Военно-спортивная игра "Зарница"
методическая разработка по физкультуре на тему

Общие положения. Сценарий мероприятия разработан в рамках реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р и устанавливает требования, порядок подготовки и условия проведения военно-патриотической игры «Зарница».

Цель игры: физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование.

Задачи игры:

• совершенствование и повышение эффективности системы патриотического и физического воспитания подрастающего поколения;

• закрепление у подрастающего поколения знаний по истории Отечества, истории Российской армии;

• воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;

• формирование у ребят устойчивой гражданской позиции и чувства сопричастности к истории своей страны;

• воспитание у подрастающего поколения положительных морально-психологических качеств;

• профилактика наркозависимости, табакокурения и других негативных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voenno-sportivnaya_igra_zarnitsa_leto_2017.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Военно-спортивная игра «Зарница»

Методическая разработка проведения игры «Зарница» в пришкольном лагере дневного пребывания «Взлётная полоса» МБОУ СОШ №13  г. Сургута.

Разработчик: Бушуева Наталья Анатольевна учитель физической культуры.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения. Сценарий мероприятия разработан в рамках реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р и устанавливает требования, порядок подготовки и условия проведения военно-патриотической игры «Зарница».

Цель игры: физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование.

Задачи игры:

• совершенствование и повышение эффективности системы патриотического и физического воспитания подрастающего поколения;

• закрепление у подрастающего поколения знаний по истории Отечества, истории Российской армии;

• воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;

• формирование у ребят устойчивой гражданской позиции и чувства сопричастности к истории своей страны;

• воспитание у подрастающего поколения положительных морально-психологических качеств;

• профилактика наркозависимости, табакокурения и других негативных привычек.

В Игре принимают участие дети и подростки, находящиеся в лагерях дневного пребывания, которые не имеют противопоказаний к занятиям физкультурой. Состав команды 10 человек: по 3 человека из 1-3 классов, по 3 человека из 4-6 классов, 4 человека из 7-8 классов. В командах должны присутствовать и мальчики, и девочки.

Организаторы игры. Участие в подготовке игры «Зарница» принимают: – начальник лагеря; – вожатые; – спорт-инструктор; – медицинский работник;

Материально-техническое обеспечение - музыкальное оборудование для открытия и завершения игры - инвентарь, необходимый для прохождения станций: эмблемы и форма, маршрутные листы. Основы безопасности жизнедеятельности – 5 противогазов, секундомер. Тематическая викторина – билеты с вопросами викторины. Метание теннисного мяча – теннисные мячи. Полоса препятствий – рукоход, шины, секундомер. Армейские звания – погоны воинских званий. Солдатский ремень – 3 солдатских ремня, секундомер. Летное поле – листы бумаги А4, ручки 10 шт. Оказание первой медицинской помощи – медикаменты, билеты с вопросами. Шифровальщик – листы с кодами и ключи к ним. Клад – флаг, схема-карта лагеря, листочки с подсказками - бумага и ручки для работы жюри - наградные материалы (грамоты, дипломы, подарки).

Организация и время прохождения игры - построение участников – 10 минут; - церемония открытия – 20 минут; - выдача маршрутных листов - 5 минут; - прохождение спортивных станции командами – 1,5 часа; - построение - подведение итогов - награждение - 20 минут.

Критерии определения победителей. Победителями в игре «Зарница» становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов по итогам прохождения станций.

Ход игры. Этапы (станции) игры.

1-й этап. «Построение». Игра начинается с общего построения, которое производится на территории лагеря. Участники команды выстраиваются в шеренгу и приветствуют судей заранее подготовленными названием, девизом и флагом.

2-й этап. «Открытие». Открытие военно-спортивной игры «Зарница» под звуки аккордов торжественной музыки. Начальник летнего лагеря открывает праздник.

3-й этап. «Выдача маршрутных листов». Капитаны команд получают маршрутные листы-карточки, на которых указан индивидуальный порядок прохождения станций. За каждое успешное выполнение задания на станции, участникам ставится отметка в маршрутном листе и выдается подсказка о месте нахождения финальной станции «клада». (Маршрутные листы должны быть разными во избежание одновременного прихода команд на одну и ту же станцию). (Пример маршрутных листов в Приложении 1). По команде начальника лагеря команды приступают к прохождению станций.

4-й этап. «Прохождение спортивных станций командами»: (1,5 часа). Участники команды при прибытии на станцию строятся в одну шеренгу. Инструкторы на станциях (воспитатели, мед.работник)  выбирают на свое усмотрение представителей команды для прохождения испытаний.

Станция. «Основы безопасности жизнедеятельности». 

Состав участников: 5 человек (1 девочка, 4 мальчика). Атрибуты: 5 противогазов, секундомер. Содержание: Исходное положение строевая стойка, противогаз на штатном месте. По команде «Газы!» Участники одевают противогаз и выдвигаются вперед на 5 м. Ошибки при выполнении команды: при надевании противогаза не закрыты глаза и не задержано дыхание или после надевания не сделан полный выдох; шлем - маска надета с перекосом; допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем - маску; противогаз снят не с затылка, а с подбородка; после снятия противогаза не сделан активный выдох и вдох воздуха. Оценка: Оценивается время и правильность выполнения норматива по одеванию противогаза. Командный результат определяется по наименьшей сумме времени всех участников команды.

Станция. «Тематическая викторина (Вопросы на знание истории Отечества, истории военных парадов 1941 года и «Парадов Памяти» 2011-2014 гг.)»

Подготовка: Начальники отрядов должны заранее ознакомить участников команды с материалом по истории Отечества, истории военных парадов 1941 года и «Парадов Памяти» 2011-2014 гг.). Примеры вопросов представлены в Приложении № 2. Содержание: Команда участников выстраивается в шеренгу перед столом, на котором находятся 10 билетов с вопросами (1 билет – 1 вопрос). Билеты расположены так, чтобы участники не видели вопросов. Участники по очереди подходят и вытягивают любой билет, отвечают на вопрос без подготовки. Использованные билеты откладываются в сторону. Оценка: Задание оценивается исходя из количества правильных ответов, которые дала команда. Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

Станция. «Метание теннисного мяча».

Место проведения: открытая площадка на территории лагеря. Состав участников: 10 человек. Атрибуты: теннисный мяч. Содержание: Каждый член команды с исходного положения с одной попытки бросает теннисный мяч на дальность. Оценка: Учитывается дальность бросков всех участников команды. Оценка выставляется по общей сумме показанных результатов («суммарной дальности бросков»).

Станция. «Полоса препятствий».

Место проведения: открытая оборудованная площадка на территории лагеря. Подготовка: на территории лагеря оборудован специальный участок для прохождения испытания. Станция может включает в себя следующие испытания: ускорение по прямой, преодоление препятствия: рукоход и бег по покрышкам, перемещение ползком под барьерами. Атрибуты: шины, рукоход, секундомер. Содержание: Все участники команды пробегает полосу препятствий на время. Оценка: Подсчет времени всех участников суммируется.

Станция «Армейские звания».

Атрибуты: погоны воинского звания. Содержание: Два участника команды по очереди раскладывают погоны по возрастанию воинского звания, называют звание (от рядового до полковника) соответствующее каждому погону, а так же определяют лишний погон (несуществующее воинское звание). Оценка этапа: 5 баллов, если разложили правильно, назвали правильно, определили правильно. 4 балла, если разложили правильно, назвали правильно, не смогли определить правильно лишний погон. 3 балла, если разложили правильно, не смогли назвать правильно, не смогли определить правильно лишний погон. 2 балла, если не смогли разложить правильно, не смогли назвать правильно, не смогли определить правильно лишний погон.

Станция. «Солдатский ремень».

Атрибуты: 3 солдатских ремня, секундомер. Содержание: Участники команды при прибытии на этап строятся в одну шеренгу. Перед началом этапа судья инструктирует участников и выбирает участников на свое усмотрение. Каждый участник получает у инструктора ремень солдатский. По сигналу инструктора необходимо правильно одеть и затянуть ремень солдатский. Время фиксируется по последнему участнику команды. Оценка этапа: Результат определяется по правильности выполненного задания и затраченному времени.

Станция. «Летное поле».

Место проведения: открытая площадка на территории лагеря. Подготовка: необходимо подготовить стол с чистой бумагой формата А4 и 10 ручками, выставить измеряемую дистанцию от участников 10-15 метров. Атрибуты: стол, пачка листов формата А4, 10 ручек, измерительная лента. Содержание: Участники команды выстраиваются в шеренгу. По команде, они должны смастерить самолет из листа бумаги, подписать его название и бросить как можно дальше с исходного положения с одной попытки. Оценка: Учитывается дальность бросков всех участников команды. Хозяин самолета с наилучшим броском получает звание «Лучший пилот».

Станция. «Оказание первой медицинской помощи».

1 этап «Аптечка». Подготовка: Необходимо разложить медикаменты и лишние предметы на столе. Атрибуты: Медикаменты, предметы не пригодные для первой помощи. Содержание: Команде необходимо собрать необходимые предметы в аптечку на время. С исходной позиции участники поочередно с учетом времени подбегают к столу с предметами, определяют и берут по одному медицинскому предмету и бегом перемещают его на свободный стол. Следующий член команды стартует только после передачи ему эстафеты от финишировавшего участника. Судьи следят за правильностью действий каждого члена команды. В случае, если участник неверно определил и принес «не медицинский предмет», судьи повторно направляют его за «нужным» предметом, не останавливая время. Задание считается выполненным, когда все 10 медицинских предметов будут выставлены на «свободном» столе. (Перечень медицинских предметов в Приложении 3) Оценка: Учитывается правильность выполнения задания и затраченное время.

2 этап станции «Оказание первой медицинской помощи». Подготовка: Необходимо подготовить вопросы по оказанию первой помощи пострадавшему. Атрибуты: карточка с теоретическими и практическими заданиями, секундомер. Содержание: Команда получает задание, которое содержит в себе два вопроса (теоретический и практический). Сначала участники команды отвечают на теоретические вопросы, а затем начинают оказывать мероприятия первой необходимой помощи. Проверка теоретических знаний по приёмам первой медицинской помощи может проводиться по темам: оказание первого медицинской помощи при обморожении; оказание первой медицинской помощи при ожогах, солнечном и тепловом ударе; оказание первой медицинской помощи при утоплении; оказание первой медицинской помощи при переломах конечностей; оказание первой медицинской помощи при отравлении. Практические действия по оказанию первой медицинской помощи могут включать в себя сердечно-легочную реанимацию или наложение шин на «перелом» и перенос пострадавшего на носилках. Оценка: Учитывается правильность выполнения задания и затраченное время

Станция «Шифровальщик».

Место проведения: помещение в здании лагеря или открытая площадка на территории лагеря. Содержание: Участникам судьей выдаются листы с цифровым шифром и «ключом». Необходимо с учетом времени расшифровать с «помощью ключа» цифровой ряд в текст, написать его на листе и передать судьям. Отсчет времени выполнения задания ведется с момента команды судьи «Приступить» до передачи ему листа с расшифрованным текстом. Необходимо расшифровать текст максимально быстро. Приложение №4 – пример. Оценка: Результат определяется по правильности выполненного задания и затраченному времени.

Станция. «Клад».

По прохождению всех станций дети, должны собрать подсказки, последняя из которых должна указать место, где именно спрятан «клад». Для облегчения ориентирования на местности можно составить схему – карту территории лагеря. Если территория лагеря небольшая и места мало, то подсказки для двух команд могут быть различными, чтобы команды не пересекались во время поиска Клада. Варианты подсказок для двух команд в Приложении 5.

5 этап. «Награждение».

Под звуки торжественной музыки происходит построение команд. Начальник лагеря объявляет результаты игры и награждает победителей. Участников игры, победивших в отдельных номинациях, можно наградить специальными призами.

Дополнительные рекомендации. В каждой команде нужно назначить ответственных, которые будут подготовлены по следующим специальностям:  РАЗВЕДЧИК. Уметь читать условные топографические знаки на картах и пользоваться компасом для ориентирования на незнакомой местности, определять расстояния до местных предметов простейшими способами, иметь навыки маскировки и выбора места для наблюдения, двигаться по азимуту в заданном направлении, уметь выполнять обязанности разведчика-наблюдателя и принимать участие в играх разведчиков на местности. САНИТАР. Уметь оказать первую медицинскую помощь при кровотечениях, переломах, ожогах, обморожениях, уметь транспортировать пострадавшего на руках, знать лекарственные травы и их применение, уметь пользоваться различными видами перевязочного материала. Совершенствовать приобретенные навыки оказания первой медицинской помощи, уметь транспортировать пострадавшего всеми способами из очага поражения (заражения), уметь оказать первую медицинскую помощь утопающему, при отравлении угарным газом, уметь оказать первую медицинскую помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах. КОМАНДИР КОМАНДЫ. Уметь управлять строем и организовать подготовку в составе отряда. Перестраивать отряд, четко и правильно подавать команды, уметь подготовить данные и двигаться по азимуту, уметь определять расстояния до целей, уметь подавать и принимать сигналы управления отрядом (рукой, флажком, фонариком), знать правила и уметь преодолевать участок поражения (заражения), знать условные топографические знаки, уметь измерять расстояние по карте с помощью измерителя, линейки, полоски бумаги. Для того, чтобы игру «Зарница» сделать более увлекательной, можно добавить в нее «ДИВЕРСАНТОВ». В их обязанности будет входить «взятие в плен» одного из участников команды во время перемещения между станциями. Усложнить игру можно установив минное поле (его можно имитировать, нарисовав цветные пятна на полу), неосторожно пройдя которое участник команды выбывает из игры.

Приложение 1

Маршрутный лист команды «Орлята». № станции. Название станции. Результат прохождения станции. 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 2. Тематическая викторина. 3. Метание теннисного мяча. 4. Полоса препятствий. 5. Армейские звания. 6. Солдатский ремень. 7. Летное поле. 8. Оказание первой медицинской помощи. 9. Шифровальщик. 10. Клад.

Маршрутный лист команды______________________________ № станции_________ Название станции. Результат прохождения станции. 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 2. Тематическая викторина. 3. Метание теннисного мяча. 4. Полоса препятствий. 5. Армейские звания. 6. Солдатский ремень. 7. Летное поле. 8. Оказание первой медицинской помощи. 9. Шифровальщик. 10. Клад.

Приложение 2

Вопросы по тематической викторине для учащихся начальных классов (1-4 кл.).

1. Где проходил Военный парад 7 ноября 1941 года? * (Москва, Куйбышев, Воронеж)

2. В каком городе 7 ноября 1941 года парад включал в себя не только прохождение войск и боевой техники, но также и воздушный парад? * (Куйбышев)

3. Сколько длился парад 7 ноября 1941 года в Москве, в городе Куйбышеве? *(В Москве 25 минут, в Куйбышеве около 3-х часов).

4. Что стало украшением парада 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве? *(Украшением парада в Куйбышеве стала его воздушная часть. Это был единственный воздушный парад за все годы войны, ставший грандиозной демонстрацией советских ВВС иностранному дипломатическому корпусу).

5. Кто командовал парадом 7 ноября 1941 года в Куйбышеве? * (Командовал парадом генерал Максим Алексеевич Пуркаев).

6. Кто командовал парадом Памяти прошедшим в городе Самара в 2011 году? *(Командовал парадом герой России полковник Игорь Валентинович Станкевич).

7. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2011 году? *(70-летию парада 1941 года в «Запасной столице» г. Куйбышеве).

8. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2012 году? * (Подвигу тружеников тыла).

9. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2013 году? *(70-летию образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ).

10. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2014 году? * (Дружбе народов).

Приложение 3

Содержание аптечки для оказания первой помощи.

1. бинт стерильный

2. бинт нестерильный

3. бинт трубчатый

4. вата стерильная

5. салфетки марлевые

6. валидол

7. перекись водорода

8. йод

9. раствор зеленого бриллиантового

10. лейкопластырь

11. жгут кровеостанавливающий

12. аппарат для проведения искусственного дыхания

13. анальгин

14. нашатырный спирт

Приложение 4

Примеры заданий для станции «Шифровальщик».

33 13,32,2,13,32 20,6,2,33 18,16,19,19,10,33 ! (Я люблю тебя Россия!) Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина. 14,15,16,4,16 6,19,20,30 15,1 19,3,6,20,6 12,18,16,14,6 15,1,26,6,11 19,20,18,1,15,29 3,19,33,12,10,23 4,16,19,21,5,1,18,19,20,3 10 9,6,14,6,13,30 15,16 16,5,15,1 21 25,6,13,16,3,6,12,1 18,16,5,15,1,33 14,1,20,30 16,5,15,1 21 15,6,4,16 10 18,16,5,10,15,1. Алфавит русский. А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я –

Приложение 5

Подсказки 1 команде.

1. Школу все, конечно, знают, часто многие бывают. Все внимательно глядите, записку у крыльца ищите. В школу, чур, не заходить, деревья, клумбы не сносить, лишь внимательно искать, ничего не пропускать.

2. Письмо лежит другое у нас на стадионе. Где футбольные ворота, там его сейчас найдёте.

3. Есть в лагере песочница, ищите там сейчас. Внимательно и пристально смотрите вы вокруг. И может быть тогда найдёте её вдруг.

4. «А путь ваш дальнейший лежит к белому терему, что стоит неподалеку, цепями окованный. Напротив того терема в двухэтажных палатах живет главная ромашка. Подсказку ищите в тереме.

5. «Во широком поле, где добры молодцы силушкой меряются и богатырскую удаль свою показывают, стоят железные кони. Обойдите широкое поле, найдите нужного скакуна, который подскажет вам нужную дорожку».

Подсказки 2 команде.

1. Где искать письмо другое, я секрет сейчас открою. В лагере есть стенд у нас, там ищите вы сейчас, всё внимательно глядите, ничего не пропустите, и откроется для вас наш секретик в тот же час.

2. Чтобы в лагерь к нам войти, через ворота надо пройти. Если записку поискать, можно и на другой этап попасть.

3. «Есть в нашем царстве – государстве лестница в небо и растет она корнями в земле. Пошлите гонца на эту лестницу, пусть он добудет вам верную подсказку.

4. Встань спиной к волшебной лестнице, лицом к палатам главной ромашки, повернись налево и сделай 10 шагов, поверни на восток, сделай еще 10 шагов. Найди подсказку.

5. Клад спрятан в радиусе 10 метров от этого места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-спортивный праздник "Путь призывника"

Военно-спортивный праздник "Путь призывника"...

Военно – спортивная игра

Военно – спортивная игра на звание лучшего «ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА», посвященная празднованию «Победный май!»...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Занятие военно-патриотического клуба ЩИТ - УТЛ «Комплексная подготовка к практическим этапам военно-спортивных игр»

Лицеисты, члены военно-патриотического клуба ЩИТ – УТЛ, являются постоянными участниками ежегодных различных мероприятий военно-патриотической направленности:-...

Разработка военно-спортивного мероприятия "Военная лыжня"

Данные материалы включают в себя сценарий военно-спортивной игры "Военная лыжня", раздаточные материалы для этапов (ранее материал был взят в сети Интернет и переработан под условия средней школы)...

Презентация и тезисы «Военно-спортивная игра «Боец», как одна из форм военно-патриотического воспитания в подготовке старшеклассников к службе в армии»

Реализовывая  военно-патриотическое воспитание в кадетском корпусе, нами используется большое разнообразие форм работы с кадетским классом, одной из  которых является военно-спортивная игра ...