тренеров по баскетболу «Некоторые аспекты

технической и тактической подготовки баскетболистов» видео.

2. Игры в тренировке баскетболистов [CD диск].

3. Индивидуальная подготовка баскетболистов [CD диск].

Электронные ресурсы

1. Российская федерация баскетбола [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://russiabasket.ru

2. Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sportrk.ru/

3. Коми Республиканская Федерация баскетбола [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.sportrk.ru/page/sportivnye_federatsii.sportivnye_federatsii_1.komi_respublikanskaya_federatsiya_basketbola/

4. МОУ ДОД «ДЮСШ № 2» г.Ухта [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dyussh2.11.i-schools.ru/

5. ГАОУ ДОД  Республики Коми «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Юность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://vk.com/public49392754

6. ГБУ "Спортивная школа Олимпийского резерва №71 «Тимирязевская»"

г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.team-basket.ru/about/

7. ГБУ Спортивная школа олимпийского резерва № 49 «Тринта» им.Ю.А. Равинского г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://trinta.ru

8. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru

9. Консультант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

10. Slamdunk.ru - здесь живет баскетбол [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://slamdunk.ru

Список использованной литературы:

1. Анискина С.Н. Методика обучения тактике игры в баскетбол: метод, разраб. / С.Н. Анискина. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 38 с.

2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / под общ.ред. Ю.М.Портнова. - М., 1997. - 450 с.

3. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.Д. Железняк. - М.: Советский спорт, 2006. - 100 с.

4. Баула Н.П. Баскетбол: Тактика игры 5-6 классы / Н.П. Баула, В.И. Кучеренко. -М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с.

5. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

6. Вуден Д.Р. Современный баскетбол / сокр. пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 254 с.

7. Гатмен Б. Все о тренировке юного баскетболиста / Б. Гат-мен, Т. Финнеган / пер.с англ. Т.А. Бобровой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 303 с.

8. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства, 1000 баскетбольных упражнений / А.Я. Гомельский. - М.: Гранд, 1997. - 224 с.

9. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский. - М.: Гранд, 2010. - 352 с.

10. 15. Губа В.П. Особенности отбора в баскетболе / В.П. Губа, С.Г. Фомин, СВ. Чернов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. -144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по баскетболу

Спортивная секция. Рабочая программа по баскетболу. Цели, задачи, ожидаемый результат...

Рабочая программа по баскетболу

рабочая программа 2 часа в неделю для 5-8 классов...

Рабочая программа по баскетболу

СОДЕРЖАНИЕВведение............................................................................................1. Пояснительная записка ....................................................................

Рабочая программа по баскетболу для групп УТГ

1.     Повышение общефизической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).2.     Совершенствование специальной физической п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА секции «БАСКЕТБОЛ»

Программа является основанием для определения качества реализации дополнительного оброзования....

Рабочая программа по баскетболу для 5-11 классов

Рабочая программа по баскетболу для 5-11 классов...